Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ, БЕЛОРУССИИ И РОССИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ, БЕЛОРУССИИ И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОБЕЛЫ / НОРМАТИВНОСТЬ / ОБЩЕСТВА / ЗАКОН / КОДЕКС / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / СТАТУС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баттахов П.П.

В статье рассматривается правовое регулирование социального предпринимательства в Казахстане, Белоруссии и России. Отмечено, что Российская Федерация - как социальное государство имеет право реализовать значимые проекты, целью которых выступает решение общественных задач. Выделены нормативно-правовые акты, регулирующие социальное предпринимательство в Казахстане, благодаря которым любое юридическое лицо имеет возможность получения соответствующего статуса. Исходя из вышесказанного, для дальнейшего развития видится целесообразным принятие отдельного закона «О социальном предпринимательстве в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE AND LEGAL REGULATION OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN KAZAKHSTAN, BELARUS AND RUSSIA

The work considers the legal regulation of social entrepreneurship in Kazakhstan, Belarus and Russia. It is noted that the Russian Federation, as a social state, has the right to implement significant projects, the purpose of which is to solve public problems. The regulations regulating social entrepreneurship in Kazakhstan are highlighted, thanks to which any legal entity has the opportunity to obtain the corresponding status. Based on the above, it seems expedient for further development to adopt a separate law "On Social Entrepreneurship in the Russian Federation."

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ, БЕЛОРУССИИ И РОССИИ»

ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ

DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_109

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ, БЕЛОРУССИИ И РОССИИ Current state and legal regulation of social entrepreneurship in Kazakhstan, Belarus and Russia

БАТТАХОВ Петр Петрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, Институт государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: battakhov@mail.ru;

Battakhov Petr Petrovich,

candidate of of jurisprudence, senior researcher of Institute of the state and right of the Russian Academy of Sciences. 10 Znamenka str., 119019 Moscow, Russia. E-mail: battakhov@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается правовое регулирование социального предпринимательства в Казахстане, Белоруссии и России. Отмечено, что Российская Федерация - как социальное государство имеет право реализовать значимые проекты, целью которых выступает решение общественных задач. Выделены нормативно-правовые акты, регулирующие социальное предпринимательство в Казахстане, благодаря которым любое юридическое лицо имеет возможность получения соответствующего статуса. Исходя из вышесказанного, для дальнейшего развития видится целесообразным принятие отдельного закона «О социальном предпринимательстве в Российской Федерации».

Abstract: The work considers the legal regulation of social entrepreneurship in Kazakhstan, Belarus and Russia. It is noted that the Russian Federation, as a social state, has the right to implement significant projects, the purpose of which is to solve public problems. The regulations regulating social entrepreneurship in Kazakhstan are highlighted, thanks to which any legal entity has the opportunity to obtain the corresponding status. Based on the above, it seems expedient for further development to adopt a separate law "On Social Entrepreneurship in the Russian Federation."

Ключевые слова: Социальное предпринимательство, пробелы, нормативность, общества, закон, кодекс, федеральный закон,

статус.

Keywords: Social entrepreneurship, gaps, regulations, societies, law, code, federal law, status.

Для цитирования: Баттахов П.П. Современное состояние и правовое регулирование социального предпринимательства в Казахстане, Белоруссии и России//Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 109-112. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_109.

For citation: Battakhov P.P. Current state and legal regulation of social entrepreneurship in Kazakhstan, Belarus and Russia // Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 109-112. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_109.

Статья поступила в редакцию: 02.04.2023

В странах СНГ в последние десятилетия совершенствуются механизмы развития потребительского и трудового рынка, что отвечает потребностям местных граждан. В настоящее время государство для выполнения социальных функций и решения развития институтов предпринимательской деятельности должно финансировать данное направление. Примером положительного эффекта, достигаемого при грамотном правовом регулировании, может служить опыт зарубежных стран, повторения которого на отечественную систему, по мнению многих специалистов, должна способствовать улучшению сложившейся ситуации.

Безусловно, мировой опыт наглядно показывает, что социальное предпринимательство выступает важным и неотделимым элементом социума. Данное явление способствует продуктивному взаимодействию различных сфер экономики при разрешении целого ряда проблем социума. Именно в сфере социального предпринимательства зарождаются и преобразовываются пути решения таких проблем. Посредством прогрессивного комбинирования наличествующих ресурсов, сочетая разные инструменты, социальное предпринимательство преодолевает проблемы социума оптимальными методами, что приводит к повышению качества получаемых населением услуг.

В последние годы значительное внимание в России уделяется такому значимому для социума институту предпринимательского права как социальное предпринимательство, планомерно развивающемуся уже несколько десятков лет во многих странах мира. Безусловно, очень важно исследовать опыт зарубежных коллег, поскольку многие государства значительно продвинулись на пути эффективного становления социального предпринимательства.

Несомненно, в ряде зарубежных государств социальное предпринимательство ускоренно проходит этапы своего становления ввиду непрерывно появляющихся новых проблем социума. В более развитых странах, с уже окрепшим институтом социального предпринимательства, есть нормативная база господдержки социальных предпринимателей. В таких государствах приняты отдельные организационно-правовые формы и сертификационные системы социального предпринимательства^].

Становление социального предпринимательства группы развитых стран мира делится на три этапа:

1) ведение деятельности без официального признания её специфики в том или ином отдельном нормативно-правовом акте;

2) официальное подтверждение специфики вида деятельности, зачастую, в форме кооперативов;

3) установление нормативно-правового статуса социального предприятия вне определенной формы хозяйствования на базе нескольких свойств, которые могут быть сформулированы любой организацией (помимо государственной)[2].

Белорусское правительство весьма заинтересовано, с экономической точки зрения, в благополучии общества, поскольку от него

напрямую зависит последующее становление экономики страны. Впрочем, ресурсы государства имеют предел, и значительно развить эту деятельность можно лишь посредством активности самих бизнесменов. Следовательно, незаменима поддержка социальных инициатив со стороны властей всех уровней. Сегодня в Беларуси отсутствует специальное законодательство, регламентирующее активность социальных предприятий; юридически не конкретизированы отличия социального предпринимательства, предприятия и предпринимателя. В Беларуси имеется свыше двухсот организаций, которые можно классифицировать как социальные. Также существуют организации, ценностно ориентированные на благополучие общества, как-то: Фонд Добра, «Социальные технологии бизнеса», ТАЛАКА, союзы людей с ограниченными возможностями, ОДБ Брюссель и др. Социальные организации осуществляют поддержку по двум ключевым направлениям: - способствование трудоустройству социально уязвимых членов общества; - сопровождение деятельности (в сфере производства или оказания услуг), способствующей решению проблем социума[3].

Далее, Правительство Беларуси не единожды декларировало актуальность становления социального предпринимательства и формирования законодательной базы, способствующей таковому становлению[4]. Практически в Беларуси проводятся социально значимые инициативы, к примеру, в двенадцати районах страны за счёт финансовых поступлений из Евросоюза поддерживается местный бизнес - это Программа развития ООН совместно с Министерством экономики Беларуси. В ходе данного проекта воплощаются 34 общественно значимые инициативы: медицинские, образовательные, сельскохозяйственные, туристические, производственные, экологические[5].

На заседании Совета по правовой и судебной деятельности (23.11.2021) изучена тема становления законодательства о социальном предпринимательстве в Беларуси. Была выявлена актуальность:

• уточнения значения термина «социальное предпринимательство»;

• выявления субъектов социального предпринимательства, порядка причисления субъектов хозяйствования к субъектам социального предпринимательства;

• чёткого формулирования насущных мер поддержки социальных предпринимателей;

• уточнения порядка оценивания эффективности (социального влияния) действий социальных предпринимателей. Перечисленные факторы обусловливают актуализацию создания и внедрения инструментов нормативного регулирования, преобразования путей экономического поощрения становления социального предпринимательства в Республике Беларусь[6].

Необходимо отметить, что к небольшому списку государств, законодательно утвердивших институт социального предпринимательства, относится Республика Казахстан. Стоит подчеркнуть, что и ранее в казахстанском законодательстве закладывался фундамент социальной ответственности бизнеса. Так, статьей 20 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, освещающей нюансы поощрения социальной ответственности предпринимательства, было обозначено, что государство обеспечивает внедрение субъектами бизнеса в своей деятельности социальной ответственности[7]. Что примечательно, одновременно с этим в Казахстане упрочнялось положение социального предпринимательства на законодательном уровне: первоначально разрабатывался проект закона «О социально-предпринимательских корпорациях», так и не вступивший в юридическую силу впоследствии. Тем не менее в июле 2021 года казахстанское законодательство было дополнено положениями, утверждающими нормы о социальном предпринимательстве. В том числе, в вышеназванный Предпринимательский кодекс была внесена глава 6-1 «Социальное предпринимательство»^].

Возвращаясь к историческому аспекту данной проблемы, необходимо отметить, становление предпринимательства в России занимает продолжительное время. Не ставя цель проанализировать данное явление в контексте всей истории страны, выделим изменения, зародившиеся в ХХ веке, когда российских монархов сменила власть Советов, начавшая монополизировать государственное имущество. Государство открывало предприятия и назначало им норму выработки, а у народа оставалось право на мелкую торговлю и производство. Капиталистическая экономика сменила социалистическую в годы перестройки (1985-1991 гг.)

Можно отметить, что социуму как исторически сформировавшейся, стабильной форме человеческой жизнедеятельности, свойственны такие взаимовытекающие признаки как системность и неделимость. Планомерное становление различных сфер и систем социума выступает залогом сохранения его неделимости, ведёт к достижению компромисса между членами общества и совместному процветанию. Традиционно социальная сфера особенно уязвима и зависима от влияния извне, на ней в первую очередь сказываются внешние проблемы. Обеспечивать благополучие в обществе призвано государство, облечённое соответствующими юридическими обязанностями и полномочиями. Впрочем, в ходе перехода к рыночной экономике в нашей стране выявился ряд проблем, в числе которых нехватка финансов и неорганизованность, затруднивших процесс исполнения государством взятых на себя обязательств перед гражданами. В этом контексте актуализировались вопросы развития рынка социальных услуг, внедрения прогрессивных форм оказания социальной помощи, правового регулирования и поддержки социального предпринимательства со стороны государства[9].

Сегодня социальное предпринимательство - в числе ключевых элементов становления экономики любого государства, поскольку действует в целях разрешения самых актуальных проблем социума. Помимо этого, социальное предпринимательство связывает между собой различные секторы экономики. Оно обладает потенциалом разрешения проблем социума, не решаемых по тем или иным причинам ни усилиями властей, ни усилиями традиционного бизнеса, а его базовое отличие от последнего, прежде всего, заключается в ориентированности на социум; эта ориентированность служит ключевой целью функционирования предприятия[3].

При этом следует подчеркнуть, что социальное предпринимательство в России проходит этапы своего становления в замедленном темпе, - следует обновить законодательную базу, в противном случае не сможем своевременно подняться на следующую ступень. Субъекты

Частно-правовые (цивилистические) науки

Федерации обязаны применять и реализовывать данный федеральный закон о развитии предпринимательской деятельности и выполнении социальных программ.

На сегодняшний день Российская Федерация, будучи социальным государством, по-прежнему отвечает за благополучие собственных граждан. В то же время нельзя не отметить все более активное развитие предпринимательской деятельности, осуществляемой в социальной сфере. Декларируя стремление к вовлечению в решение различных социальных вопросов представителей малого и среднего бизнеса, государство оставляет за собой право решать, кто именно должен иметь возможность на получение подобных услуг, и какие конкретно исполнители способны оказать их с надлежащим уровнем качества[ 10].

Реализация стратегии развития социального предпринимательства должна рассматриваться в качестве одной из важнейших государственных задач. Оптимальным решением в данном случае видится принятие отдельного закона «О социальном предпринимательстве Российской Федерации». Комплексное развитие нового института должно способствовать повышению эффективности осуществления ряда государственных функций, в том числе - решению актуальных социальных вопросов, распределению инвестиций и стимулированию развития предпринимательства в РФ.

Статус социального государства подразумевает наличие у государственных органов определенных обязательств перед населением. В соответствии с Гражданским кодексом, деятельность, осуществляемая хозяйствующими субъектами, ориентирована на получение прибыли. Социальное предпринимательство позволяет объединить двух субъектов права для реализации важных общественных функций.

В соответствии с Федеральным законом № 245-ФЗ от 16.07.2019 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства»^], в нормативно-правовой системе оказались закреплены следующие определения:

1. Социальное предпринимательство - представляет собой деятельность, ориентированную на достижение целей и решение задач, представляющих пользу для общества, которая помогает решить субъективные или общие социальные проблемы, и реализуется с учетом определенных условий.

2. Социальное предприятие - субъект, относящийся к категории малого или среднего предпринимательства, деятельность которого относится к сфере социального предпринимательства.

Отталкиваясь от понятий, предложенных законодателем, можно сделать следующий вывод. Деятельность, осуществляемая в рамках социального предпринимательства, представляет собой реализацию различных проектов, целью которых выступает повышение качества жизни общества.

Профессор С.С. Занковский в своих работах рассматривал социальное предпринимательство в качестве одной из разновидностей именно предпринимательской деятельности, подчеркивая, что внесение пожертвований или благотворительность являются законодательно урегулированными сделками, доступными для вступления лицам любого статуса. Целями осуществления предпринимательства в подобной форме выступает не только систематическое извлечение прибыли, но и достижение определенных результатов, представляющих значимость и пользу для общества. Кроме того, соответствие предпринимательской деятельности нормативно закрепленным критериям, определяющим социальную специфику, является основанием для получения некоторых государственных и муниципальных льгот[12].

Трактовка термина «социальное предприятие», предлагаемая законодателем, находит отражение в Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[11]. Исходя из содержания пункта 8 статьи 3, в соответствующем статусе определяются субъекты малого и среднего предпринимательства, деятельность которых относится к сфере социального предпринимательства. Таким образом, для социальных предприятий являются доступными те же самые организационно-правовые формы, в которых могут существовать малые и средние предприниматели. При этом исходным признаком, характеризующим социальное предприятие, является характер осуществляемой им деятельности, а не его организационно-правовая форма.

В содержании федеральных законов, регулирующих вопросы социального предпринимательства, приводится перечень возможных видов деятельности, а также критерии, соответствие которым позволяет признать соответствующий статус. В рамках научной доктрины встречаются мнения о недостаточно корректном определении подобных категорий и условий. Так, например, порядок определения субъектов, относящихся к социально уязвимым группам (многодетные родители, матери-одиночки, и т.д.), прием которых на работу рассматривается в качестве основания для признания за субъектом статуса социального предпринимателя, не предполагает обязательного подтверждения наличия реальной потребности в социальной поддержке - хотя далеко не все многодетные родители или лица, находящиеся на пороге пенсионного возраста, в действительности испытывают материальные затруднения. Использование объективных критериев должно связывать деятельность, осуществляемую в рамках социального предпринимательства, с реальным обеспечением качественных условий для жизни граждан. Целесообразным видится распространение данного подхода на все возможные виды деятельности, предполагающей взаимодействие с гражданами, относящимися к социально уязвимым категориям[13].

В данном аспекте внимания заслуживает одна из особенностей казахстанского законодательства. В Республике Казахстан регулирование социального предпринимательства осуществляется не в рамках отдельного нормативного акта, ориентированного на определенную узкую группу юридических лиц, а реализуется через Предпринимательский кодекс. Таким образом, на получение соответствующего статуса может фактически претендовать любое юридическое лицо, тогда как в Российской Федерации аналогичная возможность предоставляется исключительно субъектам малого и среднего предпринимательства, что существенно ограничивает число потенциальных участников. В частности, не имеют возможностей для получения подобного статуса некоммерческие организации, которые сегодня активно участвуют в решении различного рода

социальных проблем, оказывая необходимые населению услуги. С нашей точки зрения, целесообразным будет принятие во внимание опыта Казахстана. Данный опыт может быть использован при разработке специального законодательства, посвященного вопросам регулирования сферы социального предпринимательства, которое, в том числе, должно способствовать увеличению числа подобных предприятий.

Таким, образом институт социального предпринимательства развивается в вышеназванных государствах по-разному. В настоящее время Россия и Казахстан, по сравнению с остальными странами СНГ, в плане развития социального предпринимательства сумели достичь наиболее значимого прогресса, что позволяет говорить о правильном взаимодействии социальных институтов, государственных органов и хозяйствующих субъектов. Для Белоруссии целесообразным видится принятие специального закона, который закрепил бы социальное предпринимательство в качестве самостоятельного правового института. В целом, несмотря на различие применяемых критериев, уровней развития и нормативно-правового регулирования, можно сказать, что функции, выполняемые социальным предпринимательством в указанных странах, являются идентичными по своему содержанию.

Библиогра фия:

1. Зарубежный опыт развития социального предпринимательства и возможность его применения в России [Электронный ресурс] // Rsme. - Режим доступа: https://www.iep.ru/files/text/working_papers/ Nauchnye_trudy-174.pdf. - Дата доступа: 01.04.2023

2. Особенности социальных кооперативов в Европе [Электронный ресурс].

3. Бондарь Д. П. Анализ правового регулирования социального предпринимательства в Республике Беларусь / Д. П. Бондарь // Бизнес. Образование. Экономика: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Минск, 01-02 апреля 2021 года / Редколлегия: В.В. Манкевич [и др.]. - Минск: Государственное учреждение образования "Институт бизнеса Белорусского государственного университета", 2021. - С. 11-14.

4. Краенкова К. Концепция управления социальным предпринимательством в Союзном государстве Беларуси и России // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №3. С. 140-147.

5. Лагун И.В., Богатырев С.В. Поддержка социального предпринимательства: лучшие практики в России и в мире // Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2018. №2. С. 207-215.

6. Климук В. В. Социальное предпринимательство в Республике Беларусь: анализ и перспективы развития / В. В. Климук, И. А. Клименков // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. - 2022. - Т. 3, № 3. - С. 159-174.

7. Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» https://onlin ezakonkzdocumentdocid=38259854.

8. Нетесова М. С. Зарубежный опыт развития социального предпринимательства и возможности его применения в России / М. С. Нетесова // Проблемы экономики и юридической практики. - 2021. - Т. 17, № 6. - С. 106-110.

9. Иванов, И. А. Социальное предпринимательство как объект правового регулирования / И. А. Иванов // Право, экономика и управление: состояние, проблемы и перспективы : материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 10 ноября 2022 года / БОУ ВО «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. - С. 365-367.

10. Казакова, Е. Б. Социальное предпринимательство и его развитие в современных условиях / Е. Б. Казакова // Право и государство: теория и практика. -2022. - № 6(210). - С. 70-73.

11. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"// "Парламентская газета" от 9 августа 2007 г. N 99-101.

12. Занковский, С. С. Понятие и правовое регулирование социального предпринимательства // Предпринимательское право. - 2020. - № 4. - С. 51-56.

13. Нетесова, М. С. О перспективах развития социального предпринимательства в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. -2021. - Т. 14, № 7.

References:

1. Foreign experience in the development of social entrepreneurship and the possibility of its application in Russia [Electronic resource ]//Rsme. - Access mode: https://www.iep.ru/files/text/working_papers/ Nauchnye_trudy-174.pdf. - Access date: 01.05.2023

2. Features of social cooperatives in Europe [Electronic Resource].

3. Bondar D.P. Analysis of legal regulation of social entrepreneurship in the Republic of Belarus/D.P. Bondar//Business. Education. Economics: Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Minsk, April 01-02, 2021/Editorial Board: V.V. Mankevich [and others]. - Minsk: Belarusian State University Business Institute, 2021. - S. 11-14.

4. Kraenkova K. Concept of social entrepreneurship management in the Union State of Belarus and Russia/Scientific and analytical bulletin of IE RAS, 2019, No. 3. S.

140-147.

5. Lagun I.V., Bogatyrev S.V. Support of social entrepreneurship: best practices in Russia and in the world//RUDN Bulletin. Series: State and Municipal Administration. 2018. №2. S. 207-215.

6. Klimuk V.V. Social entrepreneurship in the Republic of Belarus: analysis and development prospects/V.V. Klimuk, I.A. Klimenkov//Social entrepreneurship and corporate social responsibility. - 2022. - T. 3, NO. 3. - S. 159-174.

7. Code of the Republic of Kazakhstan dated October 29, 2015 No. 375-V of the air defense system "Entrepreneurial Code of the Republic of Kazakhstan" https ://onlin ezakonkzdocumentdocid = 38259854.

8. Netesova M. S. Foreign experience in the development of social entrepreneurship and the possibility of its application in Russia/M. S. Netesova//Problems of economics and legal practice. - 2021. - T. 17, NO. 6. - S. 106-110.

9. Ivanov, I. A. Social entrepreneurship as an object of legal regulation/I. A. Ivanov//Law, economics and management: state, problems and prospects: materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference, Cheboksary, November 10, 2022/B0U HE "Chuvash State Institute of Culture and Arts" of the Ministry of Culture, for Nationalities and Archival Affairs of the Chuvash Republic. - Cheboksary: Limited Liability Company "Publishing House" Wednesday, "2022. - S. 365-367.

10. Kazakova, E. B. Social entrepreneurship and its development in modern conditions/E. B. Kazakova//Law and the state: theory and practice. - 2022. - № 6(210). - S.

70-73.

11. Federal Law of July 24, 2007 N 209-FZ "On the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Russian Federation "//" Parliamentary Newspaper" of August 9, 2007 N 99-101.

12. Zankovsky, S. S. Concept and legal regulation of social entrepreneurship//Entrepreneurial law. - 2020. - № 4. - S. 51-56.

13. Netesova, M. S. On the prospects for the development of social entrepreneurship in the Russian Federation//Gaps in Russian legislation. - 2021. - T. 14, NO. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.