И.И. КАРАЕВ
выпускник аспирантуры МГГУ им. М.А. Шолохова*
О духовно-нравственном воспитании в семье
В статье рассмотрены вопросы духовного воспитания, формирования культуры и ценностей в семье. Показана ее роль в укреплении нравственных устоев и стабильности в обществе.
Ключевые слова: семья, общество, культура, воспитание, мораль, гуманизм.
Karaev l.l. The role of the family in spiritual-moral education. The
questions of spiritual education, a culture and family values are examined. It is shown its role in promoting moral values and social stability.
Keywords: family, society, culture, education, morality, humanism.
Как известно, у истоков формирования человека стоит семья. Она выполняет роль первого социального института, который участвует в воспроизводстве моральных ценностей в социуме. Поэтому неслучайно Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ от 20 февраля 2019 г. отмечал: «Для нашего общества, для многонационального народа именно семья, рождение детей, продолжение рода, уважение к старшим поколениям были и остаются мощным нравственным каркасом ...»1. В семье удовлетворяется целая гамма высоких духовных потребностей - в любви, материнстве, культурно-эмоциональном общении. В связи с этим возрастают роль и значение воспитания в целом, духовной культуры и духовных ценностей в частности.
К сожалению, усилиями «реформаторов» в конце 80-х -начале 90-х гг. прошлого столетия в стране была разрушена система воспитания и преданы забвению ценности, обеспечивающие обществу согласие и стабильность - дружба, патриотизм, интернационализм, справедливость, коллективизм и др. Взамен российские «демократы» кроме развала экономики, нищеты и радикального индивидуализма ничего не дали. Все знают, к чему это привело. Известный писатель
* Караев Исрафиль Ибадуллахович, e-mail: [email protected]
1 См.: Дагестанская правда, 21 февраля 2019 г.
Ю. Бондарев пишет, что «сейчас в нашей жизни, как это ни больно, господствуют «царь-доллар», «царь-евро», «царь-рубль». И это в стране, в которой когда-то было стыдно похвастаться своей зарплатой, если она оказывалась чуть выше зарплаты соседа»1. Это результат навязанной народу радикальной социально-экономической политики 90-х гг., политики, далекой от гуманизма и нравственности, политики, отвечающей интересам тех, кому нужна не сильная, по-настоящему демократическая, а слабая Россия.
Хотя в последнее время в стране осуществлен ряд позитивных изменений в развитии культуры и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, все же обстановку, которая складывается вокруг обозначенных проблем, нельзя считать благополучной. В обществе по-прежнему действуют разрушительные силы, сформированные за предыдущие годы и в экономике, и в политике, и в социальной и духовной жизни.
К сожалению, продолжается распад лучших национальных культурных традиций, деградация культурного сознания подрастающих поколений, разрушена образовательная система, которая считалась одной из лучших в мире.
Как справедливо пишет профессор А.В. Миронов, главной причиной является отсутствие целостной, целенаправленной государственной социально-культурной и воспитательной политики в отношении населения, особенно молодежи, рассчитанной на длительную перспективу и отвечающей
потребностям не элитарной части общества, а всего народа,
2
политики, отвечающей истинно национальным интересам .
Под видом деидеологизации и свободного обмена ценностями культуры в России идет широчайшим фронтом процесс распространения худших образцов «массовой культуры», оказывающей разлагающее воздействие на сознание молодежи.
На наш взгляд, пропаганда «массовой культуры», граничащей с безнравственностью, рассчитана на человека, который живет в отчужденном мире. Цель такой «массовой культуры» - до конца стандартизировать человека, превра-
1 Бондарев Ю.В. В России живет «царь-доллар» // Аргументы факты, 2009, 11-17 марта.
2 Миронов А.В. Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве современной России // Социально-гуманитарные знания, 2007, № 2, с. 41.
тить его в податливого конформиста, навсегда отучить его самостоятельно мыслить и сделать ходячим носителем стереотипов и штампов неприемлемого для нас образа жизни.
В стране практически утрачены духовные ценности. Все подчинено, к сожалению, материальной выгоде. Богатые становятся богаче, бедные - еще беднее. Устремленность незначительной части членов российского общества к материальному богатству ценой лишения элементарных жизненных благ значительной части собственного народа не только безнравственна, но и противоправна.
В целях обеспечения консолидации России автор считает необходимым выработать концепцию и стратегию культурной политики, нацеленной на обеспечение единства страны; прекратить процесс девальвации духовно-нравственных ценностей; создать современную систему ценностных ориента-ций, которая способна учитывать принципиальные изменения, произошедшие в реальной жизни и сознании.
Формирование духовно-нравственных ценностей является важнейшей задачей становления личности, усвоения ею нравственных принципов, выработанных предшествующими поколениями.
Нравственность и приверженность ее установкам не передаются по наследству. Каждый человек призван самостоятельно пройти процесс нравственного воспитания, но сам по себе он не может стать нравственной личностью. Это возможно только в семье, в учебных, трудовых и воинских ассоциациях, в общении и т.д. Где начинается приобщение человека к морали, ее принципам? Где формируется личность? В семье. Именно в семье формируются взгляды и отношения людей к жизни. К ней на государственном уровне следует относиться как к важнейшей ценности. Многие мыслители прошлого видели смысл человеческого существования в труде. Так, великий гуманист Низами писал, что ради труда мы пришли в этот мир, а не ради пустых разговоров. Людей труда, создающих жизненные блага, мыслитель сравнивал с медоносными пчелами1. Французский писатель и философ-просветитель Вольтер писал: «Жить - значит работать. Труд есть человек»2. В этой связи актуализируется задача социальной ответственности родителей. На наш
1 См.: История философии в СССР. М., 1968, т. 1, с. 140.
2 Ворохов Э. Энциклопедия афоризмов. Россыпи мыслей. М., 2001, с. 604.
взгляд, социальная ответственность родителя - это сознательное исполнение социальных требований, предъявляемых к его деятельности, направленной на воспитание детей в духе общечеловеческих, нравственных принципов, на подготовку их к самостоятельной трудовой жизни, способность предвидеть результат этой деятельности и нести за него ответственность. Социальная ответственность требует от родителя воспитания любви и уважения к человеку. Как пишет Р. Абдулатипов: «Человек, не научившийся любить других, не научится любить и себя. Лишь ограничивая любовь к себе, можно научиться любить и других»1.
Жизнь подтверждает, что успех в формировании духовно-нравственных ценностей в семье зависит от того, насколько воспитательные усилия взрослых педагогически целесообразны, грамотны в педагогическом отношении, насколько они соответствуют общему тону семейной жизни, поведению взрослых, насколько культивируемые в семье образцы нравственного поведения отвечают реальным нравственным образцам, носителями которых являются взрослые и насколько эти образцы соответствуют общепринятым социальным образцам. Известно, что даже самая высокая педагогическая культура взрослых может оказаться бессильной, если родители хотят сформировать у ребенка нравственные качества, носителями которых не являются сами.
Кризисная ситуация, сложившаяся в современной российской семье, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Проникновение насилия в семейную жизнь введет к ее разрушению как одной из значительных ценностей социума, деградации внутрисемейных ценностей, к росту детской беспризорности, к вовлечению несовершеннолетних в употребление алкоголя, наркотиков, в криминальную деятельность.
В формировании духовно-нравственных качеств молодежи велика роль семейных традиций.
В Дагестане издревле складывались высокие морально-нравственные качества, которые передавались из поколения в поколение. В горах Дагестана всегда оберегали честь и достоинство женщин, с большим уважением относились к старшим, поддерживали младших и помогали им. Горцы всегда дорожили честью, старались быть справедливыми.
1 Абдулатипов Р. Позывные разума. М., 1996, с. 74.
Если раньше главным показателем достоинства горца было уважение к людям и трудолюбие, то теперь стали деньги... Это говорит о падении моральных и нравственных устоев современной российской семьи вообще, дагестанской в частности, нашего современного общества. Выдающийся ученый и мыслитель Насираддин Туей, живший в XIII в., писал о семейном воспитании: «Дети должны быть отучены от пустого хвастовства, не должны гордиться своими богатыми родителями, своими одеждами, богатством. Перед детьми необходимо всегда унижать достоинства золота и
серебра, так как золото и серебро приносят вреда больше,
1
чем самая ядовитая змея» .
В современных условиях российскому обществу будет нелегко реализовать задачи воспитания без укрепления института семьи, без возрождения духовной культуры, подлинно нравственных и гуманистических традиций, разрушенных российскими горе-реформаторами в 90-х гг. XX в. Это нужно осмыслить сегодня, ибо развитие общества без культуры в широком смысле этого слова и без духовно-нравственного возрождения бесперспективно.
Известно, что благополучной семье, обладающей гуманизмом, присущи следующие моральные ценности: любовь, взаимопомощь, ответственность за свои поступки, доброжелательность. Эти нравственные ценности складывались веками в жизни многих поколений, будь то русские, украинцы, белорусы, татары, народы Кавказа или представители многих других национальностей. И задача государства, его правовых и социальных структур, трудовых коллективов - помочь семьям сохранить гуманистический потенциал, уберечь от вражды, от национальной неприязни, от войн, пожарищ, от экологических катастроф.
Семье совместно со школой предстоит сблизить свои позиции в требованиях к детям, к их учебе, получению необходимого для жизни и труда образования, к выбору профессии, определению правильных ориентаций в сочетании материальных и культурных ценностей.
Нельзя закрывать глаза на негативные явления, связанные с неблагополучием во многих семьях, с разводами, с тем, что десятки тысяч детей остаются брошенными, а их родители, отец или мать, а зачастую оба ведут аморальный
1 История философии в СССР, т.1, с. 144.
образ жизни. И это порождает во многих случаях социальную патологию детей, вступление их на путь правонарушений, на совершение преступлений1.
Велика роль в семейном воспитании слова. Без словесного поучения нет и не может быть воспитания. С детства человек должен услышать (именно услышать!), что можно, что нельзя, почему один поступок - зло, другой - добро. Слово - великий воспитатель! Вот как говорил об этом выдающийся педагог В.А. Сухомлинский: «Воспитание словом - самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике. Совершенной нелепостью является утверждение о том, что порок воспитательной работы во многих школах (а также в семьях) - словесное воспитание. Надо говорить о другом: о
примитивности словесного воспитания, о неумении отдель-
2
ных учителей воспитывать словом» .
Внутрисемейные отношения в значительной степени зависят от семейного диалога. В семейном диалоге, как справедливо подчеркивает профессор В.Т. Пуляев, необходимо найти человеческое средство и гуманистический смысл для движения навстречу друг к другу и понимания друг друга. Подлинная семья правдою строится и направлена она на благодеяние людей в жизни, на возвышение
3
человека, его духовной силы и красоты .
О проблемах семейного воспитания вел обстоятельный разговор на страницах центральной и республиканской печати народный поэт Дагестана Р. Гамзатов. Поэта беспокоило отношение детей к родителям. Он пишет: «Для некоторых детей все трудней и трудней становится дорога к родителям. Самостоятельные дети ездят, летают в отпуск, в путешествия отправляются даже на другие материки, и только одна дорога для них самая далекая - к родителям...»4. Это проблема прежде всего культуры, морали. Поэт был озабочен тем, что молодые стали забывать характерное для дагестанской семьи уважение к старшим. Это один из священных обычаев горцев, веками они следовали ему. Нет тяжелее проступка, чем забвение матери. В таком проступке Р. Гам-
1 См.: Рогова Р.М. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М., 1996, с. 121-122.
2 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975, с. 7.
3 См.: Пуляев В.Т. Размышления о семье российской // Социально-гуманитарные знания, 2001, № 6, с. 145.
4 Гамзатов P. Назовем орла орлом // Литературная газета, 1985, № 52.
затов видел преступление, нарушающее все нравственные человеческие законы. Как гимн матерям звучит поэма Р. Гамзатова «Берегите матерей»:
«Слово это сроду не обманет, В нем сокрыто жизни существо, В нем - исток всего. Ему конца нет. Встаньте!... Я произношу его: «Мама».