Научная статья на тему 'Некоторые проблемы семейного воспитания: нравственный аспект'

Некоторые проблемы семейного воспитания: нравственный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
526
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / КУЛЬТУРА / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГУМАНИЗМ / FAMILY / CULTURE / SPIRITUAL VALUES / FAMILY RELATIONS / LABOR EDUCATION / MORAL EDUCATION / HUMANISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гасанов Нариман Набиевич

Статья посвящена острым проблемам института семьи. Большое внимание уделено вопросам нравственного воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of family education: the moral aspect

The article is devoted to the acute problems of the family institution. Much attention is paid to the issues of moral education of children.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы семейного воспитания: нравственный аспект»

Человек и общество

Н.Н. ГАСАНОВ кандидат философских наук, профессор кафедры социогуманитарных дисциплин Дагестанского государственного педагогического университета*

Некоторые проблемы семейного воспитания: нравственный аспект

«Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость» Платон

Статья посвящена острым проблемам института семьи. Большое внимание уделено вопросам нравственного воспитания детей.

Ключевые слова: семья, культура, духовные ценности, внутрисемейные отношения, трудовое воспитание, нравственное воспитание, гуманизм.

Gasanov N.N. Some problems of family education: the moral aspect. The article is devoted to the acute problems of the family institution. Much attention is paid to the issues of moral education of children.

Keywords: family, culture, spiritual values, family relations, labor education, moral education, humanism.

Наша страна осуществляет преобразования в социально-экономической и культурной сферах в условиях осложнения международных отношений и усиления санкций со стороны США и других западных государств. В этой ситуации исключительно актуальным является осмысление гражданами того, что развитие государства, укрепление его суверенитета, социально-экономического потенциала и безопасности во многом определяется уровнем развития

* Гасанов Нариман Набиевич, e-mail: nariman1940@mail.ru

культуры, духовной в частности. В связи с этим необходимо отметить, что главные направления и пути осуществления глубоких преобразований определены в посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию.

Озаглавленная выше тема многоаспектна. Ею интересуются специалисты в области разных наук: истории и этнографии, философии, социологии и этики, педагогики и психологии и др. В настоящей статье обращено внимание на нравственный аспект проблемы. Вопросы нравственного воспитания находятся в центре внимания журналов «Педагогика», «Российская семья» и др. Большое внимание вопросам культуры, духовно-нравственного воспитания уделяет журнал «Социально-гуманитарные знания», на страницах которого систематически публикуются материалы по самым значимым проблемам общественного развития.

В успешной реализации социумом стоящих перед ним трудных задач значительна роль семьи и семейного воспитания, а также нравственной культуры, которая представляет собой не только усвоение человеком моральных норм и социальных требований, но и активное участие индивида во всех сферах жизни, в формировании и развитии человеческой нравственности. «Для нашего общества, для многонационального народа именно семья, рождение детей, продолжение рода, уважение к старшим поколениям были и остаются мощным нравственным каркасом. Мы делаем и будем делать все для укрепления семейных ценностей. Это вопрос нашего будущего...»1.

Укрепление института семьи в большей степени зависит от культуры в целом, нравственной в частности, которая представляет собой часть духовного потенциала, накопленного обществом. Культура «как явление общественной жизни и повседневного быта человека, - пишет профессор А.В. Миронов, - оказывает решающее влияние на все стороны человеческой жизнедеятельности и на становление самого человека, определяет богатство его духовной жизни»2.

Обобщая достижения моральной культуры человечества, нравственная культура вместе с тем отражает степень

1 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 20 февраля 2019 г.

2 Миронов А.В. Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве современной России // Социально-гуманитарные знания, 2007, № 2, с. 40.

освоения их обществом. Большую роль в этом процессе играет такой институт гражданского общества, каким является семья.

Семья, как известно, стоит у истоков формирования духовного мира личности. Именно в ней происходит первоначальное формирование таких ценностей, как добро, долг, гуманизм, честь и достоинство, совесть, патриотизм и интернационализм, уважение к старшим, коллективизм, милосердие, взаимопомощь, взаимоподдержка и др. Их укрепление и пропаганда являются «общей задачей для государства, для гражданского общества, для религиозных организаций, политических партий и средств массовой информации»1. Это необходимо подчеркнуть, поскольку мы сегодня сталкиваемся с неблагоприятными тенденциями, свидетельствующими о деформации системы многих общезначимых социокультурных ценностей и норм. Эти тенденции ярко проявляются в особенностях развития современной семейной и демографической ситуации. Она, в частности, характеризуется такими процессами, как снижение уровня рождаемости, увеличение числа разводов, неполных семей, внебрачных детей, рост семейного насилия и девиант-ной социализации. Поэтому неслучайно в Конституции РФ в п.1. ст. 38 закреплено положение о том, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Подтверждением этому служит «новый пакет подготовленных

2

мер по поддержке семей» .

Семья - первый коллектив человека, первый его контакт с окружающим миром, практически и первый социальный институт, который участвует в воспроизводстве моральных отношений в социуме. Поэтому трудно переоценить ее роль и значение в современном обществе. В этом социальном институте удовлетворяется целая гамма высоких духовных потребностей - в любви, материнстве, обществе, культурно-эмоциональном общении.

Крепкая семья является одним из важнейших устоев государства и общества. В свою очередь, государство, будучи политическим институтом, призвано сыграть значительную

1 Послание Президента РФ В.В. 20 февраля 2019 г.

2 Послание Президента РФ В.В. 20 февраля 2019 г.

Путина Федеральному Собранию РФ от Путина Федеральному Собранию РФ от

роль в укреплении института семьи, в создании оптимальных условий для выполнения семьей ее функций, гармонизации отношений между личностью, семьей и обществом. От нормального взаимодействия этих двух институтов в большой степени зависит успешное функционирование общества в целом, его нравственное состояние в частности.

Соединяя людей узами любви, родства, взаимоподдержки, общих интересов и взаимной ответственности, дружная семья делает их по-настоящему счастливыми, создает неповторимый мир для человеческого единения - морально-психологическую обстановку, оказывающую на каждого огромное положительное влияние, способствует духовному развитию и расцвету личности.

Чем больше в нашем социуме будет семей, основанных на принципах гуманизма, высокой культуры внутрисемейных отношений, воспитывающих отзывчивых, добрых граждан общества, способных к самосовершенствованию жизни коллектива семьи по пути истины, добра, красоты и любви, тем сильнее в духовном отношении станут общество и государство.

Семья обладает также значительным социальным потенциалом, который находит конкретное выражение в ее функциях, среди которых различаются функции социально-экономические и духовно-психологические. Конечно, это разделение во многом условно, так как, например, психологическая атмосфера в семье, ее микроклимат во многом зависит от доверия супругов друг к другу, справедливого разделения обязанностей между мужем, женой и взрослыми детьми.

Семья для ребенка - и социальная среда, и воплощение культурных традиций, и источник общественного опыта. В ней он находит и примеры для подражания, и критерии оценки первых проявлений своего «Я», и образ, модель общества, в которое ему предстоит войти, того большого социального мира, где он будет жить и работать. В семье происходит как бы второе, социальное рождение детей. Семейная ячейка уникальна, предпосылки ее созданы самой природой.

Поэтому люди должны в каждом новом поколении воссоздавать крепкую и нравственно здоровую семью. Такую семью можно формировать в духовно богатом социуме. Применительно к России сегодня мы имеем не только

определенные положительные социальные изменения и новации, но и весьма неблагоприятные тенденции, свидетельствующие о разрушении многих духовных ценностей.

Преобразования, начавшиеся с конца 80-х гг. прошлого столетия в России, привели к переоценке ценностных ориентиров и разрыву культурных и социальных связей, образованию своеобразного духовного вакуума, который заполняется различного рода информацией, разрушающей традиционные ценности культуры народов страны. Это имеет отношение и к институту семьи. Между тем семья -это прежде всего культура в самом положительном смысле этого слова. Она содержит в себе самое ценное, мудрое, накопленное человечеством за всю историю своего существования и переданное нам, нынешним поколениям в качестве поистине бесценного дара.

Развивая культуру, обогащая ее, возрождая и пропагандируя положительные традиции, гражданское общество призвано не только укреплять институт семьи, но и позитивно взаимодействовать с государством, которое должно своими социальными проектами укрепить социум в целом. Поэтому на всех уровнях общества важно осознать, что подлинная культура - это прежде всего высокая духовность, гуманизм, крепкая семья, истинные знания и ценности.

Сегодня, к сожалению, в России существуют факторы, оказывающие негативное влияние на семейную сферу. Это - разложение сложившейся инфраструктуры, коммерциализация сферы здравоохранения и образования, нестабильность доходов и рост безработицы, резкая социальная поляризация населения. Немало семей, отличающихся крайней бедностью, подверженных влиянию алкоголя, страдающих болезнями. Сейчас в стране за чертой бедности находится около 19 млн. человек. Они относятся к нищим и ежегодно их число увеличивается на десятки и сотни тысяч человек. Они составляют конкретные семьи, превращая их в проблемные. Как известно, бедность толкает людей на противоправные действия и на обман. Именно эти нищие люди, по мнению профессора А.В. Тонконогова, «являются тем самым общественным порохом, который может взорваться от любой даже малейшей искры»1. Следова-

1 Тонконогов А.В. Криминальная капиталистическая революция в России: история с продолжением? // Социально-гуманитарные знания, 2017, № 6, с. 197.

тельно, такие семьи не способны осуществлять свои основные функции, создать нормальные условия социализации детей. Во многих семьях разорваны исторические связи между поколениями, родителями и детьми, семейные и этнические узы. Сегодня эти процессы порождают сложные социально-экономические и политические проблемы, а в перспективе они могут привести к глобальному кризису. Поэтому властным структурам разных уровней следует обратить на это пристальное внимание.

Существенным признаком деформации семейно-брач-ных отношений стало изменение общественного мнения о разводе, который по существу воспринимается не как драматическое и негативное в целом событие в жизни семьи, а как норма супружеских отношений. Из каждых трех браков в стране стабильно расходятся два.

Статистика браков и разводов по России за 2010-2017 гг. выглядит следующим образом1.

Год Количество зарегистрированных браков Количество разводов % разводов

2010 г. 1215066 639321 52,61%

2011 г. 1316011 669376 50,86%

2012 г. 1213598 644101 53,07%

2013 г. 1225501 667971 54,50%

2014 г. 1225985 693730 56,58%

2015 г. 1161068 611646 52,67%

2016 г. 985836 608336 61,70%

2017 г. 1049725 611428 58,24%

У нас в республике в 2015 и 2016 гг. было заключено соответственно 19017 и 17689 браков, но отмечено 4795 и 4964 развода. В столице Дагестана г. Махачкала за указанные годы зарегистрированы соответственно 3252 и 2933 брака и 981 и 1008 разводов2.

Рост количества разводов дает основание для вывода о том, что семья во многом потеряла свою прочность, стала

1 http://semeinoe-pravo.net/statistika-brakov-i-razvodov-v-rossii/

2 www.forum-dag.ru

хрупкой, а развод стал частью современного образа жизни. Социальные последствия развода особенно тяжелы для детей, которые лишаются полноценного воспитания обоими родителями, ухудшаются материальное положение семьи и ее моральное состояние. Поэтому повышение меры ответственности каждого взрослого за семью, ее благополучие, за ту атмосферу, в которой растут дети, является насущным требованием времени. Это непростая задача. Её решению могут помочь средства массовой информации хотя бы тем, что при оценке деятельности человека на том или ином участке работы желательно учитывать не только его трудовой вклад в общее дело, но и его отношение к семье. Может быть, стоит практиковать это при аттестации?

Среди специалистов нет однозначного мнения о том, как сказывается развод на родителях и детях. Для кого-то он превращается в серьезный жизненный кризис, вызывает тяжёлый стресс, для других - это освобождение, начало изменений к лучшему.

В современном обществе наблюдается разнообразие причин и мотивов разводов. Сегодня мотивами разводов могут стать разница в возрасте при вступлении в брак, уровень дохода и образования, религиозная и национальная принадлежность, супружеские измены, пьянство, ревность, грубость, бестактность и др.

Причин разводов значительно меньше и главная из них - низкий уровень культурности, духовности многих людей. Культура включает в супружеские семейные отношения всю полноту духовной жизни людей, делает более прочными психологические узы, связывающие членов семьи друг с другом и семью с обществом, наконец, позволяет выбирать оптимальные варианты решения внутрисемейных проблем.

Негативно влияют на прочность семьи и продолжающиеся разрушительные процессы в социально-культурной сфере и в области духовного воспитания. Под видом деи-деологизации и свободного обмена ценностями культуры в России идёт процесс распространения массовой культуры.

Через СМИ сплошь и рядом тиражируются в массовом порядке худшие образцы массовой культуры, оказывающие буквально разлагающее воздействие на сознание нашей молодёжи. Массовая культура неоднородна. В её составе наличествуют элементы как высокого искусства, так и обывательской пошлятины, граничащей с аморальностью. Отде-

лить одно от другого - дело вкуса и художественного развития личности, субъекта. А воспитать в нём эту способность - дело государства и его системы образования. Постоянное, упорное и назойливое внедрение через СМИ зачастую низкопробной массовой культуры содержит в себе серьезную опасность духовного обкрадывания нашей молодёжи.

Как справедливо пишет профессор А.В. Миронов, «молодежная культура все более утрачивает общекультурные, духовные характеристики, становится все более экстремальной и агрессивной по отношению к внешнему миру и к старшим поколениям... Нарушается процесс исторической преемственности культур. Известный конфликт поколений в российском обществе трансформировался в настоящую «войну поколений», разобщённость поколений, утрату национальных традиций, их преемственности»1. Все это, на наш взгляд, не может не повлиять негативно на институт семьи, внутрисемейные отношения, на культуру общения между родителями и детьми и на прочность брака в целом.

Огромная ответственность в плане укрепления семьи, создания в ней полноценной дружеской атмосферы ложится на отца. Он призван укреплять семейные традиции, с уважением относиться к членам семьи независимо от разницы в возрасте, служебном положении, образовании. Отец должен знать, что хорошим является только такое воспитание, принципы которого разделяются и поддерживаются другими взрослыми в семье, в первую очередь матерью. Прежде всего, необходимо единое понимание задачи воспитания. Не менее важна также согласованность в средствах воспитания.

Особую актуальность сегодня приобрела проблема взаимоотношений родителей и детей. Она стала важнейшей проблемой не только с точки зрения становления гражданского общества и формирования правового государства, но и с точки зрения нравственности и гуманизма. Не секрет, что некоторые молодые люди ради того, чтобы избавиться от хлопот и забот, под разными предлогами сдают своих пожилых родителей в приют для престарелых. В этой связи вполне уместно сослаться на древнегреческого философа Платона, который писал: «Сыновья... ожидают, что им будет позволено обвинить отца в безумии, когда он окажется

1 Миронов А.В. Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве современной России // Социально-гуманитарные знания, 2007, № 2, с. 42.

разбит болезнью или старостью. Так действительно бывает там, где нравы людей никуда не годны... Ведь пренебрегать родителями не посоветует ни Бог, ни какой бы то ни было человек, обладающий разумом»1.

Конфуций говорил, что государство - это большая семья. От того, насколько торжествует добродетель в каждой семье, во многом зависит нравственное здоровье всего общества. Известно, что главным условием благотворного влияния семьи на детей является правильное поведение родителей и всех взрослых членов семьи. В «Тезисах о Фейербахе», раскрывая диалектико-материалистическое понимание воспитания, Маркс писал, что «воспитатель сам должен быть воспитан»2. Это положение приобретает актуальность в наше непростое время, когда мы сталкиваемся с элементарной мировоззренческой дезориентацией определённой части граждан общества. На наш взгляд, родители, у которых отсутствуют устойчивые мировоззренческие позиции, вряд ли могут выполнять роль хорошего воспитателя. Иначе говоря, родителей также нужно педагогически просвещать и в центре всей этой работы должны находиться принципы гуманизма, уважение к человеку. Уважение достоинства человека, личности не дань приличию, а сила, которая повышает нравственный потенциал человека, семьи и всего общества. Человек, дорожащий своим достоинством, уважающий себя, не может не уважать других, не ценить их достоинство.

К сожалению, в нашем обществе есть немало семей, где супруги проявляют грубость, высокомерие, чванливость, бездумность по отношению друг к другу, к семье в целом.

Внутрисемейные отношения, как известно, в значительной степени зависят от семейного диалога. В нём, как справедливо пишет профессор В.Т. Пуляев, «необходимо найти человеческое средство и гуманистический смысл для движения навстречу друг к другу и понимания друг друга. Подлинная семья правдою строится, и направлена она на благодеяния людей в жизни, на возвышение человека, его

3

духовной силы и красоты» .

1 Платон. Законы. М.,1998, с. 667-679.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. В 9 т. М., 1985, т. 2, с. 2.

3 Пуляев В. Т. Размышления о семье российской // Социально-гуманитарные знания, 2001, № 6, с. 145.

Нередко в семье наблюдаются противоречивые отношения родителей к детям, что порождается различиями во взглядах на воспитание и на обязанности членов семьи. Это объясняется также разным положением людей в семье и социальных ассоциациях, неодинаковым возрастом, особенностями мировоззрения того или другого члена семьи. Правильное разрешение этих противоречий требует от каждого члена семьи большой сознательности и такта, внимания друг к другу, правильной организации семейных отношений.

Под правильно организованными семейными отношениями следует понимать дружеские отношения между всеми членами семейного коллектива, совместный труд по самообслуживанию, совместное проведение досуга, жизнерадостность, отзывчивость, сердечность, такт, соответствие слов и поступков, равное ласковое отношение к детям, справедливость, уважение детских запросов и интересов, доверие к способностям и возможностям детей, поддержка их инициативы и активности. В такой семейной атмосфере легче воспитывать у детей любовь к своей малой и большой Родине, уважение к людям, коллективизм, честность, скромность, заботливость, чуткость, умение правильно оценить происходящие события и поступки. Выработка этих и других нравственных качеств должна быть в центре внимания всей воспитательной работы семьи и школы.

В последнее время появилась ещё одна проблема, влияющая негативно на развитие семьи - однополые «браки», обострились такие вопросы, какими являются семейное насилие и лишение родительских прав.

Что касается однополых «браков», то как известно, они официально признаны и регистрируются в таких государствах, как Нидерланды, Бельгия, Испания, Канада, ЮАР, Норвегия, Швеция, Португалия, Исландия, Аргентина, Бразилия, Германия, Великобритания, Франция, а также в некоторых штатах Америки1. Сторонники таких браков ссылаются на демократию и равенство. Противники однополых «браков» в мире пытаются оказывать этому сопротивление, проводят митинги, протестные акции, привлекают общественное мнение, выступают в СМИ, убеждая, что однополые «браки» противоречат общественной нравственности,

1 Новоселова Е.Н.Однополый «брак» —тупиковая ветвь эволюции семьи и общества // Вестник МГУ, серия 18. Социология и политология, 2013, № 4, с. 86.

уменьшают рождаемость, нарушают сложившиеся в обществе веками традиционные представления о добре и зле, добродетели и пороке, любви и ненависти.

В нашей стране однополые «браки» официально не признаются. Подтверждением служат и исследования социологов, в частности «Левада-центра», проведенные в 2011, 2012, 2013 гг. Они свидетельствуют о том, что 87% населения России выступают против легализации однополых браков. Число сторонников подобных браков за указанные годы сократилось с 14% до 5%1. Но наша страна не является закрытым обществом. В условиях глобализации и ослабления воспитательной работы не исключается опасность роста сторонников этого зла. Чтобы минимизировать такую опасность, необходимо поднять общий уровень культуры, в частности нравственной и правовой, а также образования населения. Граждане России должны знать, что в Российской Федерации «признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния»2. Известно, что браком на протяжении всей человеческой истории является союз между представителями разных полов, и такая форма отношений веками признавалась соответствующей правовым нормам. Согласно Конвенции ООН «О правах ребёнка» ребёнок имеет право на отца и мать, т.е. на нормальную семью и никто не может лишить детей этого права.

Исключительно негативно влияет на прочность семейно-бытовых отношений и проблема семейного насилия. Оно остаётся весьма распространённым в обществе и разрушает его духовно-нравственные ценности.

О нравственном неблагополучии российского общества свидетельствуют данные, которые приводит социолог А.В. Юревич. «Ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийства и получают тяжкие телесные повреждения. Каждый год от жестокости родителей страдает 2 млн. детей, а 50 тыс. - убегает из дома; ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесенных мужчинами; насилие над женами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвертой семье; 12% подростков употребляют наркотики,

1 Там же, с. 87.

2 Полный сборник кодексов Российской Федерации с изменениями и дополнениями. М., 2003, с. 288.

более 20% детской порнографии распространяемой по всему миру, снимается в России...» .

«По различным данным, - пишет профессор В.И. Зубков, - с насилием в семье в той или иной форме сталкивается

около 70% российских женщин. В 70% из этих случаев от

2

насилия страдают и женщины и дети» .

Почему происходит подобное в современном российском обществе? Причин много и поэтому однозначного ответа на этот вопрос не может быть. Ясно одно, что в общество внедряются неприемлемые для нас ценности. Из приведённых данных можно сделать вывод о том, что кризис семьи в наше время следует считать институциональным и культурологическим кризисом. К сожалению, всё подчинено принципу «прибыль», деньги любыми путями. Погоня за наживой неизбежно вытесняет духовность, подлинную культуру, разрушает нравственность. А без нравственности любую систему можно считать обречённой. Наше общество стало жить по «понятиям», а не по закону и совести. Это симптомы моральной деградации социума. Мы обнищали духовно. От этого многие наши беды, замкнутость, непонимание, жалкие обиды, ложь, жестокость, отсутствие у многих родителей сострадания, милосердия, сопереживания к чужой боли, чужим трудностям, даже когда дело касается близких. В таких семьях ребёнку преподносят отрицательный пример человеческих взаимоотношений. Негативный пример взаимоотношений между людьми могут преподнести и члены семьи, которые заражены карьеризмом и честолюбием. Такие люди, пренебрегая общественными нормами морали, стремятся занять место повыше на служебной лестнице. Для карьериста главное, как о нем будут говорить, в особенности «наверху», и какие посты и награды это ему принесет. Причем, как правило, карьеристы угодливы перед начальством. Они, как нам представляется, далеки от воспитательной деятельности. У них другие цели и задачи.

Характер эпидемии принял и такой порок, как лишение родительских прав. Все эти потрясения обусловлены

1 Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества // СОЦИС, 2009, № 10, с. 70-71.

2 Зубков В.И. Опыт изучения семейного насилия в современной России // Социально-гуманитарные знания, 2012, № 5, с. 252.

моральным падением семьи, прежде всего отсутствием в ней нормальных, гуманных отношений между сначала супругами, а потом между родителями и детьми.

Воспитание высоконравственных детей является обязанностью родителей. Это соответствует п. 2, ст. 38 Конституции РФ, где законодательно закреплено положение «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей».

На протяжении всей истории человечества люди стремились ответить на два главных вопроса: как они должны жить и что они должны (не должны) делать. Воспитание и есть процесс практического решения этих вопросов.

Вышеизложенный материал показывает, что вопросы воспитания в целом, нравственного в частности, приобрели особую актуальность в современных сложных условиях развития нашего общества и государства.

Нравственность, как известно, не передаётся по наследству, поэтому каждый человек должен пройти через процесс нравственного воспитания. Отдельный индивид сам по себе не может стать нравственным. Это возможно только в обществе, семье, в коллективе, в общении. Исключительно важным при этом является личный пример воспитателя, родителей, единство их слова и дела. Если родители, руководители разных уровней, педагоги и воспитатели будут говорить одно, думать другое, делать третье, то говорить о нравственном воспитании в семье и обществе в целом будут невозможно.

Известно, что главная цель нравственного воспитания -формирование высоконравственной личности. Достигается это через постановку и решение конкретных задач данного вида воспитания.

Многие мыслители и политические деятели прошлого исходили из того, что в процессе нравственного воспитания происходит целенаправленное влияние на человека для приобщения его к моральному опыту, накопленному обществом, а также к установленным в социуме нормам нравственного поведения, для привития ему моральных качеств. Платон придавал важное значение воспитанию добродетельных граждан. По его мнению, «целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к выполнению общественных обязанностей и государственных функций. Для этого они

должны воспитать в себе мужество, рассудительность,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

стыдливость, справедливость» .

Справедливости ради подчеркнем, что в нашей великой стране, во всех её регионах много семей, в которых сложилась атмосфера гуманизма, доброты, справедливости, взаимного уважения родителей и детей. В таких семьях возникающие проблемы не доводят до конфликта, а решают на основе согласия и сообща. Надо, чтобы о них больше писали в печати, рассказывали в программах по телевидению, поддерживали морально. И в нашей республике немало дружных семей. В подобных семьях возникающие сложные проблемы решаются на основе таких регулирующих механизмов, как маслиат (переговоры) и толерантность (терпимость). В их основе лежат методы посредничества и примирения. Как справедливо пишет профессор Т.Э. Кафаров, «маслиат, по большому счёту,-это своеобразный закон жизни, препятствующий разрушительным процессам, отвергающий насилие»2. Что же касается терпимости, то «терпимость (сабур) - один из

3

нравственных императивов традиционной горской этики» .

В укреплении нравственных устоев семьи значительна роль семейных традиций. В семейных отношениях большую роль играла и продолжает играть женщина-мать. «По отношению к женщине-матери, - отмечает профессор В.Т. Пуляев, - определяются целостность, нравственная сила человека, его любовь к Родине, которая, в свою очередь, не отрицает, а, напротив, полагает любовь к человечеству и

4

человечности» .

Известный педагог В.А. Сухомлинский, утверждая необходимость создания культа матери, имел в виду не искусственное и показное возвеличивание ее, а глубокое уважение и заботу о ней. «Будет прекрасно, если отец вместе с детьми будет создавать культ матери, а мать (тоже

1 Цит. по: Васильев В.А. Платон о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания, 2004, № 3, с.168.

2 Кафаров Т.Э. Нравственная культура народов Дагестана: историко-философский анализ. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2016, с. 97.

3 См. там же, с. 95.

4 Пуляев В.Т. Размышления о семье российской // Социально-гуманитарные знания, 2001, № 6, с. 145.

и

вместе с детьми) - культ отца» . Из истории известно, что для дагестанцев были характерны пропаганда гуманистического принципа в отношениях между людьми в обществе и семье, почитание предков, уважительное отношение к детям, женщине, старшим, проповедь труда вообще, физического труда в частности как источника всеобщего благополучия и общества в целом, и каждой личности в отдельности. Эти своего рода этико-нравственные установки были закреплены в обычаях и традициях народов Дагестана.

Значительное внимание проблемам воспитания, в частности трудового, уделяют и ученые Дагестана. Ряд работ профессоров М.А. Абдуллаева, Э. Абиевой, О.М. Гусейнова, Т.Э. Кафарова и других посвящены различным аспектам воспитания в целом, нравственного и трудового в частности. Так, профессор М.А. Абдуллаев пишет, что в системе семейного воспитания первое место занимает трудовое воспитание. В горских семьях раньше придавалось ему первостепенное значение. Но эта работа ослаблена. Многие родители, отмечает профессор, пытаются оправдать свои промахи тем, что теперь нет возможностей для трудового воспитания детей. Даже в городских условиях, пишет ученый, есть достаточные возможности: работа на приусадебных участках, уход за личным транспортом, уплата коммунальных услуг, помощь матери по дому и т.д. По мнению ученого, «трудовое воспитание не сводится только к приобщению к физическому труду. Всякая учеба и работа есть труд, но без умственного труда и напряжения сил организма невозможно добиться чего-либо значительного»2.

У граждан нашей страны сознание собственного достоинства, уважение должны базироваться не только и не столько на собственной оценке себя как личности, но и в не меньшей, а может, в еще большей степени на основе мнения окружающих, на их уважении. Уважение это у нас можно заслужить только тогда, когда каждый добросовестно будет относиться к труду, к работе. Только в единстве трудовых достижений с нравственным совершенствованием личности возможны наши дальнейшие успехи в

1 Цит. по: Замолоцких Е.Г. Семья как фактор формирования культуры межличностного общения младших подростков // Социально-гуманитарные знания, 2005, № 5, с. 177.

2 Абдуллаев М.А. Чтобы не зарастало поле сорняками // Дагестанская правда, 2005, 21 апреля.

реализации стоящих трудных задач развития. Труд является определяющей формой деятельности человека. Его влияние на формирование нравственных качеств людей неоспоримо. Одновременно с этим человек должен быть воспитан нравственно. Он призван проявлять активное участие в общественной и политической жизни.

Искусство совместного бытия в том и состоит, чтобы вовремя преодолевать, смягчать трудности, находить выход из сложных положений.

Государство сильно крепкой семьей, способной формировать у детей такие ценности, как долг и совесть, честь и достоинство, мужество и храбрость, честность и скромность. Будучи внутренними мотивами поведения, эти ценности берут свое начало в семье. Они призваны оказывать влияние на воспитание культуры в семье - культуры общения, тактичности, способности и взаимопонимания в семье, нравственной культуры. Она, будучи частью духовного потенциала, накопленного социумом, представляет собой не только усвоение моральных норм и социальных требований, но и активное участие человека в созидательной деятельности. Нравственная культура несовместима с равнодушием. К сожалению, немало семей, где родители, замкнувшись в свой маленький мирок, пытаются приспосабливаться, равнодушны ко всему, что не затрагивает их интересы, собственную жизнь и благополучие.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Семья совместно со школой должна сблизить свои позиции в требованиях к детям, к их учебе, получению необходимого для жизни и труда образования, выбору профессий, определению правильных ориентаций в сочетании материальных и культурных ценностей.

2. Семейное воспитание необходимо рассматривать в теснейшем единстве с общественным, а также самовоспитанием, ибо они являются тремя составляющими единого процесса воспитания.

3. В духовно-нравственном возрождении и укреплении института семьи следует максимально использовать значительный потенциал положительных традиций, обычаев и праздников. Часть из них имеет многовековую историю, выработана мудростью и опытом многих поколений.

4. Семейная политика нашего государства должна быть ориентирована на социальную защиту семьи, обеспечение ее выживания, борьбу с бедностью.

5. Непреложным правилом функционирования российского государства должно быть соблюдение суверенитета семьи и ее членов. При этом в полном объеме должны быть реализованы их права, интересы и роли как субъектов общественных отношений.

6. Процесс обновления общества, расширения демократии должен быть неразрывно связан с укреплением его духовно-нравственных основ. Стремление к модернизации - не самоцель. Мир, порядок, упрочение института семьи в социуме являются не менее важными задачами. Необходимо добиваться обеспечения преобразований в интересах народа и без духовно-нравственных потерь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.