Научная статья на тему 'О формах адаптации школ к кризисной ситуации в России'

О формах адаптации школ к кризисной ситуации в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов Андрей Александрович

Анализируется современная образовательная ситуация в Российской Федерации, характеризуются те процессы, которые оказывают наибольшее влияние па ход реформ в системе образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О формах адаптации школ к кризисной ситуации в России»

тенденция нарастания демократизации в политике сегодня очевидна уже почти

всем, то ей в экономике должна соответствовать аналогичная тенденция

0

распределения собственности на средства производства и на результаты труда среди все большего числа людей, то есть, проще говоря, рост самоуправления широких масс в политической сфере невозможен без роста совладения широких масс в экономической сфере и наоборот. Именно эти две черты будут определяющими в формирующемся у нас на глазах посткапиталистическом (или постиндустриальном, или информационном, или технотронном) обществе. Без преодоления наемного труда не может быть свободной человеческой индивидуальности - свободного развития каждого, как условия свободного развития всех.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

к

1. Кемлбелл Р.Макконелл, Стенли Л.Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. В двух томах. Т.1. М.: Республика, 1992.

2. Ленин В.И. Конспект речи «О профессиональных союзах, о текущем моменте и об ошибках т.т. Троцкого и Бухарина» // Полное собрание сочинений. М.: Госполитиздат, 1961. Т.42. С. 388-393.

3. Плетников Ю. Смешанная экономика: труд, собственность, человек //Свободная мысль, 1994. N14. С.70-80.

Сафонов Виталий Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры «Политология и социология» УлГТУ. Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова. Область научных интересов: политические взгляды и учреждения античности, современные актуальные проблемы российской политической жизни.

А.А. БАРАНОВ

О ФОРМАХ АДАПТАЦИИ ШКОЛ К КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ"

Анализируется современная образовательная ситуация в Российской Федерации, характеризуются те процессы, которые оказывают наибольшее влияние на ход реформ в системе образования

Современная образовательная ситуация значительно отличается от той, которая существовала в российской системе образования до начала 90-х годов. Охарактеризуем те факторы, которые оказывают наиболее существенное влияние на процессы, идущие в современном образовании.

БОЛЬШЕ СВОБОДЫ У ШКОЛЫ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательные учреждения получили гораздо больше свободы

Статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект 00 - 03 -00072а

46 Весгашс УлГТУ 1/2001

по сравнению с предыдущим периодом в - определении содержания, форм и методов образования. Сегодня существует большой выбор учебных программ и учебников, школа достаточно свободна в разработке учебных планов, хозяйственной деятельности, связях с другими организациями, учитель имеет право применять любые методические и технологические системы, разрабатывать свои собственные. В результате школы получили возможность не быть похожими одна на другую, найти свое собственное

неповторимое лицо.

БОЛЬШЕ СВОБОДЫ У УЧА1ВДХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ. На основании

«

того же закона учащиеся и их родители получили право самостоятельно выбирать учебное заведение Если раньше ребенок должен был учиться по микрорайону и -лишь малая часть учащихся обучалась в специализированных или престижных школах не по месту жительства, то сегодня понятие «микрорайон» стало достаточно условным* родители хотят вести детей не в ближайшую школу, а в ту, которая больше отвечает их образовательным потребностям. В результате возникла качественно новая ситуация, в которой (родитель) семья выступает своеобразным «покупателем» на рынке образовательных услуг. Школа по микрорайону в этой ситуации выступает в роли «образовательного тыла», куда всегда можно отступить в случае неудачи с устройством в другую, более отвечающую запросам школу.

Б СТРАНЕ МЕНЬШЕ ДЕТЕЙ 11ЖОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИДЕТ БОРЬБА ЗА. НИХ. На рубеже 80-90-х гг. началось резкое сокращение рождаемости, вызванное. ухудшением социальной, политической и экономической обсталовки в стране. Школы эта проблема коснулась начинал с середины 90-х, когда дети, рожденные в период демографического спада, достигли школьного возраста. Уменьшение количества учащихся сделало реальной угрозу сокращения числа учителей, а в перспективе - закрытия школ. Осознав это, коллективы школ начали «борьбу за ученика». Каждая школа стремится создать у себя те или иные «конкурентные преимущества» с целью привлечь больше учеников в условиях сокращения количества детей школьного возраста.

РАСТЕТ СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ., В ТОМ

ЧИСЛЕ И УЧАЩИХСЯ. На смену относительно однородному советскому

• • . - •

обществу в 90-е годы пришло общество социального неравенства. Выделились, как минимум ,6 слоев населения по уровню социального благополучия: элита (богатые), верхний слой (состоятельные), средний слой (обеспеченные), базовый слей (малообеспеченные), нижний слой (бедные) и маргинальный слой (неимущие).

Естественно, у разных слоев складываются разные образовательные запросы. Элита ориентирована на получение образования в специфических образовательных учреждениях, значительно отличающихся от массовой школы лучшими условиями содержания, современной учебно-материальной базой. Как правило, это достаточно закрытые учебные заведения, иногда частные, иногда

находящиеся за рубежом, с достаточно однородным социальным составом учащихся (представители элиты). Маргиналы, лишенные средств к существованию, как правило, озабочены не образованием детей, а элементарным выживанием. Дети рано включаются в деятельность, необходимую для поддержания жизни семьи или своей собственной, часто оказываются безнадзорными, вовлекаются в криминальные и полукриминальные структуры. Образовательные интересы или совсем отсутствуют, или нечетко определены. Образовательное пространство, занимаемое массовой школой, оказывается ареной взаимодействия интересов верхнего, среднего, базового и нижнего социальных слоев. Все эти слои объективно нуждаются в качественном образовании, поскольку оно выступает для них социальным лифтом для перемещения в следующий, более высокий слой. Однако возможности для реализации этой потребности у разных слоев разные. Так, если богатые, состоятельные и обеспеченные могут позволить себе не только содержать детей в период получения ими высшего образования, но при необходимости и оплатить им поступление и учебу, то представители базового слоя могут позволить себе только первое, а бедные и этого не могут себе позволить.

Представители первых трех слоев однозначно настраивают детей на получение ими высшего образования, не особо оглядываясь на уровень их способностей. Малообеспеченные семьи также ориентированы на получение детьми высшего образования, но уже не безусловно, а в зависимости от способностей детей и от реальных возможностей семьи. В этом слое, по сравнению с предыдущими, детей чаще ориентируют на технические специальности, на получение среднего, иногда начального профессионального (пс востребованной специальности), а не высшего образования.

Бедных условно можно разделить на хронически бедных и временно бедных. К первым относятся представители низкоквалифицированного труда, они мало ориентированы па получение детьми высшего и даже среднего профессионального образования, так как заинтересованы в том, чтобы дети скорее становились самостоятельными. Представители этого слоя рассматривают школу как своеобразную «камеру хранения», в которой положено выдержать ребенка несколько лет перед тем, как он начнет самостоятельную жизнь. Временно бедные (временно безработные, студенты, аспиранты) имеют психологию малообеспеченных слоев населения 7 к у них соответствующие интересы в сфере образования.

Таким образрм, со стороны массового родителя к современной школе формируются три социальных заказа, которые условно' можно назвать так: а) школа - трамплин для вуза; б) школа - подготовка детей к продолжению образования в различных формах, а не только в вузовской; в) школа - «камера хранения» для людей, которые пока не могут начать самостоятельную жизнь, но чем быстрее они ее начнут, тем лучше.

ШКОЛА ПОСТАВЛЕНА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ . Закон «Об образовании» декларировал приоритетность сферы

#

Иг

48 Вестккк УлГГУ 1/2001

образования в жизни страны. Однако в действительности этот принцип не осуществляется. Ассигнования на образование сокращаются, учительство оказывается в числе малообеспеченных слоев населения. Школы, начиная с середины 90-х гг., фактически не получают средств на развитие своей учебно-материальной базы. В результате помещения и учебное оборудование ветшают, школа испытывает острый недостаток в компьютерной и другой технике, в современной учебной, научной и методической литературе.

Установка советского периода о том, что все необходимое школе должна дать власть, постепенно меняется на принцип «опоры на собственные силы». Школа все активнее старается задействовать возможности внебюджетного финансирования: собственную хозяйственную деятельность, платные образовательные услуги, помощь спонсоров, средства родителей. На пути безграничного расширения этой деятельности стоят законодательная норма о бесплатности общего среднего образования в рамках государственных образовательных стандартов и в целом низкая платежеспособность большей части населения. Таким образом, современная школа вынуждена искать и находить способы выживания в условиях дифференциации образовательных потребностей различных социальных слоев, сокращения числа детей дошкольного и школьного возраста, конкурентной борьбы «за ученикам и недостаточного бюджетного финансирования.

Разные школы по-разному приспосабливаются к изменившимся условиям. Можно построить типологию деятельности школьных коллективов в кризисных условиях в зависимости от их «мотивов. Эту типологию мы создадим, опираясь на типы социального действия, выделенные немецким социологом Максом Вебером.

Целе-рационалъная деятельность коллектива. Для нее характерно наличие продуманной, рационально поставленной центральной цели (ею может быть, например, приспособление коллектива школы к условиям затяжного кризиса). Этой центральной цели подчинена система отдельных направлений деятельности, каждое из направлений имеет свою цель. В эту цепочку

* •--••* щ * - ■ I

рациональных действий включено большинство видов деятельности школы. Здесь продумано отношение цели к ее средствам и результатам, к срокам осуществления.

Ценностио-рацпональная деятельностьт коллектива. Она предполагает сознательную веру в безусловную ценность определенных видов деятельности и постоянное их осуществление независимо от степени проявленности их успешности. К таким видам деятельности коллектива могут относиться постоянное обновление содержания образования, вовлечение учащихся в управленческую деятельность и т.п. Один и тот же вид деятельное™ (например,1 сотрудничество с вузом) в одной школе может быть целе-рационалъным действием, в другой - ценностно-рациональным. Это зависит от смысла, который вкладывается коллективом в данное действие, а также от

«контекста», т.е. места действия в системе других действии, и от наличия (отсутствия) самой системы действий.

Традиционная деятельность коллектива. Она состоит в основном из некоторого набора привычных для данной системы образования действий. Привычка в условиях российской системы образования может означать разное, например, привычку работать «по совести» или вести дела «как при прежнем директоре». Традиционная и ценностно-рациональная деятельность тесно связаны: в традицию входит то, что ценно, ценностью становятся традиции.

Аффективная деятельность коллектива. Она основывается на преобладании чувственного, опытного начала над рациональным в деле перспективного и календарного планирования деятельности коллектива.

Одна из гипотез исследования состоит в том, что в зависимости от доминирующего в коллективе типа деятельности школа с большей или меньшей степенью успешности решает образовательные задачи в современных социально-экономических условиях. Один из общепринятых показателей успешности образовательной деятельности школы - поступление ее учеников в учреждения профессионального образования, поэтому нам представляется важным предварительно распределить школы на группы по их ориентации на различные уровни профессионального образования

Сравнительный анализ распределения выпускников средних школ Заволжского района г. Ульяновска показал, что существует группа школ (]3 школ), в которых процент поступающих в вузы и ссузы стабильно выше, чем в среднем по району (группа А). Во второй группе (4 школы) распределение выпускников примерно повторяет распределение выпускников всего района (группа В). В третьей группе (группа С) процент поступающих в ссузы и ПТУ выше, чем в среднем по району (9 школ). В ходе интервьюирования директоров школ, проведенного автором статьи в марте - мае 2000 г., из 1-й группы были опрошены руководители школ А-1, А-2, А-3, А-4; из 2-й группы: В-1, В-2. В-3; из 3 группы: С-1 и С-2.

Материалы интервью показали, что школы группы А отличает наличие ясной образовательной идеологии и стратегии развития, сформированной при существующем руководстве или переданной по наследству от предшественников. Главными целями школы провозглашается вооружение учеников глубокими и прочными знаниями, методическое обеспечение повышенного уровня среднего образования, поддержание традиционно высокого уровня образования. Деятельность педагогических коллективов по достижению этих целей можно назвать, используя терминологию М. Вебера, цеьностно-рациональной или, близкой к ней по духу, традиционной.

В отличие от группы А школы группы В в своих идеологических и стратегических установках скорее цсле-рациональны, чем ценностно-рациональны. Их цели формулируются более прагматично, привязаны к конкретному, достижимому в реальном будущем результату. Как правило, этот результат формулируется не изолированно, а в соотнесении с деятельностью

50 Вестяж УдГТУ 1/7001

школ группы А: «отвоевать у них своего ученика», «добиться столь же высоких показателей в различных областях», «поднять престиж школы» (ориентиром в данном случае выступают все те же школы группы А).

В школах группы С образовательная идеология и тесно связанная с ней стратегия развития либо отсутствует (аффективный тип.), либо формулируется аналогично идеологии школ группы В, но ориентиром здесь выступают школы не А, а В группы. По отношению же к школам группы А возникает позиция критики или неприятия.

Образовательная идеология, формулируемая, как правило, руководством школы, опирается на стихийное самосознание педколлектива. Коллективы

группы А обычно осознают свои школы как «сильные, дающие хорошие

f •

знания». Иногда открыто употребляется термин «элитные» или «элитарные», при этом данное слово наполняется эмоционально-положительным смыслом (элитные не в социальном, а в духовном смысле).

В противоположность группе А, школьные коллективы группы В предпочитают именовать себя «школой для всех», для самохарактеристики употребляются эпитеты «хорошая, обычная, средняя, неэлитная». Понятие «элитность» приобретает здесь некоторый негативный смысловой оттенок.

Педколлективы школ группы С имеют своеобразный «комплекс неполноценности», возникающий из осознания низкой результативности своей основной (образовательной) деятельности. Ущербное самосознание очень опасно для школы, поскольку консервирует ситуацию неуспеха. Возможны два пути преодоления этой эмоционально тяжело переживаемой людьми ситуации: во-первых, ломка «комплекса неполноценности» под девизом «мы не хуже» - это активный путь, встав на который коллектив обретает

перспективу роста (школа С-1). В то же время возможен и пассивный путь

• *

иллюзорного преодоления ситуации, когда предметом гордости педколлектива становятся виды деятельности, не являющиеся для школы основными: проведение школьных праздников, спортивные успехи и т.п.(школа С-2).

-Если самосознание является внутренней оценкой успехов школьного коллектива, то престиж в районе (микрорайоне) является внешней оценкой со стороны социума. Престиж или общественное мнение о школе становится особенно важным сегодня, когда у родителей возникает реальная свобода выбора образовательного учреждения для своих детей. Наличие высокого или низкого престижа для школы часто означает, приведут ли родители в нее детей, а также какие родители и каких детей туда приведут.

Все школы группы А имеют высокий престиж в районе, в результате в них

л

учатся дети не только своего микрорайона, но также соседних, а иногда и дальних микрорайонов Заволжья. Это приводит к тому, что в условиях сокращения числа детей школьного возраста школы группы А либо вообще не сокращаются ( школа Ai), либо даже увеличивают контингент'учащихся (школа А-2). В тех же школах, где сокращение все-таки идет (школы А-3 и А-4 нового микрорайона авиастроителей), оно, во-первых, менее значительно, чем в

соседних школах, а во-вторых, осуществляется прежде всего за счет младших классов при одновременном росте числа старшеклассников.

Престиж школы формируется стихийно в общественном сознании жителей района на основе неконтролируемого обмена информацией среди родителей детей школьного возраста. При этом для родителей, ориентированных на ценность образования, важны не столько организационные формы учебно-воспитательного процесса, наличие или отсутствие современных педагогических технологий, тех или иных предметов учебного плана, сколько способность педколлектива давать их детям глубокие и прочные знания.

Исследование показало, что в школах группы Л, обладающих высоким престижем, организована серьезная и глубокая работа методических объединений, налажено взаимопосещение уроков, постоянное повышение учителями своего профессионального уровня, целенаправленная работа с молодежью. В этих школах складывается атмосфера требовательности к профессионализму, неуспокоенности, стремления к профессиональному росту. Со стороны администрации характерна поддержка творчески работающих учителей. Сами коллективы отличаются стабильностью, гармоничным сочетанием опытных и молодых учителей (50:50; 60:40). По оценкам директоров, в этих школах мал процент «урокодателей», то есть учителей, относящихся к своей работе формально (около 5 %).

Школы группы В, престиж которых менее высок, стремятся к такому же положению дел в учительском коллективе, но для них это скорее проект, цель, чем факт. Директора, отмечая сильные стороны своих коллективов, в то же время признавали, что хороших учителей еще недостаточно. Больше здесь и процент «урокодателей» (до 1/3 коллектива).

Директора школ группы С, обладающих невысоким престижем, отмечают либо слабость своих коллективов, либо свидетельствуют о том, что тяга к профессиональному росту возникла недавно.

Престиж школы имеет принципиально важное значение для социального состава обучающихся. В исследуемых школах представителей элиты и маргиналов не оказалось. Что же касается других слоев, то здесь выявлены интересные закономерности. Так, директора групп А и В обрисовали примерно одинаковую социальную структуру учащихся своих школ. По сведениям директоров, 7-10 % семей относятся к верхнему и среднему слою, примерно столько же - к нижнему, остальные - к базовому. Директора школ группы С отметили почти полное отсутствие в своих школах детей состоятельных и обеспеченных родителей. В целом они охаракгеризовали семьи учащихся как малообеспечежчные и бедные.

Разумеется, эти данные, полученные путем интервьюирования директоров, нуждаются в дополнительной проверке другими методами. Тем не менее, мы можем выдвинуть предположение о наличии в современной системе образования города механизма социальной селекции, суть которого сводится к тому, что состоятельные и обеспеченные родители всеми силами

5 Вестник УлГТУ 1 /2001

стремятся устроить своих детей в престижные школы групп А-В, причем прежде всего в те, которые имеют важные преимущества (углубленное изучение языка, лучшие условия содержания).

вывода:

1. Наиболее убедительных успехов в образовательной и воспитательной работе добиваются школы, имеющие ясную образовательную идеологию и/или стратегию развитая. Цели, декларируемые этой идеологией-стратегией, могут ориентироваться как на традиционные ценности образования, так и носить прагматический характер (целе-рациональкый и ценностно-рациональный типы деятельности). Результатом становится формирование трудоспособного и нацеленного на самосовершенствование педагогического коллектива.

2. При отсутствии общешкольной идеологии-стратегии (аффективный тип деятельности) в коллективе складывается групповое самосознание, негативно или пассивно относящееся к решению задач профессиональной деятельности.

3. Качество и результативность работы педколлектива (особенно поступаемость выпускников в вузы и ссузы) является главным фактором престижности школы среди родителей.

4. От престижности во многом зависит социальный состав учащихся: наиболее состоятельные слои населения стремятся устроить детей в престижные школы. Наблюдается отток представителей этих групп населения из непрестижттьтх школ, особенно в старших классах. Дети беднейших слоев населения концентрируются в непрестижных школах.

5. В условиях хронического недофинансирования школы все чаще прибегают к самостоятельной хозяйственной деятельности и привлечению внебюджетных средств. Лучшие возможности для самостоятельной хозяйственной деятельности открываются перед престижными школами, способными аккумулировать достаточные личные средства родителей и финансовые возможности предприятий, на которых родители занимают ключевые посты.

Баранов Андрей Александрович ? кандидат философских наук, доцент кафедры «Культурология», проректор по научно-исследовательской работе института повышения квалификации и переподготовки работников образования при УлГПУ им. И.Н.Ульянова. Закончил историко-филологический факультет Ульяновского государственного педагогического института. Имеет труды в области философии, культурологии, социологии образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.