Научная статья на тему 'О формировании социокультурных функций детской школы искусств'

О формировании социокультурных функций детской школы искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
46
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ / ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Людмила Николаевна

В статье раскрывается современное содержание социокультурных функций детской школы искусств, анализируется современный научный гуманитарный фундамент ее социокультурных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О формировании социокультурных функций детской школы искусств»

Л. Н. КОМАРОВА

О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

В статье раскрывается современное содержание социокультурных функций детской школы искусств, анализируется современный научный гуманитарный фундамент ее социокультурных функций.

Ключевые слова: социокультурные функции, детская школа искусств.

Исследование социокультурных функций детской школы искусств (/II НИ) затрагивает несколько научно-практических сфер: теорию, методику практику социально-культурной деятельности, педагогику искусства, социологию, прикладную культурологию, теорию и методику управления образованием. Вследствие этого этимология и современное содержание основных компонентов понятийно-терминологического аппарата такого исследования требуют объяснения сквозь призму различных направлений гуманитарного знания. Междисциплинарный подход является одновременно причиной, следствием и подтверждением необходимости синтеза системного, культурологического, регионального, инф-раструктурно-отраслевого и проблемно-целевого подходов к анализу и решению основных задач исследования.

Содержание термина «функции» мы раскрываем с позиций философии, социологии, педагогики, а особенности функций, выполняемых ДШИ, анализируем с точки зрения их практического потенциала для решения социокультурных проблем на уровне городского образовательного пространства.

Сущность определения «социокультурный» анализируется, во-первых, в рамках терминологического аппарата теории социально-культурной деятельности; во-вторых, в отношении к процессу функционирования учреждений дополнительного художественно-эстетического образования детей; в-третьих, в контексте функционирования ДШИ в городском образовательном пространстве. Этот термин в своем содержании совмещает два направления научно-исследовательской, организационно-методической и практической деятельности - «социальное» и «культурное». Первое предполагает деятельность, связанную с понятием коллектива, а второе, как правило, ассоциируется с понятием индивидуальности, личности.

Сложная морфологическая структура термина «социокультурный» обусловливает выделение следующих главных моментов деятельности образовательных учреждений (ОУ) дополнительного художественно-эстетического образования детей:

1) акцент на социум предопределяет, что центральными субъектами и объектами являются: человек (его социальные проявления, качества, потребности, проблемы); определенные социальные группы, имеющие отношение к содержанию и ре-

зультатам деятельности ОУ; общественные объединения, государственные институты, коммерческие организации, шире - общество и общественные проявления в определенных условиях, границах (геополитических, регионально-административных) ;

2) акцент на культуру подразумевает, что в центре любой деятельности ОУ дополнительного художественно-эстетического образования детей - высшие человеческие ценности, историко-культурные традиции, духовно-нравственные принципы и нормы, творческо-эстетические проявления и достижения личности, представляющие культурологическую ценность для индивида, социальной микрогруппы, этнической и социальной группы, общества, нации.

В аспекте функционирования ДШИ термин «социокультурный» означает, что рассматриваются процесс и результаты ее деятельности, направленные не только на сферу профессионального музыкального образования, решение проблем профессионального обучения музыке одаренных детей и подростков, но и на область социокультурной жизни всего общества, решение проблем повышения культурного уровня рекреационно-досуговой, профессиональной, социальной деятельности, личностного и семейного пространства, оказания помощи в социализации, инкульту-рации, аккультурации, социокультурной и психологической адаптации средствами искусства.

Термин «социокультурные функции» раскрывает цели, задачи, направленность, содержание деятельности определенных индивидуальных, коллективных, институциональных объектов социокультурной действительности.

Содержание социокультурных функций ДШИ должно отражать актуальные социальные и культурологические аспекты жизнедеятельности общества в целом и различных его групп - социально-экономических, этнокультурных, возрастных. Процессуальными и материализованными результатами социокультурной деятельности ДШИ являются различные научно-исследовательские, методические, учебно-воспитательные, просветительские, рекреационно-досуговые, психоло-го-педагогические проекты, культурно-массовые мероприятия - концерты, фестивали, выставки, ярмарки, способствующие комплексному решению социокультурных проблем образовательного пространства. Использование термина «социокультурный» акцентирует внимание на том, что

№ 1 (30), 2009 "Культурная жизнь Юга России" ^^

профессиональная деятельность ДТТТИ имеет актуальность для всего современного общества, так как реализует широкий спектр видов и форм образовательной и социокультурной деятельности.

За последние десятилетия понятийный аппарат теории и методики формирования и реализации социокультурных функций ОУ существенно изменился под влиянием стремительных процессов информатизации, социализации, технизации, которые охватили все сферы непроизводственной деятельности. Соответственно, изменились формы, методы организации и осуществления социокультурной деятельности. Следующей причиной изменения явилась смена мировоззренческих ориентиров, которая, в свою очередь, обусловила изменение основных методологических и теоретических принципов, формирующих научно-практическую базу социокультурной деятельности на инфраструктурном, институциональном и процессуальном уровнях.

Теоретико-методические основы современных социокультурных функций ОУ дополнительного художественно-эстетического образования детей формируются на научном фундаменте различных гуманитарных отраслей научно-практического знания: философии, культурологии, эстетики, искусствоведения, теории социально-культурной деятельности, педагогики, психологии, социологии, демографии, религиоведения, менеджмента, маркетинга. Именно эти науки определяют современное содержание, направленность, характер социокультурной деятельности ОУ, а также отдельных специалистов, реализующих социокультурные функции - педагогов, методистов, психологов, организаторов досуга, менеджеров и т. д.

С учетом вышеприведенных определений мы можем утверждать, что содержанием понятия «социально-культурные функции детской школы искусств» является совокупность видов, форм, способов профессиональной общественно значимой деятельности данного ОУ совместно с отдельными индивидами, социальными и этническими группами, коллективами, государственными, коммерческими, общественными институтами, объединенными общими целями. Совместное достижение поставленных целей позволяет совершенствовать окружающую социальную и культурную действительность, сохранять и преумножать классические и народные историко-культурные ценности, национально-этнические, духовно-этические и патриотические традиции, оказывать воздействие на формирование благоприятного психологического, морального климата в образовательной, поликультурной коммуникативной, профессиональной, рекреационно-досуговой, культуротворческой среде, предоставлять информационно-консультативные, организационно-ме-тодические услуги для реализации личностного потенциала участников образовательных и социокультурных процессов.

Вектор и содержание социокультурной деятельности ДТТТИ зависит от административно-территориальных, социально-экономических, норма-тивно-правовых факторов, профессиональных

задач, обусловленных местом и ролью ДТТТИ в системе специальных учебных заведений дополнительного образования в городском образовательном пространстве, а также от национально-регионального аспекта. Профессиональные функции ДТТТИ на протяжении исторического развития всей системы образования в России формировались в соответствии с общенациональной политикой в области культуры и искусства. Основными являлись те виды искусства, которые притягивали внимание государственной власти, а также вызывали массовый интерес у образованных слоев населения. В процессе исторического развития содержание художественной культуры изменялось качественно и количественно: формировались и появлялись новые стили и жанры, совершенствовалась техника и технология, появлялись новые виды, формы, средства художественного отображения действительности. В настоящее время содержание наиболее распространенных специализаций в ДТТТИ включает в себя основные виды искусства: музыкальное (инструментальное сольное, ансамблевое и оркестровое исполнительство, вокал, хоровое и ансамблевое классическое, духовное и эстрадное пение, композиторское творчество), изобразительное (живопись, народно-прикладное искусство), фото-и киноискусство, зрелищные и синкретические виды искусства (различные жанры театральной деятельности, классическое и народное хореографическое искусство), виды и формы художественного творчества, основанные на информационно-компьютерных технологиях.

В процессе обучения у учащихся ДТТТИ появляется потребность перенять историко-культурный опыт предшествующих поколений, повторить творческий путь мастеров прошлого, вновь и вновь воплощая художественные образы в композициях звука, цвета, формы, движения, понять чувственно-эмоциональный и интеллектуальный мир, создаваемый произведениями искусств, а также получить признание широкой общественности, раскрыть личностный потенциал, обрести самобытность своей творческой индивидуальности. Раскрытие современного содержания искусства позволяет, во-первых, конкретизировать миссию ДТТТИ; во-вторых, определить пути совершенствования ее деятельности и расширения спектра предлагаемых образовательных и социокультурных услуг; в-третьих, обосновать критерии выявления, классификации и синтеза социокультурных функций ДТТТИ

Предложения по созданию инновационных обучающих, воспитательных, досуговых, реаби-литационно-рекреационных систем, методик, технологий, основанных на синтезе различных видов искусства отражают современные тенденции в образовании. Теоретико-методическое содержание данных разработок, а также результаты их апробации и внедрения свидетельствуют о том, что различные виды искусства по-прежнему обладают силой тяготения к слиянию, несмотря на то, что в процессе многовекового дифференцированного развития сформировались их самобытные

профили - материальные проявления творческих идей, способы, приемы и средства воплощения художественных образов, пути коммуникации с публикой и результаты воздействия на человека. Именно на основе синтеза различных видов искусства можно реализовать его социокультурные функции, комплексно воздействовать как на отдельную личность, так и на различные социальные

и этнокультурные группы, формировать мировоззрение, эстетические предпочтения, культурно-интеллектуальные потребности, вскрывать и решать проблемы социально-коммуникативного, психоэмоционального, духовно-нравственного характера, предлагать пути личностной реализации - социализации, творческого раскрытия, интеллектуального самосовершенствования.

L. N. KOMAROVA. ABOUT THE FORMATION OF SOCIOCULTURAL FUNCTIONS IN THE ART SCHOOL FOR CHILDREN

The article is dedicated to the modern content ofsociocultural functions in the art school for children and modern scientific foundation of its sociocultural functions.

Keywords: sociocultural functions, art school for children.

И. А. РЕМНЕВА

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ И ВОПЛОЩЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

В статье рассмотрены пути формирования художественного образа и его воплощения в музыкальном произведении, выявлен основной критерий продуктивности музыкального мышления, проанализирована роль творческой интерпретации в исполнении музыкального произведения.

Ключевые слова: художественный образ, исполнительская интерпретация, исполнительская культура.

Художественный образ - основа всего творчества, а создание - цель, к которой стремятся талантливые и гениальные музыканты. «Что же такое "художественный образ музыкального произведения", если это не сама музыка, живая звуковая материя, музыкальная речь с ее закономерностями и составными частями, именуемыми мелодией, гармонией, полифонией и т. д., с определенным формальным строением, эмоциональным и поэтическим содержанием?» - размышляет Г. Г. Нейгауз.

Анализ и обобщение передового опыта в области музыкознания, теории и методики преподавания музыки показали, что категория музыкального образа является предметом специального внимания педагогов-музыкантов как отечественной, так и зарубежной школы. В подтверждение достаточно назвать имена Л. А. Баренбойма, С. И. Савшинского, Г. Г. Нейгауза, Г. Когана и др.

Человек постепенно привыкал различать в звуках природы различные их свойства - высоту, длительность, громкость. Формировались выразительные интонации. На основе полученных музыкально-слуховых представлений возникали простейшие образы, развивались музыкальные способности, слух, творческое восприятие действительности.

Простая мелодия, рожденная еще в детской импровизации, может быть как бессмысленным перебором случайных звуков, так и настоящим искусством, а характер исполнения музыки - механически равнодушным либо глубоко проникновенным. Слушание музыки тоже бывает разным: одни воспринимают ее поверхностно (как шумо-

вой фон), не вникая в суть, другие тонко чувствуют все нюансы музыкальных мыслей и настроений. Настоящему искусству соответствует художественная осмысленность. Иными словами, основным критерием продуктивности музыкального мышления является познание художественного образа, смысла и содержания.

Работа над воспроизведением художественного образа начинается с пробуждения интуиции исполнителя. У музыканта, проигрывающего произведение в первый раз с целью ознакомления, неизбежно возникают ассоциации, поток чувств, мыслей. Идет процесс осмысления, обдумывания первых (возникших у исполнителя) образов. Затем произведение начинает изучаться уже вне инструмента, когда возникают звуковые и двигательные ощущения (важность этого этапа отмечали Оборин, Нейгауз и др.). В результате работы ассоциативные образы, возникающие при первом знакомстве с произведением, подтверждаются или отвергаются. Идет проигрывание пьесы в целом, без акцента внимания на деталях технологии. Затем текст «укладывается» в слуховую и двигательную память. Шлифуются отрывки, фразы, произведение выстраивается по форме. При разучивании нотного текста можно идти от частного к целому или, наоборот, от идеи (если она понятна сразу), концепции, формы - к мелким, частным деталям воплощения. Главное - твердо продвигаться к цели и понимать, что рояль - лишь средство «доставки» художественного образа. Важно не потерять первоначальные ощущения, впечатления, ассоциации, возникшие при знакомстве с произведением, попытаться перевес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.