Научная статья на тему 'Влияние ценностей семейной культуры чеченцев на воспитание подрастающего поколения'

Влияние ценностей семейной культуры чеченцев на воспитание подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
974
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОПЕДАГО-ГИКА / ВОСПИТАНИЕ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саракаева А. Х.

В статье рассматривается проблема влияния семейной культуры чеченцев на воспитание возрастающего поколения в рамках этнопедагогической концепции воспитания. Важное место в работе уделяется анализу первичных форм воспитания, как важнейших методов этнопедагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние ценностей семейной культуры чеченцев на воспитание подрастающего поколения»

УДК 376.7

ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЧЕНЦЕВ НА ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Чеченский институт повышения квалификации работников образования

А.Х. САРАКАЕВА

В статье рассматривается проблема влияния семейной культуры чеченцев на воспитание возрастающего поколения в рамках этнопедагогической концепции воспитания. Важное место в работе уделяется анализу первичных форм воспитания, как важнейших методов этнопедагогики.

Ключевые слова: семья, традиционная культура, этнопедаго-гика, воспитание, подрастающее поколение.

В условиях трансформации современного общества актуальными представляются вопросы социокультурного порядка, в частности вопросы, касающиеся воспитания подрастающего поколения и имеющие важность для традиционных культур народов Северного Кавказа, в том числе и традиционной культуры чеченцев.

Диалог представителей различных возрастных групп является предметом исследования социогуманитарных наук, таких как социология, психология, культурология и педагогика.

Исследования в области педагогики и психологии доказывают, что семье принадлежит основная социальная функция - воспитание детей. В семейном воспитании есть свои преимущества и ценные средства - родительский авторитет, возможность индивидуального подхода к детям, положительный пример родителей и взрослых, учет возрастных особенностей детей, духовная связь и преемственность поколений в семье.

Большой научный интерес для исследования проблемы духовно-нравственного воспитания в чеченской семье представляет учение Макаренко А.С. о родительском авторитете. В частности, Макаренко А.С. подчеркивал, что родители являются уполномоченными общества в воспитании будущих граждан, за что они и отвечают перед обществом. Макаренко А.С. отрицательно относился к широко распространенному среди родителей заблуждению, по которому хорошее воспитание обусловливается какими-то педагогическими секретами. «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходит до него невидимыми путями»1, все это и многое другое, но мнению Макаренко А.С., является составляющими элементами родительского авторитета.

Не случайно семья является объектом исследования специалистов различных наук: философии, этнографии, права, медицины, педагогики, психологии и других. В разносторонних исследованиях проблемы семьи и семейного воспитания рассматривается все то прогрессивное в семейных отношениях и семейном воспитании, которое сохранили нам предки в виде национальных традиций, обычаев, законов общения и воспитания.

В младшем подростковом возрасте закладываются основы мировоззрения, первичные установки картины мира, формируются чувства, побуждающие к нравственным поступкам.

Семья выполняет функцию воспроизводства этноса, народа. Речь идет не только о физическом воспроизводстве, а о воспроизводстве духовном - о сохранении культуры, традиций, фольклора, специфических черт уклада жизни, то есть всего того, что входит в понятие «духовное наследие народа».

Семья в современных условиях становится основным фактором сбережения национальной культуры. От ее благополучия зависит развитие нации, народа.

1 Макаренко А.С. Избранные произведения: В 3 т. - Киев: Рад. Школа, 1985. Т. 3. - С. 473.

Серия Философия. Социология. Право. 2011. №2(97). Выпуск 15

«Среди сил, привязывающих человека к родной земле и родному народу, на первом месте стоит семья, - писал педагог-гуманист Сухомлинский А.В., подчеркивая. - Великое предназначение семьи в жизни человека»2.

Социально-педагогическая практика, показывает, что никакие учебновоспитательные учреждения не могут заменить семью в воспитании детей, формирование личности, ее характера, воли, умственных, физических возможностей, нравственных качеств осуществляется в системе семейного воспитания. Семейное воздействие на детей уникально по содержанию, характеру, способам; оно интенсивно и результативно, что обусловлено интимно-доверительными взаимоотношениями детей и взрослых, чего не бывает в других объединениях людей. Оно также осуществляется непрерывно и охватывает все стороны жизни.

В современных условиях стратегия образовательно-воспитательной политики, обновленная парадигма воспитания рассматривает семью как фундамент формирования личности, а школу и другие институты воспитания в качестве учреждений, способствующих социализации растущих поколений, развитию их личностных, интеллектуальных и нравственно-психологических качеств.

В Чеченской Республике в семейном воспитании особое место занимает использование прогрессивных народных традиций и обычаев. Это обстоятельство определяет стратегическую линию в развитии духовно-нравственного воспитания в семье.

Приоритет в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения должен принадлежать семье как воспитательному институту для реализации развития задатков и способностей личности. Нормальные нравственные отношения, атмосфера понимания в семье определяют гуманистическую направленность воспитания личности.

Отсюда взаимодействие по системе: личность - семья - общество. Первичным является человек, семья; вторичным - общество и любые его институты. Не семья помощник общества, а общество должно всемерно помогать поддерживать семью.

Духовно-нравственное воспитание в современной чеченской семье происходит по принципу максимальной адаптации в реальной жизни. Сущность его состоит в том, что ребенок как член семьи, взаимодействующий с социальной и природной средой, находит с помощью взрослых адекватные пути и способы выживания, принимает посильное участие во всех делах семейного сообщества. В процессе этой деятельности происходит социализация его личности. Для воспитания детей не готовят какие-то специальные «тепличные» условия, все необходимое в жизни они познают и приобретают в деятельности. В процессе повседневного участия в работе, ребенок вырабатывает в себе такие необходимы качества, как самостоятельность, творческий подход к решению возникающих задач.

В современных условиях семейное чеченское воспитание в некоторой степени сохранило черты исторически отдаленного времени, сохранив идущие из глубины веков традиции и ценности.

Специфика семейного воспитания чеченской народной педагогики располагает нормами и нравственными ценностями, составляющим этническую основу жизни людей. Она связана со способностью придерживаться твердых правил поведения и не отступать от них.

Чеченская семья обладает рядом значительных факторов, способствующих формированию у детей прочных нравственных и трудовых качеств, представляющих собой фундамент в формировании духовно-нравственной личности.

Наблюдение за состоянием определенной части в современных чеченских семьях приводит к выводу о том, что многие беды, бездуховность, аморальность в них объясняется потерей национальных семейных традиций, нравственных и трудовых ценностей, ослаблением родственных и просто человеческих связей. Все это говорит о деформации социально-нравственных ориентиров.

Опыт многих поколений доказал, что социально-педагогическая модель настоящего чеченца предполагает всестороннее физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание. В центре этого процесса поставлено воспитание семьянина, продолжателя рода, будущего отца, будущей матери.

2 Сухомлинский В.А. К вопросу об организации школ-интернатов / Советская педагогика, 1988, № 12. - С. 12.

2010. №2(97). Выпуск 15

Спецификой чеченской народной педагогики являлись гуманные методы педагогического воздействия, а именно: способствовать проявлению в ребенке любви и совести добротой и лаской, развитие человечности, добродетели убеждением и личным примером. Система средств и методов воспитания исключала подавление, телесное наказание, унижавшие достоинство личности ребенка. Даже грубый окрик в случае непослушания ребенка осуждался общественным мнением и воспринимался как оскорбление и того, кто кричит, и того, на кого кричали.

Мужчины придавали особый смысл этому обычаю: «Бить меньшего - значить унижать». «Битый и униженный гордым, смелым не вырастет», то есть они знали, какой вред может принести физическое наказание, понимали, что озлобляет детей, развращает родителей. Отмечали, что жестокость и хула не только ожесточают людей, но и губят их.

Народная педагогика ограничивала и женщин в применении физических наказаний, так как это приводит к изменению психологического равновесия ребенка и нарушению таких традиций, как почтение к матери, любовь к близким. Кроме того, у мальчиков неосознанно формируется агрессивная установка вообще к взрослой женщине.

Чеченцы, следуя обычаю «не поднимать руки друг на друга», воспитывали такие ценные качества, как гордость, свободолюбие, гуманность, достоинство, стыдливость, милосердие, почтение к старшим.

Культ ребенка в чеченской семье и обществе, к сожалению, в настоящее время, несмотря на достижения психолого-педагогической науки, постепенно разрушается, вместе с разрушением традиций и отчасти сохраняется лишь в сельских семьях и обществе, где еще живы фольклорный язык и обычаи.

Опыт многих поколений родителей, народных педагогов показал, что детство -это очень важный период формирования духовно-нравственных качеств личности. И поэтому культ ребенка, который существует у чеченцев, следует рассматривать как морально-педагогический механизм защиты психики ребенка от нежелательного стрессового воздействия в этот важный период развития.

Духовно-нравственный характер семейного воспитания ярко проявляется в такой традиции чеченцев, как гостеприимство - образец уважения к людям. Этому замечательному обычаю «хъошалла» чеченцы следовали всегда. Гость для чеченца священное лицо, защита его жизни, чести, имущества является обязанностью хозяина. В чеченской семье гостеприимство считается неотъемлемой частью человечности, а кто не уважает гостя, тот не пользуется уважением окружающих. Этот неписаный, но строго соблюдаемый закон предписывает быть снисходительным даже к врагу, если он пришел в твой дом, и стал твоим гостем.

Этому священному закону, обязательному для всех людей, чеченцы приучают своих детей с детства. Педагогическая ценность этой традиции, заключается не только в том, что наглядным путем непосредственного наблюдения передаются навыки и умения принимать гостей, но и «в том, что это приучает детей отдавать свои силы творению добра для другого человека»3. Этот обычай служит фактором воспитания культуры межличностного общения, черт альтруизма.

Было выявлено, что соотношение интернационального и национальноспецифического в функционировании семейно-бытовых обычаев и традиций варьируется в зависимости от типа семьи. В этом плане мы условно выделим три типа семьи: традиционные, промежуточные и ассимилированные семьи. Следует отметить, что семья у чеченцев - это не только мать, отец, дети. Семья - это еще дедушка, бабушка, тети, дяди, которые жили вместе с ними или же отдельно от них, но очень близко. И не только родственные отношения, но и этические нормы поведения и общения обязательны были для чеченской семьи; она (семья) строилась на принципах уважения и почитания старших. Повторяясь, следует отметить, что основной, существенной чертой бытовавших у чеченцев отношений было уважительное отношение к родителям, и вообще к старшим. У чеченцев не только сын или дочь, но и все другие члены семьи, в том числе и внуки, заботились о стариках. Как мы отмечали, дети называли деда «вокха дада» или «дада», бабушку - «нана» или «йоккха нана», сестер и братьев отца - «деци», «ваша» и т.д.

3 Сухомлинский В.А. Видение гражданина. - М., 1971. - С. 23.

Семья - микросоциум, в которой рождается и живет человек. Она существует как главный и массовый компонент социально - бытовой сферы человечества. Эта сфера представляет собой особую сферу жизнедеятельности человека, в которой он не связан непосредственно с общественным производством. Мир явлений для ребенка в этой сфере начинается возле мамы, папы и других родственников. На разных ступенях жизни человека семья олицетворяет этот мир, а его воспитание выступает главной обязанностью семьи.

Как нам представляется, этнопедагогическое пространство чеченской семьи является тем воспитывающим полем личности, которое основано на традициях и обычаях народа, воплощающее в себе присущий чеченцам испокон веков менталитет. Оно определяет дальнейшую судьбу человека, все его поступки и деяния. Потенциал, заложенный с детства в семье, позволит ребенку, будущему взрослому члену общества, свободно ориентироваться не только в своей этнической среде, но и в любой другой.

Список литературы

1. Макаренко А.С. Избранные произведения: В 3 т. - Киев: Рад. Школа, 1985. Т. 3.

2. Сухомлинский В.А. К вопросу об организации школ-интернатов / Советская педагогика, 1988, № 12.

3. Сухомлинский В.А. Видение гражданина. - М., 1971.

IMPACT OF CHECHEN FAMILYVALUES ON THE EDUCATION OF YOUNG PEOPLE

A.CH.SARAKAEVA

Chechen Institute of Further Training for Education Employees

The article observes the issue of the impact of Chechen family cul- ture on the education of young people in terms of ethnopedagogical edu- cational conception. The paper emphasizes the primary forms of educa- tion as the main means of ethnopedagogics.

Key words: family, traditional culture, ethnopedagogics, education, young people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.