Таблица 2 Таблица 3
Содержание формальдегида в свекле и продуктах ее пере- Содержание формальдегида в воздухе при применении пено-работки (М±т) пласта (М±т)
а Количество формальдегида.
Анализируемый объект о о мг/кг
с* X к И * после 2-х мес
л * £г контроль хранения
Свекла 1976 0.032± 0,002 0,032± 0,002
Сахар-песок 1976 0,029± 0,005 0,029± 0,005
Стружка 1977 0,035± 0,002 0,049±0,006
1976 0,039± 0,006 0,066± 0,007
1978 _ 0,176±0,015
Жом 1976 0 0
1977 _ 0,013±0,003
1978 _ 0,115±0,0!5
Диффузионный сок 1978 — 0,010±0,005
1979 0,027± 0,005 0,037± 0.005
Сок I сатурации 1978 — 0,017±0,010
1979 0,045±0,005 0,057± 0,005
Сок II сатурации 1978 — 0,010±0,006
1979 0,065±0,010 0,070± 0,005
Сироп 1978 0 0
1979 0,030± 0,005 0,032±0,005
Патока Ц 1977 — 0,020±0,005
Примечание. Анализировали не менее 3 проб; 0 — вещество не обнаружено; — исследования не проводились.
Как показали проведенные исследования, содержание формальдегида в воздухе в процессе применения пенопласта уменьшается, а спустя несколько часов и суток концентрация вещества значительно меньше Г1ДК для воздуха производственных помещений (0,50 мг/м3).
Таким образом, показано, что интактная (не хранившаяся под слоем пенопласта) сахарная свекла содержит в своем составе формальдегид. При хранении свеклы под
Место отбора проб Время с момента нанесения Концентрация формальдегида, мг/м'
5 м от укрытия В процессе укры- 0,15±0,01
тия
10 м от укрытия То же 0,10±0,01
У кагат Через 5—6 ч 0.18±0.02
Между кагатами » 5—6 ч 0,09±0.01
У кагат » 24 ч 0,10±0,01
Между кагатами » 24 ч 0,05±0,01
КФП и использовании формальдегида в качестве консерванта содержание в ней альдегида может увеличиваться. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения контроля за содержанием формальдегида в сахаре. Соответствующие расчеты показывают, что при суточной норме потребления сахара 50—100 г в организм может поступить не более 0,005 мг формальдегида, что во много раз меньше, чем принятая величина допустимого количества миграции (0,1 мг/л). При использовании КФП для укрытия сахарной свеклы концентрации формальдегида в воздухе рабочей зоны не превышают установленной ПДК.
Литература
1. Дрегваль Г. Ф., Кузнецова В. Н. — Гиг. и сан., 1979, № 10, с. 46—48.
2. Находкина В. 3. Микробиология и микробиологический контроль в свеклосахарном производстве. М., 1975.
3. Находкина В. 3., Коваль Е. Т., Ярмилко В. Г. — Сахарная пром-сть, 1965, № 7, с. 13—18.
Поступила 18.02.85
УДК 516-057:6221-0841:614.374
Э. М. Винарик, А. П. Подгайская, Ф. X. Зингер, Н. М. Харковенко
О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ ГОРНОГО ПРОФИЛЯ и ПУТЯХ ЕЕ УЛУЧШЕНИЯ
Донецкий НИИ гигиены труда и профзаболеваний
^ Санитарная культура трудящихся во многом определяет состояние здоровья, а значит, и общее благосостояние населения. Между тем уровень гигиенических знаний у работников угольной промышленности не всегда соответствует требованиям современного производства [I, 2]. С целью поиска эффективных путей повышения гигиенических знаний угольщиков нами проведено изучение гигиенической подготовки учащихся профессионально-технических и технических училищ (ПТУ, ТУ) горного профиля.
Исследование проводили с помощью анкетирования и опроса 170 учащихся, 32 преподавателей и мастеров производственного обучения, интервьюирования руководителей, заведующих учебной частью ПТУ и ТУ. Параллельно анализировали существующие учебные планы и программы гигиенического обучения будущих шахтеров.
Полученные данные показали, что выбор будущей профессии обследованными, как правило, не был случайным. У '/, учащихся ПТУ (50,4±4,6%) и у '/¡, учащихся ТУ (38,0±4,8%) отмечена преемственность профессии
в семье, у '/4 от числа опрошенных причиной выбора была убежденность в престижности и необходимости труда шахтера. Несмотря на то что ребята сознательно готовили себя к будущей профессии, хорошие знания по вопросам условий труда в угольной шахте показали лишь 10,0± ±4,1% учащихся ТУ и 4,2±1,8% учащихся ПТУ. Они назвали практически все производственные факторы, с которыми придется встретиться горняку при работе в шахте. Остальные назвали 2—3 фактора (58,0±6,9 и 44,5±1,5% соответственно) или не смогли ответить на вопрос (32,0±4,0 и 51,2±2,1%)-
Несмотря на то что опрошенные к моменту анкетирования прошли курс по охране труда и промышленной санитарии, предусмотренный программами по технике безопасности, знания о предельно допустимых уровнях (концентрациях) неблагоприятных производственных воздействий оказались недостаточными у 88,0±4,5% учащихся ТУ и 74,8±3,9% учащихся ПТУ. Многие знают, что наиболее частыми профессиональными заболеваниями горняков являются пылевые поражения органов дыха-
мня, однако о существовании вибрационно-шумовой патологии и других профессиональных заболеваний им неизвестно.
Знания учащихся о специальных средствах защиты от вредных профессиональных воздействий в угольной шахте также недостаточны. Так, средства коллективной защиты, используемые в шахте для снижения уровня различных производственных факторов, вообще не назывались. Из средств индивидуальной защиты опрошенные указывали только респираторы и самоспасатели.
Вопросы здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, по-видимому, не нашли должного отражения в комплексе оздоровительных мероприятий.
Систематически занимаются спортом и физкультурой менее половины учащихся ПТУ и ТУ. Из 119 человек, ответивших на вопрос «Занимаетесь ли вы физкультурой (спортом)? » утвердительно, 68 указали на систематические занятия, приблизительно столько же заявили, что они ни в каких кружках, секциях не состоят, а занимаются самостоятельно.
Многие учащиеся осведомлены о неблагоприятном влиянии курения и алкоголя на организм, однако */3 опрошенных курят и периодически употребляют алкоголь. Половина опрошенных выкуривает более 10 сигарет (папирос) в день, около 1/3 курят натощак. У ребят практически отсутствуют знания о специфике воздействия на организм никотина и алкоголя в связи с профессией.
Стремления повышать уровень гигиенических знаний учащиеся ПТУ и ТУ не проявили. На вопрос «Интересует ли вас популярная медицинская литература?» утвердительно ответили 18,0±5,4% учащихся ТУ и 25,2±4,3% учащихся ПТУ. Две трети опрошенных ответили на вопрос отрицательно.
Опрос и анкетирование 18 преподавателей и 14 мастеров производственного обучения горных ПТУ и ТУ, проведенные с целью выяснения их подготовленности к гигиеническому воспитанию будущих шахтеров, показали, что уровень знаний о специфике условий труда и особенностях неблагоприятного воздействия работы в угольных шахтах на организм шахтеров у них удовлетворительный. На вопрос «Что вам известно о производственных факторах угольной шахты?» 53,1 ±8,8% назвали почти все профессиональные факторы, встречающиеся при работе в шахте, 12,5±5,8% опрошенных дали на этот вопрос исчерпывающий ответ. Аналогичные результаты получены и при анализе ответов на вопрос «Что вам известно о влиянии труда в шахте на организм?» Однако, как правило, отвечая на первый и второй вопросы, многие забывали о таких отрицательных факторах труда в шахте, как повышенные уровни шума и вибрации, а также об их неблагоприятном воздействии на организм. При изучении состояния постановки гигиенической подготовки будущих шахтеров установлено, что преподавательский состав недостаточно активно участвует в этой работе. На вопрос
«Имеются ли специальные программы гигиенического воспитания учащихся?» в 43,8±7,3% случаев получе^ ответ «Не знаю» или ответа не было. 21,9±7,3% опрошен^ ных утверждают, что таких программ вообще не существует, 34,3% полагают, что они имеются, однако на каком курсе, кто и поскольку часов проводит эти занятия, преподаватели, как правило, не знают. Такие же результаты получены при анализе ответов на вопросы об имеющихся наглядных учебных пособиях, о подготовке кадров для этой работы и т. п. Эффективность проводимой санитарно-просветительной работы среди учащихся не оценивается.
Большинство опрошенных преподавателей уклонились от того, чтобы дать какие-либо конструктивные предложения по улучшению гигиенического воспитания будущих шахтеров (56,2% не хотели, 18,8% не знали, что предложить). Эти факты свидетельствуют о безразличном, а иногда и несерьезном отношении многих преподавателей к вопросам санитарной культуры учеников.
В целях улучшения постановки санитарно-просвети-тельной работы в ПТУ и ТУ горного профиля необходимо привлечь внимание ребят к своему здоровью в связи с будущей профессией, повысить качество обучения учащихся по гигиеническим вопросам. Особое внимание следует уделить особенностям труда в шахте и мерам защиты организма рабочих от отрицательного воздействия профессиональных вредностей. Необходимо также усилить пропаганду здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками. Организационно эти задачи должны реализоваться в разработке единых программ гигиенического обучения для учащихся ПТУ и ТУ горного профиля с учеЦА том специфики их будущей работы и норм здорового об-^ раза жизни. Гигиеническое обучение целесообразно проводить в виде отдельного курса в IV или V семестре для ПТУ и во II для ТУ, когда учащиеся уже будут нметь практическое представление о своей профессии. Проведение курса обязательного гигиенического обучения должно осуществляться только медицинскими работниками с высшим образованием.
Важное значение имеют также повседневная санитар-но-просветительная работа среди учащихся, повышение уровня гигиенических знаний преподавателей ПТУ и ТУ в институтах повышения квалификации работников профтехобразования. Наряду с этим необходимо осуществление систематического контроля за состоянием и эффективностью гигиенического обучения учащихся со стороны подростковых кабинетов, территориальных ме-дико-санитарных частей, санэпидстанций.
Литература
1. Винарик Э. М. — Гиг. и сан., 1984, №6, с. 36—38.
2. Винарик Э. М., Моачанюк В. О. — Сов. злравоохр.,
1983, № 3, с. 30—33.
Поступила 22.01.85
Ф