Научная статья на тему 'Межнациональное согласие  главное условие развития России (на материалах полиэтнического Дагестана)'

Межнациональное согласие  главное условие развития России (на материалах полиэтнического Дагестана) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
413
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНСТВО / UNITY / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / INTERETHNIC HARMONY / ДАГЕСТАНСКОЕ ЕДИНСТВО / DAGESTANIAN UNITY / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТ-НОСТЬ / РУССКАЯ КУЛЬТУРА / RUSSIAN CULTURE / КУЛЬТУРА СОГЛАСИЯ. / CULTURE OF HARMONY / INTERETHNIC TOLERANCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гасанов Нариман Набиевич

Статья посвящена формированию межнациональ-ного согласия. Освещается опыт народов Дагестана по сох-ранению единства, стабильности и межэтнического согласия в полиэтническом регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Гасанов Нариман Набиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with forming of interethnic harmony. The Daghestan peoples experience in maintaining unity, stability and interethnic harmony in the polyethnic region is described.

Текст научной работы на тему «Межнациональное согласие  главное условие развития России (на материалах полиэтнического Дагестана)»

Актуальные проблемы межнациональных отношений

Н.Н. ГАСАНОВ кандидат философских наук, профессор кафедры политологии и социологии Дагестанского государственного педагогического университета*

Межнациональное согласие -главное условие развития России

(на материалах полиэтнического Дагестана)

В современных условиях вопросы развития национальных отношений и формирования межнационального согласия приобрели исключительную значимость и актуальность. Сохранение единства, стабильности и межэтнического согласия стало императивом времени, главным условием развития страны. Поэтому вполне закономерным является обращение ученых и политиков к этой проблематике.

«Для России - с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур - национальный вопрос без всякого преувеличения носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие»1.

Большое внимание изучению этих вопросов уделяется и в Дагестане2. В контексте темы необходимо определиться с содержанием понятий «единство», «национальное единство», «национальное согласие», «межнациональное согласие», «дагестанский народ». Такой подход позволит глубже проанализировать межнациональные отношения и выяснить сущность межнационального согласия.

В Энциклопедическом словаре по политологии под единством понимается «понятие, характеризующее значительный объем и высокий уровень взаимосогласованных позиций, связей между субъектами общественных отношений на базе решения ими

о

конкретных проблем сотрудничества и взаимодействия»3. Достигается

* Гасанов Нариман Набиевич, e-mail:proekt-1964@mail.ru

1 Путин В. Россия: Национальный вопрос // Дагестанская правда, 2012, №16-17, 24 января, с.1

2 См.: Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.,2000; Он же. Управление этнополитическими процессами. М., 2001; Он же. Мой дагестанский народ. М.Махачкала, 2011; Абдуллаев М.А. Противоречия в сфере национальных отношений и способы их разрешения. Актуальные проблемы философской науки. Махачкала, 1999; и др.

3 Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993, с. 105-106.

единство в ходе разрешения существующих в отношениях субъектов проблем и противоречий в результате диалога, переговоров, сопоставления позиций, согласования точек зрения, что обычно закрепляется соответствующими политическими или юридическими соглашениями - декларациями, заявлениями, договорами. Если говорить о сущности единства, то она заключается во взаимном доверии, реальном сотрудничестве, дружбе и взаимопомощи субъектов отношений, которые являются отражением объективной тенденции интеграции, интернационализации хозяйственной, политической и культурной жизни различных социальных субъектов (групп, классов, наций, народностей, государств и т.д.) в условиях глобализации и развития информационных технологий. Основной формой единства является конкретный способ организации межгрупповых, межклассовых, межнациональных и международных связей и процессов взаимодействия субъектов общения.

В данной статье нас интересуют, прежде всего, межнациональные процессы, связи и взаимодействие субъектов единства. Значение единства состоит в том, что оно умножает силы сотрудничающих субъектов при решении появившихся у них проблем и порождает в этой возникшей целостности новые (системные) закономерности. В современной непростой ситуации значение единства в развитии общества возрастает с новой силой. В этой связи будет правильным определиться в понятии «дагестанское единство». О нем писали и пишут наши известные ученые. Профессор Р.М. Магомедов считает, что «единство нашего общего происхождения и исторической судьбы по воле истории определено средой и отшлифовано десятками веков. Это не чей-то вымысел, не директивное понятие, это единство существует само по себе, независимо от того, думают о нем или нет, знают о нем или нет. Но если народное сознание воспримет его, то оно превратится в опору и двигатель нашего народа в нынешних сложных обстоятельствах»1.

Народы Дагестана всегда верны этой традиции, ставшей всенародной. Она стала важнейшей ценностью нашего бытия. В самые трудные времена нас спасало единство, взаимоподдержка и взаимопомощь народов, дружба и доверие между ними. «Мы веками жили вместе. Вместе победили в самой страшной войне. И будем вместе жить и дальше», - подчеркивает В.В. Путин в статье «Россия: национальный вопрос».

Президент РД М.Магомедов справедливо пишет: «В самом деле, понятие единства для дагестанцев - не пустой звук. Наша республика - это, образно говоря, Россия в миниатюре, и пример осознанной

1 Цит. по: Магомедов А. Дагестанский народ. Новый взгляд на старую проблему. Махачкала, 2009, с.3.

общности народов, веками живущих в мире и согласии, во многом

л

показателен, по сути уникален" .

Главным стержнем прогресса общества выступает единство народов, являющееся фундаментальной духовно-нравственной ценностью, которая напоминает нам об осознании своей исторической ответственности перед народом, страной, перед ушедшими и будущими поколениями. Она возвышает нас, делает добрыми и полезными для народа, страны, выступает как ориентир, помогающий нам выбрать правильное направление движения. Представляет интерес и понятие «национальное единство». Как пишет профессор К.К. Колин, «национальное единство страны - это, прежде всего, единство представлений ее народа о наиболее значимых ценностях»2.

Что же касается национального согласия, то оно, как читаем в Энциклопедическом политологическом словаре, представляет собой широкое обобщающее понятие, в общепринятом употреблении обозначающее результаты и последствия эффективной и конструктивной общенациональной внутренней политики (политики национального согласия), состояние гармоничных взаимоотношений и успешного взаимодействия различных национально-этнических, социальных, политических и других сил (как правило, в переделах одного государственного образования), единство всей нации или различных групп, составляющих население многонационального государства, по какому-либо жизненно важному вопросу, результат успешного развития процессов, подразумеваемых политикой национального примирения. Это понятие в политическом лексиконе в наше время используется широко и активно, особенно в последние годы в связи с известными эксцессами в мире и России в сфере межнациональных отношений.

Национальное согласие, на наш взгляд, представляет собой согласие людей по каким-то межнациональным проблемам независимо от национальной идентификации или самоидентификации каждого субъекта.

Иными словами, при решении всех подобных проблем люди должны исходить из общего для них признания некоторых ценностей более значимыми, нежели национальные. Это квинтэссенция национального согласия, его определяющее условие. Ясно, что таких ценностей может быть множество. Ясно и то, что наибольшей значимостью среди них обладают общечеловеческие, универсальные ценности, т. е. своего рода гаранты выживания всего человечества в наш раздираемый противоречиями век. Сюда относятся глобальные проблемы современности, а среди них упоминавшаяся выше проблема и задача самосохранения человечества, связанная с

1 Магомедов М. Понятие единства для дагестанцев - не пустой звук // Дагестанская правда, 2012, №18, 25. января, с.1.

2 Социально-гуманитарные знания, 2011, №4, с. 3.

абсолютной самоценностью жизни, личных свобод и прав человека. Это единственная, пожалуй, ценность, которая даже в случае своей гиперболизации, в отличие от национальных, религиозных и иных ценностей, не угрожает всем нам планетарным самоуничтожением.

Если говорить о межнациональном согласии, то соответствующих определений этого многостороннего и емкого понятия может быть сформулировано достаточно много. Мы ограничимся двумя, которые представляются нам наиболее адекватными: межнациональное согласие в обществе в целом возникает там и тогда, когда для субъектов межэтнических отношений некоторые ценности природы или общества оказываются по ряду обстоятельств приоритетными по сравнению с собственно национальными ценностями. Межнациональное согласие выступает таким типом отношений между этническими группами и органами государственной власти, при котором его участники предпочитают консенсус конфликту.

В современном социуме межнациональное согласие базируется на таких демократических принципах, как безусловное соблюдение прав и свобод человека, их приоритетность; единство России и ее многонационального народа; мирное решение всех спорных вопросов; сотрудничество всех этнокультурных объединений, этнических элит и др. Межнациональное согласие является не только фактом отсутствия насильственных конфликтов в стране, но и таким типом взаимоотношений между людьми, который легитимируется в массовом сознании, т. е. одобряется и поддерживается большинством общества. Согласие означает такие отношения, которые обеспечивают разрешение объективных противоречий и конфликтов без применения методов насилия, в наибольшей мере служат решению созидательных задач всего полиэтнического общества.

В современных условиях, когда в стране слабо развиты структуры гражданского общества, которые могли бы стабилизировать демократические процессы, главным средством преодоления социально-политической конфронтации и достижения общенационального согласия мог бы стать блок подлинно народно-патриотических сил страны, куда могли бы войти представители различных идеологических ориентаций, деятельность которых не противоречит Конституции Российской Федерации. Задача эта сложная, требующая усилий политических партий, движений, всех институтов гражданского общества. Она может быть вполне реализуема, если во имя обеспечения возрождения страны и ее единства эти силы будут действовать совместно. Как отмечает профессор Ю.А. Красин, главным принципом общенационального согласия должен стать принцип политического плюрализма и идеологической терпимости. Согласие должно распространяться лишь

на два обязательных требования: стабилизация общества и его

л

демократическое реформирование1.

Интерес представляет и понятие «дагестанский народ». В преамбуле Конституции Республики Дагестан отмечается: «Мы, многонациональный народ Республики Дагестан - составная часть многонационального народа Российской Федерации...». Население Дагестана отнюдь не являет собой механическую сумму этнических групп. На наш взгляд, можно говорить об определенной историко-культурной общности населения Дагестана, к которой относятся не только коренные его элементы, но и представители всех других народов, постоянно проживающие на территории республики.

«Дагестанский народ, - пишет профессор Р.Г. Абдулатипов - это цивилизационный признак общего опыта социального бытия дагестанцев. Дагестан, дагестанский народ - это не сумма территорий и народов, культур и языков, а исторический феномен целостности дагестанцев различных этноязыковых принадлежностей в их социально-политической и духовной общности, которая созидалась долгими веками совместной жизни и борьбы за общую землю, за общие идеалы, за свою дагестанскую идентичность»...Целостность понимания этнонационального и общедагестанского бытия открывает дагестанцам дорогу как к подлинной самобытности, так и к исторически продуктивному единству.»2. Дагестанцы, сохраняя и развивая свою родовую и этническую, этнонациональную самобытность, в то же время стремятся осознавать не только свою дагестанскую, но и общероссийскую общность как граждан единой страны - России. Поэтому важнейшей задачей воспитательной деятельности является воспитание дагестанцев как граждан единой полиэтнической России. Прививая любовь к своей малой Родине, языкам, истории, культуре и традициям ее народов, в равной степени следует прививать любовь к великой России, ее истории, культуре, языку, традициям, народам, проживающим в ней, к их истории, традициям. Разумеется, такая работа проводится в республике. Она не прекращалась даже в самый смутный период конца 80 - начала 90-х гг. ХХ в. Ее необходимо усилить с учетом новой ситуации, проводимых преобразований.

Дагестан - уникальный субъект Российской Федерации. Это самая многонациональная, многоязычная республика на Кавказе, да и в России. Здесь издавна живет более 30 народностей, не ведая вражды и злости, в мире и согласии, образуя единое и целостное многоязычное дагестанское содружество. В него входят: аварцы -850,0 тыс. (29,4% от общего количества населения республики), даргинцы - 490,38 тыс. (17,0%), кумыки - 431,736 тыс. (14,9%), лезгины

1 См.: Красин Ю. Долгий путь к демократии и гражданскому обществу // «Полис», 1992, №5-6, с.

104-105.

2

Абдулатипов Р. Мой дагестанский народ, с. 13.

- 385,240 тыс. (13,3%), лакцы - 161,276 тыс. (5,6%), азербайджанцы -139,9 тыс. (4,5%), табасаранцы - 118,848 тыс. (4,1%), русские - 104,020 тыс. (3,6%), чеченцы - 93,658 тыс. (3,2%), ногайцы - 40,407 тыс. (1,4%), агулы - 28,054 тыс. (1%), рутульцы - 27,849 тыс. (1,0%), цахуры - 9,771

л

тыс. (0,3%)' и представители многих других наций и народностей, которые, живя совместно, всегда стремились исключить факторы, способные вызвать ссоры. Всего же в Республике Дагестан проживают представители 117 наций и народностей.

На протяжении веков народы Дагестана накопили поучительный опыт улаживания конфликтов, достижения согласия между противоборствующими или спорящими друг с другом общинами. В этом заключается суть дагестанской народной дипломатии. Наши деды и прадеды всегда имели традиции межнациональной, межконфессиональной толерантности. Как справедливо пишет доктор философских наук Г.М. Курбанов, «межэтническая толерантность в горах Дагестана - это историческое наследие, главное достояние в культуре нашего многонационального народа. Основой этого бесконечного процесса веками являлись наши традиции и адаты. Они сохранялись как в период советской власти, так и ныне имеют место»2. В декабре 2010 г. состоялся III съезд народов Дагестана. Он поддержал курс на сохранение единства, мира и согласия в республике, укрепление сплоченности и дружбы в дагестанском обществе, обновление древних традиций, всех сфер жизни и установил День единства народов Дагестана, отмечаемый 15 сентября.

Большое внимание в Республике Дагестан уделяется воспитательной работе в молодежной среде, в частности, формированию культуры межнационального общения. Сегодня, как и раньше, среди дагестанцев привлекательны идеи патриотизма, дружбы, коллективизма, межнациональной и межконфессиональной терпимости.

Когда мы говорим о культуре межнационального общения, то показательными в этом отношении являются межнациональные семьи. В таких семьях, как правило, отсутствует этническая кичливость и заносчивость. Превыше всего стоят общечеловеческие ценности. Межнациональной семье принадлежит немаловажная роль в гуманизации общества, сохранении его стабильности и целостности. В такой семье обеспечивается наиболее тесное взаимодействие между представителями разных народов, формируется терпимость и уважение к национальной специфике, к положительным традициям и обычаям других народов, к их культуре, языку. И не надо бояться того, что межнациональные браки (а такая точка зрения в среде нашей

1 Народы Дагестана, 2012, №1, с. 62.

2 Курбанов Г.М. Сила народа - в единстве, в связи времен и поколений // Дагестанская правда, 2012, 31 января.

интеллигенции имеет место) порождают в обществе слой маргинальных людей, людей, лишенных своих корней.

Сегодня возрастает роль общеобразовательной школы в воспитании учащихся, привитии им подлинно гуманистических принципов, способствующих формированию у них гражданских качеств. Знакомство учащихся с языком, историей, культурой, бытом различных народов позволит на практике утверждать принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. Расширение знаний учащихся о народах, живущих в родном крае, даст возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность каждого человека к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию.

Основная педагогическая задача заключается в том, чтобы помочь учащимся обрести уважение к каждому народу, доказать, что нет народов лучших или худших. Главное - каков человек, а не какой он национальности.

Многонациональность в Дагестане является фактором, обеспечивающим стабильность в регионе, способствующим вхождению народов горного края в единое пространство социокультурного общения, сближению их языков, культур, традиций и обычаев. Конечно, имеются и проблемы. Власти Дагестана не отстранились от них и занимаются их решением.

При анализе вопроса о межэтнических отношениях в Дагестане в конце 80-90-х гг. прошлого столетия необходимо учитывать имевшие место подъемы и спады в развитии межэтнических отношений в республике. Они были обусловлены несвоевременными или неэффективными решениями злободневных проблем межнациональных отношений. Все факторы, которые осложняют межэтнические отношения в нашей республике, можно разделить на две группы. К первой группе относятся проблемы, унаследованные от прошлого, загнанные вглубь в надежде на их разрешение в ходе социальных преобразований. К ним относятся сохранение и развитие своеобразия национальных культур, языков, истории, выравнивание уровней экономического развития республики. Вторая группа включает проблемы, вытекающие из преобразований в экономической, социальной, политической, духовной сферах нашего общества в целом в 80-90-х гг.

Особую остроту указанные проблемы приобрели во второй половине 80-х гг. Решения, которые принимались по вопросам национальной политики и межэтнических отношений, носили половинчатый характер. В эти годы в Дагестане, как и повсюду в стране, происходили оживленные дискуссии о путях дальнейшего развития республики. Их участниками стали представители самых разных идеологических направлений и течений: коммунисты, социал-демократы, представители исламских партий, женских и молодежных

организаций. Особую активность проявляли лидеры национальных движений. На митингах, круглых столах часто разгорались острые дискуссии по поводу суверенитета, который каждой из спорящих сторон трактовался по-своему.

«Продекларировав 20 лет назад суверенитет, тогдашние депутаты РСФСР в запале борьбы с «союзным центром» запустили процесс строительства «национальных государств», причем даже внутри самой Российской Федерации. «Союзный центр», в свою очередь, пытаясь давить на оппонентов, начал вести закулисную игру с российскими автономиями, обещая им повышение национально-государственного статуса. Сейчас участники этих процессов перекладывают вину друг на друга. Но очевидно одно - их действия в равной степени и неизбежно вели к развалу и сепаратизму»1.

Таким образом, в начале 90-х гг. ХХ в. в Дагестане власть столкнулась со сложными противоречиями и проблемами в сфере межэтнических отношений. Под флагом суверенитета отдельные национальные движения развернули борьбу за национальные республики внутри Дагестана, за полный выход Дагестана из состава России. Лозунгами дня стали «федерация» и «суверенитет». О сложной ситуации, сложившейся в тот период в сфере межнациональных отношений в республике, учеными Дагестана написано немало работ.

В этой сложнейшей обстановке 13-14 ноября 1992 г. состоялся 11-ой съезд народов Дагестана. Съезд провозгласил три главных принципа, которые позже легли в основу Конституции Республики: Дагестан един и неделим; Дагестан - в составе России; у каждого народа есть свои проблемы, но решение их без учета интересов всех дагестанцев невозможно. Все перечисленные пункты получили поддержку подавляющего большинства населения республики независимо от их политических симпатий и антипатий, национальной или религиозной принадлежности. В соответствии с решениями 11-го съезда была проведена реформа политической системы РД.

Был создан Государственный Совет, состоящий из 14 человек, куда входили представители из 14 национальностей Дагестана, имеющие статус «народа». Государственный Совет был высшим исполнительным и представительным органом власти.

Принятые руководством республики меры привели к ослаблению накала в сфере межнациональных отношений, росту доверия между властными структурами и гражданским обществом, а также реализации других важных решений развития республики в составе Российской Федерации. Необходимо отметить, что федеральный центр в тех условиях оказывал Дагестану значительную помощь, что способствовало стабилизации обстановки. В кратчайший срок была

1

Дагестанская правда 2012, 24 января, с. 2.

построена железнодорожная ветка в обход Чечни. Были приняты программы социально-экономического развития «Горы», «Юг», «Север» с учетом региональных особенностей зон республики. В тот сложнейший период развития нашей республики (речь идет о 90-х гг. ХХ в) руководство Дагестана оказалось на должной высоте и с присущей дагестанцам мудростью сумело осуществить политику, отвечающую интересам всех народов республики. Такая политика не могла не способствовать укреплению доверия между властью и дагестанским обществом, единству народов республики в составе Российской Федерации.

На республиканском уровне для координации вопросов национального развития, решения межэтнических проблем в 1990 г. в Республике Дагестан был создан Государственный комитет по делам национальностей и внешним связям Рд, трансформированный в 1994 г. в Министерство по национальной политике, религиям и внешним связям. В нашей республике еще в 1993 г. была разработана и принята первая в Российской Федерации Комплексная программа решения проблем национальных отношений в конкретном субъекте. «Это был первый опыт, который стал ответом на жизненные требования в области сохранения мира и стабильности, совершенствования межэтнических отношений, укрепления государственности»1. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации появилась лишь в июне 1996 г.

Комплексная программа решения проблем национальных отношений охватывает самые различные сферы национальной жизни: государственно-правовые, экономические, экологические, кадровые, национальных культур, языков, средств массовой информации, книгоиздания, истории, этнографии, укрепления единства Дагестана и т.д. В программе заложена идея, возвышающая роль и значение закона в решении всех проблем национальных отношений в Дагестане. В частности, в ней отмечено, что любое ущемление граждан по национальному признаку нужно рассматривать как неприемлемое и противоречащее принципам государственности, всеобщей Декларации прав человека, как оскорбление национального достоинства и чести людей; действия же, направленные на разжигание национальной розни, должны пресекаться со всей строгостью закона.

В современных условиях в республике реализуется Закон «Об утверждении республиканской целевой программы развития национальных отношений в Республике Дагестан на 2011-2015 гг.». Программа принята Народным Собранием Дагестана. Это говорит о

1 Цит. по: Ильясов З. Мы многонациональное общество, но мы единый народ // Дагестанская правда, 2012, №19-20, 26 января, с. 2.

сохранении преемственности и единства взглядов в Дагестане на данную проблему и о важности подходов к ее реализации.

В целом, представляя собой систему мер по поддержанию стабильной этнополитической ситуации, Республиканская целевая программа развития национальных отношений в Республике Дагестан на 2011-2015 гг. направлена на обеспечение сотрудничества и духовного взаимообогащения дагестанских народов, бережного отношения к их культуре, традициям, обычаям, достижение межнационального мира и гражданского согласия, сохранение целостности Республики Дагестан в составе Российской Федерации.

В 2011 г. была утверждена программа деятельности Правительства Дагестана на предстоящий период, в которой основными направлениями государственной национальной политики определены: поддержка дагестанской культуры и русского языка, национальных культур и языков народов Дагестана, являющихся ключевым фактором гармоничного развития личности, реализация ее духовного потенциала; сохранение единства дагестанского общества; формирование культуры межнационального общения; бережное отношение к сохранению и популяризации культурного наследия народов Дагестана.

Закон, принятый в Республике Дагестан о русском языке, способствует его развитию в многонациональном регионе и содействует активному взаимодействию русского и национальных языков, формированию общего лексико-терминологического фонда. Сегодня на русском языке издаются книги дагестанских авторов. Не отрываясь от своих этнокультурных корней, они становятся носителями русской духовной культуры. Именно благодаря русскому языку дагестанцы постигают лучшие творения народов нашей страны и других государств. Стремление дагестанцев мыслить и говорить на языке межнационального общения является закономерным явлением в жизни народов многонациональной России.

Приобщение к русской культуре, а через нее и к мировой стало для Дагестана важным условием формирования национальной интеллигенции, укрепило национальное самосознание. Русская культура, русский язык на деле являются важнейшим фактором, обеспечивающим межнациональное культурное единство при сохранении этнокультурной самобытности каждого из народов.

Важное место в национальной политике Дагестана занимают вопросы русского населения в Дагестане. В глазах дагестанцев русский народ с присущими ему трудолюбием, мудростью, гуманизмом, сильной волей, высокой ответственностью, решительностью в абсолютном большинстве выступает народом-созидателем, интернационалистом. С помощью России в Дагестане возникли отрасли промышленности, такие как электрическая, приборостроительная, химическая, энергетика и т.д. Безмерна

помощь русского народа в развитии культуры, образования, духовной жизни народов горного края. Немало представителей русской интеллигенции самоотверженно трудилось на благо дагестанцев. Примером признательности дагестанцев русскому народу является воздвигнутый в одном из красивейших уголков Махачкалы памятник русской учительнице.

В результате резкого ухудшения общественно-политической ситуации, вызванного перестроечными процессами, ростом преступности, высоким уровнем безработицы, нападением чеченских бандформирований на Дагестан, общим ростом межнациональной напряженности на Кавказе начался отток русскоязычного населения из Дагестана. Для его приостановки принимается ряд мер. Так, Госсовет РД 26 июня 1995 г. принял постановление «О состоянии и мерах по стабилизации миграционного процесса русскоязычного населения в республике». Правительству республики предложено рассмотреть вопрос о повышении статуса правительственной комиссии Республики Дагестан по проблемам русскоязычного населения, принять дополнительные меры по предотвращению вынужденного выезда русскоязычного населения из республики. Принятые меры дают положительные результаты. Только в

л

Тарумовский район в 2011 г. возвратились 40 русскоязычных семей1.

В последнее время в общественно-политической и духовной сферах жизни дагестанцев заметную роль играют религия и религиозные организации. Правительство, все государственные структуры нашей республики оказывают религиозным организациям необходимое содействие в решении многих проблем. Формирование нормальных взаимоотношений государственных и религиозных организаций, основанных на уважении к закону, - одно из главных направлений деятельности Комитета правительства РД по делам религий. Одним из важнейших аспектов взаимодействия и сотрудничества государства с религиозными объединениями в Дагестане является достижение межнационального и межконфессионального мира и согласия.

Религиозные деятели нашей республики ведут активную работу по духовно-нравственному оздоровлению общества, борьбу с такими пороками современной жизни, как наркомания, алкоголизм, проституция, призывают хранить дагестанские семейные устои, нравственные традиции, заботиться о стариках и правильно воспитывать детей. Все это способствует оздоровлению общественно-политической ситуации, укреплению межэтнического мира и согласия в нашем горном крае.

Следует отметить, что почти во всех северокавказских республиках активно проявляют себя сторонники радикальных

1

См.: Дагестанская правда, 2012, 23 марта.

исламских течений, стремящиеся использовать межнациональные отношения в политических целях с намерением вытеснения России с Кавказа. В этой связи руководители полиэтнического региона, каким является Северный Кавказ, принимают действенные меры упреждающего характера по наведению порядка в регионе, понимая при этом всю глубину и ответственность вопроса.

В Республике Дагестан имеются еще немало проблем, препятствующих развитию демократии. Они связаны с миграционными процессами, культурой поведения, воспитания и образования молодежи, ее интеграцией в общероссийское культурное пространство. Это проблемы репрессированных народов, насильственно переселенных, разделенных границами. Это проблемы занятости, особенно молодежи, здравоохранения, разрыв между бедностью и богатством, коррупция; медленно развивающаяся экономика; дотационность бюджета республики1. Руководство республики решает их последовательно.

Межнациональное согласие выступает важнейшим требованием времени, одним из главных условий развития страны, становления гражданского общества.

Чтобы реализовать задачи демократического реформирования общества, качественного улучшения жизненного уровня населения, России необходимо ориентироваться на такой путь развития гражданского общества, который соответствовал бы историческим традициям и социокультурной специфике страны, а также передовым тенденциям мирового развития эпохи глобализации.

Сегодня в государстве нашем кипят страсти: происходят митинги, шествия, дискуссии, так называемые протестные выступления и т.д. Это нормальный процесс функционирования открытого, демократического государства, формирования гражданского общества. Но главное состоит в том, чтобы они происходили в рамках правового поля и чтобы не допустить в ходе этих страстей и политических баталий социального взрыва в нашем обществе. Огромная ответственность в этом отношении ложится на политическую власть. Она должна стремиться преодолеть в стране культуру конфронтации и формировать культуру согласия, которая способна обеспечить обществу стабильность. При этом будет полезным обращаться к историческому опыту народов в укреплении межнациональных отношений.

Народами Дагестана накоплен богатый опыт межнационального общения, позволяющий обеспечить межэтническое согласие в республике. Полагаем, что опыт Дагестана заслуживает в наши дни, переполненные тревогами и опасностями, внимания и изучения. Не менее он ценен (в известном смысле) как ориентир для всей России.

См.: III съезд народов Дагестана // Народы Дагестана, 2011, №1, с. 8-9.

Происходящие на Северном Кавказе события показывают, что главной угрозой жизни и благополучия граждан остаются экстремизм и терроризм, которые подрывают общественную стабильность, мешают проведению реформ не только в регионе, но России в целом.

В работе по обеспечению межнационального согласия и единства в нашей стране в целом и Северокавказском регионе, в частности, следует использовать значительный духовно-нравственный потенциал исламской культуры, совершенствуя при этом качество исламского образования и просвещения.

Гасанов Н.Н. Межнациональное согласие - главное условие развития России (на материалах полиэтнического Дагестана). Статья посвящена формированию межнационального согласия. Освещается опыт народов Дагестана по сохранению единства, стабильности и межэтнического согласия в полиэтническом регионе.

Ключевые слова: единство, межнациональное согласие, дагестанское единство, традиция, межэтническая толерантность, русская культура, культура согласия.

Gasanov N.N. Interethnic Harmony as the Main Condition of the Development of Russia (on the data of polyethnic Daghestan). The article deals with forming of interethnic harmony. The Daghestan peoples experience in maintaining unity, stability and interethnic harmony in the polyethnic region is described.

Key words: unity, interethnic harmony, Dagestanian unity, tradition, interethnic tolerance, Russian culture, culture of harmony.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.