ганизации профессионального образования // Материалы Международной научно-практической конференции 23-26 сентября 2008 г., г. Казань. -Казань: изд-во «Отечество», 2008. - С. 9-13.
2. Aron R. Main currents in educational thought. - Middlesex: Penguin Books, 1998.
3.AshtonD.N., FieldD. Young Workers. - L., 2006.
4. Griffis B. Representations of youth: The Study of youth and adolescence in Britain and America. -
Cambridge, 1999.
5. Callagham G. Locality and Localism // Youth and Policy. - December 2006. - .№39. - P. 23-33.
6. Education and Youth / Ed. by D. Marsland. -L.: The Fallmer Press, 1999.
7. Garriott L. Casework. A psycho-social therapy. - New York, 2001.
8. Lagay B. Rethinking psychological anthropology. Continuity and change. - New-York, 2007.
УДК 37.0
Симушкина Наталья Юрьевна
Новосибирская государственная академия водного транспорта
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧАСТНЫХ ШКОЛАХ США В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
Показаны характерные черты и тенденции функционирования частных школ США; представлены разные типы частных школ; выявлены особенности учебного процесса и тенденции содержания образования, которые проявились за последние десятилетия.
Ключевые слова: частное образование, частные школы, содержание образования.
Вначале третьего тысячелетия в образовательных системах ведущих стран мира происходят существенные изменения, оказывающие принципиальное влияние на модели самого образования. В связи с этим индустриально развитые страны рассматривают качество образования, его гуманизацию и гуманитаризацию как важнейший фактор обеспечения социально-экономического развития, научно-технического и культурного прогресса. Современный этап образования в ведущих странах мира и в России, которая находится на переломном этапе своего развития, характеризуется кризисными явлениями. Эти кризисные явления углубляются в связи с начавшимся осенью 2008 года глобальным экономическим кризисом.
Ход кризиса в ведущих странах мира будет определяться сочетанием двух процессов: разрушения прежних экономических структур и становления новых. Для преодоления структурных кризисов такого рода и выхода экономики на новую длинную волну экономического роста упор делается на опережающее развитие ключевых направлений нового технологического уклада. Они уже видны: биотехнологии, нанотехнологии, системы искусственного интерфейса, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы. Произойдет еще большая интеллектуализация произ-
водства, переход к непрерывному образованию в большинстве профессий. Завершится переход от экономики массового производства к экономике знаний, где основной ценностью являются не средства производства, а навыки действия, от общества «массового потребления» к «обществу творческого потребления», «обществу развития», где важнейшее значение приобретут научно-технический и интеллектуальный потенциалы. В структуре потребления доминирующее значение займут информационные, образовательные, медицинские услуги.
Поэтому центральной идеей развития системы общественного образования в России становится обеспечение его доступности и повышения качества, соответствие содержания образования требованиям современной динамики мира и рыночной экономики. Родители, социум, общественность формируют заказ на обучение в особых условиях. Эти особые условия предоставляют негосударственные образовательные учреждения, количество которых в России продолжает увеличиваться. В результате усиливается дифференциация образовательных учреждений и программ, что связано с ориентацией на разнообразие образовательных потребностей учащихся и их групп.
Вместе с тем заметно обостряется противоречие между практикой развития негосударствен-
ных образовательных учреждений и недостаточной научной обоснованностью их деятельности в условиях модернизации системы образования. Один из путей решения этой проблемы мы видим в анализе позитивного опыта частных школ англоязычных стран, где этот вопрос решается положительно.
Работы многих российских исследователей зарубежной школы и педагогики посвящены изучению педагогической деятельности английских и американских частных школ (С.Л. Зарецкая, Л.Д. Капранова, З.А. Малькова, В.С. Митина). Более подробно исследована система образования и воспитания в школах Великобритании. В работе И.А. Абакумовой дано описание организационно-педагогических основ деятельности английского частного пансиона [1]. Диссертация Н.Я. Винокуровой посвящена изменениям, происходившим в частных школах Великобритании в 7080-х годах двадцатого века [2]. С.В. Кордле рассматривала системы частного образования России и Великобритании как фактор государственного реформирования [5] К.В. Назарьева исследовала развитие элитного образования в «паблик скулз» [6]. В работах З.А. Мальковой, Т.В. Цырли-ной, Н.А. Сахарова дано описание отдельных элитных частных школ США. Единственной работой, в которой представлен всесторонний анализ деятельности частных школ США, является работа С.А. Зарецкой «Частные школы США», где основное внимание уделяется сравнению частных школ с государственными, определены проблемы взаимоотношений частного школьного сектора с государственным и его эффективность [4]. В данной статье мы хотим выявить особенности учебного процесса частных школ США и тенденции, которые появились там за последние десятилетия.
В 2008 году в США имелось более 33,7 тысяч частных школ; в них училось около 5 миллионов школьников и работали свыше 456 тысяч учителей. За последние двадцать лет количество частных школ увеличилось на 37% , количество учеников на 10% , количество учителей на 26%. На частные школы приходится примерно 11% всех учащихся школ [8, с. 14]. Их характерными чертами являются:
1) независимость от государства и местных властей; не смотря на то, что эти школы должны соответствовать определенным государственным стандартам и должны быть открыты для проверок официальными властями;
2) платное обучение;
3) общественное управление, т.е. наличие совета попечителей, который назначает директора школы [13, с. 34].
В сектор частных школ входят как конфессиональные школы, так и светские, нецерковные школы. Школы различаются по размерам платы за обучение, составу учащихся, условиям, организации и содержанию обучения. Большинство частных школ - 72% - конфессиональные, причем их число уменьшилось на 10% из-за финансовых трудностей, с которыми они сталкиваются. Среди них можно выделить: католические, епископальные, консервативных христиан и школы многих других религиозных ориентаций [8, с. 16].
В группе светских частных школ есть школы-пансионы и дневные школы, школы для мальчиков и для девочек, для одаренных детей и для детей с ограниченными возможностями, престижные элитарные школы, которые называют «независимыми» и современные «прогрессивные».
Частные школы - небольшие по численности учащихся учебные заведения: в 42% частных школ численность учеников составляет менее 50 человек в каждой; в 25% - от 50 до 150 человек; в 18% - от 150 до 300 . Частные школы часто критикуют за высокую стоимость обучения и недоступность для людей с низкими доходами. Однако в 2000 году 41% частных школ предлагал обучение стоимостью менее 2,5 тыс. долларов. Для сравнения в Филадельфии в общественной школе расход на одного ученика составил 9,35 тыс. долларов. Таким образом, ребенок из бедной семьи, получив ваучер в 5 тыс. долларов, может учиться в частной школе [14, с. 1]. Во многих городах уже существуют недорогие альтернативы общественным школам, которые представлены в основном частными католическими школами. Учитывая происходящие в стране социальные изменения, частные школы расширяют контингент своих учащихся. Многие школы предоставляют гранты детям из малообеспеченных семей национальных меньшинств; афро-американские студенты имеют возможность учиться в частных школах с помощью программы «Better Chance». Появились новые типы школ для детей состоятельных родителей - представителей цветного населения, которые готовят учащихся к поступлению в университет. В католических школах больше всего иностранных студентов из Южной Америки, Азии, Среднего Востока [4, с. 35].
О.В. Гонтарева выделяет следующие общие тенденции функционирования частных американских школ: высокое качество образования, выражаемое в академических показателях и творческих достижениях детей; внимание к духовным ценностям и художественно-эстетическому воспитанию; небольшой количественный состав учащихся и реализация индивидуального подхода к каждому ребенку; высокий уровень профессионализма учителей и руководителей; использование общественных форм управления образовательным учреждением [3, с. 12].
Учебному и спортивному оборудованию многих частных школ могут позавидовать даже небольшие колледжи. Так, например, в Lawren-cevill School помимо современных классов, есть оснащенные современным оборудованием физические, химические и биологические лаборатории, лекционные залы, мастерские, богатая научная библиотека и планетарий. Во многих школах есть собственные театральные центры, арт-студии, картинные галереи и отдельные классы для занятий музыкой и живописью. Эти прекрасные условия делают обучение легче и интересней. Окруженный такими великолепными образовательными возможностями, ученик частной школы имеет возможность развивать свой индивидуализированный образовательный опыт.
В среднем в каждом классе занимаются от 12 до 15 учеников, а в некоторых - 5 (в государственных школах Нью-Йорка в классе может быть 32 ученика). Современные исследования говорят о том, что некоторые формы обучения более эффективны в классах, где количество студентов меньше 15. Если сравнивать расписание, то ученики частных школ имеют большее количество уроков в день и больше времени на самостоятельную работу, чем ученики государственных школ: 6 уроков ежедневно + 2 часа на занятия спортом; ученики школ-пансионов 3 часа в день посвящают приготовлению домашних заданий. Большинство учеников занимаются в школе даже в субботу [13, с. 35].
В октябре 2008 года в США была проведена конференция, в которой принимали участие различные образовательные фонды, ведущие эксперты в области образования, специалисты по национальной безопастности и представители частного сектора в образовании. Они пришли к следующему выводу: для того, чтобы США могли конкурировать в глобальном мире и быть готовыми
к новым вызовам в экономике и национальной безопасности, они должны иметь конкурентноспособную и инновационную систему школьного образования, в которой особое внимание уделяется изучению предметов группы STEM (основы естественных наук, технология, техника, математика). Констатируя глубокий кризис в этой сфере образования, участники конференции отметили, что школы больше внимания уделяют внешкольной деятельности, чем изучению предметов STEM. Средства школьных фондов направляются на развитие спортивных команд, а не на научные выставки или олимпиады по математике [10].
Частные школы первыми осознали вызовы постиндустриального общества и в конце XX века перестроили содержание образования. Долгое время учебные программы в частных школах США носили скорее академический, нежели политехнический уклон. Перестройка содержания образования затронула прежде всего дисциплины естественно-математического цикла^ТЕМ), которые стали ведущими. В тесной связи с перестройкой содержания образования проходила разработка и применение новых методов обучения. Преподавание естественно- научных дисциплин было связано с поисково-исследовательским характером обучения, с усилением экспериментально- практической работы учащихся в лабораториях, которая стала источником получения новых знаний. Высокий уровень образования достигается глубоко разработанной системой разнообразных методов и организационных форм обучения.
Сегодня главную часть учебного плана составляет математика и предметы естественно-научного цикла. Учащиеся этих школ получают великолепную подготовку по математике, истории, иностранным языкам и литературе. Чтобы поступить в хороший колледж или университет, все ученики изучают одинаковые обязательные предметы. Школьники старших классов должны изучать математику 3 года, английский язык - 4 года, иностранный язык - 3 года, историю - 2 года, предметы естественно-научного цикла - 2 года, искусство - 1 год. Школьники старших классов в государственных школах в среднем изучают эти же предметы на год меньше [13, с. 74].
Школы пользуются независимостью в формировании учебного плана, который разрабатывается с учетом особенностей учебного заведения. Учебные предметы изучаются в большем количе-
стве, чем в государственных школах, к тому же на университетском уровне. В них созданы прекрасные условия для реализации интеллектуального потенциала для детей с разными способностями.
Начиная с IX класса вводится несколько предметов на выбор. Например, в Cushing Academy из 30 академических предметов можно выбрать морскую биологию или историю американских индейцев. Старшеклассникам Sharlotte Latin School предлагаются несколько технических курсов по выбору, например «Гражданская авиация». Они изучают различные технические темы и на занятиях, и работая в мастерских, используя все от компьютеров до моделирования ракет. Эти курсы стимулируют учеников изучать технику для дальнейшей карьеры и подтверждают концепцию о важности математики и естественных наук в постиндустриальном обществе. Этот выбор имеет целью дифференцировать обучение детей в соответствии с их интересами и склонностями [9, с. 61].
Несколько лет назад частные школы тратили значительные суммы денег на создание концертных залов, художественных галерей и школьных театров. В 90-х годах прошлого столетия частные школы значительно отставали по уровню компьютеризации от общественных школ. Им пришлось предпринять значительные усилия в этом направлении. С 1995 по 1999 гг количество частных школ, подсоединенных к Интернету, увеличилось на 67% , и 13% школ собирались это сделать к 2000 г [12, с. 4]. Сегодня в частных школах появилась тенденция к созданию сложных технологических центров. Частные школы начинают понимать, что сегодня они конкурируют не с государственными и не с другими частными школами. В действительности они соревнуются с разнообразными формами альтернативного образования, которые предоставляет Интернет и современные технологии. Последние статистические исследования показывали, что, начиная с 2007 г., они столкнутся с уменьшением числа новых учеников из-за демографических сдвигов и из-за распространения популярного онлайн обучения. Родители, которые раньше предпочли бы обучение в частной школе, сейчас рассматривают как альтернативу реальные и менее дорогие программы онлайн обучения [11, с. 652].
Многие частные школы осознали это и предлагают курсы колледжей в дополнение к своим обычным курсам. Беспроводные технологии являются минимальным стандартом многих част-
ных школ. В школе Beth Tfiloh в каждом классе есть беспроводной Интернет и большие мониторы. На занятиях по основам естественных наук ученики соединяют графики с результатами исследования в Интернете, готовят электронные буклеты с помощью различных программ и используют Excel для обобщения и представления данных по математике. Ученики старших классов Holy Spirit Episcopal School выполняют исследовательские онлайн проекты и делают презентации этих проектов с помощью Hyper Studio своим одноклассникам и родителям. Изучая физическую географию, они делают презентации проектов, используя Power Point Software. Charlotte Latin School имеет три компьютерные лаборатории, которые могут использоваться при изучении иностранного языка; история изучается с помощью специальных исторических игр-симуляторов; на уроках по основам естественных наук компьютеры необходимы для составления и предсказания прогнозов погоды [9, с. 61] .
Обучение в школе строго индивидуализировано. Каждый ученик имеет свое индивидуальное расписание занятий и получает необходимую помощь от учителя. Многие школы предлагают тьюторские услуги и коррективные курсы для слабых учеников по разным предметам. Школы предлагают различные психологические консультации. Преподаватели так же могут быть специальными помощниками учеников. Обычно каждый преподаватель ответственен за небольшую группу учеников в 10 человек. Он встречается с ними в неформальной обстановке и помогает разрешить возникшие проблемы [13, с. 47].
Одной из причин неудовлетворительного уровня преподавания предметов STEM в общественных школах является нехватка квалифицированных учителей, так как специалисты этого профиля находят высокооплачивуемую работу в других сферах экономики. В общественных школах большинство учителей предметов STEM не имеют научной степени. Чтобы получить работу преподавателя в частной школе, необходимо иметь степень магистра.
Организационными формами учебного процесса является классно-урочная система, на старших ступенях обучения - лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная подготовка, т.е. формы, максимально приближенные к университетским. Лекции, которые иногда читают профессора университетов, сопровождаются собе-
седованиями, дискуссиями, лабораторными работами. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы заставить всех учащихся активно заниматься, чтобы все успевали по предметам, которые в государственных школах считаются «трудными» для большей части детей.
В частных школах нет задних парт, все ученики сидят полукругом или вокруг стола. Диалог -основной метод работы на семинарах. Учеников побуждают читать много и глубоко. Их так же учат думать и объяснять свои ответы, а не просто излагать их. По сравнению с учениками государственных школ, ученики частных школ выполняют большее количество письменных работ, так как письмо требует способности четко выражать свои идеи, логику, понимание грамматики и т.д. 2/3 учеников часто пишут эссе, стихотворения, творческие сочинения (по сравнению с 27% учеников государственных школ). Частные школы часто предлагают курсы ораторского мастерства и регулярно проводят различные дискуссии и дебаты [13, с. 97].
Частные школы широко используют межпредметные связи, интегрированные программы и курсы. В Holy Spirit Episcopal School ученики изучают важнейшие исторические события США с помощью художественной литературы, музыки и живописи. Поэзия каждого века рассматривается вместе с музыкой и живописью этого периода. В конце учебного года каждый класс представляет результаты своих исследований в виде художественных проектов: спектаклей, музыкальных композиций, художественных выставок и т.д. [9, с. 58].
Важное место в программе обучения отводится музыке и живописи. Для учеников, которые заинтересованы в изучении отдельных предметов, школы предлагают индивидуальное обучение. В Groton School индивидуальное обучение может включать проведение научных экспериментов, изучение специальных аспектов истории, изучение творчества Вагнера и т.д.
В начале 90-х годов сотрудничество между школами и бизнесом было относительно новой концепцией. Однако интерес к сотрудничеству был с каждой стороны, и что оставалось сделать -это начать совместные переговоры. В последние десятилетия, с учетом изменения в современном обществе, в частных школах преподаются основы экономики, бизнеса и т.д. В Ojai Valley School старшеклассников посещают представители из 45 различных колледжей и университетов, чтобы
помочь определиться с поступлением и выбором дальнейшей карьеры.
Под давлением промышленных фирм в учебные программы введены новые предметы - «Основы бизнеса», «Экономика», которые ориентируют учащихся на избрание в будущем профессиональной деятельности предпринимателя или менеджера. Для усовершенствования знаний школы направляют своих учеников на курсы в колледжи или университеты, стараются организовать внешкольную практику по профилирующим предметам на базе научных или промышленных предприятий [7, с. 29].
Важным элементом учебного плана является подготовка к написанию тестов. Для этой цели часть школ предлагает специальные обзорные курсы, другие включают в учебный план развитие навыков для работы с тестами. Умение работать с разными видами тестов помогает ученикам успешно сдавать экзамены, а ученики с хорошей успеваемостью могут уже в школе получать зачеты колледжа (Monteverde Academy). Например, в Colorado Springs School 100% выпускников поступают в колледж.
Частные школы успешно работают над объединением школы и микрорайона. Они понимают, что интеграция требует времени и многих усилий, но она будет особенно сильной, когда объединяются общественные и гражданские элементы. Общественные школы умеют создавать эту интеграцию достаточно хорошо: они обычно предлагают услуги для занятий с детьми. Директора частных школ прекрасно понимают, что интеграция укрепится, когда местные жители получат доступ к услугам, оборудованию и спортивным сооружениям школы. Успешные школьные программы могут творить чудеса для имиджа школы и для качества жизни в микрорайоне [11, с. 651].
Таким образом, мы видим, что перестройка содержания образования в частных школах США сделала ведущими дисциплины естественно-математического цикла. При этом происходило вовлечение учеников в научно-исследовательскую деятельность благодаря поисково-исследовательскому характеру обучения и применению новых методов обучения. Используя такие методы, как наблюдение, эксперимент и другие, учителя стараются привить школьникам определенные навыки научной работы. Сотрудничество между частными школами и бизнесом стало важной частью работы школ. В качестве учителей новых
предметов, связанных с экономикой и бизнесом, в школу приходят не только преподаватели колледжей и университетов, но и специалисты из бизнес-структур. Принцип индивидуализации обучения, индивидуальный подход к обучению каждого ученика (вплоть до составления индивидуальных планов, с индивидуальным набором изучаемых предметов) все более становится ведущим принципом современной американской педагогики. Многие частные школы расширяют связи с гражданским сообществом своего микрорайона; таким образом, качественно изменяется содержание образования и увеличивается социальная роль школы.
Не все, что происходит в частных школах, продуктивно или заслуживает внимания. Это верно о школах вообще. Многие общественные школы предоставляют качественное обучение своим ученикам, несмотря на то, что часто подвергаются критике. Инновации и новые проекты очень трудно осуществлять в любых школах. Чтобы сделать работу школ более успешной, директорам общественных школ пора изучать опыт и проверенные технологии частных школ. Частные школы не имеют монополии на красивые здания и успех. Многое из успешной практики этих школ можно применить к государственному сектору школьного образования любой страны.
Библиографический список
1. Абакумова И.А. Организационно-педагогические основы деятельности английского частного пансиона: Автореф. дис. ... канд. пед. наук:
13.00.01. - Ростов-на-Дону, 1999. - 24 с.
2. Винокурова Н.Я. Социально-педагогическая направленность английских привилегированных частных школ (паблик скулз) на современном этапе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук:
13.00.01. - Киев, 1985. - 21 с.
3. Гонтарева О.В. Научно-педагогические условия развития негосударственного общеобразовательного учреждения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ростов-на-Дону, 2003. - 24 с.
4. Зарецкая С.Л. Частная школа в США // Частная школа в странах Запада. - М., 1996. - С. 14-65.
5. Кордле С.В. Развитие частных школ России и Великобритании как фактор государственного реформирования образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Краснодар, 2007. - 25 с.
6. Назарьева К.В. Развитие элитного школьного образования в Англии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Архангельск, 2008. - 23 с.
7. Сахаров Н.А. Частные школы и формирование правящей элиты // США: экономика, политика, идеология. - 1989. - .№10. - С. 28-32.
8. Characteristics of private schools in the US. Results from the 2007-2008 Private School Universe Survey. 2009. - С. 1-20. [Electronic resource]. -www.ERIC.ed. gov.
9. Distinguished practices of distinguished schools. Council for American Private Education. -2002. - С. 1-130. [Electronic resource]. -www.ERIC.ed. gov.
10. Improving US competitiveness with K-12 STEM education. Phi Delta Kappan. - 2008. - V 89. - №9. - С. 1-9. [Electronic resource]. -www.ERIC.ed. gov.
11. Manafo Michael J. Enchancing the value of public education: lessons from the private sector // Phi Delta Kappan. - 2006. - V. 89. - №9. - С. 648653. [Electronic resource]. - www.ERIC.ed. gov.
12. Parsal Basmat, Skinner Rebecca, Farris Elizabeth. Advanced telecommunications in US private schools // Statistical Analysis Report. -1998-1999. - С. 1-157. [Electronic resource]. -www.ERIC.ed. gov.
13. Peter W. Cookson, Jr. Caroline Hodges Persell. Preparing for Power. American Elite Boarding Schools. - New York: Basic Books, Inc. Publishers, 1985. - 260 c.
14. Salisbury DavidF. What does a voucher buy? A closer look at the cost of private schools // Policy Analysis. Cato Inst., Washington, DC. - 2003. -№486. - С. 1-25. [Electronic resource ]. -www.ERIC.ed. gov.