6. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.00.14)
6.1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КИТАЕ
Решетникова Марина Сергеевна, канд. экон. наук, старший преподаватель Место работы: Российский Университет Дружбы Народов
reshetnikova_marina@yahoo.com
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (отделение гуманитарных и общественных наук),
проект № 16-02-00375-ОГН ОГН-А
Аннотация: экономика Китая сегодня стремительно начала переход к новому этапу развития. Его основа - высокотехнологичное производство и национальные прорывные технологии. Происходит это вследствие трансформации государственной инновационной стратегии в сторону масштабирования инновационного процесса посредством включения в него малых и средних предприятий (МСП). Современные инновационные реалии национальной инновационной системы (НИС) Китая - масштабирование хакспейсов и бизнес-инкубаторов. А для финансирования МСП - бизнес-ангелов и частных венчурных инвестиционных фондов. Стремительное развитие этих элементов вызывает изменения в ландшафте НИС, создавая условия и закладывая движущие силы нового этапа развития экономики. Для понимания этих процессов необходимо провести анализ современной динамики развития инновационного предпринимательства Китая.
Ключевые слова: Китай, инновационное предпринимательство, бизнес-ангельские инвестиции, частные венчурные фонды.
ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP IN CHINA
Reshetnikova Marina S., PhD in economy, senior lecturer Work place: Peoples' Friendship University of Russia
reshetnikova_marina@yahoo.com
Annotation: China's economy began a rapid transition to the next phase based on high-tech production and national breakthrough technologies. This process is a result of the state innovation strategy transformation. The changes in it relate to inclusion of small and medium-sized enterprises (SMEs) in innovation process and appearance of new funding sources such as business angels and private venture capital funds. The rapid development of these elements causes changes in the landscape of the NIS and creates conditions of a new stage in the economy development. To understand these processes, it is necessary to analyze current dynamics of innovative entrepreneurship development in China.
Keywords: China, innovative entrepreneurship, business angels, private venture funds.
Стремительный экономический рост позволил Китаю войти в число ключевых участников мировой экономики. Это стало возможным благодаря последовательной реализации правительством КНР инновационной стратегии развития национальной экономики. Успех этой стратегии очевиден. К 2010 г. НИС Китая - одна из крупнейших в мире. По масштабу и научной оснащенности она вплотную приблизилась к странам лидерам инновационного роста. Однако ее инновационная отдача не позволила осуществить переход экономики Китая на новый производственный уровень. Решение этой задачи без перехода НИС КНР в саморазвивающееся состояние будет невозможно.
Одним из основных условий этого перехода - развитие массового творческого потенциала и инновационного предпринимательского навыка.
Другими словами, сегодня Китаю необходимо масштабирование инновационного процесса за счет включения в него малых и средних предприятий (МСП). Именно их включенность, как показал опыт стран-инновационных ли-
деров, формирует новые движущие силы следующего этапа развития экономики страны.
Осознание указанных проблем и задач, привело к трансформации государственной инновационной стратегии Китая в сторону всесторонней поддержки инновационного предпринимательства. Государственная программа «Массового предпринимательства, всеобъемлющих инвестиций», начатая в 2010 г., ускорила включенность МСП в инновационное производство. Одним из успешных проявлений этой программы является стремительное развитие новых организационных технических и финансовых форм, стимулирующих и поддерживающих их инновационную активность. В китайских реалиях - это хакспейсы, бизнес-инкубаторы, бизнес-ангелы и частные венчурные инвестиционные фонды, сосредоточенные главным образом на финансирование инновационных МСП.
Масштаб и динамика развития этих форм таковы, что на лицо очевидное изменение инновационного ландшафта НИС Китая, что отражается на динамике развития инновационного предпринимательства в его экономике.
Решетникова М. С.
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КИТАЕ
Цель статьи - выявить и оценить изменения в ландшафте инновационного предпринимательского сектора экономики Китая, а также провести анализ влияния этих изменений на динамику активности инновационного предпринимательства в стране.
Статья состоит из введения, двух разделов и заключения. В первом разделе проведен анализ изменения инновационного ландшафта НИС Китая, рассмотрена динамика развития ха-кспейсов и бизнес-инкубаторов. Во втором разделе представлены результаты анализа новых форм венчурного финансирования инновационного предпринимательства Китая. Выявлено их влияние на характер и динамику его развития.
Методической основой данного исследования послужили диалектический и системный подходы к изучению экономических процессов, основанные на использовании методов сравнения и классификации. Информационную базу составили ежегодные справочники, издаваемые официальными учреждениями КНР, статьи и монографии китайских, российских и западных экономистов. Данная работа является самостоятельно выполненным научным исследованием, основные положения которого разработаны автором самостоятельно.
Трансформация ландшафта инновационного предпринимательства Китая
К 2004 г. основой ландшафта НИС Китая являются технопарки и зоны высоких технологий. К 2015 г. их общий объем производства высокотехнологичных товаров достиг 13% от ВВП Китая. Причина - последовательная государственная стратегия развития корпоративной инновационной деятельности [1].
Однако начиная с 2009 г. в данной стратегии прослеживаются определенные трансформации, направленные на стимулирование инновационного предпринимательства, за счет увеличения инновационной активности МСП. Активатором стала Государственная программа «Массового предпринимательства, всеобщих инвестиций» (2009 г.) с ежегодным объемом финансирования 6,5 млрд долл. США. Помимо данной программы, в 2010 г. правительство запустило программу SBIR (The Small Business Innovation Development and Research). Она служит для привлечения частного бизнеса к решению конкретных научно-технических проблем по тематике 10 крупнейших федеральных министерств и национальных агентств. Основа ее финансирования - 2,5% их собственного бюджета на поддержку проведения НИОКР на МСП. К 2016 г. по программе SBIR выделено более 42 млрд. долл. США на поддержку 28410 технологических проектов продвижения модернизации и самостоятельных инноваций на МСП [2].
В общей сложности к 2016 г. на стимулирование массового инновационного предпринимательства Правительство Китая затратило более 56 млрд. долл. США [2]. Результатом столь значительного уровня поддержки стало не только масштабное включение малого и среднего бизнеса в НИОКР-деятельность, но и развитие новых инновационных структур, приведших к определенным изменениям ландшафта НИС Китая. К 2016 г. значительно усилили свои позиции, как в количестве, так и в показателях экономической эффективности бизнес-инкубаторы и клубы технологического творчества (хакспейс), непосредственно связанные с ними. В финансовой сфере все масштабней и успешней функционируют бизнес-ангелы и малые венчурные инвестиционные фонды, сосредоточенные на финансовой и юридической поддержке, прежде всего МСП.
Современное инновационное предпринимательство в Китае
Начиная с 2013 г. темпы роста вновь зарегистрированных МСП, работающих в инновационной сфере, составили 23,4% в год. К 2016 г. в Китае в сфере НИОКР работает 19,1 млн компаний. Общее число занятых в них специалистов превышает 164 млн человек. Уставной капитал этих компаний оценивается около 14,5 трлн долл. США, что соответствует 52,9 % от всего уставного капитала МСП страны.
Очевидно, что столь масштабное и стремительное развитие инновационного малого и среднего бизнеса, невозможно без соответствующей современной исследовательской и производственной инфраструктуры. На современном этапе развития науки, решающую помощь в организации исследований для частных предприятий традиционно оказывают бизнес-инкубаторы и хакспейсы. Именно последние, определенные как лаборатории с открытым (платным или бесплатным) доступом, предоставляют инновационным МСП инфраструктуру, специалистов и дорогостоящее исследовательское, аналитическое и измерительное оборудование. Стартовав в Европе в конце 90-х гг., хакспейсы получили развитие и аппаратурное оформление в Массачу-сетском технологическом институте (США).
В 2016 г. хакспейс - это научная мастерская - лаборатория, оснащенная современным научно-исследовательским измерительным комплексом «Fablab», и входящим в мировую исследовательскую аналитическую сеть.
Первая общественная мастерская - хакспейс в Китае была открыта в 2010 г. в провинции Шэньчжень. К 2016 г. их количество приближается к 47 [3]. Обращает на себя тот факт, что хакспейсы территориально расположены рядом с национальными бизнес-инкубаторами. Кроме того, динамика развития этих новых элементов в ландшафте инновационного предпринимательство Китая, носит явно взаимозависимый характер. Очевидно, их совместная НИОКР деятельность в китайских реалиях способствует повышению экономического успеха инновационных проектов.
Пекин, да и весь восточный и юго-восточный регионы, вообще лидирует в региональном инновационном соревновании. Здесь находятся самые большие инновационные объекты не только Китая, но и мирового масштаба. Только в 2016 г. в Пекинской научной зоне было зарегистрировано 18 000 научно-технологических и более 10 000 высокотехнологичных предприятий, что составило 25% и 20% от объемов по стране соответственно. В Чинчжоу к 2016 г. успешно функционирует более 468 тыс. МСП, получивших государственный статус «Инновационное предприятие» [4].
Подобное инновационное неравенство регионов, несмотря на все усилия центрального и провинциальных правительств, безусловно, негативно сказывается на экономическом региональном развитии страны и делает неравномерным его инновационный профиль.
Несмотря на существующие проблемы, общие тенденции трансформации инновационного предпринимательства имеют явно выраженный положительный характер.
Трансформация инвестиционного рынка
Безусловно, стратегия центрального и региональных правительств Китая по усилению активности инновационного предпринимательства принесла значительные успехи. Эти успехи были бы невозможны без усилий, направленных на совершен-
ствование финансовой поддержки инновационной предпринимательской деятельности МСП.
Прежде всего, правительство Китая, перейдя к рыночным методам финансовой поддержки, значительно усилило позиции государственных инвестиционных фондов (ГИФ) (табл. 1). К концу 2015 г. в Китае работает 780 ГИФ c объемом капитала более 330 млрд. долл. США, что превышает аналогичный показатель у мировых лидеров инновационной гонки.
Таблица 1
Динамика развития государственных инвестиционных фондов
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Целевой объем фондов, млн. долл. США 38,0 38,4 107,6 330 450
Объем привлеченного капитала, млн. долл. США 20 24 90,8 170 300
Количество фондов, шт. 256 320 400 780 812
Построено автором. Источник: Ministry of Commerce [Электронный ресурс] // Сайт Министерства Коммерции КНР. - URL: eng-lish.mofcom.gov.cn/ (дата обращения 12.03.18).
Дополнительный стимул развитие инновационных МСП получило в 2014 г. благодаря изменению в стратегии ГИФ, а именно, движения венчурного капитала в сторону старта-пов на ранних стадиях развития. Только в 2015 г. 15 857 инновационных МСП освоили инвестиции в ГИФ на сумму 900 млн. долл. США [5].
Расширение инновационной активности в сфере малого и среднего бизнеса послужило мощным импульсом для развития рынка частного венчурного капитала в КНР.
Рынок бизнес-ангельских инвестиций Китая
Появившись в 2015 г., китайский рынок бизнес-ангельских инвестиций сегодня играет все более заметную роль. Причин столь стремительного роста инвестиций от бизнес-ангелов в китайских реалиях несколько.
Первая из них определена периодом стремительного развития высокотехнологичных отраслей, таких как ИТ, биотехнологии и альтернативная энергетика. Результатом стал значительный рост в Китае состоятельных людей, так называемых HNWI (High-net-worth individual) - физических лиц с ликвидными активами свыше 1,6 млн. долл. США. На 2016 г. количество HNWI в КНР составило более 1,2 млн. человек [6]. Общий объем частного капитала к 2016 г. более 20 трлн. долл.США.
Вторая причина, государственная политика, а именно переход экономики Китая к состоянию «Новая форма», одной из составляющих которой является замедление темпов роста и снижение доходности по активам. Это стало определенным стимулом расширить инвестиционные портфели за счет более рискованных проектов и, прежде всего, инновационных стартапов [6].
Анализируя статистические данные рынка бизнес-ангельских инвестиций КНР можно выделить его определенные национальные особенности. Прежде всего, трансформация в сторону институционализации. Многие бизнес-ангелы объединяются в клубы, позволяющие диверсифицировать риски и разнообразить инвестиционный портфель.
В начале 2016 г. в Китае зарегистрировано более 350 клубов бизнес-ангелов (150 в стадии активного инвестирования). Суммарный объем их активов превышал 9 млрд. долл. США (рис.1). По данным отчетов Университета Цинхуа, в 2016 г. в КНР только в высокотехнологичном секторе МСП было зарегистрировано 2780 бизнес - ангельских сделок, с раскрытым общим объемом инвестиций около 1,5 млрд. долл. США (в два раза больше, чем в 2015 г.) [7].
101 ft 2015 2014 2013 2011
■ Объем н ннестировапныхсредсто, или дшш. США
■ Ofil.fM II |1 II Ft I > II II 1.1 \ ГрI К If! Л1.1Н долл. США
Рисунок 1. Динамика развития рынка бизнес-ангельских инвестиций в Китае.
Построено автором. OECD Science, Technology and Innovation Outlook 2016: http://www.oecd.org/sti/oecd-science-technology-and-innovation-outlook-25186167.htm. (дата обращения 21.05.2018).
Интересным является тот факт, что наибольшая инвестиционная активность у китайских бизнес-ангелов наблюдается в ИТ и телекоммуникационных отраслях. Инвестиции в эти области превышают 70% от общего объема (рис.2).
Не является неожиданным и региональная активность рынка бизнес-ангельских инвестиций. Лидерами традиционно остаются Пекин, Шанхай и Шэньчжэнь. Только за первое полугодие 2017 г. 0,65 млрд. долл. США было инвестировано в стартапы МСП пекинской индустриальной зоны, что составляет 43,5% всех сделок по стране.
1.4. г. 11^ -11 II K J |
CinilNIIHJH ГПрТЛКЛН |
Мышынпс iphllHHC Ш
bГ /1 \ ч I:i nn I Щ
И|иустр>|я I'.I Ii;. К'КИ и II щ Финансы ИТ
Тсленомнуннкшгав
Интернет
Рисунок 2. Распределение бизнес-ангельских инвестиций по отраслям промышленности КНР.
Построено автором. Источник: «Особенности инновационной деятельности и предпринимательства в Китае» China PRO [Электронный ресурс]. - URL: http://www. chinapro.ru (дата обращения 02.04.2018).
Частная венчурная система Китая
На современном этапе частная венчурная система Китая представляет сложную многоступенчатую региональную систему. Так, согласно данным, представленным в отчетах Университета Цинхуа, к 2016 г. в Китае успешно функционирует более 8 тысяч активных инвестиционных агентств, с активами более 750 млрд. долл. США. Успешно функционирует более 2 8000 венчурных фондов (более 1000 в инвестиционной фазе) с активами 700 млрд. долл. США. В 2015 г. создано 597 фондов, ориентированных на материковую часть Китая с вновь привлеченным капиталом 30 млрд. долл. США [7].
Наибольший объем инвестиций частная венчурная система КНР, а именно более 50%, направляет отрасти интернет-решений, ИТ и телекоммуникационных технологий.
Решетникова М. С.
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КИТАЕ
Последовательная государственная политика, направленная на усиление инвестиционной привлекательности инновационного предпринимательства, принесла значительные успехи.
Они не только в значительном увеличении объема инвестиций, но и в изменении распределения их по стадиям зрелости проектов. Начиная с 2015 г. количество инвестиционных сделок на посевной стадии составили 22,3%, а сделки на ранних стадиях -32,6%, от общего количества венчурных сделок (табл.2). Рост по сравнению с 2014 г. составил 11,5% и 21% соответственно [7].
Таблица 2
Распределение венчурных инвестиций
по стадиям зрелости п роектов в 2015 г.
Стадии зрелости проекта Количество сделок % Инвестиции, млн. долл. США Средний объем сделки, млн долл. США
Посевная 876 23,4 23,55 0.03
Ранняя 1122 32,6 52,84 0,05
Рост 963 28,0 61,82 0,07
Зрелость 484 14,0 55,69 0,123
Итого 3445 100 194
Построено автором. Источник: OECD Reviews of Innovation Policy. China. [Электронный ресурс]. - URL: // http: // www.oecd.org/eco/ 49950244. pdf (дата обращения 21.09.2017).
Анализ данных, представленных в табл. 2, показывает, что проекты на посевной и начальной стадии представляют больший интерес для инвесторов. Это отражается в их преобладании в общем количестве сделок. Согласно раскрытым данным по объему инвестирования, вложения в проекты на посевной и ранней стадии в 2016 г. достигли уровня 60,2% от общего объема инвестиций. При этом объем инвестиций на этих стадиях значительно уступает инвестициям в проекты более поздних стадий.
Проведя анализ современного инвестиционного рынка Китая можно утверждать, что начиная с 2014 г. в нем наблюдается набирающая ускорение трансформация в сторону усиления частного инвестирования. Безусловно, роль государственных инвестиционных фондов остается решающей в стимулировании инновационного предпринимательства МСП. При этом, начиная с 2015 г., на арену поддержки инновационного развития китайской экономики все более активно выходят частные инвестиции. Эти инвестиции различны как по форме, так и по масштабу. Динамика роста количества и масштаба бизнес-ангелов, частных венчурных фондов и агентств, позволяет утверждать, что они в скором будущем займут достойное место в ландшафте НИС Китая.
К 2010 году НИС КНР стала одной из крупнейших в мире. По масштабу она приблизился к лидерам инновационного роста. Однако инновационная отдача, получаемая от НИС, пока не позволила китайской экономики перейти на новый уровень производства. Без перехода НИС КНР в саморазвивающееся состояние выполнение этой задачи невозможно. Осознание этой проблема привело к трансформации государственной инновационной стратегии Китая в направлении всесторонней поддержки инновационного предпринимательства. Государственная программа «Массовое предпринимательство, комплексные инвестиции», запущенная в 2010 году, ускорила участие МСП в инновационном процессе. Одним из успешных результатов этой программы является быстрое развитие новых организационных технических и финансовых форм, которые стимулируют и поддерживают их инновационную деятельность. В китайских реалиях это хакспейсы, бизнес-инкубаторы, бизнес-ангелы и частные венчурные инвестиционные фонды,
ориентированные в основном на инновационные МСП. Тенденции развития этих новых элементов в ландшафте инновационного предпринимательства Китая явно взаимозависимы, что было показано в исследовании. Существующие проблемы, например, инновационное неравенство в регионах, безусловно, оказывает негативное влияние на экономическое региональное развитие страны и делает его инновационный профиль неравномерным.
Тем не менее, исследование показывает, что стратегия центральных и региональных правительств Китая по укреплению активности инновационного предпринимательства принесла значительный успех. Прежде всего, китайское правительство, перейдя на рыночные методы финансовой поддержки, значительно укрепило позиции государственных инвестиционных фондов. Дополнительным стимулом для развития инновационных МСП стало изменение стратегии финансирования венчурными фондами, а именно, движение венчурного капитала в сторону стартапов на ранних этапах развития. Появившийся в 2015 году, китайский рынок бизнес-ангельских инвестиций сегодня играет все более заметную роль. Исследование показало, что следующие причины способствовали этому:
1. Значительный рост частных инвесторов
2. Переход экономики Китая к состоянию «новой формы», одним из компонентов которого является замедление темпов роста и снижение рентабельности активов.
Анализ выявил определенные национальные особенности рынка инвестиций бизнес-ангелов в КНР, а именно преобразование в сторону институционализации. Многие бизнес-ангелы объединены в клубы, которые позволяют диверсифицировать риски и портфель.
Динамика роста числа и масштабов бизнес-ангелов, частных венчурных фондов и агентств позволяет автору утверждать, что вскоре они займут достойное место в инновационном ландшафте КНР.
Исследование показало, что, развивая высокотехнологичные региональные инновационные кластеры, Китай успешно подходит к задаче «стать страной, ориентированной на инновации, до 2020 года». Однако недостаточное финансирование научно-технических исследований на предпринимательском уровне пока не позволяет перейти экономике Китая на качественно новый уровень. Частные инвесторы не спешат вкладывать средства в расширение прорывных национальных технологий и научных исследований. В тоже время приобретать технологии и результаты исследований лидеров инновационного роста становится все труднее.
Одним из способов преодоления этой проблемы может стать растущий глобальный характер современной науки. Политика открытости позволила Китаю стать одним из бенефициаров роста мировой экономики. Теперь, адаптируя самые передовые достижения инноваций, он стремится встать на путь инновационного роста.
Научное сотрудничество КНР с инновационными лидерами в этой исследовательской работе не рассматривалось, что является недостатком этой статьи и определяет цели дальнейшего изучения китайского опыта развития инновационного предпринимательства.
Анализ современного ландшафта инновационного предпринимательства Китая позволяет сделать определенные выводы. Очевидно, что начатая в 2006 г. государственная инновационная стратегия усиления участия малого и среднего бизнеса в инновационном секторе экономки приносит положительные
результаты. Его роль как в НИОКР деятельности, так и финансировании исследований и запуска новых высокотехнологичных производств существенно выросла. На лицо очевидная положительная динамика усиления роли инновационного предпринимательства в переходе НИС Китая в саморазвивающееся состояние.
Анализ представленных данных позволяет сделать вывод о запуске процесса перехода китайской экономики на новый технологический уровень. Подтверждением этого процесса является потеря экономического интереса у местных предпринимателей к низко затратным и трудоемким производствам.
Развивая промышленную экосистему за счет поддержки бизнес-инкубаторов, распространения хайкспейсов, бизнес-ангелов правительство Китая создавая условия для развития массового инновационного производства, формируя тем самым новые движущие силы следующей ступени инновационного развития экономики страны.
Очевидно, что именно эти вновь появившиеся элементы НИС Китая предоставляя возможность для развития творческого потенциала и предпринимательского навыка, помогут осуществить долгожданный переход от традиционного «Сделано в Китае» к долгожданному «Разработано в Китае».
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 93,77%.
Список литературы:
1. Решетникова, М.С. Анализ инструментов государственного стимулирования модернизации и инноваций в высокотехнологичных отраслях экономики / М.С. Решетникова// Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Серия Экономика и право. -2016. - №9. - С. 27-33
2. Reviews of Innovation Policy. China. Synthesis Report. [Электронный ресурс] OECD. - /URL: http ://www.oecd.org/ dataoecd/ 54/ (дата обращения 23.10.2017).
3. Statistics of University's Industry in China. Ministry of Education, Center for S&T Development [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.edu. gov.cn. (дата обращения 25.10.2017).
4. OECD Reviews of Innovation Policy. China. [Электронный ресурс]. Paris: OECD Publishing, 2012. - URL: // http: // www.oecd.org/eco/49950244. pdf (дата обращения 21.09.2017).
5. Statistics of University's Industry in China. Ministry of Education, Center for S&T Development [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.edu. gov.cn. (дата обращения 13.10.2017).
6. Science, Technology and Industry Scoreboard 2012. Paris: OECD Publishing, 2012. [Электронный ресурс] - URL: http: // www.books.google.ru/books?isbn=9264170324 (дата обращения 07.11.2017).
7. Ministry of Commerce [Электронный ресурс] // Сайт Министерства Коммерции КНР. -URL: http://wzs.mofcom.gov.cn/ (дата обращения 12.10.2017).
8. Артемьева Ю.А., (2017), Банковская система Китайской Народной Республики. Проблемы экономики и юридической практики, 4: 90-95
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Решетниковой М. С. «Анализ динамики развития инновационного предпринимательства в Китае»
Данная статья посвящена анализу динамики развития инновационного предпринимательства в Китае.
В статье выявлены и оценены изменения ландшафта национальной инновационной системы Китая, а также проведен анализ новых форм венчурного финансирования инновационного предпринимательства Китая и выявлено их влияние на характер и динамику его развития.
Автором обосновано, что последовательная государственная стратегия развития инновационной деятельности в последнее десятилетие претерпела определенные трансформации. направленные на стимулирование инновационного предпринимательства за счет увеличения инновационной активности МСП. В связи с чем повысилось значение таких форм инновационного малого и среднего бизнеса как бизнес-инкубаторы и хакспейсы.
В статье показано, что успехи инновационного предпринимательства в Китае были бы невозможны без усилий. направленных на совершенствование финансовой поддержки инновационной предпринимательской деятельности МСП. как со стороны государственных инвестиционных фондов посредством венчурного финансирования стартапов на ранних стадиях развития, так и со стороны частного венчурного капитала в виде бизнес-ангельских инвестиций. При этом автором проведен подробный анализ частной венчурной системы Китая как сложной многоступенчатой региональной системы.
Недостатком статьи можно назвать отсутствие анализа научного сотрудничества КНР с инновационными лидерами.
Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах из перечня ВАК.
д-р экон. наук, профессор кафедры
Менеджмент организации
Дудин М.Н.