Научная статья на тему 'Об инновационной Модели управления формированием здоровьесберегающей образовательной и социальной среды в условиях северного региона'

Об инновационной Модели управления формированием здоровьесберегающей образовательной и социальной среды в условиях северного региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / УПРАВЛЕНИЯ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / СРЕДА / СТРУКТУРА / СЕМЬЯ-ЦЕНТР / ПРОГРАММЫ / HEALTH / MANAGEMENT / MODEL / DEVELOPMENT / ENVIRONMENT / STRUCTURE / FAMILY / CENTRE / PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильков Василий Александрович

Автор раскрывает концепцию инновационной Модели управления формированием здоровьесберегающей образовательной и социальной среды в условиях северного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильков Василий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Innovative Model of the Formation Management of the Health-Efficient Educational and Social Environment in the Conditions of the Northern Region

The author describes the conception of the innovative model of the formation management of the health-efficient educational and social environment in the conditions of the Northern region.

Текст научной работы на тему «Об инновационной Модели управления формированием здоровьесберегающей образовательной и социальной среды в условиях северного региона»

ОБ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА

Здоровье, управление, модель развития, среда, структура, семья, центр, программы.

В современной науке нет общепринятого понятия «управление», в том числе в системе образования, хотя вопросами управления занимались многие выдающиеся учёные. В числе самых последних солидных работ по этой проблеме в книге под редакцией П.И. Третьякова «Регион: управление образования по результатам» говорится, что «управление - целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающее оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод её на новый, качественный, более высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий». [Регион..., 2001].

В данной статье речь пойдёт об управлении процессом формирования здоровьесберегающей, здоровьеукрепляющей, развивающей образовательной и социальной среды (далее -ЗРОиС) как необходимого условия сохранения здоровья, успешного развития всех субъектов образовательного процесса в условиях северного региона: Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Региональная модель управления решением данной проблемы была в основном разработана автором в Институте усовершенствования учителей (как он тогда назывался) в начале 90-х годов XX века на кафедре педагогики и психологии, утверждена в качестве ведущей и проходила практическую реализацию на опытно-экспериментальном уровне по настоящее время.

Целью данного эксперимента было научное обоснование формирования оптимальных вертикальных моделей управления системой образованного региона как основного условия сохранения, укрепления здоровья обучающихся и населения северного региона, повышение качества образования, качества жизни жителей.

Научная новизна исследований в том, что впервые на уровне региона в начале 90-х годов XX века была разработана Концепция, определена и успешно апробирована вертикальная Модель функционирования системы образования северного субъекта Федерации на основе принципов здоровьесберегающего управления. Разработана и впервые апробирована Модель инновационного типа ОУ «Здоровье и развитие» как центр формирования здоровьесберегающей, здоровьеукрепляющей образовательной и социальной среды в своих микрорайонах и социумах муниципалитетов; определена и апробирована продуктивная комплексная система критериев оценки результатов деятельности ОУО,ОУ, педагогов, проектов основных документов мониторинга решения проблемы создания ЗСОиС в системе образования региона.

Полученные результаты работы могут быть использованы во всех субъектах РФ с учётом их особенностей.

Что касается основных конкретных факторов деструктивного влияния на здоровье обучающихся, а также взрослого населения в 90-х годах XX века, то мы выделили из них 2 вида: внешние и внутренние. К внешним мы относим те, на которые влияние школы, педаго-

гов, социума ОУ носит опосредованный характер, поэтому они не поддаются быстрым изменениям, решение проблемы затягивается. Сюда относятся отсутствие необходимой нормативно-правовой базы федерального характера по линии соответствующих органов власти или её неэффективность, слабость контроля за исполнением на местах и т. д. К таковым можно отнести социальные процессы: социально-экономический кризис, кризис семьи, духовно-нравственный кризис в обществе, а также климатические и экологические условия в регионе.

Внутренние факторы действуют в каждом регионе, городе, селе и в самом ОУ. Именно они оказывают прямое влияние на образ жизни ребёнка, взрослого, на характер окружающей среды. Изменить их влияние на здоровье обучающихся , взрослых в лучшую сторону, на развитие детей, становление здоровой и прочной семьи - такова задача руководителей ОУ, педагогов, медицинской службы в школе и вне её, местных органов власти в муниципалитетах.

В соответствии с Концепцией была составлена поэтапная программа опытно-экспериментальной деятельности, намечено проведение курсов повышения квалификации для педагогов, руководителей и специалистов ОУО, определена тематика семинаров и НПК разного уровня.

Вся значительная по объёму работа была запланирована на 2 основных этапа практической деятельности и носила практико-ориентированный характер.

Задачи этапов и сроки их реализации:

I этап (1993-2003 гг.)

Формирование здоровьесберегающей образовательной и развивающей среды внутри самого ОУ на основе апробирования Модели ОУ «Здоровье и развитие» в разных типах ОУ и в ОУО нескольких муниципалитетов.

II этап (2004-2011 гг.)

Формирование здоровьесберегающей, здоровьеукрепляющей образовательной и социальной среды в микрорайонах, социумах ОУ, муниципалитетах и всем регионе. Комплексная деятельность педагогических коллективов, других заинтересованных ведомств осуществлялась теперь среди населения социумов, также продолжалась деятельность по отработке задач I этапа внутри школ, других ОУ!

Что из себя представляют Концепция и Модель инновационного подхода к управлению формированием здоровьесберегающей образовательной и социальной среды на региональном и муниципальном уровнях в вертикальном разрезе? На этом вопросе остановимся более подробно.

Важнейшей задачей школы и системы образования является прежде всего коррекция существующих целей современного образования в условиях XXI века. Они были нами определены в следующей формулировке: «Целью современной школы является формирование здоровой, социально-активной, высоконравственной, способной к самоопределению, саморазвитию, самореализации в условиях рыночных отношений личности с развитым национальным самосознанием». Социологические исследования, проведенные нами в 90-х годах XX века, дали далеко не радостную картину: ценность здоровья и ЗОЖ была достаточно низкой как у обучающихся, так и у взрослых. Исследования 2006-2008 годов показали уже другую картину (табл. 1).

Таблица 1

Объекты исследования Поставили здоровье и ЗОЖ на 1 место

Территории и ОУ Кол-во респондентов Середина 90-х гг., % Начало XXI в., в т.ч. в ОЭ ОУ, %

2260 учащихся старших классов От 10 до 35 у детей 70-80

6 территорий региона 54 ОУ 1620 педагогов От 25 до 35 у педагогов 75-85

992 Родителя От 20 до 25 у родителей 58-70

Особенно низкими эти показатели были у родителей. Значительно выше они были в

опытно-экспериментальных ОУ, в небольших городах и на сельских территориях, а также в начальных классах среди детей, педагогов и родителей.

Также результаты потребовали напряженной работы со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса в ОУ, с руководителями и специалистами ОУО и других ведомств. Была разработана специальная программа повышения квалификации кадров для разных категорий педагогов «Как разработать Модель ОУ “Здоровье и развитие”», в которой особое внимание было уделено понятиям о здоровье, его значении в жизни человека, приведены высказывания известных ученых, философов, писателей поэтов и т. д. Регулярно проводился мониторинг состояния здоровья на разных уровнях управления; показатель ценности его был включен в качестве ведущего критерия оценки деятельности ОУ, классных руководителей; на эту тему проводились семинары и НПК муниципального и регионального характера. В ряде ОУО были разработаны программы «Здоровье педагогов».

Региональные показатели изменились в лучшую сторону в конце XX - начале XXI века, работа над ними продолжается и сейчас, особенно это касается учащихся старших классов и их родителей.

Мониторинг рейтинга здоровья и ЗОЖ проводится фактически по всем территориям ХМАО-Югры (22 муниципалитета), в том числе среди родителей.

Проблема формирования ЗСРОиС носит межведомственный характер. В этих условиях необходим орган, осуществляющий практическую координацию в округе и решение на местах данной проблемы, обладающей необходимыми властными полномочиями и достаточной компетентностью. Возглавить его могут представители администрации региона, а в составе быть руководители ведомств или их заместители. Такой орган был создан под названием «Межведомственный координационный совет» по сохранению, укреплению здоровья детей (далее - МКС). Функции его далее следует расширять, добавить («и население региона») на II этапе работы по проблеме. В настоящий период МКС имеются почти во всех муниципалитетах региона.

Важнейшим социальным партнером регионального образования является здравоохранение в форме соответствующего департамента. Постоянное плановое взаимодействие в координации совместной деятельности является непременным условием успешной работы региона и всех муниципалитетов по данной проблеме в различных формах.

Считаем, что определённые изменения должны быть внесены в структуру органов управления системой образования. В органах управления образованием, особенно в крупных по численности населения и обучающихся в муниципалитетах, является необходимым выделение специальных отделов, курирующих это направление деятельности. В состав их входят специалисты по физкультуре и спорту, воспитательной работе и дополнительному образованию, дошкольному воспитанию, ОТ и ТБ, психологи и др. Отдел может быть назван «Охрана и укрепление здоровья обучающихся и населения». В методических центрах территорий необходим соответствующий методист. Идеальным вариантом решения этой управленческой задачи было бы выделение в штатном расписании ОУО должности «зам. директора Департамента по охране и укреплению здоровья детей и населения». Подобное разделение управленческих функций повысит эффективность работы по проблеме на этом

уровне. Практика нашей работы в опытно-экспериментальных муниципалитетах подтвердила эту рекомендацию.

Необходимым элементом структуры службы здоровья на уровне региона и муниципалитетов являются реабилитационные центры различного содержания и профилей их деятельности для детей с отклонениями в здоровье и развитии.

Важнейшим управленческим рычагом решения проблемы формирования ЗСРОиС в регионе являются разработка ведомствами и утверждение на уровне властных структур специализированных региональных и соответствующих муниципальных программ деятельности по вопросам охраны, сохранения и укрепления здоровья детей и населения региона. Первый такой стратегического значения документ по территории региона был принят 30.04.96 г. под № 151 в форме Постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа «Об организаторской деятельности органов местного самоуправления по сохранению, укреплению здоровья детей дошкольного, школьного возраста». В нем была дана развёрнутая программа деятельности органов власти на местах по реализации основных направлений Концепции здоровьесбережения обучающихся в регионе, намечен перспективный план по 2001 год. Всего на территории округа в настоящее время действуют в этом направлении около 40 межведомственных региональных программ.

Контроль за реализацией принятых программ по здоровью детей, педагогов на всех уровнях управления в системе образования осуществлялся в различных формах.

Общая схема концептуальной Модели управления процессом формирования ЗСРОиС в авторском варианте представлена на рис. 1.

Такая схема Модели управления в регионе доказала свою эффективность на опытно-экспериментальных территориях региона с учётом количества обучающихся и ОУ в них, размера муниципалитетов и желания их администрации значительно изменить состояние решения проблемы здоровья детей и населения территории, создать здоровьесберегающую, здоровьеукрепляющую, развивающую, безопасную для обучающихся социальную среду.

Рис. 1. Модель управления процессом формирования ЗСРОиС

Реализация подобной схемы в опытно-экспериментальном порядке возможна, по нашему мнению, на территории отдельных муниципалитетов в любом регионе страны. Однако соответствующие изменения в системе управления образованием необходимы в образовательном пространстве региона сверху донизу. Лишь тогда можно рассчитывать на оптимальные результаты в практической деятельности за оптимальный срок. Важную роль в этом преобразовании, по нашему мнению, играет инновационная перестройка функции школы XXI века. Речь идёт о превращении её в полифункциональный межведомственный центр по формированию здоровьесберегащей, здоровьеукрепляющей, развивающей образовательной и социальной среды в своих микрорайонах, социумах, а через них и в муници-

палитетах. Поэтому школа является центральным звеном в формировании такой среды в условиях северного региона, а нам кажется, и в России, с учётом специфики территории.

На уровне ОУ, исходя из результатов нашего социологического исследования, считаем необходимым введение следующих изменений в системе управления.

1. Наличие школьной программы «Школа - центр формирования здоровьесберегающей образовательной и социальной среды в микрорайоне».

2. Назначение в состав администрации зам. директоров по охране, укреплению здоровья детей, педагогов и родителей (населения) микрорайона, в крупных ОУ - на основании рекомендаций Постановления Губернатора от 30.04.96 г. № 151.

3. Расширение общественных и общественно-государственных органов управления в форме Советов здоровья школы и микрорайона по охране и укреплению здоровья детей, педагогов, родителей (далее - Совет здоровья); Совета по НОТ; Совета физкультуры; Школьного управляющего совета.

Целями функционирования Совета здоровья являются диагностика состояния здоровья, планирование, координация, участие в контроле деятельности педколлектива по здоровью субъектов образовательного процесса. В состав Совета здоровья входят специалисты, имеющие солидную базовую подготовку для работы по проблеме, занимающиеся её конкретным решением в ОУ (психологи, логопеды, валеологи, соцпедагоги, преподаватели физкультуры, ОБЖ, ЛФК, экологи, медработники), сюда же входят представители учащихся от классов. Значительную часть членов Совета здоровья составляют родители от классов, сюда входят председатель родительского комитета, зам. директора школы, представители других ОУ, представители организаций, предприятий в микрорайоне школы, органов управления в поселении и микрорайоне.

Совет здоровья функционирует на основе Положения о нём. Для оперативного руководства Советом избирается президиум. Советы здоровья в той или иной форме функционируют в округе в 80 % ОУ!

Одной из функций Совета здоровья является обучение рациональному использованию рабочего и свободного времени педагогов, детей, руководителей. С этой целью осуществляется деятельность другого общественного органа управления - Совета по НОТ, работающего в тесном контакте с Советом здоровья.

Схема управления на уровне ОУ представлена на рис. 2.

Определённые изменения в управлении ОУ касаются организации и содержания учебно-воспитательного процесса.

1. В этом направлении, особенно в условиях XXI века, взят курс на изменение не только целей образования, но и содержания. О целях его было сказано выше, а содержание стало носить валеологический характер, в основе которого лежит междисциплинарная программа «Здоровье» (да саткина. В Программ 2002 году в г. Сургу

ЗОЖ. Педсовет школы

Школьный управляющий совет

ководством В.Н. Кари её обсуждении в Через эту пРогРВммУ идёт обупрнир детей сохранению здоровья и

Производственные коллективы в социумах ОУ

Рис. 2. Модель управления ОУ «Здоровье и развитие»

2. В учебно-воспитательном процессе в начале XX века особое внимание уделено вопросам применения здоровьеформирующих, обучающих и здоровьесберегающих технологий. Была подвергнута анализу существующая классификация методов обучения и воспитания, в том числе использованы рекомендации Г.К. Селевко и В.Ф. Базарного. Технологии д-ра мед. наук В.Ф. Базарного давно стали известными, автор сам бывал в регионе. Считаем, что его теория «Телесная вертикаль» (а опыт наших ОУ это подтвердил) является эффективным средством в повышении двигательной активности детей. Осваивается в регионе и раздельное обучение детей. Успешно реализуются в ОУ технологии компьютерного обучения, они освоены большинством педагогов, а также дифференцированного, проектного, коллективного способа обучения (по В.К. Дьяченко).

Пристального внимания заслуживает реализация принципа личностно ориентированного образования. Самое важное здесь заключается в составлении классными руководителями индивидуальных программ, направленных на формирование интересов, способностей детей, преодолениея имеющихся отклонений в здоровье и развитии обучающихся в форме так называемых «Карт индивидуальных трасс». Аналогичные программы развернуты в ОЭП по формированию здоровой и крепкой семьи.

Существенный перелом в результатах состояния здоровья и развития детей и взрослого населения в регионе произошел с начала XXI века. Значительно улучшились показатели: состояние социально опасных заболеваний, пропуск дней по болезни, сокращение смертности детей, рост рождаемости (3 место в России после Чечни и Дагестана), увеличение продолжительности жизни населения.

Произошло значительное сокращение преступности среди несовершеннолетних и обучающихся. Это результат совместной деятельности многих окружных ведомств под руководством Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Задача формирования здоровой и крепкой семьи в регионе, здорового поколения и успешного развития детей остается и дальше первоочередной задачей нашего времени.

Библиографический список

1. Амосов А.М. Раздумья о здоровье. М., 1978.

2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. М.: Аркти,

2005.С. 175.

3. Васильков В.А. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся. Ханты-Мансийск: ГУИП «Полиграфист», 2003. С. 344.

4. Васильков В.А. Школа - центр формирования здоровьесберегающей среды и сохранения здоровья жителей микрорайона. Ханты-Мансийск: ОАО «Информационно-издательский центр», 2005. С. 8-20.

5. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991. С. 215.

6. Здоровье России / под ред. Л.А. Бокерия: изд. 2-е. М.: НЦХХ им. Бакулева, РАМН, 200б. С. 214.

7. Людкина Т.Н. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. М.: Асадеміа, 2003. С. 190.

8. Поташник М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы. М., 1995. С. 420.

9. Регион: управление образованием по результатам / под ред. П.И. Третьякова. М: Новая школа, 2001.С. 840.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.