Научные стремления 3 (15) ’2015
УДК 334.71
Тулепбергенова Асемгуль Абсадыковна ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РК
Евразийский национальный университет им.Л.Н.Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан
В современном мире все больше возрастает значение малого и среднего бизнеса в структуре национальных экономик большинства государств. В первую очередь это связано, с тем, что предприятия МСБ, обладают наибольшей гибкостью, чем крупные компании, а также оперативно реорганизуют себя в условиях быстро меняющихся тенденций, являются фундаментом и залогом ускоренного социально-экономического роста.
Становление и развитие сектора малого бизнеса является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики любого государства. В стабильном экономическом развитии государства огромную роль играет малый и средний бизнес (МСБ), он насыщает рынок новыми товарами и услугами, обеспечивает быструю генерацию новых рабочих мест, высокую эффективность капиталовложений и, как следствие, увеличивает налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
В большинстве развитых стран вклад сектора МСП в ВВП колеблется в промежутке от 50% до 60%. Статистические данные по структуре ВВП зарубежных стран говорят о том, что в рыночной экономике малый бизнес представляет собой ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта[1].
Малый и средний бизнес в США. В мировом рейтинге Doing Business 2014 Соединенные Штаты Америки занимают 4 позицию из 189 стран. США - страна не только огромных корпораций, но и малых предприятий, которые являются стержнем экономики США. На долю малого бизнеса приходится свыше половины ВВП, производимого частным сектором, малый бизнес в США обеспечивает рабочими местами более половины трудоспособного населения страны. Администрация малого бизнеса США (SBA) оказывает поддержку малому бизнесу в кооперации с Министерством торговли, федеральными и штатскими агентствами по множеству различных направлений:
> Широкий выбор методов финансирования: микрозаймы, кредиты на покрытие крупного долга, венчурный капитал, франчайзинг, лизинг, гарантии по кредитам, субсидии;
> Техническое содействие, помощь в оформлении заявок на получение займов, проводятся прямые, а так же интернет-консультации по
61
маркетингу, бизнес-планированию и менеджменту, даются индивидуальные рекомендации;
> Широкая сфера применения налоговых льгот;
> Функционируют 19 центров содействия экспорту;
> 23% государственных заказов реализуются малыми предприятиями;
> Реализация программ по внедрению в малый бизнес суперсовременных технологий;
> Правовая защита интересов малого бизнеса.
Развитие экономики Китая: становление сектора МСБ. К примеру, если переключиться с Европы в Азию, возьмем Китай. За несколько десятилетий Китай превратился из аграрной страны в государство с высокотехнологичными производствами и экономикой, занимающей лидирующие позиции в мире.
В начале 90-х годов правительство Китая предприняло ряд мер, направленных на поддержку среднего и малого бизнеса, как в освоении внутреннего рынка, так и в международных отношениях. Департамент малого и среднего предпринимательства, организованный в рамках Национальной комиссии по развитию и реформированию, а также Китайский центр координации и кооперации бизнеса оказывали содействие предпринимателям в самых разных направлениях: начиная от обучения кадров и информационной поддержки и заканчивая помощью в проведении переговоров. Китай перенимал полезный иностранный опыт и внедрял его [2].
Доля МСП в ВВП Китая составляет 55% - это меньше, чем в странах Евросоюза, тем не менее, правительство Китая, достигнув таких показателей за 30 лет, считает МСП важнейшим фактором экономического роста и оживления рынка и отводит большую роль развитию МСП в экономике страны. Правительство Китая старается различными способами
содействовать экономическому росту МСП, совершенствуя законодательные акты, направленные на регулирование экономики и налогообложения субъектов МСБ, предусматривающие одинаковые возможности для предприятий по поводу кредитования, инвестирования, совершенствования производства, внедрения новых наукоемких технологий в экономику страны.
Одним из самых популярных является Государственный фонд развития малого и среднего предпринимательства, создание которого финансировалось за счет бюджетных средств страны. Данный фонд способствует защите интересов субъектов МСП по сравнению с субъектами крупного бизнеса во всех экономических направлениях и обеспечивает определенные налоговые льготы и дополнительное финансирование. МСП Китая можно назвать научным двигателем страны, благодаря тому, что данный субъект экономики производит наибольшее количество инновационной продукции и технических изобретений в стране, большая часть которых идет на экспорт. Поддержкой малого предпринимательства
62
Научные стремления 3 (15) ’2015
также занимается Китайский центр по координации и кооперации бизнеса, основная задача которого заключается в создании специальных условий для сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке МСБ [3].
Мировой опыт свидетельствует, что без государственной поддержки субъекты малого бизнеса обречены на банкротство, т.к. в среднем из каждых 10-ти остаются функционировать только 2-3, поэтому малый бизнес относится к сфере наиболее рискованного бизнеса.
В Республике Казахстан еще предстоит создать необходимые условия для формирования цивилизованной предпринимательской среды,
обусловленной стабильностью экономики и обеспечением экономического роста. В этой связи оказание мер государственной поддержки субъектам малого бизнеса может послужить стимулом общего подъема экономики и преодоления спада производства.
Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства осуществляется путем:
1) оказания финансовой поддержки;
2) организации сети центров поддержки малого предпринимательства;
3) организации деятельности бизнес-инкубаторов;
4) передачи субъектам малого предпринимательства в доверительное управление или аренду не используемых более одного года объектов государственной собственности;
5) безвозмездной передачи субъектам малого предпринимательства в собственность объектов, переданных в аренду или доверительное управление для организации промышленного производства и развития сферы услуг населению по истечении года с момента заключения договора в случае выполнения предусмотренных им условий в порядке, установленном Правительством РК.
Государственную поддержку предпринимательства в Казахстане осуществляют следующие организации:
1 АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий». Основная цель Центра состоит в повышении конкурентоспособности отраслей реального сектора экономики Казахстана путем организации трансферта новых технологий, а также активизации инновационной деятельности в республике.
2 АО "Корпорация по развитию и продвижению экспорта
"Kaznex" оказывает информационно-аналитическую поддержку
Правительству в области формирования государственной политики, в том числе и по развитию предпринимательства.
3 АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» - содействие качественному развитию малого и среднего бизнеса, а также микрофинансовых организаций Казахстана в роли интегратора и оператора предоставления финансовых, консалтинговых услуг. Фонд является связующим звеном при разработке программ поддержки МСБ между
63
государственными, общественными организациями, финансовыми
институтами и другими участниками программ
4 АО «Национальный инновационный фонд» оказывает финансовую поддержку инновационных предпринимательских инициатив путем привлечения инвестиций и финансирования проектов.
5 АО «Инвестиционный фонд Казахстана» - финансовая поддержка путем инвестирования в уставный капитал предприятий, производящих углубленную переработку сырья и материалов, с использованием современных и передовых технологий.
6 АО «Банк Развития Казахстана» - финансовая поддержка.
7 ОЮЛ «Общенациональный союз предпринимателей и работодателей Казахстана «Атамекен». Осуществляет взаимодействие с органами государственной власти по решению проблем отечественного бизнеса и оказывает содействие в разработке, координации и реализации социально-экономических программ государства; принимает участие в развитии отечественного бизнеса; осуществляет выработку и внесение предложений по совершенствованию нормативных документов в органы законодательной и исполнительной власти различных уровней; устанавливает и развивает связи с казахстанскими и международными неправительственными организациями по вопросам развития предпринимательства.
8 ОЮЛ «Форум предпринимателей Казахстана». Цель создания
Форума - объединение региональных и отраслевых союзов, ассоциаций, общественных объединений, фондов и других организаций
предпринимателей для содействия продвижению экономической реформы и создания благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности.
9 ОЮЛ «Союз торгово-промышленных палат Республики Казахстан». Поддержка малого бизнеса в Уставе Союза торговопромышленных палат Казахстана закреплена в качестве одной из основных задач. Палата исходит из необходимости придания этому сектору экономики ключевой роли в наполнении потребительского рынка товарами и услугами
[4].
Согласно ниже приведенной таблице Алматы является лидером, в 2012 году его доля составила 18,7%. После Алматы второе место заняла Атырауская область, а самый низкий показатель у Южно-Казахстанской области в 2,2%. Анализ данных позволяет сделать один интересный вывод: практически во всех категориях города Алматы и Астана, а так же Атырауская и Карагандинская области, являются безусловными лидерами по всем стратегическим показателям.
В Алматы развита торговля. В Карагандинской области также развита цветная и черная металлургия. В Астане - строительство.
64
Научные стремления 3 (15) ’2015
Таблица 1. Общая доля областей в региональном производстве РК
(в процентах)
Область 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Общее региональное производство, всего: 100 100 100
Акмолинская 2,7 2,9 2,7
Актюбинская 5,4 5,4 5,1
Алматинская 4,6 4,5 4,8
Атырауская 13,0 12,5 10,3
Западно-Казахстанкая область 4,8 4,8 5,7
Жамбылская 2,1 2,3 2,6
Карагандинская 8,6 8,7 8,5
Костанайская 3,9 4,1 3,7
Кызылординская 3,9 3,8 3,9
Мангыстауская 6,8 6,3 6,5
Северо-Казахстанская область 5,5 5,5 5,6
Павлодарская 4,7 5,5 4,9
Южно-Казахстанская область 2,2 2,4 2,2
Западно-Казахстанская область 5,7 5,9 5,8
г. Астана 8,1 7,6 9,0
г. Алматы 18,0 17,8 18,7
Распределение населения, занятого в МСБ, по регионам выглядит следующим образом:
—наибольшее количество занятых в МСБ Южно-Казахстанской (285 тыс. чел.), г. Алматы (275 тыс. чел.), Алматинской (255 тыс. чел.) и Восточно-Казахстанской (200 тыс. чел.) областях.
—наименьшая численность населения, занятого в МСБ, приходится на Кызылординскую (53 тыс. чел.) и Мангыстаускую (62 тыс. чел.) области.
При рассмотрении региональной структуры кредитования малого и среднего бизнеса банками второго уровня очевидна доминирующая позиция МСБ г. Алматы. Регионами с наибольшей долей кредитов вне областных центров являются Алматинская (56,8 %), Восточно-Казахстанская (33 %), Карагандинская (22,8 %) и Павлодарская (21,4 %) области. Практически не кредитуются субъекты МСБ вне областных центров Южно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Кызылординской и Актюбинской областей.
Наблюдается диспропорция распределения кредитов БВУ малому и среднему бизнесу среди регионов Казахстана и внутри самих регионов. Более 70 % кредитов малому и среднему бизнесу приходится на города Астана и Алматы [5].
Доклад "Ведение бизнеса" составляется уже 12 раз и охватывает 189 стран. Он исследует нормы регулирования, способствующие или
65
препятствующие развитию бизнеса в течение всего цикла их деятельности, включая создание предприятия, ведение бизнеса, осуществление
внешнеторговой деятельности, уплату налогов, а также уровень защиты прав инвесторов.
Казахстан опустился на одну степень в ежегодном рейтинге Doing Business-2015 Всемирного банка (ВБ) и Международной финансовой корпорации (IFC) и занял 77 место, между Вануату и Вьетнамом. Между тем страна ухудшила позиции по ряду таких критериев, как, например, «Регистрация предприятий» (55-е место, -2 пункта), «Получение разрешений на строительство» (154-е место, -2 пункта), «Подключение к электрическим сетям» (97-е место, -5 пунктов), «Получение кредитов» (71-е место, - 4 пункта), «Защита миноритарных акционеров» (25-е место, -4 пункта) и «Налогообложение» (17-е место, -1 пункт) [6].
Проблемы с которой сталкивается предпринимательство, а именно нехватка финансовых, материальных, технологических и интеллектуальных ресурсов для модернизации привело к тому, что на сегодняшний день большинство компаний не стремятся разрабатывать и внедрять инновации. Частично это объясняется тем, что бизнес слабо представляет выгоды от инновационной деятельности. Он не имеет достаточных свободных финансовых средств для разработки и внедрения инноваций. Основной формой инноваций остаются процессные инновации, продуктовые и технологические инновации не получили широкого распространения. В результате существующий инновационный потенциал в виде технопарков, венчурных фондов, НИИ, институтов инновационного развития,
конструкторских бюро используется не в полном объеме.
Казахстану надлежит усиление роли существующих институтов развития деятельности, которые связаны с развитием малого и среднего бизнеса. Уже действующие системы поддержки МСБ в Казахстане не в полной мере охватывает все аспекты.
Необходимо упростить разрешительную систему, тем самым создав наиболее благоприятные условия для МСБ. Например, в странах ЕС в среднем 10-12 видов деятельности подлежат лицензированию, в то время как, в Казахстане существует более 300 видов лицензирования.
Глава государства 11 ноября 2014 года в своем послании «Нурлы Жол - путь в будущее» отметил, что "Малый бизнес должен стать семейной традицией". Ставил приоритетным задачи по увеличению доли МСБ до 50 процентов ВВП к 2050 году и необходимости эффективно использовать кредитные линии для малого и среднего бизнеса за счет АБР, ЕБРР, Всемирного банка на общую сумму 155 миллиардов тенге в 2015-2017 годах[7].
Подводя итог, можно сказать, что от развития малого бизнеса будет зависеть процветание страны в целом. Поэтому нужно подумать государству о поддержке малого бизнеса в Республике Казахстан и осуществлять для этого законодательную основу. Если будет развиваться малый бизнес, значит
66
Научные стремления 3 (15) ’2015
Казахстан выйдет на мировую арену, как государство со стабильной рыночной системой и граждане Казахстана будут жить в процветающей стране.
Список использованных источников:
1. http://group-global.org/ru/publication/21770-problemy-msb-kazahstana-v-sravnenii-s-zarubezhnymi-stranami
2. http://vchae.com/razvitie-malogo-i-srednego-biznesa-v-kitae/
3. http://www.moluch.ru/archive/39/4640/
4. http://group-global.org/ru/publication/1922-gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-predprinimatelstva-v-respublike-kazahstan
5. «Отчет о состоянии развития малого и среднего
предпринимательства в Казахстане и его регионах» АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» // Выпуск 2. - Алматы, 2010
6. http://forbes.kz/process/businessmen/v_reytinge_doing_business_kazahs tan_zanyal_77_mesto
7. http://e-history.kz/ru/contents/view/2647
Tulepbergenova Asemgul Absadykovna
THE STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS AND ITS ROLE IN DEVELOPMENT OF REGIONS OF THE REPUBLIC OF
KAZAKHSTAN
The Eurasian national university of L.N.Gumilyov,Astana, Republic of Kazakhstan
Summary
In article the general condition of small and medium business in the Republic of Kazakhstan is stated: support and development of small and medium business in the country. Also for comparison examples of development of small and medium business in foreign countries as the USA and China are given. In more detail roles of the organizations the supporting SMB in regions of the country reveal.
Keywords: SMB, region, economy, entrepreneuship, business.
67