Научная статья на тему 'Особенности социально-профессиональной адаптации старшеклассников сельской школы'

Особенности социально-профессиональной адаптации старшеклассников сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-профессиональной адаптации старшеклассников сельской школы»

УДК 370.1

Н. М. Рубцов

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Современное село, где проживает 28% населения России, оказалось в ситуации, когда прежних жизненных ориентиров уже нет, а новых, при всём обилии проектов и программ, ещё не наработано. Социальное «безвременье» наиболее пагубно сказывается на вступающей в жизнь сельской молодёжи, вынужденной искать «самореализации» за пределами родного села, чаще всего - в чужом и озабоченном своими проблемами городском социуме. Современная реальность такова, что попадание старшеклассника в ситуацию неопределенности, поиска становится обыденным явлением. Общая нестабильность, присущая современной ситуации, обостряет вероятность принятия школьниками непродуманных решений социального характера. При всех разрушительных тенденциях именно сельская школа, по нашему мнению, сохраняет возможность воспитания юного поколения в духе общности, социальной ответственности, крестьянской морали. В то же время современное образование никак не учитывает ни особенностей и образовательных потребностей сельских школьников и сельского социума, ни региональных особенностей (в частности, Сибири). Всё это требует создания особых региональных моделей образования сельских школьников.

Необходимо отметить, что в свое время нами уже была предпринята попытка перевести образование в сельской школе на новый уровень. С целью более рационального использования материальной базы, кадрового потенциала, создания единого образовательного пространства в 1998 г. совместными усилиями родителей, учащихся, педколлектива была создана модель Центра образования, который объединяет в своём составе среднюю школу д. Владимировка с группой профессионального образования, начальную МКШ в селе Одон, досуговый центр, школьную телестудию, д/сад «Колобок» и подсобное хозяйство.

Понимая, что сельская школа является звеном достаточно замкнутой, ограниченной социальной системой, мы поставили перед собой такие задачи: исследовать инновационные возможности этого объединения, определить потенциал нового образовательного учреждения, выявить уровень и характер требований учащихся и их родителей к образовательным услугам и соотнести их с нашими возможностями и с требованием государственного стандарта к выпускнику. Важной является задача подготовки школьников по дисциплинам аграрного профиля, теоретическую и практическую подготовку всех учащихся для грамотного ведения личного под-

собного хозяйства или создания фермерского хозяйства с целью обеспечения большего конкурентного преимущества на рынке труда.

На стадии становления Центра образования (2001 г.), были проведены исследования социального статуса МОУ Центр образования. По данным социологического исследования, проведённого среди учителей, учащихся и их родителей, был сделан вывод, что педагогический коллектив находится на правильном направлении. Так, на вопрос, что более важно для выпускников сельской школы сегодня: поступить в ВУЗ - «да» отвечает 30% опрошенных; иметь специальность по сельскохозяйственному профилю - 17%, необходимо и то и другое отвечают 53% опрошенных. В это же время на вопрос: должен ли выпускник сельской школы иметь профессиональную подготовку? — «да» отвечают 73% респондентов. Селяне считают Владими-ровский Центр образования культурным центром села (73%). Объединение в единый комплекс учебных и воспитательных учреждений несёт пользу селянам (за - 66%). Среди основных причин, сдерживающих развитие образования, члены педагогического коллектива указывали на самоустранение семьи от воспитания детей (69%), низкий престиж учительской профессии (56%).

Дополнительными факторами назывались:

- отсутствие единой государственной образовательной политики

(44%);

-недостаточная, востребовательность образования (38%).

Результатом первого этапа работы стал проект развития Центра образования и программа его реализации, главной целью которой, определилась задача развития личностного потенциала в структуру которого входят те компетентности, которыми должен обладать будущий выпускник. Важной составляющей потенциала личности являются ее адаптационные возможности, так как адаптация личности одна из существенных характеристик ее развития. В основе реализации миссии сельской школы мы видим создание механизма развития адаптационных возможностей учащихся через развитие у них ключевых компетентностей для успешного социального самоопределения. Иными словами, конечным результатом деятельности Центра образования является подготовка грамотного, трудолюбивого и предприимчивого выпускника с развитыми навыками социальнопрофессиональной адаптации. Последняя рассматривается как процесс и результат установления личностью оптимальных взаимоотношений с изменяющимися социальными и профессиональными условиями жизнедеятельности с целью удовлетворения потребностей и реализации возможностей в профессиональном и личностном развитии (О. К. Агавеляи, С. Э. Артемов, В. А. Малышев, И. А. Паншина. Ф. С. Яруткина).

Социально-профессиональная адаптация в нашем исследовании характеризуется:

- восприятием учащимися условий обучения в Центре образования;

- развитием личности средствами профессионально-трудовой деятельности;

- оптимизацией и регуляцией общения, вхождением школьника в коллектив и принятую в нём систему отношений;

- формированием свойств характера, ключевых навыков профессионального труда, характерных для работников сельского хозяйства;

- приспособлением к существующим в современном сельском социуме требованиям, ценностям, нормам поведения.

В самом общем виде понятие социально-профессиональной адаптации старшеклассников сельской школы с позиции рассматриваемой нами проблемы можно представить следующим образом (рис. 1).

Дадим некоторые пояснения к приведённому ниже рисунку. Поскольку для достижения запланированного результата учебный процесс должен включать в себя развитие учеников, их взаимодействие с учителем, друг с другом и внешним миром, трудовую деятельность, условия организации обучения и другие факторы, мы, опираясь на работы А. В. Хуторского, используем понятие «образовательный процесс». Первичным в образовательном процессе данного типа выступает познание учеником реальной действительности. Деятельность, ведущая к созданию образовательных продуктов, обнаруживает и развивает способности ученика, своеобразие которых проявляется в выборе им индивидуальных путей социально-профессиональной адаптации.

Рис. 1. Содержание понятия «социально-профессиональная адаптация старшеклассников» с учётом её особенностей в условиях сельской школы

Особенности социально-профессиональной адаптации старшеклассников сельской школы определяются следующими факторами: факторами сельской социальной среды, факторами личности и особенностями образовательного процесса Центра образования. Рассмотрим более подробно каждый из них.

Особенности современного сельского социума достаточно подробно раскрыты в трудах М. П. Гурьяновой и А. В. Мудрика. Отметим наиболее значимые: невысокий уровень жизни населения, ограниченность сферы приложения сил и способностей личности, слаборазвитая социальная инфраструктура, ограниченные адаптационные возможности в плане вторичной занятости населения и т. д. Несомненно, огромную роль в каждом конкретном случае играет экономическая основа села. В экономически состоятельных сёлах у значительной части старшеклассников наблюдается стремление к получению сельскохозяйственных профессий, намерение вернуться домой после окончания учебного заведения.

Личностные особенности сельского жителя также освещены в научной литературе [2; 5]. Обозначим существенные качества настоящего крестьянина - умение работать на земле, здоровый консерватизм, чувство ответственности за семью, трудолюбие, в последнее время для многих селян немаловажными качествами являются инициативность и предприимчивость.

Что же можно отнести к особенностям образовательного процесса в Центре образования, дающим ему конкурентоспособность преимущества перед другими общеобразовательными школами и инновационными учебными заведениями аналогичного вида? Что характеризует наиболее сильные стороны Центра?

Основными направлениями деятельности Центра образования являются:

- получение учащимися качественного общего образования;

- теоретическая и практическая подготовка всех учащихся для грамотного ведения личного подсобного хозяйства или создания фермерского хозяйства;

- привлечение дополнительных (внебюджетных) средств, для развития Центра образования и укрепления его материально-технической базы за счет производства сельскохозяйственной продукции с участием учащихся.

Школьные мастерские, столовая, школьный магазин, подсобное хозяйство - вот адекватные субъекты предпринимательства, инфраструктура которых давно существует в школе и не требует капиталовложений. Школа «вошла» в производство.

За прошедшее время создано учебное подсобное хозяйство, которое имеет: 325 га земли, 9 коров, 11 телят, 18 овец, поросят, гусей, лошадь, пчелосемьи, сад, огород, пекарню, магазин и т. д. За 2004 г. получено доходов

1 355 230 рублей. Прибыль составила 613916 рублей. Заготовлено 660 ц сена. Выращено картофеля 17 т. помидор 300 кг, моркови 2,2 т, свеклы

1,6 т, кабачков 2,1 т, 8 т капусты. Собрано 140 кг смородины, 140 кг ягод облепихи, 120 кг яблок. Получено 75 кг меда. Со 106 га получено 1570 ц зерна в среднем по 15 ц/га. Себестоимость зерна составила 2,53 рублей. Поднято 135 га паров, 40 га зяби. Получено молока 15,8 тыс. литров, мяса 1150 кг, сливок 814 кг сварено сыра 172 кг, выпечено хлеба на 197 тыс. рублей, прибыль от магазина составила 63200 рублей.

Центр образования продолжает развиваться, своими силами в 2007 г. построено овощехранилище, зерносклад. Питание в школьной столовой бесплатное, ремонт объектов Центра образования, пополнение библиотечного фонда, приобретение технических средств, расширение материальнотехнической базы Центра образования производится в большей степени иа свои средства.

За счет школьного компонента в учебный план введены предметы сельскохозяйственного направления - это основы животноводства, основы растениеводства, основы экономических знаний, факультатив пчеловодства и др. Разработаны и внедряются в жизнь социально значимые проекты: «Мое село — цветущий сад», действует клуб юных натуралистов «Антошка» по культивации и распространению новых сортов картофеля, работает разновозрастной экологический отряд « Родничок ».

В Центре образования ведется и профессиональная подготовка: за три последних года подготовлены: 31 швея, 38 пользователей персонального компьютера, 25 трактористов-машинистов широкого профиля, 35 учащихся освоили основы пчеловодства.

Для ведения профессиональной подготовки имеется соответствующая база, специалисты и соответственно лицензии. Имеется хороший школьный сад, где ребята учатся выращивать кусты смородины, малины, прививать плодовые деревья, и для школьной столовой это хорошее подспорье. Работая летом на пришкольном участке, в подсобном хозяйстве Центра образования, дети приобретают навыки сельскохозяйственного труда, участвуют своим трудом в благоустройстве. А самое главное, привлекая учащихся к этому труду, знаем, что только тогда сельская школа вырастит настоящего человека, человека труженика, хозяина земли, когда теоретические знания будут в неразрывной связи с практикой, когда культом станет труд.

Создать условия для максимальной и заинтересованной включённости детей в хозяйственный оборот —проблема даже не финансовая, а идеологическая. Школа пошла по этому пути, и, по нашему мнению, здесь достигнуты существенные результаты, а для того, чтобы достичь этих результатов, были осуществлены следующие мероприятия:

- разработана стратегия и тактика работы в рамках новой методической темы, направленной на реализацию целей и задач развития ключевых ком-

петенций, учащихся через поэтапное овладение общими учебными умениями (тема «Внедрение в учебный процесс технологий развития общих учебных умений школьников»);

- создана система социально-психологического сопровождения про-филизации образовательного процесса в сельской школе;

- активизирована работа педагогического коллектива по повышению уровня профессиональной компетентности в вопросах реализации концепции профильного обучения в старшей школе;

- организовано обучение следующим профессиям: организатор фермерского хозяйства, тракторист, пчеловод, швея конструктор, пользователь персонального компьютера.

Тем не менее, в деятельности Центра образования существует ряд проблем. Наиболее важные из них связаны с раскрытием творческого потенциала педагогического коллектива, поиском новых, более эффективных педагогических технологий, созданием педагогических условий для востребованности различных способностей и компетентностей личности школьника.

Исходя из обозначенных достижений и проблем, можно сформулировать основные задачи, стоящие перед Центром образования:

—восстановление воспитательной функции сельской общины и семьи;

- ориентация содержания образования на потребности человека, проживающего в сельской местности;

- укрепление социально-педагогических функций сельской школы;

- объединение культурно- образовательных ресурсов социума.

Библиографический список

1. Бондаревская, Е. В. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы / Е. В. Бондаревская, Г1. П. Пивненко // Педагогика. - 2002. - № 5. — С. 28-33.

2. Гурьянова, М. П. Сельская школа и социальная педагогика / М. П. Гурьянова. -Минск, 2002. - С. 100.

3. Крюков, П., Калиниченко, Л. Мониторинг профессиональной адаптации // Федеральные и региональные программы России, 2006. - Вып. 43. — с. 91—103

4. Лылова, О. В. Экономическая адаптация селян к рыночным условиям / О. В. Лылова // Социс. - 2003. - № 9. - С. 107-115

5. Мудрик, А. В, Социальная педагогика / А. В. Мудрик. - М., 1999.

6. Чистякова, С. Н., Родичев, Н. Ф. Подготовка сельских школьников к профессиональному выбору в условиях социальных перемен: Метод, пособие. - М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000. - 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.