Научная статья на тему 'О поправках к Конституции Российской Федерации: pro et contra'

О поправках к Конституции Российской Федерации: pro et contra Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
238
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская Федерации / законодательство / нормативный правовой акт / Конституция Российской Федерации / федеральный закон РФ / Федеральный закон РФ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 6 февраля 1998 г. / система нормативных правовых актов / юридическая сила / поправка / Russian Federation / legislation / regulatory legal act / Constitution of the Russian Federation / Federal Law of the Russian Federation / Federal Law of the Russian Federation «On the Procedure for the Adoption and Entry into Force of Amendments to the Constitution of the Russian Federation» dated February 6 / 1998 / system of regulatory legal acts / legal force / amendment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Юрьевич Кирсанов

На основе анализа юридической литературы и законодательства о поправках к Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. обосновано несколько суждений: Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. является одним из нормативных правовых актов, обладающих наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации; изменения в Конституцию РФ допустимы исключительно в соответствии с Федеральным законом РФ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 6 февраля 1998 г.; поправки необходимо рассматривать как способ реформирования Конституции РФ; допустимость поправок в Конституцию РФ предполагает принятие Федерального закона РФ «О системе нормативных правовых актов в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On amendments to the Constitution of the Russian Federation: pro et contra

Based on the analysis of legal literature and legislation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 12, 1993, several judgments are substantiated in the article: The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993 is one of the normative legal acts having the highest legal force on the territory of the Russian Federation; amendments to the Constitution of the Russian Federation are permissible only in accordance with the Federal Law of the Russian Federation «On the Procedure for the Adoption and Entry into Force of Amendments to the Constitution of the Russian Federation» of February 6, 1998; amendments must be considered as a way to reform of the Constitution of the Russian Federation; the permissibility of amendments to the Constitution of the Russian Federation presupposes the adoption of the Federal Law of the Russian Federation «On the system of regulatory legal acts in the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «О поправках к Конституции Российской Федерации: pro et contra»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-113-116 NIION: 2003-0059-4/22-362 MOSURED: 77/27-003-2022-04-561

Алексей Юрьевич Кирсанов

Научно-исследовательский институт образования и науки, Москва, Россия, inconsult.ak@gmail.com

Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства о поправках к Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. обосновано несколько суждений: Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. является одним из нормативных правовых актов, обладающих наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации; изменения в Конституцию РФ допустимы исключительно в соответствии с Федеральным законом РФ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 6 февраля 1998 г.; поправки необходимо рассматривать как способ реформирования Конституции РФ; допустимость поправок в Конституцию РФ предполагает принятие Федерального закона РФ «О системе нормативных правовых актов в Российской Федерации».

Ключевые слова: Российская Федерации, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция Российской Федерации, федеральный закон РФ, Федеральный закон РФ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 6 февраля 1998 г., система нормативных правовых актов, юридическая сила, поправка

Для цитирования: Кирсанов А. Ю. О поправках к Конституции Российской Федерации: pro et contra // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 113-116. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-113-116.

Original article

Alexey Yu. Kirsanov

Scientific-research institute of education and science, Moscow, Russia, inconsult.ak@gmail.com

Abstract. Based on the analysis of legal literature and legislation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 12, 1993, several judgments are substantiated in the article: The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993 is one of the normative legal acts having the highest legal force on the territory of the Russian Federation; amendments to the Constitution of the Russian Federation are permissible only in accordance with the Federal Law of the Russian Federation «On the Procedure for the Adoption and Entry into Force of Amendments to the Constitution of the Russian Federation» of February 6, 1998; amendments must be considered as a way to reform of the Constitution of the Russian Federation; the permissibility of amendments to the Constitution of the Russian Federation presupposes the adoption of the Federal Law of the Russian Federation «On the system of regulatory legal acts in the Russian Federation».

Keywords: Russian Federation, legislation, regulatory legal act, Constitution of the Russian Federation, Federal Law of the Russian Federation, Federal Law of the Russian Federation «On the Procedure for the Adoption and Entry into Force of Amendments to the Constitution of the Russian Federation» dated February 6, 1998, system of regulatory legal acts, legal force, amendment

For citation: Kirsanov A. Yu. On amendments to the Constitution of the Russian Federation: pro et contra. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(4):113-116. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-113-116.

О поправках к Конституции Российской Федерации:

pro et contra

On amendments to the Constitution of the Russian Federation: pro et contra

© Кирсанов А. Ю., 2022

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Предметом данной статьи является Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. и процесс ее обновления посредством принятия «поправок».

Первоначально о состоянии теории.

Так, Н. А. Трусов отметил следующее: «В преддверии общероссийского голосования и набирающего оборот общественного обсуждения внесенного в Государственную Думу Российской Федерации проекта Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» в статье предпринята попытка найти потенциально возможные в рамках обсуждения дискуссионные вопросы техники и содержания указанного проекта закона. Для этого автор с критической точки зрения оценил предполагаемые им отдельные вопросы техники и содержания указанного проекта Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, предложил свое видение преодоления потенциально дискуссионных вопросов и сформулировал предложения по совершенствованию отдельных положений Конституции Российской Федерации в контексте цели регулирующего воздействия рассматриваемого им проекта Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации» [1].

С. А. Авакьян «обсуждает проблему возможных поправок к Конституции Российской Федерации» («В завершение анализа нельзя не сказать о конституционных аспектах пока у нас не представляемого и маловероятного пути завершения карьеры Президента РФ ... — с обозначением преемника, которого изберут новым Президентом. ... Итак, конституционное реформирование имеет в России на современном этапе серьезные основания...») [2].

Убедительны суждения В. Н. Галузо, фактически беспристрастно представившего процесс видоизменения Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. посредством принятия пяти поправок: «20 марта 1998 г. вступил в юридическую силу Федеральный закон РФ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 6 февраля 1998 г. В ст. 2 названного Федерального закона РФ от 6 февраля 1998 г. речь идет о новой разновидности нормативного правового акта — «закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации», как «форме нормативного правового акта о поправке к Конституции Российской Федерации». Анализ положений двух частей (ч. 1 и 2) ст. 1 Федерального закона РФ от 6 февраля 1998 г. позволяет выделить три порядка принятия всякой «поправки» к Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.: первый порядок — допустимость изменения положений всех статей глав 3-8 Конституции РФ, правовым обосно-

ванием для чего рассматриваются статьи 108, 134 136 Конституции РФ (ч. 1 ст. 1); второй порядок — допустимость изменения положений всех статей глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, правовым обоснованием для чего рассматривается статья 135 Конституции РФ (абзац первый ч. 2 ст. 1); третий порядок — допустимость изменения положений статьи 65 Конституции РФ, правовым обоснованием для чего рассматривается статья 137 Конституции РФ (абзац второй ч. 2 ст. 1). ... Спустя десять лет после принятия Федерального закона РФ от 6 февраля 1998 г. были приняты первые две «поправки» к Конституции РФ: «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации» «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» («одобрен Государственной Думой 21 ноября 2008 года»; «одобрен Советом Федерации 26 ноября 2008 года»); «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации» «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» («одобрен Государственной Думой 21 ноября 2008 года»; «одобрен Советом Федерации 26 ноября 2008 года»). Относительно первой «поправки» имеется отметка «№ 6 - ФКЗ», означающая, что «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации» «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» по юридической силе приравнен к федеральному конституционному закону РФ (ФКЗ РФ), являющийся по счету шестым в 2008 г. Относительно второй «поправки» имеется отметка «№ 7-ФКЗ», означающая, что «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации» «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» по юридической силе приравнен к федеральному конституционному закону РФ (ФКЗ РФ), являющийся по счету седьмым в 2008 г. . Принятие названных выше двух «поправок» повлекло не соответствующее правилам законодательной техники второе официальное опубликование Конституции РФ ... Принятие данных нормативных правовых актов («Закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации» от 12 ноября 2008 г.: «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»; «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации») кардинально изменяют представление о системе законодательства. Еще спустя пять лет управомоченный государственный орган Российской Федерации довел до сведения общественности, разумеется, в официальном источнике опубликования, о третьей «поправке» ... Речь идет о «Законе Российской Федерации о по-

JURISPRUDENCE

правке к Конституции Российской Федерации» «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» («одобрен Государственной Думой 22 ноября 2013 года»; «одобрен Советом Федерации 27 ноября 2013 года»). Названный нормативный правовой акт состоит из двух статей (статья

1, статья 2) и обозначен как «№ 2-ФКЗ». Данное обозначение означает, что «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации» «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» по юридической силе приравнивается к федеральному конституционному закону РФ, что не может не вызывать возражений. В названном нормативном правовом акте видоизменено название главы 7 Конституции РФ и представлено в новой редакции: «Судебная власть и прокуратура». В видоизмененной главе 7 Конституции РФ представлена новая редакция статьи 129: «1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. 3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. 4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. 5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации» ... Четвертая «поправка»: «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации» «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» («Одобрен Государственной Думой 23 мая 2014 года»; «Одобрен Советом Федерации 28 мая 2014 года»). Об этом состоялось «уведомление» Совета Федерации ФС РФ: «О Законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» № СФ-6 от 28 мая 2014 г. Названный нормативный правовой акт состоит из двух статей (статья 1, статья 2) и обозначен как «№ 11-ФКЗ». Данное обозначение означает, что «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации» «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

по юридической силе приравнивается к федеральному конституционному закону РФ, что не может не вызывать возражений. В последующем статус «член Совета Федерации» был изменен на статус «сенатор Совета Федерации» ... В Федеральном конституционном законе РФ № 11 («Одобрен Государственной Думой 23 мая 2014 года»; «Одобрен Советом Федерации 28 мая 2014 года») ошибочно указан первый источник официального опубликования Конституции РФ, что уже не должно иметь юридических последствий ... И, наконец, пятая «поправка»: «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации» «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» («Одобрен Государственной Думой 11 марта 2020 года»; «Одобрен Советом Федерации 11 марта 2020 года»). Названный нормативный правовой акт состоит из двух статей (статья 1, статья 2) и обозначен как «№ 1-ФКЗ» (приложение 27). Данное обозначение означает, что «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации» «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» по юридической силе приравнивается к федеральному конституционному закону РФ, что не может не вызывать возражений. ...» [3, с. 67-74].

Попытки ученых не только отследить процесс реформирования Конституции РФ, но и дать ему оценку заслуживают уважения.

Действительно правовым обоснованием для непосредственного реформирования Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. необходимо признать Федеральный закон РФ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 6 февраля 1998 г. [4].

Таким образом, исследования относительно реформирования Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. посредством приятия «поправок» необходимо продолжать.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. является одним из нормативных правовых актов, обладающих наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации.

Во-вторых, изменения в Конституцию РФ допустимы исключительно в соответствии с Федеральным законом РФ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 6 февраля 1998 г.

В-третьих, поправки необходимо рассматривать как способ реформирования Конституции РФ.

В-четвертых, допустимость поправок в Конституцию РФ предполагает принятие Федерального закона

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

РФ «О системе нормативных правовых актов в Российской Федерации».

Список источников

1. Трусов Н. А. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти : критический взгляд на отдельные вопросы техники и содержания проекта Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 4. С. 22-25.

2. Авакьян С. А. Проекты законов о поправках к Конституции Российской Федерации : грядет раунд четвертый? // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 1. С. 31-44.

3. Галузо В. Н. Власть прокурора в Российской Федерации : монография. Часть IV. Возрождение права. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021.

4. C3 PO. 1998. № 10. CT. 1146.

References

1. Trusov N. A. On improving the regulation of certain issues of the organization of public power : a critical look at certain issues of technique and content of the draft Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation // State Power and Local Self-government. 2020. № 4. P. 22-25.

2. Avakian S. A. Draft laws on amendments to the Constitution of the Russian Federation : is the fourth round coming? // Constitutional and Municipal Law. 2020. № 1. P. 31-44.

3. Galuzo V. N. The power of the prosecutor in the Russian Federation : monograph. Part IV. Revival of Law. Moscow : UNITY-DANA, 2021.

4. Collection of Legislation of the Russian Federation. 1998. № 10. Art. 1146.

Информация об авторе

А. Ю. Кирсанов — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института образования и науки, кандидат юридических наук, адвокат, адвокат международного класса.

Information about the author A. Yu. Kirsanov — Senior Researcher of the Scientific-research institute of education and science, Candidate of Legal Sciences, Lawyer, International class lawyer.

Статья поступила в редакцию 07.04.2022; одобрена после рецензирования 06.06.2022; принята к публикации 11.07.2022.

The article was submitted 07.04.2022; approved after reviewing 06.06.2022; accepted for publication 11.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.