УДК 338.434
М.А. Ковыршин, соискатель
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ ЧЕРЕЗ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
Социально-экономические показатели функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации формируются в условиях реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», принятого в декабре 2006 г., Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», а также утвержденной правительством РФ в июле 2007 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
На экономические результаты деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий по производству пищевых продуктов оказали влияние серьезные изменения в конъюнктуре рынка, связанные с действием как внутренних, так и внешних факторов, которые характеризовались ростом цен на продовольствие в зарубежных странах. Но и в этой непростой ситуации по большинству результативных показателей развития АПК была достигнута положительная динамика. Это относится к темпам роста производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов, включая напитки и табак, к основным качественным показателям сельскохозяйственного производства, финансовым результатам деятельности отрасли.
В 2008 г. в сельском хозяйстве страны был достигнут наиболее высокий за все последние годы рост производства продукции — 110,8 %, что на 7 процентных пунктов (п.п.) больше целевого показателя госпрограммы.
Несмотря на высокие темпы роста производства сельскохозяйственной продукции, экономические показатели отрасли не улучшились.
Ряд исследователей [1, 2] подчеркивает, что государственная концепция развития страны до 2020 г. признает инновационный путь в качестве основной цели государственной политики России. Эта концепция отражает системную картину социальноэкономической модернизации страны, основных отраслей и сфер экономики.
На современном этапе в ходе инвестирования аграрного производства значительная роль отводится оптимизации функционирования кредитно-финансовой системы АПК.
В текущий период инвестиции в аграрную сферу считаются едва ли не главным фактором ее экономического роста и развития, поскольку другие экономические рычаги: внутрихозяйственное фи-
110
нансовое состояние; государственная поддержка; ресурсы, выделяемые на осуществление государственных и региональных целевых программ, — работают пока плохо, а порой и не срабатывают вовсе. Об этом свидетельствует тот факт, что в стране все еще сохраняется значительное число (почти 1/3) убыточных хозяйств, а также значительное количество хозяйств с просроченной кредиторской задолженностью (около 80 %) [2].
Место инвестиций в экономике аграрного производства упрощенно можно представить как величину капитальных и иных бюджетных и внебюджетных вложений в развитие отрасли. Если их абсолютные и относительные (рейтинговые и удельные) значения приближаются к уровням развитых стран, то можно говорить о позитивной их роли в экономическом росте производства. Если же эти показатели далеко отстают от мировых достижений, то характеристика роли инвестиций будет неблагоприятной. В контексте с этим суть успешной организации аграрного производства при наличии инвестиций также будет зависеть от инвестиционного потенциала.
В процессе финансирования инвестиций большую роль играет финансово-кредитная система. Эта система является составной частью финансового рынка и подчиняется его законам. Классификация финансовых рынков показана в табл. 1.
Функционирование финансовых рынков обеспечивается институтами, в совокупности составляющими кредитно-финансовую систему АПК, которая, в свою очередь, является частью рыночной системы страны.
Рыночная система объединяет в себе сферы производства, обращения и потребления в единую последовательную цепочку, обеспечивает ускорение оборота материальных, финансовых и информационных потоков в экономике, способствуя повышению эффективности общественного развития.
Кредитно-финансовая система АПК представляет собой совокупность институтов (кредитно-банковские учреждения, фондовые биржи, финансовые и страховые компании), действующих в пределах денежного, фондового и инвестиционного рынков и выполняющих функции по обеспечению нормального режима их функционирования.
Важную функцию оборота кредитно-финансовых ресурсов посредством рыночных отношений выполняют кредитно-финансовые институты. Яв-
ляясь катализатором деловой активности в регионе, коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды, располагая крупными денежными ресурсами, способствуют направлению этих ресурсов в те сферы региональной экономики, которые дают наибольшую отдачу и быструю окупаемость.
Проведенные исследования позволяют дать следующие характеристики сдерживающим и благоприятным факторам, определяющим основы формирования и развития кредитно-финансовой системы АПК (табл. 2).
Сдерживающих развитие кредитно-финансовой системы АПК факторов существенно больше, чем благоприятствующих, что в конечном счете и объясняет все еще недостаточную эффективность функционирования элементов кредитно-финансовой системы АПК, несбалансированность и отсутствие координации их деятельности.
В конце 2006 г. был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» — главный нормативный акт, который стал основой для проводимой политики в рамках развития и повышения эффективности деятельности кредитно-финансовой системы АПК.
В этом законе основным механизмом политики государства в сельском хозяйстве стало субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков.
Но наиболее важным результатом принятия закона «О развитии сельского хозяйства» стало появление Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период с 2008 по 2012 г., т. е. документа, определяющего цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, а также финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий.
В соответствии с программой были определены следующие объемы и источники финансирования в 2008-2012 гг.:
а) за счет средств федерального бюджета — 551,3 млрд р.
(2008 г. — 76,3 млрд р., 2009 г. —
100 млрд р., 2010 г. — 120 млрд р., 2011 г. — 125 млрд р., 2012 г. — 130 млрд р.);
б) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации—544,3 млрд р. (2008 г. — 83 млрд р., 2009 г. — 99,4 млрд р., 2010 г. — 108,3 млрд р., 2011 г. — 121,2 млрд р., 2012 г. — 132,4 млрд р.);
в) за счет средств внебюджетных источников в 2008-2010 гг. — 311 млрд р.
Ожидаемыми результатами реализации программы являются: улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 г.); повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой (до 66 %) и уровня газификации до-
Таблица 1
Классификация финансовых рынков
Принцип Характеристика рынков
Обслуживания движения основного и оборотного капитала Рынок краткосрочных кредитов (денежный рынок) Рынок среднесрочных и долгосрочных кредитов (рынок капитала)
Оформления отношений Рынок банковских кредитов Рынок ценных бумаг
Возвратности кредитнофинансовых ресурсов Рынок возвратных ресурсов (кредиты, облигации, векселя) Рынок невозвратных ресурсов (акции, паевые фонды)
Финансовых институтов, обращающихся на рынке Валютный рынок Рынок золота Рынок капитала Рынок денежных средств
Распространения Международный Внутренний
Организованности Организованный Неорганизованный
Таблица 2
Факторы, влияющие на формирование и развитие кредитно-финансовой системы АПК
Сдерживающие факторы Благоприятные факторы
1. Спад сельскохозяйственного производства 2. Неэквивалентность обмена между сельским хозяйством и промышленностью 3. Значительное количество неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций 4. Разрушение ранее сложившихся хозяйственных связей 5. Неразвитость законодательной базы, регулирующей систему финансового рынка 6. Слабая инвестиционная активность государства 7. Несовершенство налоговой системы 8. Неразвитость региональных фондовых рынков 9. Недостаточная конкуренция между субъектами рынка в сфере размещения кредитных ресурсов и предоставления банковских услуг 1. Институт частной собственности 2. Наличие потребности в кредитно-финансовых услугах 3. Укрепление курса рубля 4. Профицит государственного бюджета 5. Наличие государственных программ развития отдельных элементов кредитно-финансовой системы 6. Наличие временно свободных денежных средств субъектов региональной экономики
Таблица 3
Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций (данные годовых бухгалтерских отчетов)
Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. к 20007 г.
% +5 -
Число организаций 26 579 25 273 23 969 22 980 95,9 -89
Удельный вес к общему числу, %: прибыльных 58 65 75 78 104,0 3
убыточных 42 35 25 22 88,0 -3
Прибыль до налогообложения, млн р. 34 778 50 146 105 781 117 437 111,0 11 656
в том числе: субсидий из бюджетов — всего 25 523 36 785 56 042 99 748 178,0 43 706
Прибыль до налогообложения без субсидий из бюджетов, млн р. 9255 13 361 49 739 17 689 35,6 -32 050
Уровень рентабельности по всей деятельности, включая субсидии, % 7,8 9,9 17;2 15,3 89,0 -1,9
Уровень рентабельности по всей деятельности без субсидий из бюджетов, % 2,1 2,6 8,1 2,3 28,4 -5,8
Выручка от реализации всей продукции (работ, услуг) в действующих ценах, млрд р. 492,0 566,2 733,9 887,8 121,0 153,9
Выплачено всего субсидий сельхозорганизациям (включая субсидии на содержание объектов социальной структуры села и компенсацию потерь по чрезвычайным ситуациям), млрд р. 25,5 36,8 56,0 99,7 178,0 43,7
Затраты на основное производство, млрд р. 574,9 650,7 783,4 1038,9 132,6 255,5
Кредиторская задолженность, включая кредиты банков и другие заемные средства, млрд р. 438,2 599,3 827,4 1148,6 138,8 321,2
Дебиторская задолженность, млрд р. 95,5 145,0 199,8 255,9 128,1 56,1
Кредиторская задолженность в % к выручке от реализации продукции (работ, услуг) 89,1 105,8 112,7 129,4 114,8 16,7
мов природным газом (до 60 %о); увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 24,1 % по отношению к 2006 г.; привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2008-2012 гг. в размере 946,8 млрд р.; доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70 %.
В рамках функционирования кредитно-финансовой системы АПК госпрограммой заложено достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства.
Главными показателями финансовой устойчивости является рост прибыли и рентабельности, а также снижение просроченной задолженности сельскохозяйственных организаций. В 2008 г., по данным бухгалтерской отчетности Минсельхо-за России, прибыль до налогообложения сельскохозяйственных организаций возросла и составила
117,4 млрд р., что на 11,6 млрд р., или на 11 %, больше по сравнению с 2007 г.
Совокупная рентабельность сельскохозяйственного производства (с учетом субсидирования из бюджетов всех уровней) сложилась на уровне
15,3 % против 17 % в 2007 г.
Удельный вес прибыльных хозяйств в общей численности сельскохозяйственных организаций
118
составил 78 % (на 3 п.п. выше предшествующего года).
Просроченная суммарная задолженность по обязательствам в сельском хозяйстве (растениеводство, животноводство и растениеводство в сочетании с животноводством), по данным Росстата, на 1 января 2009 г. составила 31,8 млрд р. Суммарная задолженность сельхозорганизаций по всем обязательствам на 31 декабря 2008 г. составила уже 1148,6 млрд р., т. е. 129,4 % к выручке от реализации продукции (работ, услуг), прибавив к уровню 2007 г. 14,8 %.
Динамика основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности сель-хозорганизаций с 2005 по 2008 г. приведена в табл. 3 (по данным национального доклада «О ходе и результатах реализации в 2008 году Государственной программы развития сельского хозяйства и дегули-рования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».
В соответствии с государственной программой повышение доступности кредитов сельскохозяйственным производителям в 2008 г. обеспечивалось предоставлением субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат
Таблица 4
Выполнение целевых индикаторов по объемам привлеченных кредитов на условиях возмещения процентной ставки в 2008 г.
Целевые индикаторы Предусмотрено, млрд р. Фактически привлечено Выполнение, %
Объем привлеченных кредитов (займов) — всего 249,0 372,7 149,7
В том числе:
краткосрочные кредиты (займы) инвестиционные кредиты (займы) Из них: 120,0 129,0 224,2 148,5 186,8 115,1
кредиты (займы), полученные на срок до восьми лет 80,0 86,2 107,8
кредиты (займы), полученные на технику и технологическую модернизацию сельского хозяйства на срок до десяти лет 49,0 62,2 126,9
на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, и организациями, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях.
Целевые индикаторы по объемам привлеченных кредитов на условиях субсидирования процентной ставки были в 2008 г. значительно перевыполнены (табл. 4).
Более 39 % выданных в 2008 г. кредитов являлись инвестиционными. Их было предоставлено на 8,4 % больше, чем в 2007 г. Сумма кредитов, выданных на срок до одного года, с учетом переходящих увеличилась по сравнению с 2007 г. на 20 %.
Сумма выплаченных в 2008 г. из федеральных и региональных бюджетов субсидий составила 39 млрд р., в том числе из региональных бюджетов — 9,5 млрд р. (24,2 %). При этом 7 % выплаченных субсидий направлено на поддержку инвестиционных проектов. Объемы запланированных перечислений из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выполнены полностью (табл. 5).
Краткосрочные кредиты (займы) оставались остро востребованными. В целом по Российской Федерации было предоставлено кредитных средств, принятых к субсидированию, в 1,9 раза больше, чем изначально планировалось.
В 2008 г. общее число заключенных с 2004 г. с сельскохозяйственными организациями инвестиционных договоров на условиях субсидирования составило
18,1 тыс., в том числе за 2008 г. —
5,3 тыс. (13 % всех сельскохозяйственных организаций страны, ведущих сельскохозяйственную деятельность). Средний размер привлеченного кредита составил 19,8 млн р.
Одним из основных агентов государства по кредитной поддержке агропромышленного сектора экономики стал Россельхозбанк. За девять лет своей работы банк предоставил кредитов предприятиям АПК и сельскому населению на сумму 859 млрд р., сформировал вторую по величине в России
сеть территориальных подразделений, включающую 78 региональных филиалов, 1414 дополнительных офисов.
В 2008 г. банк продолжал наращивать объемы кредитной поддержки АПК. Несмотря на трудности с рефинансированием, им было выдано предприятиям и организациям, участвующим в реализации государственной программы, 159,8 тыс. кредитов на сумму 255,5 млрд р., в том числе 134,6 тыс. субсидируемых кредитов на сумму 158,7 млрд р., что в 1,7 раза больше, чем было предоставлено кредитов за предшествующие два года. Вложения Россельхозбанка в АПК России увеличились за год с 246,4 млрд р. до 373,4 млрд.
По состоянию на 01.01.2009 г. в банке действует 1751 кредитный договор на строительство, модернизацию и реконструкцию комплексов (ферм) круп-
Таблица 5
Выполнение показателей по субсидированию из федерального бюджета процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам в 2008 г.
Объем финансирования из федерального бюджета Предусмотрено на 2008 г., млн р. Фактически перечислено субъектам РФ, млн р. Выполнение, %
Объем субсидий — всего 25 276,7 28 821,9 114,0
В том числе:
краткосрочные кредиты (займы) 6000 7111,5 118,5
инвестиционные кредиты (займы) 19 276,7 21 710,5 112,6
Из них:
кредиты (займы), полученные
на срок до восьми лет 16 826,7 19 436,5 115,5
кредиты (займы), полученные
на технику и технологическую
модернизацию сельского хозяй-
ства на срок до десяти лет 2450 2273,9 92,8
ного рогатого скота молочного и мясомолочного направлений (1046 проектов), ссудная задолженность по которым составляла 40,9 млрд р.
Для улучшения доступа к кредитам Постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 г. № 122-р в уставный капитал Россельхозбанка в 2009 г. перечислено 45 млрд р. для кредитования организаций агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, проведения закупочных интервенций и формирования системы земельно-ипотечного кредитования. Это должно было позволить Россельхозбанку в 2009 г. выдать заемщикам в АПК около 400 млрд р. кредитов.
Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства является техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники на основе стимулирования приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для растениеводства и кормопроизводства.
Инвестиционные кредиты на эти цели в текущий период предоставляются сроком до десяти лет.
Мероприятиями предусмотрены поставки на условиях лизинга высокотехнологичных комплексов сельскохозяйственных машин и оборудования для внедрения интенсивных агротехнологий. В 2008 г. из федерального бюджета в уставный капитал ОАО «Росагролизинг» было перечислено 12 млрд р. на закупку техники и скота.
Государственной программой на техническую и технологическую модернизацию предусмотрено привлечь 49 млрд р. кредитов. Поступило кредитных средства на ссудный счет заемщиков в 2008 г.
62,2 млрд р., или 127 % к плановому показателю.
В 2008 г. сельскохозяйственные товаропроизводители при закупках отдавали предпочтение в основном высокопроизводительной энергонасыщенной технике, необходимой для применения интенсивных агротехнологий. Расчетная мощность единицы поступившей техники составила: по тракторам —
123,5 л. с., зерноуборочным комбайнам—244 и кормоуборочным — 217 л.с., притом что средняя мощность трактора в парке сельскохозяйственных организаций на начало 2007 г. равнялась 102 л. с.
Значительный вклад в обновление машиннотракторного парка сельскохозяйственных производителей вносит ОАО «Росагролизинг». В 2008 г. этой государственной компанией было заключено 1922 договора на поставку тракторов, комбайнов и комплексов машин для ресурсосберегающих технологий на общую сумму 13,67 млрд р., закуплено 8024 ед. техники на 10,5 млрд р., поставлено 5260 ед. техники на 9,48 млрд р. Сельскохозяйственными то-
120
варопроизводителями было получено на условиях лизинга 1802 ед. тракторов на 4 млрд р., что составило 8 % от всех приобретенных ими в 2008 г. тракторов. За счет поставок Росагролизингом было создано 136,7 тыс. новых и модернизировано 72,6 тыс. скотомест. В рамках реализации государственной программы действовали льготные условия финансирования по поставке племенной продукции и животноводческого оборудования.
На начало 2009 г. в парке АПК России имелось
521,5 тыс. тракторов, 138,5 тыс. зерноуборочных и 29,5 тыс. кормоуборочных комбайнов, 161 тыс. тракторных плугов, 236 тыс. сеялок, 196 тыс. культиваторов. Несмотря на увеличение (по сравнению с 2007 г.) темпов приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями в 2008 г. основных видов техники (тракторов и комбайнов) в 1,4 1,5 раза, техническая обеспеченность оте-
чественного сельскохозяйственного производства все еще остается низкой и уступает экономически развитым странам в 2_3 раза.
В соответствии с задачами Государственной программы на 2009 г. предусмотрено приобрести 29 тыс. тракторов, 9 тыс. зерноуборочных и 3,5 тыс. кормоуборочных комбайнов. Однако в связи с продолжающимся ростом цен на технику и, как следствие, снижением покупательской способности сельскохозяйственных товаропроизводителей на село может поступить тракторов и комбайнов на 50_55 % меньше. Исследованиями автора установлено, что покупательская способность сельскохозяйственных товаропроизводителей по приобретению основных видов техники в 2009 г. может оцениваться следующим образом: по тракторам — 9_10 тыс. ед., зерноуборочным комбайнам — 3____3,5 тыс., кормоуборочным ком-
байнам — 0,8.. .0,9 тыс. ед. В рамках реализации антикризисных мер в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 04.02.2009 г. № 122-р. в I квартале 2009 г. в уставный капитал ОАО «Росагроли-зинг» было направлено 25 млрд р. для приобретения и последующей передачи по договорам лизинга отечественной сельскохозяйственной техники, оборудования и племенного скота. Предполагалось за счет этих средств закупить через ОАО «Росагро-лизинг» и поставить в 2009 г. сельскохозяйственным товаропроизводителям 7200 тракторов, 2200 зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, а также комплексы сельскохозяйственных машин и оборудования для интенсивных агротехнологий.
Список литературы
1. Герасимов, А.Н. Экономический рост в многоукладной экономике АПК региона: автореферат дис. _ канд. экон. наук / А.Н. Герасимов. — Ставрополь: СНИИЖК, 2008.
2. Сидорова, О.А. Инвестирование региональных программ развития аграрного производства: дис. _ канд. экон. наук / Сидорова Ольга Анатольевна. — М., 2006.