Научная статья на тему 'О государственной поддержке малых инновационных предприятий в России и в Китае'

О государственной поддержке малых инновационных предприятий в России и в Китае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
433
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
INNOVATION / SMALL BUSINESS / INVESTMENTS / STATE SUPPORT / CHINESE EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелихова М.Н.

В статье дана характеристика современного состояния малых инновационных предприятий России и Китая, выделены проблемы их развития, а также описана степень их финансирования государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О государственной поддержке малых инновационных предприятий в России и в Китае»

УДК 334.01 Экономические науки

Мелихова М. Н., студентка 2 курса финансово-экономического факультета Финансовый университет при Правительстве РФ, Россия, г. Москва

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ И В КИТАЕ

Аннотация: В статье дана характеристика современного состояния малых инновационных предприятий России и Китая, выделены проблемы их развития, а также описана степень их финансирования государством.

Ключевые слова: инновации, малый бизнес, инвестиции, государственная поддержка, китайский опыт.

Abstract: The article characterizes the current status of small innovative enterprises of Russia and China, highlighted the problems of their development, and describes the extent of their funding by the state.

Key words: innovation, small business, investments, state support, Chinese experience.

Инновация - это нововведение в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки передового опыта, а также использование этих новинок в самых разных областях и сферах деятельности [16].

Инновации обеспечивают прорыв и направленность в будущее. Социально - экономическое развитие большинства стран основано на разработке инноваций.

Главнейшим приоритетом инновационной политики государства должно являться создание и поддержание благоприятного инновационного климата, в частности государственная поддержка малых инновационных предприятий, так как стержнем экономики большинства развитых стран является именно малое

предпринимательство. Инновационный бизнес в этих странах провозглашен приоритетным. Высокая скорость образования малых инновационных предприятий позволяет национальной экономике смягчать колебания конъюнктуры для национальной экономики в общем. В развитых и развивающихся странах поддерживается государством двумя путями: через содействие всему малому бизнесу в целом и через оказание поддержки именно организациям, занимающимся инновационной и научной деятельностью [5, с.210].

Инновационное сотрудничество с зарубежными партнерами в современных условиях международной конкуренции играет значительную роль. С США, Нидерландами и Францией у Российской Федерации созданы специализированные рабочие группы по инновациям. Также ведется активная работа по созданию рабочих групп со странами КНР и Республика Корея, так как сотрудничество именно с этими странами в настоящее время является наиболее приоритетных направлений развития для Российской Федерации. Страны АТР - это в первую очередь огромный и постоянно развивающийся рынок, среди них присутствуют страны, являющиеся технологическими и экономическими лидерами. Одной из самых развитых стран АТР является КНР, роль которой в глобальной экономике становится все более и более значимой. Китай включен в ТОП 30 странах по уровню инновационной активности, а также лидирует по этому показателя среди всех стран БРИКС.

Между Российской Федерацией и Китаем присутствует взаимный интерес к обмену интеллектуальным капиталом и реализации совместных инновационных проектов. В настоящее время сотрудничество развивается быстрыми темпами: уже реализуются порядка 40 проектов от нанотехнологий до телекоммуникаций; с китайскими партнерами сотрудничают ГК «Росатом» и ГК «Ростехнологии». На Форуме «Открытые инновации» заключено долгосрочное соглашение о продвижении российских технологий в Китае.

Для поддержки малого инновационного бизнеса любое государство должно в первую очередь обеспечивать его потребность в финансовых ресурсах для проведения разработок и исследований.

Повышение числа малых предприятий в Российской Федерации является одной из основных задач, стоящей перед отечественной экономикой, так как это приведет к изменениям в структуре российского рынка, росту количества товаров, повышению конкуренции и качества производимой продукции, а также к ускорению внедрения новых технологий [18, с.350].

12 10 8 6 4 2 0

lllll......

✓ у у </ у у у / у * /

^ y * **VV ^ s /V *

В N и N 1=3 1—1 1 1 1 1 1

1 1 <х ш С\ ш Оч (X Ш Os .Оч g 1 1 1 <х <х

Рис. 1. Доля занятых в высоко-, среднетехнологичных и наукоемких отраслях в общем числе занятых,%, 2013 [12].

70 60 50 40 30 20 10 0

j¡r <s>- j¡r Jj" ^ J¡T .<$> ЛГ JtT

SS/y S ' ' S/ <

Рис. 2. Доля инновационного компаний в общем числе промышленных компаний, %, 2010 [12].

Российская занятость в высоко-, среднетехнологичных и наукоемких отраслях находится на уровне Нидерландов, Норвегии, Швеции, Великобритании и Франции и составляет 3-4%[12]. Измерение основано на классификации NACE Rev2, то есть по классификации по доле высококвалифицированных специалистов в этих отраслях.

На 2015 год в Российской Федерации было зарегистрировано 4,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято более 18 млн. человек. В свою очередь, малые предприятия представлены 240 тыс. субъектами предпринимательства, что составляет около 5,2% от общего числа предприятий МСП [2].

Также у малых предприятий прослеживается ряд общих черт, таких как значительный объем товарообменных операций, недостаточная величина оборотного капитала, высокая стоимость кредитных ресурсов, низкая платежная дисциплина [11, с.20].

Малый бизнес России обладает большим финансовым потенциалом. Его преимуществом перед предприятиями среднего и крупного бизнеса является то, что для создания и дальнейшего развития малых предприятий не требуется больших материальных затрат и при своем функционировании они более эффективно используют финансовые ресурсы из-за более высокой их оборачиваемости.

Финансирование: государство выделяет мало денег

60% 40% 20% 0%

I I

МСП Крупный бизнес

Сложно получить госзаказ

80% 60% 40% 20% 0%

I I

МСП

Крупный бизнес

40%

Регулирование: несовершенные законодательные и нормативно-правовые акты

I

I

МСПрупный бизнес

Стимулирование: несовершенные законодательные и нормативно-правовые акты

40% 35% 30%

I

I

МСПрупный бизнес

Налоговая политика недостаточно эффективна

Преимущества налоговой политики нельзя использовать

40%

20%

0%

I

60% 40% 20% 0%

I I

МСП Крупный бизнес

МСП Крупный бизнес

Кадры: выпускают малоквалифицированных специалистов

60% 40% 20% 0%

I ■

МСП Крупный бизнес

Рис. 3. Сравнение барьеров развития МСП и крупных предприятий [12].

Малые организации в России сталкиваются с внутренними и внешними барьерами. Внутренние барьеры связаны с устаревшей моделью экономического образования, из-за которой на малых предприятиях присутствует ряд проблем: устаревшая структура, неактуальная культура менеджмента, низкий уровень предпринимательской, корпоративной, инновационной и инвестиционной культуры. Внешние барьеры [6, с.7]: незащищенность предпринимателя из-за несовершенства правовой системы, особенно в области инновационного развития, слабо развитые отношения собственности, непредсказуемая ситуация в макроэкономике , сложившаяся со временем монополия на ряде рынков.

Экономическое развитие нашей страны в настоящее время сильно зависит от степени развитости инновационного предпринимательства, для улучшения положения которого необходимо изменить порядок взаимодействия производителей наукоемкой продукции и её потребителей, а также адаптировать производство инновационной продукции в условиях рыночной экономики.

Большая часть инновационных предприятий Российской Федерации является крупными и их контролирует государство, поэтому на них

отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и обновлению производственного процесса, что сдерживает производство инновационной продукции и замедляет её внедрение в потребление. Для осуществления коммерциализации инноваций, требуются большие объемы инвестиционных ресурсов, однако любое вложение средств в инновационную сферу является огромным риском.

Проблемы малых инновационных предприятий Российской Федерации: недостаточное финансирование инновационных программ, малое число льгот, препятствующее укрупнению предприятий, малое число внедряемых в малые инновационные предприятия объектов интеллектуальной собственности, недостаточно высокая заинтересованность крупных предприятий в инновационных проектах.

В качестве государственной поддержки и содействия российскому инновационному предпринимательству осуществляются меры административно-правовой поддержки в виде закона, поддерживающего инновационное предпринимательство - Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Благодаря данному закону в России на базе научно - образовательных центров созданы малые инновационные предприятия, доля которых, несмотря на закон, достаточно мала [9, с.85].

Малый бизнес России испытывает недостаток финансовых ресурсов по ряду причин:

• проблемы с доведением финансовых ресурсов до субъектов малого бизнеса из-за несовершенства действующего законодательства и отсутствия механизмов финансового обеспечения малого бизнеса;

• недостаток средств для инвестиций у средних предприятий;

• незаинтересованность средних и крупных предприятий во вложениях с высоким риском;

• незаинтересованность банков в предоставлении кредитов малым предприятиям, предпочтение крупным из-за экономической нестабильности, и предоставления им государственных гарантий [9, с. 86].

Стимулирование инновационной сферы государством осуществляется в форме предоставление налоговых льгот и льготных кредитов государственных банков или преференций коммерческим банкам, кредитующим инновационную деятельность. Малые инновационные предприятия пользуются финансовыми средствами из трех источников: собственные средства, средства финансового рынка, средства государственного бюджета.

Из-за высокой доли риска основным источником финансирования является государство, способствуя, таким образом, диверсификации экономики и повышению занятости [13, с.909]. Инвестиции осуществляются в форме субсидий, субвенций и дотаций. Прямые субсидии применяются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно -конструкторских работ, внедрения в производство новой техники и переподготовку кадров. Косвенные субсидии существуют в форме средств налоговой и денежно-кредитной политики.

Государственная поддержка проявляется в создании государственных фондов содействия развития малых инновационных предприятий, которые создают наиболее благоприятные условия для реализации проектов, помогают в поиске партнеров для производственного союза, а также непосредственного инвестирования с целью продвижения той или иной технологии [4].

Российский малый бизнес поддерживается государством как на федеральном, так и на местном уровнях. На федеральном уровне поддержка оказывается при помощи программы поддержки малого бизнеса, регионы же поддерживают малые предприятия с помощью дополнительных мер. Применяются меры имущественной поддержки, имеющие все большее значение для развития малых предприятий. Кроме того, применяется лизинг,

являющийся важнейшим ресурсным источником и механизмом поддержки малых предприятий [9, с.67].

Россия является абсолютным лидером по государственным расходам на коммерческие НИОКР в % от ВВП

0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2

Рис.4. Государственные расходы на НИОКР странами мира [12].

В 2013 году в Российской Федерации расходы государства на коммерческие НИОКР составили 15 млрд. долларов (в процентах от ВВП -0,4%). Россия теперь стоит на 1 месте, перегнав даже развитые страны [12]. Государственные расходы как на коммерческие, так и на фундаментальные НИОКР также высоки и схожи по уровню с аналогичными расходами стран-лидеров инноваций [12].

Для развития малого бизнеса применяется венчурное инвестирование. Несмотря на высокий потенциал малого бизнеса России для венчурного финансирования (около 50 тысяч малых технологических предприятий), малые инновационные предприятия поддерживаются в основном зарубежными венчурными фондами [15] из-за недостаточно системного подхода ко взаимодействию венчурного капитала и малых предпринимателей а также недооценки роли неформального венчурного капитала в поддержке малых инновационных предприятий [17, а175].

Государство может способствовать развитию инновационного предпринимательства путем предоставления налоговых льгот или освобождения отдельных организаций от налогов. Особое значение для

0,1

0

I I I I I I . . I

.К* .>9- .К* .Л > .К* .К* .К* л ^¡5»

развития малого инновационного бизнеса имеют льготы по НДС, налогу на прибыль, налоговые каникулы. Российское законодательство освобождает от уплаты налога на добавленную стоимость российские государственные научно-исследовательские институты при выполнении ими как исследований, заказанных государством, так и исследований, осуществляющихся на основе контракта с коммерческими организациями [8, с.43]. В Налоговом кодексе РФ необходимо ввести дифференциацию по географическому принципу и по наукоемкости производимой продукции. Также в Налоговом кодексе предусмотрена возможность получения инвестиционного налогового кредита сроком от 1 до 5 лет. Чтобы повысить эффективность такого стимулирования необходимо повысить контроль за использованием средств НИОКР и установить льготные ставки НДС [10, с.304].

Малые инновационные предприятия, которым недоступны средства частных венчурных фондов, получают государственные средства из таких организаций, как Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [8, с.42], так называемого «Фонда Бортника». Почти 6000 проектов по созданию малых предприятий были поддержаны в ходе его работы, в том числе только в 2010 году около 600 таких предприятий поддерживалось за счет его средств. Особой задачей Фонда является содействие развитию малых инновационных предприятий, вводящих в хозяйственных оборот интеллектуальную собственность, созданную за счёт средств федерального бюджета в российских ВУЗах и научных организациях РАН. Для содействия развитию именно малому инновационному бизнесу осуществляется программа «СТАРТ». Государство финансирует лишь часть затрат на развитие бизнеса. Поддержанные Фондом предприятия освоили в производстве около 3500 запатентованных изобретений, выпустили продукции на 6 миллиардов рублей, их отчисления государству в виде налогов превышают в 1,8 раза сумму полученных ими бюджетных средств, а выработка на одного работающего достигла 1,5 млн. рублей. На фирмах созданы тысячи новых рабочих мест [10, с.307].

В Национальном докладе об инновациях в России-2015 перечислены меры, реализованные государством в поддержку финансирования инновационных предприятий:

• Создано Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, сопровождающее разработку и реализацию Национальной предпринимательской инициативы и Национальной технологической инициативы;

• Утверждены «дорожные карты» по приоритетным направлениям технологического развития: информационным технологиям, фотонике, производству композитных материалов, биотехнологии, инжинирингу и промышленному дизайну, внедрению инновационных технологий в отраслях ТЭК;

• Утверждены программы инновационного развития 60 крупнейших компаний с государственным участием;

• Приняты отраслевые планы импортозамещения в промышленности;

• Преимущественно сформировано законодательство о наилучших доступных технологиях и внедрении современных технологий.

16 14 12 10 8 6

Затраты на НИОКР в млн. долларах США на один полученный РСТ и национальный патент резидентами страны, 2013

I I I I I I I I I I I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/ ^ / / ^ ^ * Л - Й<

* #

^ £ ^ ^

^ ^ ^ о/ >

Рис.5. Затраты на НИОКР странами мира[12].

4

2

0

В мировой экономике усиленный рост экономики Китая является одной из главных тенденций. Экономика КНР вместе с экономикой таких стран, как Япония, Германия и США, входит четверку стран с крупнейшей экономикой. Экономике Китая принадлежит около 6% от мирового ВВП, а если рассматривать ВВП по 1111С, то около 12%. В 2015 году экономика КНР стала первой по ВВП по ППС. Общий объем промышленного и сельскохозяйственного производства Китая превышают тот же объем Соединённых Штатов Америки [1]. По числу персонала, занятого на предприятиях, осуществляющих научные исследования, Китай занимает 2 место после США, опережая Японию и Россию. Кроме того, активно и успешно развиваются бизнес-инкубаторы, что позволяет расширить инновационную активность в сфере малого предпринимательства, что, в свою очередь, приводит к ускоренному развитию венчурного капитала (создано около 180 компаний).

Для создания благоприятной инновационной среды в 2006 году в Китае принят документ «Национальные средняя и долгосрочная программы развития науки и техники на 2006-2020 гг.». уже в 2006 году на НИОКР было выделено около 1,5% ВВП КНР. К 2020 году в ходе реализации данной программы планируется увеличить долю выделяемых средств до 2,5% от ВВП.

В данном документе описывается ряд мер, осуществляемых в отношении частных предприятий, занимающихся инновационной деятельностью: налоговая льгота по расходам в размере 50% на исследования и разработки, ускоренная амортизация для наукоемкого оборудования; часть продукции, произведенной при помощи технологий, разработанных да данных предприятиях, будет включена в список приоритетных государственных закупок и закупок для программ национальной безопасности.

В Китае, кроме предоставления налоговых льгот, малому бизнесу в инновационной сфере, оказывается общественная и государственная финансовая, технологическая поддержка, поддержка в форме уменьшения финансовых рисков, а также упрощение в сотрудничестве с более крупными

организациями. Немаловажным является содействие выходу на международный рынок. Данные меры поддержки способствуют стимулированию и развитию инновационной сферы. На данный момент Китай уже занимает 2 место в мире по производству электронного оборудования.

В Китае реализуется ряд программ [7, с.43], направленных на поддержку научных исследований и коммерциализацию НИОКР. Из них малое инновационное предпринимательство поддерживают несколько:

• Программа ключевых технологий - 1983 (для концентрации ресурсов на ключевых направлениях технологического развития);

• Программа ключевых лабораторий - 1984 (поддержка ключевых лабораторий);

• Национальный фонд естественных наук Китая -1986 (поддержка фундаментальных исследований);

• Национальная программа поддержки производства инновационных товаров и услуг -1988 (список инновационных и высокотехнологичных товаров и услуг, их адресная поддержка через гранты и субсидии);

• Программа «Факел»- 1988 (создание наукоградов и бизнес-инкубаторов, прямое финансирование, улучшение кадрового потенциала);

• Инновационный фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере -1999 (содействие развитию малых предприятий в научно-технической сфере).

В целом через данные программы правительством КНР выделяется 1,7%

ВВП.

Рост производительности Китая обеспечивается в основном не счет неинновационных факторов, таких как экстенсивный рост и дешевая рабочая сила. Данная ситуация имеет место из-за отсутствия четких правил игры на рынке Китая, в частности незакрепленности прав собственности за частными предприятиями и домохозяйствами до октября 2007 года. Из-за данного недостатка государственная поддержка предприятий очень непрозрачна: одни предприятия были включены в госпрограммы финансирования и бизнес-

инкубаторы, другие же предприятия, иногда обладающие равными или большими возможностями инновационного развития, полностью игнорировались. Ещё одной проблемой является то, что большинство банков являются государственными, поэтому финансируют исключительно государственные инновационные предприятия.

В Китае финансирование распределяется «приоритетно»- выбираются отрасли стратегического значения, в которых развиваются наиболее перспективные технологии.

В расходы ВВП Китая на НИОКР входят вложения в иностранные рынки в форме приобретения новых технологий и брендов. Например, в 2010 году КНР заключила сделку по приобретению шведского автопроизводителя Volvo у концерна FordMotorCo. В результате этой сделки был получен доступ к западным технологиям.

Немалое значение имеет создание в 2009 году рынка ChiNext. Это биржевая электронная торговая платформа для растущих инновационных компаний. Цель её создания - привлечение венчурного капитала с помощью механизмов фондового рынка для финансирования вновь созданных инновационных компаний, нуждающихся в стартовом капитале.

Государство поддерживает малые инновационные предприятия не только в форме налоговой льготы по расходам в размере на исследования и разработки. В меры налоговой поддержки также входит снижение ставки налога на прибыль с 25% до 15%. Кроме того, в 2013 году были ведены меры по временному снижению налоговой нагрузки для малого и среднего бизнеса.

Многие страны поддерживают малые инновационные предприятия рядом стандартных способов: предоставлением займов, оказанием научно-технического и информационного содействия, стимулированием международной деятельности, создание специального законодательства, специальных систем государственного финансирования и государственной поддержки. При этом и Россия, и Китай входят в число стран, в меры поддержки МИП которых включены вышеописанные способы.

Однако и в нашей стране, и в Китае в системах государственной поддержки МИП возможно расширение деятельности [14, с.92].

На наш взгляд, в Налоговом кодексе РФ необходимо ввести дифференциацию по географическому принципу и по наукоемкости производимой продукции. Чтобы повысить эффективность стимулирования МИП России при помощи финансирования, необходимо повысить контроль за использованием средств НИОКР и установить льготные ставки НДС. Реализуя текущую инновационную политику Россия оказывает инвестиционную поддержку именно инновационным проектам, не уделяя достаточно внимания созданию инновационной общегосударственной среды [8, с.43].

В последние годы присутствует рост затрат на НИОКР, однако он всё же ниже, чем в других странах. Для дальнейшего увеличения числа малых инновационных предприятий необходимо проведение ряда мер на государственном уровне, способствующих ускорению развития предприятия на ранних стадиях развития, таких как увеличение числа «бизнес-ангелов». Данная мера позволит привести к сбалансированному развитию инновационный сектор в малом и среднем предпринимательстве.

Исходя из опыта развитых и развивающихся стран, для модернизации экономики России необходимо стимулировать инновационную деятельность во всех отраслях экономики и придерживаться в ходе реализации этого процесса системного государственного подхода [3, с.48].

Исходя из достижений России и Китая в последние годы, можно сделать вывод о возможном обмене опытом в реформировании высшего образования, создании и развитии технологических кластеров, повышении защищенности продуктов интеллектуальной деятельности.

Статья выполнена под руководством научного руководителя профессора Финансового университета при Правительстве РФ Николайчук Ольги Алексеевны.

Библиографический список:

1. http://total-rating.ru - Экономические показатели Китая по итогам 2015 года (дата обращения: 10.05.2017).

2. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/splosh.html -сплошное наблюдение за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 год (дата обращения: 10.05.2017).

3. Андрющенко О. Г., Чжан Юйнань. Зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки предприятий малого инновационного бизнеса//Актуальные вопросы социально-экономического развития современного государств. Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции. Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ). 2014.С. 45-51.

4. Васюков М. В. Развитие малых инновационных предприятий на основе венчурного финансирования//Управление инновациями: теория, методология, практика. Новосибирск. 2015.№14. С.32-39.

5. Грибовский А. В., Ушакова С. Е. Механизмы государственной поддержки малого инновационного бизнеса за рубежом // Наука. Инновации. Образование.2014.№16. С.205-221.

6. Зангеева С. Б. Малый и средний бизнес в России: проблемы и перспективы развития // Региональная экономика: теория и практика. 2005. №8. С.4-15.

7. Клочихин Е. А. Научная и инновационная политика Китая// Международные процессы, 2013, № 2, с. 37-55.

8. Косов М. Е., Сигарев А. В. Роль государства в развитии венчурной индустрии // Финансы и кредит.2010.№20(404).С.41-45.

9. Кучина Е. В., Вахитова Е. С. Ресурсное обеспечение малых инновационных предприятий // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: экономика и менеджмент. 2015.№2. С.82-88.

10. Луковцева А. К. Современное состояние инновационного малого и среднего предпринимательства в России// Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. №1. С.300-309.

11. Морозко Н. И. Финансовый анализ развития малого бизнеса в России // Дайджест-финансы.2006. №11. С. 16-23.

12. Национальный доклад об инновациях в России 2015.-URL: http://open.gov.ru/upload/iblock/c0d/c0d6e0218aa0c641 db52fbf45615812d.pdf/ (Дата обращениия: 10.05.2017).

13. Николайчук О. А. Государственная поддержка предпринимательства в России: инструменты, их оценка и направления совершенствования //Экономика и предпринимательство. 2015. № 7 (60). С. 907-912.

14. Николайчук О. А. Ослабление государственного контроля в Китае или "кампания по сворачиванию красных дорожек" //В книге: Успехи и проблемы модернизации современного Китая Сборник тезисов докладов участников III Международной научно-практической конференции "Великие экономисты и великие реформы", к 110-летию со дня рождения Дэн Сяопина. 2014. С. 90-93.

15. Николайчук О. А., Николайчук А. А. Экономическая реализация прав собственности на лесные ресурсы в современной России, Москва, 2014. Сер. Научная мысль.

16. Современный экономический словарь // НИФРА-М. 2006.

17. Чистова В. А. Управление инновационным развитием промышленных предприятий и проблемы инвестирования // Вестник ЮРГТУ(НПИ). 2011. №2. С.173-176.

18. Чихарева И. А., Николаев А. В. Влияние кризиса на развитие малого бизнеса государственная поддержка малого бизнеса условиях рыночной нестабильности// В сборнике: Актуальные проблемы социальной коммуникации. Материалы первой международной научно-практической

конференции. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. 2010. С. 349-351.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.