Научная статья на тему 'О КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОМ БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ И НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ'

О КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОМ БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ И НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / БАНК / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СИСТЕМНО ЗНАЧИМЫЕ БАНКИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авис Олег Ушерович, Тащян Екатерина Викторовна

В статье представлен анализ сложившейся конкурентной среды в российском национальном банковском секторе. Особое внимание уделяется продолжающемуся доминированию крупнейших кредитных институтов - системно значимых банков во всех секторах рынка. Сформировавшаяся при этом олигополия во многом является результатом непоследовательных действий Банка России при реализации неоднократно декларированной стратегии создания нормальных условий для конкуренции на рынке банковских услуг. Поэтому, как считают авторы статьи, нынешний подход нуждается в радикальном пересмотре из-за давления санкционных мер, сдерживающих, в первую очередь, способность системно значимых институтов выполнять свои задачи в полном объеме, и в существенном повышении в этой связи роли региональных - в основном, небольших и средних - банков для оказания необходимой поддержки развитию экономики страны и решению социальных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Авис Олег Ушерович, Тащян Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON COMPETITION IN THE RUSSIAN BANKING SECTOR AND ITS TRANSFORMATION IN THE CONDITIONS OF SANCTIONS PRESSURE

The article presents an analysis of the current competitive environment in the Russian national banking sector. Particular attention is paid to the continued dominance of the largest credit institutions - systemically important banks in all sectors of the market. The oligopoly formed at the same time is largely a consequence of the inconsistent actions of the Bank of Russia in implementing the declared strategy of creating normal conditions for competition in the banking services market. Nevertheless, according to the authors of the article, the current approach needs a radical revision due to the pressure of sanctions measures, which restrain, first of all, the ability of systemically important institutions to fulfill their tasks in full, and in this regard, a significant increase in the role of regional - mainly small and medium-sized - banks to provide the necessary support for the development of the country’s economy and solve social problems.

Текст научной работы на тему «О КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОМ БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ И НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ»

О конкуренции в российском банковском секторе и необходимости ее трансформации в условиях санкционного давления

Авис Олег Ушерович,

кандидат экономических наук, доцент Департамента банковского дела и финансовых рынков Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: oavis@fa.ru

Тащян Екатерина Викторовна,

студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: ek.tashchyan@gmail.com

В статье представлен анализ сложившейся конкурентной среды в российском национальном банковском секторе. Особое внимание уделяется продолжающемуся доминированию крупнейших кредитных институтов - системно значимых банков во всех секторах рынка. Сформировавшаяся при этом олигополия во многом является результатом непоследовательных действий Банка России при реализации неоднократно декларированной стратегии создания нормальных условий для конкуренции на рынке банковских услуг. Поэтому, как считают авторы статьи, нынешний подход нуждается в радикальном пересмотре из-за давления санкционных мер, сдерживающих, в первую очередь, способность системно значимых институтов выполнять свои задачи в полном объеме, и в существенном повышении в этой связи роли региональных - в основном, небольших и средних - банков для оказания необходимой поддержки развитию экономики страны и решению социальных задач.

Ключевые слова: конкуренция, банк, кредитная организация, системно значимые банки, региональные банки.

а. в

см л

Конкурентная среда в российском банковском секторе формируется под влиянием ряда факторов, значимость которых определяется конкретной макроэкономической и регуляторной ситуацией. Среди них можно назвать:

• Объективные процессы консолидации банковского сектора,

• Специфика формирования критериев участия кредитных организаций в реализации целевых программ кредитной поддержки развития приоритетных отраслей экономики и развития социальной сферы,

• Снижение интереса инвесторов к участию в деятельности кредитных организаций,

• Меры кредитно-денежной и регуляторной политики,

• Последствия применения санкций к финансовой и банковской системе страны. Остановимся на краткой характеристике ряда

из названных выше факторов.

На протяжении последних десятилетий в мире и в России, в частности, наблюдается процесс институциональной консолидации банковских систем. Во многом он был вызван общемировыми тенденциями глобализации, расширением международных финансовых и кредитных связей и последствиями периодически происходивших экономических, финансовых и банковских кризисов.

Глобализация и расширение масштабов и объемов трансграничных операций требуют наличия банковских институтов, способных по уровню своей капитализации и сетью представительств соответствовать качеству и сложности выполняемых задач, что под силу только крупным кредитным организациям. Достижение таких параметров в основном происходит путем слияний и поглощений различных кредитных организаций, что позволяет им достаточно успешно воспользоваться эффектом синергии. По мнению ряда экспертов, как правило, многие из крупных кредитных организаций в силу масштабов своей деятельности становятся системно значимыми, повышают уровень своей кредитоспособности и тем самым пользуются определенными преференциями в связи с повышенными рейтингами и возможностью более дешевого фондирования [1].

В России за последнее время по ряду причин внутреннего и внешнего характера такого рода консолидация происходит нечасто, однако сложившаяся институциональная структура национальной банковской системы в значительной степени стала следствием иного рода процессов. И прежде всего продолжения участия государства в крупнейших кредитных организациях страны.

Центральный банк России, оценивая сложившуюся ситуацию в банковской системе страны, признал наличие в ней олигополии в лице крупнейших, так называемых системно значимых банков, в числе которых доминируют банки с государственным участием. При этом такое положение трактуется Банком России как результат объективно сложившегося процесса, соответствующего национальным традициям и особому интересу государства к функционированию национальной банковской системы.

Такая оценка была дана в Аналитическом докладе Банка России при участии ФАС России к XXVII Международному финансовому конгрессу (6-8 июня 2018 года, г. Санкт-Петербург), посвященном конкуренции на финансовом рынке [2].

Банк России признал, что неоднородность конкуренции проявляется также в неравенстве переговорных сил крупных и малых клиентов финансовых институтов, с одной стороны, и доминировании на финансовом рынке отдельных лидеров, с другой стороны, что ведет к дисбалансу восприятия клиентами уровня конкуренции на этом рынке.

В качестве обоснования сложившегося положения на рынке банковских услуг Банк России назвал, в частности:

• исторически сложившееся в России значительное присутствие государства в банковской системе;

• традиционное доверие российского потребителя государству, что особенно ярко проявляется в кризисные периоды;

• практику злоупотреблений со стороны недобросовестных игроков на рынке как повод для перехода потребителей в более устойчивые финансовые институты, которые ассоциируются у них с понятием надежности и сохранности, что привело к дисбалансу в структуре финансового рынка.

В докладе для общественных консультаций «Подходы Банка России к развитию конкуренции на финансовом рынке», опубликованном в ноябре 2019 года, отношение мегарегулятора к конкуренции в банковском секторе претерпело мало изменений. Банк России, подчеркивая специфику конкуренции на финансовом рынке, не тяготеющего к теоретической модели совершенной конкуренции, полагает, что стремление к модели множества мелких игроков не должно являться самоцелью. Соглашаясь с необходимостью снижения в среднесрочной перспективе государственного участия в финансовом секторе, Банк России считает, что «попытка изменения конкурентных условий за счет кардинальных мер, направленных на резкое снижение доли доминирующих игроков на рынке, может привести к исчезновению основных конкурентных преимуществ таких игроков -экономии на масштабе и способности внедрять масштабные инновации, а это, в свою очередь, неизбежно скажется на росте стоимости услуг, предлагаемых участниками рынка, и замедлении рыночного развития. Эти особенности среды

должны учитываться регулятором при постановке цели и выборе подходящих инструментов для развития конкуренции» [3].

Однако, на наш взгляд, такая оценка сложившейся конкурентной среды в российской банковской системе, недостаточно убедительна, поскольку и Банк России своими неоднозначно оцениваемыми действиями в определенной степени участвует в ухудшении конкурентных условий, отдавая предпочтение крупным кредитным организациям и тем самым наделяя признаками «неполноценности» средние и местные кредитные организации, в основном функционирующие на региональных рынках.

Признавая объективную необходимость чистки банковского сектора от несостоятельных и нарушающих законы институтов, следует отметить чрезмерную жесткость мегарегулятора при принятии решений об отзыве лицензий у региональных организаций, которые в отсутствие государственной поддержки не в состоянии обеспечить требуемую капитализацию, нарастить нужный объем привлеченных средств и вложить их в возможные активы, не нарушая необходимые при этом нормативы.

Более того, при молчаливом согласии Банка России в свое время не была реализована объявленная программа капитализации малых и средних банков. Действующая в настоящее время система рефинансирования кредитных организаций практически лишает средние и небольшие банки возможности использовать инструменты ломбардного кредитования. Не лучше обстоят дела и с возможностью участия этих же банков в различных программах субсидированного кредитования субъектов ряда отраслей экономики, поскольку подавляющее большинство из них не соответствуют критериям допуска к ним из-за низкого уровня капитализации и жесткости нормативных требований. При этом наблюдается также формирование эффекта «неявного страхования вкладов», когда клиенты в части вложений вкладов сверх лимитов страхования отдают предпочтение банкам с государственным участием, признавая их более надежными [4].

Намеченное и реализованное деление российских кредитных организаций на банки с универсальной и базовой лицензией, на наш взгляд, тоже ухудшило конкурентную среду, поскольку заявленные Банком России меры специализации институтов с базовой лицензией на обслуживание запросов субъектов малого и среднего предпринимательства фактически оказались неэффективными, и в этой жизненно важном для этой сферы направлении кредитования доминирующие позиции снова заняли ведущие - системно значимые - банки страны.

Тем самым мегарегулятор фактически оправдывает доминирование крупнейших банков, что подтверждается рейтинговыми оценками, ориентированными главным образом на количественные и объемные показатели их деятельности. Что

сз о

со £

гп Р сг

от А ш

касается параметров эффективности, то эти банки существенно уступали многим менее значимым небольшим и средним российским банкам, что тоже видно из опубликованных рейтингов, но Банк России особо не акцентировал свое внимание на этих фактах. Как и на то, что наблюдалась од-

нозначная тенденция нарастания целого комплекса рисков.

Оценки, данные выше, можно подтвердить анализом некоторых тенденций, основанных на ряде количественных и качественных параметров банковской системы страны в целом и системно значимых кредитных институтов, в частности.

Таблица 1. Данные об объемах и удельном весе кредитного портфеля системно значимых банков в кредитном портфеле банковской системы России (в %, данные на 1 января каждого года)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Кредитный портфель банковской системы, трлн руб. 57,5 55,6 58,1 65,1 68,1 71,7

Кредитный портфель системно значимых банков, трлн руб. 35,5 34,7 36,9 45 49,5 59,1

Удельный вес системно значимых банков,% 61,8 62,3 63,5 69,1 72,6 82,43

Корпоративный кредитный портфель банковской системы, трлн руб. 33,3 30,1 30,2 33,4 33,8 51,9

Корпоративный кредитный портфель системно значимых банков, трлн руб. 25,4 24,5 25,1 29,3 32,6 36,7

Удельный вес системно значимых банков,% 76,4 81,4 83,1 87,7 96,5 70,7

Розничный кредитный портфель банковской системы, трлн руб. 10,7 10,8 12,2 14,9 17,7 25,1

Розничный кредитный портфель системно значимых банков, трлн руб. 5,3 5,8 6,6 10,6 12,8 18,9

Удельный вес системно значимых банков,% 49,6 53,2 54,1 70,9 72,7 75,3

Источник: интернет-сайт Центра раскрытия корпоративной информации [Электронный ресурс]. - URL: https://e-disclosure.ru/#; Динамические ряды показателей отдельных таблиц «Обзора банковского сектора Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/review/; расчеты авторов

Представленная в таблице 1 динамика однозначно подтверждает не только доминирование системно значимых кредитных организаций в российской банковской системе, но и постоянное расширение их рыночных позиций.

Вместе с тем не менее важным является сопоставление конкурентных позиций, занимаемых в публикуемом рэнкинге banki.ru, которые основываются на некоторых количественных и качествен-

ных параметрах и позволяют сделать вывод о степени эффективности функционирования системно значимых банков. Если по количественным и объемным показателям их лидерство неоспоримо и очевидно, то по качественным параметрам их места в рейтинге далеки от первых - с этой точки зрения они однозначно уступают другим, менее значимым - небольшим и средним региональным кредитным институтам.

Таблица 2. Сравнительный рэнкинг российских системно значимых банков, учитывающий различные показатели их деятельности: занимаемые места (по состоянию на 1 января 2022 года)

Системно значимые банки Активы Кредитный портфель Вклады физических лиц Капитал Чистая прибыль Рента-бель-ность активов Рента-бель-ность капитала Уровень просроченной кредитной за-должен-ности Уровень резер-вирова-ния кредитного портфеля Уровень обеспечения кредитного портфеля имуществом

АО ЮниКредит Банк 14 13 14 10 16 169 152 234 214 151

Банк ГПБ (АО) (Газпромбанк) 3 3 4 3 4 176 100 232 253 204

ПАО «Совкомбанк» 9 9 10 9 8 70 31 152 179 243

Банк ВТБ (ПАО) 2 2 2 2 2 157 71 212 228 277

АО «Альфа-Банк» 5 4 3 4 3 71 34 185 225 255

ПАО Сбербанк 1 1 1 1 1 45 23 215 238 154

ПАО «Московский кредитный банк» 7 6 9 8 10 216 136 217 275 286

ПАО Банк «ФК Открытие» 8 7 6 6 5 61 27 119 165 114

Окончание

Системно значимые банки Акти- Кре- Вклады Капи- Чистая Рента- Рента- Уровень Уровень Уровень

вы дитный физи- тал прибыль бель- бель- просро- резер- обеспе-

порт- ческих ность ность ченной вирова- чения

фель лиц активов капита- кредит- ния кре- кредит-

ла ной за- дитного ного

должен- портфе- портфеля

ности ля имуще-

ством

ПАО «Росбанк» 11 12 12 11 11 150 106 203 249 248

ПАО «Промсвязьбанк» н/д н/д н/д 7 н/д н/д 299 н/д н/д н/д

АО «Райффайзенбанк» 10 10 8 13 9 73 32 250 272 278

АО «Россельхозбанк» 6 5 5 5 27 288 271 147 191 237

АО «Тинькофф Банк» 13 14 7 12 6 20 12 95 106 268

Источник: составлено на основе выборки показателей banki.ru

Такой сравнительный анализ позволяет подвергнуть сомнению официально признаваемую ведущую роль системно значимых банков в функционировании национальной банковской системы. Во многом она является следствием использования ими поддержки государства, эффектом размера и масштабов деятельности, но не отражает цену того результата, который проявляется в количественных показателях их деятельности. К тому же, по мнению некоторых экспертов, снижение темпов и объемов отдельных видов кредитования в регионах России связано с недостатком конкуренции [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует подчеркнуть, что сложившаяся конкурентная ситуация справедливо подвергается критике многими представителями банковского и экспертного сообщества [6].

Так, один из экспертов так охарактеризовал эту ситуацию: «Мы при оценке рисков банковского сектора России, с одной стороны, всегда выделяли доминирующую роль госбанков, как определяющую для конкуренции на рынке, а с другой - уже довольно давно говорим об ограниченных возможностях для маленьких игроков [...] В 2020 году долгосрочные тренды не изменились - ситуация не нова» [7].

П. Самиев своей статье «Большие проблемы маленьких банков» обратил внимание на постоянное ухудшение позиций российских региональных банков, несмотря на то, что «и регулятор, и участники рынка заявляют: региональные банки нужны, их роль важна и необходимо расширять их участие в госпрограммах. Однако на практике требования этих программ избыточны и отсекают от них большинство регионалов (зачастую речь идет о запретительных условиях по уровням кредитных рейтингов и другим показателям)» [8].

Столь же пессимистичной представляется перспектива развития региональных банков и для экспертов из рейтингового агентства «Эксперт Ра». В своем исследовании [9] они подтвердили факты существенного сокращения количества и масштабов деятельности региональных кредитных организаций на протяжении достаточно длительного периода времени. Основная причина такой

тенденции связана с тем, что большинство из них вынуждены придерживаться инерционной модели выживания, вызванной прежде всего недостаточной поддержкой на федеральном и местном уровне, а также применениям запретительных уровней рейтингов для участия в государственных программах.

Безусловно прав руководитель Ассоциации российских банков, характеризуя сложившиеся тенденции в институциональной структуре банковского сектора: «Даже когда предпосылок нет, все равно почему-то происходит уход банков. Находились благовидные предлоги, они в чем-то имели под собой основу - очищение от тех, кто занимался не очень добросовестной деятельностью, но под этим предлогом, в том числе, уводились банки небольшого масштаба, потому что они очень сильно кого-то раздражали - особенно крупных игроков. Под этим предлогом много было добросовестных игроков уведено с рынка» [10].

Сами участники банковского рынка, согласно проведенному исследованию [11], в качестве основных вызовов для развития конкуренции на банковском рынке также отмечают преимущество отдельных игроков в доступе к государственным ресурсам, регуляторное неравенство участников рынка, ограниченный доступ участников к данным и инфраструктуре и отсутствие пропорциональных ответственности и обязанностей участников рынка.

Обращает на себя внимание и тот факт, что на российском банковском рынке зафиксирована тенденция добровольного отказа действующих кредитных организаций от лицензий. По имеющимся данным [12], в 2020 году доля таких банков среди прекративших свою деятельность по совокупности причин, превысила 50%. Число добровольных ликвидаций банков - 22 - превысило число отозванных лицензий - 16. И совсем удручает тот факт, что за последние годы наблюдаются лишь единичные случаи создания кредитной организации «с нуля».

По данным банковской статистики, к концу 2021 года доминирование 13 системно значимых кредитных организаций в банковской системе

сз о со от гп Р от

от А ш

страны стало максимальным - на 1.01.22 на них приходилось более 75% активов, более 93,4% капитала и 85% прибыли. В то же время на все 166 региональных банков приходится лишь 5,6% всех активов банковской системы.

Согласно исследованию, проведенному АРБ, под санкциями оказались банки с 70% банковских активов страны - в их числе наибольшему санкци-онному давлению подверглись 7 банков (5 системно значимых и 4 из них - банки с государственным участием), сконцентрировавших на своих балансах 56% активов банковской системы страны [13].

Приходится, с сожалением, констатировать, что сложившаяся олигопольная структура российской банковской системы оказалась первой мишенью комплекса санкционных мер. А первыми «жертвами» - российские системно значимые банки.

Как известно, под ограничения попали 10 банков, на которые приходится подавляющая доля банковских активов России, со следующим набором санкций [14]:

• Альфа-Банк - европейские санкции;

• ВЭБ - отключение от SWIFT и блокирующие санкции США;

• ВТБ - отключение от SWIFT и блокирующие санкции США;

• Газпромбанк - запрет на привлечение капитала через выпуск долга в США;

• Новикомбанк - отключение от SWIFT и блокирующие санкции США;

• Открытие - отключение от SWIFT, санкции Великобритании, европейские санкции и блокирующие санкции США»;

• Промсвязьбанк - европейские и американские санкции;

• Россия - отключение от SWIFT, европейские и американские санкции;

• Сбербанк - санкции США и Великобритании в отношении корреспондентских счетов;

• Совкомбанк - отключение от SWIFT и блокирующие санкции США.

Именно сейчас надо признать, что Банк России не сумел создать равные конкурентные условия для небольших и средних банков, не связанных с государством, не оказывал им те меры поддержки, которые распространялись на системно значимые банки, хотя эти относительно небольшие кредитные институты могли бы оказаться существенно более защищенными и менее уязвимыми перед санкциями.

Выступая на специально проведенной пресс-конференции, Президент АРБ, в частности, отметил, что банковская система России нуждается в росте числа небольших и средних кредитных учреждений, при том что их представительство в России сокращалось на протяжении последних ^ 10 лет. Государство обязано в такой ситуации ока-= зать поддержку не только попавшим под санкции е крупным организациям, но и обратить внимание gj на малые и средние банки [15]. S При этом он подчеркнул, что высокая концен-SB трация придает банковской системе особую уяз-

вимость, поскольку санкции в отношении крупнейших игроков могут ее обезглавить. Выходом из сложившегося положения он видит, в частности, в пересмотре государственной политики в сторону диверсификации банковской системы, в результате чего основной работающей институциональной структурой могут оказаться средние и малые банки, не попавшие под санкции.

На недавно прошедшем съезде АРБ был сформулирован пакет предложений по серьезной трансформации российской банковской системы с особым акцентом на развитие региональных кредитных организаций, на придание им статуса регионально значимых институтов и на существенное расширение их участия в реализации программ кредитной поддержки развития субъектов реальной экономики в условиях беспрецедентного санк-ционного давления.

Остается надеяться, что государство и Банк России прислушаются к справедливой критике и к сформулированным банковским сообществом предложениям и предпримут ряд мер по созданию реально справедливой конкурентной среды в отечественном банковском секторе.

Литература

1. Gara Afonso, Joao A.C. Santos, and James Traína. Do "Too-Big-to-Fail" Banks. Take On More Risk? FRBNY Economic Policy Review / December 2014

2. Конкуренция на финансовом рынке. Аналитический доклад. Подготовлен Банком России при участии ФАС России к XXVII Международному финансовому конгрессу (6-8 июня 2018 года, г. Санкт-Петербург). Центральный банк России. 2018. www.cbr.ru

3. Подходы Банка России к развитию конкуренции на финансовом рынке. Доклад для общественных консультаций Ноябрь 2019 г. www. cbr.ru.

4. Пеникас Г.О. Премия за неявное страхование вкладов в российских государственных банках. Вопросы экономики № 10 2021 года, стр. 89-112

5. Мишура А.В., Бекарева С.В., Мельтенисо-ва Е.Н. Как недостаток конкуренции сдерживает жилищное кредитование на российских региональных рынках? Вопросы экономики № 4 2020 года, стр. 107-128

6. Яковенко Д. Очарованные размером. Журнал «Эксперт» № 4 20 января 2014 года; Солод-ков В., Белоусова В. Конец конкуренции: как рост влияния государства меняет российские банки. Forbes Contributor 12.02.2018; Госбанки в России. Десять лет роста и не только. Banki. ru 23.11.2020

7. ЦБ заметил ухудшение конкурентной среды в банках во время пандемии. frankrg.com 06.05.2021

8. Самиев П. Большие проблемы маленьких банков» Ведомости. 26 августа 2020 года

9. В федеральных сетях: как выживают региональные банки. Эксперт РА. 20.08.2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. «Мало не покажется»: Российские банки о блокировке золотовалютных резервов. www nsn. fm 28 марта 2022 года

11. Ассоциация ФинТех: «Результаты исследования мнения рынка по вопросам развития финансовых технологий на 2021-2023 гг.». https://www.fintechru.org/analytics/rezultaty-issledovaniya-mneniya-rynka-po-voprosam-razvitiya-finansovykh-tekhnologiy-na-2021-2023-gg-/

12. Артемов С. По собственному желанию. Владельцы банков все чаще добровольно отказываются от лицензий. Национальный банковский журнал. Июнь 2021 года стр. 16-18

13. Для нормального функционирования всех отраслей понадобится несоизмеримо больше средств, чем озвучено властями. Интервью с П. Неумывакиным. www.arb.ru 15.03.2022

14. Список банков, попавших под санкции 2022 года в России. glavbukh.ru>art/386873...bank-ov.. .pod-sanktsii-2022.. .v.. .дата обращения 30.04.2022

15. Список банков, попавших под санкции 2022 года в России. glavbukh.ru>art/386873...bankov... pod-sanktsii-2022.. .v...

16. Высокая концентрация банковской системы -это уязвимость. www.arb.ru 29.03.2022

ON COMPETITION IN THE RUSSIAN BANKING SECTOR AND ITS TRANSFORMATION IN THE CONDITIONS OF SANCTIONS PRESSURE

Avis O.U., Tashchyan E.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article presents an analysis of the current competitive environment in the Russian national banking sector. Particular attention is paid to the continued dominance of the largest credit institutions -systemically important banks in all sectors of the market. The oligopoly formed at the same time is largely a consequence of the inconsistent actions of the Bank of Russia in implementing the declared strategy of creating normal conditions for competition in the banking services market. Nevertheless, according to the authors of the article, the current approach needs a radical revision due to the pressure of sanctions measures, which restrain, first of all, the ability of systemically important institutions to fulfill their tasks in full, and in this regard, a significant increase in the role of regional - main-

ly small and medium-sized - banks to provide the necessary support for the development of the country's economy and solve social problems.

Keywords: competition, bank, credit institution, systemically important banks, regional banks.

References

1. Gara Afonso, Joao A.C. Santos, and James Traina. Do "Too-Big-to-Fail" Banks. Take On More Risk? FRBNY Economic Policy Review / December 2014

2. Competition in the financial market. Analytical report. Prepared by the Bank of Russia with the participation of the FAS Russia for the XXVII International Financial Congress (June 6-8, 2018, St. Petersburg). Central Bank of Russia. 2018. www.cbr.ru

3. Approaches of the Bank of Russia to the development of competition in the financial market. Report for public consultations November 2019 www.cbr.ru.

4. Penikas G.O. Premium for implicit deposit insurance in Russian state-owned banks. Economic Issues #10 2021, pp. 89-112

5. Mishura A.V., Bekareva S.V., Meltenisova E.N. How is the lack of competition holding back housing lending in Russian regional markets? Economic Issues #4 2020, pp. 107-128

6. Yakovenko D. Fascinated by size. Magazine "Expert" No. 4 January 20, 2014; Solodkov V., Belousova V. The end of competition: how the growth of state influence is changing Russian banks. Forbes Contributor 02/12/2018; State banks in Russia. Ten years of growth and more. Banki.ru 23.11.2020

7. The Central Bank noticed the deterioration of the competitive environment in banks during the pandemic. frankrg.com 06.05.2021

8. Samiev P. Big problems of small banks" Vedomosti. August 26, 2020

9. In federal networks: how regional banks survive. RA expert. 20.08.2020

10. "It will not seem enough": Russian banks on blocking gold and foreign exchange reserves. www.nsn.fm March 28, 2022

11. FinTech Association: "Results of a study of market opinion on the development of financial technologies for 2021-2023." https:// www.fintechru.org/analytics/resultaty-i ssledovaniya-mneniya-rynka-po-voprosam-razvitiya-finansovykh-tekhnologiy-na-2021-2023-gg-/

12. Artemov S. At will. Bank owners are increasingly voluntarily relinquishing licenses. National Banking Journal. June 2021 pp. 16-18

13. For the normal functioning of all sectors, disproportionately more funds will be needed than announced by the authorities. Interview with P. Neumyvakin. www.arb.ru 15.03.2022

14. List of banks subject to 2022 sanctions in Russia. glavbukh. ru>art/386873... bankov... pod-sanktsii-2022.. .v.. .accessed 04/30/2022

15. List of banks subject to 2022 sanctions in Russia. glavbukh. ru>art/386873.. .bankov.. .pod-sanktsii-2022.. .v...

16. The high concentration of the banking system is a vulnerability. www.arb.ru 29.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.