JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-167-170 EDN: https://elibrary.ru/buqfgf NIION: 2003-0059-4/23-749 MOSURED: 77/27-003-2023-04-948
Анатолий Юрьевич Олимпиев1, Дмитрий Александрович Матвеев2
1 Государственный университет управления, Москва, Россия, [email protected]
2 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, [email protected]
Аннотация. Анализируется юридическая литература и законодательство о социальном предпринимательстве в Российской Федерации; Установлено: право на осуществление предпринимательства закреплено в ст. 34 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.; многообразие форм предпринимательства закреплено в ч. 1 Гражданского кодекса РФ от 21 октября 1994 г.; лишь спустя двенадцать лет после принятия Федерального закона РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 6 июля 2007 г. в названный нормативный правовой акт были внесены изменения о социальном предпринимательстве, что свидетельствует о наличии самостоятельного правового института.
Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, гражданское законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, федеральный закон РФ, Федеральный закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 6 июля 2007 г., «социальное предприятие», предпринимательство, социальное предпринимательство
Для цитирования: Олимпиев А. Ю., Матвеев Д. А. О формировании социального предпринимательства в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 4. С. 167-170. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2023-4-167-170. EDN: BUQFGF.
Original article
Anatoliy Yu. Olimpiev1, Dmitry A. Matveev2
1 State University of Management, Moscow, Russia, [email protected]
2 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. In the article, based on the analysis of legal literature and legislation on social entrepreneurship in the Russian Federation, several judgments are made: the right to conduct entrepreneurship is enshrined in Article 34 of the Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993; the diversity of forms of entrepreneurship is enshrined in Part One of the Civil Code of the Russian Federation of October 21, 1994; only twelve years after the adoption of the Federal Law of the Russian Federation «On the Development of Small and Medium-sized Enterprises in the Russian Federation» of July 6, 2007 in the said regulatory the legal act was amended on social entrepreneurship, which allows us to assert the existence of an independent legal institution.
Keywords: Russian Federation, legislation, civil legislation, regulatory legal act, Constitution of the Russian Federation, Federal Law of the Russian Federation, Federal Law of the Russian Federation «On the Development of Small and Medium-sized Businesses in the Russian Federation» of July 6, 2007, «social enterprise», entrepreneurship, social entrepreneurship
For citation: Olimpiev A. Yu., Matveev D. A. On the formation of social entrepreneurship in the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(4):167-170. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2023-4-167-170. EDN: BUQFGF.
О формировании социального предпринимательства в Российской Федерации
On the formation of social entrepreneurship in the Russian Federation
© Олимпиев А. Ю., Матвеев Д. А., 2023
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Предметом данной статьи является социальное предпринимательство в Российской Федерации1.
Первоначально о состоянии теории.
Так, С. С. Занковским «рассмотрены признаки и законодательное регулирование социального предпринимательства» («Таким образом, в классификации бизнеса социальное предпринимательство займет свое место, исходя из характера предпринимательской деятельности, ее социального оттенка. И если не все разновидности такого предпринимательства пользуются законодательно установленными льготами, то это объяснимо тем обстоятельством, что государство определяет такие льготы для решения тех социальных проблем, которые считает наиболее острыми») [2].
Р. И. Газизуллиным «поставлена проблема социального предпринимательства как нового для России феномена экономической и правовой жизни» («Содержание, место и перспективы социального предпринимательства в каждой стране в условиях конкретной экономики специфичны, однако можно отметить ряд универсальных признаков. Во-первых, социальное предпринимательство — феномен, возникающий в результате осознания общественной потребности в решении социальных проблем при активном участии экономически эффективных бизнес-организаций. Во-вторых, с социальным предпринимательством связываются высокие общественные ожидания, нередко влияющие на принятие не только важных экономических, но и политических решений. В-третьих, социальное предпринимательство может рассматриваться как своего рода ренессанс моральных ценностей традиционного общества в условиях постиндустриализации. В-четвертых, изучение социального предпринимательства предполагает междисциплинарность. Затрагивая отношения государства, общества и наиболее экономически активной и эффективной его части, социальное предпринимательство, так или иначе, является предметом исследований в сферах теории предпринимательства, институциональной экономики, конституционной экономики, теории и практики частного права. В качестве вывода сформулируем следующее определение социального предпринимательства: это социально-экономическая активность, осуществляемая в различных организационно-правовых формах, объединенных непосредственной целевой направленностью на решение одной или нескольких актуальных для данного общества социальных проблем. Добавим, что гипотетически идеальная модель социального предпринимательства предполагает устойчивость механизмов реализации целей в сочетании с новаторством идей и комбинацией ресурсов для достижения поставленных целей, а также этическую безупречность корпоративной культуры») [3].
О. А. Серова полагает следующее: «Социальное
1 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: [1]).
предпринимательство как экономико-правовое явление широко распространено во всем мире. В России идет поиск оптимальных организационно-правовых форм для организации подобной деятельности. Попытки заимствования специальных видов организаций, относящихся к социальному предпринимательству в зарубежных правопорядках, могут привести к отрицательному результату. В статье обосновывается необходимость учета сложившейся в стране практики социального предпринимательства, не имеющего законодательного закрепления. Предлагаемое разграничение социального предпринимательства и деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций позволит развиваться новому явлению в системном единстве с действующими нормами гражданского законодательства» («В российских условиях отсутствуют предпосылки к созданию «общины» как организационной формы оказания помощи нуждающимся лицам. Вне рамок институциональных образований, к которым прежде всего относится конструкция юридического лица, создание системного подхода к оказанию социальной поддержки невозможно. В настоящее время такая система образуется путем создания организаций малого и среднего бизнеса, которые должны признаваться субъектами социального предпринимательства и деятельностью некоммерческих организаций (социально ориентированные организации и исполнители общественно полезных услуг)») [4].
Г. А. Писарев рассмотрел «новейшее законодательство Российской Федерации в части закрепления понятия социального предпринимательства и условий отнесения предприятий к социальным» («Таким образом, статус социального предпринимателя должен формироваться с учетом основных признаков предпринимательской деятельности с наполнением ее таким сущностным признаком, как социальная миссия. У социального предпринимателя появляется особая цель (миссия) — осуществление социально значимых видов деятельности, направленных на разрешение социальных проблем, с целью получения прибыли (дохода). Представляется возможным, не меняя организационно-правовую форму, вид юридического лица, а позволяя получать соответствующим субъектам статус социального предпринимателя, регулировать их правовой статус специальным законодательством, соединяющим все имеющиеся социальные инициативы и социальные бизнес-проекты, не прибегая к отдельному регулированию в рамках Гражданского кодекса РФ») [5].
Противоречивость результатов научных изысканий предопределяет и несовершенство законодательства о социальном предпринимательстве в Российской Федерации.
Первоначально обращаемся к Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. [6], в статье 34 которой закреплено принципиально важное положение: «1. Каждый имеет право на свободное использование своих способно-
стей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».
Положения названной статьи Конституции РФ детализированы в гражданском законодательстве [подробнее см.: 7]. В частности, в Части первой ГК РФ от 21 октября 1994 г.1 определены организационно-правовые формы предпринимательства.
А конкретизация организационно-правовых форм предпринимательства дана в иных федеральных законах РФ: в Федеральном законе РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 6 июля 2007 г.2 («Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки» — ст. 1); в Федеральном законе РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 19 декабря 2008 г.3.
Особо обращаем внимание на Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» от 11 июля 2019 г.4, в котором определены понятия «социальное предпринимательство» (предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества) и «социальное предприятие» (субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства).
Таким образом, исследования относительно социального предпринимательства в Российской Федерации необходимо продолжать.
Во-первых, право на осуществление предпринимательства закреплено в статье 34 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.
Во-вторых, многообразие форм предпринимательства закреплено в Части первой Гражданского кодекса РФ от 21 октября 1994 г.
1 См.: СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; ...; 2022. № 16. Ст. 2601.
2 См.: СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006; ...; 2023. № 1 (часть I). Ст. 52.
3 См.: СЗ РФ. 2008. № 52 (часть I). Ст. 6249; 2022. № 45. Ст. 7672.
4 См.: СЗ РФ. 2019. № 30. Ст. 4147.
В-третьих, лишь спустя двенадцать лет после принятия Федерального закона РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 6 июля 2007 г. в названный нормативный правовой акт были внесены изменения о социальном предпринимательстве, что позволяет утверждать о наличии самостоятельного правового института.
Список источников
1. Галузо В. Н. Конституционно-правовой статус России : проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123.
2. Занковский С. С. Понятие и правовое регулирование социального предпринимательства // Предпринимательское право. 2020. № 4. С. 51-56.
3. Газизуллин Р. И. Социальное предпринимательство : понятие, признаки, перспектива // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 12. С. 46-49.
4. Серова О. А. Социальное предпринимательство : выбор организационно-правовой формы // Гражданское право. 2019. № 2. С. 11-15.
5. Писарев Г. А. Социальное предпринимательство : новое законодательство РФ и вопрос об изменении ГК РФ // Гражданское право. 2019. № 6. С. 33-36.
6. Галузо В. Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.
7. Эриашвили Н. Д., Галузо В. Н. О некоторых проблемах институционализации гражданского права в Российской Федерации // Международный журнал гражданского и торгового права. 2017. № 3. С. 71-74.
References
1. Galuzo V. N. Constitutional and legal status of Russia : the problem of naming the state // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. № 5. P. 119-123.
2. Zankovsky S. S. The concept and legal regulation of social entrepreneurship // Entrepreneurial law. 2020. № 4. P. 51-56.
3. Gazizullin R. I. Social entrepreneurship: concept, signs, perspective // State power and local self-government. 2020. № 12. P. 46-49.
4. Serova O. A. Social entrepreneurship : the choice of organizational and legal form // Civil law. 2019. № 2. P. 11-15.
5. Pisarev G. A. Social entrepreneurship : new legislation of the Russian Federation and the question of changing the Civil Code of the Russian Federation // Civil law. 2019. № 6. P. 33-36.
6. Galuzo V. N. Is it possible to ensure uniform enforcement of legislation in the absence of its
JURISPRUDENCE
systematization? // State and Law. 2014. № 11. P. 98-102.
7. Eriashvili N. D., Galuzo V. N. On some problems
of institutionalization of civil law in the Russian Federation // International Journal of Civil and Commercial Law. 2017. № 3. P. 71-74.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Информация об авторах
А. Ю. Олимпиев — профессор кафедры частного права Государственного университета управления, доктор исторических наук, кандидат юридических наук;
Д. А. Матвеев — доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат юридических наук.
Information about the authors
A. Yu. Olimpiev — Professor of the Department of Private Law of the State University of Management, Doctor of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences;
D. A. Matveev — Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines of the Plekhanov Russian University of Economics, Candidate of Legal Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 20.04.2023; одобрена после рецензирования 09.06.2023; принята к публикации 13.07.2023.
The article was submitted 20.04.2023; approved after reviewing 09.06.2023; accepted for publication 13.07.2023.
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
Гражданский процесс
Гражданский процесс. Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели. 9-е изд., перераб. и доп. Учебник. 687 с. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.
Особое вниманиеуделено порядкупересмотра судебныхпостановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.