Научная статья на тему 'О ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕРАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ВЫХОДА ИЗ ПАНДЕМИЧЕСКОГО ШОКА'

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕРАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ВЫХОДА ИЗ ПАНДЕМИЧЕСКОГО ШОКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕЦЕССИЯ / ПАНДЕМИЧЕСКИЙ ШОК / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесов Роман Владимирович, Сироткин Сергей Александрович, Ермоленко Мария Олеговна, Григорьева Юлия Олеговна, Корнева Алина Игоревна

В статье рассмотрена проблема, связанная с обеспечением устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях выхода из пандемического экономического шока, на основе разработки комплекса мер государственного экономического стимулирования данного сектора экономики. В качестве цели исследования авторами определена разработка концепции государственной Программы стимулирования устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях выхода из пандемического экономического шока. Объектом исследования авторов является деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области. В ходе проведенного исследования были выявлены ряд ключевых проблем, усложнивших ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства в условиях экономической рецессии и характерных для данного сектора экономики в целом. В работе предложено определение понятия «пандемический экономический шок», которое позволяет более четко и конкретно понимать суть данного явления, его последствия с позиции единого подхода формирования комплекса мер, направленных на их преодоление. Авторами подготовлены основные положения концепции государственной Программы стимулирования устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях выхода из пандемического экономического шока, определены базовые принципы и содержание механизма ее реализации. Авторами выполнено экономическое обоснование ключевых показателей, предложенных в рамках реализации мер государственной Программы стимулирования устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях выхода из пандемического экономического шока. В качестве направлений дальнейшего исследования в рамках данной предметной области авторами определены: адаптация нормативной правовой базы федерального и регионального (на примере Ярославской области) уровня для эффективной реализации предложенной Программы и разработка механизмов формирования и использования в рамках региональных бюджетов средств Фонда финансирования инновационного развития субъектов малого и среднего предпринимательства региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колесов Роман Владимирович, Сироткин Сергей Александрович, Ермоленко Мария Олеговна, Григорьева Юлия Олеговна, Корнева Алина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON STATE MEASURES OF ECONOMIC STIMULATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE CONTEXT OF OVERCOMING THE PANDEMIC SHOCK

The article examines the problem associated with ensuring the sustainable development of small and medium-sized businesses in the context of overcoming the pandemic economic shock, based on the development of a set of measures of state economic incentives for this sector of the economy. As the purpose of the study, the authors determined the development of the concept of the state program for stimulating the sustainable development of small and medium-sized businesses in the context of overcoming the pandemic economic shock. The object of the authors' research is the activities of small and medium-sized businesses in the Yaroslavl region. In the course of the study, a number of key problems were identified that complicated the conduct of financial and economic activities by small and medium-sized businesses in the context of an economic recession and characteristic of this sector of the economy as a whole. The paper proposes a definition of the concept of "pandemic economic shock", which allows a clearer and more specific understanding of the essence of this phenomenon, its consequences from the standpoint of a unified approach to the formation of a set of measures aimed at overcoming them. The authors have prepared the main provisions of the concept of the state Program for stimulating the sustainable development of small and medium-sized businesses in the face of overcoming the pandemic economic shock, determined the basic principles and the content of the mechanism for its implementation. The authors carried out an economic substantiation of the key indicators proposed as part of the implementation of measures of the state Program to stimulate the sustainable development of small and medium-sized businesses in the context of overcoming the pandemic economic shock. As directions for further research within this subject area, the authors identified: adaptation of the regulatory legal framework of the federal and regional (by the example of the Yaroslavl region) level for the effective implementation of the proposed Program and the development of mechanisms for the formation and use of funds from the Fund for Financing the Innovative Development of Small and medium business in the region.

Текст научной работы на тему «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕРАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ВЫХОДА ИЗ ПАНДЕМИЧЕСКОГО ШОКА»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2021, №1, Том 13 / 2021, No 1, Vol 13 https://esi.today/issue-1-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/53ECVN121.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Колесов Р.В., Сироткин С. А., Ермоленко М.О., Григорьева Ю.О., Корнева А.И. О государственных мерах экономического стимулирования устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях выхода из пандемического шока // Вестник Евразийской науки, 2021 №1, https://esj.today/PDF/53ECVN121.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kolesov R.V., Sirotkin S.A., Ermolenko M.O., Grigorieva Yu.O., Korneva A.I. (2021). On state measures of economic stimulation of sustainable development of small and medium-sized businesses in the context of overcoming the pandemic shock. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(13). Available at: https://esj. today/PDF/53ECVN 121.pdf (in Russian)

Колесов Роман Владимирович

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Ярославский филиал, Ярославль, Россия Заместитель директора по учебно-методической работе Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7337-3578 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=705223

Сироткин Сергей Александрович

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Ярославский филиал, Ярославль, Россия Доцент кафедры «Экономика и финансы» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5971-1806 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=690222

Ермоленко Мария Олеговна

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Ярославский филиал, Ярославль, Россия Старший преподаватель кафедры «Экономика и финансы»

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5190-4435 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id= 1021120

Григорьева Юлия Олеговна

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Ярославский филиал, Ярославль, Россия

Студент

E-mail: [email protected]

Корнева Алина Игоревна

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Ярославский филиал, Ярославль, Россия

Студент

E-mail: [email protected]

О государственных мерах экономического

стимулирования устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях выхода из пандемического шока

Аннотация. В статье рассмотрена проблема, связанная с обеспечением устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях выхода из пандемического экономического шока, на основе разработки комплекса мер государственного экономического стимулирования данного сектора экономики.

В качестве цели исследования авторами определена разработка концепции государственной Программы стимулирования устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях выхода из пандемического экономического шока.

Объектом исследования авторов является деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области.

В ходе проведенного исследования были выявлены ряд ключевых проблем, усложнивших ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства в условиях экономической рецессии и характерных для данного сектора экономики в целом.

В работе предложено определение понятия «пандемический экономический шок», которое позволяет более четко и конкретно понимать суть данного явления, его последствия с позиции единого подхода формирования комплекса мер, направленных на их преодоление.

Авторами подготовлены основные положения концепции государственной Программы стимулирования устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях выхода из пандемического экономического шока, определены базовые принципы и содержание механизма ее реализации.

Авторами выполнено экономическое обоснование ключевых показателей, предложенных в рамках реализации мер государственной Программы стимулирования устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях выхода из пандемического экономического шока.

В качестве направлений дальнейшего исследования в рамках данной предметной области авторами определены: адаптация нормативной правовой базы федерального и регионального (на примере Ярославской области) уровня для эффективной реализации предложенной Программы и разработка механизмов формирования и использования в рамках региональных бюджетов средств Фонда финансирования инновационного развития субъектов малого и среднего предпринимательства региона.

Ключевые слова: государственные меры; экономическое стимулирование; устойчивое развитие; малый и средний бизнес; экономическая рецессия; пандемический шок; ключевые показатели

Актуальность исследования заключается в том, что возникающие проблемы ведения финансово-хозяйственной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства в условиях экономической рецессии, требуют поиска и разработки комплекса мер государственного экономического стимулирования устойчивого развития данного сектора экономики в процессе выхода из пандемического экономического шока.

Страница 2 из 17

53ECVN121

Исследованию проблем развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях экономической рецессии посвящен ряд научных работ [1-5].

Рассмотрению вопросов влияния пандемии COVID-19 на реальный сектор отечественной экономики, экономическую безопасность регионов, финансовую безопасность государства, ход реализации национальных проектов, а также перспективы восстановления устойчивых темпов экономического роста в России посвящены исследования целого ряда авторов, в том числе Авциновой А.А., Акиндиновой Н.В., Антошкиной А.А., Доброт Е.В., Домбровски М., Макарова И.Н., Смирновой Е.А. и др. [6-10].

Постановка задачи

Принятый государством комплекс мер, предусматривающий предоставление мер государственной финансово-кредитной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства для качественного развития этого сектора, не в полной мере позволяет обеспечить устойчивое его развитие в условиях выхода из пандемического экономического шока.

Поэтому целью статьи является разработка концепции государственной Программы стимулирования устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях выхода из пандемического экономического шока.

Методы и материалы

При подготовке статьи использовались методы анализа, сравнения, аналогий при оценке результатов деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

В качестве объекта исследования выступили субъекты малого и среднего предпринимательства Ярославской области.

При проведении исследования использовались данные Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, а также научные разработки по данной проблеме.

Результаты

В 2020 году мировая экономика подверглась рецессии. Российская экономика не стала исключением. Экономический кризис в России был обусловлен влиянием следующих ключевых факторов:

• введение карантинных мер;

• снижение потребительской активности;

• уменьшение покупательной способности населения;

• вынужденное ограничение хозяйственной деятельности в ряде отраслей;

• дисбалансы на сырьевых рынках;

• ослабление российской национальной валюты.

Малому и среднему предпринимательству (далее - МСП) в 2020 году был нанесен значительный урон. Сектор МСП - один из главных сегментов современной рыночной модели

хозяйствования. Малое и среднее предпринимательство обеспечивает пополнение бюджетов регионального и муниципального уровня. Субъекты МСП способствуют формированию и укреплению позиций среднего класса - основы общества, гарантирующей социальную и политическую стабильность. Субъекты МСП являются гарантами поддержания и развития конкурентной среды - главного компонента рыночной экономики. Однако в сегодняшней сложной экономической ситуации на первый план выходит гибкость малого и среднего бизнеса, а именно его способность оперативно реагировать на изменение существующей рыночной конъюнктуры. Данная особенность отличает его от крупных предприятий, которым требуется значительно больших усилий и времени для мобилизации ресурсов.

Экономическая рецессия существенно усложнила ведение финансово-хозяйственной деятельности. Карантин, объявленный с 28 марта по 11 мая 2020 года, а также последующее введение ряда ограничений в работе организаций, многие из которых продолжают действовать по настоящее время, стали причиной ухода с российского рынка примерно 222 тысяч организаций - субъектов МСП. Правительством Российской Федерации уже в начале апреля 2020 года был утвержден список отраслей, которые, как ожидалось, могут в большей степени пострадать от пандемии 1 . В него были включены следующие отрасли национальной экономики:

• транспорт;

• сфера культуры;

• сфера физической культуры и спорта;

• туристическая сфера;

• гостиничный бизнес;

• общественное питание;

• деятельность образовательных организаций;

• деятельность по организации конференций и выставок;

• деятельность по предоставлению бытовых услуг населению;

• здравоохранение;

• розничная торговля непродовольственными товарами;

• СМИ и производство продукции печати.

Безусловно, данная мера носила своевременный характер и способствовала смягчению негативных последствий вынужденно вводимых ограничений для субъектов МСП. Вместе с тем, следует отметить, что Правительство Российской Федерации сформировало список пострадавших отраслей по основным кодам вида деятельности (ОКВЭД), которые указаны в ЕГРЮЛ. Однако классификация видов деятельности по ОКВЭД имеет, главным образом, статистический характер и, зачастую, не совпадает с фактическими видами деятельности организаций. Именно поэтому предприниматели столкнулись с серьезными проблемами при получении мер государственной поддержки бизнеса.

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 (ред. от 16.10.2020) «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». Документ представлен СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349344/ (дата обращения: 05.02.2021).

Страница 4 из 17

53ECVN121

В частности, в Ярославской области наиболее распространенными сферами деятельности субъектов МСП являются торговля, строительство, обрабатывающие производства, деятельность по операциям с имуществом и административная деятельность2.

Анализируя показатели, приведенные на рисунках 1 и 2, можно сделать вывод, что значительное число экономических субъектов входят в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, однако в силу мультипликативного эффекта влияния негативных факторов под угрозой может оказаться экономическая безопасность и компаний, которые выступают в качестве их контрагентов, хотя формально эти компании осуществляют свою деятельность в других сферах.

Образование Культура и спорт Добыча полезных ископаемых Электроэнергия, газ Водоснабжение, организация сбора отходов Здравоохранение и социальные услуги Информация и связь Транспортировка и хранение Сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство Профессиональная, научая и техническая деятельность Гостиницы и общественное питание Деятельность по операциям с недвижимым имуществом Административная и сопутствующая деятельность

Строительство Обрабатывающие производства Торговля, ремонт автортранспортных средств

0,10%

0,40%

0,40%

■ 0,55%

1,60%

2%

2,30%

56°0%

12,8

0%

10%

20%

30%

Рисунок 1. Отраслевая структура субъектов среднего предпринимательства Ярославской области (составлено авторами по материалам источника2)

Культура и спорт Электроэнергия, газ

0,40% 1,10% 0,24% 0,40% 0,80%

Здравоохранение и социальные услуги 2%

■2,90%

Транспортировка и хранение "6,30%

■1,90%

Профессиональная, научая и техническая деятельность Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

Строительство

Торговля, ремонт автортранспортных средств

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

,40%

8,40% %

15,50%

0%

10%

20%

35%

30%

40%

Рисунок 2. Отраслевая структура субъектов малого предпринимательства Ярославской области (составлено авторами по материалам источника2)

2 Малое и среднее предпринимательство. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области. - URL: https://var.gks.ru/folder/40482 (дата обращения: 25.01.2021).

По состоянию на конец 2020 года на территории Ярославской области насчитывалось 48,5 тыс. субъектов МСП, что составляет 2,7 % от всех субъектов МСП в Центральном федеральном округе и 0,86 % от их численности в России в целом3.

По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что наметилась тенденция к снижению удельного веса субъектов МСП в экономике Ярославской области4.

Таблица 1

Динамика численности субъектов МСП в Ярославской области

Показатели Годы

2018 2019 2020

Всего субъектов МСП, из их: 54 584 50 213 48 506

юридические лица 28 051 24 352 23 710

индивидуальные предприниматели 26 533 25 861 24 796

Имеющие признак «вновь созданные» 9 384 7 919 5 904

Составлено авторами по материалам источника4

Для нивелирования отрицательных эффектов рецессии Правительство Российской Федерации утвердило список мер по поддержке бизнеса. Помимо федеральных, в Ярославской области были предприняты дополнительные меры, предполагающие оказание помощи хозяйствующим субъектам.

23 апреля 2020 года Ярославская областная Дума внесла ряд поправок в региональное законодательство в отношении наиболее пострадавших отраслей и приняла «первый пакет» мер, состоящий из следующих действий:

• освобождение от уплаты транспортного налога с 1 января по 31 декабря 2020 года для индивидуальных предпринимателей за налоговый период 2019 года;

• освобождение от уплаты налога на имущество на период с 1 января по 31 декабря 2020 года в отношении субъектов МСП и организаций, работающих в сферах сухопутного пассажирского транспорта и предоставления мест для временного проживания;

• сокращение налоговых ставок для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с 15 % до 5 %.

Эти меры обошлись бюджету Ярославской области в 485 млн руб. Также было одобрено увеличение областного фонда поддержки субъектов МСП на 100 млн руб. для предоставления им льготных займов5.

«Второй пакет» был утвержден 22 мая 2020 года. Предусматриваемый им объем финансовой помощи составил 600 млн руб. В частности, были предусмотрены следующие меры:

• отмена транспортного налога и налога на имущество для организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих непродовольственные

3 Краткосрочные экономические показатели Ярославской области (2000-2020 гг.). Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://gks.ru/region/ind1178/Main.htm (дата обращения: 02.02.2021).

4 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная налоговая служба. -URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html?statDate=&level=0&fo= 1&ssrf=76 (дата обращения: 25.01.2021).

5 Информационное пояснение к повестке дня заседания Думы. Ярославская областная Дума. - URL: http://duma.yar.ru/leftcolumn/materials/browse/ie200423.html (дата обращения: 20.01.2021).

товары, производителей народных промыслов, социально ориентированных некоммерческих организаций, зоопарков и музеев;

• уменьшение налога на имущество для собственников недвижимого имущества, при условии, что они освободят от арендной платы своих арендаторов в период с 1 апреля по 30 июня 2020 года;

• снижение в два раза стоимости патента для индивидуальных предпринимателей, работающих по патентной системе налогообложения6.

Малый и средний бизнес играет существенную роль в решении проблемы безработицы. В экономически развитых странах по оценкам экспертов в таких организациях занято от 50 % до 90 % трудоспособного населения.

В субъектах МСП, осуществляющих свою деятельность на территории Ярославской области, занято около 153,5 тыс. человек, что составляет около 2,6 % от общего числа работников малых и средних организаций в Центральном федеральном округе и 0,8 % таких организаций в России в целом.

Среднесписочная численность работников, занятых во всех сферах деятельности в Ярославской области, составляет 614,7 тыс. человек. Удельный вес занятых в субъектах МСП составляет 24,5 % от общего числа занятых. При сохранении тенденции уменьшения числа субъектов МСП уровень безработицы в регионе может существенно возрасти4. Динамика рынка труда в Ярославской области за 2019-2020 годы представлена в таблице 2.

Анализируя данные таблицы 2, можно сделать выводы, что за 2020 год количество безработных в Ярославской области увеличилось вдвое, а потребность организаций в наемных работниках снизилась на 13,3 %. Эта тенденция свидетельствует о высокой конкуренции на рынке труда, его перенасыщением свободной рабочей силой, что подтверждает показатель нагрузки незанятого населения на одну вакансию, который увеличился в 2,65 раза3.

Таблица 2

Динамика рынка труда в Ярославской области

Год Всего за год Кварталы

I II III IV

Численность граждан, незанятых трудовой деятельностью, состоящих на учете в органах службы занятости, тыс. человек

2019 9,5 10,3 9,7 9,3 8,7

2020 21,8 9,1 25,8 32,6 19,9

Потребность организаций в работниках, заявленная в органы службы занятости, тыс. человек

2019 12,8 11,6 13,6 14,1 11,7

2020 11,1 11,2 9,2 12,2 11,8

Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию

2019 0,74 0,88 0,71 0,66 0,75

2020 1,96 0,81 2,82 2,66 1,68

Составлено авторами по материалам источников3,4

По информации Федеральной службы государственной статистики можно сделать вывод, что негативные тенденции на рынке труда характерны в большей степени для тех сфер, где в основном осуществляют свою деятельность субъекты МСП.

Так, например, оборот розничной торговли в 2020 году в сопоставимых ценах к 2019 году составил всего 90,2 %. Также изменения произошли в структуре оборотов розничной

6 Информационное пояснение к заседанию Думы. Ярославская областная Дума. - URL: http://duma.yar.ru/leftcolumn/materials/browse/ie200526.html (дата обращения: 20.01.2021).

торговли: удельный вес пищевых продуктов составил 55,3 % (вырос по сравнению с 2019 годом на 5,2 %), а удельный вес непродовольственных товаров составил 44,7 %, что ниже аналогичного показателя 2019 года на аналогичную величину - 5,2 %.

Также в 2020 году в Ярославской области произошло заметное падение объемов рынка платных услуг населению. По сравнению с 2019 годом объем бытовых услуг населению снизился на 12,8 %, транспортных услуг - на 38,5 %, спрос на услуги учреждений культуры, спорта, туристических агентств и гостиниц снизился на 48,3 %, 29,8 %, 33,7 % и 31 % соответственно.

Объем выручки организаций, занятых в сфере общественного питания, в 2020 году составил 11567 млн руб., что составило лишь 85,1 % от аналогичного показателя за 2019 год7.

Вместе с тем, нельзя не отметить сферы экономики, где в целом у компаний наблюдался рост. Среди них можно выделить сектор строительства. Этому способствовал ряд факторов, среди которых смягчение денежно-кредитной политики и снижение кредитных ставок. Кроме того, в относительно благоприятной ситуации в условиях пандемии в 2020 году остались компании, задействованные в отраслях фармацевтики, логистики и доставки, а также компании, задействованные в онлайн-сфере.

Так, например, в Ярославской области в 2020 году объем выполненных работ в строительстве в денежном выражении составил 52632,7 млн руб. (128 % от уровня 2019 года). В тоже время индекс промышленного производства снизился в 2020 году по сравнению с предыдущим годом на 3,3 %. Аналогичное снижение индекса в 2020 году было характерно для российской экономики в целом (уменьшение в целом по России составило 2,9 %)7.

Таким образом, в 2020 году произошло достаточно серьезное уменьшение объемов рынка товаров и услуг. Основными причинами этого стали снижение потребительского спроса и введение ограничений в деятельности организаций отдельных отраслей. Однако, как показал опыт временного ослабления ограничений летом 2020 года, практически все сегменты рынка, в том числе и те, в деятельности которых основной удельный вес занимают субъекты МСП, при условиях возврата к нормальному режиму функционирования в достаточно сжатые сроки способны вернуться к своему докризисному состоянию.

Изложенное выше позволяет сделать ряд выводов:

1. В 2020 году основная часть субъектов МСП столкнулась с ситуацией значительного сокращения объемов реализации своей продукции (товаров, работ, услуг). Фактически в нормальных условиях субъекты МСП работали лишь в первом квартале 2020 года, гарантированно получив чуть более 25 % годового объема ожидаемых доходов 2021 года. Вместе с тем условно-постоянные расходы большинства не ликвидировавших свою деятельность субъектов МСП снизились несущественно и лишь отчасти были компенсированы оперативно предпринятыми на федеральном и региональном уровнях мерами поддержки.

2. Органами государственной власти и местного самоуправления в 2020 году предпринимались определенные меры, направленные на поддержку субъектов МСП, осуществляющих свою деятельность в отраслях, которые, по мнению властей, были наиболее подвержены воздействию негативных факторов, вызванных пандемией и последующими ограничительными мерами, направленными на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции. Следует признать, что данные меры хотя и носили оперативный

7 Социально-экономическое положение Ярославской области за 2020 год. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области. - URL: https://yar.gks.ru/storage/mediabank/SOKc8kkZ/sotsialno-ekonomicheskoe_polozhe-nie_yaroslavskoy_oblasti_za_2020_g.pdf (дата обращения: 25.01.2021).

Страница 8 из 17

53ECVN121

характер и были ограничены во времени и объемах финансирования, тем не менее позволили избежать массовой ликвидации собственниками функционирующих по состоянию на 01.04.2020 года субъектов МСП в условиях «пандемического экономического шока».

По нашему мнению, представляется целесообразным ввести в правовой и экономический оборот для характеристики периодов, аналогичных периоду функционирования экономической системы в России с 01.04.2020 года по 31.01.2020 года понятие «пандемический экономический шок».

Нами предлагается следующее определение данного понятия. Пандемический экономический шок - это резкое и слабо прогнозируемое по видам деятельности, регионам и времени сокращение объемов производства и потребления продукции (товаров, работ, услуг) в силу объективных административных и физиологических, а также субъективных психологических факторов, обусловленных наличием глобальных и недостаточно изученных медицинской наукой угроз жизни и здоровью значительной части населения.

3. Негативное влияние факторов в условиях пандемического экономического шока на деятельность субъектов МСП было неоднозначным в различных сферах. В зависимости от степени такого влияния, по нашему мнению, следует разделить все субъекты МСП на три группы:

• субъекты МСП непосредственно пострадавшие в период пандемического экономического шока;

• субъекты МСП косвенно пострадавшие в период пандемического экономического шока;

• субъекты МСП непострадавшие в период пандемического экономического шока.

Следует отметить, что под непосредственно пострадавшими субъектами МСП нами будут пониматься экономические субъекты, которые осуществляли свою деятельность по видам, указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации1. К субъектам МСП, которые не пострадали в условиях экономического пандемического шока нами отнесены экономические субъекты, осуществляющие свою деятельность в сферах, которые по данным органов статистики во 2-4 кварталах либо снизили объемы реализации незначительно, либо, напротив, увеличили их (информационные технологии, фармацевтика, здравоохранение и т. п.). Все остальные экономические субъекты нами отнесены к группе субъектов МСП, которые пострадали в условиях пандемического экономического шока косвенно.

4. Для нивелирования негативных последствий экономического пандемического шока и создания условий для того, чтобы в максимально короткие сроки обеспечить выход субъектов МСП на траекторию устойчивого экономического роста в 2021-2022 годах, необходим переход от оперативных мер реагирования и поддержки субъектов МСП к системным мерам государственного стимулирования их устойчивого развития.

В этих целях нами подготовлена концепция государственной Программы стимулирования устойчивого развития субъектов МСП в условиях выхода из пандемического экономического шока (далее - Программа).

Рассмотрим основные положения Программы подробнее.

В основе наших предложений лежат следующие базовые принципы стимулирования устойчивого экономического развития субъектов МСП в сложившихся условиях:

1. Принцип адресности. В основе применения мер стимулирования должна лежать классификация субъектов МСП в зависимости от степени влияния негативных факторов на экономические субъекты, функционирующие в различных сферах деятельности.

2. Принцип разграничения источников финансирования. Предполагается, что рекомендуемые меры стимулирования должны подразделяться на базовые (применяемы в отношении субъектов МСП независимо от региона их деятельности) и дополнительные (размеры стимулирования зависят от субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирован субъект МСП).

3. Принцип срочности. Предлагаемая Программа предполагает выделение двух этапов реализации мер стимулирования субъектов МСП. Первый этап - 2021 год, второй этап - 2022 год. Подобное структурирование мер стимулирования по срокам позволит избежать необходимость существенного пересмотра параметров региональных и федерального бюджетов, принятых на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов в установленном порядке, а также позволит сформировать устойчивое понимание у собственников субъектов МСП того, что меры государственной поддержки - это государственная политика, реализация которой осуществляется всерьез и носит не только текущий, а перспективный характер.

Концептуально, основные положения предлагаемой нами Программы, для обеспечения наглядности их содержания, обобщены в таблице 3.

Таблица 3

Содержание основных положений Программы стимулирования устойчивого развития субъектов МСП в условиях выхода из пандемического экономического шока

Группа субъектов МСП Содержание мер предполагаемых в ходе стимулирования, реализации Программы

первый этап - 2021 год второй этап - 2022 год

Группа А. Непосредственно пострадавшие в период пандемического экономического шока (апрель-декабрь 2020 года). К данной группе относятся субъекты МСП, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации [6], либо не вошедшие в указанный перечень, но по итогам 2020 года в сравнении с 2019 годом показавшие снижение выручки (без НДС и акцизов) в объеме 50 % и более. А.1.1. Зачет 75 % общей величины налоговых платежей по итогам 2020 года в счет оплаты налоговых платежей за 2021 год. А.1.2. Уменьшение базы налогообложения по всем видам уплачиваемых налогов (за исключением налога на доходы физических лиц), независимо от используемой системы налогообложения на 40 %. А.1.3. Предоставление на заявительной основе за счет средств регионального бюджета, полученных в виде соответствующей субсидии из федерального бюджета, льготных займов на срок не более одного года под 1/2 размера ключевой ставки Банка России, установленной по состоянию на 01.01.2021 года в объеме, не превышающем 75 % объема выручки за 2019 год (без НДС и акцизов) конкретного заявителя - субъекта МСП. А.2.1. Уменьшение базы налогообложения по всем видам уплачиваемых налогов (за исключением налога на доходы физических лиц), независимо от используемой системы налогообложения на 40 %. А.2.2. Предоставление на заявительной основе за счет средств регионального бюджета льготных займов на срок не более одного года под 2/3 размера ключевой ставки Банка России, установленной по состоянию на 01.01.2022 года в объеме, не превышающем 75 % объема выручки за 2019 год (без НДС и акцизов) конкретного заявителя - субъекта МСП. А.2.3. Субъекты МСП, относящиеся к данной группе, могут рассчитывать на получение на конкурсной основе льготного финансирования (на возвратной основе, под процент, эквивалентный величине ключевой ставки Банка России, установленной на 01.01.2022 года) из средств Фонда поддержки инновационного развития субъектов МСП соответствующего региона, который образуется 2022 году за счет возврата субъектами МСП, отнесенными к 1 и 2 группам, средств в рамках реализации дополнительных мер стимулирования устойчивого развития субъектов МСП региона в 2021 году.

Группа субъектов МСП Содержание мер предполагаемых в ходе стимулирования, реализации Программы

первый этап - 2021 год второй этап - 2022 год

Группа Б. Косвенно пострадавшие в период пандемического экономического шока (апрель-декабрь 2020 года). К данной группе относятся субъекты МСП, которые по итогам 2020 года в сравнении с 2019 годом показавшие снижение выручки (без НДС и акцизов) в объеме от 5 % до 49 % (за исключением субъектов МСП, отнесенных к группе А). Б.1.1. Зачет 35 % общей величины налоговых платежей по итогам 2020 года в счет оплаты налоговых платежей за 2021 год. Б.1.2. Уменьшение базы налогообложения по всем видам уплачиваемых налогов (за исключением налога на доходы физических лиц), независимо от используемой системы налогообложения на 20 %. Б.1.3. Предоставление на заявительной основе за счет средств регионального бюджета льготных займов на срок не более одного года под величину процента, эквивалентную размеру ключевой ставки Банка России, установленной по состоянию на 01.01.2021 года в объеме, не превышающем 75 % объема выручки за 2019 год (без НДС и акцизов) конкретного заявителя - субъекта МСП. Б.2.1. Уменьшение базы налогообложения по всем видам уплачиваемых налогов (за исключением налога на доходы физических лиц), независимо от используемой системы налогообложения на 20 %. Б.2.2. Предоставление на заявительной основе за счет средств регионального бюджета льготных займов на срок не более одного года под величину процента, эквивалентную размеру ключевой ставки Банка России, установленной по состоянию на 01.01.2022 года, увеличенной на 5 процентных пунктов (на повышающий коэффициент 1,05) в объеме, не превышающем 75 % объема выручки за 2019 год (без НДС и акцизов) конкретного заявителя - субъекта МСП. Б.2.3. Субъекты МСП, относящиеся к данной группе, могут рассчитывать на получение на конкурсной основе льготного финансирования (на возвратной основе, под процент, эквивалентный величине ключевой ставки Банка России, установленной на 01.01.2022 года) из средств Фонда поддержки инновационного развития субъектов МСП соответствующего региона, который образуется в 2022 году за счет возврата субъектами МСП, отнесенными к 1 и 2 группам, средств в рамках реализации дополнительных мер стимулирования устойчивого развития субъектов МСП региона в 2021 году

Группа В. Не пострадавшие (пострадавшие несущественно - снижение объемов реализации в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 5 % и менее) в период пандемического экономического шока (апрель-декабрь 2020 года). Меры стимулирующего характера в рамках данной Программы не предусматриваются. В.2.1. Субъекты МСП, относящиеся к данной группе, могут рассчитывать на получение на конкурсной основе льготного финансирования (на возвратной основе, под процент, эквивалентный величине ключевой ставки Банка России, установленной на 01.01.2022 года) из средств Фонда поддержки инновационного развития субъектов МСП соответствующего региона, который образуется в 2022 году за счет возврата субъектами МСП, отнесенными к 1 и 2 группам, средств в рамках реализации дополнительных мер стимулирования устойчивого развития субъектов МСП региона в 2021 году.

Разработано авторами

Все меры, рекомендованные в рамках реализации предложенной Программы, являются экономически обоснованными. Экономическое обоснование конкретных показателей, предложенных в рамках реализации Программы и обобщенных в таблице 3, приведено в таблице 4.

Таблица 4

Экономическое обоснование ключевых показателей, предложенных в рамках реализации мер, закрепленных Программой стимулирования устойчивого развития субъектов МСП в условиях выхода из пандемического экономического шока

Код предложенной меры Экономическое обоснование ключевых показателей, закрепленных в рамках конкретной предложенной меры стимулирования субъектов МСП

А.1.1. 75 % налоговых платежей, уплаченных в 2020 году субъектом МСП, предполагается зачесть в счет налоговых платежей 2021 года, т. к. три квартала их четырех указанная группа субъектов МСП фактически не осуществляла свою деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.1.2. На 40 % уменьшить базу налогообложения по всем видам подлежащих к уплате в 2021 году налогов (за исключением налога на доходы физических лиц), независимо от используемой системы налогообложения, предлагается в силу того, что в 2019 году три квартала их четырех указанная группа субъектов МСП фактически не осуществляла полноценно свою деятельность и, таким образом, в среднем утратила возможность получить около 75 % годового дохода. Величина в 40 % представляет собой фактически половину данной величины. Вторая половина в качестве меры стимулирования будет учтена в 2022 году.

А.1.3. Программой предполагается ежеквартальное субсидирование (с применением в 2021 году повышающего коэффициента 1,15) за счет средств федерального бюджета бюджетам регионов сумм выпадающих доходов бюджетной системы региона (регионального и местных бюджетов), вследствие реализации мер стимулирования субъектов МСП, предусмотренных мерами А.1.1. и А.1.2. Значение коэффициента 1,15 (увеличение на 15 %) складывается из следующих значений: - 4,3 % - компенсация уровня инфляции по итогам 2020 года; - 5 % - компенсация величины экономического спада по итогам 2020 года; - 5 % - обеспечение вывода субъектов МСП на траекторию экономического роста темпами не ниже среднемировых, характерными для 2019 года; - 0,7 % - компенсация прочих затрат, включая администрирование распределения и использования средств в рамках данной программы. За счет данных средств в качестве мер дополнительной поддержки субъектов МСП предполагается предоставление им на льготных условиях средств финансовой поддержки их развития. Применение ограничительного значения в 75 % от выручки соответствующего субъекта МСП в 2019 году делает финансовую помощь адресной, а использование величины стоимости заемных средств в размере 50 % ключевой ставки Банка России обеспечивает с одной стороны финансирование субъектов МСП на возвратной основе, а с другой является реальным инструментом финансового обеспечения по приемлемой стоимости заемных средств конкретного субъекта МСП - участника Программы, относящегося к группе субъектов МСП непосредственно (максимально) пострадавших в условиях пандемического экономического шока.

А.2.1. На 40 % уменьшить базу налогообложения по всем видам подлежащих к уплате в 2022 году налогов (за исключением налога на доходы физических лиц), независимо от используемой системы налогообложения, предлагается в силу того, что в 2019 году три квартала их четырех указанная группа субъектов МСП фактически не осуществляла полноценно свою деятельность и, таким образом, в среднем утратила возможность получить около 75 % годового дохода. Величина в 20 % представляет собой фактически половину данной величины. Первая половина в качестве меры стимулирования была учтена в 2021 году.

А.2.2. Программой предполагается ежеквартальное субсидирование (с применением в 2022 году повышающего коэффициента 1,1) за счет средств федерального бюджета бюджетам регионов сумм выпадающих доходов бюджетной системы региона (регионального и местных бюджетов), вследствие реализации мер стимулирования субъектов МСП, предусмотренных мерой А.2.1. Значение коэффициента 1,1 (увеличение на 10 %) складывается из следующих значений: - 4,3 % - компенсация уровня инфляции по итогам 2021 года (условно будем считать, что значение показателя сохраниться на уровне 2020 года); - 5 % - обеспечение вывода субъектов МСП на траекторию экономического роста темпами не ниже среднемировых, характерными для 2019 года; - 0,7 % - компенсация прочих затрат, включая администрирование распределения и использования средств в рамках данной программы, а также хеджирование риска невозврата части средств, полученных ранее субъектами МСП - участниками Программы (прим.: указанная компенсация не предполагает отказа от работы с такого рода должниками в соответствии с нормами действующего законодательства). Применение ограничительного значения в 75 % от выручки соответствующего субъекта МСП в 2019 году делает финансовую помощь адресной, а использование величины стоимости заемных средств в размере 2/3 ключевой ставки Банка России, установленной на 01.01.2022 года обеспечивает с одной стороны финансирование субъектов МСП на возвратной основе, а с другой является реальным инструментом финансового обеспечения по приемлемой стоимости заемных средств конкретного субъекта МСП -участника Программы, относящегося к группе субъектов МСП непосредственно (максимально) пострадавших в условиях пандемического экономического шока.

Код предложенной меры Экономическое обоснование ключевых показателей, закрепленных в рамках конкретной предложенной меры стимулирования субъектов МСП

А.2.3. Использование механизма, предусмотренного предлагаемой нами Программой, позволит уже в январе 2022 года сформировать в бюджетах субъектов Российской Федерации объем средств, которые будут получены от субъектов МСП - участников Программы как возврат объемов финансовой поддержки их развития, предоставленной в 2021 году. По нашему мнению, в региональных бюджетах в 2022 году должен быть сформирован Фонд инновационного финансирования развития субъектов МСП, финансирование из которого должно осуществляться на конкурсной основе в соответствии с законодательными актами субъектов Российской Федерации. Все без исключения субъекты МСП, в том числе и относящиеся к данной группе, могут рассчитывать на получение на конкурсной основе льготного финансирования (на возвратной основе, под процент не превышающий величину ключевой ставки Банка России, установленной на 01.01.2022 года) из средств данного в рамках реализации дополнительных мер стимулирования устойчивого развития субъектов МСП региона в 2022 году и в последующие годы (предполагается, что именно в данный Фонд будут возвращены все средства, выделенные в рамках данной Программы субъектам МСП региона на возвратной основе.

Б.1.1. 35 % налоговых платежей, уплаченных в 2020 году субъектом МСП, предполагается зачесть в счет налоговых платежей 2021 года, т. к. три квартала их четырех для данной группы субъектов МСП было характерно существенное (от 6 % до 49 %) снижение объемов среднегодовой выручки (без учета НДС и акцизов).

Б.1.2. На 20 % уменьшить базу налогообложения по всем видам подлежащих к уплате в 2021 году налогов (за исключением налога на доходы физических лиц), независимо от используемой системы налогообложения, предлагается в силу того, что в 2019 году три квартала их четырех указанная группа субъектов МСП не осуществляла полноценно свою деятельность и, таким образом, в среднем утратила возможность получить от 6 % до 49 % годового дохода. Величина в 20 % представляет собой условную половину данного значения. Вторая половина в качестве меры стимулирования будет учтена для субъектов МСП, отнесенных к данной группе, в 2022 году.

Б.1.3. Программой предполагается ежеквартальное субсидирование (с применением в 2021 году повышающего коэффициента 1,15) за счет средств федерального бюджета бюджетам регионов сумм выпадающих доходов бюджетной системы региона (регионального и местных бюджетов), вследствие реализации мер стимулирования субъектов МСП, предусмотренных мерами Б.1.1. и Б.1.2. Значение коэффициента 1,15 (увеличение на 15 %) складывается из следующих значений: - 4,3 % - компенсация уровня инфляции по итогам 2020 года; - 5 % - компенсация величины экономического спада по итогам 2020 года; - 5 % - обеспечение вывода субъектов МСП на траекторию экономического роста темпами не ниже среднемировых, характерными для 2019 года; - 0,7 % - компенсация прочих затрат, включая администрирование распределения и использования средств в рамках данной программы. За счет данных средств в качестве мер дополнительной поддержки субъектов МСП предполагается предоставление им на льготных условиях средств финансовой поддержки их развития. Применение ограничительного значения в 75 % от выручки соответствующего субъекта МСП в 2019 году делает финансовую помощь адресной, а использование величины стоимости заемных средств в размере ключевой ставки Банка России, установленной на 01.01.2021 года, обеспечивает с одной стороны финансирование субъектов МСП на возвратной основе, а с другой является реальным инструментом финансового обеспечения по приемлемой стоимости заемных средств конкретного субъекта МСП -участника Программы, относящегося к группе субъектов МСП косвенно пострадавших в условиях пандемического экономического шока.

Б.2.1. На 20 % уменьшить базу налогообложения по всем видам подлежащих к уплате в 2022 году налогов (за исключением налога на доходы физических лиц), независимо от используемой системы налогообложения, предлагается в силу того, что в 2019 году три квартала их четырех указанная группа субъектов МСП не осуществляла полноценно свою деятельность и, таким образом, в среднем утратила возможность получить от 6 % до 49 % годового дохода. Величина в 20 % представляет собой условную половину данного значения. Первая половина в качестве меры стимулирования была учтена для субъектов МСП, отнесенных к данной группе, в 2021 году.

Б.2.2. Программой предполагается ежеквартальное субсидирование (с применением в 2022 году повышающего коэффициента 1,1) за счет средств федерального бюджета бюджетам регионов сумм выпадающих доходов бюджетной системы региона (регионального и местных бюджетов), вследствие реализации мер стимулирования субъектов МСП, предусмотренных мерой А.2.1. Значение коэффициента 1,1 (увеличение на 10 %) складывается из следующих значений: - 4,3 % - компенсация уровня инфляции по итогам 2021 года (условно будем считать, что значение показателя сохраниться на уровне 2020 года); - 5 % - обеспечение вывода субъектов МСП на траекторию экономического роста темпами не ниже среднемировых, характерными для 2019 года; - 0,7 % - компенсация прочих затрат, включая администрирование распределения и использования средств в рамках данной программы, а также хеджирование риска невозврата части средств, полученных

Код предложенной меры Экономическое обоснование ключевых показателей, закрепленных в рамках конкретной предложенной меры стимулирования субъектов МСП

ранее субъектами МСП - участниками Программы (прим.: указанная компенсация не предполагает отказа от работы с такого рода должниками в соответствии с нормами действующего законодательства). Применение ограничительного значения в 75 % от выручки соответствующего субъекта МСП в 2019 году делает финансовую помощь адресной, а использование величины стоимости заемных средств в размере ключевой ставки Банка России, установленной на 01.01.2022 года и увеличенной на коэффициент 1,05, обеспечивает с одной стороны финансирование субъектов МСП на возвратной основе, а с другой является реальным инструментом финансового обеспечения по приемлемой стоимости заемных средств конкретного субъекта МСП - участника Программы, относящегося к группе субъектов МСП непосредственно (максимально) пострадавших в условиях пандемического экономического шока.

Б.2.3. Использование механизма, предусмотренного предлагаемой нами Программой, позволит уже в январе 2022 года сформировать в бюджетах субъектов Российской Федерации объем средств, которые будут получены от субъектов МСП - участников Программы как возврат объемов финансовой поддержки их развития, предоставленной в 2021 году. По нашему мнению, в региональных бюджетах в 2022 году должен быть сформирован Фонд инновационного финансирования развития субъектов МСП, финансирование из которого должно осуществляться на конкурсной основе в соответствии с законодательными актами субъектов Российской Федерации. Все без исключения субъекты МСП, в том числе и относящиеся к данной группе, могут рассчитывать на получение на конкурсной основе льготного финансирования (на возвратной основе, под процент не превышающий величину ключевой ставки Банка России, установленной на 01.01.2022 года) из средств данного в рамках реализации дополнительных мер стимулирования устойчивого развития субъектов МСП региона в 2022 году и в последующие годы (предполагается, что именно в данный Фонд будут возвращены все средства, выделенные в рамках данной Программы субъектам МСП региона на возвратной основе.

В.2.1. Использование механизма, предусмотренного предлагаемой нами Программой, позволит уже в январе 2022 года сформировать в бюджетах субъектов Российской Федерации объем средств, которые будут получены от субъектов МСП - участников Программы как возврат объемов финансовой поддержки их развития, предоставленной в 2021 году. По нашему мнению, в региональных бюджетах в 2022 году должен быть сформирован Фонд инновационного финансирования развития субъектов МСП, финансирование из которого должно осуществляться на конкурсной основе в соответствии с законодательными актами субъектов Российской Федерации. Все без исключения субъекты МСП, в том числе и относящиеся к данной группе, могут рассчитывать на получение на конкурсной основе льготного финансирования (на возвратной основе, под процент не превышающий величину ключевой ставки Банка России, установленной на 01.01.2022 года) из средств данного в рамках реализации дополнительных мер стимулирования устойчивого развития субъектов МСП региона в 2022 году и в последующие годы (предполагается, что именно в данный Фонд будут возвращены все средства, выделенные в рамках данной Программы субъектам МСП региона на возвратной основе.

Разработано авторами

Заключение

В заключение отметим, что предлагаемые в рамках Программы меры, способны обеспечить:

1. Нивелирование негативных последствий пандемического экономического шока 2020 года для субъектов МСП регионов России уже в 2021-2022 годах и их вывод на траекторию устойчивого экономического роста темпами, не ниже среднемировых, характерных для мировой экономики в 2019 году.

2. Формирование в распоряжение органов власти регионов мощного инструмента инновационного развития субъектов МСП в виде формируемых в составе региональных бюджетов за счет возврата субъектами МСП региона средств финансовой помощи, полученных в рамках реализации предложенной нами Программы в 2021-2022 годах, средств Фондов финансирования инновационного развития субъектов МСП регионов, уже к началу 2023 года.

В качестве направлений дальнейшего исследования в рамках данной предметной области нам представляется крайне важным:

1. Исследование и адаптацию нормативной правовой базы федерального и регионального (на примере Ярославской области) уровня для эффективной реализации предложенной нами Программы, даже несмотря на то, что существенных изменений в действующем законодательстве ее реализация не потребует.

2. Разработка механизмов формирования и использования в рамках региональных бюджетов средств Фонда финансирования инновационного развития субъектов МСП региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вертакова Ю.В. Реализация антикризисных мер для населения и бизнеса в условиях пандемии коронавируса COVID-19 / Ю.В. Вертакова, Т.В. Феоктистова // Экономика и управление. - 2020. - Т. 26. - № 5 (175). - С. 444-454.

2. Вовченко Н.Г. Меры финансово-бюджетной политики в условиях вспышки пандемии COVID-19 / Н.Г. Вовченко, А.А. Сопченко // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2020. - № 3 (71). - С. 124-133.

3. Сероштан М.В. Оценка влияния пандемии COVID-19 на экономический рост в контексте целей устойчивого развития / М.В. Сероштан, Г.З. Акимова // Russian Journal of Management. - 2020. - Т. 8. - № 4. - С. 166-170.

4. Тебекин А.В. Современные проблемы развития предпринимательства в России и потенциальные пути их решения / А.В. Тебекин, П.А. Тебекин, А.А. Егорова // Транспортное дело России. - 2020. - № 5. - С. 76-83.

5. Кваша В.А. Региональный бюджет и факторы, влияющие на его формирование: монография / В.А. Кваша, А.Д. Бурыкин, Р.В. Колесов, В.А. Быков, В.А. Неклюдов, А.Ю. Тарасова, С.А. Сироткин, А.В. Юрченко, И.Н. Якшилов. -Ярославль: Канцлер, 2019. - 122 с.

6. Смирнова Е.А., Антошкина А.Д. Влияние пандемии на экономику и финансовую безопасность Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2020. № 6 (119). С. 140-143.

7. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Назаренко В.С., Манасян С.М. Влияние пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 8. С. 2135-2150.

8. Акиндинова Н.В., Домбровски М., Широв А.А., Белоусов Д.Р., Воскобойников И.Б., Гурвич Е.Т. Перспективы восстановления экономического роста в России (по материалам круглого стола в рамках XXI апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ) // Вопросы экономики. 2020. № 7. С. 5-50.

9. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Авцинова А.А. Пандемия и экономическая безопасность регионов: логистика в условиях ограничений // Экономические отношения. 2020. Т. 10. № 4. С. 1387-1404.

10. Лещинская А.Ф., Макаров И.Д. Финансирование и реализация национальных проектов во время пандемии COVID-19 // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 10-3. С. 296-302.

Kolesov Roman Vladimirovich

Financial university under the Government of the Russian Federation

Yaroslavl branch, Yaroslavl, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7337-3578 PHH^ https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=705223

Sirotkin Sergey Alexandrovich

Financial university under the Government of the Russian Federation

Yaroslavl branch, Yaroslavl, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5971-1806 PHH^ https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=690222

Ermolenko Maria Olegovna

Financial university under the Government of the Russian Federation

Yaroslavl branch, Yaroslavl, Russia E-mail: [email protected]

Grigorieva Yulia Olegovna

Financial university under the Government of the Russian Federation

Yaroslavl branch, Yaroslavl, Russia E-mail: [email protected]

Korneva Alina Igorevna

Financial university under the Government of the Russian Federation

Yaroslavl branch, Yaroslavl, Russia E-mail: [email protected]

On state measures of economic stimulation of sustainable development of small and medium-sized businesses in the context of overcoming the pandemic shock

Abstract. The article examines the problem associated with ensuring the sustainable development of small and medium-sized businesses in the context of overcoming the pandemic economic shock, based on the development of a set of measures of state economic incentives for this sector of the economy.

As the purpose of the study, the authors determined the development of the concept of the state program for stimulating the sustainable development of small and medium-sized businesses in the context of overcoming the pandemic economic shock.

The object of the authors' research is the activities of small and medium-sized businesses in the Yaroslavl region.

In the course of the study, a number of key problems were identified that complicated the conduct of financial and economic activities by small and medium-sized businesses in the context of an economic recession and characteristic of this sector of the economy as a whole.

The paper proposes a definition of the concept of "pandemic economic shock", which allows a clearer and more specific understanding of the essence of this phenomenon, its consequences from the standpoint of a unified approach to the formation of a set of measures aimed at overcoming them.

The authors have prepared the main provisions of the concept of the state Program for stimulating the sustainable development of small and medium-sized businesses in the face of

overcoming the pandemic economic shock, determined the basic principles and the content of the mechanism for its implementation.

The authors carried out an economic substantiation of the key indicators proposed as part of the implementation of measures of the state Program to stimulate the sustainable development of small and medium-sized businesses in the context of overcoming the pandemic economic shock.

As directions for further research within this subject area, the authors identified: adaptation of the regulatory legal framework of the federal and regional (by the example of the Yaroslavl region) level for the effective implementation of the proposed Program and the development of mechanisms for the formation and use of funds from the Fund for Financing the Innovative Development of Small and medium business in the region.

Keywords: government measures; economic incentives; sustainable development; small and medium businesses; economic recession; pandemic shock; key indicators

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.