Научная статья на тему 'Опыт поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах'

Опыт поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5864
862
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПОДДЕРЖКА / ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / SUPPORT / RECENT EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авилова В. В., Башкирцева С. А.

Модернизация экономики, курс на инновационную модель развития объективно предполагает возрастание роли малого и среднего бизнеса, поскольку только повышение числа малых и средних предприятий, особенно инновационно активных, может привести к выстроенной и развитой рыночной экономике. В статье подробно рассмотрен опыт поддержки малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой. Сделаны важнейшие выводы о возможности реализации некоторых из них в РФ, которые наиболее адекватно согласуются с российской действительностью, с целью повышения доли продукции малых и средних инновационных предприятий в структуре ВВП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Авилова В. В., Башкирцева С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of economy, course to the innovational model of development objectively assumes increasing role of small and medium business, because only increasing number of small and medium companies, especially innovationally-active, may lead to the built and developed market economy. In the article experience of support of small and medium business in countries with developed economy is discussed. The most important conclusions regarding possibility of implementation of some of them in Russian Federation which can be most adequately correlated with Russian reality with the goal of increasing production of small and medium innovation companies in the GDP structure.

Текст научной работы на тему «Опыт поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах»

ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 334.021

В. В. Авилова, С. А. Башкирцева

ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

Ключевые слова: малый и средний бизнес, поддержка, передовой опыт.

Модернизация экономики, курс на инновационную модель развития объективно предполагает возрастание роли малого и среднего бизнеса, поскольку только повышение числа малых и средних предприятий, особенно инновационно - активных, может привести к выстроенной и развитой рыночной экономике.

В статье подробно рассмотрен опыт поддержки малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой. Сделаны важнейшие выводы о возможности реализации некоторых из них в РФ, которые наиболее адекватно согласуются с российской действительностью, с целью повышения доли продукции малых и средних инновационных предприятий в структуре ВВП.

Keywords: small and medium business, support, recent experience.

Modernization of economy, course to the innovational model of development objectively assumes increasing role of small and medium business, because only increasing number of small and medium companies, especially innovationally-active, may lead to the built and developed market economy.

In the article experience of support of small and medium business in countries with developed economy is discussed. The most important conclusions regarding possibility of implementation of some of them in Russian Federation which can be most adequately correlated with Russian reality with the goal of increasing production of small and medium innovation companies in the GDP structure.

В развитых странах малые инновационные предприятия, особенно субъектам, реализующим инновационные проекты, оказывается всемерная поддержка. Ярким примером служат США, где политика каждого штата ориентирована на поддержку малого и среднего бизнеса, направленного на реализацию проектов в сфере нанотехнологий, а также прочих проектов, входящих в список перспективных технологических направлений, утвержденный правительством США.

В России доля результативности реализации инновационных проектов малыми и средними предприятиями значительно меньше, в связи с чем, Россия должна использовать преимущество догоняющей стороны, изучив ведущий опыт стран-лидеров по вопросам поддержки малого и среднего бизнеса, а также по возможности адаптировать этот опыт к российской действительности. В статье приводится краткий анализ мер поддержки малого и среднего бизнеса в таких странах, как США, Япония и Китай, как стран с наиболее динамично развивающимися экономиками.

1. Опыт США в поддержке малого и среднего инновационного бизнеса

Понимая, что малые и средние предприятия являются одним из движителей роста научно-технического прогресса, в США им оказывается всесторонняя поддержка. Так, для обеспечения благоприятных условий для успешной деятельности инновационно - активных малых и средних предприятий еще в 1982 году принят законопроект «О развитии инновационной деятельности в малом бизнесе», который впоследствии дополнялся незначительными изменениями (The Small Business Innovation Development Act of 1982). Его основными целями являются /1/:

1. Стимулирование технологических инноваций;

2. Использование потенциала малых и средних предприятий для реализации федеральных заказов на выполнение НИОКР;

3. Содействие в привлечении талантливых людей к занятию технологическими инновациями;

4. Помощь частному сектору в коммерциализации научно технических достижений, по результатам НИОКР, выполненных по федеральным заказам;

5. Вовлечение малых предприятий в квалификационный перечень фирм США работающих в инновационной сфере для удовлетворения национальных потребностей в специальных исследованиях и разработках .

На основе этого закона в США была создана Администрация по делам малого и среднего бизнеса, которая успешно реализует следующие программы /2/:

- «Программа Инновационных исследований в малом бизнесе» (The Small Business Innovation Research - SBIR), которая служит для привлечения инновационных идей малого бизнеса для решения научно-технических проблем государственной важности по тематике 10 крупнейших федеральных министерств и национальных агентств, в том числе обороны, образования, энергетики, космонавтике и прочие. Характерно, что данная программа осуществляет государственной финансирование проектов малого и среднего бизнеса только на стадиях подготовки НИОКР и их осуществления, а фаза внедрения результатов финансируется за счет средств частных инвестиционных фондов, либо за счет создания венчурных предприятий, либо же за счет заключения государственных контрактов на производство продукции ;

- «Программа трансферта технологий малого бизнеса» (The Small Business Technology Transfer Program - STTR), призванная содействовать разработке инновационных продуктов и технологий от разработки идей до ее коммерциализации для предприятий малого и среднего бизнеса, некоммерческих исследовательских институтов. Финансирование проектов осуществляется в 3 этапа, причем на последнем этапе также как и в программе SBIR, поисками инвестора занимается предприниматель малого и среднего сектора, зачастую привлекая частных инвесторов или другие федеральные агентства;

- «Инвестиционные компании малого бизнеса» (Small Business Investment Company -SBIC), которая служит для обеспечения малого и среднего предпринимательства рисковым и инвестиционным капиталом в период их старта, роста и последующего расширения;

- Программа: «Деловые информационные центры» (Business Information Center - BIC) направлена на поддержку деятельности около 400 информационных центров, которые содействуют применению новейших высокотехнологичных методов работы в малом бизнесе на основе использования современной аппаратуры, коммуникационных систем и программного обеспечения.;

- Программа: «Корпус консультантов из числа бывших топ-менеджеров» (Service Corps of Retired Executives - SCORE) предлагает систему бесплатного консультирования по техническим, организационным и финансовым проблемам начинающих и действующих предпринимателей на различных этапах развития их предприятий. Данная программа позволяет способствовать передаче опыта успешных предпринимателей молодому поколению, увеличивая эффективность реализации инновационных программ и проектов.

Администрация по делам малого и среднего бизнеса США координирует деятельность всех программ, в том числе в целях привлечения частного капитала к реализации научнотехнических проектов разработана база данных инвестиционно - активных предприятий, фондов и прочих источников. Также создан реестр малых и средних предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере технологических инноваций успешно участвовавших в программах Администрации по делам малого и среднего бизнеса, что позволяет, в случае необходимости, ускорить процесс поиска и отбора наиболее перспективных инновационных предприятий для выполнения НИОКР по заявкам правительственных и частных организаций.

Кроме того, эффективность от внедрения инновационных проектов и разработок определяется грамотным подходом к отбору проектов, поэтому эффективность инновационных проектов, представляемых к участию в той или иной программе, определяется в рамках национальной программы «Исследования о результативности НИОКР в малом бизнесе».

В настоящее время в США все более широкое распространение в сфере инновационного высокотехнологичного бизнеса получают нанотехнологии. Их использование в электронике (чипы, полупроводники), энергетике (батареи, аккумуляторы), химии, нефтехимии и нефтепереработке, при использовании лекарств порождено научными исследованиями на основе современного сверхчувствительного и сверхточного оборудования, обеспечивающих высокую достоверность анализов. Специфика экономики в сфере нанотехнологий вытекает из особенностей самого нанотехнологичного продукта - быстрота темпов возникновения, распространения и их смены. За счет этого жизненный цикл рынка товаров сузился до временного интервала в 7-9 лет /3/. Именно поэтому крупные предприятия, обладая обширной и сложной иерархией управления не могут гибко и оперативно принимать управленческие решения, поэтому нанотехнологии становятся прерогативой малого и среднего инновационного бизнеса.

В итоге, в США ежегодно в рамках программ поддержки малого и среднего инновационного бизнеса реализуется свыше 6 тыс. проектов на общую сумму более $2 млрд.

2. Опыт Японии в поддержке инновационных малых и средних предприятий

Япония с точки зрения развития экономики является уникальной страной, так как не обладая значительными природными ресурсами ей удалось закрепиться в числе лидирующих экономик мира. В немалой степени это было достигнуто за счет целенаправленной политики, направленной на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства.

Особенностью поддержки малого и среднего бизнеса в Японии является ее многоуровневость - совокупность поддержки государственных, региональных и местных органов власти.

Правительством Японии обозначены важнейшие стратегических направления НИОКР (наука о жизненных процессах, информационные технологии, изучение окружающей среды, нанотехнологии и разработка новых материалов), которые позволят Японии занять лидирующее положение в этих областях науки и технологии.

Основой инновационной инфраструктуры в Японии исторически стали технополисы, где инновационно - ориентированные предприятия могут получить субсидирование, низкопроцентные займы для венчурного бизнеса, помещения в аренду и прочие мощности под льготную процентную ставку. Помимо того, основной идеей технополисов в Японии является концентрационное размещение предприятий малого и среднего бизнеса по специализации.

Сейчас технопарки являются центрами взаимодействия университетов и исследовательских институтов с промышленностью.

По функциональному принципу их можно разделить на:

- научно-исследовательские парки (41%) для внедрения в производство разработок национальных исследовательских институтов;

- научные парки (33%) для создания новых высокотехнологичных предприятий;

- инновационные центры (26%) по содействию малому и среднему предпринимательству в реализации НИОКР.

Следующей особенностью поддержки малого и среднего предпринимательства является интенсивная поддержка на местах - участникам инновационных процессов предоставляются дополнительные льготы, включая освобождение от местных налогов, выделение целевых дотаций и займов из местных бюджетов.

Со стороны законодательной власти Японии в целях поддержки малого и среднего предпринимательства приняты следующие законопроекты:

- «Закон о малом и среднем предпринимательстве» (Small and Medium Enterprise Basic Law. Act No. 154 of 1963: Amended in December 3, 1999).

- «Закон о поддержке творческой активности в малых и средних предприятиях» (the Law concerning the Promotion of Creative Activities of SMEs);

- «Закон о поддержке инновационной деятельности в малых и средних предприятиях » (the Law on Supporting Business Innovation of Small and Medium Enterprises).

Координацию деятельности всей национальной инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства осуществляет государственное «Агентство малого и среднего предпринимательства» (Small and Medium Enterprise Agency - SMEA), которое одновременно реализует общую стратегию правительства в части инновационной деятельности в секторе малого и среднего предпринимательства. Это агентство активно взаимодействует с рядом крупных государственных и независимых организаций, научных центров и исследовательских институтов, среди которых важнейшую роль играет агентство «Организация поддержки малого и среднего предпринимательства и инновационного развития регионов Японии» (Organization for SME and Regional Innovation of Japan - SMRJ).

Поддержка технологических новаций осуществляется при содействии национальной программы «Инновационные исследования в малом бизнесе» (SBIR), весьма сходной с аналогичной американской программой. Японская программа SBIR привлекает финансовые и технические возможности государственных ведомств в форме грантов, льготных займов, кредитных гарантий и аутсорсинговых услуг для оказания помощи стартующим малым и средним предприятиям в разработке новых технологий для создания новых продуктов и их дальнейшей коммерциализации с привлечением возможностей частного капитала.

Для интенсификации сбора, обмена и распространения научно-технической информации была создана информационно-консультационная сеть, объединяющая свыше 3400 малых и средних предприятий, 180 университетов и множество других

исследовательских центров. В части организационного содействия развитию инновационного и венчурного бизнеса в среде малых и средних предприятий, по инициативе Федерации торгово-промышленных обществ и Японской торгово-промышленной палаты при финансовой поддержке агентства SMRJ и местных администраций были реализованы следующие мероприятия:

- Образован «Национальный стартовый форум венчурного бизнеса» (Start-up Venture National Forum) в рамках которого мобильными группами предпринимателей с опытом создания и развития венчурных предприятий, проводятся семинары и лекции по всей стране.

- В разных городах проводятся регулярные выставки и ярмарки, на которых представлены наиболее эффективные инновационные разработки. На них происходят контакты с возможными инвесторами, производителями и потребителями вновь разрабатываемых продуктов и услуг. Это позволяет ускорить продвижение многих инновационных проектов обеспечить их дальнейшую успешную коммерциализацию.

Помимо мер экономической поддержки малого и среднего предпринимательства в Японии существуют такие маары поддержки, как оказание помощи в обучении персонала, компенсация расходов на патентование, послабление в налогах средств, затрачиваемых на НИОКР, на создание опытных образцов, на приобретение оборудования. Также налоговые льготы в Японии предусмотрены при создании совместных инновационных малых и средних предприятий на базе университетов, научно - исследовательских институтов.

Особое место в совершенствовании и развитии инновационной деятельности занимают вопросы использования и охраны прав интеллектуальной собственности (способы распространения интеллектуальной собственности, усиление защиты информации, признание важности роли изобретателей, снижение затрат на регистрацию патентов и ускорение их выдачи, предотвращение промышленного шпионажа и хищений интеллектуальной собственности, противодействие выпуску поддельной продукции и др.). В целях совершенствование всей инфраструктуры обеспечения прав интеллектуальной собственности

и выполнения всех международных стандартов в области технологии защиты, хранения и контроля распространения информации были пересмотрены: «Закон о патентовании», «Закон о товарных знаках», «Закон о патентной прокуратуре» и ряд сопутствующих правовых и нормативных актов. Это позволило, начиная с 2010 г., создать условия для обеспечения и защиты прав интеллектуальной собственности в соответствии с высочайшими мировыми стандартами /4/.

Предпринятые меры поддержки малого и среднего бизнеса позволили Японии выйти на лидирующие позиции по числу малых и средних предприятий, доля их составляет 99% от общего числа предприятий, сегодня в Японии 6,5 млн. предприятий - это малые и средние, их доля в ВВП - это 52%.

3. Опыт Китая в поддержке инновационного малого и среднего предпринимательства

Понимая необходимость реализации крупномасштабных инновационных и научнотехнических проектов, правительство Китая реализует обширные меры по поддержке малого и среднего предпринимательства.

В основе инфраструктуры поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства в Китае основаны научные парки, бизнес-инкубаторы и специальные технологические зоны для обеспечения экспортного производства, ведь более 30% малых и средних предприятий Китая нацелены на экспорт своей продукции. Место в парках предоставляется только фирмам, обладающим передовыми или новыми технологиями и имеющими возможностями для их внедрения. Обязательными также является наличие рыночной ниши для продукции и экспортная ориентация производства. Этим фирмам Правительство КНР предоставляет значительные льготы (налоговые каникулы, привилегии в сфере экспорта и импорта, научно-технические гранты и др.). Фирмам-участницам кредиты выделяются государственными банками под низкие проценты.

Еще в 1986 г. правительством Китая была утверждена Государственная «Программа 863» развития науки и техники, в которой приоритетными направлениями развития наукоемких отраслей были определены: микроэлектроника и информатика; аэрокосмическая; оптико-волоконная связь; генная инженерия и биотехнология; новые энергосберегающие технологии; природоохранная техника и оборудование для защиты окружающей среды; медицинское оборудование. В 1988 году была принята генеральная программа «Факел», направленная на развитие науки и техники для быстрейшего внедрения в производство передовых отечественных разработок. В рамках этой программы, предприятиям оказывается содействие в коммерциализации инновационных разработок, способствующих росту производства высокотехнологичных товаров. В целях дальнейшей активизации инновационной деятельности в секторе малого и среднего предпринимательства, в 1987 году Китай начал создавать инкубаторы научно- технических предприятий для поиска и поддержки инновационных проектов с последующей их реализацией путём создания высокотехнологичных предприятия малого и среднего бизнеса. Особенностью малого и среднего бизнеса Китая является его высочайшая скорость в коммерциализации инновационных технологических решений, причем зачастую это может быть инновация изначально не Китайского происхождения, а заимствованная идея уже на стадии коммерциализации, Китай мгновенно коммерциализует даже чужие идеи. Отчасти этому способствует отсутствие четко выстроенной политики по охране интеллектуальной собственности.

В 1990 году начал действовать государственный план приоритетного внедрения научно-технических достижений, источниками финансирования которого стали главным образом государственные кредиты, капитальные инвестиции, собственные средства предприятий, общественные сбережения, средства отраслей или провинций. Это в значительной мере способствовало развитию инновационного предпринимательства в

действующих и вновь создаваемых технопарках. Ныне в Китае технопарки функционируют по всей стране, включая города центральных и северо-восточных провинций и в них действует около 16,5 тысяч предприятий, занятых исследовательской и внедренческой деятельностью. Фактически, технопарки территориально и организационно пересекаются со специальными экономическими зонами. Это позволяет технопаркам весьма эффективно взаимодействовать с зарубежными компаниями и участвовать в международном научно-техническом обмене.

Китайское Министерство Науки и Техники сообщает о создании 120 зон освоения высоких и новейших технологий различного уровня, из которых 53 - имеют государственное значение. Помимо льготных условий, представляемых центральным правительством, местные администрации и Комитеты по управлению делами зоны также вырабатывают дополнительные льготные положения, в целях поощрения и привлечения отечественных и зарубежных инвесторов. Например, предприятия в зоне освоения новых и высоких технологий г. Харбина пользуются следующими дополнительными льготами:

1. Предприятия (с даты аккредитации) полностью освобождаются от подоходного налога за первые 3 года, 50% налога (по тарифу 7.5%) оплачивают за вторые 3 года, и начиная с 7-го года они платят подоходный налог полностью (по тарифу 15%).

2. Предприятия, стоимость производства на экспорт которого превышает 50% от его годовой валовой продукции, оплачивают подоходный налог по тарифу 10%.

3. Импортируемые приборы и оборудование, предназначенные для проведения исследований и освоения высоких технологий, которые не выпускает местная промышленность, освобождаются от таможенной импортной пошлины.

4. Предприятия пользуются рядом льготных условий при проведении капитального строительства на территории зоны.

В 1992 г. в Китае по решению Правительств начали организовывать «Центры производственной поддержки малого и среднего предпринимательства». В 1995 г. в стране была создана национальная ассоциация «Центров производственной поддержки», представляющая интересы всех структур поддержки и развития малых и средних предприятий, деятельность которых направлена на повышение конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса, увеличение их производительности.

Сейчас в Китае создано 1218 таких центров, действующих во всех регионах и во многих городах страны. Они специализируются в машиностроении, металлургии, материаловедении, в химической промышленности, сельском хозяйстве, аэрокосмической технике, легкой промышленности, оказывают консультационные услуги, внедряют новые технологии, осуществляют испытание продукции, обеспечивают информационное обслуживание, предоставляют площади для инкубирования новых малых и средних предприятий, проводят обучение и подбирают специалистов для работы на различных предприятиях.

В 1998 году государством было инициировано учреждение «Фонда средних и малых предприятий научно-технического профиля», предназначенного для создания механизмов рисковых инвестиций и трансформации научно-технических достижений в реальное производство.

Важным этапом явилось создание национальной системы развития инновационной деятельности, способствующей раскрытию научно-технического потенциала сектора малого и среднего предпринимательства, основанной на:

1. Разработке общей стратегии в отношении инновационных малых и средних предприятий;

2. Создании административного органа по координации инновационной деятельности в секторе малого и среднего предпринимательства;

3. Предоставлении налоговых преференций для модернизирующихся малых и средних предприятий;

4. Создании системы финансовой поддержки инновационного развития;

5. Обеспечение информационного, консультационного и технического обслуживания инновационных малых и средних предприятий;

6. Создании бизнес-инкубаторов, технопарков и специальных технологических зон для поддержки быстро развивающихся малых и средних предприятий;

7. Содействии в организации венчурных фондов для малых и средних предприятий.

В стране эффективно действует система государственной и общественной поддержки и развития инновационных малых и средних предприятий, которая предусматривает:

- Оказание финансовой поддержки малых и средним предприятиям для компенсации возможных рисков, предоставления оборотного капитала и субсидий в соответствии с действующим «Законом о поддержке малого и среднего предпринимательства» В государственный бюджет введены статьи затрат на создание специальных фондов для развития малых и средних предприятий и оказание помощи финансовым институтам их обслуживающим.

- Уменьшение возможных предпринимательских рисков, особенно на ранних этапах развития предприятий, увеличивая их шансы на достижение успеха. Особое внимание уделяется возможности быстрого привлечения в сектор малого и среднего предпринимательства частного венчурного капитала на достаточно выгодных условиях с учётом льготного налогообложения.

- Оказание бесплатной государственной технологической поддержка малых и средних предприятий, включая предоставление результатов научно-технических разработок, выполненных в государственных НИИ и лабораториях, а также путём своевременной информационной и консультационной поддержки предпринимателей.

- Государственную поддержку в обеспечении устойчивого взаимодействия малых и средних предприятий с крупными предприятиями при одновременном содействии в их реструктуризации и оптимизации использования имеющихся ресурсов. Особое внимание уделяется предпочтительному размещению в секторе малого и среднего предпринимательства государственных заказов на товары и услуги. Политика правительства направлена на поддержку экспортных возможностей малых и средних предприятий при одновременном стимулировании предпринимателей к инвестициям за рубежом.

В Китае также перешли при управлении поддержкой малого и среднего предпринимательства от государственных организаций к частным научными технологическим специализированным агентствам. В этой связи, начиная с 2003 г., Министерство науки и технологий уделяет значительное внимание созданию национальной сети научных и технологических посреднических агентств, организуемых на базе некоторых исследовательских институтов. Посреднические агентства играют основную роль в популяризации технологических новшеств, в их производственном приложении, в оценке новых научно-технических достижений и в распространении инновационных идей. Посреднические научные и технологические агентства, действуют на основе чётких правил взаимодействия с клиентами при передаче и реализации новых разработок. Таким агентствам поручается разработка научно-технических программ и инновационных проектов, а также и организационное обеспечение их реализации. Опираясь на мнение консалтинговых служб и научно-технических агентств, Правительство определяет государственную научнотехническую стратегию на перспективный период. На основании этой стратегии, государственные органы принимают решение о проведении тех или иных НИОКР и затем поручают соответствующим частным научно-техническим агентствам организовать реализацию наиболее перспективных проектов.

В 2009 г. Правительством страны утверждён статус «Инновационного предприятия». Этот статус присвоен 90 предприятиям, которые имеют собственный бренд и, благодаря техническому новаторству, обладают высокой конкурентоспособностью на мировом рынке.

Министерство науки и техники КНР предполагает, что к 2020 году Китай войдет в число государств инновационного типа, к которым относятся, в частности, США, Япония,

Республика Корея и Финляндия. Это будет обеспечиваться созданием целостной научнотехнической системы развития инновационной деятельности в стране. Ныне в научнотехнической сфере КНР сосредоточено 38,5 млн. человек и по численности занятых в научно технической сфере, Китай занимает ведущее место в мире.

Таким образом, в мировой практике сложились следующие основные формы стимулирования малых и средних предприятий, отдельных инвесторов:

- прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий;

- предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов;

- дотации;

- создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного риска;

- безвозмездные ссуды, достигающие 50% затрат на внедрение новшеств;

- снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей;

- отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии;

- бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин.

Таким образом, проанализировав опыт поддержки малого и среднего предпринимательства в странах с развитой инфраструктурой поддержки инновационного технологического бизнеса, сосредоточенного в руках малого и среднего предпринимательства, напрашиваются следующие выводы:

- Рассмотрев опыт трех стран, с совершенно отличным друг от друга политическим устройством, с совершенно разными экономическими системами и мерами поддержки сферы малого и среднего предпринимательства, обеспечивают аналогичный результат по активизации малого и среднего инновационного бизнеса. Сравнивая их опыт в области поддержки малого и среднего предпринимательства с аналогичным российским, можно сказать, что перевес пока не на стороне Российской инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. России можно предложить перенять некоторый положительный опыт, сложившийся в странах с развитой инфраструктурой инновационного малого и среднего предпринимательства, выбирая на кого равняться в своих институциональных формах поддержки и осуществлять взаимодействие с этими странами на почве обмена опытом;

- Говоря о взаимодействии, считаем, что основной его вектор может быть направлен на взаимодействии с США. Так как, во-первых, США в плане взаимодействия с Россией на данный момент является более открытой страной, например, нежели Япония. США реально настроены на оказание поддержки, имеют весьма развитую инфраструктуру защиты прав интеллектуальной собственности;

- Из опыта Китая России можно посоветовать обратить внимание на формы поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства, учитывая некоторую схожесть двух экономических систем, но взаимодействии с Китаем отчасти можно проявлять осторожность в плане демонстрации ряда своих инновационных идей и проектов, по причине слабой развитости там системы охраны прав на интеллектуальную собственность и необыкновенной скорости реализации проектов в малом и среднем бизнесе, которые уже находятся на стадии коммерциализации. Однако, учитывая небывалую направленность малого и среднего предпринимательства Китая на экспорт своей продукции, России форма организации инфраструктуры и поддержки в Китае наукоемкого малого бизнеса в плане международного сотрудничества очень важна;

- Останавливаясь на опыте Японии необходимо отметить, что на данный момент там отсутствует стремление к взаимодействию с Россией в сфере малого бизнеса. Однако, считаем, что на основании японской модели поддержки сферы малого наукоемкого бизнеса, России можно рекомендовать реализовать у себя обширный опыт Японии в поддержке малого и среднего предпринимательства на уровне регионального и местного управления.

Таким образом, в мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Юсупова, Н. Поддержка малого предпринимательства в США / Н. Юсупова // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 5. - С.87.

2. Официальный портал США «Инновационные исследования в малом бизнесе - Small business innovation research» (http//sbir.gov).

3. Авилова, В.В. От регинальной экономики к экономике инноваций: преемственность задач и перспективность направления современны / В.В. Авилова, М.В. Егорова, А.И. Шинкевич // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №4. - С. 250-266.

4. Зарубежный опыт государственной поддержки инновационных малых и средних предприятий //

Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. - 2010

(http://kfpp.ru/analytics/material/innovation.php).

© В. В. Авилова - д-р экон. наук, проф., зав. каф. экономики КГТУ, kaf_econ@mail.ru; С. А. Башкирцева - асс. каф. химической технологии переработки нефти и газа КГТУ, Svetina-86@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.