Н.Н. ГАСАНОВ кандидат философских наук, профессор кафедры социогуманитарных дисциплин Дагестанского государственного педагогического университета*
С.М. АБДУРАЗАКОВА кандидат исторических наук, доцент кафедры социогуманитарных дисциплин ДГПУ
Э.Ш. МУСАЕВА кандидат философских наук, доцент кафедры социогуманитарных дисциплин ДГПУ**
Культура межнационального общения: факторы формирования
Рост политической активности людей, социальных групп, их национального самосознания, возрождение духовной культуры народов, ломка национальных перегородок, расширение межнациональных связей, взаимодействие и взаимовлияние культур - примечательная особенность современного этапа развития нашего общества.
Становление общества политического плюрализма усиливает необходимость повышения уровня культуры у разнообразных социальных общностей как объектов и субъектов политики.
Наша реальная жизнь способствует обогащению национальных культур исключительно важным качеством: всесторонним и глубоким восприятием инонациональных ценностей. Благодаря этому национальные культуры перестали быть обособленными, закрытыми системами. Они становятся открытыми влиянию других национальных культур, перенимая от них все положительное и ценное, делая его неотъемлемой частью своей культуры.
С развалом Советского Союза практика взаимоотношения народов нашей страны испытывала на себе груз перестроечного и постперестроечного времени, прежде всего,
* Гасанов Нариман Набиевич, e-mail: [email protected]
** Мусаева Эльмира Шекералиевна, e-mail: [email protected]
утвердившийся в эти годы популистский подход к накопившимся проблемам. Политика замены «сверху» социалистических ценностей ценностями либерально-демократического характера привела на практике к возрождению националистических идеологий. Ситуация усугубляется с возникшими трудностями в развитии экономики, что приводит к обнищанию широких масс населения. Сейчас «за чертой бедности в стране примерно 18 млн. человек»1. Сказанное не может не повлиять на усиление социальной напряженности. Это может причинить ущерб консолидирующему началу российского социума. Поэтому вопросы социальной политики всегда должны оставаться приоритетными в деятельности правительства страны, обращая при этом особое внимание на то, что настоящее сплочение социума возможно лишь в условиях действительного учета и удовлетворения интересов и потребностей народов многонационального государства.
В современной непростой ситуации воспитательный процесс нельзя рассматривать в отрыве от обеспечения межнационального согласия и патриотического воспитания населения. Это тем более важно подчеркнуть, ибо реакционные силы Запада объявили России не только экономические санкции, но и развернули против нашей страны настоящую информационную войну, когда национализм в руках реакционеров становится одним из важных элементов пропаганды, направленной на разобщение наших народов, их культур, на сталкивание наций и народностей друг с другом. Недооценка и недопонимание этого приводит к возникновению в массовом сознании населения ценностных «разрывов», «трещин». А это на руку центробежным силам, стремящимся к расколу общества.
Сегодня наше общество, к сожалению, не свободно от таких сил. Неслучайно поэтому в стране на самом высоком уровне значительное внимание уделяется вопросам обеспечения сохранения и приумножения культурного и духовного потенциала государства на основе идей единства и дружбы народов. Конечно, достичь дружбы народов и согласия возможно, прежде всего, на основе укрепления многонационального государства, каким является Российская
1 См.: Васильев В.А. Единство и многообразие социальных интересов // Социально-гуманитарные знания, 2016, №3, с. 122, 126.
Федерация. На ее территории проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., сформированным на основе самоопределения граждан). Однако Российская Федерация - не простая совокупность отдельных народов. На наш взгляд, можно говорить об определенной историко-культурной общности населения России, к которой относятся не только русские, но и представители всех других народов, постоянно проживающих в ней. Мы - многонациональный народ России. У нас - общая судьба и единая страна. Исторически в состав России входили народы с разным уровнем экономического и культурного развития, на них оказывало влияние великая русская культура. Благодаря ей и русскому языку укреплялись экономические и духовные связи между народами, входящими в единое государство. Положительную роль в ее укреплении сыграли и конфессии, распространенные в России, между которыми сложились доверительные отношения. Таким образом, многонацио-нальность и многоконфессиональность - это не слабость России, а ее сила и богатство, способствующие интегрированию народов в Российское экономическое и культурное пространство и укреплению единства между ними, «одним из главных условий самого существования нашей страны»1.
Многонациональность страны требует пристального внимания государственных структур, профсоюзных и других общественных организаций для утверждения в повсеместном быту духа товарищества, взаимопомощи, дружбы, укрепления принципов гуманизма.
По природе своей культура межнационального общения - это феномен духовной жизни социума, который в особой форме отражает нравственно-политическую сущность национальных отношений. Культура межнационального общения, будучи составной частью надстройки, обусловлена природой социально-экономических отношений и установившихся духовно-политических форм наций. Она требует и учёта национальной психологии и соблюдения самых элементарных традиций гуманизма. Составными ее элементами являются: знания, убеждения, ориентации, установки, воля, деяния, моральные установки.
1 См.: Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Дагестанская правда, 2014, № 16-17, 24 января, с. 1.
Культура межнационального общения - это система, включающая морально-политические установки, социально-нравственные ценности, нормы, требования, правила и привычки, присущие человеку, осуществление которых позволяет обеспечивать мир, согласие, стабильность и сотрудничество народов в социуме.Она противостоит культуре конфронтации, отрицающей возможности консенсуса, диалога. Культура диалога открывает простор формированию культуры мира и демократических международных отношений. Одновременно культура мира выступает как динамический процесс, в который вовлекаются всё большие массы людей, стремящиеся перенести в третье тысячелетие основополагающие принципы демократии, социальной справедливости, нравственной и интеллектуальной солидарности людей.
Впервые понятие «культура межнационального общения» формулируется в 1982 г .1
По рассматриваемой проблеме имеется немало трудов. В них исследуются различные ее аспекты (философский, социологический, социально-политический и др.). Тем не менее, такие понятия, как межличностное общение, культура общения и другие нуждаются в глубоком и всестороннем анализе и осмыслении. Практическая и научная значимость их исследования растет по мере усложнения решаемых обществом задач, межнациональных и внутринациональных отношений в сложном и противоречивом мире.
Определенный вклад в исследование данной темы внесли такие ученые, как М.А. Абдуллаев, Р.Г. Абдулатипов, А.В. Авксентьев, В.А. Авксентьев, А.Г. Агаев, Ю.В. Бромлей, Т.Ю. Бурмистрова, З.Т. Гасанов, А.Ф. Дашдамиров, Л.М. Дробижева, М.С. Джунусов и др. В их трудах дается анализ отдельных аспектов исследуемой проблемы, содержатся идеи, представляющие большой научный интерес2. По справедливому замечанию отдельных авторов, исследовательское начало культуры межнационального общения дол-
1 См.: О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических республик. М.,1982, с. 30.
2 См.: Абдуллаев М.А. Основные факторы, обусловливающие единство народов Дагестана. Актуальные проблемы национальных отношений. Махачкала, 2013; Гасанов 3.Т. Национальные отношения и культура межнационального общения // Педагогика, 1996, №6; Гасанов Н.Н. и др. Культура межнационального общения. Учеб. пособие. Махачкала,1999.
гое время было вытеснено идеологическими рассуждения-
1
ми о культуре национальных взаимоотношений .
В нашей теоретической традиции укрепились два основных концептуальных подхода к общению как особой форме взаимосвязи и межличностных отношений людей. Во-первых, в общесоциологических теориях и исследованиях понятия «общение», «формы общения», «отношения общения» употребляются при анализе особых условий и форм существования социальных отношений, производственных отношений, форм обмена при выявлении особенностей общественно-экономических формаций и т. д. Во-вторых, в конкретно социологических и социально-психологических исследованиях понятие «общение» используется как близкое к понятиям «взаимодействие», «связь».
Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой «индивиды как физически, так и духовно творят друг друга»2. Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контактируя друг с другом и не влияя друг на друга. Общение - это одновременно обращение к самому себе, обмен поступками, мыслями, переживаниями с другими людьми, является средством воспитания человека в духе гуманизма, уважения к другим людям независимо от национальности, способного быть сопричастным к решаемым социумом задач.
В политологии под общением понимается исходный момент политических отношений. Различается общение лично - непосредственное и дистанционное, общение устное и при посредстве документов, письменной речи. В процессе общения осуществляются контакты между различными субъектами политики: от отдельных людей до государств, внутри общества и его частей в различных ситуациях, а также во внешнеполитической деятельности (международное общение).
Процесс общения осуществляется в многообразных формах и на различных уровнях: межличностное - на уровне семьи, быта и вне семьи, между сверстниками, на уровне учебного и трудового коллектива; межнациональное об-
1 См.: Агаев А.Г. Философско-методологические проблемы исследования культуры межнационального общения. Махачкала, 1991, с. 6.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 36.
щение - в процессе экономического, политического и культурного сотрудничества как между субъектами внутри страны, так и на международной арене. Важно добиться, чтобы общение на всех уровнях было содержательным, преследующим гуманистические цели.
Хотя каждый из уровней и заслуживает глубокого изучения, здесь мы сосредоточиваем внимание на общении, осуществляющемся на межличностном (семейном) и межнациональном уровнях, на формировании культуры общения вообще, межнационального, межличностного - в частности.
На наш взгляд, под общением следует понимать совокупность всех конкретных связей: экономических, политических, национальных, морально - этических, культурных, художественных, религиозных. Поэтому культура общения между представителями различных наций, между народами в целом требует чуткости, уступчивости, учета особенностей национальной психологии, уважения к национальным чувствам и традициям.
Вышеперечисленные свойства не являются чем-то присущим от рождения. Они вырабатываются в процессе действия целого ряда тесно связанных друг с другом факторов. Можно выделить такие общие факторы, как политический, мировоззренческий, познавательный. Существуют также факторы, учитывающие региональные особенности. Применительно к Дагестану это «генетическая общность происхождения народов Дагестана, общедагестанские исторические и культурно-нравственные традиции, превращение русского языка в язык межнационального общения, от-
1
сутствие титульной нации, межнациональная семья и др.»
Рассмотрим некоторые из перечисленных факторов, которые способствуют формированию культуры межнационального общения. Политический - связан с формированием национальных отношений, основанных на сотрудничестве, с разработкой принципов национальной политики, отвечающих установкам взаимного доверия и взаимоподдержки, пронизанных духом гуманизма. Здесь следует отметить то, что в реальной практике, к сожалению, имело и имеет место нарушение этих принципов. Это касается, в частности, обеспечения должного представительства в
1 См.: Абдуллаев М.А. Актуальные проблемы национальных отношений. Махачкала, 2013, с. 254-259.
структурах государственных органов, учета их деловых и идейно-нравственных качеств.
Формирование культуры общения между людьми в значительной степени зависит от действия мировоззренческого фактора. Он связан с воспитанием граждан в духе патриотизма и формированием у них исторической памяти.
О патриотизме написано немало, но дискуссии о нём продолжаются. Разброс мнений слишком широк. Одни стараются дискредитировать патриотизм. Со второй половины 80-х гг. ХХ в. патриотизм у нас был подвергнут остракизму. В этом в немалой степени виновата и интеллигенция, призванная генерировать гуманистические идеи и отстаивать проверенные веками ценности. Другие, в том числе и первые лица государства, считают, что патриотизм выступает интегрирующим фактором развития российского социума. Были приняты Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», была принята также «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации», в которой патриотизм определяется как «любовь к родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».
В ст. 59 Конституции РФ записано «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».
Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом. Без интернационализма патриотизм не может быть стабильной, действенной силой прогресса, он неизбежно вырождается в национализм. Но интернационализм без патриотизма означал бы космополитизм, а он никогда не был и не мог быть силой, сплачивающей широкие массы.
Нельзя воспитать настоящего интернационалиста, не воспитав в то же время убежденного патриота, для которого интересы страны, ее национальной безопасности предполагают приоритет общественных начал над личными интересами, являются важнейшими критериями. Таким образом, существует одна общая задача - интернационально-патриотическое воспитание. И патриотизм, и интернационализм имеют одну общую цель - построение подлинно-демократического общества, в котором «человек, его права
и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»1. Речь идет об обществе, свободном от экстремизма и терроризма, национализма и шовинизма, о социуме, способном формировать у граждан высокую культуру общения и принципы гуманизма. Они имеют и один источник - труд, благодаря которому решаются задачи возрождения России, приумножения ее материальных и духовных ценностей.
Воспитательная работа, которой был нанесен значительный ущерб сначала «перестройкой» Горбачева, а затем «реформами» Ельцина, в современных условиях должна быть нацелена на любовь к своей стране, к своему народу, к земле дедов и прадедов, к родной культуре, языку, своим традициям и обычаям. Гордость за достигнутые результаты в социально-экономической и культурной жизни только тогда являются подлинным патриотизмом, когда они органически сочетаются с уважением к культуре, языкам, традициям и национальным особенностям других народов.
Академик Д.С. Лихачев писал: «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям - непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою семью, свое село и город, свою страну и ее народ, а также своих соседей, другие народы и весь земной шар - нашу большую родину»2.
Сравнивая ключевые события разных исторических эпох при различных социально-политических условиях, можно увидеть, что тем общим, что помогало России и россиянам выжить и победить, были высшие патриотические чувства народа, его сплочение, жертвенность, способность поступиться благами настоящего ради великого будущего. Русский народ всегда ощущал и чувствовал себя великим народом, несущим миру гуманистическую миссию.
Меняются лидеры, политические элиты и политические системы, а народы остаются с приобретёнными или утраченными, положительными или отрицательными качествами, передаваемыми из поколения в поколение, способствующими формированию менталитета нации. Воспиты-
1 Конституция Российской Федерации. М.,1993, ст. 2.
2 Цит. по: Кожухова Е.А. Воспитание историей. Этика, подписная научно-популярная серия, 1984, №10, с. 5.
ваясь с детства в духе патриотизма, молодёжь - будущее страны - на деле должна стать её надеждой и опорой, что невозможно без осмысленной любви к родине, гордости за неё и за собственную принадлежность к великому народу.
Еще один фактор - познавательный. Речь идет о внимательном изучении конкретно исторических особенностей того или другого народа и его новейших достижений в науке, технике, промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, культуре, искусстве и т. д. Любое обнаружение высокомерного отношения к культуре и достижениям того или иного народа порождает в нем чувство обиды, недоверия, ведет к некоторой обособленности, отчужденности.
Чтобы этого не произошло, представители больших наций в общении с представителями малых народов должны делать упор на обеспечение дальнейшего развития народов, а представители небольших наций или народностей -на все большее обеспечение всестороннего сближения и сотрудничества народов.
Культура общения в целом, межнационального в частности, помогает человеку формировать историческую память, уважительное отношение к истории, к прошлому. Понимая прошлое, мы осознаем значение настоящего.
Каждое новое поколение, которое вступает в жизнь, открывает заново для себя мир человеческих чувств и отношений, сложный и многогранный мир культурных ценностей. Каждое поколение постоянно использует многовековой опыт духовно-нравственной жизни и опирается на него. В воспитательной работе на конкретных примерах необходимо убедить молодое поколение в том, что взаимосвязь прошлого и настоящего является необходимым и обязательным условием обогащения внутреннего мира человека и социума в целом. В воспитательном процессе акцент должен быть сделан на то, что историческая память есть понимание и умение ценить прошлое своего народа и других народов.
К сожалению, с конца прошлого века началось необъективное, одностороннее освещение нашей общей истории. Российские либералы представляют ее в одних чёрных красках. Мы не идеализируем наше прошлое. В нем немало трагических страниц. Но нельзя забывать взлеты и успехи в развитии науки, техники, культуры, социально-экономической сфере в целом, великую Победу в Великой Отечествен-
ной войне (1941-1945 гг.). Историческая память народа - это необходимое условие его самоопределения, его душа и святыня, ибо в ней выношенные веками идеалы и чаяния будущего, его неодолимая духовная сила. Сегодня Россия переживает нелегкие времена. Необходимо отбросить в сторону все второстепенное, весь сор повседневности, формировать культуру согласия, уйти от конфронтации, сохранив при этом только самое ценное, самое необходимое. И самое насущное из них - историческая память народа.
Следует подчеркнуть, что общение является важным фактором социальной обусловленности поведения человека. В ходе общения индивид настойчиво добивается определенным образом повлиять на своего партнера и сам подвергается воздействию со стороны последнего. Следовательно, общение - это влияние людей как субъектов. В этом состоит особенность общения как межличностного взаимодействия. Отсюда общение можно рассматривать как специфическую форму социальной активности.
На наш взгляд, общение - не самоцель. Оно предполагает на всех уровнях (межличностном и международном) высокую культуру. В свою очередь, культура общения - это заботливое отношение к человеку, его мнению, терпимость, милосердие, уважение к личности независимо от национальности. То же самое относится к международному общению.
Сегодня в межнациональных отношениях необычайно возросло значение нравственных ценностей как особых ориентиров поведения и поступков людей, как положительных определяющих факторов моральной удовлетворённости человека от своей деятельности, общей направленности линии своей жизни. Это объясняется, во-первых, значением межличностного общения для ускоренного и разностороннего развития личности, ее социализации, во-вторых, возрастанием моральных начал в жизни современного человека.
В формировании культуры общения в целом, межнационального, в частности, велика роль русского языка как языка межнационального общения. Свободное владение, наряду с родным, русским языком, который добровольно принят гражданами нашей страны в качестве общего исторического достояния, способствует дальнейшему укреплению единства России, сближению ее народов.
«Русский язык стал для дагестанцев вторым родным языком и основным средством межнационального общения... Вряд ли существует в России республика, область или даже район с нерусским населением, где утвердилось столь высокое уважение к русским, как в Дагестане»1.
Величие и духовная сила русского языка общепризнаны. Его богатство и яркость отмечались выдающимися деятелями науки и культуры. Важнейшими тенденциями в развитии языков в нашей республике на современном этапе стали развитие языков народов Дагестана и широкое использование на добровольной основе русского языка как языка дружбы народов.
На земле Дагестана русский язык прошел большой и славный путь. Издавна народы Дагестана стремились к общению с русским народом, к установлению с ним экономических и политических связей, к познанию великой русской культуры и русского языка. Ныне практически все население Дагестана владеет русским языком, включая большинство детей дошкольного возраста. Поэтому трудно переоценить роль и значение русского языка в жизни народов горного края.
В республике созданы в целом благоприятные условия для развития национально-русского и русско-национального языкового общения. Русский язык помогает развитию и расцвету других национальных языков, их взаимообогащению, формированию общедагестанской культуры.
О значении русского языка в наше время образно сказал народный поэт Дагестана Р. Гамзатов: «Дагестан говорит на более чем тридцати языках и наречиях... Но есть еще один язык, могучий и великий, ставший для каждого дагестанца таким же родным, как и свой, материнский язык, ставшим для него языком общим. Это русский язык. Русский язык стал и для нас золотой цепочкой, которая соединяет горы Дагестана, его народы»2.
В формировании культуры межнационального общения, в воспитании дружественных межнациональных чувств значительна роль таких гуманитарных наук, какими являются история и литература. Они призваны объективно отражать исторический процесс, распространять этнографические и
1 Абдуллаев М.А. Актуальные проблемы национальных отношений, с. 292.
2 Цит. по: Гасанов Н.Н. и др. Культура межнационального общения, с. 64-65.
демографические знания о разных народах, их культуре, истории, особенностях быта, вкладе каждого из них в развитие страны и мировую цивилизацию в целом. Исключительно важным является взаимодействие и взаимопознание соседних народов, национальностей, которые проживают и непосредственно контактируются в каждой республике.
Важную роль в формировании культуры межнационального общения принадлежит межнациональным бракам. «Ныне почти нет никаких ограничений и предрассудков относительно образования межнациональных браков. Имеются семьи, состоящие из представителей 3-4 народностей»1.
Межнациональные браки - реальность нашего бытия, и мы, быть может, до конца еще не осознаем, как много доброго для нас всех они сделали. Семье, в частности смешанной, принадлежит существенная роль и в гуманизации, а также в нравственном обновлении социума, сохранении его устойчивости.
Межнациональные семьи довольно часто являются «двуязычными». Пользование двумя, а нередко и тремя языками происходит в различных сферах на основе добровольности и равноправия и вызвано практическими общественными и бытовыми потребностями. Дружная семья формирует любящих Родину, порядочных и сознательных гуманистов. Как правило, такая семья выдерживает сложные испытания.
Смешанные семьи, уже в силу своей объективной социальной структуры, обеспечивают тесное взаимодействие между представителями разных народов, формируют толерантность и уважение к национальной особенности, к положительным традициям и обычаям других народов, к их истории и культуре, языку, гуманизируют личность как взрослых членов семьи, так и, в особенности, детей. Все это вместо взятое позволяет, по мнению авторов данной статьи, рассматривать межнациональные семьи как в целом позитивный фактор нашей социальной действительности.
Накопленный опыт совместного проживания в уникальном союзе позволяет Дагестану обеспечивать прочный межнациональный мир, а в случае угрозы, конфликтных ситуаций оперативно прибегать к испытанным согласительным процедурам.
1 См: Абдулаев М. А. Актуальные проблемы национальных отношений, с. 292.
В течение веков в Дагестане стихийно складывались гибкие механизмы саморегулирования межнациональных отношений, утверждались дух терпимости, гуманные по своей сущности принципы общения между народами.
Отношения дружбы исторически были и сегодня остаются для дагестанцев важнейшим объединяющим фактором. «Дагестан на протяжении почти всей своей прошлой истории служил образцом дружбы народов. Об этом писали иностранные и русские ученые, журналисты и общественные деятели, побывавшие в нем. История Дагестана не знает примеры столкновения его народов на этнической почве. Здесь до советской власти вообще не интересовались национальной принадлежностью человека, его различали по имени отца и названию села, в котором он родился и жил. Эта традиция настолько сильна в сознании горцев,
что у них даже не возникало желания узнать национальную
1
принадлежность людей» .
В стране широко известна традиция дагестанского гостеприимства. В Дагестане гостеприимство было одним из основных каналов общения представителей разных селений, обществ, народов. В этой традиции есть немало положительного в смысле воспитания на принципах гуманизма и высокой нравственности. В горах Дагестана иногда случайное знакомство могло перерасти в постоянную дружбу -куначество. Кунаками становились люди независимо от кровнородственных связей, национальной принадлежности.
Большое значение в формировании культуры межнационального общения имеют трудовые традиции. Совместная работа представителей разных народов в трудовых ассоциациях влияет укреплению общедагестанских традиций.
Одной из примечательных традиций, способствующих формированию культуры общения в целом, межнационального общения в частности, является маслиат. Будучи одним из основных механизмов согласования интересов и достижения мира, эта традиция своим содержанием направлена на укрепление дружбы и взаимопонимания, погашение конфликта, примирение враждующих сторон, формирование культуры согласия.
1 Абдуллаев М.А. За утверждение реальной дружбы. Наше культурное наследие // Информационный бюллетень, 2006, № 4-6, с. 28.
В жизни россиян в последнее время заметную роль играют религия и религиозные организации. Одним из важнейших аспектов взаимодействия и сотрудничества государства с религиозными объединениями, в частности в Дагестане, является достижение межконфессионального мира и согласия. Религиозные деятели Дагестана ведут активную работу по духовно - нравственному оздоровлению общества, призывают хранить дагестанские семейные устои, нравственные традиции горцев.
Все это, несомненно, способствует оздоровлению общественно-политической ситуации, развитию диалога, упрочению единства в дагестанском обществе.
Мы рассмотрели лишь отдельные стороны культуры межнационального общения. Глубокого изучения требуют её принципы, методы, приёмы и региональные особенности. Формирование культуры межнационального общения - это длительный, сложный и многоаспектный процесс. Он призван утвердить в сознании и поведении людей такие гуманистические нормы, как взаимопонимание и взаимоподдержка, терпимость, уважение и дружелюбие и др.
Гасанов Н.Н., Абдуразакова С.М., Мусаева Э.Ш. Культура межнационального общения: факторы формирования. В
статье раскрывается сущность культуры межнационального общения. На основе материалов из жизни Дагестана анализируются факторы ее формирования.
Ключевые слова: общение, межнациональное общение, культура межнационального общения, традиция, культура мира, русский язык, дружба народов.
Gasanov N.N., Abdurazakova S.M., Musaeva E.Sh. The Culture of the International Communication the factors of formulation.
The article deals with the essence of international communication culture. On the basis of the materials from the Dagestanis peoples life. The factors of their formulation are analysed.
Keywords: communication, international communication culture of international communication, traditions, culture of the world, Russian, friendship of peoples.