рена, вероятно, еще раза в 2. В вареных колбасных изделиях (колбасах, сосискахг сардельках) даже при использовании холодного опилочного дыма продукты сгорания газа служат основным источником 3,4-бензпирена. Замена этого способа подогрева другими (электрокалориферами, инфракрасными излучателями и т. п.) может существенно снизить содержание канцерогенного соединения. Наконец, при производстве колбасных изделий и рыбных копченостей с помощью коптильных жидкостей продукты сгорания газа в случае применения открытого пламени газовых горелок являются единственным источником 3,4-бензпирена. Применение такого способа подогрева значительно уменьшает гигиеническую выгодность мокрого копчения (с помощью коптильных жидкостей), а в вареных колбасных изделиях сводит эти выгоды к нулю.
Высказывается предположение о возможности использования горячих газов, получаемых при сжигании кокса, для подогрева продуктов в процессе копчения. В связи с этим были исследованы 2 пробы салаки, подогревавшиеся в соответствии с требованиями технологии горячего копчения рыбы, но без подачи дыма, горячими газами от сжигания кокса. В этой рыбе обнаружен 3,4-бензпирен в количестве 0,5 мкг/кг в одной пробе и 0,7 мкг/кг в другой. Это говорит о том, что применение кокса также ведет к загрязнению готовой продукции концерогенным веществом.
Таким образом, применение открытого пламени газовых горелок или газов от сжигания кокса при обжарке колбасных изделий или в процессе приготовления копченой рыбы является возможным дополнительным источником загрязнения продукта канцерогенными углеводородами.
Наиболее заметное отрицательное значение эти средства нагрева имеют при приготовлении вареных колбас (сарделек и сосисок), а также при производстве любых колбасных и копченых рыбных изделий с помощью коптильных жидкостей.
Применение электронагревателей вместо открытого пламени газовых горелок при обжарке вареных колбас (сарделек и сосисок) может снизить содержание 3,4-бензпирена в готовой продукции в несколько раз, а в случае приготовления продукции при помощи коптильных жидкостей—дать изделия без вредного загрязнения.
ЛИТЕРАТУРА
Горелова Н. Д., Д и к у н П. П., Лапшин И. И. Вопр. онкол., 1959, № 9, стр. 341. — Прокофьева О. Г. Там же, 1962, № 3, стр. 95.
Поступила 29/1 1963 г.
УДК 572.511 : 371.7 (571.63у
О ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ШКОЛЬНИКОВ ВЛАДИВОСТОКА
А. Г. Филиппова
Владивостокский медицинский институт
3 1961 —1962 гг. мы исследовали физическое развитие школьников Владивостока с тем, чтобы установить уровень его у этих детей и одновременно представить практическим врачам соответствующие оценочные таблицы. Литературных данных по этому вопросу нам не встретилось.
Антропометрические измерения лиц производили по общепринятой методике
(А. Б. Ставицкая и Д. И. Арон). Исследовали тех детей, которые постоянно проживают во Владивостоке и не имеют резко выраженных отклонений в состоянии
здоровья.
Оценочные таблицы составлены на основании обработки 3127 карточек маль-чикоз и девочек в возрасте 7—16 лет с применением вариационно-статистического метода. Основные признаки физического развития обследованных детей (рост, вес
и окружность грудной клетки) показаны в таблице.
Наши данные полностью подтверждают известные 'возрастные закономерности развития детей. Возрастные сдвиги могут быть наглядно представлены в виде соответствующих кривых роста и веса мальчиков и девочек (см. рисунок).
Из этого рисунка видно, что первый «перекрест» кривых по росту и по весу происходит одновременно; второй же «перекрест», когда мальчики вновь «перегоняют» девочек в весе и в росте, наступает в условиях Приморья соответственно
в 14 и 16 лет.
В заключение необходимо отметить, что физическое развитие школьников Владивостока в возрасте 7—10 лет соответствует данным физического развития школьников городов Европейской части страны (Москвы, Вильнюса, Таллина и др.). В
Показатели физического развития детей школьного возраста Владивостока
(1961—1962)
7
8 9
10 11 12
13
14
15
16
Н X Мальчики Девочки 4
о 2. с« 3 сх О со о в
N М т(М) о V iV М т(М) о V
CQ 0L
Рост (в см)
7 153 123,4 0,41 4,24 3,44 162
8 154 126,6 0,48 4,96 4,15 149
9 156 131,5 0,54 5,76 4,32 152
10 150 136,1 0,49 4,98 3,65 150
11 158 138,1 0,55 5,88 4,23 148
12 154 141,7 0,56 5,82 4,10 149
13 152 147,9 0,51 5,32 3,50 151
14 176 154,1 0,46 5,30 3,42 163
15 174 159,0 0,55 6,31 3,91 150
16 168 166,6 0,44 4,44 2,03 158
Вес (в кг)
7 153 61,0 0,29 2,97 4,86
8 154 61,8 0,18 2,68 4,33
9 156 64,7 0,31 3,28 5,06
10 150 66,1 0,33 3,32 5,02
11 158 67,6 0,32 3,46 5,08
12 154 69,8 0,39 4,06 5,81
13 152 71,1 0,34 3,54 4,97
14 176 75,6 0,34 3,98 5,26
15 174 80,0 0,34 3,92 4,91
16 168 83,7 0,45 4,62 4,54
122,5 0,47 4,78 3,94
124,5 0,49 4,96 3,90
131,5 0,47 4,84 3,22
135,0 0,61 6,24 4,61
141,2 0,60 6,12 4,33
146,3 0,52 5,32 3,63
150,1 0,55 5,72 3,72
153,3 0,61 6,64 4,23
158,5 0,48 4,98 3,14
159,2 0,43 4,60 2,83
153 24,7 0,28 2,90 11,73 162
154 25,5 0,31 3,23 12,66 149
156 27,5 0,41 4,26 15,41 152
150 31,0 0,41 4,20 13,55 150
158 32,0 0,38 4,22 13,00 148
154 34,1 0,37 3,86 11,31 149
152 38,9 0,43 4,50 11,52 151
176 44,3 0,38 4,54 12,24 163
174 48,5 0,52 5,58 11,37 150
168 55,3 0,47 4,76 8,64 158
Окружность груди
162
149 152
150
148
149
151 163
150 158
23,2 24,6
26.5
28.6 32,6 38,8
40.6 46,5
51.7 54,5
(в с м)
59,3
58.8 61,7
63.9
66.5
69.6 73,2
77.7
80.8 81,5
0,39 0,33 0,41 0,47 0,43 0,53 0,54 0,46 0,45 0,62
0,36 0,34 0,39 0,41 0,35 0,43 0,53 0,34 0,31 0,34
4,28
3,36 4,28 4,88 4,38 5,35 5,56 5,03 4,62 6,61
4,02 3,46 4,02 4,22 3,59 4,29 5,50 3,72 3,24 4,61
16,70 13,62 15,01 15,92 11,81 13,73 10,58 10,72 8,93 12,10
6,71 5,78
6.30 6,59 5,35 6,13
7.31 4,77 3,91 5,52
РОСТ (Sen)
170 -
160 -
Вес 156 -
\8кг) —
-
70 -
130
so -
120 —
50 -
110 -
'/О -
100
30 I
so
?0
;
I
-Д.
8
10 11 12 13 Н 15 16 лет
Повозрастные кривые роста и веса школьников,
следованных в 1961 —1962 гг.
/ — мальчики; 2 — девочки.
Об-
9
>
123
возрасте же Ii—16 лет у учащихся владивостокских школ наблюдается тенденция к снижению изучаемых показателей по сравнению с московскими школьниками.
Некоторое снижение основных показателей роста к веса у детей 11 —16 лет можно, вероятно, объяснить недостаточными мероприятиями по их оздоровлению. Наряду с питанием школьников следует учитывать их занятия физкультурой и трудовую деятельность, проходящую в своеобразных климато-географических условиях Дальнего Востока, к которым относятся сложный рельеф, степень инсоляции и аэрации (Б. А. Федорец). Необходимо также отметить, что природные особенности Приморья побуждают школьников значительную часть времени проводить в загородных экскурсиях и походах, а это может привести к известной потере ими веса.
ЛИТЕРАТУРА
С т а в и ц к а я А. Б., Арон Д. И. Физическое развитие детей и подростков. М., 1963.— Федорец Б. А. Гиг. и сан., 1963, № 10, стр. 58.
Поступила 8/VII 1964 г.