И. И. КАРАЕВ аспирант кафедры истории, философии и культурологии МГГУ им. М.А. Шолохова*
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании
Наша страна находится в непростой социально-экономической ситуации. Идут большие перемены. Главное - не допустить, чтобы кипение страстей и политические баталии привели страну к социальному взрыву. Огромная ответственность в этом отношении лежит на политической власти. В связи с этим возрастает роль и значение воспитания в целом, духовной культуры и духовных ценностей, в частности.
На протяжении всей истории человечества люди стремились ответить на два главных вопроса: как они должны жить и что они должны (не должны) делать? Воспитание и есть процесс практического решения этих вопросов.
Как известно, усилиями «реформаторов» в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого столетия в стране была разрушена система воспитания и преданы забвению ценности, обеспечивающие обществу согласие и стабильность - дружба, патриотизм, интернационализм, справедливость, коллективизм и др. Взамен российские «демократы» кроме развала экономики, нищеты и радикального индивидуализма ничего не дали. Всем известно, к чему это привело. Известный писатель Ю. Бондарев пишет, что «сейчас в нашей жизни, как это ни больно, господствуют «царь-доллар», «царь-евро», «царь-рубль». И это в стране, в которой когда-то было стыдно похвастаться своей зарплатой, если она оказывалась чуть выше зарплаты соседа»1. Это результат навязанной народу радикальной социально-экономической политики 90-х гг., политики, далекой от гуманизма и нравственности, политики,
* Караев Исрафил Ибадулахович, е-таП: [email protected]
1 Бондарев Ю.В. В России живет «царь-доллар» // Аргументы и факты, 2009, 11-17 марта.
отвечающей интересам тех, кому нужна не сильная, по-настоящему демократическая, а слабая Россия.
Несмотря на то, что в последние годы в нашей стране предпринят ряд мер в сфере социально-культурной политики и духовного воспитания молодежи, все же ситуацию, складывающуюся вокруг обозначенных проблем, нельзя считать благополучной. В обществе по-прежнему действуют разрушительные силы, сформированные за предыдущие годы и в экономике, и в политике, и в социальной и духовной жизни.
Идет процесс разложения национальных культурных традиций, деградация культурного сознания подрастающих поколений, разрушена образовательная система, которая считалась одной из самых лучших в мире.
Как справедливо пишет профессор А.В. Миронов, главной причиной является отсутствие целостной, целенаправленной государственной социально-культурной и воспитательной политики населения, особенно молодежи, рассчитанной на длительную перспективу и отвечающей потребностям не элитарной части общества, а всего народа, политики, отвечающей истинно национальным интересам.
Под видом деидеологизации и свободного обмена ценностями культуры в России идет широчайшим фронтом процесс распространения худших образцов «массовой культуры», оказывающей разлагающее действие на сознание молодежи.
На наш взгляд, пропаганда «массовой культуры», граничащей с безнравственностью, рассчитана на человека, который живет в отчужденном мире. Цель такой «массовой культуры» - до конца стандартизировать человека, превратить его в податливого конформиста, навсегда отучить его самостоятельно мыслить и сделать ходячим носителем стереотипов и штампов неприемлемого для нас образа жизни.
В стране практически утрачены духовные ценности. Все подчинено, к сожалению, материальной выгоде. Богатые становятся богаче, бедные - еще беднее. Устремленность незначительной части людей российского общества к материальному богатству ценой лишения элементарных жизненных благ значительной части собственного народа не только безнравственна, но и противоправна.
В целях обеспечения консолидации России автор считает необходимым выработать концепцию и стратегию культурной политики, нацеленной на обеспечение единства страны; прекратить процесс девальвации духовно-нравственных ценностей; создать современную систему ценностных ориентаций, которая способна учитывать значительные принципиальные изменения, произошедшие в реальной жизни и сознании.
Духовно-нравственное воспитание - одна из важных сторон многогранного процесса становления личности, освоения индивидом моральных ценностей, выработки им нравственных качеств, морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении2.
Нравственность и приверженность к ее установкам не передаются по наследству. Каждый человек призван самостоятельно пройти процесс нравственного воспитания, но сам по себе он не может стать нравственной личностью. Это возможно только в семье, в учебных, трудовых и воинских ассоциациях, в общении и т.д. Где начинается приобщение человека к морали, ее принципам? Где формируется личность? В семье. Именно в семье формируются взгляды и отношения людей к жизни. К ней на государственном уровне следует относиться как к важнейшей ценности. Многие мыслители прошлого видели смысл человеческого существования в труде. Так, великий гуманист Низами писал, что ради труда мы пришли в этот мир, а не ради пустых
См.: Словарь по этике. М., 1989, с. 44.
разговоров. Людей труда, создающих жизненные блага, мыслитель
о
сравнивал с медоносными пчелами3. Французский писатель и философ - просветитель Вольтер писал: «Жить - значит работать. Труд есть
о
человек»3. В этой связи актуализируется задача социальной ответственности родителей. На наш взгляд, социальная ответственность родителя - это сознательное исполнение социальных требований, предъявляемых к его деятельности, направленной на воспитание детей в духе общечеловеческих, нравственных принципов, на подготовку их к самостоятельной трудовой жизни, способность предвидеть результат этой деятельности и нести за него ответственность. Социальная ответственность требует от родителя воспитания любви и уважения к человеку. Как пишет Р. Абдулатипов: «Человек, не научившийся любить других, не научится любить и себя. Лишь, ограничивая любовь к себе, можно научиться любить и других»4.
Жизнь подтверждает, что успех в формировании духовно-нравственных ценностей в семье зависит от того, насколько воспитательные усилия взрослых педагогически целесообразны, грамотны в педагогическом отношении, насколько они соответствуют общему тону семейной жизни, поведению взрослых, насколько культивируемые в семье образцы нравственного поведения отвечают реальным нравственным образцам, носителями которых являются взрослые и насколько эти образцы соответствуют общепринятым социальным образцам. Известно, что даже самая высокая педагогическая культура взрослых может оказаться бессильной, если родители хотят сформировать у ребенка нравственные качества, носителями которых не являются сами.
Кризисная ситуация, сложившаяся в современной российской семье, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. При
3 См.: История философии в СССР. М., 1968, т.1, с. 140.
3 Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. Россыпи мыслей. М., 2001, с. 604.
4 Абдулатипов Р. Позывные разума. М., 1996, с. 74.
неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, идет духовное обнищание народа. Массовое бескультурье - причина многих бед в различных сферах развития общества. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия - злая поросль на почве бездуховности.
В наше время особое значение приобретают семейные традиции. Они своими корнями уходят в далекую древность и так или иначе всегда были связаны с укладом семейной жизни народа, с его бытом. Семейные традиции регулируют поведение и поступки членов семьи, накладывают своеобразный отпечаток на формирование мыслей, чувств.
В Дагестане издревле складывались высокие морально-нравственные качества, которые передавались из поколения в поколение. В горах Дагестана всегда оберегали честь и достоинство женщин, с большим уважением относились к старшим, поддерживали и помогали младшим. Горцы всегда дорожили честью, старались быть справедливыми. Если раньше главным показателем достоинства горца было уважение к людям и трудолюбие, теперь стали деньги... Это говорит о падении моральных и нравственных устоев современной российской семьи вообще, дагестанской в частности, нашего современного общества. Выдающийся ученый и мыслитель Насираддин Туси, живший в XIII в., писал о семейном воспитании: «Дети должны быть отучены от пустого хвастовства, не должны гордиться своими богатыми родителями, своими одеждами, богатством. Перед детьми необходимо всегда унижать достоинства золота и серебра, так как золото и серебро приносят вреда больше, чем самая ядовитая змея»5.
В современных условиях российскому обществу будет нелегко реализовать задачи воспитания без укрепления института семьи, без
История философии в СССР, т.1, с. 144.
возрождения духовной культуры, подлинно нравственных и гуманистических традиций, разрушенных российскими горе-реформатами в 90-х гг. XX в. Это нужно осмыслить сегодня, ибо развитие общества без культуры в широком смысле этого слова и бездуховно-нравственного возрождения бесперспективно.
Древнегреческий мыслитель Платон предостерегал своих учеников от погони за всякой новизной, считая, что менять нужно только то, что плохо. К сожалению, у нас поступили наоборот. «Реформаторы» в России вместо того, чтобы сохранить и разумно культивировать накопленные всей историей положительные традиции человеческих отношений, разрушили их, возродив взамен дикий принцип «человек человеку - волк».
Благополучная семья, обладающая высокой духовностью, гуманизмом, характеризуется ориентацией на нравственные ценности: любовь, дружбу, взаимопомощь, моральную ответственность за свои поступки, поведение, за свой труд, доброжелательность в межличностных отношениях. Эти нравственные ценности складывались веками в жизни многих поколений, будь то русские, украинцы, белорусы, татары... народы Кавказа или люди многих других национальностей. И задача государства, его правовых и социальных структур, трудовых коллективов - помочь семьям сохранить гуманистический потенциал, уберечь от вражды, от национальной неприязни, от войн, пожарищ, от экологических катастроф.
Семье совместно со школой предстоит сблизить свои позиции в требованиях к детям, к их учебе, получению необходимого для жизни и труда образования, к выбору профессии, определению правильных ориентаций в сочетании материальных и культурных ценностей.
Нельзя закрывать глаза на негативные явления, связанные с неблагополучием во многих семьях, с разводами, с тем, что десятки тысяч детей остаются брошенными, а их родители - отец или мать
зачастую оба ведут аморальный образ жизни. И это порождает во многих случаях социальную патологию детей, вступление их на путь правонарушений, совершение преступлений6.
Велика роль в семейном воспитании слова. Без словесного поучения нет и не может быть воспитания. С детства человек должен услышать (именно услышать!), что можно, что нельзя, почему один поступок - зло, другой - добро. Слово - великий воспитатель! Вот как говорил об этом великий педагог В.А. Сухомлинский: «Воспитание словом - самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике. Совершенной нелепостью является утверждение о том, что порок воспитательной работы во многих школах (а также в семьях) - словесное воспитание. Надо говорить о другом: о примитивности словесного воспитания, о неумении отдельных учителей воспитывать словом»7.
Серьезной остается проблема взаимоотношений детей и родителей. Не секрет, что некоторые молодые люди ради того, чтобы избавиться от хлопот и забот, под разными предлогами сдают своих пожилых родителей в приюты для престарелых. Древнегреческий мыслитель и философ Платон в свое время отмечал: «Сыновья... ожидают, что им будет позволено обвинить отца в безумии, когда он окажется разбит болезнью или старостью. Так действительно бывает там, где нравы никуда не годны. Ведь пренебрегать родителями никому не посоветует ни Бог, ни какой бы то ни был человек, обладающий разумом»8.
Внутрисемейные отношения в значительной степени зависят от семейного диалога. В семейном диалоге, как справедливо подчеркивает профессор В.Т. Пуляев, необходимо найти человеческое средство и гуманистический смысл для движения навстречу друг к другу и понимания друг друга. Подлинная семья правдою строится и направ-
6 См.: Рогова Р.М. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М., 1996, с. 121-122.
7 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975, с. 7; см. также: Смирнов Г.Л. Советский человек. М., 1980, с. 2004-2005.
8 Платон. Законы. М., 1998, с. 667.
лена она на благодеяние людей в жизни, на возвышение человека, его духовной силы и красоты9.
В семейных отношениях чрезвычайную роль играла и продолжает играть женщина-мать, поскольку она рожает детей, отдает мужчинам свою молодость и красоту, во многом определяет семейный уют. По отношению к женщине матери определяется целостность, нравственная сила человека, его духовное богатство, его любовь к Родине, которая не отрицает, а напротив, полагает любовь к человечеству и человечности.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский, утверждая необходимость создания культа матери, имел ввиду не искусственное и показное возвеличивание ее, а глубокое уважение и заботу о ней. Будет прекрасно, если отец вместе с детьми будет создавать культ матери, а мать (тоже вместе с детьми) - культ отца. Если дети увидят, как отец и мать уважают и любят друг друга не на словах, а на деле, с глубоким и
бескорыстным проявлением заботы, дети будут уважать и мать, и отца
10
одинаково, вызывая положительные мотивации10.
О проблемах семейного воспитания вел обстоятельный разговор на страницах центральной и республиканской печати народный поэт Дагестана Р. Гамзатов. Поэта беспокоило отношение детей к родителям. «Для некоторых детей все трудней и трудней становится дорога к родителям. Самостоятельные дети ездят, летают в отпуск, в путешествия отправляются даже на другие материки, и только одна дорога для них самая далекая - к родителям.»11. Эта проблема прежде всего культуры, морали. Поэт был озабочен тем, что молодые стали забывать характерное для дагестанской семьи уважение к старшим. Это один из священных обычаев горцев, веками они следовали ему. Нет тяжелее проступка, чем забвение матери. В таком проступке Р. Гамзатов
9 См.: Пуляев В.Т. Размышления о семье российской // Социально-гуманитарные знания, 2001, № 6, с. 145.
10 См.: Замолоцких Е.Г. Семья как фактор формирования культуры межличностного общения младших подростков // Социально-гуманитарные знания, 2005, № 5, с. 76.
11 Гамзатов Р. Назовем орла орлом // Литературная газета, 1985, №52.
видел преступление, нарушающее все нравственные человеческие законы. Как гимн матерям звучит поэма Р. Гамзатова «Берегите матерей»:
«Слово это сроду не обманет, В нем сокрыто жизни существо, В нем - исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!...
Я произношу его: «Мама».
Караев И.И. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании. В статье рассмотрены вопросы духовного воспитания, формирования культуры и ценностей в семье. Показана ее роль в укреплении нравственных устоев и стабильности в обществе.
Ключевые слова: семья, общество, культура, воспитание, мораль, гуманизм.
Karaev I.I. The role of the family in spiritual-moral education. The questions of spiritual education, а culture and family values are examined. Shown it's role in promoting moral values and social stability.
Key words: family, society, culture, education, morality, humanism.