Научная статья на тему 'Исследование зависимости доходов региональных бюджетов Республики Казахстан от развития малого бизнеса'

Исследование зависимости доходов региональных бюджетов Республики Казахстан от развития малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
575
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / НАЛОГИ / БЮДЖЕТ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / ЭКОНОМЕТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / SMALL BUSINESS / TAXES / BUDGET / CLUSTER ANALYSIS / FACTOR ANALYSIS / CORRELATION ANALYSIS / REPUBLIC OF KAZAKHSTAN / ECONOMETRIC MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокин Александр Сергеевич

Доходы местных бюджетов страны зависят от значений ключевых макроэкономических индикаторов. Но в развитых странах на динамику экономического роста оказывает большое влияние малый бизнес. Малый бизнес является драйвером развития экономики и основным источником налоговых поступлений в бюджет. Развитие малого бизнеса особенно актуально для развивающихся стран. Создание благоприятных условий для открытия и ведения бизнеса может послужить фактором экономического роста и выходом из кризиса для российской экономики. Примером тому является Республика Казахстан, где малому бизнесу уделяют большое внимание на государственном и региональном уровнях. Доходы местных бюджетов подвержены влиянию таких индикаторов, как численность наемных работников (включая занятость в малом бизнесе), банковские займы малому бизнесу и займы всей Казахстанской экономике. Автором обобщены результаты западных исследований о влиянии малого бизнеса на экономику страны. На основе проведенного экономического анализа выбраны статистические данные по показателям развития малого бизнеса и макроэкономическим показателям по регионам Казахстана. На основе собранной информационной базе проведен компонентный анализ и корреляционный анализ факторов, влияющих на поступления в региональные бюджеты. На основе полученных интегральных показателей проведен кластерный анализ регионов Казахстана. Были выделены 4 класса регионов в зависимости от условий для развития малого бизнеса и поддержки малого бизнеса, проанализирована связь доходов в региональные бюджеты от факторов развития малого бизнеса по кластерам. Результаты исследования могут быть полезны для государственных служащих, которые желают достичь увеличения поступления доходов в местные бюджеты, для выработки региональной экономической политики и программ поддержки малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the dependence of regional budget from the small business development in the Republic of Kazakhstan

Local budget revenues of the country depend on the values of key macroeconomic indicators. But in developed countries, the dynamics of economic growth has a large impact to small businesses. Small business is a driver of economic development and a major source of tax revenues. Small business development is especially important for developing countries. Establishing favorable conditions for the opening and doing business can serve as a driver of economic growth and exit from the crisis for the Russian economy. Example of that is the Republic of Kazakhstan, where small businesses have gotten a lot of attention at the national and regional levels. Local budget revenues are affected by such indicators as the number of employees (including employment in small businesses), bank loans and loans to small businesses throughout the Kazakhstan economy. Author have summarized the results of western studies on the impact of small business to economy. It is selected statistical data in terms of small business development and macroeconomic performance in regions of Kazakhstan which are based on the economic analysis. Author has carried out component analysis and correlation analysis of factors which are affecting the revenues of the regional budgets on the basis of the collected information base. It is performed a cluster analysis of regions of Kazakhstan on the basis of the integral indices in that study. 4 classes of regions were isolated according to the conditions for small business development and support of small business; author has analyzed the relationship of income of regional budgets upon factors of small business development in clusters. The results of the research may be useful for government officials who want to achieve an increase in revenue of the local budgets through the development of the regional economic policies and programs which are determined to support small businesses.

Текст научной работы на тему «Исследование зависимости доходов региональных бюджетов Республики Казахстан от развития малого бизнеса»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-2 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/147EVN215.pdf DOI: 10.15862/147EVN215 (http://dx.doi.org/10.15862/147EVN215)

УДК 330.43, 519.237, 336.25, 336.14

Сорокин Александр Сергеевич

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики,

статистики и информатики (МЭСИ)» Россия, Москва1

Доцент кафедры «Математической статистики и эконометрики» НОУ ВПО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»»

Россия, г. Москва2 Доцент кафедры «Бизнес-статистики» Кандидат экономических наук E-mail: alsorokin@mail.ru

Исследование зависимости доходов региональных бюджетов Республики Казахстан от развития

малого бизнеса

1 119501, г. Москва, ул. Нежинская, 7, МЭСИ, кафедра «Математической статистики и эконометрики»

2 125190, г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, МФПУ «Синергия», кафедра «Бизнес-статистики»

Аннотация. Доходы местных бюджетов страны зависят от значений ключевых макроэкономических индикаторов. Но в развитых странах на динамику экономического роста оказывает большое влияние малый бизнес. Малый бизнес - является драйвером развития экономики и основным источником налоговых поступлений в бюджет. Развитие малого бизнеса особенно актуально для развивающихся стран. Создание благоприятных условий для открытия и ведения бизнеса - может послужить фактором экономического роста и выходом из кризиса для российской экономики. Примером тому является Республика Казахстан, где малому бизнесу уделяют большое внимание на государственном и региональном уровнях. Доходы местных бюджетов подвержены влиянию таких индикаторов, как численность наемных работников (включая занятость в малом бизнесе), банковские займы малому бизнесу и займы всей Казахстанской экономике. Автором обобщены результаты западных исследований о влиянии малого бизнеса на экономику страны. На основе проведенного экономического анализа выбраны статистические данные по показателям развития малого бизнеса и макроэкономическим показателям по регионам Казахстана. На основе собранной информационной базе проведен компонентный анализ и корреляционный анализ факторов, влияющих на поступления в региональные бюджеты. На основе полученных интегральных показателей проведен кластерный анализ регионов Казахстана. Были выделены 4 класса регионов в зависимости от условий для развития малого бизнеса и поддержки малого бизнеса, проанализирована связь доходов в региональные бюджеты от факторов развития малого бизнеса по кластерам. Результаты исследования могут быть полезны для государственных служащих, которые желают достичь увеличения поступления доходов в местные бюджеты, для выработки региональной экономической политики и программ поддержки малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес; налоги; бюджет; кластерный анализ; факторный анализ; корреляционный анализ; Республика Казахстан; эконометрическая модель.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Сорокин А.С. Исследование зависимости доходов региональных бюджетов Республики Казахстан от развития малого бизнеса // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/147EVN215.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/147EVN215

Введение

Согласно данным научных публикации, выступлений политиков и государственных деятелей малый бизнес имеет немаловажное значение для экономики страны. Проводимая государственная политика в Республике Казахстан (РК) уделяет большое внимание малому бизнесу. Правительство Казахстана заинтересовано в улучшении работы местных органов власти в поддержке и развитии малого бизнеса. В Казахстане имеется 16 регионов (14 областей и 2 города - Астана и Алматы), у каждого региона есть свои особенности в показателях макроэкономического развития. Каким образом можно разделить эти регионы на однородные группы для выработки адресных предложений для региональных властей по развитию малого бизнеса?

Существует множество факторов, которые имеют влияние на доходы местных бюджетов. Доходы региональных бюджетов от малого бизнеса формируются за счет социального и подоходного налога. Развитие малого бизнеса - это не только источник дохода для бюджетов, но и фактор экономического роста.

Казахстан имеет положительную динамику в показателях развития малого бизнеса за последнее десятилетие, чему способствовала проводимая Правительством государственная политика. Однако доля малого бизнеса в ВВП страны незначительна по сравнению с развитыми странами. Согласно данным Агентства по статистике Республики Казахстан, доля малого бизнеса в ВВП в Казахстане составила 6% в 2013 году, что меньше чем в 2005 году - 8,2%3. Следует отметить, что численность малых предприятий выросла с 447 038 единиц в 2004 году до 863 185 единиц в 2013 году - почти в 2 раза, численность занятых в малом бизнесе увеличилась с 991,1 тыс. человек в 2004 году до 1943,4 тыс. человек в 2013 году, выпуск продукции малого бизнеса возрос с 1142,7 млрд тенге в 2004 году до 3288,8 млрд в 2013 году. Здесь важно отметить, что доходы местных бюджетов возросли с 369,7 млрд тенге в 2004 году до 1268 млрд тенге в 2013 году.

Президент РК Назарбаев Н.А. обращает большое внимание на развитие малого бизнеса, как одного из двигателей экономики и как одной из составных частей культурной и социальной жизни. Местные государственные органы способствовали улучшению условий для ведения малого бизнеса, кроме того работа местных акимов оценивалась также в направлении развития малого бизнеса. Формирование контекстно-специфичных институтов сможет отразиться на предпринимательстве, особенно на роль предпринимательства в инновациях в странах находящихся на стадии экономическлого развития [18].

В соответствии с вышеизложенным автором была поставлена задача определить взаимосвязь доходов местных региональных бюджетов в РК с группой показателей развития малого бизнеса и других экономических индикаторов.

Влияние малого бизнеса на развитие экономики

Сторонники развития малого бизнеса в экономике акцентируют внимание на положительном влиянии малого бизнеса, прежде всего, на занятость и производительность труда. Малый бизнес является главным фактором развития в рыночной экономике, малое предпринимательство имеет важное влияние на структуру рынка труда. Более того, например, в США малый бизнес является общим и обычным механизмом для вхождения людей в американскую экономику и общество. Это мнение имеет эмпирический опыт и включает в себя макроэкономические факторы и процессы [16]. В этой работе изучена связь между занятостью и безработицей в малом бизнесе, производительностью, ВВП, инфляцией и заработной платой. Данная работа

3 Наиболее крупная доля малого бизнеса в ВВП наблюдалась в период с 2005 по 2012 годы.

анализирует статистические данные, начиная с 1986 по 1995 годы. В соответствии с данным исследованием, высокий уровень малого бизнеса с численностью работников 20 человек и меньше имеет позитивное влияние на высокопроизводительную рабочую силу и увеличивает рост ВВП в отличие от территории с низким уровнем развития малого бизнеса. С другой стороны производительность и рост ВВП не имеют зависимость от уровня крупного малого бизнеса. Данная форма взаимосвязи экономического развития от малого бизнеса характерна для США, т.е. для «развитых» стран.

Малый бизнес во все времена являлся драйвером экономического роста в Америке, малый бизнес имеет влияние на культурную, социальную, политическую, экономическую жизнь американцев. Более того, президент Рональд Рейган утверждал что «малый бизнес» должен быть «национальным приоритетом». Но исследованию малого бизнеса уделено меньше внимания ученых, мы имеет меньше знаний об истории развитии малого бизнеса и предпринимательстве, чем в области макро- и микро- экономической теории. Birch и многие другие сделали выводы, что малый бизнес создает больше рабочих мест, чем крупный бизнес [4]. Наша задача изучить взаимосвязь малого бизнеса и экономического роста в «развивающихся» странах.

Многие экономисты считают, что создание новых предприятий один из ключевых факторов роста ВВП. Существуют множество факторов, которые способствуют созданию новых предприятий. Один из них - это законодательное регулирование входных условий для открытия малых фирм, и многие государственные регуляторы стараются уменьшить количество процедур и время для регистрации нового бизнеса. Однако данные меры имеют слабый эффект на увеличение «старт-апов» и рост налоговых доходов, согласно данным, например, в Мексике [11]. В Казахстане государство улучшает условия для открытия малого бизнеса, например, индивидуальный предприниматель может зарегистрироваться всего за 1 день.

Многие предприятия малого бизнеса не развиваются в крупный бизнес, а остаются на своем микро-уровне. Большинство ученых, изучавших рост малого бизнеса в развивающихся странах, использовали статистические данные о занятости, потому что данная информация более доступна, чем финансовые показатели по малым предприятиям. Более широкое влияние на рост малых предприятий в развивающихся и развитых странах имеет ряд факторов: образование владельца бизнеса (выше определенного порога), опыт работы владельца, социальная сеть (сила и разносторонность), внутрифирменная сплоченность. Также бизнес окружение имеет влияние на рост предприятий и возможности малого бизнеса в развивающихся странах [14].

В 1989-1994 годах был высокий рост негосударственных предприятий в Чешской Республике. Одной из проблем была доступность капитала: ориентировочно требовалось 20 000 долларов США, чтобы открыть новый бизнес в тот период в Чехии, и такую сумму было сложно собрать, если работать на государственном предприятии. Иметь первоначальный капитал было возможно только для номенклатуры коммунистов или субъектов черного рынка. Часть капитала была легальна (экспорт, импорт, спекуляции), часть была незаконна (мошенничество, кража и др.). Однако кредит в Чешской Республике было получить не трудно, банки не требовали другого залога, кроме активов фирмы для которой кредит предназначен [2]. В связи этим было бы резонно рассматривать банковские займы для малого бизнеса как генерирующий фактор для развивающихся стран.

Япония имела высокий уровень развития инновационых технологий и управленческих способностей в 1970-1989 годах, при этом главным двигателем экономики был именно малый бизнес. В развитых странах в связи с процессом глобализации экономики приоритет в развитии малого бизнеса перед крупным бизнесом имеет еще большую значимую роль. Малые предприятия играют главную роль в передаче технологий и увеличении технологического уровня [17]. Малые фирмы имеют большое влияние на создание рабочих мест, которые больше подходят нуждам человечества [1]. Японские малые предприятия развивали стратегии менеджмента и в

тоже время становились «субподрядчиками» крупных фирм. Постепенно малые предприятия превращались в высоко независимые бизнес-предприятия.

В результате крупнейшей налоговой реформы в США в 1986 году была снижена нагрузка на домохозяйства и увеличена налоговая нагрузка на бизнес-сектор. Результатом данных реформ явилось уменьшение инвестиции в оборудование, а затем снижение предложения рабочей силы, снижение зарплат и т.д [9]. Исследовательская работа [13] показывает, что прирост налогообложения капитала увеличивает численность новых бизнес-предприятий и уменьшает количество «выживших» предприятий в последующем периоде с помощью перевода предприятий от малоэффективных к высокоэффективным бизнесменам. Увеличение налогообложения капитала имеет влияние на стимулирование купли-продажи малых предприятий и создание новых фирм. И этот фактор имеет негативный эффект на экономику, когда увеличение налогообложения капитала снижает количество сделок по переходу бизнеса от малоэффективных бизнесменов к высокоэффективным предпринимателям. Но в данной работе автор подчеркивает, что в нашей жизни некоторые предприниматели лучше ведут бизнес, чем другие, и результаты могут быть различными в зависимости от бизнес окружения и внутренних причин.

Влияние корпоративных налогов на инвестиции и предпринимательство изучено [7]. Ставки корпоративного налога имеют связь с производством, а не с услугами, и объем неофициальной экономики имеет зависимость от ставок корпоративного налога. Рост ставок корпоративного налога снижает предпринимательские и корпоративные инвестиции, но это не связано с услугами. Больше налоговая нагрузка, больше увеличение неофициальной экономики и больше объем долговых обязательств. Казахстан не имеет значительного роста доли малого бизнеса с 2004 года, возможно, это связано с налоговым бременем на малое предпринимательство. [5] изучили влияние налогов (на недвижимость, корпоративный налог, прирост капитала, заработной платы, федерального подоходного налога). Многие из данных налогов связаны и имеют значительную корреляцию с малым бизнесом, но данные налоги не совсем хороший инструмент для изменения предпринимательской активности. Можно сказать что высокие ставки корпоративного налога могут снизить эффект от предпринимательства согласно исследованиям рынка труда.

Как бороться с низкой производительностью труда в малом бизнесе Южной Сахары в Африке в условиях, что страны этого региона не имеют сильного индустриального развития и имеют влияние инфраструктуры (окружающей среды). В научной работе [12] показаны особенности, которые увеличивают продуктивность: изучение управленческих техник может улучшить производительность малого бизнеса, но это зависит от успеха всего нескольких инновационных предпринимателей, поэтому важно обучить как можно больше предпринимателей с помощью государства или специальных организаций. Следовательно, нужно отметить, что важно осуществлять обучение руководителей малых предприятий в развивающихся странах, в том числе в Казахстане.

Налоги с местного бизнеса играют главную роль в увеличении доходов местных Германских государственных органов. Налогообложение имеет различные формы, и многие разработчики законов, налогоплательщики, ученые даже критикуют в связи этим налоговую систему Германии. Местное налогообложение в OECD странах включает в себя различные вариации налогов: налог на землю или собственность, прибыль, корпоративных подоходный налог, налог на добавленную стоимость, налог на расходы по заработной плате. Бюджеты многих стран зависят от объемов доходов малого бизнеса (прибыли, добавленной стоимости, оборота, размера бизнеса и др.).

Казахстан занимает 50-ое место в Отчету по глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index)4 за 2013-2014, и имеет уровень развития - транзитный. По значениям макроэкономических показателей - 23-е место в рейтинге, по эффективности рынка труда - 15-ое место. В данном индексе следующие интегрированные показатели по Казахстану находятся на среднем уровне: институты, инфраструктура, высшее образование и обучение, эффективность рынка товаров, технологическая готовность, размер рынка. Низкие показатели для Казахстана: здоровье и первичное образование, развитие финансового рынка, развитие бизнеса, инновации [24]. Следует отметить, что данные показатели имеют корреляцию с факторами и результатами функционирования малого бизнеса.

Информационная база и методология исследования

В настоящей работе использованы данные Агентства по статистке РК, Налогового Комитета Министерства Финансов РК, Национального банка Казахстана. Статистические данные составили показатели за 2013 год в разрезе регионов. Имеется множество показателей, характеризующих развитие малого бизнеса, и макроэкономических показателей, от которых зависят поступления в региональные бюджеты.

Исходя из анализа вышеприведенных исследований по влиянию малого бизнеса на экономику страны, автором были отобраны следующие 10 показателей. Доходы местного бюджета (млн тенге) - зависимая переменная У1. Первый блок независимых переменных составили показатели, имеющие связь с развитием малого бизнеса:

1) количество субъектов малого бизнеса (единиц) - численность зарегистрированных и ведущих экономическую деятельность малых предприятий - XI;

2) банковские займы малому бизнесу (млн тенге) - Х2;

3) занятость в малом бизнесе (тыс. чел.) - Х3;

4) выпуск продукции малым бизнесом (млн тенге) - Х4.

Второй блок независимых переменных отражает макроэкономические показатели по региону в целом:

5) общие налоговые доходы в регионе (млн тенге) - равны налогам местных бюджетов плюс республиканские налохи - Х5;

6) численость занятых в экономике работников (тыс. чел.) - Х6;

7) банковские займы во всей экономике (млн тенге) - Х7;

8) численность безработных (тыс. чел.) - Х8;

9) численность экономически активного населения (тыс. чел.) - Х9.

Целью проведенного исследования являлось выявление особенностей влияния на доходы местных бюджетов независимых переменных с учетом региональных особенностей.

Следует уточнить, что является объектом исследования - понятие малого бизнеса в Казахстане. В соответствии с Законом «О частном предпринимательстве» в РК можно выделить следующие виды бизнеса:

4 В 2007 году Казахстан занимал 66-е место в данном рейтинге. 6

а) малый бизнес - численность сотрудников менее 50 человек и/или годовые доходы меньше 610 549 долларов США5;

б) средний бизнес - численность меньше 250 сотрудников и/или годовые доходы меньше 3 307 142 долларов США;

в) крупный бизнес - аналогичные вышеприведенные показатели больше, чем у «среднего» бизнеса.

Предварительный экономический анализ отобранных для исследования индикаторов показывает, что данные переменные имеют разную силу влияния на доходы бюджета. Также многие переменные тесно коррелируют друг с другом. Поэтому руководители регионов при выработке программ поддержки малого бизнеса могут состредоточиться на каком-то одном или нескольких индикаторах, а не на всех сразу. Для дальнейшего анализа интерес представляет получение интегральных показателей, отражающих влияние малого бизнеса и всей экономической ситуации в регионе, на доходы местных бюджетов. Одной из задач исследования было выяснение влияния на доходы местных бюджетов и других экономических показателей.

Малый бизнес в Казахстане платит три главных налога в местные бюджеты: подоходный налог, социальный налог и налог на недвижимость. Следовательно, было бы интересно посмотреть какие факторы малого бизнеса и индикаторы имеют большую корреляцию с доходами местных бюджетов. На рисунке 1 показана структура главных налогов в доходах местных бюджетов в 2013 году по всем регионам РК и по всем субъектам налогообложения (малого, среднего и крупного бизнеса): подоходный налог составил 39%, социальный налог -30%, а налог на недвижимость - 15%.

1%

■ Подоходный налог

■ Социальный налог

Рисунок 1. Структура доходов местных бюджетов в РК за 2013 год, %6

В ходе исследования применялись следующие статистические методы обработки данных: описательный статистический анализ, корреляционный анализ, методы многомерного статистического анализа: факторый анализ методом главных компонент, иерархический кластерный анализ [20, 21].

Проведенные расчетные процедуры можно представить в виде следующих шагов:

1) сбор данных;

5 Согласно Закону лимит годовых доходов по которому относят к малому бизнесу составляет это 600 000 МРП (минимальный расчетный показатель). В настоящее время МРП установлен 1852 тенге - умножаем эту величину на 600 000, а затем делим на курс доллара 182 тенге за один доллар США на момент написания статьи. Подробнее о критериях отнесения к малому бизнесу в Казахстане см. Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31.01.2006 с изменениями от 01.12.2013.

6 Источник: Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан.

2) первоначальный анализ данных и их трансформация;

3) проведение факторного анализа по независимым переменным и получение новых интегральных показателей;

4) кластерный анализ регионов по интегральным показателям;

5) корреляционный анализ полученных новых интегральных показателей с зависимой переменной.

Для обработки данных использовалась программа IBM SPSS Statistics 22.

Результаты исследования

Предварительный анализ данных показал, что город Алматы занимает отдельное положение среди остальных регионов Казахстана, так имеет максимальные значения показателей по кредитованию, выпуску продукции малым бизнесом, налоговым доходам, количеству наемных работников. Алматы является финансовым и торговым центром Казахстана, занимая доминирующее положение среди остальных регионов. Следует отметить, что многие компании имеют регистрацию в Алматы и соответственно сдают статистическую отчетность в Алматы, также многие головные офисы банков расположены в этом городе. Все это объясняет резкое отличие Алматы по кредитованию и доходам малого бизнеса по сравнению с другими регионами (см. рисунок 2). Аналогичные показатели сильно отличаются от остальных регионов и в столице Казахстана - Астане.

8000000 7000000

6000000 -

5000000 -

4000000 -

3000000 -

2000000 -

1000000 -

0 ------------ -

-II .1

/ ^ / / / / А</ / ✓ ✓ ✓ у

■ Выпуск малым бизнесом ■ Общие налоговые доходы бюджета

■ Банковские займы всей экономике

Рисунок 2. Региональное отличие Астаны и Алматы от других регионов по трем факторам, млн тенге

Исходные данные перед проведением многомерных статистических методов предварительно логарифмировались для приведения к нормальному закону распределения и для устранения выбросов. На рисунке 3 приведены попарные диаграммы рассеяния зависимости доходов в местные бюджеты от независимых переменных (данные в логарифмической шкале), а в таблице 1 представлены соответствующие парные коэффициенты корреляции. Поскольку число регионов в РК незначительно и можно только говорить о приближении к нормальному закону распределения переменных, а также из-за незначительных отклонений от линейной связи на

некоторых диаграммах рассеяния, в качестве меры связи был выбран ранговый коэффициент корреляции Спирмена.

Рис. 3. Зависимость доходов в региональные бюджеты от факторов развития малого

бизнеса и макроэкономических показателей

Таблица 1

Корреляция доходов в региональные бюджеты от факторов развития малого бизнеса

и макроэкономических показателей7

У1 Х4 Х5 Х1 Х6 Х7 Х2 Х3 Х8 Х9

У1 1,000 0,526* 0,841** 0,441 0,538* 0,782** 0,603* 0,335 0,155 0,085

Х4 1,000 0,482 0,821** 0,835** 0,726** 0,694** 0,859** 0,720** 0,682**

Х5 1,000 0,300 0,321 0,635** 0,518* 0,253 0,041 -0,006

Х1 1,000 0,941** 0,679** 0,562* 0,953** ,926** 0,897**

Х6 1,000 0,753** 0,650** 0,918** 0,870** 0,850**

Х7 1,000 0,912** 0,626** 0,437 0,376

Х2 1,000 0,559* 0,359 0,318

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Х3 1,000 0,935** 0,918**

Х8 1,000 0,982**

Х9 1,000

Из рисунка 2 и таблицы 4 очевидна явная зависимость доходов региональных бюджетов от общих налоговых выплат - значимая корреляция 0,84, а также наблюдается сильная значимая корреляция между банковскими займами в экономике (0,78), в том числе с займами малому бизнесу (0,60), численностью занятых в экономике (0,54) и выпуском продукции малым бизнесом (0,53). Проведенный корреляционный анализ показал наличие связи доходов местных бюджетов не от всех факторов развития малого бизнеса и не всех макроэкономических показателей. Однако из анализа корреляций в таблице 2 видно, что независимые переменные тесно коррелируют между собой. Поэтому влияние всех 9 независимых переменных на зависимую может проявляться косвенно, через главные факторы. В связи с этим дальнейшим шагом анализа было применение метода снижения размерности для сокращения числа независимых переменных и выделения главных факторов, с последующим исследованием влияния извлеченных факторов на доходы бюджетов, а также проведения классификации регионов по главным факторам8.

Факторный анализ проводился методом главных компонент, с последующим вращением полученной матрицы нагрузок методом Варимакс [20]. На основе 9 независимых переменных было получено 2 некоррелированные компоненты, которые в сумме объясняют 94% дисперсии исходных переменных (таблица 2).

7 Значимые корреляции на уровне не меньше 0,01 отображаются двумя звездочками, значимые корреляции на уровне 0,05 - одной звездочкой. Рассчитаны ранговые коэффициенты Спирмена. Рассчитано автором.

8 Следует отметить, что применение многомерных статистических методов требует выборки достаточно большого объема, желательно от сотни наблюдений. В РК только 16 регионов. Однако при условии предположения о нормальности распределения и однородности данных, что было сделано с помощью логарифмирования, при наличии средних и сильных значимых корреляций между независимыми переменными, допускается проведение многомерного анализа по массиву данных с числом наблюдений в 2-3 раза большем числа независимых переменных. В нашем случае при 9 независимых переменных, 16-18 наблюдений - это минимальное допустимое количество.

Таблица 2

Собственные значения и суммарно объясненная дисперсия полученных компонент

Компонент Начальные собственные значения Собственные значения после вращения

Всего % дисперсии Суммарный % Всего % дисперсии Суммарный %

1 6,73 74,80 74,80 5,09 56,53 56,53

2 1,74 19,34 94,14 3,38 37,61 94,14

3 0,32 3,56 97,69

4 0,08 0,91 98,61

5 0,07 0,72 99,33

6 0,03 0,30 99,63

7 0,02 0,23 99,86

8 0,01 0,13 99,99

9 0,00 0,01 100,00

Результаты снижения размерности достаточно хорошие, полученные после извлечения главных компонент общности практически всех исходных переменных больше 0,9 (таблица 3)9. Отбору подлежали извлеченные компоненты с собственными значениями больше 1. Правильность отбора двух главных компонент подтверждается рисунком 4 - на графике собственных значений начиная с третьей компоненты идет линия, близкая к прямой, параллельной оси абсцисс.

Таблица 3

Извлеченные общности исходных переменных

Общности

Выпуск малым бизнесом 0,938

Общие налоговые доходы бюджета 0,809

Количество малых предприятий 0,967

Занятые 0,944

Банковские займы всей экономике 0,946

Банковские займы малому бизнесу 0,903

Занятые в малом бизнесе 0,985

Безработные 0,985

Экономически активное население 0,994

9 Начальные общности при извлечении факторов методом главных компонент всегда равны 1, поэтому не приведены в таблице 3.

График собственных значений

Номер компонента

Рисунок 4. График собственных значений главных компонент

В таблице 4 приведена матрица нагрузок после вращения - в ней отражены корреляции между отобранными главными компонентами и исходными переменными. В данной таблице значения корреляций расположены в порядке убывания, а также для удобства интерпретации отображены корреляции со значениями больше 0,5. Все исходные независимые переменные формируют значения главных компонент, нет ни одной переменной, которая бы не вошла в 1 или 2 главную компоненту.

Наибольший вклад в первую компоненту вносят переменные экономически активного населения, занятых в экономике в целом и в малом бизнесе, число безработных, количество предприятий в малом бизнесе и выпуск продукции в малом бизнесе. Последняя переменная также вносит вклад и во вторую компоненту. Первая компонента характеризует занятость в экономике и потенциал развития малого бизнеса.

Во вторую компоненту также вошли из макроэкономических показателей общие налоговые доходы бюджета, а также банковские займы экономике в целом и малому бизнесу. Вторая компонента характеризует степень кредитования малого бизнеса и эффект прироста доходов от финансирования малого бизнеса. Поскольку общие займы во всей экономике влияют и на займы для малого бизнеса, приводят к увеличению выпуска продукции малым бизнесом за счет привлеченных ссудных денег и в конечном счете росту налоговых поступлений в бюджет. Следует отметить на достаточно высокие корреляции (большинство значений больше 0,8-0,9) в полученной матрице нагрузок.

Таблица 4

Матрица факторных нагрузок отобранных компонент

Компонента

1 2

Экономически активное население 0,995

Безработные 0,986

Занятые в малом бизнесе 0,909

Количество малых предприятий 0,902

Занятые 0,879

Выпуск малым бизнесом 0,719 0,649

Банковские займы всей экономике 0,928

Общие налоговые доходы бюджета 0,897

Банковские займы малому бизнесу 0,892

После снижения размерности и получения двух главных компонент был проведен корреляционный анализ зависимой переменной доходов местных бюджетов с полученными факторами (таблица 5). Высокая значимая положительная корреляция получена между доходами местных бюджетов и второй компонентой - 0,84510. Приоритеты в работе региональных властей по улучшению условий для малого бизнеса должны ставиться прежде всего на ключевом показателе, формирующем вторую главную компоненту - банковским займам малому бизнесу. Отсутствие и наличие взаимосвязи доходов в местные бюджеты от первой и второй главной компоненты соответственно представлены на рисунке 5.

Таблица 5

Корреляция между зависимой переменной и извлеченными главными компонентами11

Доходы местных бюджетов компонента 1 Компонента 2

Доходы местных бюджетов 1,000 0,185 0,845**

компонента 1 0,185 1,000 0,000

компонента 2 0,845** 0,000 1,000

Рисунок 5. Диаграмма рассеяния между зависимой переменной и главными компонентами

На заключительном этапе исследования был проведен кластерный анализ регионов Казахстана по полученным главным компонентам. Кластеризация по главным компонентам по сравнению с кластеризацией по исходным показателям обладает следующими преимуществами:

10 Отметим, что поскольку главные компоненты ортогональны, коэффициенты корреляции между ними равны 0.

11 Значимые корреляции на уровне 0,01 отображены звездочками. Рассчитаны коэффициенты корреляции Пирсона.

1) главные компоненты представляют собой стандартизированные безразмерные величины, удобные для интерпретирования - средние значения главных компонент равны 0;

2) главные компоненты представляют собой интегральные переменные, можно использовать для кластеризации всего 2 переменные вместо 9 исходных коррелированных между собой переменных.

Разделение регионов на однородные группы проводилось методом иерархического агломеративного кластерного анализа. Выбор метода для кластеризации был обусловлен следующим: для классификации небольшого числа наблюдений метод иерархического кластерного анализа дает наглядную визуализацию полученных результатов с помощью дендрограммы. Расстояния между наблюдениями в кластерах определялись по метрике квадрата расстояния Евклида, а для определения расстояния между кластерами использовался метод Варда, максимизирующий дисперсию между кластерами. В таблице 6 и на рисунке 6 представлен порядок агломерации кластеров. На основе анализа полученной дендрограммы наибольший «скачок» расстояний виден на предпоследнем этапе, когда было образовано 3 кластера. Однако в первом наиболее многочисленном кластере по «скачку» расстояний также видно два подкластера. Поэтому исследователем было принято решение разбить регионы на 4 группы.

Таблица 6

Порядок агломерации кластеров

Этап Объединенный кластер Расстояние Этап первого появления кластера Следующий этап

Кластер 1 Кластер 2 Кластер 1 Кластер 2

1 9 13 0,004 0 0 9

2 7 14 0,029 0 0 12

3 5 10 0,069 0 0 7

4 1 2 0,127 0 0 8

5 8 12 0,249 0 0 10

6 3 11 0,373 0 0 12

7 4 5 0,511 0 3 13

8 1 6 0,805 4 0 9

9 1 9 1,369 8 1 10

10 1 8 2,192 9 5 13

11 15 16 3,353 0 0 14

12 3 7 4,740 6 2 14

13 1 4 8,183 10 7 15

14 3 15 17,653 12 11 15

15 1 3 30,000 13 14 0

Рисунок 6. Дендограмма объединения кластеров Состав кластеров, согласно полученной дендограмме, представлен в таблице 7.

Таблица 7

Состав полученных кластеров

Кластер 1 Кластер 2 Кластер 3 Кластер 4

Акмолинская обл. Алматинская обл. Атырауская обл. Астана

Актюбинская обл. Карагандинская обл. Западно-Казахстанская обл. Алматы

Жамбылская обл. Восточно-Казахстанская обл. Мангистауская обл.

Костанайская обл. Южно-Казахстанская обл.

Павлодарская обл.

Северо-Казахстанская обл.

Кызылординская обл.

Первый кластер получился самый многочисленный - в него вошли 7 регионов: Акмолинская, Актюбинская, Жамбылская, Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская и Кызылординская области. В данный кластер попали регионы с развитым сельским хозяйством и промышленные регионы. Много крупных промышленных предприятий расположены в Актюбинской, Северо-Казахстанской областях. В первом кластере находятся регионы, выращивающие основные объемы зерна: Акмолинская, Костанайская, СевероКазахстанская. Также есть регионы с низкими показателями по малому предпринимательству. Северо-Казахстанская область имеет самое низкое количество активных субъектов малого бизнеса 24 865 единиц, занятость в малом бизнесе на последнем месте среди других областей -65 тыс. человек. Регион со слабым развитием малого предпринимательства - Кызылординская область, например в данном регионе одни из самых низких показателей и объемов в 2014 году по банковским займам малому бизнесу 10 204 млн тенге, количеству активных субъектов малого бизнеса 25 634 единиц, выпуску продукции малым бизнесом 10 629 млн тенге.

По значительной доле (более 10% от объемов сельхозпроизводства Республики Казахстан) сельхозпроизводства выделяются такие регионы как Акмолинская, Алматинская, Костанайская, Южно-Казахстанская, Северо-Казахстанская, Восточно-Казахстанская области. Следует отметить, что большинство из данных областей находится в выделенном нами первом

кластере. Павлодарская область характеризуется высокой промышленной развитостью, а также является крупнейшим угледобывающим регионом Казахстана, сельское хозяйство в данном регионе имеет средние показатели, в связи природно-климатическими условиями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во второй кластер вошли 4 региона: Алматинская, Карагандинская, Восточно-Казахстанская и Южно-Казахстанская область. Алматинская область обладает развитым сельским хозяйством, промышленностью, высоким уровнем развития малого предпринимательства. Карагандинская область по многим показателям аналогична Алматинской области. Следует отметить, что в Карагандинской области крупнейшее металлургическое производство, а также она является крупным угледобывающим регионом.

В Южно-Казахстанской области самое большое количество активных субъектов малого бизнеса 125 286 единиц, пятое место по объему кредитования малого бизнеса 56 829 млн тенге , четвертое место по выпуску продукции малым бизнесом 292 038 млн тенге, второе место по занятости в малом бизнесе среди 16 регионов - 234 тыс. человек (Алматы на первом месте).

В животноводстве ярко выделяются по большим объемам производства животноводческой продукции Южно-Казахстанская и Восточно-Казахстанская области. Следует отметить, что валовой выпуск сельскохозяйственной продукции малым бизнесом в 2013 году составил 781 609 млн тенге, что составляет 32% от всего сельскохозяйственного производства РК (малый, средний, крупный бизнес). Данные цифры говорят, что малый бизнес играет большую роль в сельском хозяйстве, так как в Казахстане функционирует множество мелких фермерских хозяйств. Например среди активных субъектов малого предпринимательства в 2013 году осуществляло деятельность 164 423 крестьянских (фермерских) хозяйств, что составило 19% от общего количеств субъектов малого предпринимательства.

Третий кластер представляют 3 региона: Атырауская, Западно-Казахстанская и Мангистауская области. В данный кластер вошли крупнейшие нефтегазовые регионы Казахстана, при том, что мы взяли для анализа показатели не связанные напрямую с нефтегазовой промышленностью.

Последний четвертый кластер составляют финансовая и административная столицы Казастана - города Алматы и Астана. В этих регионах по объективным причинам самый высокий уровень развития малого бизнеса.

В таблице 8 представлены средние значения зависимой переменной и извлеченных главных компонент по полученным кластерам. Самые высокие доходы местных бюджетов -средние значения 11,33 и 12,06 млн тенге соответственно в 3 и 4 кластере - наблюдаются для регионов с высоким значением второй главной компоненты, характеризующей финансовые условия развития малого бизнеса. При этом значение второй главной компоненты для столиц РК намного выше среднего - более двух стандартных отклонений (2,2).

Первый и второй кластер нуждаются в усиленной поддержке малого бизнеса: доходы местных бюджетов в них самые низкие, а также самые низкие значения второй главной компоненты - особенно существенно ниже среднего уровня в первом кластере. Соответственно руководителям данных регионов нужно уделять больше внимания ключевым факторам малого бизнеса: развивать занятость в малом бизнесе, оказывать поддержку в кредитовании экономики региона и малых предприятий, при такой экономической политике они смогут получить лучшие результаты развития своего региона.

Таблица 8

Средние значения зависимой переменной и главных компонент по кластерам

Доходы местных бюджетов, млн тенге 1 главная компонента 2 главная компонента

1 кластер 10,65 -0,31 -0,63

2 кластер 11,26 1,35 -0,21

3 кластер 11,33 -1,21 0,28

4 кластер 12,06 0,20 2,20

По всем регионам 11,11 0,00 0,00

Что же касается первой компоненты общей занятости в экономике как потенциале для развития бизнеса, то наибольшее ее значение (больше 1 стандартного отклонения) характерно для 2 кластера, а не столиц РК - по четвертому кластеру ее значение немного выше среднего -0,2. Самые низкие значения первой главной компоненты для 3 и 1 кластеров: соответственно -1,21 и -0,31. Таким образом, 1 кластер является самым «отсталым» по условиям ведения малого бизнеса и предпосылкам его возникновения, что проявляется на самом низком значении средних доходов местных бюджетов.

Значения исходных переменных для полученных кластеров для их более детальной характеристики приведены в таблице 9. В данной таблице отображены средние значения и медианы исходных показателей развития малого бизнеса и макроиндикаторов. Несущественные различия средних и медиан для всех показателей по кластерам, а также их значительные различия в целом по всем кластерам, подтверждают гипотезу об однородности регионов, попавших в один кластер, и может выступать одним из критериев эффективности разбиения регионов на полученные кластеры.

Таблица 9

Средние и медианные значения показателей по кластерам

Показатели 1 кластер 2 кластер 3 кластер Всего

Среднее Медиана Среднее Медиана Среднее Медиана Среднее Медиана

Доходы местных бюджетов 48500 45374 82540 86706 90063 90104 68159 64539

Выпуск малым бизнесом 177948 140066 225494 248321 116660 108539 181539 140066

Общие налоговые доходы бюджета 106724 70568 356232 240071 364169 291987 241382 181476

Количество малых предприятий 54348 41674 54741 54620 30614 31218 49732 36841

Занятые 352 301 429 383 227 241 353 301

Банковские займы всей экономике 229196 241910 424339 251554 211985 215483 290801 241910

Банковские займы малому бизнесу 35058 28456 46810 36363 27026 27063 37369 28456

Занятые в малом бизнесе 120 97 130 136 63 63 112 89

Безработные 32 27 30 24 15 15 28 23

Экономически

617 517 605 439 301 295 550 439

активное население

Заключение

В рамках проделанного анализа можно сделать вывод, что для всех четырех кластеров на доходы местных бюджетов оказывают влияние такие переменные, как общие налоговые доходы, экономически активное население, банковские займы малому бизнесу, банковские займы всей Казахстанской экономике. Соответственно руководители всех регионов должны ставить себе приоритет в увеличении общих налоговых поступлений, увеличения в регионе экономически активного населения, кредитование (малого, среднего, крупного бизнеса) с упором на кредитование малого бизнеса.

Следует отметить, что в формировании полученной второй главной компоненты значительный вклад оказывает такая переменная, как кредитование малого бизнеса. Соответственно руководители регионов должны способствовать развитию финансовых институтов. Кредитование малого бизнеса является одним из ключевых рычагов для увеличения доходов местного бюджета, соответственно руководители областей могут воспользоваться данным рычагом.

В феврале 2014 года Правительство Казахстана приняло решение представить займы на 1000 млрд тенге малому и среднему бизнесу. Будет интересно посмотреть результат влияния этого финансирования на доходы местных бюджетов в будущем, большую часть данных средств планируется потратить на развитие производственных предприятий.

Региональным властям также нужно уделять больше внимания занятости в малом бизнесе. Например, в Карагандинской и Алматинской области хорошо развит малый бизнес и соответственно занятость в малом бизнесе помогает в формировании доходной части местного бюджета. Кызылординская и Павлодарская области имеют большие шансы увеличения развития данных регионов, если руководители регионов будут акцентировать больше внимания выделенным нами факторам развития малого бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Acs, Z.J. Audretsch, D.B. Job Creation and Firm Size in the U.S. and West Germany [Text] // International Small Business Journal. - 1989.

2. Benacek, V. Zemplinerova, A. Problem and Environmental of Small Business in the Czech Republic [Text] // Small Business Economics, - 7(6). - 1995, - p. 437-450.

3. Birch, D. Job Creation in America: How Our Smallest Companies Put the Most People to Work [Text] / New York: Free Pr, 1987. - 255 p. - ISBN: 0029036100, 9780029036105.

4. Blackford, M.C. Small Business in America: A Histographic Survey [Text] // The Business History Review, - 65(1). - 1991. Small business and Its Rivals (Spring), -126. -1991.

5. Bruce, D. Mohsin, M. Tax Policy and Entrepreneurship: New Time Series Evidence [Text] // Small Business Economics. - 26(5). - 2006. - p. 409-425.

6. Denes, Thomas, A. Do Small Business Set-Asides Increase the Cost of Government Contracting? [Text] // Public Administration Review. - 57(5). - 1997. - p. 441.

7. Djankov, S. Ganser, T. Mcliesh, C. Ramalho, R. Shleifer, A. The effect of Corporate Taxes on Investment and Entrepreneurship [Text] // American Economic Journal: Macroeconomics. - 2(3). -2010. - p. 31-64.

8. Duglas, A.Lind. William, G.Marchal. Samuel, A.Wathen. Basic Statistics for Business&Economics [Text] / 7th Revised edition edition, McGraw Hill Higher Education, 2010. - 556 p. - ISBN: 978-0073401782, 0073401781.

9. Evans, O. Kenward, L. Macroeconomic Effects of Tax Reform in the United States [Text] // Staff Papers - International Monetary Fund. - 35(1), - 1988. - p. 141-165.

10. Frank, F. Stefan, B. Reforming the German Local Business Tax - Lessons from International Comparasion and Microsimulation Analysis [Text] // FinanzArchiv, Public Finance Analysis. -64(2). - 2008, - p. 245-272.

11. Kaplan, D.S. Piedra, E. Seira, E. Enry regulation and business start-ups: Evidence from Mexico [Text] // Journal of Public Economics. -95 (2011). - 2011. - p. 1501-1515.

12. Mano, Y. Iddrisu, A. Yoshino Y. How can Micro and Small Enterprises in Sub-Saharian Africa Become More Productive? The Impacts of Experimental Basic Managerial Training [Text] // World Development. - 40(3). - 2012. - p. 458-468.

13. Myeonghwan, C. The effect of capital gains taxation on small business transfers and start-ups [Text] // Economic Modelling. - 36(2014). - 2013. - p. 447-454.

14. Nichter, S. Goldmark, L. Small Firm Growth in Developing Countries [Text] // World Development. - 37(9). - p. 1453-1464.

15. OECD, Revenue Statistics 1965-2005 - 2006 Edition [Text] / Paris: OECD Publishing, 2006.

16. Robbins, D. Keith. Pantuosco, Louis J. Parker, Darrel F. Fuller, Barbara K. An Empirical Assessment of Contribution of Small Business Employment to U.S. State Economic Performance [Text] // Small Business Economics. - 15(4). - 2000. - p. 293302.

17. Sato, Y. Small business in Japan: A Historical Perspective [Text] // Small Business Economics, Springer. - 1(2). - 1989. - p. 121-128.

18. Wim, H., Entrepreneurship in Not a Binding Constraint on Growth and Development in the Poorest Countries [Text] // World Development. - 39(1). - 2011, - p. 33-44.

19. Абугалиев, М.С. Сорокин, А.С. Прогнозирование результатов воздействия внутренних и внешних факторов на ВВП Казахстана [Текст] / М.С. Абугалиев, A.C. Сорокин // Роль бизнеса в трансформации общества - 2015: Сб. ст. по мат. X междунар. научн. конгр. - М.: ООО «Частный репетитор», МФПУ «Синергия», 2015. - с. 335-337. - ISBN 978-5-4257-0221-0.

20. Дубров А.М., Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы [Текст] / А.М. Дубров, В.С. Мхитарян, Л.И. Трошин - М.: Финансы и статистика, 1998. - 352 с. - ISBN: 5-279-01945-3.

21. Улитина, Е.В. Статистика: учебное пособие [Текст] / Е.В. Улитина, О.В. Леднева, О.Л. Жирнова - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. - 320 c. - ISBN: 978-5-4257-0107-7.

22. http://www.salyk.gov.kz/ - сайт налогового Комитета Министерства Финансов Республики Казахстан.

23. http://www.stat.gov.kz/faces/homePage - сайт Агентства по статистике Республики Казахстан.

24. http://www.weforum.org/ - World Economic Forum, Xavier Sala-I-Martln, Benat Bilbao-Osorio, Jennifer Blanke, Margareta Drzeniek Hanouz, Thierry Geiger, Caroline Ko, 2013-2014, 2008-2009, The Global Competitiveness Report, 234-235 p.

25. www.nationalbank.kz - сайт национального банка Казахстана.

Рецензент: Звездина Наталья Валерьевна, доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры статистических методов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).

Sorokin Alexander

Moscow state university of economics, statistics and informatics (MESI) Moscow university for industry and finance «synergy»

Russia, Moscow E-mail: alsorokin@mail.ru

Study of the dependence of regional budget from the small business development in the Republic of Kazakhstan

Abstract. Local budget revenues of the country depend on the values of key macroeconomic indicators. But in developed countries, the dynamics of economic growth has a large impact to small businesses. Small business is a driver of economic development and a major source of tax revenues. Small business development is especially important for developing countries. Establishing favorable conditions for the opening and doing business - can serve as a driver of economic growth and exit from the crisis for the Russian economy. Example of that is the Republic of Kazakhstan, where small businesses have gotten a lot of attention at the national and regional levels. Local budget revenues are affected by such indicators as the number of employees (including employment in small businesses), bank loans and loans to small businesses throughout the Kazakhstan economy. Author have summarized the results of western studies on the impact of small business to economy. It is selected statistical data in terms of small business development and macroeconomic performance in regions of Kazakhstan which are based on the economic analysis. Author has carried out component analysis and correlation analysis of factors which are affecting the revenues of the regional budgets on the basis of the collected information base. It is performed a cluster analysis of regions of Kazakhstan on the basis of the integral indices in that study. 4 classes of regions were isolated according to the conditions for small business development and support of small business; author has analyzed the relationship of income of regional budgets upon factors of small business development in clusters. The results of the research may be useful for government officials who want to achieve an increase in revenue of the local budgets through the development of the regional economic policies and programs which are determined to support small businesses.

Keywords: small business; taxes; budget; cluster analysis; factor analysis; correlation analysis; Republic of Kazakhstan; econometric model.

REFERENCES

1. Acs, Z.J. Audretsch, D.B. Job Creation and Firm Size in the U.S. and West Germany [Text] // International Small Business Journal. - 1989.

2. Benacek, V. Zemplinerova, A. Problem and Environmental of Small Business in the Czech Republic [Text] // Small Business Economics, - 7(6). - 1995, - p. 437-450.

3. Birch, D. Job Creation in America: How Our Smallest Companies Put the Most People to Work [Text] / New York: Free Pr, 1987. - 255 p. - ISBN: 0029036100, 9780029036105.

4. Blackford, M.C. Small Business in America: A Histographic Survey [Text] // The Business History Review, - 65(1). - 1991. Small business and Its Rivals (Spring), -126. -1991.

5. Bruce, D. Mohsin, M. Tax Policy and Entrepreneurship: New Time Series Evidence [Text] // Small Business Economics. - 26(5). - 2006. - p. 409-425.

6. Denes, Thomas, A. Do Small Business Set-Asides Increase the Cost of Government Contracting? [Text] // Public Administration Review. - 57(5). - 1997. - p. 441.

7. Djankov, S. Ganser, T. Mcliesh, C. Ramalho, R. Shleifer, A. The effect of Corporate Taxes on Investment and Entrepreneurship [Text] // American Economic Journal: Macroeconomics. - 2(3). -2010. - p. 31-64.

8. Duglas, A.Lind. William, G.Marchal. Samuel, A.Wathen. Basic Statistics for Business&Economics [Text] / 7th Revised edition edition, McGraw Hill Higher Education, 2010. - 556 p. - ISBN: 978-0073401782, 0073401781.

9. Evans, O. Kenward, L. Macroeconomic Effects of Tax Reform in the United States [Text] // Staff Papers - International Monetary Fund. - 35(1), - 1988. - p. 141-165.

10. Frank, F. Stefan, B. Reforming the German Local Business Tax - Lessons from International Comparasion and Microsimulation Analysis [Text] // FinanzArchiv, Public Finance Analysis. -64(2). - 2008, - p. 245-272.

11. Kaplan, D.S. Piedra, E. Seira, E. Enry regulation and business start-ups: Evidence from Mexico [Text] // Journal of Public Economics. -95 (2011). - 2011. - p. 1501-1515.

12. Mano, Y. Iddrisu, A. Yoshino Y. How can Micro and Small Enterprises in Sub-Saharian Africa Become More Productive? The Impacts of Experimental Basic Managerial Training [Text] // World Development. - 40(3). - 2012. - p. 458-468.

13. Myeonghwan, C. The effect of capital gains taxation on small business transfers and start-ups [Text] // Economic Modelling. - 36(2014). - 2013. - p. 447-454.

14. Nichter, S. Goldmark, L. Small Firm Growth in Developing Countries [Text] // World Development. - 37(9). - p. 1453-1464.

15. OECD, Revenue Statistics 1965-2005 - 2006 Edition [Text] / Paris: OECD Publishing, 2006.

16. Robbins, D. Keith. Pantuosco, Louis J. Parker, Darrel F. Fuller, Barbara K. An Empirical Assessment of Contribution of Small Business Employment to U.S. State Economic Performance [Text] // Small Business Economics. - 15(4). - 2000. - p. 293302.

17. Sato, Y. Small business in Japan: A Historical Perspective [Text] // Small Business Economics, Springer. - 1(2). - 1989. - p. 121-128.

18. Wim, H., Entrepreneurship in Not a Binding Constraint on Growth and Development in the Poorest Countries [Text] // World Development. - 39(1). - 2011, - p. 33-44.

19. Abugaliev, M.S. Sorokin, A.S. Prognozirovanie rezul'tatov vozdeystviya vnutrennikh i vneshnikh faktorov na VVP Kazakhstana [Tekst] /M.S. Abugaliev, A.C. Sorokin // Rol' biznesa v transformatsii obshchestva - 2015: Sb. st. po mat. X mezhdunar. nauchn. kongr. - M.: OOO «Chastnyy repetitor», MFPU «Sinergiya», 2015. - s. 335-337. -ISBN 978-5-4257-0221-0.

20. Dubrov, A.M. Mkhitaryan, V.S. Troshin L.I. Mnogomernye statisticheskie metody [Tekst] / A.M. Dubrov, V.S. Mkhitaryan, L.I. Troshin - M.: Finansy i statistika, 1998.

- 352 s. - ISBN: 5-279-01945-3.

21. Ulitina, E.V. Statistika: uchebnoe posobie [Tekst] / E.V. Ulitina, O.V. Ledneva, O.L. Zhirnova - M.: Moskovskiy finansovo-promyshlennyy universitet «Sinergiya», 2013.

- 320 c. - ISBN: 978-5-4257-0107-7.

22. http://www.salyk.gov.kz/ - sayt nalogovogo Komiteta Ministerstva Finansov Respubliki Kazakhstan.

23. http://www.stat.gov.kz/faces/homePage - sayt Agentstva po statistike Respubliki Kazakhstan.

24. http://www.weforum.org/ - World Economic Forum, Xavier Sala-I-Martln, Benat Bilbao-Osorio, Jennifer Blanke, Margareta Drzeniek Hanouz, Thierry Geiger, Caroline Ko, 2013-2014, 2008-2009, The Global Competitiveness Report, 234-235 p.

25. www.nationalbank.kz - sayt natsional'nogo banka Kazakhstana.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.