гражданского. Для Эннодия важным было показать, что именно слово организует мир и правит им, одерживая верх над грубой силой [13, с 92]. Для служителя Церкви, особенно для епископа, риторическое образование, по глубокому убеждению Эннодия, столь же необходимо, сколь и для обладателя государственной магистратуры. В условиях, когда епископы становились для населения воплощением определенной стабильности и порядка, заступниками в диалоге с королевской властью, подобный взгляд на фигуру епископа был если не предопределен, то вполне ожидаем и оправдан.
Подводя общий итог, следует сказать, что отношение Эннодия к риторическому образованию, понимание им исключительной роли риторики в современном ему мире заставляет видеть в нем одного из ярких защитников ценностей, традиционных для римской сМШаз. Переживая внутренний конфликт между светской образованностью и собственным церковным служением, Эннодий не только продолжал выступать в качестве ёоси сЫсиз на протяжении всей жизни, но и подчеркивал практическую пользу риторического образования для осуществления пастырских функций. И в этом он был одним из «последних римлян», за которыми уже поднимались фигуры Бенедикта Нурсийского и Григория Великого, предложивших западному христианскому миру качественно иной культурный язык.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Уколова В. И. Античное наследие и культура
раннего средневековья (конец V - начало VII в.).
М., 1989.
2. Тюленев В. М. Рождение латинской христиан-
ской историографии: С приложением перевода «Церковной истории» Руфина Аквилейского. СПб., 2005.
3. Gigon O. Die antike Kultur und das Christentum. Gütersloh, 1969.
4. Heck E. Lactanz und die Klassiker // Philologus. 1988. Bd. 132. Heft. 1. S. 160-179.
5. Clébert J.-P. Provence Antique. III Aux temps des premieres chrétiens. Paris, 1992.
6. Vogel F. Introduction // Magni Felicis Ennodii Opera / Rec. F. Vogel. MGH AA. Bd. 7. Berlin, 1885.
7. Courcelle P. Les Confessions de saint Augustin dans la tradition littéraire. Paris, 1963.
8. Magni Felicis Ennodii Opera / Rec. F. Vogel // MGH Auct. ant. Bd. 7. Berlin, 1885.
9. Gioanni S. Introduction // Ennodius M. F. Lettres / ed. S. Gioanni. Paris, 2006. T. 1.
10. Schröder B. Bildung und Briefe im 6. Jahrhundert: Studien zum Mailänder Diakon Magnus Felix Ennodius. Berlin, 2007.
11. Kennell S. A. H. Magnus Felix Ennodius: A Gentleman of the Church. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2000.
12. Cook G. M. Introduction // The Life of Saint Epiphanius by Ennodius / Transl., introd. and comment. by G. M. Cook. Washington, 1942.
13. Шкаренков П. П. «Vita Epiphani» Эннодия: риторический дискурс и формирование символического образа власти в Остготской Италии // Вестник РГГУ. Сер. «Исторические науки». 2008. № 8.
УЧЕНИЕ АБУ БАКРА АР-РАЗИ О ПРОСТРАНСТВЕ, ВРЕМЕНИ, МАТЕРИИ И АТОМИСТИКЕ
THE DOCTRINE OF ABUBAKR AR-RAZI ABOUT OF SPACE, TIME, SUBSTANCE AND ATOMISM
А. Ш. Комили, Х. О. Рахмонов, Н. Д. Максумова
Статья посвящена учению известного персидско-таджикского философа, медика, физика, алхимика и педагога Абу Бакра ар-Рази о пространстве, времени, материи и атомистике. Труды ар-Рази сыграли большую роль в становлении и развитии последующих ученых мусульманского Востока и Европы.
Ключевые слова: ар-Рази, физика, педагогика, средневековье, персидско-таджикский энциклопедист, пространство, время, материя, атомистика.
A. Sh. Komili, H. O. Rahmonov, N. D. Maksumova
The article is devoted to doctrine of a well-known Persian-Tajik philosopher doctor, physicist, alchemist and pedagogue Abubakr-ar-Razi about space, time, substance and atomism. Ar-Razi's work played a great role in becoming and developing next generations of scientists of Muslim East and Europe.
Keywords: ar-Razi, physics, pedagogic, middle ages, Persian-Tajik encyclopedic, space, time, substance, atomism.
Жизни и научному наследию великого персидско-таджикского мыслителя и энциклопедиста Абу Бакра Мухаммада ибн Закарийа ибн Яхйа ар-Рази посвящено немало работ в разных странах, на различных языках. Однако вопросы физики и педагогики в его наследии до последнего времени изучались недостаточно.
Абу Бакр ар-Рази, известный в латинской Европе как ДЬиЬа1ег и ar-Razes и известный в русской ориенталистике как Абу Бакр ар-Рази, Закарийа ар-Рази и ар-Рази, родился 28 августа 865 г. в городе Рее (слово Рази означает «из Рея»), одном из крупнейших городов средневекового мусульманского Востока близ современного Тегерана.
Биографические сведения об ар-Рази весьма скудны, и воссоздать полную картину его жизни практически невозможно, хотя имеются данные о том, что он написал автобиографию [1, с. 27].
В молодости ар-Рази увлекался ювелирным ремеслом, а также играл на уде1. Кроме того, известно, что в юношеские годы он изучал литературу, сочинял стихи, увлекался музыкой, прекрасно пел. Постепенно его интересы привлекает к себе «наука об эликсире» то есть алхимия. Впоследствии он изучает и другие отрасли естествознания: философию, математику, астрономию и физику. Известен он главным образом как медик, хотя он начал заниматься медициной лишь в зрелом возрасте, когда ему было 30 лет [1, с. 29].
Мехди Мохагег приводит интересные сведения из «Дарат-ал-ахбар» Насириддина Мунши о возникновении интереса ар-Рази к медицине. «Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа вначале был ювелиром, а потом занимался наукой эликсира (т. е. алхимией). В результате действия паров и дыма (различных веществ, применяемых для приготовления эликсира) его глаза стали больными и он обратился к врачу. Врач за лечение потребовал 500 динаров. Ар-Рази выплатил ему эту сумму, однако заметил: "Настоящая химия - это наука врачевания, а не то, чем ты (он сам) занимаешься". Потом он оставил химию и взялся за медицину» [2, с. 5].
О том, что ар-Рази в конце жизни ослеп, сообщают все источники, но причину его слепоты более достоверно объясняет Беруни: «Он (Абу Бакр ар-Рази. - А. К.) имел обычай ставить свою лампу в нише к стене и сидеть около нее. При этом он ставил свою книгу против стены, так, чтобы книга могла упасть у него из рук и разбудить его, если он заснет. Это было одной из причин порчи его зрения, чему содействовало также и излишнее употребление бобов...» [3, с. 5].
Умер Абу Бакр ар-Рази в своем родном городе Рей 5 ша'бана 313 г.х. - 25 октября 925 г.
Различные источники сообщают о разном количестве сочинений Абу Бакра ар-Рази. Современный иранский медик и историк медицины - Махмуд Наджмабади
в своей книге «Сочинения и произведения Абу Бакра Мухаммада бин Закарийа Рази» («Моаллефат ва мосан-нефат-и Абу Бакр Мухаммад бин Закариййа-и Рази» - ¿¡1, ¿ьд ¿> ^ ,1> »1 ои^. з ош>») приводит 266 наименований его работ [4, с. 9-299]. Многие из них были уничтожены во время многочисленных войн и нашествий, особенно во время монгольского завоевания. Его медицинские сочинения изучались в различных странах Западной Европы вплоть до XVI в. По ним велось преподавание в медицинских учебных заведениях.
Беруни в своем «Фихристе» [3] составил список его сочинений, подразделив его на разделы, соответствующие различным областям наук того времени. Согласно Беруни, перу ар-Рази принадлежит 56 работ по медицине, 16 - по философии, 6 - по метафизике, 14 - по богословию, 7 - по логике, 10 - по математике и астрономии, 22 - по алхимии и 33 - по различным вопросам «науки о природе», то есть по физике.
Ар-Рази был первым ученым, возродившим на средневековом Востоке атомистическое учение Демокрита. Он не только возродил это учение, но и сам внес большой личный вклад в философское и физическое понимание пространства, времени и материи (макан, заман и хайула). Наряду с другими персидско-таджикскими учеными, как Ираншахри и Беруни, он был крупнейшим представителем материалистического направления в науке мусульманского средневековья.
Самые известные трактаты ар-Рази по алхимии -«Книга тайн» («Китаб-ал-асрар» - уе) и «Книга тайны тайн» («Китаб сирр ал-асрар» - «Книга тайны
тайн» с переводом и комментарием издана на русском языке в 1957 г. известным востоковедом и историком химии У. И. Каримовым [1]. В «Книге тайн» ар-Рази подразделяет алхимию на три основных раздела:
1. Познание веществ (ма' рифат ал-акакир - а^).
2. Познание приборов (ма' рифат ал-алат - о^л
3. Познание операций (ма'рифат ат-тадбир - ^ын а,*»).
Все вещества он делит на три класса, а каждый их
этих классов в свою очередь на разделы.
Ар-Рази придавал настолько большое значение алхимии, что утверждал: «Я называю философом только того, кто сведущ в искусстве алхимии» [1, с. 29].
Его труды оказали большое влияние на дальнейшее развитие химической науки как на мусульманском Востоке, так и в средневековой Европе.
Суть физического учения Абу Бакра ар-Рази составляет его представление о строении материи, пространства, времени, движении и его источнике, его исследования в области геометрической оптики и т. п. Заметим, что взгляды Абу Бакра ар-Рази обсуждали Ибн Сина и Беруни. Это отражено в их научной переписке относительно трактата Аристотеля «О небе» [5].
В этой переписке затронут целый ряд основных проблем натурфилософии рассматриваемого периода. Это и
1 Уд - струнный щипковый музыкальный инструмент, распространенный в странах Ближнего Востока, Кавказа и Средней Азии, предшественник европейской лютни.
философские проблемы основ математики и астрономии, и фундаментальные вопросы физики: о сущности и источнике движения (в том числе и возможности существования пустоты), о законах распространения тепла и тепловом расширении тел, об отражении и преломлении света и т. д.
В вопросе о строении вещества ар-Рази, возражая Аристотелю, придерживался атомистической концепции Демокрита, хотя в некоторых вопросах следует учению Аристотеля. Однако с Демокритом Абу Бакр ар-Рази соглашается не во всем. В частности, это касается проблемы существования пустоты. В чем же сущность концепции ар-Рази и в чем отличие от теории Демокрита? Согласно Демокриту, пустота - это место, в котором пребывают и смешиваются атомы, для ар-Рази пустота (хала' - это абсолютное пространство (макан-и мутлак - о&»), и оно само по себе является субстанцией.
Пространство. Что же понимает он под пространством? Ар-Рази рассматривает два вида пространства: абсолютное (макан-и мутлак) и частичное или неполное (макан-и джуз'и). Это представление он связывает с вечностью и неуничтожаемостью материи и времени. Так как материя (хайула) вечна и для нее нет другой возможности существования в пространстве, следовательно, и пространство вечно [5, с. 102-103]. Таким образом, по ар-Рази, пространство - это «место», занимаемое материей. В этом ар-Рази несомненно исходит из учения Аристотеля. Согласно Аристотелю, пространство - это физическая реальность, непрерывная по протяженности сущность, свойства которой связаны с существованием материи, и в свою очередь, - категория, отличная от неотделимых от тела материи и формы. Это - границы, объемлющие тело, которое пребывает в пространстве, материальной среды.
Что такое абсолютное пространство, по ар-Рази? Это пустота, неограниченная по площади, в которой сталкиваются «вещи», то есть материя, которая существует в виде различных субстанций. При столкновении этих субстанций возникают различные вещи.
А ограниченное пространство - это совокупность частиц атомов воздуха внутри некоторого большого, но ограниченного объема, в котором «можно хранить другие предметы». В качестве примера ар-Рази приводит кувшин и масло [6, с. 255].
Абу Бакр ар-Рази неоднократно утверждал, что хайула (материя) вечна, она была, есть и всегда будет: «Хайула (материя) вечна и всегда существовала и возникновение чего-то из ничего не возможно...» [6, с. 73]. Далее он пишет: «Вещи возникают из чего-то, и оно извечно. Оно есть материя. Следовательно, материя вечна, и она всегда была» [6, с. 73-74].
В натурфилософии Абу Бакр ар-Рази признает существование пяти вечных начал: Создатель, универсальная душа, первичная материя, абсолютное пространство и абсолютное время.
Согласно Носир Хисрав, о бесконечности и неограниченности пространства Абу Бакр ар-Рази говорит: «То, у него нет предела, является бесконечным. Следовательно, пространство - вечно» [6, с. 97].
Пространство, по мнению ар-Рази, - это не просто «место», в котором пребывает материя в виде комбинации «частиц» (атомов).
Обратимся теперь к тексту самого ар-Рази, точнее, к его высказываниям, приведенным в его сочинениях и дошедшим до нас главным образом, в передаче его учеников и современников.
«Если кто-то говорит, - пишет он, - что абсолютное пространство имеет предел, что он подразумевает предел предмета» [6, с. 46]. Таким образом, ар-Рази считает, что материя может существовать только в пространстве. Более подробно он формулирует это в дискуссии со своим земляком и современником Абу Хатамом ар-Рази. Абу Хатам ар-Рази в своей книге «Пророческие учения» (А'лам ал-набуват» - ь^л ^мы) сообщает о своей дискуссии с Абу Бакром ар-Рази:
«Я (Абу Хатам ар-Рази) спросил (Абу Бакра ар-Рази): "Объясни мне, чтобы я понял: является ли край периферией пространства или пространство есть периферия края". Он (Абу Бакр ар-Рази) ответил: "В действительности пространство есть периферия края".
Я сказал: "Почему тогда край не перечисляется в твоих пяти началах2, которые вечны? Если пространство вечно, то, следовательно, край должен бы быть вечен вместе с ним". Он сказал: "Край - это есть пространство, а пространство - это есть край. Эти понятия - одно и то же, и между ними нет разницы".
Я сказал ему: "Ответь мне, разве мы находимся в пространстве?" Он ответил: "Конечно".
Я сказал: "Тогда укажи мне, то пространство, в котором мы находимся, и никто (этого) не опровергает".
Я сказал: "Если твое высказывание есть указание на Землю, тогда мы говорим, что пространство есть Земля и, следовательно, имеет край. Если твое высказывание есть указание на атмосферу, то скажем, что пространство есть воздух и также имеет край. Если твое высказывание есть указание на Небо, скажем, что пространство есть Небо, и, значит, имеет край".
Он сказал: "Все они существуют в пространстве. Пространство не имеет субстанции, чтобы на него можно было указать"...» [6, с. 46-48].
В этой дискуссии между двумя Рази, Абу Бакр ар-Рази считает оба вида пространства неотделимыми от материи. Как абсолютное, так и ограниченное пространство он представлял заполненными материей, то есть атомами и различными соединениями атомов.
Время. Время принадлежит к числу тех философских категорий, мировоззренческое значение которого издавна еще с глубокой древности занимает умы ученых.
Начальное представление о времени возникло в древнегреческой мифологии и связана с именем Хроно-
2 Эти начала (основы) - время, пространство, материя, Бог и душа.
са - бога времени, урожая и смены времен года. Позже, начиная с Фалеса - основоположника милетской школы, древнегреческие ученые дали различные трактовки понятия времени.
Обратимся теперь к тому, как его понимал Абу Бакр ар-Рази в эпоху мусульманского Ренессанса. Как и в случае пространства, он различает два вида времени. Время может быть ограниченным («заман-и джуз'и» или «гах», буквально «частное время») и абсолютным («замани мут-лак» или «дахр»).
Абсолютное время в его физической и философской концепции - это одно из пяти вечных начал, которое всегда было и всегда будет. А ограниченное время, по сути дела, - это есть время в аристотелевском смысле, то есть интервал между началом и концом движения.
Кроме высказываний о проблемах времени и пространства в философских произведениях, ар-Рази написал специальный трактат под названием «О времени и пространстве». («Фи-з-заман ва фи-л-макан» - ¿кл ^з 3 ¿ьо Некоторое представление об этом мы можем получить из упомянутого выше сочинения Абу Хатама ар-Рази.
Абу Хатам ар-Рази пишет следующее:
«Я сказал: "Мы ощущаем время из-за движения небесных светил, прохождения дня и ночи, количества лет и месяцев в течения жизни. Вечны ли все эти явления во времени?"
Он (Абу Бакр ар-Рази) сказал: "Не обязательно, чтобы они были вечны, потому что все это изменяется с движением небесных светил, восходом и заходом Солнца. Вселенная и то, что существует в ней, вечны. Это слово Аристотеля о времени. Но некоторые (философы) по этому поводу имели с ним разногласия и рассуждали по-другому. Я говорю, что время бывает или абсолютное, или ограниченное.
Абсолютное время - это то, что появляется из-за движения небесных светил. Солнца и звезд. Когда убеждаешься в различии этих двух понятий и представляешь движение Вселенной, то представляешь абсолютное время, которое извечно. Но когда рассуждаешь о движении небесных светил, то имеешь представление об ограниченном времени"..» [6, с. 50-53].
Таким образом, абсолютное и ограниченное время ар-Рази рассматривает в тесной связи с материей. Следует отметить еще один важный момент. При обсуждении проблемы вечности и бесконечности пространства, времени и материи ар-Рази рассматривает эти категории в тесной связи друг с другом. Более того, он постоянно подчеркивает, что они существуют в движении.
Абу Бакр ар-Рази, придавая важную роль науке, замечает: «Истинным мудрецом... является тот, кто знает условия доказательства и его правила, усвоил математическую, естественную и божественную науки и овладел ими в таком совершенстве, какого только в силах достичь человек» [7, с. 34].
Жизнь общества, будущность его зависит от направленности воспитания молодого поколения, поэтому его воспитание во все времена было объектом особого внимания передовых мыслителей.
Педагогические воззрения Абу Бакра ар-Рази были направлены не только на воспитание подрастающего поколения, что вполне естественно, но и на достижение более высокого уровня культуры путем просвещения. Его идеи высказались не прямо, а в форме дискуссии, в форме высказываний, каким-то образом нашедших отражение в исторических источниках, а также в виде наставлений и т. д. Кроме того, он призывал молодежь знать цену времени, которое безвозвратно уходит. Целесообразно привести его высказывание: «Пусть мыслящий человек взглянет на эти понятия оком разума своего и поставит их в круг своих забот и утвердит в своем сознании» [7, с. 43].
И еще одно: «Благодаря разуму мы обрели преимущество над неразумными животными и даже владеем ими, управляем ими, укрощаем их, заставляем их трудиться на нас там, где они могут приносить нам и себе пользу. Разумом мы познали все то, что нас возвышает, улучшает и делает приятной нашу жизнь, (посредством его) добываемся своей цели и всего желаемого» [7, с. 34].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каримов У. И. Неизвестное сочинение ар-Рази «Книга тайны тайн». Ташкент: Изд. АН Уз ССР, 1957. 264 с.
2. ÏYT4 %Jù j'jw j£jlw 1ù JW iJ^jj "^w
3. Epitre de Beruni contenant le repertoire des ouvvages de Muhammad b. Zakariya ar-Razi, publice per Paul Kraus. Paris, 1936.
4. 1TW WjO wlj£j ù j^l j1 ilei" J lliJj" .w-^'''
5. Комилов А. Ш. Физика ар-Рази и Ибн Сины. М.: МГУ, 1999. 159 с.
6. Ï^Aâ -J.'V'A JUJ^. JIJJ^ lj Jjjlj^lAj^ 'J^^
7. Ар-Рази Абу Бакр. Духовная медицина. Душанбе: Ирфон, 1990.
8. Komili Abdulhay. The Problems of Physics in the Works of ar-Razi and Ibn Sina // Science and Technology in the Islamic World. Belgium, 2002. P. 183-187.