Научная статья на тему 'Меры государственной поддержки как неотъемлемый элемент восстановления производственного потенциала и экономики сельского хозяйства России'

Меры государственной поддержки как неотъемлемый элемент восстановления производственного потенциала и экономики сельского хозяйства России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ECONOMICS / FARMING / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартынушкин Алексей Борисович

Автор проанализировал современное состояние экономики сельского хозяйства России. Обозначены основные проблемы, сдерживающие его развитие. Обоснована необходимость государственного регулирования аграрной сферы. Рассмотрены основные направления государственной поддержки сельских товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES OF STATE SUPPORT AS AN INALIENABLE ELEMENT OF RESTORATION THE PRODUCTION POTENTIALS AND FARM ECONOMY OF RUSSIA

The present-day situation with farm economy in Russia has been analyzed by the author. The main problems impeding the development of farm economy have been outlined. The necessity of state regulation of the agrarian sphere is substantiated. The major trends of state support of farm commodity producers are considered.

Текст научной работы на тему «Меры государственной поддержки как неотъемлемый элемент восстановления производственного потенциала и экономики сельского хозяйства России»

Меры государственной поддержки как неотъемлемый элемент восстановления производственного потенциала и экономики сельского хозяйства России

А.Б. Мартынушкин, к.э.н., Рязанский ГАТУ

В 2010 г. в Российской Федерации производство продукции сельского хозяйства всеми товаропроизводителями составило в действующих ценах 2444,8 млрд руб., или 88,1% от показателя 2009 г. (в сопоставимых ценах). При этом объём продукции растениеводства уменьшился на 25,4%, а животноводства возрос на 2,6%.

Основным фактором, определившим динамику развития отрасли, стала аномальная засуха в

2009 г., поразившая 43 региона России, от которой пострадали 25 тыс. хозяйств. Подтверждённый прямой ущерб превысил 41,7 млрд руб. [1].

Анализ сложившейся в отрасли ситуации показывает, что уровень рентабельности без учёта субсидий за последние годы был менее 10%. Так, в 2007 г. показатель рентабельности сельхозорга-низаций составил только 8,1%, в 2008 г. — 2,3%; в 2009 и 2010 гг. аграрное производство было убыточным (уровень убыточности составил соответственно 3,3 и 1,7%). Даже с учётом субсидий рентабельность сельхозорганизаций достигла только 9,7% в 2009 г. и 8,9% в 2010 г. Это отразилось и на доле прибыльных и убыточных сельхозорганизаций. Достаточно отметить, что в 2007 г. доля прибыльных хозяйств составляла 75,5%, в 2008 г. она повысилась до 78,3%, в 2009 и

2010 гг. снизилась до 72,1 и 69,3% соответственно. Разумеется, такими же темпами снижалась или увеличивалась доля убыточных хозяйств. В 2010 г. она превысила предельный 30-процентный показатель, заложенный в государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы».

Приведённые показатели наглядно свидетельствуют о необходимости совершенствования

государственного кредитования сельскохозяйственного производства. Финансовая поддержка должна обеспечивать такую рентабельность производства, которая позволит сельхозорганизаци-ям вести не только простое, но и расширенное воспроизводство. Нынешняя государственная поддержка лишь частично покрывает убытки от хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей и увеличивает прибыль до налогообложения, что повышает платёжеспособность организаций и их финансовую устойчивость [2].

В 2010 г. всего в бюджеты субъектов Российской Федерации было направлено 35 млрд руб. субсидий, из них в виде бюджетных кредитов — 25 млрд руб. и в виде дотаций 10 — млрд руб. Для стабилизации финансового положения в сельском хозяйстве предусмотрены меры по бюджетной и внебюджетной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, их финансовому оздоровлению, в том числе посредством субсидирования процентных ставок по кредитам, привлекаемым сельскохозяйственными товаропроизводителями.

В 2008 г. более 39% выданных кредитов были инвестиционными, в 2009 г. таких кредитов было 27,4%, в 2010 г. — 30% от общего объёма кредитов (табл. 1).

1. Фактические объёмы привлечённых кредитов на условиях возмещения процентной ставки, млрд руб.

Показатель Год

2008 2009 2010

Кредиты и займы, всего в том числе: 373 412 436

краткосрочные 224 299 317

инвестиционные 148 113 118

Наиболее востребованы на селе краткосрочные кредиты: в 2008 г. их выдано 224 млрд руб. (на 20% больше, чем в предыдущем году), в 2009 г. — 299 млрд руб (на 33% больше, чем в

2008 г.), в 2010 г. — 317 млрд руб [2].

Мировой опыт показывает необходимость использования интегрированных с рыночными механизмами форм и методов государственной ресурсной поддержки. К ним относятся амортизационная политика, использование механизмов лизинга в сочетании с льготным кредитованием, совместное с коммерческими структурами страхование рисков, исключение протекционизма в получении компенсаций и дотаций в отношении определённых групп сельских товаропроизводителей, в частности за счёт неконкурсного распределения государственных бюджетных инвестиций. Все эти меры способствуют устойчивому и эффективному развитию сельскохозяйственного производства.

Что касается сельского хозяйства России, то основными проблемами на селе остаются высокая просроченная кредиторская задолженность, низкий уровень инвестиционной активности, технической оснащённости, неэквивалентность в товарообороте сельского хозяйства с другими отраслями экономики из-за ценового диспаритета. Негативно влияют на развитие отечественного сельскохозяйственного производства ухудшение продовольственной безопасности страны, возрастающие объёмы импорта продовольственных товаров, доля которых в настоящее время в общем объёме товарных ресурсов продовольствия превысила 30%, а в некоторых регионах составляет более 50%. Особенно отрицательно сказывается на развитии аграрного сектора экономики отсутствие государственного заказа на производство необходимой продукции [3].

Серьёзной финансовой проблемой в сельском хозяйстве является высокая закредитованность аграрного сектора. Банковские счета многих предприятий заблокированы, что обусловливает использование неденежных форм кредитов, бартеризацию сектора и соответственное снижение его рентабельности. Одной из мер государственной поддержки сельского хозяйства, остро необходимой в условиях кризиса АПК, является реструктуризация задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей перед всеми кредиторами, в том числе бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, банками и прочими кредиторами, осуществляемая в рамках реализации Федерального закона от 09.07.2002 № 83 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Число организаций, участвующих в программе финансового оздоровления, в 2008 г. составило 12,9 тыс., в 2009 г. — 13,1 тыс., в 2010 г. — 13,3 тыс. Таким образом, за три года число участников

возросло на 3,7%, сумма реструктурированной задолженности за аналогичный период увеличилась на 4% (табл. 2) [2].

2. Результаты финансового оздоровления сельхозтоваропроизводителей

Показатель Год

2008 2009 2010

Количество сельхозорганизаций, участвующих в программе Сумма реструктуризированной задолженности, млрд руб. Списанная задолженность по пеням и штрафам, млрд руб. 12919 84,5 30,3 13086 85,6 30,5 13260 87,1 30,7

Сегодня сроки погашения задолженности составляют пять лет при отсрочке долга и четыре года при рассрочке долга. Действенной мерой по повышению финансовой устойчивости сельского хозяйства может стать субсидирование в рамках госпрограммы не только процентных ставок по привлекаемым кредитам, но и части основного долга.

В России реализация государственных мер по поддержке сельского хозяйства осуществляется в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы» и в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, в которых определены цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства, механизмы финансового обеспечения и реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. В соответствии с бюджетными ассигнованиями Минсельхозу РФ, предусмотренными в Федеральном законе от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», финансовое обеспечение государственной программы в 2010 г. составило 119,6 млрд руб. [4].

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых государством в целях обеспечения социальноэкономического роста страны (рис.).

Система госрегулирования призвана создать благоприятные условия для развития сельского хозяйства, должна быть сориентирована на решение следующих задач:

— обеспечение продовольственной безопасности страны;

— стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции в интересах самообеспечения страны продуктами питания;

— создание специальных фондов поддержки и развития сельскохозяйственных производств;

Рис. - Направления государственного регулирования экономики сельского хозяйства России

— содействие развитию агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки, хранения и сбыта продукции;

— расширение научных исследований проблем рынка, создание рыночных моделей эффективного управления в рыночных условиях, маркетинга, инновационной деятельности в АПК;

— усиление государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях внедрения современных технологий в сельском хозяйстве [3].

Основную кредитно-финансовую политику государства в сфере агропромышленного комплекса осуществляет ОАО «Россельхозбанк», по оперативным данным которого с 1 января

2010 г. по 30 декабря 2010 г. всего по агропромышленному, лесному и рыбохозяйственному комплексам заключено 119 тыс. кредитных договоров на сумму 316,6 млрд руб.

Одной из форм поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей на федеральном уровне является поставка техники и оборудования на условиях финансовой аренды (лизинга) [4].

В 2010 г. промышленными предприятиями России произведено 6,2 тыс. тракторов для сельского и лесного хозяйства (109,7% к уровню

2009 г.) и 4,3 тыс. зерноуборочных комбайнов (62,6%). По состоянию на 10.12.2010 г. в сельском хозяйстве имелось 510,1 тыс. тракторов (в 2009 г. 520 тыс.), 139,9 тыс. зерноуборочных, 25,1 тыс. кормоуборочных, 4,4 тыс. свеклоуборочных и 3,6 тыс. картофелеуборочных комбайнов (в 2009 г. — соответственно 136,8 тыс., 26,9 тыс., 4,7 тыс. и 3,8 тыс.), а также 127,9 тыс. плугов, 157,8 тыс. культиваторов, 199,5 тыс. сеялок. Следует отметить, что списание техники по-прежнему опере-

жает её ввод в эксплуатацию. На объёмы приобретения сельскохозяйственной техники влияют недостаточный объём выпуска отечественной техники, рост цен на неё, а также ухудшение финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей из-за неблагоприятных погодных условий 2009—2010 гг.

ОАО «Росагролизинг» в 2010 г. поставил сельхозтоваропроизводителям 4,9 тыс. ед. техники на сумму 7,5 млрд руб. По состоянию на 24.01.2011 г. на складах, ответственных за хранение техники для Росагролизинга, находилось 5,7 тыс. ед. техники на сумму 7,7 млрд руб. Региональные предприятия ОАО «Росагроснаб» в 2010 г. поставили сельхозтоваропроизводителям материально-технические ресурсы (запасные части, ремонтно-эксплуатационные материалы и др.) на сумму 15,5 млрд руб., в том числе запасные части на 12,3 млрд руб. [1].

По предварительным данным ОАО «Росагро-лизинг», в 2010 г. закуплено и поставлено всего племенных животных 31229 гол., в том числе 17439 гол. племенного крупного рогатого скота, и модернизировано 13365 скотомест КРС.

Несмотря на государственную поддержку, уровень обновления техники в среднем по стране остаётся незначительным. Обновление осуществляет лишь небольшая часть предприятий, в основном созданных пришедшими в сельское хозяйство инвесторами. Основная масса предприятий приобретает технику в небольшом количестве или вообще её не приобретает. Главная причина — отсутствие средств, а точнее, прибыли. Необходимо решить главный вопрос — обеспечить востребованность продукции отечественных производителей и соответствующее возмещение производственных затрат [5].

Меры государственного воздействия можно разделить на две группы: прямое воздействие государства на развитие сельского хозяйства, включающее принятие директивных, административных и плановых мер по регулированию данной отрасли; косвенное воздействие — ценовые, кредитно-финансовые, налоговые и инвестиционные механизмы. Оба варианта связаны с определёнными затратами государственных средств, которые должны быть направлены на решение таких задач, как повышение эффективности сельскохозяйственного производства и его конкурентоспособности, интенсификация, стимулирование инновационной деятельности, улучшение использования земли, фондов, увеличение занятости, развитие рыночной и социальной инфраструктур. При этом особое внимание государство должно уделять развитию и регулированию внешнеэкономической деятельности, созданию более совершенного механизма защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном рынке от импорта продукции и одновременно формировать благоприятные условия для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия [3].

В современных условиях необходимо и оправданно усиление регулирующего и поддерживающего воздействия со стороны государства на развитие сельской экономики, скорейшее внедрение соответствующей программы госрегулирования этой важной отрасли с целью перевода её на инновационную основу, максимальное поощрение отечественного товаропроизводителя и его поддержку в борьбе с иностранным конкурентом.

Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что государственная поддержка — это одна из важнейших задач современной аграрной политики, так как без данной поддержки экономика сельского хозяйства нашей страны может войти в системный кризис.

Литература

1. Агропромышленный комплекс России Б 2010 г. (экономический обзор) // АПК: экономика и управление. 2011. № 3. С, 68-77.

2. Кузнецова Н. Кредитование сельскохозяйственного производства требует совершенствования // АПК: экономика, управление. 2011. № 5. С. 8—88.

3. Сидоренко В.Г., Федотов Э. Государственное регулирование аграрного сектора экономики России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2009. № 6. С. 5—8.

4. Меры государственной поддержки сельского хозяйства Российской Федерации // Экономика сельского хозяйства России. 2011. № 3. С. 31-34.

5. Драгайцев В. Экономические проблемы воспроизводства материально-технической базы сельского хозяйства // АП К: экономика, управление. 2011. № 5. С. 49—57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.