Научная статья на тему 'Роль правовой информатики в образовательном процессе'

Роль правовой информатики в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
259
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАТИКА / INFORMATICS / ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИКА / LEGAL INFORMATICS / СТАНДАРТ / STANDARDS / ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ / INFORMATION AND LEGAL SYSTEMS / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / INFORMATION TECHNOLOGY AND COMPUTERIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сакулина Юлия Валерьевна, Масабикова Эльвира Гаптелхановна

В статье подробно рассматриваются такие аспекты темы как необходимость включения блоков «Правовая информатика», «Информационно-правовые системы», «Информационные технологии в юридической деятельности» в курс информатики или информационных технологий даже для студентов не юридических специальностей. Это вызвано массовой компьютеризацией юридической деятельности. Но при этом информационные технологии не являются самостоятельным объектом правового регулирования, а могут рассматриваться как симбиоз (единство) услуг и работ. Широкое применение информационных технологий ускорило информационные процессы в обществе и повлекло за собой формирование повторяющихся информационных отношений публично-правового и частноправового характера, т.е. отношения возникающих при осуществлении сбора, обработки, получения, хранения, поиска и распространения информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сакулина Юлия Валерьевна, Масабикова Эльвира Гаптелхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discusses in detail issues such as the need to incorporate the theme blocks «Legal Informatics», «Information and legal systems», «Information technology in the legal profession» in the course of computer science or information technology, even for students not legal specialties. This is caused by the mass computerization of legal activities. But while information technologies are not an independent object of legal regulation, and can be considered as symbiotic (unity) services and works. The widespread use of information technology has accelerated the information processes in society and led to the formation of repetitive information relations of public and private nature, is relations arising in the implementation of the collection, processing, production, storage, retrieval and dissemination of information.

Текст научной работы на тему «Роль правовой информатики в образовательном процессе»

роль правовой информатики в образовательном

процессе

Сакулина Юлия Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры Информационного права, Уральский государственный

юридический университет, г. Екатеринбург Масабикова Эльвира Гаптелхановна ассистент кафедры Информационного права, Уральский государственный

юридический университет, г. Екатеринбург

АННОТАЦИЯ

В статье подробно рассматриваются такие аспекты темы как необходимость включения блоков «Правовая информатика», «Информационно-правовые системы», «Информационные технологии в юридической деятельности» в курс информатики или информационных технологий даже для студентов не юридических специальностей. Это вызвано массовой компьютеризацией юридической деятельности. Но при этом информационные технологии не являются самостоятельным объектом правового регулирования, а могут рассматриваться как симбиоз (единство) услуг и работ.

Широкое применение информационных технологий ускорило информационные процессы в обществе и повлекло за собой формирование повторяющихся информационных отношений публично-правового и частноправового характера, т.е. отношения возникающих при осуществлении сбора, обработки, получения, хранения, поиска и распространения информации.

ABSTRACT

The paper discusses in detail issues such as the need to incorporate the theme blocks «Legal Informatics», «Information and legal sy^ems», «Information technology in the legal profession» in the course of computer science or information technology, even for Sudents not legal specialties. This is caused by the mass computerization of legal activities. But while information technologies are not an independent object of legal regulation, and can be considered as symbiotic (unity) services and works.

The widespread use of information technology has accelerated the information processes in society and led to the formation of repetitive information relations of public and private nature, is relations arising in the implementation of the collection, processing, production, borage, retrieval and dissemination of information.

Ключевые слова: информация, информатика, правовая информатика, стандарт, информационно-правовые системы, информационные технологии, компьютеризация.

Keywords: information, informatics, legal informatics, Sandards, information and legal sy^ems, information technology and computerization.

Информационные технологии стремительно проникают во все сферы деятельности, в том числе и в правовую сферу. Это определило практический и научный интерес к развитию правовой информатики. Правовая информатика как наука изучает информацию, информационные процессы, информационные технологии и информационные системы в правовой сфере [2].

Специалисты различных отраслей науки объединяют свои силы для поиска решений практических задач, создаются информационные базы и институты. Формируется международное информационное пространство, современные информационные технологии изменяют социально-политическую структуру общества, образ жизни, мышления людей. Информационные институты имеют реальную власть над обществом, которое их породило.

В процессе исследования изучены и использованы законодательные и нормативные акты, инструктивные материалы; литература по данной проблематике.

Методологической основой исследования послужили общенаучные диалектические методы познания - исторический, системный, сравнительный.

Широкое распространение информационных технологий позволяет манипулировать фактами, направляют общественное мнение в нужное русло. Данные технологии могут быть использованы для негативного воздействия на психику человека, на сферы общества и государства, что может

привести к разрушению генофонда, психологии народа, его самоидентификации и деградации общества [3].

Исходя из этого, информация приобретает все большую ценность в общегосударственных и частных интересах, в связи с чем, необходимо изучение информационных отношений не только как социального, но и правового феномена

[4].

Впервые правовое понятие информации было закреплено в ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации», в соответствии с которым, информация определяется как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления» [10].

Под документированной информацией закон предлагает понимать «зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать».

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» в ст. 2 определяет массовую информацию как «предназначенную для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы».

В ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится перечень объектов гражданских прав, в число которых входит и информация, тем самым являясь самостоятельным объектом правового регулирования [1].

Отмеченное выше свидетельствует о том, что информация — явление сложное, многообразие его толкований затрудняет формирование общенаучного понятия, которое должно учитывать достижения научного прогресса в исследовании внешних и внутренних признаков и характеристик феномена.

За последнее двадцатилетие сформировалась и развилась концепция информационных отношений. Тенденцию обособления информационных правоотношений отмечают в своих работах В.А. Копылов, З.И. Карась, Е.А. Суханов, Ю.М. Батурин и другие. Сторонником концепции информационных отношений выступил и И.Ф. Казьмин, по мнению которого, новейшие информационные технологии сильно потеснят современную печатную продукцию, потребуют существенного изменения законодательства, регулирующего информационные отношения [4].

Одним из наиболее важных направлений реформирования политической и экономической жизни России является процесс правовой информатизации страны. Основные положения государственной политики в области правовой информатизации России были сформулированы в Указе Президента РФ «О концепции правовой информатизации России» от 28 июня 1993 г. (с изменениями от 19 ноября 2003 г., 22 марта 2005 г.). Необходимость значительного обновления нормативных правовых актов буквально во всех отраслях права и переход к законодательному закреплению открытости государственных структур, выпускающих правовую документацию, поставили новые задачи в области правовой информатизации [7].

В первую очередь к числу таких задач относится создание доступных и эффективных каналов распространения правовой информации. Это обусловлено масштабами правотворческой деятельности в стране. Так, в течение пяти лет с 1992 года федеральными и региональными органами власти было принято более 1,5 млн. правовых актов. В последующие годы масштабы этого процесса остаются значительными. Объективные оценки показывают, что работать с таким массивом документов без современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) просто невозможно.

Отмеченные особенности современного этапа развития информационной сферы в области права обусловили необходимость при изучении курса правовой информатики, в котором систематически рассматриваются как правовые вопросы информатики, так и информационные вопросы права, специально выделить практические задачи работы пользователей-юристов со справочными правовыми системами (СПС) [11].

Существование информационной сферы, по логике информационного законодательства, опосредуют информационные процессы, то есть процессы производства, передачи, поиска, получения и распространения информации, а также создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения. Отношения, складывающиеся при реализации указанных процессов, можно определить как информационные и, следовательно, подлежащие правовому регулированию.

Функционирование информационной сферы обеспечивается взаимодействием с информационными ресурсами, которые представлены в виде массивов документов, баз и банков данных, архивов, библиотек, музейных фондов и

прочих носителей информации [6]. Информационную инфраструктуру составляют:

— информационно-телекоммуникационные структуры;

— территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети;

— телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования;

— сети и каналы передачи данных;

— средства коммуникации и управления информационными потоками;

— системы СМИ;

— информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии;

— информационные агентства и иные организации, обеспечивающие поиск, сбор, обработку, передачу информации.

Наиболее эффективными средствами распространения правовой информации с использованием современных ИКТ являются автоматизированные информационно-поисковые системы. Под автоматизированной информационно-поисковой системой в области права принято понимать автоматизированную информационную систему, предназначенную для сбора, систематизации, хранения и поиска по запросам пользователей правовой информации [2].

Лучшие современные системы - это не только и не столько компьютерные библиотеки, содержащие тысячи нормативных документов с развитыми поисковыми средствами, но и многофункциональные информационные системы, позволяющие оперативно решить произвольно поставленные сложные профессиональные задачи. Постоянное совершенствование технических и программных средств, позволят обеспечить полноту, достоверность и своевременную правовую информированность общества.

Свое современное развитие правовая информатизация нашла в Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 65 от 28 января 2002 г., и Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. № 1244-р [5].

Технологии компьютерных ИПС позволяют осуществлять эффективную повседневную работу с огромными массивами постоянно меняющейся правовой информации. В то же время следует четко представлять себе и границы реальных возможностей, и область применения ИПС.

Во-первых, при использовании текстов тех или иных правовых актов при обращении, например, в суд ссылаться необходимо не на ИПС, а на официальный источник публикации. Во-вторых, нельзя ожидать от ИПС услуг, которые могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами.

Несмотря на то, что в информационно-правовые системы включен большой объем консультаций, комментариев, рекомендаций по отдельным правовым вопросам и ситуациям, следует четко понимать: эти материалы не могут во всех деталях повторять конкретную ситуацию пользователя, а только дают ему информацию для самостоятельной работы и принятия решений. Даже если среди консультаций, включенных в ИПС, имеется та, которая в точности соответствует конкретной ситуации, необходима определенная квалификация пользователя, чтобы безошибочно установить это соответствие.

Необходимо самому тщательно проанализировать проблему, постараться найти другие материалы на эту тему, сопоставить их между собой, проверить, действует ли найденный нормативный акт или даже его конкретный фрагмент в настоящее время и т.д.

В современных условиях практически во всех сферах юридической деятельности - от сугубо научной до самых многообразных форм правоприменительной деятельности - юристу будут доступны те или иные возможности из арсенала компьютерных технологий. Становление специализированных правовых компьютерных технологий в свою очередь служит толчком к развитию как информационных потоков, участвующих в решении юридических задач, так и подходов к их корректному формированию и использованию.

Использование математического аппарата в сфере юридической деятельности началось задолго до изобретения компьютера. Но особое значение математического аппарата проявилось в компьютеризации юридической (как, впрочем,

Из таблицы видно, что раздел «Информационные технологии в юридической деятельности» увеличился.

Всё выше изложенное говорит о необходимости включения блоков «Правовая информатика», «Информационно-правовые системы», «Информационные технологии в юридической деятельности» в курс информатики или информационных технологий даже для студентов не юридических специальностей.

Во-первых, работа юриста в любой должности связана с созданием, обработкой и хранением массы текстовых документов, как-то: договоры, иски, протоколы, заключения, решения и всевозможные приложения к ним. Компьютер позволяет не только выполнить эту работу, но в любой момент напечатать документ на бумаге, сделать необходимые извлечения, скопировать документ на электронный носитель, передать его абоненту на электронном носителе или с помощью электронной почты.

Во-вторых, значительная часть юридических документов для эффективной работы требует особенной формы представления. Речь идет о таблицах как основных структурах, предназначенных для хранения информации, и системах управления базами данных, которые позволяют создавать базы данных, выполнять необходимые пользователю запросы и выдавать их в удобной форме. К документам такого рода относятся всевозможные картотеки с описанием дел, клиентов, библиографии, а также книги, реестры и прочие документы подобного рода.

В-третьих, с переходом к новой экономической формации и построением правового государства юристов захлестнул поток нормативных актов, справиться с которым без по-

и любой другой) деятельности. Значение применения математических средств и методов в процессе познания определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, их использование способствует повышению объективности и точности проводимых исследований и получаемых при этом результатов, на основе которых принимаются юридически значимые решения.

Во-вторых, как известно, важнейшими принципами научного познания являются полнота и всесторонность исследования его объекта (например, в уголовном судопроизводстве - полнота и всесторонность исследования события преступления и сопряженных с ним обстоятельств). А это означает, что наряду с качественными должны быть выявлены и изучены количественные и структурные характеристики объекта познания, а также его функциональные связи и отношения с другими объектами.

Для наглядности проанализируем стандарты по специальности «Юриспруденция».

Таблица 1

мощи компьютера трудно, и это вызвало целое направление в компьютерных технологиях — разработку справочно-пра-вовых компьютерных систем.

В-четвертых, компьютер предназначен не только для хранения нормативных актов, архивов, деловых папок, бюллетеней, газет и журналов, но и значительно ускоряет общение с другими организациями и клиентами без командировочных и транспортных расходов, так как может являться и мощным средством связи.

В-пятых, компьютеризация позволяет не только решать задачи делопроизводства во всех правоохранительных органах, но и способна повлиять на качественную сторону следственных процессов (имитация ситуаций, экспертиза) и принятие важных правовых решений.

Основными выводами проведенного исследования являются рассмотрение проблемы использования информационных технологий и правовой информатики в образования будущих специалистов.

Становление специализированных правовых компьютерных технологий в свою очередь служит толчком к развитию как информационных потоков, участвующих в решении юридических задач, так и подходов к их корректному формированию и использованию.

Компьютеризация позволяет не только решать задачи делопроизводства во всех правоохранительных органах, но и способна повлиять на качественную сторону следственных процессов (имитация ситуаций, экспертиза) и принятие важных правовых решений.

Дальнейшая интеграция информационных технологий в сфере юридической деятельности обеспечит значительное

Анализ стандартов по специальности «Юриспруденция».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. N 464 [9]. Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2014 г. N 1538 [8].

Блок Б.2. Информационно-правовой цикл Б.3. Математический и естественнонаучный цикл

Предмет Информационные технологии в юридической деятельности Информационные технологии в юридической деятельности

Компетенции 0К-10, ОК-12 ОК-7, ОК-8, ОК-9

Зачетные единицы 4 4-6

снижение временных затрат на принятие решения в рамках конкретной правовой ситуации, улучшит качество и проработанность такого решения.

Список литературы:

1. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» // ГК РФ. 1995. № 3. Ст. 169; 1996. № 1. Ст. 4.

2. Информационные технологии в юридической деятельности: учебник для бакалавров / под общ. ред. П. У Кузнецова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013.

3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 // Рос. газ., 2000. 18 янв.

4. Копылов В. А. Информация как объект гражданского права: проблемы дополнения Гражданского кодекса РФ // Информационные ресурсы России. 1998. № 5.

5. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 «О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)"».

6. Суханов Е. А. и др. Право и информатика. М., 1990. С. 5.

7. Указ Президента РФ «О концепции правовой информатизации России» от 28 июня 1993 г.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования «Уровень высшего образования Подготовка кадров высшей квалификации». Направление подготовки 40.06.01 - Юриспруденция, 2014.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")», 2010.

10. ФЗ РФ от 20 февраля 1995 г. № 24. ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8. Ст. 609.

11. Чубукова С.Г. Элькин В.Д. Основы правовой информатики. М.: Контракт, 2008.

о готовности будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности к использованию информационных технологий в военно-патриотическом воспитании молодежи

Солодкова Лидия Александровна

магистрант, г. Нижневартовск, НВГУ Рондырев-Ильинский Владимир Борисович

к.п.н., г. Нижневартовск, НВГУ

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены вопросы организации патриотического воспитания у учащейся молодежи России, и применения современных информационно-коммуникационных технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности по военно-патриотическому воспитанию учащейся молодежи. Также отмечены способы влияния на восприятие информации учащимися, что повышает их интерес к теме патриотизма.

ABSTRACT

The article describes the organization of patriotic education of Sudents in Russia, and the use of modern information and communication technologies in the classroom basics of life safety of military-patriotic education of Sudents. Also marked effect on how the perception of information by Sudents, which increases their intereS in the topic of patriotism.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, гражданственность, военно-патриотическое воспитание.

Keywords: ICT, citizenship, civicism, military-patriotic education.

«Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества» [1].

После распада Советского Союза, развала самой мощной в мире армии и обнищании народа, в сознании многих

граждан произошла переоценка нравственных ценностей и поиск новых идеалов, что заставило отдельных его членов иначе взглянуть на историческое и культурное наследие своего народа.

Идеализация силы и жестокости, возвеличивание образа человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда насилия, даже в игровой форме, наносят непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью подрастающему поколению. Происходит подмена и утрата таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.