Научная статья на тему 'О факультативном курсе по методологии математики'

О факультативном курсе по методологии математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О факультативном курсе по методологии математики»

ЛИТЕРАТУРА

1. Molchanov V.F, Grosheva L.I. Canonical and boundary representations on the Lobachevsky plane // Acta Appl. Math., 2002. V. 73. P. 59-77.

Грошева Лариса Игоревна Тамбовский государственный ун-т Россия, Тамбов e-mail: grosheva@tsu.tmb.ru

Поступила в редакцию 10 мая 2007 г.

О ФАКУЛЬТАТИВНОМ КУРСЕ ПО МЕТОДОЛОГИИ МАТЕМАТИКИ

© И. С. Гумеров

В системе непрерывного математического образования (включающего в себя, в первую очередь, среднюю школу, университет (вуз), аспирантуру) есть переходные этапы, на которых происходят существенные изменения в изучаемом математическом материале (по объему и глубине), в способах и методах обучения, в требованиях к уровню сформирован-ности навыков самостоятельной и исследовательской работы и т.д. Наиболее отчетливо это проявляется на этапе перехода из школы в вуз, так как:

• значительно увеличивается объем изучаемых математических понятий и фактов (как у студентов-математиков, так и у студентов нематематических специальностей); при этом изучение различных математических дисциплин обычно идет автономно, независимо друг от друга, а это приводит к тому, что математика представляется набором мало связанных друг с другом отдельных дисциплин;

• материал излагается логически строже и более интенсивно;

• кардинально изменяются формы проведения занятий и методика обучения; основной упор делается на самостоятельную работу студента.

К сожалению, нужно признать, что к обучению в этих новых условиях основная часть выпускников школ не готова. Одной из причин этого мы считаем недостаточное владение «математическим языком» и математическими методами исследования, отсутствие опыта самостоятельного математического исследования.

Частично эти проблемы может решить факультативный курс, который можно условно назвать «Введение в математику» (или «Введение в специальность» у студентов-математи-ков). Основная цель этого курса — ознакомление студентов первого курса с математическими методами исследования (элементами методологии математики), основами формальной

логики и теории множеств. На наш взгляд, примерное содержание этого курса может включать в себя следующие разделы: элементы формальной логики (высказывания, логические операции, кванторы, алгебра логики); математические утверждения (теоремы, их виды; необходимое и достаточное условие; индуктивные и дедуктивные умозаключения; способы доказательства теорем); элементы теории множеств (множества, операции над множествами, декартово произведение множеств); отображения (отображения, виды отображений, свойства отображений); понятие о математическом моделировании (математические модели, примеры); проведение математического исследования и использование математических пакетов при выполнении исследования и оформлении результатов (с выполнением студентами курсового проекта по математике).

Пока небольшой опыт внедрения этого курса позволяет сказать, что указанные выше цели в общем были достигнуты.

Гумеров Ильнур Сабитович Сибайский институт (филиал)

Башкирского государственного ун-та Россия, Сибай e-mail: gis_71@mail.ru

Поступила в редакцию 10 мая 2007 г.

МЕТОД УЛУЧШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ДИСКРЕТНЫХ СИСТЕМ 1

© В. И. Гурман, Е. А. Трушкова

Рассматривается дискретная управляемая система

х(Ь + 1) = f(Ь,х(Ь),и(Ь)), Ь е Т = {Ь1,Ь1 + 1,..,ЬР}, х е Кп,и е Кр,

х(Ь1 ) = XI, I(х,и) = Р(х(ЬР)), Р : Еп ^ К. (1)

Известен допустимый элемент т1 = (х1 (Ь),и1 (Ь)) — решение этой системы. Требуется найти допустимый элемент т11 = (х11 (Ь),ип(Ь)) такой, что выполняется неравенство

I(т11) = Р(х11 (Ьр)) < Р(х1 (Ьр)) = I(т1).

Задачи с дополнительными ограничениями сводятся к сформулированной известным методом штрафов. Общие конструкции метода улучшения управления приведены в [1], где на основе принципа оптимальности Кротова элемент т11 ищется путем аппроксимации решения следующей задачи:

у(ь + 1)= д(г,у(г),ь(г)), ь е т = {Ь1, ^ + 1,...,гР}, у е кп,ь е кр,

хРабота выполнена при поддержке РФФИ (проект №05-01-00260).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.