Научная статья на тему 'О ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ, ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ АБУБАКРА АР-РАЗИ'

О ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ, ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ АБУБАКРА АР-РАЗИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
174
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБУБАКР АР-РАЗИ / ПЕРСИДСКО-ТАДЖИКСКИЙ УЧЕНЫЙ / ФИЗИКА / ХИМИЯ / ФИЛОСОФИЯ / ПЕДАГОГИКА / ГУМАНИЗМ / НРАВСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Акрами Зикриё, Максадов Хабибулло, Курбанов Бахром

Жизни и научному наследию великого персидско-таджикского мыслителя и энциклопедиста Абубакра Мухаммад ибн Закарийа ибн Яхйа ар-Рази посвящено немало работ, в разных странах, на различных языках. Однако вопросы физики и педагогики в его наследии до последнего времени были изучены недостаточно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SCIENTIFIC, PHILOSOPHICAL AND TEACHINGS ABUBAKR AL-RAZI

Medieval Persian-Tajik scientist-encyclopediasAbubakr Muhammad ibnZakariyaar-Razi (865-925) left behind a great scientific heritage, and made a notable contribution to the development of the science and medicine of his time.He is known in the world mainly as a philosopher, physician and chemist, he is considered one of the founders of the chemistry, but his pedagogical heritage is still not explored fully.

Текст научной работы на тему «О ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ, ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ АБУБАКРА АР-РАЗИ»

О ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ, ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ АБУБАКРА АР-РАЗИ

Зикриё АКРАМИ, Хабибулло МАКСАДОВ, Бахром КУРБАНОВ

Жизни и научному наследию великого персидско-таджикского мыслителя и энциклопедиста Абубакра Мухаммад ибн Закарийа ибн Яхйа ар-Рази посвящено немало работ, в разных странах, на различных языках. Однако вопросы физики и педагогики в его наследии до последнего времени были изучены недостаточно.

Ключевые слова: Абубакр ар-Рази, персидско-таджикский ученый, физика, химия, философия, педагогика, гуманизм, нравственность

Абубакр ар-Рази, известный в латинской Европы как АЬиЬа1ег и аг-Иагев и известный на русской ориенталистике как Абубакр ар-Рази, Закариййа ар-Рази и ар-Рази родился 28 августа 865 г. в городе Рее (слово Рази означает «из Рея»), одном из крупнейших городов средневекового мусульманского Востока близ современного Тегерана.

Эпоха жизни и творчества Абу Бакра ар-Рази в таджикской ориенталистике называется по разному: мусульманский ренессанс; арабо-мусульманский ренессанс; ирано-арабский ренессанс; таджикский ренессанс; золотой период развития науки и культуры и т.д.

Абу Бакр ар-Рази, основными научными специальностями которого считают философию и медицину, внес заметный вклад также в развитие физико-математических наук. Его считают одним из основателей химической наукй, которой он посвятил 22 работы. А в физике (науке о природе) его перу принадлежит более тридцати трактатов.

Жизни и научному наследию великого персидско-таджикского мыслителя и энциклопедиста Абубакра Мухаммад ибн Закарийа ибн Яхйа ар-Рази посвящено немало работ, в разных странах, на различных языках. [3]. Однако вопросы физики и педагогики в его наследии до последнего времени изучались недостаточно.

Биографические сведения об ар-Рази весьма скудны, и воссоздать полную картину его жизни практически невозможно, хотя имеются данные о том, что он написал свою автобиографию [4, с. 27]. В молодости ар-Рази увлекался ювелирным ремеслом, а также играл на уде. Кроме того, известно, что в юношеские годы он изучал литературу, сочинял стихи, увлекался музыкой, прекрасно пел. Постепенно его интересы привлекает к себе «наука об эликсире» т.е. алхимия. Впоследствии он изучает и другие отрасли естествознания: философию, математику, астрономию и физику. Известен он главным образом как медик, хотя он начал заниматься медициной лишь в зрелом возрасте, когда ему было 30 лет [4, с. 29].

Мехди Мохагег приводит интересные сведения из «Дарат-ал-ахбар» Насириддина Мунши , о возникновении интереса ар-Рази к медицине. «Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа сначала был ювелиром, а потом занимался наукой эликсира (т.е. алхимией). В результате действия паров и дыма (различных веществ, применяемых для приготовления эликсира его глаза стали больными, и он обратился к врачу. Врач за лечение потребовал 500 динаров. Ар-Рази выплатил ему эту сумму, однако заметил: «Настоящая химия - это наука врачевания, а не то, чем ты (он сам) занимаешься». Потом он оставил химию и взялся за медицину» [9, с.5].

Трудно установить, когда он начал заниматься проблемами физики. Но исходя из того, что он довольно рано занялся философией, можно предположить, что его интересовали тогда и различные вопросы натурфилософии. По всей вероятности, он не оставлял это занятие в течение всей своей жизни.

Он переехал из Рея в Багдад во время правления халифа Мутакафи, и лишь после его смерти, в 907 году вернулся в Рей. Там он работал при дворе правителя города Рея - Абу Салеха Мансура ибн Исхака ас-Саманида. Вероятно, именно в это время он занимался проблемами прикладной физики, а именно определением удельного веса веществ. Об этом свидетельствует высказывание известного астронома и механика XII века Абд ар-Рахмана

ал-Хазини. В своей «Книге весов мудрости» ал-Хазини пишет: «В дни Саманидов (проблемами создания водных весов - К.А.) занимался Мухаммад ибн Закарийа ар-Рази. (Ар-Рази) посвятил (водным весам) трактат, о котором он упоминает в «Книге Одиннадцати», где называет их «физическими весами». [6, с. 20]. Различные вопросы педагогики подробно, можно сказать, классифицированы в его книге «Духовная медицина» [6].

О том, что ар-Рази в конце жизни ослеп, сообщают все источники, но причину его слепоты более достоверно объясняет Беруни: «Он (Абу Бакр ар-Рази - К.А.) имел обычай ставить свою лампу в нише к стене и сидеть около нее. При этом он ставил свою книгу против стены, так, чтобы книга могла упасть у него из рук и разбудить его, если он заснет. Это было одной из причин порчи его зрения, чему содействовало также и излишнее употребление бобов...[4, с. 30]. Умер Абубакр ар-Рази в своем родном городе Рей 5 шаъбана 313 г.х ., т.е. 25 октября 925 г.

Относительно количества сочинений Абу Бакра ар-Рази источники дают разные сведения. Современный иранский медик и историк медицины - Махмуд Наджмабади в своей книге «Сочинения и произведения Абу Бакра Мухаммада бин Закариййа Рази» («Моаллефат ва мосаннефат-и Абу Бакр Мухаммад бин Закариййа-и Рази) приводит 266 наименований его работ [8, с. 9-299]. Многие из этих были уничтожены во время многочисленных войн и нашествий на его Родину, особенно во время монгольского завоевания. Сам Абу Бакр ар-Рази относительно количества своих сочинений написал следующее: «Короче говоря, до сегодняшнего дня, когда пишется настоящая книга, из-под моего пера вышло около 200 книг, статей и трактатов, посвященных различным отраслям философии - естественной науке и науке божественной» [1, с. 19-20]. Его медицинские сочинения изучались в различных странах Западной Европы вплоть до XVI века. По ним велось преподавание в медицинских учебных заведениях.

Беруни в своём «Фихристе» [7] составил список его сочинений, подразделив его на разделы, соответствующие различным областям науки этого времени. Согласно Беруни перу ар-Рази принадлежит 56 работ по медицине, 16 - по философии, 6 - по метафизике, 14- по богословию, 7 — по логике, 10 - по математике и астрономии, 22 - по химии и 33 по различным вопросам «науки о природе» т.е. по физике.

Большое значение имеют труды ар-Рази в развитии философской мысли средневековья. Известно, что на средневековом мусульманском Востоке большой известностью пользовалось философское учение Платона, которого мусульманские авторы называли «Афлотуни хаким» («мудрец Платон») и Аристотеля известного нам под именем «первый учитель» («муаллими аввал»),

Ар-Рази был первым ученым, возродившим на средневековом Востоке атомистическое учение Демокрита. Он не только возродил это учение, но и сам внес большой личный вклад в философское и физическое понимание пространства, времени и материи (макан, заман и хайула). Наряду с другими персидско-таджикскими учеными как Ираншахри и Беруни он был крупнейшим представителем материалистического направления в науке мусульманского средневековья.

Некоторые исследователи указывают и на следующие до нас недошедшие сочинения ар-Рази «Ал-кудама ал-хамса» (Пяти извечных [начал]), «Махарик ал-анбийа» (Проделки пророков) и «Хайал ал-мутанаббийин» (Хитрости лжепророков) [4, с.35].

Самые известные трактаты ар-Рази по химии «Книга тайн» («Китаб-ал-асрар» -

и «Книга тайны тайн» («Китаб сирр ал-асрар» - £¡1«-» «Книга тайны тайн» с

переводом и комментарием издана на русском языке в 1957 году известным востоковедом и историком химии У.И. Каримовым [4]. В «Книге тайн» ар-Рази подразделяет химию на три основных раздела:

1. познание веществ ( маърифат ал-акакир - ияэ1э^ ля>эч)

2. познания приборов (маърифат ал-алат - ГУ У о да^эч)

3. познание операций (маърифат ат-тадбир- ля>9ч)

Все вещества он делит на три класса, а каждый их этих классов в свою очередь на разделы.

Ар-Рази придавал настолько большое значение химии (и алхимии), что утверждал: «Я называю философом только того, кто сведущ в искусстве алхимии» [4, с. 29].

Его труды оказали большое влияние на дальнейшее развитие химической науки, как в мусульманском Востоке, так и в средневековой Европе.

Суть физического учения Абу Бакра ар-Рази составляет его представление о строении материи, пространства, времени, движении и его источнике, его исследования в облаете геометрической оптики и т.п. Заметим, что взгляды Абу Бакра ар-Рази обсуждали Ибн Сина и Беруни. Это отражено в их научной переписке относительно трактата Аристотеля «О небе».

В этой переписке затронут целый ряд основных проблем натурфилософии рассматриваемого периода. Это и философские проблемы основ математики и астрономии и фундаментальные вопросы физики: о сущности и источнике движения (в том числе и возможности существования пустоты), о законах распространения тепла и тепловом расширении тел, об отражении и преломлении света и т.д. Ибн Сина выступает в ней в роли сторонника и интерпретатора Аристотеля. Возражения же Беруни направлены против его умозрительных заключений. Оба они, и в особенности Беруни, обращаются в переписке к его трудам.

В вопросе о строении вещества ар-Рази, возражая Аристотелю, придерживался атомистической концепции Демокрита, хотя в некоторых вопросах придерживается учения Аристотеля. Однако с Демокритом Абу Бакр ар-Рази соглашается не во всем. В частности, это касается проблемы существования пустоты. В чем же сущность концепции ар-Рази и в чем отличие от теории Демокрита? Согласно Демокриту, пустота - это место, в котором пребывают и смешиваются атомы, для ар-Рази пустота (хала' - ->\1с) это абсолютное пространство (макан-и мутлак; - -oJaJdî л5.1о), и оно само по себе является субстанцией.

Ар-Рази рассматривает два вида пространства: абсолютное (макан-и мутлак) и частичное или неполное (макан-и джузъи). Это представление он связывает с вечностью и неуничтожаемостью материи и времени. Так как материя (хайула) вечна, и нет другой возможности существования в пространстве, следовательно и пространство вечно [10, с. 102-103, с. 208-209]. Таким образом, по ар-Рази, пространство - это «место», занимаемое материей. В этом ар-Рази несомненно исходит из учения Аристотеля. Согласно Аристотелю, пространство - это физическая реальность, непрерывная по протяженности, сущность свойства которого связаны с существованием материи, и в свою очередь, - категория, отличная от неотделимых от тела материи и формы. Это - границы объемлющей тело, которое пребывает в пространстве материальной среды.

Это же утверждает и Носир Хисрав в «Зад ал-мусафирин» [10]. Комментируя ар-Рази, Носир Хисрав объясняет его понятие материи таким образом: ар-Рази считает, что материя , (хайула) это нечто, занимающее место, поэтому ей нет выхода из пространства. Говоря об ограниченном пространстве, ар-Рази пишет, что отношение пространства и материи такое же, как отношение кувшина и его содержимого, например, масла, воды и т.п. [10, с. 255].

Что такое абсолютное пространство по ар-Рази? Абсолютное пространство, по его мнению - это пустота, неограниченная по площади, в которой сталкиваются «вещи», т.е. материя, которая осуществляется в виде различных субстанций. При столкновении этих субстанций возникают различные вещи.

А ограниченное пространство - это совокупность частиц атомов воздуха внутри некоторого большого, но ограниченного объема, в котором «можно хранить другие предметы». В качестве примера ар-Рази приводит кувшин и масло [10, с. 255].

Абу Бакр ар-Рази неоднократно утверждал, что хайула (материя) вечна, она была, есть и всегда будет. Вот что пишет он об этом: «Хайула (материя) вечна и всегда существовала и возникновение чего-то из ничего не возможно...» [10, с. 73]. Далее он пишет: «Вещи возникают из чего-то, и оно извечно. Оно есть материя. Следовательно, материя вечна, и она всегда была» [10, с. 73-74].

В натурфилософии Абу Бакр ар-Рази признаёт существование пяти вечных начал: Создатель, универсальная душа, первичная материя, абсолютное пространство и абсолютное время.

Согласно Носиру Хисраву, о бесконечности и неограниченности пространства Абу Бакр ар-Рази говорит: «То у чего нет предела, является бесконечным. Следовательно, пространство - вечно» [10, с. 97].

Пространство у Абу Бакр ар-Рази - это не просто «место», в котором пребывает материя в виде комбинации «частиц» (атомов).

Обратимся теперь к тексту самого ар-Рази, точнее, к его высказываниям, приведенным в его сочинениях и дошедшим до нас главным образом, в передаче его учеников и современников.

Таким образом, ар-Рази считает, что материя может существовать только в пространстве. Более подробно он формулирует это в дискуссии со своим земляком и современником Абу Хатамом ар-Рази. Абу Хатам ар-Рази в своей книге «Пророческие учения» (Аълам ал-набуват» - Llj^o lcU/>) сообщает о своей дискуссии с Абу Бакром ар-Рази:

«Я (Абу Хатам ар-Рази) спросил (Абу Бакра ар-Рази): объясни мне, чтобы я понял: является ли край периферией пространства или пространство есть периферия края. Он (Абу Бакр ар-Рази) ответил: в действительности пространство есть периферия края.

Я сказал: Почему тогда край не перечисляется в твоих пяти началах1, которые вечные? Если пространство вечно, то, следовательно, край должен бы быть вечен вместе с ним. Он сказал: край - это есть пространство, а пространство - это есть край. Эти понятия - одно и то же, и между ними нет разницы.

Я сказал ему: ответь мне, разве мы находимся в пространстве? Он ответил: конечно.

Я сказал: тогда укажи мне, то пространство, в котором мы находимся, и никто (этого) не опровергнет.

Я сказал: если твое высказывание есть указание на Земли, тогда мы говорим, что пространство есть Земля и, следовательно, имеет край. Если твое высказывание есть указание на атмосферу, то скажем, что пространство есть воздух и также имеет край. Если твое высказывание есть указание на Небо, скажем, что пространство есть Небо, и, значит, имеет край.

Он сказал: Все они существуют в пространстве. Пространство не имеет субстанции, чтобы на него можно было указать...» [10, с. 46-48].

В этой дискуссии между двумя Рази, Абу Бакр ар-Рази считает оба вида пространства неотделимыми от материи. Как абсолютное, так и ограниченное пространство он представлял заполненными материей, т.е. атомами и различными соединениями атомов.

Время принадлежит к числу тех философских категорий, мировоззренческое значение которого, ещё с глубокой древности занимает умы ученых.

Начальное представление о времени возникло в древнегреческой мифологии и связано с именем Хроноса - бога времени, урожая и смены времени года. Позже, начиная с Фалеса -основоположника милетской школы, древнегреческие ученые дали различные трактовки понятия времени.

Обратимся теперь к тому, как его понимал Абу Бакр ар-Рази в эпоху мусульманского Ренессанса. Как и в случае пространства, он различает два вида времени. Время может быть ограниченным («заман-и джузъи» или «гах», буквально «частное время») и абсолютным («замани мутлак» или «дахр»).

Абсолютное время в его физической и философской концепции - это одно из пяти вечных начал, которое всегда было и всегда будет. А ограниченное время, по сути дела, - это есть время в аристотелевском смысле, т.е. интервал между началом и концом движения.

Кроме высказываний о проблемах времени и пространства в философских произведениях ар-Рази написал специальный трактат под названием «О времени и пространстве». («Фи-з-заман ва фи-л-макан» - LloSLlu jx>lu э^). Некоторое представление об этом мы можем получить из упомянутого выше сочинения Абу Хатама ар-Рази.

1 Эти начала (основы) - время, пространство, материя, Бог и душа

13

Абу Хатам ар-Рази пишет следующее:

«Я сказал: мы ощущаем время из-за движения небесных светил, прохождения дня и ночи, количества лет и месяцев в течение жизни. Вечны ли все эта явления во времени?

Он (Абу Бакр ар-Рази) сказал: не обязательно, чтобы они были вечны, потому что всё это изменяется движением небесных светил, восходом и заходом Солнца. Вселенная и то, что существует в ней вечны. Это слово Аристотеля о времени. Но некоторые (философы) по этому поводу имели с ним разногласия и рассуждали по-другому. Я говорю, что время бывает или абсолютное, или ограниченное.

Абсолютное время - это то, что появляется из-за движения небесных светил - Солнца и звезд. Когда убеждаешься в различии этих двух понятий и представляешь движение Вселенной, то представляешь абсолютное время, которое извечно. Но когда рассуждаешь о движении небесных светил, то имеешь представление об ограниченном времени...» [10, с. 50-53].

И абсолютное, и ограниченное время ар-Рази рассматривает в тесной связи с материей. Следует отметить и ещё один важный момент. При обсуждении проблемы вечности и бесконечности пространства, времени и материи ар-Рази рассматривает эти категории в тесной связи друг с другом. Более того, он постоянно подчеркивает, они существуют в движении.

Свои педагогические в общем, и социально-этические взгляды ар-Рази излагает в «Духовной медицины» [2]. Теория морали ар-Рази зиждется на принципах наслаждения и счастья. В нравственной жизни людей ар-Рази придает большое значение разуму и знанию, и особенности его этики составляет рационализм. Согласно ар-Рази разум должен править человеком, а не страсти, и именно разум может подавить страсти.

Следует отметить, что этическое учение ар-Рази по содержанию является гуманистическим. Он учит, что человек должен приносить людям пользу, и этим должен творить добро. Гуманистическое учение ар-Рази заключается в том, что согласно его учениям насилие недопустимо не только по отношению к другому, но и по отношению к самому себе.

Ар-Рази в своем произведение «Духовная медицина» четко и ясно подвергает анализу такие отрицательные качества, низменный характер и действия человеческой души как тщеславие ( такаббур), зависть (хасад), гнев (газаб), скупость (бухл, мумсики) и т.д. В целом, «Духовная медицина» состоит из двадцати разделов, и каждый раздел охватывает круг педагогических вопросов, изучение которых еще предстоит педагогам, философам, социологам и литературоведам. На наш взгляд, если изучены медицинские, философские и отчасти химические взгляды великого ученого, то этого нельзя сказать относительно его наследия по физике и педагогике.

Следует отметить, что творчество Абубакра ар-Рази оказало плодотворное влияние не только на формирование и развитие медицины и философии, но и науки и культуры вообще, а в частности химии, физики, а также и педагогики. Думается, что всестороннее и глубокое изучение его научного наследия существенно пополнит пробел в истории различных наук как естественнонаучного, так и общественного характера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абу Бакр ар-Рази. Избранные трактаты. - Душанбе: Дониш, 2014. - 405 с.

2. Абу Бакр ар-Рази. Духовная медицина. - Душанбе: Ирфон, 1990. - 160 с.

3. Диноршоев М. Плюралистическая философия Абу Бакра ар-Рази. - Душанбе: Дониш, 2013. - 300 е.; Каримов У.И. Неизвестное сочинение ар-Рази "Книга тайны тайн". - Ташкент: Фан, 1957. - 241 е.; Комили А.Ш. Физика Абубакра ар-Рази. - М.: МБА, 2014. - Í04 е.; Комилов А.Ш. Физика ар-Рази и Ибн Сины. - М.: МГУ, 1999. - 160 е.; Курбонов Б.Р., Юсуфов З.Н. Мухаммад Закариё ар-Рази - химик и философ // Известия Академии наук Республики Таджикистан. - Душанбе, 2004.- С. 91-97.; Курбонов Б.Р., Сангинова Р. Ученые о трудах по химии Мухаммада Закария Рази // Вестник РТСУ.

Душанбе, 2012. №3 (38).- С. 142-147; Epitre de Beruni contenant le repertoire des ouvvages de Muhammad b. Zakariva ar-Razi, publice per Paul Kraus. - Paris, 1936; Komili A. The Problems of physics in the works of ar-Razi and Ibn Sina // Science and Technology in the Islamic World. Proceeding of the XXth International Congress of History of Science. - Belgium, Liege, 1997. - C. 183-187; Ruska I. Die Alchemies ar-Razi's, der Islam. Bd. 22, Heft 4, 1935;

jjiva (; ^ (jiijb «Ulijla. ¿^ дш jtLiCJU'II ПД J Cjlii^a ^jbl^xj

* ^ АЛ Ajjiij j I_5.ja.lj Ядыз j-Jcjj'G jl ^Hiyt О V t ^ Li bj^ j ¡jj Ллл-а Jj

ва гзйра

4. Каримов У.И. Неизвестное сочинение ар-Рази ''Книга тайны тайн". - Ташкент: Фан, 1957.-241 с.

5. Комилов А.Ш. Физика ар-Рази.- М.: МБА, 2014,- 104 с.

6. Научное наследство. Т. о.

7. Epitre de Beruni contenant le repertoire des ouwages de Muhammad b. Zakariya ar-Razi, publice per Paul Kraus. - Paris, 1936.

8. V V ^ (Ji ■*"» J л

9. > V H O'J*J (J j!jll bjSj tjj Jtfw <_jj tjjiuLa ¿¿лл

10. ^ ^ ЛЛ ijlijc. AjiuijJ 1-S.ji.lj Aiula ^Jjb jl i—iAluijljjJ ^^jjjуь

РОНЕЪ БА ТАЪЛИМОТИ ТАБИАТШИНОСЙ

ВА ФАЛСАФИИ АБУБАКРИ РОЗИ

Дар макола пахлухои мухгалифи осори комуснигори бузурги асримиёнагии форсу точик Абубакр Мух,аммад ибни Закариё ибни Яхёи Розй (865-925), ки бо осори гаронбахои худ дар пешрафти илму фарханг ва тибби замонааш сахми босазо гузоштааст, мавриди баррасй кдрор гирифтаасг. Таваччухи асосй ба таълимоти табиатшиносй ва фалсафии донишманд нигаронида шудааст.

ON THE SCIENTIFIC, PHILOSOPHICAL

AND TEACHINGS ABUBAKR AL-RAZI

Z. Akrami, H. Maksadov, B. Kurbonov,

Medieval Persian-Tajik scientist-encyclopediasAbubakr Muhammad ibnZakariyaar-Razi (865-925) left behind a great scientific heritage, and made a notable contribution to the development of the science and medicine of his time.He is known in the world mainly as a philosopher, physician and chemist, he is considered one of the founders of the chemistry, but his pedagogical heritage is still not explored fully.

Keywords: Abubakrar-Razi, medicine, chemistry, physics,humanism, morality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.