Научная статья на тему 'Нравственное воспитание как социальное явление в истории и современности'

Нравственное воспитание как социальное явление в истории и современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДРУЖБА / ПАТРИОТИЗМ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ / МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / РАБОЧИЙ КОЛЛЕКТИВ / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ НАРОДОВ / НАМУС / ЧЕСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адзиев Хизри Гамидович, Гасанов Нариман Набиевич

Статья посвящена актуальной для современного российского общества проблеме нравственному воспитанию как социальному явлению. Прослеживаются развитие этой категории в истории и ее состояние в современных условиях. Важное место в статье занимают проблемы возрождения в Дагестане традиционных горских духовных ценностей как основы нравственного воспитания, дается анализ дагестанской семьи. Описаны проблемы нравственного, патриотического воспитания в Дагестане и накопленный за последние годы опыт в этой работе в Дагестанском государственном педагогическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адзиев Хизри Гамидович, Гасанов Нариман Набиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание как социальное явление в истории и современности»

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ

©2009

АдзиевХ.Г., Гасанов Н.Н. Дагестанский государственный педагогический университет

Статья посвящена актуальной для современного российского общества проблеме - нравственному воспитанию как социальному явлению. Прослеживаются развитие этой категории в истории и ее состояние в современных условиях. Важное место в статье занимают проблемы возрождения в Дагестане традиционных горских духовных ценностей как основы нравственного воспитания, дается анализ дагестанской семьи. Описаны проблемы нравственного, патриотического воспитания в Дагестане и накопленный за последние годы опыт в этой работе в Дагестанском государственном педагогическом университете.

The aticle is devoted to the urgent problem for modern Russian society, the moral education as a social phenomenon. The authors of the article retrace the development of this category in the history and its status under modern conditions. The important place in the article the problems of the revival in Daghestan traditional mountain peoples’ spiritual values take as the base for the moral education, the analysis of the Daghestan family is given. They describe the problems, existing in the moral, patriotic education in Daghestan, and professors’ of Daghestan State University experience in this work over the last few years.

Ключевые слова: нравственное воспитание, дружба, патриотизм,

справедливость, интернационализм, моральные ценности, рабочий коллектив, народные традиции и обычаи народов, намус, честь.

Keywords: Moral upbringing, friendship, patriotism, justice, internationalism, moral values, working staff, national traditions and customs, namus, honour.

Воспитание является вечной категорией, причем не только педагогической, но и социальной, философской. Это и понятно: оно концентрирует социальный опыт, передает его от одних людей к другим, от одного поколения к другому, направляет социальную активность людей к тем целям, которые отвечают интересам данного общества. Как видим, воспитание имеет дело с человеком, а человек - один из центральных объектов социально-философских исследований.

Как отмечал еще Конфуций: «По природе все люди сходны между собой, привычки и воспитание делает людей отличными друг от друга» [4]. Тем более это относится к понятию «нравственное воспитание», ибо этика всегда была органической частью всей мировой социальной философии. Если исходить из того, что «под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений» [10], то верность этой мысли становится очевидной. Более того, в этом своем качестве данное понятие прошло сложный, неоднозначный и противоречивый путь развития, который исследован явно недостаточно.

На протяжении всей истории человечества люди стремились ответить на два главных вопроса: как они должны жить и что они должны (не должны) делать. Воспитание и есть процесс практического решения этих вопросов. В связи с вышеизложенным вопросы воспитания в целом, нравственного в частности приобрели особую актуальность в современных условиях.

Но решение этих задач связано с другой, не менее сложной проблемой. Как известно, усилиями «реформаторов» в конце 80-х- начале 90-х годов прошлого столетия в стране была разрушена система воспитания и преданы забвению ценности, обеспечивающие обществу согласие и стабильность - дружба, патриотизм, интернационализм,

справедливость, коллективизм...

Либералы 90-х годов представляли эти ценности лишь в негативном плане, при этом не старались разобраться ни в формах патриотизма и интернационализма, ни в содержании других ценностей с учетом конкретной ситуации. Взамен российские «демократы» 90-х годов кроме развала экономики, нищеты и радикального индивидуализма ничего не дали. К чему это привело? Всем известно к чему...[5]. Отметим лишь то, что сейчас в нашей жизни, как это ни больно, господствуют «царь доллар», «царь евро», «царь рубль». И это в стране, в которой когда-то было стыдно похвастаться своей зарплатой, если она оказывалась чуть выше зарплаты соседа». Прав известный писатель Юрий Бондарев. Это результат навязанной народу радикальной социально-экономической политики 90-х годов, политики, далекой от гуманизма и нравственности.

Справедливости ради следует подчеркнуть, что с конца 90-х годов в стране начался патриотический подъем граждан. Начался он в Дагестане, когда федеральные войска, народные ополченцы, население республики в августе-сентябре 1999 года разгромили вооруженные отряды экстремистов, защищая целостность республики и всей Российской Федерации. Это яркий пример проявления нравственной и патриотической ответственности, выполнения гражданского и морального долга. Такой патриотизм заслуживает уважения.

В Республике Дагестан одним из первых в России была разработана и успешно реализована «Государственная программа патриотического воспитания молодежи в РД на 1995-1999 гг.». Накануне 2000 г. Правительство Дагестана утвердило

«Государственную программу патриотического воспитания молодежи Республики Дагестан на 2002-2005 годы». Эта программа также успешно претворена. Сейчас идет выполнение новой программы.

Мощная пропагандистская кампания, которая развернулась в 90-х годах XX века в СМИ при поддержке определенных общественно-политических сил, нанесла ощутимые удары по системе воспитания и традиционным духовным ценностям наших народов, в том числе и по дружбе народов. Отвечая разрушителям наших духовных ценностей, известный ученый профессор А. Г. Агаев пишет: «И если сейчас кое-где корабль дружбы дает течь, то не потому, что ее не было вовсе, а потому что, как и любое явление действительности, дружба не знает раз навсегда данного состояния: то процветает, то увядает. Коли в настоящее время она больна, так давайте же общими усилиями восстанавливать ее здоровье. Давайте протягивать друг другу братскую руку, прощая прежние обиды. Не забудем, что не только наша горская мораль, но и религиозная мораль, будь то исламская, христианская, иудейская, буддистская и любая другая, велит прощать обиды. Не будем переносить на народы прегрешения отдельных властных структур и управленческих структур» [3].

Разумеется, все это не означает, что профессор А. Г. Агаев за всепрощенчество. «Хотим мы этого или нет, - подчеркивает он, - но если тот или иной народ не осуществляет контроль за своими представителями, работающими в органах

управления, не одергивает и не отзывает того, кто переходит меру дозволенного, скатывается к национальному эгоизму в любой форме, то он, увы, навлекает на себя тень законного подозрения. Национальное самосознание народов, чувства равенства и справедливости настолько сейчас обострены, что путь к прочной и искренней дружбе народов лежит через равенство и еще раз равенство в большом и малом» [3].

Дружба народов - это равное уважение к каждому из них, как бы он ни был велик или мал, к каждому человеку независимо от национальности. Лучшие сыны России, бывая на Кавказе, всегда несли в своих сердцах большую любовь к горцам, которые отвечали взаимностью. В ряде аулов Дагестана в честь русских специалистов сооружены

памятники.

Нравственное воспитание - одна из важных сторон многогранного процесса

становления личности, освоения индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали [12].

В процессе нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на человека с целью приобщения его к накопленному обществом

моральному опыту, установленным в обществе нормам нравственного поведения, формированию нравственного облика человека, то есть важнейших его сторон, без

которых трудно представить всесторонне развитую личность.

В современных условиях, когда усиливается опасность таких угроз, как ядерное самоуничтожение, экологическая катастрофа, угроза терроризма, возрастает значение нравственной ответственности. В этой связи требуется объединение усилий руководителей государств, политических партий, миллионов людей во имя сохранения мира и самой человеческой жизни. Следовательно, возрастает значение солидарности и ответственности людей, причем не на региональном, а на планетарном уровне.

Нравственность и приверженность к ее установкам не передается по наследству. Поэтому каждый человек призван самостоятельно пройти процесс нравственного воспитания. Отдельный человек сам по себе не может стать нравственной личностью. Это возможно только в семье, в учебных, трудовых и воинских ассоциациях, в общении и т.д. Но, к сожалению, сегодня ситуация не совсем благоприятная. Нам нужно такое общество, которому не чужды мораль, гуманизм; общество, свободное от насилия, лжи, в котором приоритет отдан человеку, общество, в котором будет править разум человеческий, а не деньги.

Где же начинается приобщение человека к морали, ее принципам? Где же формируется основа человека? В семье, именно здесь зарождаются взгляды и отношения людей к жизни. К ней на государственном уровне следует относиться как к важнейшей ценности.

Еще Конфуций говорил, что семья - это маленькое государство. От того, насколько торжествует добродетель в каждой семье, во многом зависит нравственное здоровье всего общества. Известно, что главным условием благотворного влияния семьи на детей являются правильное поведение родителей и всех ее взрослых членов. В «Тезисах о Фейербахе», раскрывая диалектико-материалистическое понимание воспитания, Маркс писал, что «воспитатель сам должен быть воспитан» [11].

Иначе говоря, родителей также нужно педагогически просвещать. Этим могли бы заниматься учителя школ, но в нынешней ситуации, когда религиозные деятели не очень настроены в пользу светского воспитания и определяют общественное мнение в сельских местностях, учителям трудно добиться каких-либо ощутимых результатов... По мнению профессора М. А. Абдуллаева, эффективность воспитательной работы была бы несравненно выше, если бы удалось объединить усилия светской интеллигенции и религиозных деятелей, определив совместно направление работы, и такая возможность имеется, поскольку те и другие выступают или должны выступать за реализацию общечеловеческих гуманистических ценностей, какими являются почти все нравственные традиции горцев. Теперь эти силы во многом скрытно и открыто противостоят друг другу... [2. С. 5]. Из истории известно, что в семьях дагестанцев детей с малых лет приучали к труду, воспитывали уважительное отношение к старшему поколению, к сложившимся традициям и т.д. В наше время родители балуют детей, не требуют строгого выполнения традиционных установок. Более того, удовлетворяют все их капризы. Выдающийся ученый и мыслитель Насираддин Туси, живший в XIII веке, писал о семейном воспитании: «Дети должны быть отучены от пустого хвастовства, не должны гордиться своими богатыми родителями, своими одеждами, богатством. Перед детьми необходимо всегда унижать достоинство золота и серебра, так как золото и серебро приносит вреда больше, чем самая ядовитая змея» [9].

Как известно, человеческая деятельность связана с трудом, трудовым коллективом. Влияние труда на формирование нравственных качеств неоспоримо. Однако было бы явным упрощением считать это воздействие механическим, само собой разумеющимся. Известно, что непродуманная экономическая политика 90-х годов XX века привела к распаду многих трудовых коллективов.

Между тем многие мыслители прошлого видели смысл человеческого существования в труде. Так, великий гуманист Низами писал: «Ради труда мы пришли в этот мир, а не ради пустых разговоров». Людей труда, создающих жизненные блага, мыслитель сравнивал с медоносными пчелами [9]. Французский писатель и философ-просветитель Вольтер писал: «Жить - значит работать. Труд есть жизнь человека» [6].

Недавно известный российский писатель Юрий Бондарев написал в «Аргументах и фактах»: «... мне, человеку, несколько консервативному, становится чрезмерно неловко за страну, где не так давно экран телевизора был заполнен людьми из деревни, из рабочего класса: трактористами, комбайнерами, свинарками, слесарями. Все было направлено на то, чтобы поднять человека труда. А сейчас вы знаете хоть кого-нибудь из

современных тружеников?

Опасаюсь, что от болезненной меркантильности люди будут освобождаться с трудом, неохотно. Деньги развращают, в конце концов, извращают человеческую душу...» [5].

Таким образом, разгул безнравственности состоит в прямой зависимости от характера власти. Если власть нелегитимна, возникла в результате государственного переворота или «верхушечной революции» и не опирается на народное волеизъявление и даже идет против него, как это было, например, при президентстве Ельцина, то для масштабных злоупотреблений и аморальности в политике и экономике, во всех сферах жизни общества открывается широкий простор. Противоядием безнравственности служит общественный плюрализм, наличие оппозиции - противовеса господствующей власти, институтов корректировки политики... Для этого необходима широко развитая, цивилизованная парламентская система, основанная на состязательности трех-четырех партий и волеизъявлении народа [8. С. 315].

В современных условиях российскому обществу будет нелегко реализовать задачи воспитания, нравственного воспитания в частности.

Реальная социальная ситуация в современной России, актуализация общечеловеческих ценностей и их приоритетной значимости в рамках нынешней цивилизации вновь производят переворот в общественном сознании наших граждан, вновь выдвигают на авансцену общественного сознания мораль и приоритетность человеческого фактора. И с этим мы имеем дело сегодня. Разумеется, авторы этих строк не ставят своей задачей разрыв между единичным и общим, личным и общественным в морали, противопоставление их друг другу. Это было бы явной ошибкой, ибо ясно, что на деле один без другого не существует. Но это не отменяет данного бесспорного факта, что в любом случае мы имеем дело с качественно различными феноменами и их неоднозначным ценностным соотношением в истории. И это соотношение надо знать. Хотя бы для того, чтобы не повторить прошлых, пусть исторически объяснимых, тем не менее - ошибок. Не только чисто идеологических, но и политических, воспитательных.

Итак, нравственное воспитание, как и нравственность как таковая, и ранее и сейчас понимается по-разному. Понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо» и как его перепонять сейчас - дело науки.

В известной книге Расула Гамзатова «Мой Дагестан» есть такие строки: «К орлу прилетел орел, за человеком пошел человек. Так и образовался народ Дагестана» [7].

Известный дагестанский ученый и политический деятель Рамазан Абдулатипов в книжке «Позывные разума» высказал следующий афоризм: «Человек, не научившийся любить других, не научится любить и себя. Лишь ограничивая любовь к себе, можно научиться любить и других» [1]. Мысль о ценности индивидуальности в обоих высказываниях просматривается, на наш взгляд, достаточно рельефно.

Значительный положительный опыт нравственного воспитания накоплен в нашей республике. Здесь издревле складывались высокие моральные и нравственные качества, которые передавались из поколения в поколение. Традиции и обычаи народов Дагестана основывались на высоких моральных и нравственных качествах. В горах Дагестана всегда оберегали честь и достоинство женщины, с большим уважением относились к старшим, поддерживали и помогали младшим. Горцы всегда дорожили честью, намусом, справедливостью.

О том, что у народов Дагестана издревле сложились высоконравственные традиции, обстоятельно пишет в содержательной статье «Нравственные традиции горцев и современная молодежь» известный ученый профессор М. А. Абдуллаев: «Известно, что у народов Дагестана есть глубоко гуманные, и ни при каких общественных переменах не устаревающие традиции. Это уважение к старым, женщинам, детям, бедным и нуждающимся, иммигрантам и т.д. Осознанное чувство высокой ответственности за свои слова, поведение и действия, обостренное чувство справедливости, готовность откликнуться на чужую беду и даже пожертвовать собой ради несправедливости обиженных и обижаемых, верность словам и долгу, бескорыстная дружба, душевная привязанность к семье, родным, друзьям, соседям, коллективизм, взаимопомощь, трудолюбие, любовь к родине и своему очагу, интернационализм, умеренность в быту и довольство тем, что есть и т.д. Эти традиции складывались со времени родового строя, укреплялись по мере развития общества. Определяющую роль в их формировании и функционировании играли адаты и немалую роль со времени своего утверждения в Дагестане сыграл ислам...» [2. С. 8]. К сожалению, сегодня этим мы не можем гордиться.

На наших глазах за последнее 20 лет резко меняется моральные и нравственные качества дагестанцев в худшую сторону. Особенно это относится к молодежи. В республике из года в год растет число наркоманов. Их число перевалило за 10 тысяч. А лет 30 тому назад таких в Дагестане было несколько десятков. В Дагестане в прошлом воровали только девушек (когда родители не отдавали девушку любимому человеку), а сейчас появился целый промысел кражи людей для выколачивания денег у родителей.

Переход к рыночной экономике привел к тому, что уже у нас начинает утверждаться закон дикого капитализма «Человек человеку волк». К числу первых главных причин такого состояния общества относится вопиющая социальная несправедливость. Богатые стали богаче, бедные еще беднее. Вернулось время, о котором классик даргинской литературы О. Батырай говорил: «Для одних байрам дунья, для других х1яйран дунья». Настало время, когда богатые родственники не признают своих бедных родственников, когда часто невозможно решить вопросы жизни иначе как через протекцию высоких чиновников или же денежных подачек. Если раньше главным показателем достоинства горца было уважение к людям и трудолюбие, теперь стали деньги [2. С. 7]. Разве не говорит это о падении нравственных устоев нашего современного общества как факт, что сама власть признает высокий уровень коррумпированности всех властных структур.

Определенная работа по нравственному воспитанию проводится в учебных заведениях республики. Это встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, труда, знатными людьми республики; литературные вечера - встречи с писателями и поэтами; фестивали дружбы и т.д. Эта работа оживилась в последние годы.

Работа по нравственному и патриотическому воспитанию в последнее время оживилась, в частности, в Дагестанском педагогическом университете, где функционирует научная лаборатория по патриотическому и интернациональному воспитанию. Создана она была еще в 70-х годах XX в. АПН СССР. Итогом ее деятельности стало издание ряда монографий и сборников статей, научно-практических разработок и методических рекомендаций.

Внедрению результатов научных исследований в школьную и вузовскую практику, изучению и обобщению передового педагогического опыта посвящались всесоюзные, всероссийские и республиканские научно-практичес-кие конференции по патриотическому и интернациональному воспитанию. В университете с 1971 года проводятся «Недели дружбы» студенческой молодежи вузов страны. Студенты из разных городов России в апрельские дни собираются в Даггоспедуниверситете на свой традиционный фестиваль дружбы. Шесть дней студенческого форума дружбы наполнены разнообразными мероприятиями: это и встречи с ветеранами войны и труда, деятелями литературы и искусства, прославленными спортсменами; это и посещение музеев; это и дискуссия об опыте нравственного воспитания и т.д.

Примечания

1. Абдулатипов Р.Г. Позывные разума. М., 1996. С. 74. 2. Абдуллаев М. Нравственные традиции горцев и современная молодежь. Наше культурное наследие. Информационный бюллетень №2. Махачкала : Издательский дом «Эпоха», 2005. 3. Агаев А.Г. Дружба народов Дагестана: миф или реальность? // Дагестанская правда. 1992. 29 октября. 4. Антология мировой философии. Т.1. Ч. 1. М., 1969. С. 194. 5. Бондарев Ю. В России живет «Царь доллар» // Аргументы и факты. 11-17 марта 2009. 6. Ворохов Э. Энциклопедия афоризмов. Россыпи мыслей. М., 2001. С. 604. 7. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Махачкала, 1989. С. 286. 8. Дашичев В. О путях России в будущее. Социально-гуманитарные науки в XXI в. // Материалы международной конференции, посвященной 35-летию журнала «Социально-гуманитарные знания». 4.1. М., 2009. С. 314-315. 9. История философии в СССР. Т.1. М., 1968. С. 144. 10. Коменский Я.А. Великие мысли великих людей. Т.1. М., 1998. С. 286. 11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З. С. 2. 12. Словарь по этике. М., 1989. С. 44.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Национальная политика и межэтнические отношения в полиэтническом регионе», проект № 09-03-00 816 а/Р.

Статья поступила в редакцию 19.11.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.