снижение временных затрат на принятие решения в рамках конкретной правовой ситуации, улучшит качество и проработанность такого решения.
Список литературы:
1. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» // ГК РФ. 1995. № 3. Ст. 169; 1996. № 1. Ст. 4.
2. Информационные технологии в юридической деятельности: учебник для бакалавров / под общ. ред. П. У Кузнецова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013.
3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 // Рос. газ., 2000. 18 янв.
4. Копылов В. А. Информация как объект гражданского права: проблемы дополнения Гражданского кодекса РФ // Информационные ресурсы России. 1998. № 5.
5. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 «О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)"».
6. Суханов Е. А. и др. Право и информатика. М., 1990. С. 5.
7. Указ Президента РФ «О концепции правовой информатизации России» от 28 июня 1993 г.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования «Уровень высшего образования Подготовка кадров высшей квалификации». Направление подготовки 40.06.01 - Юриспруденция, 2014.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")», 2010.
10. ФЗ РФ от 20 февраля 1995 г. № 24. ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8. Ст. 609.
11. Чубукова С.Г. Элькин В.Д. Основы правовой информатики. М.: Контракт, 2008.
о готовности будущих учителеи основ безопасности жизнедеятельности к использованию информационных технологий в военно-патриотическом воспитании молодежи
Солодкова Лидия Александровна
магистрант, г. Нижневартовск, НВГУ Рондырев-Ильинский Владимир Борисович
к.п.н., г. Нижневартовск, НВГУ
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены вопросы организации патриотического воспитания у учащейся молодежи России, и применения современных информационно-коммуникационных технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности по военно-патриотическому воспитанию учащейся молодежи. Также отмечены способы влияния на восприятие информации учащимися, что повышает их интерес к теме патриотизма.
ABSTRACT
The article describes the organization of patriotic education of Sudents in Russia, and the use of modern information and communication technologies in the classroom basics of life safety of military-patriotic education of Sudents. Also marked effect on how the perception of information by Sudents, which increases their intereS in the topic of patriotism.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, гражданственность, военно-патриотическое воспитание.
Keywords: ICT, citizenship, civicism, military-patriotic education.
«Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества» [1].
После распада Советского Союза, развала самой мощной в мире армии и обнищании народа, в сознании многих
граждан произошла переоценка нравственных ценностей и поиск новых идеалов, что заставило отдельных его членов иначе взглянуть на историческое и культурное наследие своего народа.
Идеализация силы и жестокости, возвеличивание образа человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда насилия, даже в игровой форме, наносят непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью подрастающему поколению. Происходит подмена и утрата таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь.
По нашему мнению, одним из главных компонентов предмета «основы безопасности жизнедеятельности» является военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи.
В свете осложнения международной обстановки, проблема защиты Отечества, а значит и патриотического воспитания молодёжи остаются достаточно актуальными.
Проводя опрос среди 187 юношей призывного возраста, мы выявили, что жители городов менее склонны к службе в армии, нежели жители сельской местности. На первом месте (37 %) среди аргументов в пользу отказа от армии для горожан являлось нежелание менять нынешний уклад жизни и лишать себя комфорта. На втором (34 %), желание получить высшее образование. При этом, 17 % из них, призыв на службу после окончания вуза считают для себя не желательным. Среди юношей, проживающих в сельской местности картина несколько иная. Более 62 % готовы служить в армии, рассматривая это как способ выехать из сельской местности, 12 % хотели бы поступить в высшее учебное заведение, после окончания которого, отслужить в армии. Из всех опрошенных, около 18 % юношей высказались, что не видят мотивации в срочной военной службе, а 16 % воспринимают её как неизбежность, которую следует выполнять во избежание уголовной ответственности.
Данный опрос показал, что гордость за свою страну, воинская честь и достоинство утрачивают в глазах призывной молодёжи свою значимость. Поэтому, в новых исторических условиях развития российской государственности одной из узловых проблем, требующей решения, является проблема воспитания патриотизма.
Военно-патриотическая работа в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Система военно-патриотической работы в школе включает в себя систему мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся, которые могут реализовываться в период учебной и внеурочной деятельности. Работа по патриотическому воспитанию молодежи должна носить плановый и системный характер и быть одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
В связи с этим, для повышения результативности необходимо применять такие педагогические технологии и методы обучения которые позволяют достичь результата, например - информационные или компьютерные.
В современных условиях использования компьютерных технологий, учитель безопасности жизнедеятельности получил возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные возможности большинства учащихся.
Информационные технологии, предоставляя необходимую информацию в нужное время и в новом формате, способны сделать процесс обучения более интересным, ведь одним из достоинств применения компьютера в обучении является повышение интереса к учению. Новизна работы положительно сказывается на интересе к учёбе у учащихся.
Использование компьютерных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. В настоящее время необходимо, чтобы каждый преподаватель основ безопасности жизне-
деятельности имел соответствующие навыки и умения в подготовке и проведении уроков с использованием компьютерной техники. Такие уроки по отзывам самих учащихся являются более интересными, информативными, наглядными, красочными и что не маловажно, позволяют проводить уроки в форме дистанционного обучения.
Крейг Барретт, председатель совета директоров Корпорации Intel, на одном из своих выступлений сказал: «Технологические достижения ничего не значат, если учителя не знают, как их эффективно использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя...». И с этим высказыванием трудно не согласиться.
В.А. Красильникова считает, что применение информационно-коммуникационных технологий в образовании способствует совершенствованию информационно-методического обеспечения педагогической деятельности: [2]
значительное расширение информационно-методической поддержки педагогов и обучающихся;
расширение возможностей общения и сотрудничества на основе компьютерных средств коммуникации;
предоставление возможностей непрерывного повышения квалификации и переподготовки независимо от возраста, географии проживания и времени;
создание единой информационно-образовательной среды на основе активного использования компьютерных сетей различного уровня (глобальных, корпоративных, локальных) [4, 30].
Возможности применения информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности многогранны и для обеспечения эффективности образовательного процесса, необходимо использовать во всех видах учебной деятельности учащихся (включая игровую, практическую, проектную, исследовательскую, поисковую).
Е.И. Машбиц к набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями относит следующее: [3]
1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию студентов к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.
3. Информационно-коммуникационные технологии вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
5. Информационно-коммуникационные технологии позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий,
определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее [4, 31].
Учитывая имеющийся педагогический опыт можно выделить основные способы применения компьютерной техники на уроках основ безопасности жизнедеятельности:
подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические материалы для индивидуальной работы, кроссворды);
мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, различные аудиозаписи, учебные видеоролики);
обработка учащимися статистических данных (построение таблиц, графиков, создание отчётов);
контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;
использование на уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов.
Современные информационные технологии позволяют в полной мере проиллюстрировать содержание учебного материала по формированию патриотического воспитания учащейся молодежи с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов).
В большинстве случаев для создания презентаций применяется программа Microsoft PowerPoint. Это популярная программа для подготовки презентаций, которая широко используется преподавателями для проведения уроков по основам безопасности жизнедеятельности и учениками в проектно-исследовательской деятельности, при подготовке рефератов, докладов и т.п.
Чтобы идти в ногу со временем, каждый учитель безопасности жизнедеятельности должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Ехсе1, РоwerPoint и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках.
Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования.
Массовое внедрение Интернета в школьное образование наблюдается в России в последние несколько лет. Интернет превращается в такой же привычный носитель информации, как пресса, радио или телевидение, благодаря приоритетным национальным проектам доступ к нему получили практически все учителя и ученики России.
Это инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьные уроки по основам безопас-
ности жизнедеятельности элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю и ученику подготовку к занятиям.
Например, изучение таких тем уроков как Дни воинской Славы России, легендарные полководцы и флотоводцы, прославлявшие Россию, изучение вооружения в армии и на флоте, формы одежды и снаряжения военнослужащих, воинские ритуалы и подвиги героев различных войн, трудно представить без использования информационных и компьютерных технологий.
Педагог по основам безопасности жизнедеятельности должен уметь использовать в своей практике творческие задания для учащихся, реализация которых предполагает использование информационно-коммуникационных технологий и освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как результат самостоятельной исследовательской деятельности.
Лучшие работы учащихся могут использоваться в качестве учебного пособия при проведении занятий по соответствующей тематике, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, то есть реа-лизовывать на практике личностно-ориентированное обучение, при котором акцент ставится на личность ребенка, подчеркивается его самоценность.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что использование информационных технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности это не способ облегчить работу педагога, это - одно из средств, позволяющее повысить уровень образовательного процесса, а личностно-ориентированный подход позволяет увеличить эффективность урока и способствует воспитанию разносторонней личности-патриота своей Родины, имеющей целостное представление о мире и готовой к самостоятельной жизни.
Литература:
1. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учеб. пособие. Оренбург, 2006.
2. Лутовинов В.И., «Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления». Электронный научно-образовательный журнал Studia Humanitatis, 2012. - URL: http://S-hum.ru.
3. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988
4. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 227 с.