Для периода оживления характерен рост производства зерна на фоне увеличения посевных площадей и урожайности. Но, несмотря на увеличение валового сбора, ухудшение состояния технической базы является отрицательным моментом, который сдерживает развитие сельского хозяйства в области. Также вместе с парком тракторов и зерноуборочных комбайнов сокращается численность населения, занятого сельским хозяйством. Необходимо выделить период с 2004 по 2007 гг., в котором интенсивное развитие отрасли подкреплялось ростом факторов, таких как урожайность, инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве, внутренних затрат на исследования и разработки.
Библиографический список
1. Филонова Е.В. Циклические колебания сельскохозяйственного производства Кемеровской области (на примере продукции растениеводства) / Е.В. Филонова, И.А. Ганиева // Влияние приоритетного
национального проекта — государственной программы «Развитие АПК» на сельское хозяйство Сибири: матер. Междунар. на-уч.-практ. конф. — Кемерово, 2008. — 302 с.
2. Филонова Е.В. Циклические колебания сельскохозяйственного производства Кемеровской области (на примере продукции животноводства) / Е.В. Филонова // Вклад молодых ученых в отраслевую науку с учетом современных тенденций развития АПК: Всерос. науч.-практ. конф.
— М., 2008.
3. Состояние сельского хозяйства за 20 лет (города и районы): стат. сб. (19842003 гг.) / Федеральная служба государственной статистики Кемеровский областной комитет государственной статистики.
— Кемерово, 2004. — 256 с.
4. Сельское, лесное и охотничье хозяйство Кемеровской области: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области. — Кемерово, 2008.
— 120 с.
+ + +
УДК 336.77:631.162 М.А. Ковыршин
КРЕДИТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА АГРАРНОЙ СФЕРЫ АПК
Ключевые слова: факторы экономического роста, условия экономического роста, критерии экономического роста, кредитно-финансовая система, аграрная сфера, финансовое состояние, устойчивость развития, инвестиции, инвестиционная активность, рентабельность производства.
Социально-экономические показатели функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации (РФ) в последние 2-3 года (2006-2008) формировались в условиях реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», принятого в декабре 2006 г., Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», а также утвержденной Правительством Российской Федерации в июле
2007 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.
Тем не менее на экономические результаты деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий по производству пищевых продуктов оказали влияние серьезные изменения в конъюнктуре рынка, связанные как с действием внутренних, так и внешних факторов, которые характеризовались ростом цен на продовольствие в зарубежных странах. Но и в этой непростой ситуации по большинству результативных показателей развития АПК была достигнута положительная динамика. Это относится к темпам роста производства продукции сельского хозяйства и пищевых продук-
тов, включая напитки, и табака, к основным качественным показателям сельскохозяйственного производства, финансовым результатам деятельности отрасли.
Так, в 2008 г. в сельском хозяйстве страны был достигнут наиболее высокий за все последние годы рост производства продукции — 110,8%, что на 7 процентных пунктов (п.п.) больше целевого показателя Государственной программы.
Однако, несмотря на высокие темпы роста сельскохозяйственной продукции, экономические показатели отрасли не улучшились.
В связи с этим ряд исследователей подчеркивают, что государственная концепция развития страны до 2020 г. признает инновационный путь в качестве основной цели государственной политики России [1, 2]. Эта концепция отражает системную картину социально-экономической модернизации страны, основных отраслей и сфер экономики.
На современном этапе в ходе инвестирования аграрного производства значительная роль отводится оптимизации функционирования кредитно-финансовой системы АПК.
Необходимо подчеркнуть, что в текущий период инвестиции в аграрную сферу считаются едва ли не главным фактором ее экономического роста и развития, поскольку другие экономические рычаги (внутрихозяйственное финансовое состояние; государственная поддержка; ресурсы, выделяемые на осуществление государственных и региональных целевых про-
Классификация
грамм) работают пока плохо, а порой и не срабатывают вовсе. Об этом свидетельствует тот факт, что в стране все еще сохраняется значительное число (почти 1 /3) убыточных хозяйств, а также значительное количество хозяйств с просроченной кредиторской задолженностью (порядка 80% от их числа) [2].
Место инвестиций в экономике аграрного производства упрощенно можно представить как величину капитальных и иных бюджетных и внебюджетных вложений в развитие отрасли. Если их абсолютные и относительные (рейтинговые и удельные) значения приближаются к уровням развитых стран, то можно говорить о позитивной их роли в экономическом росте производства. Если же эти показатели далеко отстают от мировых достижений, то характеристика роли инвестиций будет неблагоприятной. В контексте с этим суть успешной организации аграрного производства при наличии инвестиций также будет зависеть от инвестиционного потенциала.
В процессе финансирования инвестиций большую роль играет финансово-кредитная система, которая является составной частью финансового рынка и подчиняется его законам. Классификация финансовых рынков показана в таблице 1.
Функционирование финансовых рынков обеспечивается институтами, в совокупности составляющими кредитно-финансовую систему АПК, которая, в свою очередь, является частью рыночной системы страны.
Таблица 1
ансовых рынков
Признаки классификации Характеристика рынков
По принципу обслуживания движения основного и оборотного капитала рынок краткосрочных кредитов (денежный рынок)
рынок среднесрочных и долгосрочных кредитов (рынок капитала)
По принципу оформления отношений рынок банковских кредитов
рынок ценных бумаг
По принципу возвратности кредитно-финансовых ресурсов рынок возвратных ресурсов (кредиты, облигации, векселя)
рынок невозвратных ресурсов (акции, паевые фонды)
По принципу финансовых институтов, обращающихся на рынке валютный
рынок золота
рынок капитала
рынок денежных средств
По принципу распространения международный
внутренний
По принципу организованности организованный
неорганизованный
Рыночная система объединяет в себе сферы производства, обращения и потребления в единую последовательную цепочку, обеспечивает ускорение оборота материальных, финансовых и информационных потоков в экономике, способствуя повышению эффективности общественного развития.
Кредитно-финансовая система АПК представляет собой совокупность институтов (кредитно-банковские учреждения, фондовые биржи, финансовые и страховые компании), действующих в пределах денежного, фондового и инвестиционного рынков и выполняющих функции по обеспечению нормального режима их функционирования.
Важную функцию оборота кредитно-финансовых ресурсов посредством рыночных отношений выполняют кредитно-финансовые институты. Являясь катализатором деловой активности в регионе, коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды, располагая крупными денежными ресурсами, способствуют направлению этих ресурсов в те сферы региональной экономики, которые дают наибольшую отдачу и быструю окупаемость.
Проведенные исследования позволяют дать следующие характеристики сдерживающим и благоприятным факторам, определяющим основы формирования и развития кредитно-финансовой системы АПК (табл. 2).
Количество факторов, сдерживающих развитие кредитно-финансовой системы АПК, существенно превышает число благоприятствующих, что, в конечном счете,
Факторы, влияющие на формирование и
и объясняет пока все еще недостаточную эффективность функционирования элементов кредитно-финансовой системы АПК, несбалансированность и отсутствие координации их деятельности.
В конце 2006 г. был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» — главный нормативный акт, который стал основой для проводимой политики в рамках развития и повышения эффективности деятельности кредитно-финансовой системы АПК. В этом законе основным механизмом политики государства в сельском хозяйстве стало субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков.
Но наиболее важным результатом принятия Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» стало появление Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период с 2008 по 2012 гг., т.е. документа, определяющего цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, а также финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий.
В соответствии с Программой были определены следующие объемы и источники финансирования в 2008-2012 гг.:
а) за счет средств федерального бюджета — 551,3 млрд руб. (2008 г. — 76,3 млрд руб., 2009 г. — 100, 2010 г. — 120, 2011 г. — 125, 2012 г. — 130 млрд
руб.);
Таблица 2
итие кредитно-финансовой системы АПК
Сдерживающие факторы Благоприятные факторы
1. Спад сельскохозяйственного производства 2. Неэквивалентность обмена между сельским хозяйством и промышленностью 3. Значительное количество неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций 4. Разрушение ранее сложившихся хозяйственных связей 5. Неразвитость законодательной базы, регулирующей систему финансового рынка 6. Слабая инвестиционная активность государства 7. Несовершенство налоговой системы 8. Неразвитость региональных фоновых рынков 9. Недостаточная конкуренция между субъектами рынка в сфере размещения кредитных ресурсов и предоставления банковских услуг 1. Институт частной собственности 2. Наличие потребности в кредитно-финансовых услугах 3. Укрепление курса рубля 4. Профицит государственного бюджета 5. Наличие государственных программ развития отдельных элементов кредитно-финансовой системы 6. Наличие временно-свободных денежных средств субъектов региональной экономики
б) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 544,3 млрд руб. (2008 г. — 83 млрд руб., 2009 г. — 99,4, 2010 г. — 108,3, 2011 г. — 121,2, 2012 г. — 132,4 млрд руб.);
в) за счет средств внебюджетных источников (в 2008-2010 гг. — 311 млрд руб.).
Ожидаемыми результатами реализации программы являются: улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 г.); повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой (до 66%) и уровня газификации домов природным газом (до 60%); увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 24,1% по отношению к 2006 г.; привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2008-2012 гг. в размере 946,8 млрд руб.; доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70%.
В рамках функционирования кредитно-финансовой системы АПК данной Государственной программой заложено достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства.
По мнению автора, главными показателями финансовой устойчивости являются рост прибыли и рентабельности, а также снижение просроченной задолженности сельскохозяйственных организаций. В 2008 г., по данным бухгалтерской отчетности Минсельхоза России, прибыль до налогообложения сельскохозяйственных организаций возросла и составила 117,4 млрд руб., что на 11,6 млрд руб., или на 11%, больше по сравнению с 2007 г.
Совокупная рентабельность сельскохозяйственного производства (с учетом субсидирования из бюджетов всех уровней) сложилась на уровне 15,3% против 17,2% в 2007 г.
Удельный вес прибыльных хозяйств в общей численности сельскохозяйственных организаций составил 78% (на 3 процентных пункта выше предшествующего года).
Просроченная суммарная задолженность по обязательствам в сельском хозяйстве (растениеводство, животноводство и растениеводство в сочетании с животноводством), по данным Росстата, на 1 января 2009 г. составила 31,8 млрд руб.
Примечателен тот факт, что суммарная задолженность сельхозорганизаций по всем обязательствам на 31 декабря 2008 г. составила уже 1148,6 млрд руб., т.е. 129,4% к выручке от реализации
продукции (работ, услуг), прибавив к уровню 2007 г. 14,8%.
Динамика основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности сельхозорганизаций за период с 2005 по 2008 гг. приводится в таблице 3
[3]. „
В соответствии с Государственной программой повышение доступности кредитов сельскохозяйственным производителям в 2008 г. обеспечивалось предоставлением субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, и организациями, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях.
Целевые индикаторы по объемам привлеченных кредитов на условиях субсидирования процентной ставки были в 2008 г. значительно перевыполнены (табл. 4).
Более 39%, выданных в 2008 г. кредитов, являлись инвестиционными. Их было предоставлено на 8,4% больше, чем в 2007 г. Сумма кредитов, выданных на срок до одного года с учетом переходящих, увеличилась по сравнению с 2007 г. на 20%.
Сумма выплаченных в 2008 г. из федеральных и региональных бюджетов субсидий составила 39 млрд руб., в том числе из региональных бюджетов — 9,5 млрд руб. (24,2%). При этом 75% выплаченных субсидий направлено на поддержку инвестиционных проектов. Объемы запланированных перечислений из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выполнены полностью (табл. 5).
Краткосрочные кредиты (займы) оставались остро востребованными. В целом по Российской Федерации было предоставлено кредитных средств, принятых к субсидированию, в 1,9 раза больше, чем изначально планировалось.
В 2008 г. общее число заключенных с 2004 г. с сельскохозяйственными организациями инвестиционных договоров на условиях субсидирования составило 18,1 тыс., в том числе за 2008 г. — 5,3 тыс. (13% всех сельскохозяйственных организаций страны, ведущих сельскохозяйственную деятельность). Средний размер привлеченного кредита составил 19,8 млн руб.
Таблица 3
Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций (данные годовых бухгалтерских отчетов)
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. к 2007г.
% +, -
Число организаций , ед. 26579 25273 23969 22980 95,9 -989
Удельный вес к общему числу, %:
прибыльных 58 65 75 78 104,0 3
убыточных 42 35 25 22 88,0 -3
Прибыль до налогооблажения, млн руб. 34778 50146 105781 117437 111,0 11656
в том числе:
субсидий из бюджетов — всего 25523 36785 56042 99748 178,0 43706
Прибыль до налогообложения без субсидий из бюджетов, млн руб. 9255 13361 49739 17689 35,6 -32050
Уровень рентабельности по всей деятельности, включая субсидии, % 7,8 9,9 17,2 15,3 89,0 -1,9
Уровень рентабельности по всей деятельности без субсидий из бюджетов, % 2,1 2,6 8,1 2,3 28,4 -5,8
Выручка от реализации всей продукции (работ, услуг) в действующих ценах, млрд руб. 492,0 566,2 733,9 887,8 121,0 153,9
Выплачено всего субсидий сельхозорганизациям (включая субсидии на содержание объектов социальной структуры села и компенсацию потерь по чрезвычайным ситуациям), млрд руб. 25,5 36,8 56,0 99,7 178,0 43,7
Затраты на основное производство, млрд руб. 574,9 650,7 783,4 1038,9 132,6 255,5
Кредиторская задолженность, включая кредиты банков и другие заемные средства, млрд руб. 438,2 599,3 827,4 1148,6 138,8 321,2
Дебиторская задолженность, млрд руб. 95,5 145,0 199,8 255,9 128,1 56,1
Кредиторская задолженность в % к выручке от реализации продукции (работ, услуг) 89,1 105,8 112,7 129,4 114,8 16,7
Таблица 4
Выполнение целевых индикаторов по объемам привлеченных кредитов на условиях возмещения процентной ставки в 2008 г.
Целевые индикаторы Предусмотрено Фактически привлечено Выполнение, %
Объем привлеченных кредитов (займов) — всего, млрд руб. 249,0 372,7 149,7
В том числе:
краткосрочные кредиты (займы) 120,0 224,2 186,8
инвестиционные кредиты (займы) 129,0 148,5 115,1
Из них:
кредиты (займы), полученные на срок до восьми лет 80,0 86,2 107,8
кредиты (займы), полученные на технику и технологическую модернизацию сельского хозяйства на срок до десяти лет 49,0 62,2 126,9
Таблица 5
Выполнение показателей по субсидированию из федерального бюджета процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам в 2008 г.
Объем финансирования из федерального бюджета Предусмотрено на 2008 г. Фактически перечислено субъектам РФ Выполнение, %
Объем субсидий — всего, млн руб. 25276,7 28821,9 114,0
В том числе:
краткосрочные кредиты (займы) 6000 7111,5 118,5
инвестиционные кредиты (займы) 19276,7 21710,5 112,6
Из них:
кредиты (займы), полученные на срок до 8 лет 16826,7 19436,5 115,5
кредиты (займы), полученные на технику и технологическую модернизацию сельского хозяйства на срок до 10 лет 2450 2273,9 92,8
Одним из основных агентов государства по кредитной поддержке агропромышленного сектора экономики стал ОАО «Россельхозбанк». За 9 лет своей работы банк предоставил кредитов предприятиям АПК и сельскому населению на сумму 859 млрд руб., сформировал вторую по величине в России сеть территориальных подразделений, включающую 78 региональных филиалов, 1414 дополнительных офисов.
В 2008 г. банк продолжал наращивать объемы кредитной поддержки АПК: несмотря на трудности с рефинансированием, им было выдано предприятиям и организациям, участвующим в реализации Государственной программы, 159,8 тыс. кредитов на сумму 255,5 млрд руб., в том числе 134,6 тыс. субсидируемых кредитов на сумму 158,7 млрд руб., что в 1,7 раза больше, чем было предоставлено кредитов за предшествующие два года. Вложения ОАО «Россельхозбанк» в АПК России увеличились за год с 246,4 до 373,4 млрд руб.
По состоянию на 01.01.2009 г. в банке действует 1751 кредитный договор на строительство, модернизацию и реконструкцию комплексов (ферм) крупного рогатого скота молочного и мясомолочного направлений (1046 проектов), ссудная задолженность по которым составляла 40,9 млрд руб.
Для улучшения доступа к кредитам Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 г. № 122-р в уставный капитал Россельхозбанка в 2009 г. перечислено 45 млрд руб. для кредитования организаций агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, проведения закупочных интервенций и формирования системы земельно-ипотечного кредитования. Это позволит Россельхозбанку в 2009 г. выдать заемщикам в АПК около 400 млрд руб. кредитов.
Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства является техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники на основе стимулирования приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для растениеводства и кормопроизводства.
Инвестиционные кредиты на эти цели в текущий период предоставляются сроком до 10 лет.
В рамках этого мероприятия также предусмотрены поставки на условиях лизинга высокотехнологичных комплексов сельскохозяйственных машин и оборудования для внедрения интенсивных агротех-нологий. В 2008 г. из федерального бюджета в уставный капитал ОАО «Росагро-лизинг» было перечислено 12 млрд руб. на закупку техники и скота.
В рамках Государственной программы на техническую и технологическую модернизацию было предусмотрено привлечь 49 млрд руб. кредитов. Поступило кредитных средства на ссудный счет заемщиков в 2008 г. 62,2 млрд руб., или 127% к плановому показателю.
В 2008 г. сельскохозяйственные товаропроизводители при закупках отдавали предпочтение в основном высокопроизводительной энергонасыщенной технике, необходимой для применения интенсивных агротехнологий. Расчетная мощность единицы поступившей техники составила по тракторам 123,5 л.с., зерноуборочным комбайнам — 244 и кормоуборочным — 217 л.с., при том средняя мощность трактора в парке сельскохозяйственных организаций на начало 2007 г. была равна 102 л.с.
Значительный вклад в обновление машинно-тракторного парка сельскохозяйственных производителей вносит ОАО «Рос-агролизинг». В 2008 г. этой государственной компанией было заключено 1922 договора на поставку тракторов, комбайнов и комплексов машин для ресурсосберегающих технологий на общую сумму 13,67 млрд руб., закуплено 8024 ед. техники на 10,5 млрд руб., поставлено 5260 ед. техники на 9,48 млрд руб. Сельскохозяйственными товаропроизводителями было получено на условиях лизинга 1802 ед. тракторов на 4 млрд руб., что составило 8% от всех приобретенных ими в 2008 г. За счет поставок Росагролизингом было создано 136,7 тыс. новых и модернизировано 72,6 тыс. ското-мест. В рамках реализации Государственной программы действовали льготные условия финансирования по поставке племенной продукции и животноводческого оборудования.
На начало 2009 г. в парке АПК России имелось 521,5 тыс. тракторов, 138,5 тыс. зерноуборочных и 29,5 тыс. кормоубо-рочных комбайнов, 161 тыс. тракторных плугов, 236 тыс. сеялок, 196 тыс. культиваторов. Несмотря на увеличение (по сравнению с 2007 г.) темпов приобретения сельскохозяйственными товаропроизводи-
телями в 2008 г. основных видов техники (тракторов и комбайнов) в 1,4-1,5 раза, техническая обеспеченность отечественного сельскохозяйственного производства все еще остается низкой и уступает экономически развитым странам в 2-3 раза.
В соответствии с задачами Государственной программы на 2009 г. необходимо приобрести 29 тыс. тракторов, 9 тыс. зерноуборочных и 3,5 тыс. кормоубороч-ных комбайнов. Однако в связи с продолжающимся ростом цен на технику и, как следствие, снижением покупательской способности сельскохозяйственных товаропроизводителей на село может поступить тракторов и комбайнов на 50-55% меньше. Исследованиями автора установлено, что покупательская способность сельскохозяйственных товаропроизводителей по приобретению основных видов техники в 2009 г. может оцениваться следующим образом: по тракторам — 9-10 тыс. ед., зерноуборочным комбайнам — 3-3,5, кормоуборочным комбайнам — 0,8-0,9 тыс. ед. В рамках реализации антикризисных мер в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 г. № 122-р. в I квартале 2009 г. в уставный капитал
УДК
Ключевыг/е слова: предприятия, молочная промышленность, молочная продукция, организационная культура, лояльность потребителей, степень удовлетворенности потребителей, индекс удовлетворенности, ценности, международные стандарты, управление, характеристики товара, критерий степени важности.
Введение
В современных условиях, когда на рынке предлагается множество однотипных продуктов, услуг, в том числе и сервисных, практически по одинаковым ценам и приблизительно с одинаковым качеством, все компании, независимо от сферы деятель-
ОАО «Росагролизинг» было направлено 25 млрд руб. для приобретения и последующей передачи по договорам лизинга отечественной сельскохозяйственной техники, оборудования и племенного скота. Предполагается за счет этих средств закупить через ОАО «Росагролизинг» и поставить в 2009 г. сельскохозяйственным товаропроизводителям 7200 тракторов, 2200 зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, а также комплексы сельскохозяйственных машин и оборудования для интенсивных агротехнологий.
Библиографический список
1. Герасимов А.Н. Экономический рост в многоукладной экономике АПК региона / А.Н. Герасимов. — Ставрополь, 2008.
2. Сидорова О.А. Инвестирование региональных программ развития аграрного производства / О.А. Сидорова. — М., 2006.
3. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2008 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».
ности, объема продаж и стадии развития, стали уделять большее внимание такому явлению, как лояльность покупателей.
Лояльность — это положительное отношение потребителей к деятельности организации, продуктам и услугам, которые они производят и продают, а также к персоналу компании, имиджу организации, торговым маркам, логотипу и т.д. [1].
Именно наличие лояльности, то есть благоприятное отношения потребителей к данной компании, продукту, и является основой для стабильного объема продаж. Это, безусловно, является стратегическим направлением обеспечения успешности компании.
+ + +
331.108.2:001.8 Е.В. Чернышева
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛОЯЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В ОРГАНИЗАЦИОННО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ ПРЕДПРИЯТИЯ