Научная статья на тему 'Оценка современного состояния и тенденций развития малого и среднего бизнеса в Казахстане'

Оценка современного состояния и тенденций развития малого и среднего бизнеса в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2004
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА / ИННОВАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / ENTREPRENEURSHIP / GOVERNMENT SUPPORT / INNOVATION / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Отешова Алмагул Кайыргаликызы

В статье раскрывается проблема развития и поддержки малого и среднего бизнеса, как одного из приоритетных направлений индустриально-инновационного развития Республики Казахстан. Предпринимательство является важным фактором экономического развития республики. Предпринимательская деятельность необходимое звено, способствующее улучшению благосостояния народа, формированию конкурентоспособной экономики, ее модернизации и диверсификации. Приведён сравнительный анализ развития бизнеса в различных странах. Показаны меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса с целью ускорения его развития в Казахстане. Определены особенности программы «Дорожная карта бизнеса 2020» и пути её реализации. Обоснованы факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса в республике, предложены меры по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Отешова Алмагул Кайыргаликызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE CURRENT SITUATION AND TRENDS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN KAZAKHSTAN

The article is focused on the problem of development and support of small and medium-sized business as one of the priority trends of industrial-innovative development in the Republic of Kazakhstan. Entrepreneurship is an important factor of economic development in the country. The business activity is an essential link contributing to the improvement of people’s welfare, the formation of a competitive economy, its modernization and diversification. A comparative analysis of business development in different countries is submitted. The measures of government support to small and medium-sized business purposed to accelerate its development in Kazakhstan are shown. The peculiarities of the program «Business Road Map-2020» and the ways of its implementation are determined. The factors impeding the development of small business in the country are substantiated and measures to eliminate them are suggested.

Текст научной работы на тему «Оценка современного состояния и тенденций развития малого и среднего бизнеса в Казахстане»

Оценка современного состояния и тенденций развития малого и среднего бизнеса в Казахстане

А.К. Отешова, д.д.а., Казахско-Русский МУ

В Республике Казахстан в современный период рыночного хозяйства особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса [1].

За годы рыночных реформ в Казахстане предпринимательский сектор занял своё заметное место в обществе. Достигнута главная стратегическая цель — государством созданы необходимые условия для развития малого и среднего предпринимательства. Возможность заниматься предпринимательством стала реальной и неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики.

Значительно меньшее количество малых предприятий занимается промышленной деятельностью, но и здесь наблюдается увеличение их числа. Так, на начало 2010 г. действовало 7,8 тыс. промышленных малых предприятий, на 1 января 2009 г. их количество увеличилось — до 8,3 тыс.

Доля и вклад малого предпринимательства в развитие экономического комплекса республики год от года увеличивается.

Как известно, в странах с рыночной экономикой на государственном уровне не ставилась задача развития предпринимательства, поскольку оно сложилось естественным путём за сотни лет. В Казахстане же этот сектор экономики сформирован практически за считанные годы.

Реализация государственных программ развития и поддержки предпринимательства в период с 1992 по 2000 г. заложила основы формирования и становления частного предпринимательства в Республике Казахстан.

Мобильность экономики малого предпринимательства при относительно небольших инвестициях и риске позволила в сжатые сроки изменить и стабилизировать существовавшую ситуацию, в первую очередь в сфере товарообращения.

Мощный импульс развитию малого предпринимательства в последние годы придали указы президента Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. N 3398 «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» и от 27 апреля 1998 г. N 3928 «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» [2].

Стратегия «Казахстан-2030» предусматривает создание благоприятных условий для активного развития малого предпринимательства и увеличения его удельного веса в различных отраслях экономики.

Была принята государственная программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2010 г.

Международный опыт показывает, что малый и средний бизнес является основой формации современного общества, формирует основную часть ВВП большинства развитых стран. Именно в данном секторе сконцентрирована основная масса национальных ресурсов. И что особенно важно, деятельность малого и среднего предпринимательства инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых и средних, нежели от крупных предприятий.

В целях укрепления малого и среднего бизнеса главой государства в послании народу Казахстана поставлены новые направления поддержки малого и среднего бизнеса:

— снижение налогового бремени;

— легализация собственности и активов;

— облегчение доступа к кредитным ресурсам;

— упрощение административных процедур и разрешений;

— защита от бюрократического произвола и контрольно-проверяющих органов;

— создание региональных центров поддержки малого и среднего бизнеса, оказание помощи в проведении маркетинговых исследований, повышении квалификации, создании централизованной бухгалтерии [3].

В Казахстане существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определённый срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заёмного капитала. Таким образом государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионное фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.

В 2012 г. в большинстве регионов республики наблюдалось увеличение количества активных субъектов малого и среднего бизнеса. Так, по областям их количество выросло: в Актюбинской — на 3,5%, Алматинской — на 9,6%, Атырауской — на 2,8, Западно-Казахстанской — на 1,3%, Жамбылской — на 1,5%, Карагандинской — на 0,4%, Кызылордин-ской — на 3,8%, Мангистауской — на 2,3%, Павлодарской — на 1,4%, Восточно-Казахстанской — на

-3,7 С

■жамоыпцгсга-

Южно -Казах станская

Атырауская

Акмолинская Карагандинская Актюбинская г. Астана Воет очно -Казах станская Кост анайская Сев еро -Ка зах стан екая

-6

-4

г. Алматы Мантстау екая Зап адно -Ка зах стан екая Алматинская Кызылординская Павлодарская

-2

10,4

I 0,9 ■ 1

□ 2,5

■ 3,5 3,6

■ 3,8

4,4 4,5 4,8 5

5

7

6,1 6,3

■ 7,8 8

10

ЩЧисленность занятых Рис. 1 - Численность занятых в малом и среднем бизнесе Республики Казахстан, 2012 г. (в % к 2011 г.) [4]

Чи слен ноет ь занят ых

Выпуск продукции

Количест во актив ных субъектов

28,4

26,4

30,6

14,6

2,9

21,9

63,5

11,7

1,1

8,8 66,5 23,6

0%

50%

100%

0

2

4

6

В Юридические лица малого предпринимательства (%) ПЮридические лица среднего предпринимательства (%)

Индивидуальные предприниматели (%) ОКрестьянские (фермерские) хозяйства (%)

Рис. 2 - Структура показателей деятельности МСБ на 1 августа 2012 г., в % [4]

2,2%. В городах Астане и Алматы рост составил на 5,7 и 0,7% соответственно.

По регионам картина выглядит следующим образом: увеличение численности занятых в малом и среднем бизнесе отмечено в Акмолинской — на 1,0%, Актюбинской — на 3,5%, Алматинской — на 6,1%, Атырауской — на 0,9%, Западно-Казахстанской — на 5,7%, Карагандинской — на 2,5%, Костанайской — на 4,4%, Кызылординской —

на 6,3%, Мангистауской — на 5,0%, ЮжноКазахстанской — на 0,4%, Павлодарской — на 7,8%, Северо-Казахстанской — на 4,5%, Восточно-Казахстанской — на 3,8%. В городах Астане и Алматы рост составил на 3,6 и 4,8% соответственно [4].

Отмечено снижение численности занятых в малом и среднем бизнесе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года только в Жам-былской области — на 3,7% (рис. 1).

В январе — августе 2012 г. по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. наблюдалось увеличение выпуска продукции (в сопоставимых ценах) субъектами малого и среднего бизнеса практически во всех областях. Так, этот индикатор увеличился на 0,1% и составил 4561,2 млрд тенге, в том числе юридическими лицами малого предпринимательства — 998,6 млрд тенге (21,9%), юридическими лицами среднего предпринимательства — 2896,1 млрд тенге (63,5%), индивидуальными предпринимателями — 536,3 млрд тенге (11,7%) и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами — 130,1 млрд тенге (2,9%) (рис. 2).

Современный рынок ставит перед индивидуальными предпринимателями задачи экономического, производственного и организационного характера. Невыполнение новых требований рынка нарушает безубыточную работу малых предприятий, достаточную мобильность ресурсов и высокую их отдачу.

В деятельности малых предприятий важно заранее узнать возможности производства, на какой объём выпуска продукции можно ориентироваться, каковы будут трудозатраты и соответственно конъюнктуре рынка какие можно ожидать доходы. В рыночных условиях параметры и технико-экономическая характеристика каждого малого предприятия сугубо индивидуальны. Прогнозировать их развитие, параметры, доходы можно только исходя из характеристик изделий, технических процессов, структуры, внутренних и внешних факторов производства.

Эффективность производства малых предприятий зависит от устойчивого экономического роста и развития самого предприятия, повышения конкурентоспособности производимой продукции.

Основная цель товаропроизводителя заключается в создании высокорентабельного предприятия по производству конкурентоспособной продукции

на уровне мирового качества на основе повышения личной заинтересованности работников производства.

В настоящее время предпринимательство в Республике Казахстан получает развитие в разнообразных видах. Особого внимания требует развитие внутреннего рынка, поддержка малого и среднего предпринимательства.

Среди новых предпринимательских структур резко увеличилось количество акционерных обществ, созданных в процессе реорганизации государственных и муниципальных предприятий, инвестиционных фондов и компаний.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что отличительной чертой развития предпринимательства в Республике Казахстан является то, что оно рассматривается как долговременный, один из ключевых факторов развития экономики.

Дальнейшее развитие малого бизнеса, использование инновационного потенциала малого предпринимательства, его стимулирование, развитие таких форм взаимодействия, как подрядное кооперирование, совместное производство, выполнение госзаказов, лизинг, франчайзинг и венчурное финансирование, должны обеспечить устойчивое функционирование либеральной экономической системы Республики Казахстан, главной опорой которой будет выступать сильный предпринимательский класс.

Литература

1. Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2003 г. N 1268 «О государственной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2004-2009 годы».

2. Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июня 1997 г. (с изменениями, внесёнными Законами Республики Казахстан от 10.07.1998 г. №283-1; от 26.07.1999 г. № 458-1).

3. Концепция региональной политики Республики Казахстан на 2002-2009 гг. Астана, 2011.

4. Аналитическое обозрение агентства Республики Казахстан по статистике. URL: http://www.stat.kz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.