СЛОВО1 ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ|
1УДК 37.04 ББК 74.05
О ДВУХ ТРАКТОВКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ УЧАЩЕГОСЯ
Г. Л. Ильин
Аннотация. В индивидуальной образовательной траектории можно видеть, с одной стороны, разнообразие путей, ведущих к общей цели - достижению общего или высшего образования, а с другой - множественность путей, каждый из которых ведет к формированию отдельной личности, не обязательно преследующей цели образования. И соответственно, говорить о двух видах образовательных траекторий: институциональной и личностной.
Ключевые слова: образовательная траектория, виды образовательных траекторий, институциональная траектория, личностная траектория, история образовательных траекторий, идеалы образовательных траекторий, реформа отечественного образования.
TWO INTERPRETATIONS OF THE EDUCATIONAL TRAJECTORY OF A STUDENT
G. L. Ilyin
Abstract. In an individual educational trajectory it is possible to see, on the one hand, a variety of the ways leading to a common goal - to general or higher education. On the other hand, plurality of ways each of which leads to the formation of an individual doesn't necessarily pursue educational aim. And accordingly, we speak about two kinds of educational trajectories: institutional and personal.
Keywords: educational trajectory, types of educational trajectories, institutional trajectory, personal trajectory, the history of educational trajectories, the ideals of educational trajectories, the reform of national education.
В образовательной траектории - понятии, ставшем модным в наши дни, по сути, нет ничего нового, если взглянуть на него исторически. Образование издревле развивалось по пути дифференциации дисциплин, представляющих образовательные траектории учащимся, в соответствии с разделением знаний, принятым в данном обществе.
Римлянин Боэций (480-524), живший на закате римской империи, подводя итоги состоянию обучения в греко-римском мире, разделил образование на семь свободных искусств - тривиум
и квадривиум («трехпутье» и «четырехпутье», от via - путь, избираемый учащимся), то есть практически на гуманитарное (риторика, грамматика, диалектика, то есть умение говорить, писать, мыслить) и естественнонаучное (геометрия, арифметика, астрономия, музыка) [1].
Это разделение легло в основу европейского средневекового образования и сохранилось до наших времен, с соответствующими историческим периодам изменениями. На основе этого разделения сложились образовательные траектории для обучающихся. В наше время они вос-
производятся в дифференциации высшей школы, готовящей различных специалистов определенного профиля. Становление этих образовательных траекторий будет прослежено далее.
Своеобразный характер носило воспитание сыновей феодалов - рыцарей. Рыцарство относилось с презрением ко всем видам труда, в том числе и к умственному [2]. Даже элементарная грамотность не считалась обязательной. Это было своего рода «реальное» образование Средневековья. В соответствии с семью свободными искусствами существовали и семь рыцарских добродетелей, составлявшие содержание воспитания мальчиков:
• умение ездить верхом;
• умение плавать;
• умение владеть копьем;
• умение фехтовать;
• умение охотиться;
• умение играть в шахматы;
• умение слагать стихи в устной форме и играть на музыкальных инструментах.
В рыцарском воспитании основным был не выбор из семи путей, а постепенное овладение всеми семью добродетелями на изначально избранном пути. Таким образом, оно представляло иной способ получения образования, представляющий собой постоянное совершенствование изначально полученных знаний и умений, необходимых рыцарю в жизни.
Примерно с XIII-XIV в. появляются университеты - alma mater, то есть «родная мать». Первоначально утверждается общее название -universitas scolarium et magistrorum - свободное объединение учащихся и учителей, обсуждающих определенные темы. Позднее складывается и более современная концепция университета -с профессором, несущим неизвестные учащимся истины. Новый университет обладал целым рядом прав и привилегий, в частности, привилегией изучать не только семь свободных искусств, но и иные области знания: право (гражданское и каноническое), теологию, медицину.
Образование к тому времени значительно усложнилось. В средневековых университетах существовало, как правило, четыре факультета: младший - подготовительный, он же факультет семи свободных искусств (артистический, художественный, философский и т. п.); и старшие - медицинский, юридический, теологический. Все они были,
как нетрудно видеть, преимущественно гуманитарными, раскрывающими способности человека, в русле религиозной парадигмы образования.
В России образование первоначально начиналось в семье, при посредстве церкви, и тем заканчивалось, однако при Петре I, наряду с уже существовавшими церковно-приходскими, возникли светские, «цифирные» и «навигацкие» школы, а при Александре II школы были разделены на классические, ориентированные на продолжение образования, и реальные, предполагающие практическую деятельность. Со времен Александра I развивается университетское образование по европейским образцам: открываются университеты -Дерптский, Петербургский, Казанский и Харьковский, в дополнение к Московскому.
Позднее, в советский период, после устранения реального и гимназического обучения и появления единой трудовой школы, в высшей школе возникло деление на социально-гуманитарное, естественнонаучное и политехническое образование. Двум последним в период индустриализации страны отдавалось предпочтение перед гуманитарным. Однако в постсоветский период, с изменением экономических ориентиров, положение изменилось на противоположное - в фаворе оказалось социально-гуманитарное образование.
В нынешней России, в результате социально-экономической революции, ценности образовательных траекторий учащихся изменились, начиная с начальных классов. Мало кто из младших школьников ныне желает стать летчиком, космонавтом, инженером-конструктором или ученым-исследователем, большинство мечтает быть олигархами, банкирами, на худой конец бухгалтерами, юристами, психологами, артистами.
Общее образование, за которое в свое время особенно страстно выступал Н. И. Пирогов и другие педагоги российской педагогики, в противовес николаевскому (Николай I) сословному образованию, в советской школе получило социальную поддержку и стало десятилетним, охватывающим все области знания.
Как не вспомнить П. Ф. Каптерева, который на рубеже Х!Х-ХХ вв. писал, что когда Пирогов выступил с проповедью о том, что образование должно готовить дитя быть человеком, то он вызвал недоумение общества и правительства. Разве вы не знаете, говорили ему, что людей
собственно нет на свете. Это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди [3, с. 267].
Однако ныне общее образование вновь распадается на профильные направления. Современная общеобразовательная школа, как и высшая, стала делиться по предметным профилям - математическому, химико-биологическому, медицинскому, языковому, музыкальному, спортивному, эстетическому и проч. А вместе с ним и идеал гармонической, всесторонне развитой личности, который был заложен в понятие «общее образование», стал распадаться.
Этот процесс стал попыткой разрешения возникшей в результате эволюции образования социальной проблемы подготовки компетентного специалиста, но отнюдь не ее решением. А именно: пора признать, что и профильная образовательная, и отечественная высшая школа готовят не специалистов, а лишь полуфабрикат, который нуждается в доработке. Свидетельство тому - признание одного из министров образования, что только от 20 до 40% выпускников вузов выбирают работу по специальности. Остальные, пользуясь дипломом о высшем образовании, находят любую другую более доходную работу. Специальные знания, полученные в вузе, становятся ненужными.
Реформа отечественного образования, казалось бы, идет навстречу этой тенденции: отсюда - подготовка бакалавров, которые, обладая достаточно обширными общими знаниями, плохо представляли себе реальность, в которой они могут быть использованы. Они действительно являют собой «полуфабрикат», нуждающийся в «доводке» на предприятиях, учреждениях и организациях или в системе дополнительного профессионального образования, прежде чем начать более или менее квалифицированно выполнять свои обязанности в выбранной профессии или специальности.
То есть высшая школа расписывается в своей неспособности производить готовых специалистов. В этой констатации нет ничего неожиданного - необходимость доводки выпускников в условиях производства существовала издавна в форме стажировки. Но ныне она приобрела массовый характер и стала пониматься не только как освоение выпускником его заня-
тия, но и как его переподготовка и переквалификация в условиях дополнительного профессионального образования.
Таким образом, налицо, с одной стороны, потребность современного общества в высококвалифицированных специалистах, а с другой - неспособность отечественного профессионального и высшего образования обеспечить общество специалистами нужной квалификации. Профессиональное обучение, которое было задачей высшей школы (а также начальной и средней профессиональной), все более становится прерогативой предприятий и организаций, в частности системы дополнительного профессионального образования.
При этом в идеале обучение осуществляется на рабочем месте, в условиях работы с использованием макетов, тренажеров, деловых игр, 1еап-лабораторий, в процессе общения с коллегами и наставниками. Образование личности происходит под влиянием задач выполняемой ею трудовой деятельности. То есть работа совмещается с учебой на рабочем месте, а продолжение образования становится жизненной необходимостью обучающегося.
Наше утверждение состоит в том, что подлинная профессиональная компетенция не может быть достигнута в процессе обучения в учебном учреждении, - она приобретается в процессе выбранной жизнедеятельности (профессии, формы занятости). Лишь войдя в свою трудовую деятельность и ощутив необходимость конкретных знаний, бывший выпускник может вновь обратиться к учебному учреждению в новом статусе и с новыми ожиданиями к учебному процессу.
На протяжении жизненного пути у пишущего эти строки не однажды возникало желание вернуться к пройденным школьным учебникам, обновить или расширить свои знания по основам электричества, бытовой химии, экономической географии или астрономии, чтобы переосмыслить их с учетом жизненного опыта. Сейчас это отчасти стало возможно с помощью Интернета. Это отражение неполноты образования, каким бы образом оно ни было получено.
И это не просто индивидуальное наблюдение, оно выражает социальную потребность: даже после успешного начала трудовой деятельности в дальнейшей работе работник вынужден повы-
шать квалификацию, поддерживать или повышать свою компетенцию. А это требует ревизии содержания образования, его целей и его идеалов в свете нового понимания компетентности.
Следует заметить, что речь идет об осознании необходимости различения двух едва ли не противоположных идеалов, под обаянием которых длительное время находилась отечественная и общеобразовательная, и высшая школа, не замечая их противоположности: «гармонично развитая личность», знающая обо всем понемногу, и «специалист, владеющим своим делом», знающий все о немногом.
Разрушению идеала гармонично развитой личности способствует профилизация общеобразовательной школы, а примером сохранения этого идеала может служить провозглашенный Н. Нестеровой девиз аналогичного содержания, являвшийся миссией Московской академии образования. Но этот девиз был скорее знаменем всей академии, а вовсе не отдельного учащегося, учившегося по отдельным профессиональным профилям, специальностям.
Если не разрешению противоречия, то осознанию различия между ними в организационном плане может способствовать отнесение каждого из идеалов к определенной ступени образования: «гармоничной личности» - к начальному и общему образованию, стремительно сокращающемуся, а «специалиста» - к профессиональному, расширяющемуся за счет школьного, профессионального и дополнительного образования.
Еще одно важное различение следует провести в связи с названием статьи. Оно касается понимания образовательной траектории. То, что мы рассматривали до сих пор, было связано с институциональной формой траектории -теми траекториями, которые предлагались государством или обществом для собственных потребностей (школа «свободных искусств», церковная школа, «цыфирная», общеобразовательная, высшая, профессиональная). Но следует признать, что наряду с этой формой существует и иная, личностная форма образовательной траектории.
Личностная траектория - значит отличная от государственной или общественной формы образования, со своей мотивацией, своими целями, задачами и способами их разрешения.
Личностная - значит включающая собственный опыт личности, отличный от опыта, полученного в учебных заведениях. Личностная - означает принадлежащая отдельному человеку со всеми обстоятельствами, в которых протекает его жизнь и которые фатально влияют на предполагаемую им образовательную траекторию.
Пример такого рода обстоятельств: недавно министр образования Д. Ливанов объявил о резком сокращении числа вузов с обучением в аспирантуре и магистратуре [4]. Многие вузы перейдут на обучение студентов только по программам бакалавриата, по-видимому, со всеми недостатками, о которых написано выше. На этом примере можно видеть явное противостояние институциональной и личностной образовательной траектории: институциональная траектория закрывается, личностной траектории приходится искать иные пути.
Институциональная форма является общей рамкой, канвой, матрицей, внутри и на основе которой реализуются личные образовательные траектории, они могут совпадать с институциональными формами или развиваться иначе, по индивидуальным лекалам, представлять нечто подходящее учащемуся для осуществления его личных планов и замыслов, соответствующих его возможностям и обстоятельствам жизни.
Различие областей образовательных траекторий - институциональной и личностной, особенно ярко проявившееся в отечественном образовании в последнее время, после появления института частной собственности, можно показать на примере, с одной стороны, государственной службы во всех ее проявлениях (от образования и здравоохранения до армии), а с другой - сферы индивидуального предпринимательства в самых разных видах деятельности (от фермеров до фрилансеров).
В первой сфере всякая служебная деятельность описана правилами и уставами, регламентирована и кодифицирована государством. Во второй - предприниматель осуществляет свою деятельность индивидуально или с помощью наемных работников в соответствии с правилами, которые устанавливает сам, хотя и действует под надзором государства. Первая стабильна, гарантирует постоянную зарплату и карьерный рост в случае успешной службы; вторая связана с риском либо получить доход,
либо проиграть вложенные в предприятие планы и деньги.
Характерно, что выпускники школ и вузов различаются в отношении этих двух сфер деятельности. Притом что дисциплинированные, успешные учащиеся предпочитают устойчивые, государственные виды деятельности, неуспевающие учащиеся выбирают предпринимательство вовсе не потому, что их туда не берут, а потому, что они сами этого не хотят, в силу своего независимого характера, поведения, выходящего за рамки учебной дисциплины, нежелания подчиняться порядку, за счет большей склонности к рискованным предприятиям.
Как и каким образом может происходить выбор личностью той или иной образовательной траектории - это особая, малоисследованная область развития личности, в которой образование играет одну из главных ролей, но далеко не сводится к ней. Учащийся вправе выбрать, так сказать, «университетское» или «рыцарское» образование, идеал гармоничной личности или специалиста, институциональный или личностный путь профессионального или социального развития - это и будет его образовательная траектория, способствующая накоплению личного жизненного опыта в условиях непрерывного образования.
Итак, образовательная траектория - это не только разнообразие путей, ведущих к общей цели - достижению общего или высшего образования, но множественность путей, каждый из которых ведет к формированию отдельной личности, прошедшей свой путь и накопившей свои личностные знания. А многообразие профессий, специальностей, специализаций и просто занятий будет способствовать разнообразию образовательных траекторий учащихся, в зависимости от их потребностей, интересов и жизненных целей. Свою индивидуальную траекторию (или путь) они должны
выбирать самостоятельно или следовать ей, исходя из своих возможностей и обстоятельств жизни, при содействии или противодействии окружающих - социальной среды.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лосев, А. Ф. Творчество Боэция как переходный антично-средневековый феномен (некоторые уточнения) [Текст] / А. Ф. Лосев // Западноевропейская средневековая словесность: сб. / под ред. Л. Г. Андреева. - М.: Изд-во МГУ, 1985.
2. Рыцарское воспитание [Текст] // Большая Советская Энциклопедия. - C. 455.
3. Каптерев, П. Ф. История русской педагогии [Текст] / П. Ф. Каптерев. - СПб, 1909.
4. Актуальные проблемы отечественного образования обсудили на съезде Российского союза ректоров [Электронный ресурс] // Сайт Казанского федерального университета, 10.07.2014. - Режим доступа: http://kpfu.ru/ news/aktualnye-problemy-otechestvennogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 01.08.2016).
REFERENCES
1. Losev A. F. Tvorchestvo Boetsiya kak perek-hodnyy antichno-srednevekovyy fenomen (nekotorye utochneniya). In: Andreev L. G. (ed.). Zapadnoevropeyskaya srednevekovaya slovesnost. Moscow: Izd-vo MGU, 1985.
2. Rytsarskoe vospitanie. In: Bolshaya Sovetskaya Entsiklopediya, p. 455.
3. Kapterev P. F. Istoriya russkoy pedagogii. St. Petersburg, 1909.
4. Aktualnye problemy otechestvennogo obra-zovaniya obsudili na syezde Rossiyskogo soyu-za rektorov, 10.07.2014. Available at: Rezhim dostupa: http://kpfu.ru/news/aktualnye-proble-my-otechestvennogo-obrazovaniya.html (accessed: 01.08.2016).
Ильин Георгий Леонидович, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Ilyin Georgy L., ScD in Education, Professor, Moscow State University of Education