Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)'

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / «МОДЕЛЬНЫЙ» РЕГИОН / ДИНАМИКА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА / ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солодимова Т. Ю.

Предмет. Принимаемые в регионах меры по развитию малого предпринимательства с целью улучшения социально - экономического положения региона в рамках утвержденных государственных программ в долгосрочной перспективе. Тема. Анализ перспектив роста малых предприятий на примере Томской области. Цели. Оценка принимаемых мер законодателями регионов, направленных на стимулирование и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства. Методология. Логический, сравнительный, экономико - статистический, кластерный анализ. Результаты. Сформированы, при достаточном уровне достоверности и значимости параметров, пять виртуальных кластеров (групп регионов), определены «модельные» регионы в каждом кластере. На примере «модельного» региона кластера «В» - Томской области проанализированы динамика основных показателей развития малых предприятий с 2011 по 2018 годы включительно и меры, принимаемые законодателями региона с целью дальнейшего развития малого бизнеса. Область применения. Экономическая политика региональных органов власти в сфере внешнеэкономической деятельности. Выводы. В процессе исследования было установлено, что несмотря на запланированные меры по развитию малого предпринимательства и разработанные программы, в Томской области наблюдается тенденция к снижению роста числа малых предприятий и среднесписочной численности работников на них, а также неравномерное распределение средств областного бюджета по разработанным программам, в том числе по поддержке малого предпринимательства. Необходимо более четкое понимание роли развития малого бизнеса в социально - экономическом развитии Томской области со стороны региональной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PROSPECTS FOR SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN REGION (ON THE EXAMPLE OF THE TOMSK REGION)

Subject. Measures taken in the regions to develop small businesses in order to improve the socio - economic situation of the region within the framework of approved state programs in the long term. Topic. Analysis of the growth prospects of small enterprises on the example of the Tomsk region. Purpose. Assessment of the measures taken by regional legislators aimed at stimulating and developing small and medium - sized businesses. Methodology. Logical, comparative, economic - statistical, and cluster analysis. Results. Five virtual clusters (groups of regions) were formed, with a sufficient level of reliability and significance of the parameters, and «model» regions were defined in each cluster. On the example of the «model» region of the cluster «B» - the Tomsk region, the dynamics of the main indicators of the development of small enterprises from 2011 to 2018 inclusive and the measures taken by the legislators of the region for the further development of small businesses are analyzed. Applicationarea . Economic policy of regional authorities in the field of foreign economic activity. Conclusions. In the course of the study, it was found that despite the planned measures for the development of small business and the developed programs, in the Tomsk region there is a tendency to reduce the growth of the number of small enterprises and the average number of employees in them, as well as an uneven distribution of regional budget funds for the developed programs, including support for small businesses. A better understanding of the role of small business development in the region’s economy the socio - economic development of the Tomsk region by regional authorities.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)»

РЕГИОН: системы, экономика, управление № 1 (52), 2021

УДК 332.1

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

Коды JEL: C1; R11; R 13

Солодимова Т. Ю., аспирант, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия; старший преподаватель Приволжского института повышения квалификации ФНС России, г. Нижний Новгород, Россия

E-mail: tusolod@mail.ru

SPIN-код: 4097-7838

Поступила в редакцию 21.02.2021 Принята к публикации 15.03.2021

Аннотация

Предмет. Принимаемые в регионах меры по развитию малого предпринимательства с целью улучшения социально-экономического положения региона в рамках утвержденных государственных программ в долгосрочной перспективе.

Тема. Анализ перспектив роста малых предприятий на примере Томской области.

Цели. Оценка принимаемых мер законодателями регионов, направленных на стимулирование и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства.

Методология. Логический, сравнительный, экономико-статистический, кластерный анализ.

Результаты. Сформированы, при достаточном уровне достоверности и значимости параметров, пять виртуальных кластеров (групп регионов), определены «модельные» регионы в каждом кластере. На примере «модельного» региона кластера ««В» - Томской области проанализированы динамика основных показателей развития малых предприятий с 2011 по 2018 годы включительно и меры, принимаемые законодателями региона с целью дальнейшего развития малого бизнеса.

Область применения. Экономическая политика региональных органов власти в сфере внешнеэкономической деятельности.

Выводы. В процессе исследования было установлено, что несмотря на запланированные меры по развитию малого предпринимательства и разработанные программы, в Томской области наблюдается тенденция к снижению роста числа малых предприятий и среднесписочной численности работников на них, а также неравномерное распределение средств областного бюджета по разработанным программам, в том числе по поддержке малого предпринимательства. Необходимо более четкое понимание роли развития малого бизнеса в социально-экономическом развитии Томской области со стороны региональной власти.

Ключевые слова: малые предприятия, малый бизнес, «модельный»регион, динамика, стратегия развития, поддержка малого бизнеса, объемы финансирования.

UDK 332.1

ANALYSIS OF THE PROSPECTS FOR SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN REGION (ON THE EXAMPLE OF THE TOMSK REGION)

JEL Codes: C1; R11; R 13.

Solodimova T. Yu., Postgraduate Student, Voronezh State University, Voronezh, Russia; Senior Lecturer of the Privolzhsky Institute for Advanced Studies of the Federal Tax Service of Russia , Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: tusolod@mail.ru

SPIN code: 4097-7838

Аnnotation

Subject. Measures taken in the regions to develop small businesses in order to improve the socio-economic situation of the region within the framework of approved state programs in the long term.

Topic. Analysis of the growth prospects of small enterprises on the example of the Tomsk region.

Purpose. Assessment of the measures taken by regional legislators aimed at stimulating and developing small and medium-sized businesses.

Methodology. Logical, comparative, economic-statistical, and cluster analysis.

Results. Five virtual clusters (groups of regions) were formed, with a sufficient level of reliability and significance of the parameters, and «model» regions were defined in each cluster. On the example of the «model» region of the cluster «B» - the Tomsk region, the dynamics of the main indicators of the development of small enterprises from 2011 to 2018 inclusive and the measures taken by the legislators of the region for the further development of small businesses are analyzed.

Application area. Economic policy of regional authorities in the field of foreign economic activity.

Conclusions. In the course of the study, it was found that despite the planned measures for the development of small business and the developed programs, in the Tomsk region there is a tendency to reduce the growth of the number of small enterprises and the average number of employees in them, as well as an uneven distribution of regional budget funds for the developed programs, including support for small businesses. A better understanding of the role of small business development in the region's economy the socio-economic development of the Tomsk region by regional authorities.

Keywords: small enterprises, small business,» model« region, dynamics, development strategy, support for small businesses, financing volumes.

Введение

В словаре экономических терминов малый бизнес определен как «бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий; характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг».

В настоящий момент в России наблюдается тенденция «расширения экономических свобод», причем основной упор делается на стабильные, устойчивые, предсказуемые правила ведения бизнеса, включая налоговую систему. Особое внимание уделяется поддержке малого и среднего бизнеса, так как он затрагивает многие секторы экономики и является одним из приоритетов государственной политики [1].

Именно поэтому для развития малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) необходима комплексная стратегия, затрагивающая многие сферы. Например, необходимо проводить разумную макроэкономическую политику, стимулируя заинтересованные стороны развивать благоприятствующую микроэкономическую бизнес-

DOI: 10.22394/1997-4469-2021-52-1-56-65

среду, в том числе посредством упрощенных нормативно-правовых рамок, эффективного управления, доступного финансирования (льготного кредитования), подходящей инфраструктуры, соответствующего образования, достаточно здоровой и гибкой квалифицированной рабочей силы вместе с эффективными государственными и частными организациями, внедрять конкурентные методики работы и бизнес-стратегии [2—6].

В результате на данный момент практически во всех субъектах Российской Федерации утверждены стратегии социально-экономического развития регионов, направленные, в том числе, на развитие малого предпринимательства.

Именно органы власти субъектов РФ, обладая достаточными ресурсами и необходимыми организационно-распорядительными функциями, владея достоверной информацией о состоянии малого бизнеса в регионе, способны принимать оперативные решения, направленные на развитие и укрепление позиций малого бизнеса в структуре региональной экономики [7—8].

Методический подход к исследованию

С помощью метода кластеризации по отобранным показателям, характеризующим развитие малого бизнеса (число малых предприятий (без микро), средняя списочная численность работников на них, объемы оборота малых предприятий), все регионы России на пять кластеров: «А», «Б», «В», «Г», «Д». Наиболее развитым мы считаем кластер «А», самым слабым (неразвитым) — кластер «Д» [9, 10]. В каждом кластере определен «модельный» регион, наиболее близкий по значения показателей к центру виртуального кластера.

Кластер «В», в который вошло 25 регионов (Архангельская, Брянская, Вологодская, Иркутская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Мурманская, Новгородская, Омская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Тверская, Томская, Ульяновская и Челябинская области; Алтайский, Краснодарский, Красноярский и Пермский края; Республика Карелия, Чувашская и Удмуртская республики), занимает среднюю позицию среди кластеров. Это кластер с максимальным количеством регионов, причем достаточно разноплановых по своему социально-экономическому развитию. Томская область является «модельным» регионом данного кластера.

Результаты анализа подпрограмм развития и поддержки малого предпринимательства ( на примере Томской области)

По результатам кластерного анализа нами установлено, что сильной стороной данного кластера с точки зрения развития малых предприятий является торговля, слабой — транспорт и связь. Однако, учитывая, что Томская область обладает такими природными ресурсами как нефть, природный газ, чёрные и цветные металлы, бурый уголь, торф и т. д., логично было бы стимулировать и направлять развитие малого и среднего бизнеса в сфере обрабатывающих производств.

Согласно Плану мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года (далее- План), одной из первых задач (задача 1.1) является необходимость развития

промышленности и предпринимательства в Томской области, приоритет отдан развитию промышленности [11].

Проанализируем, какие меры принимались законодателями Томской области в целях стимулирования развития малого предпринимательства. Администрацией Томской области разработана и утверждена отдельная государственная программа «Развитие предпринимательства и повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Томской области (далее — госпрограмма) [12, 13].

Ответственным исполнителем по реализации госпрограммы является Департамент по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области. Реализация госпрограммы рассчитана (с учетом отмененной) на период с 2015 г. по 2024 г. с прогнозом до 2026 года. Ее цель — развитие предпринимательства и повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Томской области.

Учитывая направленность нашего исследования (сфера малого бизнеса), рассмотрим Подпрограмму 1 «Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области» (далее — Подпрограмма 1), цель которой — стимулирование предпринимательской активности населения для развития малого и среднего предпринимательства как важного источника доходов. Как видим, законодатели Томской области официально подчеркивают важность развития малого и среднего бизнеса.

Следует подчеркнуть, что приоритетными направлениями развития предпринимательства в Томской области считаются обрабатывающая и нефтегазодобывающая промышленности. Об этом свидетельствует отдельно выделенная Подпрограмма 3 «Развитие ведущих отраслей обрабатывающей и нефтегазодобывающей промышленности в Томской области», цель которой — создание благоприятных условий для формирования конкурентоспособного, экономически устойчивого промышленного комплекса Томской области.

Несмотря на признанный факт значимости развития малого бизнеса для экономики региона, официальные статистические

данные свидетельствуют о снижении числа малых предприятий в регионе и средней численности их работников к концу 2018

года [14]. Динамика указанных показателей за период с 2011 года по 2018 год приведена в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели развития малых предприятий (без микро) в Томской

области в 2011—2018 г. г.

Показатели Годы

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Число малых предприятий (без микро), ед. 1711 1914 1490 1577 1648 964 1690 1600

Средняя численность работников, чел. 53 561 50 109 48 007 48 699 46 807 32 476 40 771 41 946

Анализ не действующей на сегодняшней день подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области» также показывает ежегодное снижение числа малых начиная с 2008 года. И, как отмечается в паспорте рассматриваемой госпрограммы, одним из препятствий в модернизации и развитии действующих

субъектов малого и среднего предпринимательства является ограниченный доступ к финансовым ресурсам [15].

Проанализируем запланированные объемы финансирования малого и среднего предпринимательства на 2015 - 2026 годы, размеры которых приведены в таблице 2 [16, 17].

Таблица 2

Результаты исполнения финансирования подпрограммы 1 «Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области», запланированного Администрацией Томской области на 2015—2026 годы

Годы Объемы финансирования подпрограммы за счет средств областного бюджета

Всего, млн руб. в том числе, формируемые за счет планируемых к поступлению средств федерального бюджета, млн руб.

План Исполнено % исполн. План Исполнено % исполн.

2015 587,9 543,2 92,4 290,0 145,1 50

2016 512,5 392,8 76,6 224,9 80,9 36

2017 231,4 168,7 73,0 70,7 70,7 100

2018 170,8 141,3 82,7 44,1 37,6 85,3

2019 411,4 357,1 86,8 176,4 180,4 102,3

2020* 174,1 *С 2020 года финансирование пересмотрено в связи с началом действия госпрограммы на 2020 - 2026 годы (с изменениями на 15.04.2020 года). Данные об исполнении бюджета за 2020 год отсутствуют.

2021 119,3

2022 87,3

2023—2026 86,9

Как видно из таблицы 2, в Томской области наблюдается общая тенденция к снижению планового финансирования развития малого и среднего бизнеса, даже несмотря на ежегодную инфляцию. По сравнению с 2015 годом в 2020 году запланированные объемы финансирования подпрограммы 1 за счет средств областного бюджета снижаются почти в три раза.

Причину снижения запланированного на тот момент финансирования Подпрограммы по развитию малого и среднего предпринимательства до 2024 года в Том-

ской области определить не представляется возможным. В действующей на сегодня подпрограмме по развитию малого и среднего предпринимательства увеличение финансирования до 2026 года не запланировано.

Сравним ключевые показатели паспорта Подпрограммы 1 государственной программы «Развитие предпринимательства и повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Томской области» в действующей редакции и отмененной, результаты сравнения отражены в таблице 3 [12, 13].

Таблица 3

Сравнение показателей, характеризующих Подпрограмму 1. Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области

Показатели Постановление Администрации Томской области

от 12 декабря 2014 года № 492а (с изм. на 27.11.2019) от 27 сентября 2019 года № 360а (с изм. на 15.04.2020)

1 2 3

Цель Стимулирование предпринимательской активности населения для развития сферы малого и среднего предпринимательства — важного источника доходов населения

Приоритетное направление Обрабатывающая и нефтегазодобывающая промышленности

Участники подпрограммы Департамент по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области Департамент по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области, Департамент труда и занятости населения Томской области, Департамент инвестиций Томской области

Основные задачи 1. Создание промышленных парков для субъектов МСП. 2. Обеспечение доступности для субъектов МСП информационно-консультационной поддержки ведения предпринимательской деятельности. 3. Повышение конкурентоспособности субъектов МСП за счет повышения профессионального уровня специалистов. 4. Повышение уровня доступности финансовых форм поддержки субъектов МСП. 5. Развитие молодежного предпринимательства. 6. Расширение международного и межрегионального сотрудничества субъектов МСП Томской области. 7. Создание и развитие эффективной инфраструктуры поддержки субъектов МСП. 8. Формирование позитивного образа предпринимательства как источника роста общественного благосостояния. 9. Упрощение доступа субъектов МСП к льготному финансированию, в т. ч. ежегодное увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых субъектам МСП, включая индивидуальных мероприятий в Томской области. 10. Увеличение численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей в Томской области, в т. ч. за счет поддержки, оказанной субъектам МСП в рамках регионального проекта «Создание системы акселерации субъектов МСП», и увеличения числа субъектов МСП, получивших поддержку. 1. Обеспечение доступности для субъектов МСП информационно-консультационной поддержки ведения предпринимательской деятельности. 2. Повышение конкурентоспособности субъектов МСП за счет повышения профессионального уровня специалистов. 3. Развитие молодежного предпринимательства. 4. Расширение международного и межрегионального сотрудничества МСП Томской области. 5. Создание и развитие эффективной инфраструктуры поддержки субъектов МСП. 6. Формирование позитивного образа предпринимательства как источника роста общественного благосостояния. 7. Поддержка муниципальных программ, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства.

Окончание табл. 3

1 2 3

11. Формирование положительного образа предпринимательства среди населения Томской области, а также вовлечение различных категорий граждан, включая самозанятых, в сектор МСП, в т. ч. создание новых субъектов МСП. 12. Снижение административной нагрузки на малые и средние предприятия, расширение имущественной поддержки субъектов МСП, а также создание благоприятных условий осуществления деятельности для самозанятых граждан в Томской области.

Объем финансирования подпрограммы из средств только областного бюджета, млн руб. 1239,9 (на период с 2015 с прогнозом до 2022) 701,3 (на период с 2020 с прогнозом до 2026)

Как видно из таблицы 3, цель подпрограммы и приоритетное направление не изменились, несмотря на разные периоды действия подпрограммы. Как и ранее, в настоящее время приоритетным направлением развития малого и среднего предпринимательства в Томской области является обрабатывающая и нефтегазодобывающая промышленности. Хотя, по результатам проведенного исследования наибольшее количество малых предприятий в Томской области зафиксировано в торговой сфере.

По некоторым анализируемым показателям подпрограммы 1 в разных редакциях наблюдаются различия. Так, например, в паспорте Подпрограммы 1, действовавшей ранее, был определен только один участник подпрограммы - Департамент по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области. На сегодняшний день перечень участников Подпрограммы 1 расширен. Кроме указанного Департамента, за реализацию подпрограммы еще отвечают Департамент труда и занятости населения Томской области и Департамент инвестиций Томской области.

Кроме этого, основные задачи, которые были определены для достижения цели Подпрограммы 1 в рамках государствен-

ной программы на период 2015—2022 гг. не все реализуются в рамках действующей Подпрограммы 1. Это связано с тем, что ранее поставленные задачи № 4, 9—12 в настоящее время реализуются в рамках утвержденных региональных проектов [18].

Следует также отметить, что в настоящее время отдельно уделяется внимание решению такой задачи, как «Поддержка муниципальных программ, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства».

Есть еще одно существенное отличие. Объем запланированного финансирования Подпрограммы 1 только за счет средств областного бюджета на период с 2020 г. по 2026 г. снизился практически вдвое, по сравнению с объемом запланированного финансирования отмененной подпрограммы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проанализируем запланированные объемы федерального финансирования в целом для Государственной программы «Развитие предпринимательства и повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Томской области» на 2020— 2026 гг. Полученные результаты отразим в таблице 4.

Таблица 4

Запланированные объемы финансирования госпрограммы по развитию предпринимательства и повышению эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Томской области на 2020—2026 гг.

Объемы финансирования, млн руб. Годы

2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026

Всего 30 447,8 38 916,7 47 803,5 27 235,5 27 686,1 14 931,0 7290,5

в т. ч. за счет федеральных средств 185,8 97,7 199,9 229,2 106,0 243,3 2,7

% от общего объема 0,6 0,3 0,4 0,8 0,4 1,6 0,04

Как видно из приведенной таблицы, наблюдается общая тенденция снижения объемов финансирования государственной программы по развитию предпринимательства, при этом доля финансирования из федерального бюджета в общих объемах очень незначительна. При этом финансирование развития малого и среднего бизнеса за счет средств федерального бюджета в паспорте Подпрограммы 1 не запланировано [19].

Как показал анализ действующей госпрограммы по развитию предпринимательства и повышению эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Томской области, в период с 2020 по 2024 с прогнозом до 2026 года предусмотрено финансирование за счет средств федерального бюджета только двух подпрограмм: «Совершенствование управления социально-экономическим развитием Томской области» (Подпрограмма 4) в размере 15,8 млн руб. и «Обеспечение реализации государственных полномочий в сфере лицензирования отдельных видов деятельности в Томской области» (Подпрограмма 5) в размере 16,5 млн руб. Всего сумма объемов финансирования с разделением на подпрограммы составляет 32,3 млн руб. При этом, как следует из таблицы 4, запланированный объем финансирования из средств федерального бюджета госпрограммы в целом за весь период составляет 1064,4 млн руб.

Информация о распределении оставшейся части запланированного объема финансирования из средств федерального бюджета (1032,1 млн руб.) в паспорте действующей Государственной программы «Развитие предпринимательства и повышение эффективности государственно-

го управления социально-экономическим развитием Томской области» отсутствует.

Заключение

Обобщение вышеизложенного позволяет сделать следующие выводы.

Несмотря на заинтересованность нашего государства в развитии малого предпринимательства, как одного из определяющих факторов экономического роста каждого региона и страны в целом, со стороны региональных властей допускается снижение внимания к проблемам малого бизнеса.

Как показал проведенный нами анализ мер, принимаемых органами власти Томской области для реализации программы по развитию и поддержке малого предпринимательства, такое планирование и неравномерное распределение объемов финансирования (в том числе из федеральных средств) как в целом по государственной программе развития предпринимательства [13], так и в разрезе подпрограмм, свидетельствует о недостаточном внимании к проблемам малого бизнеса Администрацией Томской области.

Следует также отметить, что несмотря на то, что в настоящее время действует госпрограмма с изменениями от 15.04.2020 года, на официальном интернет-портале Администрации Томской области размещен ее неактуальный вариант [20, 21]. Данный факт также свидетельствует о недостаточном контроле за развитием малого бизнеса в регионе.

Возможно, в том числе из-за недостаточности понимания роли малого бизнеса в развитии региона, в настоящее время в Томской области наблюдается снижение роста малых предприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента России к Федеральному Собранию от 01.12.2016. — URL.: http : //kremlin.ru/events/president/news/53379.

2. Трещевский Ю. И. Малый бизнес в регионе — развитие и видение стратегических возможностей / Ю. И. Трещевский, Г. Н. Франовская, Аллахаби Хасан Хади Али // Экономика в условиях социально-техногенного развития мира : материалы II Международной междисциплинарной научной конференции по фундаментальным и прикладным проблемам современного социально-экономического и экономико-экологического развития (5 октября 2017 г.). — Брянск : БГТУ, 2017. — Т. 2. — С. 114—119.

3. Risin I. E. Public Authorities and Business on the Possibilities of Region's Development / I. E. Risin, Y. I. Treshchevsky, M. B. Tabachnikova, G. N. Franovskaya // Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management. Contributions to Economics. Springer, Cham. pp. 55-62 DOI https://doi.org/10.1007/978-3-319-60696-5_8.

4. Трещевский Ю. И. Малый бизнес в условиях текущих и предстоящих изменений — взгляд изнутри / Ю. И. Трещевский, Е. В. Никишкина, И. С. Иванов // Развитие менеджмента: концепция «Industry 4.0» : материалы II Всероссийской научно-практической конференции (24—25 октября 2019 г.; г. Орел). — Орел : ОГУ им. И. С. Тургенева, 2019. — С. 127—132.

5. Endovitsky Dvitry A. Analysis of the economic optimism of the institutional groups and socio-economic systems" / Dvitry A. Endovitsky, Maria B. Tabachnikova, Yuri I. Treshchevsky // Journal of Advanced Research in Law and Economics. — Vol. VII. Issue 6 (28). — Pp. 1745—1752. — Journal's DOI: http://dx.doi.org/10.14505/jarle.

6. Treshchevsky Y. I. The system of state support for small and medium entrepre-neurship and evaluation of its effectiveness / Y. I. Treshchevsky, N. A. Serebryakova, G. V. Golikova, S. A. Volkova, T. A. Volkova // Revista ESPACIOS. — Vol. 39. No 12. — P. 12. — http://www.revistaespacios.com/ a18v39n12/18391212.html.

7. Лобанов А. А. Роль и проблемы развития малого бизнеса в России / А. А. Лобанов,

К. С. Манасян // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2016. — № 12. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-problemy-razvitiya-m alogo -bizne s a-v-rossii.

8. Голиченко О. Г. Анализ результативности инновационной деятельности регионов России / О. Г. Голиченко, И. Н. Щепи-на // Экономическая наука современной России, 2009. — № 1 (44). — С. 77—95.

9. Мандель И. Д. Кластерный анализ / И. Д. Мандель. — Москва : Финансы и статистика. — 1988. — 176 с.

10. Олдендерфер М. С. Кластерный анализ / М. С. Олдендерфер, Р. К. Блэшфилд // Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / Под ред. И. С. Енюкова. — Москва : Финансы и статистика, 1989. — 215 с.

11. Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года : постановление Администрации Томской области от 07.12.2015 № 445а. — URL: https://tomsk.gov.ru/plan-meroprijatij-po-realizatsii- strate gii-sotsialno- ekonomiche skogo-razvitija.

12. Об утверждении государственной программы «Развитие предпринимательства и повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Томской области» : постановление Администрации Томской области от 12.12.2014 г. № 492а с изменениями на 27 ноября 2019 года (не действующее). — URL: http://docs.cntd.ru/ document/467918186.

13. Развитие предпринимательства и повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Томской области : постановление Администрации Томской области от 27.09.2019 г. № 360а с изменениями на 15 апреля 2020 года. — URL: http://docs. cntd.ru/document/467956302.

14. Приложения к сборнику «Малое и среднее предпринимательство в России» за 2013—2019 гг. — URL: https://rosstat.gov. ru/folder/210/document/13223.

15. Таблица 1 раздела 1 «Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы» паспорта «Развитие предпринимательства и повышение эффективности государственного управления социально-экономическим раз-

витием Томской области»», утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 12.12.2014 г. № 492а. — URL: http://docs.cntd.ru/document/467918186.

16. Строка «Всего по источникам» по показателю «Объем и источники финансирования подпрограммы 1 (с детализацией по годам реализации)» в Паспорте Подпрограммы 1 Государственной программы «Развитие предпринимательства и повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Томской области», утвержденной Постановлением Администрации Томской области от 12.12.2014 г. № 492а. — URL: http://docs. cntd.ru/document/467918186.

17. Данные Приложения 1 и Приложения 7 к Проектам законов Томской области об исполнении бюджета области за 2015—2019 годы // Официальный сайт Департамента финансов Томской области. — URL: https://depfin.tomsk.gov.ru/proekt-godovogo-otcheta-ob-ispolnenii-oblastnogo-bjudzheta.

18. Таблица «Структура государственной программы «Развитие предпринимательства и повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Томской области» к Государственной программе «Развитие предпринимательства и повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Томской области», утвержденной Постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 № 360a. — URL: http://docs.cntd. ru/document/467956302.

19. Паспорт государственной программы «Развитие предпринимательства и повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Томской области», утвержденной Постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 № 360а. — URL: http://docs.cntd.ru/document/467956302.

20. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. — URL: http://docs.cntd.ru/ document/467961044.

21. Официальный интернет-портал Администрации Томской области. — URL: https://tomsk.gov.ru/documents/front/view/ id/50345 (дата обращения: 21.02.2021).

LITERATURE

1. Address of the President of Russia to the Federal Assembly from 01.12.2016. — URL: http: //kremlin.ru/events/pre sident/news/53379.

2. Small business in the region-development and vision of strategic opportunities / Yu. I. Treshchevsky, G. N. Franovskaya, Allahabi Hasan Hadi Ali // Economy in the conditions of socio-technological development of the World : materials of the II International Interdisciplinary Scientific Conference on Fundamental and Applied Problems of modern socio-economic and economic-ecological Development (October 5, 2017). — Bryansk : BSTU, 2017. — V. 2. — P. 114—119.

3. Risin I. E. Public Authorities and Business on the Possibilities of Region's Development / I. E. Risin, Y. I. Treshchevsky, M. B. Tabachnikova, G. N. Franovskaya // Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management. Contributions to Economics. Springer, Cham. pp. 55—62 DOI https://doi. org/10.1007/978-3-319-60696-5_8.

4. Treshchevsky Yu. I. Small business in the context of current and upcoming changes — an inside view / Yu. I. Treshchevsky, E. V. Nikishkina, I. S. Ivanov // Management development: the «Industry 4.0» concept : materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference (October 24—25, 2019; Orel). — Oryol : OSU im. I. S. Turgenev, 2019. — P. 127—132.

5. Endovitsky Dvitry A. Analysis of the economic optimism of the institutional groups and socio-economic systems" / Dvitry A. Endovit-sky, Maria B. Tabachnikova, Yuri I. Tresh-chevsky // Journal of Advanced Research in Law and Economics. — Vol. VII. Issue 6 (28). — Pp. 1745—1752. — Journal's DOI: http://dx.doi. org/10.14505/jarle.

6. Treshchevsky Y. I. The system of state support for small and medium entrepreneurship and evaluation of its effectiveness / Y. I. Tresh-chevsky, N. A. Serebryakova, G. V. Golikova, S. A. Volkova, T. A. Volkova // Revista ESPACIOS. — Vol. 39. No. 12. — P. 12. — http://www. revistaespacios.com/a18v39n12/18391212.html.

7. Lobanov A. A. The role and problems of small business development in Russia / A. A. Lobanov, K. S. Manasyan // Actual problems of aviation and cosmonautics. — 2016. — № 12. — URL: https://cyberleninka.

ru/article/n/rol-i-problemy-razvitiya-malogo-biznesa-v-rossii.

8. Golichenko O. G. Analysis of the effectiveness of innovative activity in the regions of Russia / O. G. Golichenko, I. N. Shchepina // Economic Science of modern Russia, 2009. — № 1 (44). — P. 77—95.

9. Mandel I. D. Cluster analysis / I. D. Mandel. — Moscow : Finance and statistics. — 1988. — 176 p.

10. Oldenderfer M. S. Cluster analysis / M. S. Oldenderfer, R. K. Blashfield // Factorial, discriminant and cluster analysis / Ed. I. S. Enyukova. — Moscow : Finance and statistics, 1989. — 215 p.

11. On approval of the action plan for the implementation of the Strategy of Socioeconomic Development of the Tomsk Region until 2030 : Resolution of the Administration of the Tomsk Region of 07.12.2015 No. 445a. — URL: https://tomsk.gov.ru/plan-meroprijatij-po-realizatsii-strategii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija.

12. «On approval of the state program» Development of Entrepreneurship and Improving the Efficiency of State Management of Socio-economic Development of the Tomsk Region : Resolution of the Administration of the Tomsk Region of 12.12.2014 No. 492a as amended on November 27, 2019 (not valid). — URL: http://docs.cntd.ru/document/467918186.

13. Development of entrepreneurship and improving the efficiency of public administration of socio-economic development of the Tomsk region : Resolution of the Administration of the Tomsk Region of 27.09.2019 No. 360a as amended on April 15, 2020. — URL: http://docs. cntd.ru/document/467956302.

14. Appendices to the collection «Small and medium-sized enterprises in Russia» for 2013—2019. — URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/210/document/13223.

15. Table 1 of section 1 «Characteristics of the current state of the implementation of the state program» of the passport «Development of entrepreneurship and improving the efficiency of state management of socio-economic development of the Tomsk region», approved

by the Resolution of the Administration of the Tomsk Region of 12.12.2014 No. 492a. — URL: http://docs.cntd.ru/document/467918186.

16. The line «Total by sources» for the indicator «Volume and sources of financing of subprogram 1 (with details by years of implementation)» in the Passport of Subprogram 1 of the State Program «Development of Entrepreneurship and improving the Efficiency of State Management of socio-economic development of the Tomsk Region», approved by the Resolution of the Administration of the Tomsk Region of 12.12.2014 No. 492a. — URL: http://docs.cntd. ru/document/467918186.

17. Data of Appendix 1 and Appendix 7 to the Draft laws of the Tomsk region on the implementation of the regional budget for 2015—2019. Official website of the Department of Finance of the Tomsk Region. — URL: https://depfin.tomsk.gov.ru/proekt-godovogo-otcheta-ob-ispolnenii-oblastnogo-bjudzheta.

18. Table «Structure of the state program «Development of entrepreneurship and improving the efficiency of public administration of socio-economic development of the Tomsk region» to the State Program «Development of Entrepreneurship and improving the efficiency of public administration of socio-economic development of the Tomsk region», approved by the Resolution of the Administration of the Tomsk Region of 27.09.2019 No. 360a. — URL: http://docs.cntd.ru/document/467956302.

19. Passport of the state program «Development of entrepreneurship and improving the efficiency of state management of socio-economic development of the Tomsk region», approved by the Resolution of the Administration of the Tomsk Region of 27.09.2019 No. 360a. — URL: http://docs.cntd. ru/document/467956302.

20. Electronic fund of legal and regulatory and technical documentation. — URL: http:// docs.cntd.ru/document/467961044.

21. Official Internet portal of the Tomsk Region Administration. — URL: https://tomsk. gov.ru/documents/front/view/id/50345 (date accessed: 21.02.2021).

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА И ДЕМОГРАФИЯ:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ

УДК 338.26

РАСШИРЕНИЕ ПАЛИТРЫ ФИНАНСОВЫХ ИСТОЧНИКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ

Коды JEL: R 58, P25, L 31, H 76.

Дорош Н. В., кандидат экономических наук, доцент, доцент 210 кафедры управления повседневной деятельностью подразделений, ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж, Россия

E-mail: nadegdaekonomiki@mail.ru

SPIN-код: 4159-7324

Илларионов П. А., председатель участников боевых действий на Северном Кавказе, районная общественная организация ветеранов локальных войн «Мужество», г. Бобров, Россия

E-mail: pasha.illarionoff@yandex.ru

SPIN-код: 9808-3212

Трещевская Н. Ю., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: treshchevsk@mail.ru

SPIN-код: 5060-1025

Поступила в редакцию 13.01.2021. Принята к публикации 15.03.2021

Аннотация

Предмет. Отношения между субъектами, общественными институтами, участвующими в создании и реализации социальных проектов развития муниципальных образований.

Тема. Развитие финансовых источников деятельности общественных патриотических организаций в осуществлении уставной деятельности и участии во внедрении проектов социального развития.

Цели. Формирование ключевых направлений оптимизации финансового обеспечения деятельности общественных институтов в развитии гражданских позиций населения муниципальных образований.

Методология. Компаративный анализ с использованием статистических методов исследования общественных явлений, с применением монографических обследований, группировок, анализа и синтеза общественных взаимоотношений в процессе реализации социальных проектов.

Результаты. Разработка предложений по формированию эффективного портфеля финансовых источников обеспечения функциональной деятельности общественных патриотических организаций.

Область применения. Взаимоотношения между муниципальной властью, населением и общественными организациями в процессе формирования и реализации проектов социального развития.

Выводы. Исследование свидетельствует о необходимости и возможности расширения спектра финансовых источников деятельности общественных организаций для осущест-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.