Научная статья на тему 'Проблемы здоровья педагогов нашего времени и пути их решения'

Проблемы здоровья педагогов нашего времени и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
118
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / РЕЙТИНГ / СРЕДА / КОНЦЕПЦИЯ / ШКОЛА / ЦЕНТР / МОДЕЛЬ: КРИТЕРИИ / ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Васильев Василий Александрович

Автор раскрывает Концепцию создания здоровьесберегающей образовательной и социальной среды в социумах образовательных учреждений региона и ее влиянии на здоровье педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Васильев Василий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы здоровья педагогов нашего времени и пути их решения»

РАЗДЕЛ XI РАЗМЫШЛЕНИЕ, ОБСУЖДЕНИЕ

УДК 378.6.

Васильев Василий Александрович

Профессор Ханты-Мансийского бюджетного учреждения дополнительного образования «Институт развития образования», к. п. н., Заслуженный учитель школы РФ., ipkrrohm@mail.ru, Ханты-Мансийск

ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ НАШЕГО ВРЕМЕНИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Vasilkov Vasily Aleksandrovich

Professor of Chair ofPedagogics andPsychology of the Autonomous Institutionfor Additional Education "Education Development Institute" of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug -Ugra, ipkrroh@rnmail.ru, Khanty-Mansiysk

TEACHERS' HEALTH PROBLEMS IN OUR TIME AND WAYS

OF SOLVING THEM

1. Выступая на февральском 2008 г. заседании Государственного Совета РФ по основным направлением стратегии развития страны на ближайшие 20 лет В. В. Путин назвал два - это образование и здоровье.

В условиях XXI в. актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения является очевидной. Как показали наши социологические исследования, ее решение напрямую связано со здоровьем их наставников - учителей, родителей и окружающего социума.

Педагогическая наука утверждает, что личный пример жизнедеятельности педагогов, а также родителей является самым эффективным методом, формирования личности ребенка.

Здоровье педагога в любое время определяется во многом социально -экономическими условиями страны, ее региона, экологией, условиями труда и психологической атмосферой в педагогических коллективах, образом его жизни.

Однако, профессия педагога относится к числу самых сложных в мире.

К. Маркс определял ее как «дьявольски тяжелый труд».

Она требует от педагогов больших затрат времени на подготовку к проведению учебных занятий, осуществление воспитательного процесса, ограниченное личное время. Только при этих условиях он может достигать успехов в образовании детей.

В условиях конца XX и начала XXI в. педагогическая деятельность осложнялась целым рядом должностных трудностей, отрицательно влияющих на здоровье педагогов: это - социально - экономическим и духовно - нравственным кризисами в стране; многолетним социально - психологическим стрессом в обществе; низкой заработной платой и сложными жилищными условиями; отсутствием мотивации на ценность здоровья у определенной

части учителей, у родителей, как первых помощников педколлективов в образовательной деятельности; низкой двигательной активностью. К этому следует добавить трудности в усвоении существующих государственных программ многими современными детьми из-за слабой подготовки к школе и плохого состояния их здоровья.

Проблемы здоровья педагогов давно стали предметом внимания в Хан-ты-Мансийском автономном округе. Еще в 70-80 гг. XX в. проводилось изучение использования педагогами, управленцами их рабочего и свободного времени, давались соответствующие рекомендации. С этой целью для организации его мониторинга, разработки необходимых мер были созданы Советы по научной организации труда. Активную роль в распространении теории и практики НОТ играл ИУУ. Так тогда называли нынешний ИРО. Для сохранения здоровья педагогов продумывалась целая система мер в пределах образования всего округа, каждого муниципалитета и образовательного учреждения. Однако, в указанное время эта проблема не носила такой острый характер, как в конце XX и начале XXI вв.

Важнейшим показателем заботы педагогов о своем здоровье является его рейтинг среди других ценностей в сегодняшнем мире. Исследования ученых показали, что человек, не осознавший для себя значение здоровья, не убежденный в том, что это главная, важнейшая забота у него, дающая ему возможность долго и качественно прожить, успешно трудиться, быть счастливым, не может систематически и постоянно работать по его сохранению и укреплению. Хорошо о значении здоровья сказал древнегреческий историк Геродот:

«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум».

В середине 90-х. годов прошлого века в результате тестирования в ряде опытно - экспериментальных площадок нами были получены следующие данные о рейтинге здоровья среди детей, педагогов и родителей:

№ п/п Виды респондентов Количество респондентов Поставили ценность здоровья на 1 место Считали ведущими ценности

1 Педагоги из 7 ОУ 194 человека 44% Семья

2 Родители 992 родителя 25% Работа, зарплата

3 Дети из старших классов 7 ОУ 143 человека 39% Семья

О!

Видно, что ведущей ценностью у педагогов была «семья», а не здоровье, этих же ценностей придерживались старшеклассники, а у родителей ведущими были работа и зарплата, семья, ценность здоровья отступала где-то на 4 план.

Социологические опросы педагогов того периода времени показали, что в числе важнейших факторов, дестабилизирующих состояние здоровья педагогов, были следующие:

1. Низкая заработная плата. В этот период времени разворачивающейся перестройки стали встречаться факторы голодных обмороков как среди учителей, а также среди учащихся.

2. Плохая материально-техническая база в большинстве ОУ: резко сократились инвестиции из госбюджетов для ремонта, приобретения оборудования, наглядных пособий и. т. д.

В результате увеличивались показатели заболеваемости педагогов, росло количество пропусков занятий по болезни.

В этих условиях в округе развернулось движение за сохранение, укрепление здоровья его населения. В первую очередь оно началось в системе образования в начале 90-х годов в XX в. и продолжается до сих пор.

В ИУУ тогда была разработана Концепция формирования, сохранения, укрепления здоровья его населения, а на ее основе созданы модели управления созданием здоровьесберегающей образовательной и социальной среды в микрорайонах ОУ, муниципалитетов и всего региона.

Была разработана соответствующая Концепция и Модель школы «Здоровья и развития» как модернизированный тип ОУ, являющегося Центром формирования такой среды внутри школы и вне ее, в своем социуме.

Модель была апробирована в процессе опытно-экспериментальной работы в отдельных муниципалитетах округа и в разных типах ОУ: от ДОУ до профколледжа и профтехучилища. Вся эта длительная по времени и размаху деятельности опиралась на активную поддержку органов власти региона, основных заинтересованных ведомств, как важнейшего условия реализации всей Концепции.

В осуществлении Концепции, создания здоровьесберегающей образовательной и социальной среды были определены 2 этапа ее реализации: 1-ый этап - это создание такой среды внутри самого ОУ, где работа ведется преимущественно среди детей и педагогов, а также родителей по привлечению последних к формированию, сохранению здоровья их детей в домашних условиях; 2-ой этап - создание здоровьесберегающей образовательной среды в микрорайонах ОУ , в их социумах, т. е. среди родителей и населения.

На схеме эта этапность в работе и ее временные рамки выглядят следующим образом:

Этапы и период времени Основные задачи в работе по здоровью детей и педагогов Практические результаты Проблемы

1 2 3 4

1-ый этап 1994-2003 гг. Формирование ЗСО и С среды среди педагогов и учащихся. Привлечение родителей и населения к обучению и воспитанию у детей ЗОЖ Была, в основном, сформирована ЗСО и С среда в школах, ДОУ, других типах ОУ региона. Достигнуты определенные успехи в сохранении здоровья педагогов Однако, до 1/3 педагогов не сформировали мотивацию на ЗОЖ и ведущую ценность здоровья. Почти половина родителей не считали здоровье главной ценностью в их жизни, отмечался низкий уровень взаимодействия школы с родителями. Существование психологической «стены». Продолжался рост заболеваемости детей и населения региона.

Продолжение таблицы

1 2 3 4

Н-ой этап 2004-2012 гг. Формирование ЗСО и С среды в микрорайонах ОУ, их социумах, в муниципалитетах и регионе. Формирование здоровой и крепкой семьи. Продолжение углубленной работы среди педагогов и детей по формированию ЗОЖ, повышению рейтинга «здоровья» до 80-90%. Положительные тенденции в формировании ценности «Здоровья» и ЗОЖ продолжают сохраняться и развиваться. По прежднему определения часть педагогов недостаточно работают над своим здоровьем, а также не ведут работу с родителями по внедрению ЗОЖ и ценности здоровья.

Далее мы попытаемся организацию и результаты деятельности по данной проблеме показать более подробно с привлечением соответствующих математических показателей на примерах отдельных ОУ и системы образования всего региона.

Вместе с тем, следует отметить, что специального учета статистических данных по здоровью педагогов в регионе не ведется, поэтому в исследованиях мы пользуемся отдельными данными из самых ОУ, например, по количеству больничных листов за определенный период времени, Вторым источником получения конкретных данных являются тестирование педагогов, проводимое автором в педколлективах опытно-экспериментальных площадок, а также в других ОУ при разработке проектов программ для работы по проблеме здоровья в отдельных муниципалитетах по их заказам (всего их было 5).

Остановимся на некоторых положительных тенденциях, отмеченных в 1-ый период деятельности системы образования региона по состоянию здоровья педагогов (1994-2003 гг.).

Источники информации Основные направления диагностики Конкретные показатели в сравнении с серединой 90-х.

1 2 3

1. Экспертиза опытно-экспериментальных площадок в XX и в XXI веке 2. Диагностика ряда ОУ в муниципалитетах при разработке Программ по здоровью детей. 1. Рост рейтинга ценности здоровья и ЗОЖ педагогов 2. Считают себя здоровыми (саморефлексия). 3. Большинство педагогов не курят 4. Имеют нормальную продолжительность сна 5. Работают над сохранением своего здоровья в различных формах 75% против 44% ! В среднем 54% против 38% До 95%, на селе до 100% До 90% против 60% (7-8 часов) В среднем 61% педагогов против 45%

Продолжение таблицы

3. Отмечается в ОЭП

4. Отмечается педагогами ОЭП

6. Считают, что здоровье человека в его руках

7. Создание групп «Здоровья» в ОУ

8. Сокращение пропусков учебных занятий из-за болезни (учет больничных листов)

9. Наличие методов стимулирования педагогов, ППС в вузах за отсутствие больничных листов.

10. Рост заработной платы

11. Активизация педагогического творчества в ОУ и ОУО

12. Повышение профмастерства управленцев, педагогов, рост количества практиков-педагогов, защитивших диссертации по данной проблеме и работающих в школах.

13. Рост степени удовлетворения педагогами своим трудом по проблеме здоровья детей.

14. Улучшение условий труда и МТБ для учебно-воспитательного процесса в ОУ.

85 -90% против 80-85%

Фактически существовали почти во всех средних школах (90% против 50%)

Уменьшение примерно в 1,5 раза (по сравнению с началом экспериментов)

Фактически во всех ОУ (до 90%) против 70% (крупные школы)

Увеличение почти в 2 раза

Ежегодный выпуск специального сборника «Педагогика здоровья», где материал по опыту деятельности, исследованиям педагогов, управленцев, ученых округа по данной проблеме, примерный объем 20 печатных листов. Проведение семинаров, НПК в муниципалитетах, регионе по данной тематике и. т. д. - Все экспериментальные площадки в регионе получили за работу гранты Президента или Губернатора.

Всего практиками-педагогами защищено по проблемам здоровья детей и педагогов с конца 90-х XX века около 10 диссертаций против 1 в конце 80-х XX века

Отмечается у педагогов 60-80% против 40-50%

Реализация программы строительства сельских школ. Наличие свыше 40 программ, принятых Думой округа по вопросам здоровья населения, детей и утвержденных Губернатором округа против 3-х.

Окончание таблицы

1 2 3

5. Данные гостстатистики в ХМАО-Югре 15. Повышение продолжительности жизни педагогов и качества жизни (по данным гостстатистики). Как и у всего населения нашего округа в среднем на 2,5 года.

Как видно из данной таблицы, указанные выше ряд положительные тенденции в здоровье педагогических коллективов говорят об определенном его улучшении за последние годы XXI в. по сравнению с 90-ми годами XX в.

Среди указанных выше положительных тенденций в работе по здоровью педагогов следует выделить одну: это рост заработной платы на основе федеральных законов, размер которой значительно повысился в условиях северной территории и достиг примерно 22 тыс. рублей.

В отдельных муниципалитетах по данной проблеме проводятся дополнительные мероприятия. Например, в Нефтеюганском районе (председатель Комитета по образованию Н. В. Волыптейн, бывший ответственный за работу специалист Л. В. Ефремова). Здесь ежегодно проводятся семинары-со-вешания по итогам реализации Программ ОУ и всего района по здоровью, районные олимпиады, месячники и декады, осуществляется регулярное инспектирование. Особое внимание уделяется вопросу здоровья не только детей, но и педагогов. Этот процесс отмечается и на уровне школ и ДОУ. Так в МСОШ № 1 п. г. т. Пойково (директор В. Н. Кокорев) ведется ежегодный мониторинг состояния здоровья педагогов с учетом медицинских групп по здоровью, основных патологий. Созданы группы по здоровью, по интересам, проводятся для педагогов лекции специалистов по профилактике здоровья, сформирован и поддерживается администрацией благоприятный микроклимат, созданы хорошие условия труда.

К совместной работе с детьми активно привлекаются родители, с ними установлены хорошие контракты по многим направлениям деятельности: спортивно- массовая, досуговая, управленческая (активно работает совет здоровья школы и микрорайона), учебно-воспитательная, профилактическая по здоровью родителей и населения микрорайона и др.

Большинство педагогов, родителей, детей этой школы считают «здоровье» главной жизненной ценностью. Недавно директор и его заместитель по воспитательной работе защитили кандидатские диссертации.

Все это помогает педколлективу успешно решать и другую задачу: повышать качество образования.

Вместе с тем, в деятельности значительной части педколлективов округа и их руководителей по проблеме собственного здоровья имеется немало дестабилизирующих факторов, отрицательно влияющих на здоровье всего коллектива учителей, а также отдельных педагогов. Социологические опросы педагогов начале XXI в., как и в 90-е г., показали следующее: часть респондентов назвали проявление факторов нездорового психологического климата в коллективах, возникновение конфликтов (отмечалось у 18-20% педагогов). Их виновниками были как педагоги, так и представители администрации

ОУ. В. А. Караковский писал: «Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому».

На отсутствие хороших контактов с администрацией указали в среднем 40% педагогов ОУ, где проходило тестирование.

Самый высокий положительный показатель в этом плане был отмечен среди педагогов в г. Урае - 90%.

На 2-ом плане среди дестабилизирующих факторов респонденты указали частые стрессы, вызванные учебной и психологической перегрузкой. Ее указали от 18% до 30% педагогов.

Одной из важнейших причин такой перегрузки является значительное количество часов недельной нагрузки учителей по сравнению со серединой 90-х и 80-ми годами XX в.

Исследования, проведенные нами в то время, показали, что средняя учебная нагрузка педагогов составляла тогда 20-23 часа. Идеальный норматив такой нагрузки, благоприятной для здоровья учителя, был установлен в 20-е г XX в. и составлял 18-20 часов. В настоящий период времени во многих педколлективах составляет уже 25-26 часов. Ограниченность свободного времени у педагога ведет к напряжению в работе и систематическим стрессам. Немало жалоб в личном общении педагоги высказывали на огромный поток отчетов и заполнение бумаг разного плана (назвали от 8 до 16% респондентов).

На 3-ем месте в перечне дестабилизирующих факторов педагоги указали нерациональную организацию личного питания (питание на «скорую руку», остаются без питания в обед или утром и. т. д.).

Исследования показали также, что значительное количество педагогов в работе над своим здоровьем не использует многие несложные методы сохранения и укрепления своего физического и психического здоровья, не требующих больших затрат времени, но так необходимых для сохранения работоспособности и энергии.

Приведем конкретные данные, полученные в результате тестирования и частичных опросов у 132 педагогов различных ОУ. В качестве основного источника использовался тест «Я и мое здоровье»:

№ п/п Способы сохранения и укрепления здоровья Количество респондентов, использующих их в личной работе в %.

1 Утренняя зарядка От 16% до 20%

2 Закалка различными способами, особенно по утрам От 8% до 20%

3 Полноценное питание От 50% до 60%

4 Использование парной бани От 60% до 80%

5 Занятия в спортивных секциях и группах От 20% до 25%

6 Хождение на лыжах в дни отдыха До 10%

7 Использование фототерапии До 30%

Немногие педагоги используют такие эффективные методы, как:

- регулярная чистка своего организма - до 10-15%;

- аутотренинг - до 10-15%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- бег - редко, до 1-2 чел. среди слушателей курсов.

Когда заходит разговор о причинах недостаточной работы над своим здоровьем, многие дают стандартные ответы: «У меня нет свободного времени», а некоторые более откровенны: «Лень», «Я еще молодая!».

Все вышеприведенные факторы из данного анализа говорят, что пока определенная часть педагогов явно недостаточно занимается своим здоровьем, не дорожит им, не осознали его ценность, а следовательно, не является примером для своих воспитанников, обучающихся, студентов.

Следует отметить, что многие органы управления образованием не уделяют большого внимания решению проблемы здоровья педагогов. В частности, почти нет в округе муниципальных специальных программ по здоровью педагогов, имеются лишь разделы в общих программах «Здоровье и образование». Аналогичное Положение наблюдается и в программах «Здоровье и развитие» в ОУ.

Практика организации опытно-экспериментальной работы на территории нашего региона для решения проблемы сохранения, укрепления здоровья педагогов рекомендует использовать следующие дополнительные формы, методы работы:

1. Разработка муниципальных специальных программ «Здоровье педагогов», а в ОУ «Здоровье педагогов и обслуживающего персонала». Обслуживающий персонал составляет часть социума ОУ, оказывает определенное влияние на детей и с ним должна проводиться специальная работа.

2. Необходима разработка точных критериев оценки деятельности педагогов и всего ОУ по этой проблеме и ежегодный (не реже 2 раз в учебном году) мониторинг итогов реализации данной программы через использование такого общественного органа как Совет Здоровья школы и микрорайона.

3. Для профилактики эффективных методов сохранения и укрепления здоровья хорошо иметь в ОУ «Школу здоровья педагогов» или клуб.

4. Среди отдельных форм и методов работы по здоровью педагогов рекомендуем использовать следующие:

- проведение месячников и декад по здоровью педагогов:

- изучение путем самохронометража времени, затрачиваемого каждым педагогом на работу, а также на свободное время и его использование (обсудить полученные данные на совете по НОТ, разработать рекомендации);

- анализ состояния расписания учебных занятий с учетом выполнения установленных к нему требований;

- обмен опытом индивидуальной работы педагогов по сохранению, укреплению своего здоровья (семинары);

- обобщение и распространение опыта отдельных педагогов по этой проблеме;

- обсуждение книг, фильмов, в том числе книги H. М. Амосова «Раздумья о Здоровье» и других известных авторов;

- тренинги по освоению и использованию отдельных здоровьесберегаю-щих технологий, проводимые психологами;

- лекции медицинских специалистов по профилактике ведущих заболеваний членов педколлектива и др.

5. Для успешной работы каждому ОУ необходимо иметь Положение о стимулировании труда членов педколлектива, где должны быть конкретные направления деятельности учителя в классе, в школе и дома по данной проблеме и их учет в оплате его труда и его оценке.

6. В качестве критериев оценки работы администрации и педколлективов по здоровью педагогов рекомендуем использовать следующие:

1) Рейтинг ценности «здоровья» педагога и всего коллектива в %;

2) Заболеваемость педагогов /по количеству больничных листов за определенный период времени/ и её основные причины;

3) Считает себя здоровым или нет;

4) Работает ли над сохранением, укреплением своего здоровья;

5) Какие основные эффективные методы сохранения здоровья использует педагог.

Мониторинг состояния здоровья необходимо проводить не ре лее 2 раза в течении учебного года на Совете здоровья школы и микрорайона.

7. Для установления хорошего взаимопонимания и взаимодействия с родителями и населением социумов ОУ и ОУО необходимо иметь программы «Школа - Центр формирования здорово сберегающей образовательной и социальной среды в микрорайоне и муниципалитете».

Реализация таких Программ может привести к повышению роли современного ОУ в сохранении здоровья и качества образования не только детей, но и родителей, населения микрорайонов.

Педагог был и остается ведущей фигурой в важном деле для будущего страны: формировании здорового поколения XXI в.

Библиографический список

1. Амосов, Н.М. Раздумья оздоровьи [Текст]/ H. М. Амосов.-М., 1978.- 180 с.

2. Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н. П. Аникеева. -М., 1989.- 218 с.

3. Берне, Р. Развития Я - концепции и воспитание [Текст] / Р. Берне. - М.: Прогресс, 1986.-215 с.

4. Баль, JI. В. Педагогу о здоровом образе жизни [Текст] / J1. В. Баль. - М.: Просвещение, 2005. - 185 с.

5. Белов, В. И. Энциклопедия здоровья [Текст] / В. И. Белов.-М., 1993.-314 с.

6. Гримак, JI. И. Общение с собой [Текст] / JI. И. Гримак. - М., 1991. - 189 с.

7. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении [Текст] / В. А. Кан-Калик. - М. : Просвещение, 1987. - 230 с.

8. Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 208 с.

9. Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии [Текст] / В. И. Журавлев. - М.: Дело, 1994. - 190 с.

10. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал [Текст] / Л. М. Митина. -М.: Дело, 1994. - 190 с.

11. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Л. М. Митина. - М, 1998. - 210 с.

12.Раченко, И. П. НОТ учителя [Текст] / И. П. Раченко. - М.: Просвещение, 1977.- 190 с.

13. Шепель, В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния [Текст] / В. М. Шепель. - М., 1994. - 260 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.