Научная статья на тему 'Исполнительская интерпретация как средство создания и воплощения художественного образа'

Исполнительская интерпретация как средство создания и воплощения художественного образа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1925
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ремнева Ирина Александровна

В статье рассмотрены пути формирования художественного образа и его воплощения в музыкальном произведении, выявлен основной критерий продуктивности музыкального мышления, проанализирована роль творческой интерпретации в исполнении музыкального произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исполнительская интерпретация как средство создания и воплощения художественного образа»

профили - материальные проявления творческих идей, способы, приемы и средства воплощения художественных образов, пути коммуникации с публикой и результаты воздействия на человека. Именно на основе синтеза различных видов искусства можно реализовать его социокультурные функции, комплексно воздействовать как на отдельную личность, так и на различные социальные

и этнокультурные группы, формировать мировоззрение, эстетические предпочтения, культурно-интеллектуальные потребности, вскрывать и решать проблемы социально-коммуникативного, психоэмоционального, духовно-нравственного характера, предлагать пути личностной реализации - социализации, творческого раскрытия, интеллектуального самосовершенствования.

L. N. KOMAROVA. ABOUT THE FORMATION OF SOCIOCULTURAL FUNCTIONS IN THE ART SCHOOL FOR CHILDREN

The article is dedicated to the modern content of sociocultural functions in the art school for children and modern scientific foundation of its sociocultural functions.

Keywords: sociocultural functions, art school for children.

И. А. РЕМНЕВА

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ И ВОПЛОЩЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

В статье рассмотрены пути формирования художественного образа и его воплощения в музыкальном произведении, выявлен основной критерий продуктивности музыкального мышления, проанализирована роль творческой интерпретации в исполнении музыкального произведения.

Ключевые слова: художественный образ, исполнительская интерпретация, исполнительская культура.

Художественный образ - основа всего творчества, а создание - цель, к которой стремятся талантливые и гениальные музыканты. «Что же такое "художественный образ музыкального произведения®, если это не сама музыка, живая звуковая материя, музыкальная речь с ее закономерностями и составными частями, именуемыми мелодией, гармонией, полифонией и т. д., с определенным формальным строением, эмоциональным и поэтическим содержанием?» - размышляет Г. Г. Нейгауз.

Анализ и обобщение передового опыта в области музыкознания, теории и методики преподавания музыки показали, что категория музыкального образа является предметом специального внимания педагогов-музыкантов как отечественной, так и зарубежной школы. В подтверждение достаточно назвать имена Л. А. Баренбойма, С. И. Савшинского, Г. Г. Нейгауза, Г. Когана и др.

Человек постепенно привыкал различать в звуках природы различные их свойства - высоту, длительность, громкость. Формировались выразительные интонации. На основе полученных музыкально-слуховых представлений возникали простейшие образы, развивались музыкальные способности, слух, творческое восприятие действительности.

Простая мелодия, рожденная еще в детской импровизации, может быть как бессмысленным перебором случайных звуков, так и настоящим искусством, а характер исполнения музыки - механически равнодушным либо глубоко проникновенным. Слушание музыки тоже бывает разным: одни воспринимают ее поверхностно (как шумо-

вой фон), не вникая в суть, другие тонко чувствуют все нюансы музыкальных мыслей и настроений. Настоящему искусству соответствует художественная осмысленность. Иными словами, основным критерием продуктивности музыкального мышления является познание художественного образа, смысла и содержания.

Работа над воспроизведением художественного образа начинается с пробуждения интуиции исполнителя. У музыканта, проигрывающего произведение в первый раз с целью ознакомления, неизбежно возникают ассоциации, поток чувств, мыслей. Идет процесс осмысления, обдумывания первых (возникших у исполнителя) образов. Затем произведение начинает изучаться уже вне инструмента, когда возникают звуковые и двигательные ощущения (важность этого этапа отмечали Оборин, Нейгауз и др.). В результате работы ассоциативные образы, возникающие при первом знакомстве с произведением, подтверждаются или отвергаются. Идет проигрывание пьесы в целом, без акцента внимания на деталях технологии. Затем текст «укладывается» в слуховую и двигательную память. Шлифуются отрывки, фразы, произведение выстраивается по форме. При разучивании нотного текста можно идти от частного к целому или, наоборот, от идеи (если она понятна сразу), концепции, формы - к мелким, частным деталям воплощения. Главное - твердо продвигаться к цели и понимать, что рояль - лишь средство «доставки» художественного образа. Важно не потерять первоначальные ощущения, впечатления, ассоциации, возникшие при знакомстве с произведением, попытаться перевес-

ти их в мысль, осознать, так как первое впечатление - самое верное. Путь художника-исполнителя заключается в поиске истины: от интуиции, подсознания - к осмыслению.

Отделка деталей, поиски необходимого звука, педали, аппликатуры, соответствующих замыслу произведения (а не только и не столько пианистическому удобству), - все это тоже является работой над художественным образом, не исключая техники и технологии. «Любое усовершенствование техники есть усовершенствование искусства, а значит, помогает выявлению содержания “сокровенного смысла”» (Г. Нейгауз).

Создание художественного образа предполагает определенную последовательность его вынашивания, проживания исполнителем. Особое значение в этом процессе придается поискам в художественно-образной ткани следов влияния той среды-контекста, в которой возник и развивался художественный образ. Лишь ознакомившись с большей частью творчества композитора, зная не только музыку, но и живопись, архитектуру, литературу соответствующей эпохи, можно понять его мироощущение.

Любая творческая интерпретация предполагает, что художественный образ несет на себе печать личности исполнителя. В таком случае надо признать, что интерпретация всегда субъективна. И чем ниже уровень исполнителя (его интеллект, воображение, темперамент, слух, технические способности и т. д.), тем дальше он находится от эстетических задач, тем более сложную проблему представляет для него работа над художественным образом. «Жизнь музыкального произведения - в его исполнении», - говорил Б. Асафьев.

Поскольку исполнитель - художественная личность, наряду с композитором вершащая судьбу искусства, необходимо поставить вопрос о специфике и внутренней структуре исполнительски-интерпретационного содержания музыкальных произведений. Исполнительская система содержания музыкального произведения включает в себя: исполнительское содержание музыки в целом; содержание исполнительских идей музыкальной эпохи; традиции национальной исполнительской школы; исполнительское выявление музыкального жанра и формы; специфику индивидуального исполнительского стиля; индивидуальность исполнительского замысла конкретного произведения; исполнительскую интерпретацию в слушательском восприятии. К этой иерархии добавляется ряд «пунктов» в ценностном плане: «магнетизм» воздействия исполнителя (психологическая ценность); новизна, оригинальность; сила, значимость (эстетические ценности).

Индивидуальный исполнительский стиль особо важен для содержания интерпретации. Как никогда, здесь важна сама человеческая личность. Имеет значение не только школа, профессиональное образование, но и личные психологические качества музыканта, сказывается его эмоциональная доминанта, приверженность к определенным художественным темам и образам, способность

быть оригинальным, новым, неожиданным, обладать особым артистическим «магнетизмом» - даром захватывать аудиторию интонацией, ритмическим напором темперамента.

Благодаря индивидуальному творчеству исполнителя, произведение оживает всякий раз по-новому. И это разное «оживание» имеет полное право на существование. Главное - не исказить смысл произведения и сохранить исторический и культурный контекст. Новое произведение рождается лишь тогда, когда полностью активизируются психические силы, способности и включается воображение художника. Индивидуальная исполнительская деятельность в музыке, будучи сотворчеством, заключает в себе огромный потенциал. В любом случае произведение композитора интерпретируется в соответствии с особенностями личности исполнителя и его школы.

Рожденная композитором музыка живет в великом множестве интерпретаций, она каждый раз возрождается исполнителем, который, вынашивая ее в себе, находя в ней отклик собственных мыслей и чувств, основываясь на художественном замысле композитора, становится творческим посредником между ним и слушателем. Нельзя сказать, что музыка, записанная композитором в условной системе знаков и нот, мертва, но непосредственно она оживает именно в момент исполнения. Подлинное бессмертие музыки состоит в том, что она обогащается идеями, чувствами исполнителя и слушателя, бесконечной возможностью интерпретаций.

Настоящий исполнитель - актер, имеющий ярко выраженный индивидуальный характер. Перевоплощаясь в найденный образ, он завораживает слушателей и тем самым дает им возможность ощутить характер музыки. Исполнитель должен сам понять и изучить «внутренний мир» исполняемого произведения. Его способность донести до слушателя художественный образ зависит от того, насколько он сможет с ним слиться, прочувствовать и прожить.

Отражая мир, музыкант одновременно воплощает в произведениях свои мысли и чувства, стремления, эстетические идеалы, дает оценку явлениям жизни, по-своему объясняя их сущность и смысл, выражает свое понимание мира. Но эти представления о любом произведении неполны, а следовательно, неверны. Если «каждая эпоха прочитывает композитора по-своему», значит, у каждой - свой Бетховен, Чайковский. Тем не менее основная задача любого творца-исполнителя заключается в поисках условий максимального приближения к истинному смыслу музыки.

Подлинный художник не придумывает, а пристально и напряженно всматривается в образ, зарождающийся в его сознании, вдумывается и критически размышляет. Воображение мастера-исполнителя отличается конкретностью: великие исполнители отчетливо и детально видят воображаемое. Художник - это личность, тысячами нитей связанная со своим временем, с искусством своей страны и мировым художественным про-

цессом, ближней и дальней средой, с народом, к которому он принадлежит, и человечеством. Но это и индивидуальность, неповторимая в своей целостности, со своим видением мира, места человека в этом мире, с собственной, непрерывной и единой внутренней жизнью.

Таким образом, можно утверждать, что проявлением образованности исполнителя-музы-канта является его исполнительская культура. Это культура звука, фразировки, интонирования, культура динамики и т. д. Поэтому реализация художественного образа зависит от интерпрета-

ции исполнителем-музыкантом композиторского замысла.

Литература

1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. Л., 1963. '

2. Нейгауз Г. Г Об искусстве фортепианной игры Записки педагога. Изд. 4-е. М., 1982.

3. Храпченко М. Б. Горизонты художественного образа. М., 1982.

4. Шулъпяков О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л., 1986.

I. A. REMNEVA. SOLO INTERPRETATION AS MEANS OF ARTISTIC IMAGE CREATION

This article is dedicated to the ways of artistic image creation, its insertion into the music play. The author determines the major criteria of music thinking productivity, analyses the role of artistic interpretation in the music play performance.

Key words: artistic image creation, solo interpretation, culture of performanse.

И. В. ИВАНОВА

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Социально-коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, эмоционально-психологическая регуляция, коммуникативный потенциал, педагогическое взаимодействие.

Основой системы профессионального образования является создание базы для развития личности и подготовки профессионально компетентного специалиста. Достижение этих целей зависит от качества содержания образования, обучения, преподавания, учебно-методического оснащения и системы психолого-педагогических условий. Овладение профессиональной деятельностью предполагает освоение определенной системы действий, направленных на достижение конкретной осознаваемой цели, что, в свою очередь, обусловливает формирование таких качеств психики студента, как самостоятельность, самоуважение, профессиональная уверенность, компетентность. Противоречия между предметным (дисциплинарным) и интегрированным методами преподавания, а также между теорией и реальной профессиональной практической деятельностью актуализируют психологическую проблему целостности содержания процесса обучения. Поэтому неизмеримо вырастает значимость психолого-педагогических факторов.

В Зерноградском педагогическом колледже, являющемся многоуровневым учебным заведением, для оказания психологической помощи в учебном процессе создана психологическая служба. Основные направлениями ее деятельности - диа-

гностическое и коррекционное консультирование по проблемам формирования профессиональной компетентности. Создание психологической службы связано с проблемами и противоречиями, сложившимися в колледже: наличием сформированной качественной учебно-методической базы обучения и низкой мотивационной направленностью и несформированостыо умения учиться у абитуриентов и студентов; присутствием развитого интеллектуального потенциала педагогического коллектива учебных заведений и недостаточным уровнем интеллектуального развития абитуриентов и студентов; востребованностью специалистов с высоким уровнем профессиональной компетенции и недостаточно четким представлением о способах ее формирования у выпускников колледжа.

Наличие вышеназванных проблем влияет на качество учебного процесса и тормозит развитие личности и студента, и преподавателя. Разрешение противоречий на основе создания комплекса психолого-педагогических условий формирования деятельностной теории учения позволит качественно перестроить образовательные механизмы среднего профессионального учебного заведения от традиционно школярских взаимоотношений преподавателя и студента к диалогу сотруд-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.