Ярким примером продолжателя и достойного хранителя таких традиций является Тираспольский винно-коньячный завод «КУ1Щ». Продукция ЗАО «М1МТ» успешно конкурирует с лучшими производителями Европы. В настоящее время завод работает по международной системе качества ^0 9001-2000 ^01). Это одно из немногих на всем постсоветском пространстве предприятий, имеющих сертификат кошерности (использо-
вание экологически чистого натурального сырья высочайшего качества, уникальность технологии).
В заключение необходимо подчеркнуть, что экономика республики характеризуется большой степенью открытости. Приднестровье готово к созданию и обеспечению условий для привлечения иностранных инвестиций во все сферы экономики в различных взаимовыгодных формах сотрудничества.
Литература
1. Брусалинская Г.С. Органы законодательной и исполнительной власти Приднестровской Молдавской Республики на современном этапе: Автореф. дисс. ... канд. юр. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. — М., 2007. — 26 с.
2. Брюно П., Вельмот Ф.Шансе, Верник О. Международное право и независимость Приднестровья. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.olvia.idknet.com/bruno.html
3. Вестник Приднестровского республиканского банка. Информационно-аналитическое издание. — 2009. — №3. — С.4; 2010. — №3. — С.4.
4. Ганин Ю. Инвестиционная привлекательность Приднестровья // Партнер. — 2009. — №6. — С.25-26.
5. Черненко Е.Е. Инвестиционный климат Приднестровской Молдавской Республики // Экономика Приднестровья. — 2009. — №6. — С.9.
6. Шевченко И.В., Александрова Е.Н. Внешнеэкономические приоритеты развития российской экономики в направлении привлечения и использования прямых иностранных инвестиций // Финансы и кредит. — 2009. — №10. — С.2-9.
7. Сборник инвестиционных проектов:НП «ТПП ПМР». — Тирасполь, 2009.
8. Официальный сайт торгово-промышленной палаты ПМР. www.tiraspol.ru
ОЦЕНКА РЕГИОНОВ КАЗАХСТАНА ПО ИНТЕГРАЛЬНОМУ РЕЙТИНГУ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
Б.С. Сапарова,
докторант кафедры финансов и банковского дела Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
А.А. Сапарова,
докторант кафедры экономики Евразийского Национального университета им Л.Н.Гумилева (г. Астана), Saparova2004@yandex.ru
В статье выявлен интегральный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Казахстана и благоприятные условия для инвесторов. Указано, что значительную часть инвестиционных рисков берет на себя центральная власть и она же в значительной степени определяет региональную инвестиционную политику благоприятную для инвесторов. Определены проблемы и негативные факторы в сфере привлечения инвестиций. Предложено для стимулирования развития конкурентоспособных производств более активно использовать такие оправдавшие себя в мировой практике инструменты, как специальные экономические и индустриальные зоны, cоциально-предпринимательские корпорации, выход на IP0 казахстанских компании и развитие рынка ценных бумаг,на основе благоприятного бизнес-климата Казахстана. Авторами пропагандируется улучшение инвестиционного климата путем кардинального улучшения состояния окружающей среды.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, активность, регионы Казахстана, интерес, инвесторы, потенциал, риски, рейтинг, рост, рынок ценных бумаг ,IP0, инфраструктура, окружающая среда, перспектива.
УДК 336 .76 ББК 65.26
Республика Казахстан представляет для иностранных инвесторов большой интерес. Инвестиционную привлекательность казахстанского рынка обеспечивают совокупность доступа к природным ресурсам, величина рынка, стратегическое расположение Казахстана, а также стабильная внутриполитическая обстановка и наличие соответствующей законодательной базы. Казахстан, по оценкам международных экспертов, входит в число наиболее привлекательных для иностранных инвестиций стран мира.
У инвестиционного климата Казахстана есть свои особенности. В Казахстане увеличение инвестиционного потенциала сопровождается ростом рисков, которые показаны на рис.1, коэффициент корреляции рангов потенциала и риска регионов в Казахстане составляет -0,39. Если не учитывать Алматы, которая по всем позициям представляет собой исключение из общереспубликанской экономики, как и Москва в России, то значение коэффициента корреляции рангов для регионов Казахстана составит -0,65.
23 1
•—г. Алматы (0,799; 20,404)
14 ----------Vх-
12
10
6
.арагандинская
Восточно
-Казахстанская
Южно-Казахстанск<
______________I
г. Астана
X Актюбинска;
4
Павлодарская
Костанай
^амЕ
зылская Атырауская
Северо-Казахстанская-
Акмолинская
Западно-Казахстанская
Кызылординская Мангистауска _____________________________
матинская
0,7 0,9 1.1 1.3 1.5
Индекс инвестиционного риска (Казахстан=1)
Доля в инвестиционном потенциале (Казахстан=100%)
1,7
Рис. 1. Инвестиционная привлекательность регионов Казахстана
2
0
Распределение регионов Казахстана по интегральному рейтингу инвестиционной привлекательности с учетом инвестиционного потенциала и риска приведено в табл.1.
Таблица 1
Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Казахстана в 2010 г.
Рейтинг инвестиционной привлекательности Рейтинг потен- циала Рей- тинг риска Регион
1 1 2 г. Алмата
2 8 1 г. Астана
3 7 5 Южно-Казахстанская обл.
4 4 11 Павлодарская обл.
5 2 15 Карагандинская обл.
6 10 7 Актюбинская обл.
7 13 4 Северо-Казахстанская обл.
8 5 13 Костанайская обл.
9 6 12 Атырауская обл.
10 3 16 Восточно-Казахстанская обл.
11 16 3 Кызылординская обл.
12 14 6 Мангистауская обл.
13 11 10 Жамбыльская обл.
14 12 9 Акмолинская обл.
15 9 14 Алматинская обл.
16 15 8 Западно-Казахстанская обл.
Источник: Таблица разработана авторами на основе материалов Рейтингового агентства «Эксперт РА»
Как видно из табл. 1, формальное сведение о риске и потенциале не избавляет инвестора от сложного выбора. Он может либо вкладывать деньги в более прибыльные сферы, находящиеся в регионах с повышенными рисками инвестирования, либо в менее эффективные проекты, но в более «спокойных» для инвестора регионах. Найти «инвестиционный оптимум» (для каждого он, скорее всего, окажется своим) поможет распределение регионов Казахстана, которое представлено на (рис.1).
Кроме Алматы, обладающей особо благоприятным инвестиционным климатом, остальные регионы Казахстана распределились по трем основным группам. Каждая из этих групп отличается своеобразием инвестиционного климата.
В первую группу с высоким потенциалом и высоким риском вошли два наиболее промышленно развитых региона — Карагандинская и Восточно-Казахстанская области. Несколько более благоприятные условия для инвесторов созданы в Карагандинской области. Улучшения инвестиционного климата в этих регионах возможно достичь, прежде всего, путем кардинального улучшения состояния окружающей среды. Так, по данным Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Казахстана, среди промышленно развитых регионов республики на долю этих регионов приходится более половины всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (Карагандинская область — 47,7%, Восточно-Казахстанская — 10,4%).
Напротив, ограниченный инвестиционный потенциал, правда, в сочетании с наиболее низким риском, имеет наиболее многочисленная группа казахстанских регионов, объединяющая Астану, Актюбинскую, Жамбыльскую, Западно-Казахстанскую, Кызылординскую, Мангистаускую, Северо-Казахстанскую и Южно-Казахстанскую области. Эту группу возглавляет новая казахстанская столица — Астана. Как и в России, столица имеет минимальный риск, обойдя по этому параметру даже Алмату. После переноса столицы, экономика этого города развивалась бурными темпами, Астана была буквально обречена на инвестиционную активность. Тут проявились следствия ограниченного потенциала: развитие инфраструктуры не успевает за бурным ростом, коммунальное хозяйство новых районов столицы полностью не централизовано, возникают проблемы и с водным обеспечением.
Остальные регионы группы специализируются в основном на сельском хозяйстве и добывающей промышленности. Поэтому улучшение инвестиционного климата в этих регионах должно быть связано с повышением их потенциала на основе развития перерабатывающих отраслей.
Оптимальное для условий Казахстана положение занимает группа, включающая Павлодарскую, Костанайскую, Атыраускую и Алматинскую области. Для них характерно сочетание достаточно высокого потенциала и умеренного риска. Лидером этой группы является Павлодарская область. Сбалансированная структура экономики, представленная как добывающими, так и обрабатывающими отраслями, в сочетании с политикой местных властей по созданию благоприятной среды для развития
бизнеса делают этот регион весьма привлекательным для инвесторов. Достаточно сказать, что Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса включило Павлодарскую область наряду с Астаной и Алматой в группу с наиболее высокими показателями развития предпринимательства.
Наиболее привлекательной для инвесторов является мощная минерально-сырьевая база Казахстана, а также тяжелая промышленность и достаточно квалифицированные трудовые ресурсы. Поэтому в первую половину рейтинга вошли регионы, где присутствуют все эти факторы (табл. 1)
Алматы, несмотря на потерю своего столичного статуса, остается непререкаемым лидером по инвестиционному потенциалу, город обладает наиболее мощным трудовым, потребительским и инфраструктурным потенциалом, является финансовой столицей Казахстана. Впрочем, следует иметь в виду, что преимущественные финансовые показатели Алматы во многом основаны на том, что здесь располагаются центральные офисы всех крупнейших компаний (ситуация аналогична московской). Реальные же инвестиции вкладываются в регионы, где расположено производство. Эти в известном смысле «виртуальные», или «офисные», инвестиции сейчас начинают медленно перетекать в новую столицу — Астану.
Следующую группу составляют ресурсно обеспеченные и наиболее промышленно развитые крупные области — Карагандинская и Восточно-Казахстанская. Карагандинская область является угольно-металлургической базой, а Восточно-Казахстанская — базой цветной металлургии республики. Большой отрыв потенциала этих двух регионов отчасти обусловлен тем, что в состав Карагандинской области недавно вошла Джезказганская, а в состав Восточно-Казахстанской — Семипалатинская.
Далее со значительным, почти двукратным, отрывом по доле в общереспубликанском потенциале следует основная группа регионов во главе с Павлодарской областью. Несмотря на небольшую численность населения, эта область занимает монопольное положение в целом ряде производств (более 35% общего объема по Казахстану): угледобыче, выработке электроэнергии, производстве глинозема, ферросплавов и выпуске тракторов. В области достаточно хорошо выстроена инфраструктура, развиты институты рыночной экономики, сохраняется высокое качество трудовых ресурсов. По данным Института географии РАН, территория Павлодарской области обладает лучшими в Казахстане природно-климатическими условиями для жизни населения.
У близкой по инвестиционному потенциалу Костанайской области — высокий ресурсно-сырьевой потенциал. Здесь добывается 100% казахстанских бокситов и 83% железной руды. В Атырауской области сосредоточена большая часть нефтедобычи и производства серы, а в наиболее населенной Южно-Казахстанской области находятся самые крупные мощности по нефтепереработке.
Первую половину рейтинга замыкает Астана. По численности населения она занимает предпоследнее место (на последнем Мангистауская область). Несмотря на это, у столицы высокий инновационный и инфраструктурный потенциал, доходы населения здесь достаточно высоки, поэтому относительно высок и потребительский потенциал.
У Акмолинской области неплохой инфраструктурный и инновационный потенциал, у Алматинской — трудовой, а у Северо-Казахстанской — инфраструктурный, кроме того, она занимает пятое место в республике по уровню монополизма. В Кызылординской области относительно высок уровень телефонизации. Несмотря на низкий суммарный инвестиционный потенциал, Мангистауская область отличается интенсивным развитием малого бизнеса. В Жамбыльской области добывается весь казахстанский барит, а в Актюбинской — вся хромитовая руда и производится более четверти ферросплавов. В Западно-Казахстанской области добывается более половины газа республики.
В первую пятерку лидеров по всем показателям попадает лишь Алматы. Чаще всего среди лидеров встречаются Павлодарская и Карагандинская области (по пять «попаданий»). За ними следуют Астана и Восточно-Казахстанская область, которые встречаются в первой пятерке по четыре раза.
Группировка регионов в рейтинге оказалась тесно связана с их географическим положением. Инвестиционный потенци-
ал республики естественным образом распределен по пяти основным зонам.
— Центрально-Восточная зона (Карагандинская, Восточно-Казахстанская, Павлодарская области) концентрирует более 30% инвестиционного потенциала Казахстана. Здесь наибольший интерес для инвесторов представляют угледобыча, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, тяжелое машиностроение.
— Юго-Восточная зона (Алматы и Алматинская область) — на ее долю приходится около 25% инвестиционного потенциала республики. В этой зоне развиты пищевая, легкая, фармацевтическая промышленность и машиностроение. Зона характеризуется высоким потребительским потенциалом и развитой рыночной инфраструктурой.
— Северная зона (Астана, Акмолинская, Костанайская и Северо-Казахстанская области) — 18% инвестиционного потенциала Казахстана. У этой зоны наиболее выгодное транспортно-географическое положение и развитая инфраструктура экономики. Здесь добываются бокситы и железная руда. Растет потребительский потенциал. Интерес для инвестора представляет и сельское хозяйство.
— Западная зона (Актюбинская, Атырауская, Мангистауская и Западно-Казахстанская области) — 16% общереспубликанского потенциала. Прежде всего это зона нефтегазовых ресурсов и нефтегазодобычи, роль которой в экономике Казахстана постоянно растет.
— Южная зона (Кызылординская, Жамбыльская и Южно-Казахстанская области) — 11% общего потенциала. Здесь развиты сельское хозяйство, нефтепереработка, пищевая и химическая промышленность, добывается золото и барит.
Еще один фактор, небезразличный инвестору, — насколько регион уже освоен конкурентами, насколько он насыщен денежными ресурсами. Как уже отмечалось, в унитарном государстве, к которым относится Казахстан, значительную часть инвестиционных рисков берет на себя центральная власть. Она же в значительной степени и определяет региональную инвестиционную политику. В последние годы региональная инвестиционная политика Казахстана ориентирована на добывающую промышленность, в первую очередь нефтяную. Наибольшая доля инвестиций (в сопоставлении с потенциалом) была вложена в пять регионов. Это так называемые переинвестированные регионы, из которых четыре (Западно-Казахстанская, Атырауская, Актюбинская и Мангистауская области) являются действующими и перспективными регионами нефтегазодобычи.
Как видно, к ним близка еще одна нефтегазодобывающая область — Кызылординская. Концентрируя всего лишь 18% инвестиционного потенциала, эти области за последние два года аккумулировали более 51% всех инвестиций республики. Естественно, что к наиболее инвестируемым регионам относится и продолжающая строиться новая столица.
Напротив, в первую пятерку регионов, где сосредоточено 57% инвестиционного потенциала (Алмата, Карагандинская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская и Костанайская области — все это регионы из числа наиболее привлекательных), за последние два года было вложено менее трети всех инвестиций в экономику Казахстана.
По рейтингу Индекса привлечения прямых иностранных инвестиций за 2009 год Республика Казахстан заняла 23-е место из 141 стран. По рейтингу Всемирного Банка «Doing Business» Казахстан за последний год поднялся на десять позиций вверх (с 80 — на 71-е).
Основными странами — инвесторами Казахстана являются: США (17,5 млрд долл. США. 21,4%), Нидерланды (13,4 млрд долл. США, 16,4%), Великобритания (6,6 млрд долл. США, 8,3%).
Достигнутые показатели обусловлены созданным в Казахстане благоприятным бизнес-климатом, поддерживаемым совершенствующимся инвестиционным законодательством, привлекательными мерами поддержки инвестиций, а также экономической и политической стабильностью. Помимо наличия благоприятного инвестиционного климата, одним из основных факторов, влияющих на принятие инвестором решения о вложении инвестиций, является масштаб рынка сбыта.
Разный характер формирования инвестиционного климата можно объяснить, во-первых, различной ролью государства в инвестиционном процессе. В Казахстане государство более целенаправленно проводит политику создания благоприят-
ных условий для инвесторов в экономически менее развитых регионах.
Важную роль играют различия в экономической структуре регионов России и Казахстана. В России для большинства регионов, имеющих высокий инвестиционный потенциал, характерен заметный уровень развития «верхних» этажей экономики — обрабатывающей промышленности, сферы обслуживания, научно-технического комплекса. В Казахстане «по российскому типу» инвестиционный климат формируется лишь в Алматы. Для Казахстана более характерным является сосредоточение инвестиционного потенциала в регионах с добывающей и тяжелой промышленностью. Общеизвестно, что такая структура экономики, как правило, сопровождается повышенным экологическим, социальным, криминальным и другими видами риска.
Наличие энергетических ресурсов и емких рынков соседних стран делают Казахстан выгодной и удобной базой для развития экспортоориентированных производств. Потребительские рынки Центральной Азии и граничащих с Казахстаном, России и Западного Китая могут охватывать более половины миллиарда человек.
Для стимулирования развития конкурентоспособных производств в настоящее время все более активно используются такие оправдавшие себя в мировой практике инструменты, как специальные экономические и индустриальные зоны. На сегодняшний день в Казахстане создано шесть специальных экономических зон. Перед СЭЗ поставлены масштабные и конкретные задачи, их решение будет способствовать реализации экономического потенциала регионов, улучшению инвестиционного и бизнес-климата. Также предполагается создание 2 новых СЭЗ: Хоргос — Восточные ворота, Достык. На территории зон действует режим свободной таможенной зоны, а также предусмотрены значительные налоговые льготы (по корпоративному подоходному налогу, земельному налогу, налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость).
Еще одним эффективным инструментом диверсификации экономики являются социально-предпринимательские корпорации. Главная их задача — обеспечение прорывного развития регионов путем создания перерабатывающих производств, внедрения эффективной системы корпоративного управления,
консолидации государственных активов и предпринимательской инициативы для решения социально-экономических задач.
Завершено создание сети этих региональных институтов развития, состоящей из 7 социально-предпринимательских корпораций, что позволило охватить их деятельностью всю территорию Казахстана, тем самым создать равные условия для развития предпринимательства во всех уголках страны. Участие в их проектах предоставляет бизнесу как отечественному, так и иностранному, доступ к финансовым, земельным и технологическим ресурсам.
Основные проблемы в сфере привлечения инвестиций в Казахстан:
— недостаточная инвестиционная привлекательность несырьевого сектора экономики (административные барьеры, неразвитая транспортная и коммуникационная инфраструктура, недостаток квалифицированной рабочей силы, низкая емкость казахстанского рынка);
— недостаточная развитость механизма поддержки и защиты отечественных инвесторов в зарубежных странах;
— отсутствие достаточной информации о потенциальных рынках вложения инвестиций и способах выхода на эти рынки для казахстанских компаний.
-слабое развитие рынка ценных бумаг.
— непривлекательность и неактивность выхода на IP0 казахстанских компаний.
В Казахстане также существуют и негативные факторы, такие как условия лицензирования и уплаты налогов, коррупция, рейдерство, недостаток квалифицированной рабочей силы, неудовлетворительное состояние инфраструктуры. Но, несмотря на негативные факторы, инвестиционная привлекательность Казахстана растет и в будущем ожидаются большие приоритеты, как для отечественных, так и иностранных инвесторов. Таким образом, инвестиционную привлекательность казахстанского рынка обеспечивают совокупность доступа к природным ресурсам, величина рынка, стратегическое расположение Казахстана, а также стабильная внутриполитическая обстановка и наличие соответствующей законодательной базы. Все вышеперечисленные факторы могут благоприятно сказаться на активизации выхода на IP0 казахстанских компаний и развитии рынка ценных бумаг Казахстана.
Литература
1. Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг.
2. Официальный сайт Инвестиционного фонда Казахстана // www.ifk.kz
3. Финансы. — 2010. — № 2, 3.
4. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Казахстана // Рейтинговое агентство «Эксперт РА», 2008.