Научная статья на тему 'О нравственном и правовом воспитании'

О нравственном и правовом воспитании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
244
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LAW CULTURE / НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / MORAL CULTURE / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / CULTURE OF INTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гасанов Нариман Набиевич, Даибов Ю.Х., Магаррамов М.Д.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с нравственным и правовым воспитанием в нашем обществе, анализируются причины сохранения негативных явлений в сфере нравственных и правовых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Moral and Law Education

The article deals witch the problems of moral and law education in our society. The reasons of lasting negative phenomena in the sphere of moral and legal relations are analyzed.

Текст научной работы на тему «О нравственном и правовом воспитании»

Человек и общество

Н.Н. ГАСАНОВ кандидат философских наук, профессор кафедры политологии и социологии Дагестанского государственного педагогического университета

Ю.Х. ДАИБОВ доцент кафедры политологии и социологии Дагестанского государственного педагогического университета

М.Д. МАГАРРАМОВ доктор философских наук, профессор, и.о. заведующего кафедрой политологии и социологии Дагестанского государственного педагогического университета'

О нравственном и правовом воспитании

Сегодня перед Россией стоит множество задач: экономические и политические, социальные и духовные, экологические и финансовые, тактические и стратегические. Решение их сводится к одной общей задаче - возрождению страны. Модернизация общества - чрезвычайно сложная задача, требующая много времени и усилий, высокой культуры вообще, нравственной и правовой, в частности, осознания россиянами остроты переживаемого момента, его переломного характера.

Демократизация страны, её всестороннее совершенствование, дальнейшее общественно-политическое и духовное развитие немыслимы без повышения уровня нравственного и правового воспитания. Сегодня, мягко говоря, у нас в этих сферах не всё благополучно.

В последние годы немало говорят и пишут о падении нравов, духовном кризисе и правовом нигилизме в нашем современном обществе. Причиной этого могут быть и отход от религиозной веры с её нравственными канонами, и забвение заветов предков, и разлагающее влияние индивидуалистически меркантильного менталитета Запада. Не согласиться с этим невозможно.

Однако при этом как-то не обращается особого внимания на то, что подобные состояния обычно переживают едва ли не все общества в переломные моменты их истории, когда в них происходит мировоззренческая и массовая «смена вех», когда они проходят через «смутные» времена. Такой переломный период переживает ныне и наша страна.

Отход от марксисткой идеологии, который сопровождался распадом многонациональной страны, обусловил грандиозный духовный кризис российского социума, разброд и шатание в умах, идейный вакуум. Образовавшийся вакуум привел к разрушению единого социокультурного пространства, духовно-нравственных ценностей, правовому беспределу, породил безнадзорность и беспризорность детей и подростков, способствовал значительному росту преступности, наркомании, алкоголизма и т.д. Усилиями либералов разрушена формировавшаяся долгие годы система внешкольного и школьного образования - сердцевина культурного и нравственно-правового развития общества.

После распада Союза общество столкнулось с попыткой «реформаторов» сформировать в стране атмосферу антисолидаризма, антипатриотизма, антигуманизма, социальной нетерпимости, ненависти, шовинизма, ксенофобии. Это было основной целью российских либералов 90-х гг. прошлого столетия. Благодаря им тема патриотизма «ушла» в те годы из содержания образования и воспитания. Это не случайно. Будучи одним из важнейших принципов национальной политики, патриотизм является важнейшим фактором консолидации, согласования интересов различных групп и движений общества.

И по сей день вопрос о методах воспитания патриотизма носит дискуссионный характер, является предметом острого обсуждения в обществе1. К сожалению, продолжаются разрушительные процессы в социокультурной сфере и в области духовно-нравственного и правового воспитания.

В этой связи нельзя не согласиться с профессором А.В. Мироновым, который пишет, что «начавшийся 20 лет назад процесс вымывания традиций культуры и деградации духовного сознания

* Гасанов Нариман Набиевич, e-mail: proekt-1964@mail.ru

1 См.: Абдуллаев М.А. Особенности проявления патриотизма в российском обществе в современных условиях // Особенности проявления патриотизма в современном российском обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2012; Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий //Социологические исследования, 2006, №8; Самсонова Т.Н. К вопросу о патриотизме в современной России // Ломоносовские чтения, 2008, М., 2008.

усиливается, особенно процесс пересмотра духовно-нравственных ориентиров, идеалов, норм и принципов поведения. Под видом пресловутого процесса деидеологизации и свободного обмена культурными ценностями идет широчайшим фронтом распространение масскультуры. Молодежная культура всё более утрачивает общекультурные характеристики»2.

О серьезности положения в рассматриваемой сфере пишет и известный писатель, поэт и публицист А. Бобров: «Безграмотность, усугубленная введением ЕГЭ в средних школах, нравственное одичание, полная потеря духовных ориентиров, культ эгоизма и наживы любой ценой, равнодушие к родной земле, забвение традиций и отсутствие того, что называется «укладом жизни», деградация отношений между мужчиной и женщиной, а следовательно, обесценивание семьи - все это ставит Россию на грань небытия... Государство полностью освободило себя от функции общественного воспитания. Само слово «воспитание» приобрело оттенок дурновкусия - как нечто безнадежно устаревшее и не актуальное для новой российской жизни»3.

К сожалению, продолжаются недостойные попытки тотальной дегероизации истории нашей страны, особенно советского периода, и дискредитации исторических и политических деятелей, выдающихся личностей, героев войны и труда4. Всё это работает не на созидание и консолидацию общества, не на формирование у граждан нравственных и правовых принципов, а на усиление центробежных националистических сил.

Задумаемся над тревожным предостережением замечательного российского историка С.М. Соловьева, писавшего, что «народ, который не умеет чтить великих людей своего прошедшего, не достоин иметь их в будущем»5. Это предостережение относится не только к отдельной стране, но и ко всему человечеству. Родина, семья, дети - вот великие ценности, которые пронизывают всю историю человечества, отечественную историю.

Духовно-нравственные ценности в России настолько деформированы, что такие понятия, как добро, долг, совесть, коллективизм, дружба народов, честь и достоинство, ответственность и порядочность, семья и т.д. сегодня не в моде. Зато на первом плане - культ эгоизма и наживы любой ценой, карьера любыми способами. Это аморально и противоправно.

Между тем нравственное и правовое воспитание диктует необходимость воспитывать у граждан чувство собственного достоинства и уважения его в других людях. Уважение достоинства личности не дань приличию, а сила, которая повышает нравственный потенциал человека и всего общества в целом. Человек, дорожащий своим достоинством, уважающий себя, своих близких и друзей, не может не уважать других, не ценить их достоинств. Однако в этом деле не всё благополучно в нашем обществе. В России идет сложный духовный поиск, который наряду с ростом национального самосознания сопровождается проявлением этнического эгоизма, ксенофобии и бытового национализма, усилением различных радикальных течений, этнического, религиозно-политического экстремизма.

Мы считали и считаем, что дагестанец, будучи в других регионах страны, должен уважать традиции народов этих регионов. Он, где бы ни жил и ни работал, призван соблюдать российские правовые нормы, взаимоуважительную поведенческую культуру. Большинство дагестанцев за пределами республики ведет себя достойно. Вместе с тем есть факты, когда отдельные дагестанцы совершают поступки, не совместимые с моральными и правовыми требованиями, вековыми традициями народов Дагестана. Мы осуждаем подобные недостойные поступки, они не приемлемы дагестанскому менталитету. В наше время особенно дорого всё, что сближает представителей разных народов. Дагестанцы гордятся героической историей и культурой нашей страны. Они уверены в том, что и впредь Республика Дагестан будет играть консолидирующую роль в развитии нашего общества.

Вопросы нравственного и правового воспитания имеют непосредственное отношение к семье. Она, будучи частью общества, также находится в кризисе. Отражением семейного кризиса служат такие явления, как разрушение семейных традиций, ценностей, падение рождаемости, рост количества разводов, большого числа бездетных семей; рост числа несовершеннолетних правонарушителей, безнадзорных подростков, детей-сирот; резкое сокращение количества заключенных браков и одновременно рост внебрачной рождаемости; рост числа психически нездоровых людей, алкоголиков, наркоманов, токсикоманов, проституток, самоубийц и т.д. Всё это привело к «деградации личности и деформации социально-нравственных отношений»6.

2 Миронов А.В. Еще раз о том, что происходит с духовной культурой в России // Социально-гуманитарные знания, 2012, №4, с 177.

3 Там же, 178-179.

4 См.: Миронов А.В. Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве современной России // Социально-гуманитарные знания, 2007, №2, с. 42-43; Самсонова Т.Н. О гражданском воспитании в условиях институциональных изменений в современной России. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 2012, №2, с. 46.

5 Цит. по: Девятова С.В., Купцов В.И. Современная Россия и стратегия её развития до 2020 // Социально-гуманитарные знания, 2010, №1, с. 22.

6 См. : Россия: надежды и прогнозы.(Интервью академика Г.В. Осипова) // Социально-политический журнал, 2004, №3-6, с. 14-15.

Непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме имеют вопросы борьбы с алкоголизмом и наркоманией. Россия за короткое время превратилась в страну, в которой угрожающе стала расти наркомания. Если в 1985 г. в стране было 46 тыс. лиц, потребляющих наркотики, то в 2006 г. их насчитывалось, по официальным данным, уже 4 млн. В 2005 г. от потребления наркотиков погибло около 100 тыс. человек7. Наркомания в нашей стране молодеет. Средний возраст молодёжи, приобщающейся к наркотикам, 15-17 лет, однако, всё чаще фиксируются случаи, когда их употребляют дети 11-13 лет.

Остро стоят эти проблемы и в нашей республике. На 1 октября 2012 г. в Дагестане, по официальным зарегистрированным данным, на учёте в наркологическом диспансере республики состояло 6348 потребителей наркотических средств, в том числе страдающих наркоманией - 4678, наркопотребителей - 1363, токсикоманов - 171, токсикопотребителей - 136. Из этого общего числа особую тревогу вызывает регистрация наркомании среди женщин - 21 человек, а также 58 подростков и 142 лица призывного возраста. Одним из основных факторов риска, обусловливающих тенденцию роста наркомании, является миграция населения в результате этнических и региональных конфликтов. Появились неизвестные ранее наркотики. Только за 2011 г. мир узнал более чем о 40 неизвестных ранее, так называемых дизайнерских наркотиков1. Проблема эта не только медицинская и правовая, но и нравственная.

При рассмотрении сложного процесса нравственного и правового воспитания следует учитывать разнообразные факторы, участвующие в нем, а не ограничиваться тем, что сама жизнь прививает людям нравственность и законопослушание. Как известно, усвоение моральных и правовых принципов и норм осуществляется в процессе преобразовательной деятельности. В то же время нельзя утверждать, что изменение самой общественной жизни в сторону гуманизации и есть нравственное и правовое воспитание. В действительности наряду с изменением общественной жизни, являющейся объективным и определяющим фактором формирования нравственной личности, относительно самостоятельным фактором выступает собственно нравственное воспитание. В данном случае речь идет о целенаправленном воздействии на человека с целью приобщения его к накопленному обществом моральному опыту, к установленным в обществе нормам нравственного поведения, привития ему моральных качеств.

Главная цель нравственного воспитания - формирование высоконравственной личности. Цель эта достигается через постановку и решение конкретных задач данного аспекта воспитания. Если установление цели является первым исходным требованием при определении эффективности воспитания, то нравственная воспитанность выступает вторым таким требованием.

Таким образом, нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоения индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способность ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении8.

Что же касается правового воспитания, то оно «включает в себя правовую пропаганду, воспитание в духе уважения к законам и нормам права, формирование активной жизненной позиции к антиобщественным действиям и нарушителям общественного порядка»9. Речь идет о процессе систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности для подготовки индивида к осмыслению и освоению законов и норм права, действующих в обществе.

Правовое воспитание современной молодежи сегодня является столь же актуальной задачей современного российского общества, как и нравственное. В самом деле, нынешняя криминогенная обстановка в российском обществе, захлестнувшая его волна преступности в большей степени обусловлены слабым правовым воспитанием подрастающего поколения. Ведь очевидно, что и индивидуальное, и массовое правовое общественное сознание, степень их развитости во многом обусловлены феноменами воспитания и образования. А как же обстоят с этим дела в нашем обществе?

Вопросы повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан стали предметом пристального внимания со стороны высшего политического руководства страны. Бывший Президент РФ Д.А. Медведев издал указ «Основы государственной политики РФ в области повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан». Среди юридической общественности продолжается процесс обсуждения концептуальных положений этого весьма важного для страны правового документа и несмотря на очевидность и необходимость срочного применения мер многие руководители средних, среднеспециальных и высших учебных заведений не вводят курс «Правоведение» в образовательный процесс в качестве основного для изучения.

7 См.: Девятова С.В., Купцов В.И. Россия в современном мире // Социально-гуманитарные знания, 2007, №6, с. 25. 1 См.: Дагестанская правда, 2012, № 302, 13 октября, с.1-2.

8 См.: Словарь по этике. М., 1989, с. 44.

9 См.: Краткий педагогический словарь пропагандиста. М., 1984, с. 198.

Это может привести к тому, что подрастающее поколение граждан современной России в рамках образовательного процесса будет ущемленным в плане постижения элементарных азов юриспруденции и из-за незнания норм действующего права крайне слабо будет разбираться в требованиях современной российской правовой системы и обречено на совершение разного рода административных проступков и преступлений. В связи с этим необходимо усилить воспитательную и профилактическую работу инспекций по делам несовершеннолетних, работников полиции, прикрепленных к средним общеобразовательным школам. Именно они должны находиться в тесном контакте с молодежью, проводить различные мероприятия правового характера.

Не следует умалять роль семьи в правовом воспитании детей. Родители, как и учителя, также находятся в тесном контакте с учащимися. Личный нравственный и законопослушный пример каждого родителя мог бы стать и правовым, и нравственным ориентиром для подрастающего поколения. Мы не ошибёмся, если скажем, что совместное синкретичное и консонансное правовое воспитание родителей, педагогов, работников правоохранительных и правоприменительных органов является важной доминантной составляющей правового воспитания и просвещения несовершеннолетних.

В правовом воспитании и образовании молодёжи должна быть преемственность между всеми уровнями существующей системы образования. Если в рамках начального образования обучающиеся получают азы правовой грамотности, то на уровне среднего они должны расширяться и, наконец, на уровне высшего образования - углубляться. То есть каждый выпускник высшего учебного заведения должен иметь достаточно чёткие представления обо всех существующих отраслях современного российского и международного права, применять в повседневной жизни, быть образцом в соблюдении закона и установленного правопорядка. Только юридически грамотное и образованное население может составить образец правовой культуры, без которой немыслимы процессы формирования основ правового государства и развитого гражданского общества, реальной защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.

На наш взгляд, усилия правового воспитания необходимо сосредоточить по двум направлениям. Во первых, следует усилить и совершенствовать правовую информированность граждан, в частности, основополагающих статей конституции РФ о правах, свободах и обязанностях граждан. Во-вторых, правовая информированность должна быть нацелена на то, чтобы она была усвоена личностью и стала частью ее индивидуального сознания, а затем и практической рекомендацией к действию.

Первое из указанных направлений правового воспитания способствует тому, что граждане получают достаточное количество правовых знаний, которые помогают им правильно ориентироваться в общественной жизни. Второе направление правового воспитания - это проникновение во внутренний мир человека, что касается и его правосознания, позитивный либо искаженный характер которого проявляется в правомерном или в противоправном поведении

И нравственное, и правовое воспитание - не стихийный процесс, а оно осуществляется социальными институтами воспитания на всех уровнях - в семье, в детских дошкольных учреждениях, в школе, высших учебных заведениях, в трудовых и армейских ассоциациях, по месту жительства. К сожалению, сложившаяся ранее система нравственного и правового воспитания разрушена, а альтернативы нет. Поэтому, на наш взгляд, важнейшей задачей сегодня является пропаганда Конституции РФ, ознакомление населения с правами, свободами и обязанностями граждан, воспитание правовой культуры.

В истории мировой социологии не раз предпринимались попытки понять мораль и право как первооснову всего социального бытия. Соответственно и все социальные катаклизмы объяснялись разрушением моральных или правовых устоев тех или других обществ. Так, Ф.М. Вольтер, к примеру, полагал, что разрушение Римской империи было обусловлено падением нравов античных римлян, а французские энциклопедисты и русские просветители считали, что реформы нравов следует начинать с реформ законов.

По поводу этого можно спорить, но сомневаться в том, что роль конкретно понимаемых и морали, и права очень велика в реальной жизни, не приходится. Следовательно, столь же велика роль и конкретно понимаемого нравственного и правового воспитания. Как мы имели возможность убедиться, современные социологи и педагоги тоже отдают себе в этом отчет.

Но что представляют собой сегодня мораль и право конкретно? Определенный интерес в этом отношении вызывает точка зрения бывшего Президента страны, а ныне Председателя правительства РФ Д.А. Медведева, высказанная им в связи с новациями последней Конституции нашей страны: «В России на протяжении веков господствовал культ государства и мнимой мудрости административного аппарата. Отдельный человек с его правами и свободами, личными интересами и проблемами воспринимался в лучшем случае как средство, а в худшем - как помеха для укрепления государственного могущества... Поэтому принятие в 1993 году Основного Закона,

провозгласившего высшей ценностью человека, его права и собственность, стало беспрецедентным событием истории российской нации»10.

Председатель правительства прав. К сказанному им имеет смысл лишь добавить, что четко обозначенный им гуманистический ценностный приоритет в современных условиях впервые обрел у нас такой статус не только на высшем правовом, но и на высшем моральном уровне. Быть может, не всеми нашими согражданами эта мысль и, тем более, вытекающие из неё последствия и практически-политические необходимости в полной мере осознаны, но её принципиальная истинность вряд ли может быть кем-либо подвергнута какому-то сомнению.

Итак, жизнь, права и личные свободы человека (индивида, субъекта, личности) независимо от пола, возраста, национальной и религиозной самоидентификации и т.п. - вот что составляет в нашем государстве в наши дни квинтэссенцию нравственных принципов и юридических норм. Или, как минимум, призвано составить. В этом заключается конкретизация понимания последних применительно к условиям места и времени. Взаимно дополняя друг друга, мораль и право в этом отношении оказываются незаменимым средством реального достижения реального гуманизма.

Следует подчеркнуть, что в Республике Дагестан в последние годы оживилась работа в различных направлениях нравственного и правового воспитания. Так, приняты законы РД «О профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании в Республике Дагестан» и «О защите личной и общественной нравственности», которые стали значительными нормативными актами, направленными на оздоровление морально-правовой обстановки в республике.

Бывают определенные периоды исторических спадов и подъемов нравственного состояния общества. Сегодня страна еще не преодолела трудное время. Но нам представляется, что снова начнется подъем нравственного и правового состояния нашего общества, возрождения в нем коллективистских, гуманистических ценностей.

Воспитание, как известно, осуществляется в разных сферах. В этом смысле можно говорить о трудовом, эстетическом, политическом, религиозном, научном воспитании. Они находятся в сложном и динамичном взаимодействии друг с другом. И все они контактируют с нравственным и правовым воспитанием.

Как конкретно в свете рассматриваемой проблемы может быть представлено такое контактирование?

Представляется, что во всех этих воспитательных сферах акцент должен делаться на упомянутый гуманистический ценностный приоритет. Это может осуществляться в самых разнообразных формах и их выбор или разработка - широчайшее поле деятельности воспитателя и педагога практически любой специализации или предметного профиля, богатейший спектр возможностей для реализации его творческой фантазии и таланта.

В гуманизме и состоит ныне единство цели всего нашего воспитания вообще, нравственного и правового воспитания, в частности.

Сегодняшние реалии диктуют необходимость повышения уровня нравственного и правового воспитания молодёжи. В стране ослаблено внимание к этой проблеме. Это отразилось в воспитательной работе не только в учреждениях образования, но и в семье. В условиях нашего многонационального региона особое значение имеет интернациональное воспитание. Интернационализм был и остается одним из главных принципов нравственного воспитания. Несмотря на то, что после развала СССР интернационализм подвергается остракизму, конечно, не без помощи близоруких либералов, он имеет будущее. Сущность его - в солидарности не только в узком, но и в широком смысле слова, в общепланетарной солидарности людей, благодаря чему живет и развивается человечество.

Дагестан уникален не только своим языковым и национальным многообразием, но и моральным, этическим опытом общения. Исторически нравственным регулятором всегда были обычаи и традиции, что дагестанцы называют адатом. На основе адата столетиями создавался так называемый этикет горцев, или «намус». В нем были определены основные принципы взаимоотношения и взаимоуважения полов, личностей, представителей различных народов и религий.

Обеспечить преемственность векового традиционного опыта народов Дагестана, опираясь на лучшие исконные традиции, воспитывать современную молодежь в духе единения, патриотизма, дружбы народов, веротерпимости - одна из главных задач, стоящих перед современным обществом. Важнейшей нравственной традицией сегодня стало единство народов Дагестана. Она передавалась нам из поколения в поколение. Эта традиция помогает дагестанцам возродить республику в составе Российской Федерации.

Как высочайшую ценность из поколения в поколение передавали наши предки народный, нравственный кодекс горской чести, основанный на авторитете старших, веротерпимости, скромности в быту, мужестве, трудолюбии, патриотизме, уважении к женщине - горянке. Обстоятельно о затронутых вопросах пишут многие дагестанские авторы.

10 Российская газета. Неделя, 2008, 6-12 ноября.

Известно, что в формировании нравственной и правовой культуры у молодежи участвуют политические и социальные институты. Среди них семья играет чуть ли не главную роль. Но в семьях на сегодня отсутствует целенаправленная и продуманная воспитательная работа. Низкая культура семейного общения, неумение наладить связи и отношения друг с другом выступают дестабилизирующим фактором и разрушительно влияют на супружеские отношения, ухудшают психологический климат в семье. В этой связи нельзя не согласиться с мнением профессора М.А Абдуллаева, который подчеркивает, «чтобы добиться какого-то перелома в воспитании детей и молодежи, нужно в первую очередь изменить отношение родителей к проблеме их формирования»11. Отсюда необходимость педагогического просвещения родителей. Этим могли бы заняться учителя. К сожалению, сегодня такая работа не проводится в должной мере.

В связи с вышеизложенным актуализируется вопрос о формировании культуры межнационального общения, которая имеет непосредственное отношение к данной статье.

Общение - межличностное взаимодействие людей, членов общества, представителей отдельных социальных групп, осуществляемое на основе отражения социальной действительности, формирующее у людей историческую память, обогащающее их социальными ценностями, созданными человечеством, включающее граждан общества в совместную деятельность во имя созидания и согласия.

На наш взгляд, общение не самоцель. Оно предполагает на всех уровнях (межличностном и международном) высокую культуру. В свою очередь, культура общения - это внимание к человеку, его мнению, толерантность, милосердие, уважение к личности независимо от национальности. Что же касается культуры межнационального общения, то она, на наш взгляд, представляет стиль или способ общения между людьми различной национальной, самоотнесенности, при котором в приоритетное положение при всех обстоятельствах ставятся общечеловеческое достоинство и честь.

В данном смысле понятие «культура межнационального общения» становится производным от понятия «интернационализм» и, с нашей точки зрения, это правомерно. Нет нормального межнационального общения без интернационализма, подвергнутого, как отмечалось ранее, остракизму. А интернационализм немыслим без признания приоритета личности независимо от национальности.

Известно, что формирование нравственной и правовой культуры тесно связано с культурой межнационального общения. Культура межнационального общения - это атрибут любой сферы межнациональных отношений. Следует подчеркнуть, что в предыдущие годы в дагестанском обществе сложились определенные традиции взаимоотношений между представителями разных этносов, содержавшие много ценного и полезного. К сожалению, они незаслуженно забыты. Поэтому очень важно возродить лучшее из опыта межнационального общения, вернуться к подлинным ценностям патриотизма и интернационализма, противопоставив их проявляющимся тенденциям национальной ограниченности и эгоизму.

Говоря о необходимости формирования культуры межнационального общения, следует отметить, что о ней можно говорить в том случае, если в процессе общения люди разных национальностей понимают свою приверженность к единой по своему содержанию и направленности общечеловеческой культуре.

Важное место в формировании культуры межнационального общения занимает семья. В этом плане следует отметить, что к концу 90-х гг. прошлого века в Дагестане примерно каждая шестая семья состояла из представителей различных национальностей12. По сути, это была значительная прослойка, во многом влиявшая на развитие важных процессов в обществе: демографических, межэтнических, социальных и др. Сегодня этот показатель гораздо ниже.

Наряду с семьей важную роль выполняют учебные, трудовые и иные коллективы. Труд людей, составляющих коллектив, представляет собой их совместную деятельность. Связь в процессе этой деятельности выступает либо в виде непосредственных контактов, либо реализуется через обмен продуктами работников, непосредственно общающихся между собой.

Отношения дружбы и сотрудничества способствуют сплочению в единый коллектив. Это социальные отношения, но они одновременно выступают и как национальные, если представители разных социальных групп оказываются людьми разных национальностей. Постоянное общение людей в процессе производства создает в многонациональном коллективе социально-психологический климат, благоприятный для обмена духовными ценностями, взаимовлияния положительных традиций, для выработки у них общих черт культуры, для их сближения и укрепления дружбы между ними.

11 Абдуллаев М.А. Нравственные традиции горцев и современная молодежь. Наше культурное наследие // Информационный бюллетень, №2. Махачкала, 2005, с. 8.

12 См.: Шахбанова М.М. Отношения к межнациональным бракам в этническом сознании дагестанцев // Социс, 2008, №11, с. 72-76.

Исключительно большое значение в формировании культуры межнационального общения различных социальных групп населения имеет дальнейшее развитие языковой жизни нашего общества. В современных условиях расширяются возможности национальных языков как средства общения на основе их совершенствования и взаимообогащения. В Дагестане, например, в этом направлении проделано немало: изучается литература и история народов Дагестана, в школах и вузах изучают родные языки. Большое внимание в республике уделяется изучению и русского языка, который исторически стал языком межнационального общения.

Составной частью культуры межнационального общения выступают нравственные требования, выражающиеся в необходимости соблюдения такта, уважения, доброжелательности во взаимоотношениях с представителями различных национальностей. Равнодушие, пренебрежительное отношение к национальной культуре, языку, традициям той или иной национальности всегда таят в себе угрозу негативных явлений.

Реальность свидетельствует о том, что сегодня в условиях рыночной экономики постепенно забывается идея интернационального единения народов, кругом формируются сотни предприятий, бирж, банков и иных ассоциаций исключительно из лиц одной национальности. В общественной жизни возрождается культ землячества, культ национального эгоизма. В связи с этим нередко приходится сталкиваться с отсутствием положительной мотивации к восприятию инонациональной среды или установкой на неприятие культуры других народов.

Таким образом, нравственное и правовое воспитание молодёжи должно зиждиться на научных основаниях этики и юриспруденции, в соответствии с которыми мораль и право, являясь совершенно самостоятельными феноменами общественной жизни, образуют две формы общественного сознания - моральное и правовое. Они служат реальными рычагами обеспечения должного нравственного и правового поведения молодёжи. Поэтому для совершенно сознательного и со знанием дела движения к цивилизованному обществу и государству почти все нормы права должны корреспондироваться с моралью, реализовать её гуманистическую сущность. Такой вывод является результатом синкретичного рассмотрения нами морали и права.

Нравственное и правовое воспитание современной молодёжи, моральное и правовое её взросление являются важнейшими задачами современного российского общества, залогом успешности проводимых реформ, обновления и модернизации всех сфер жизни общества. Все это может стать реальностью при условии, когда морально-нравственные и правовые нормы, их интериоризация и практическое выполнение станут частью образа жизни молодёжи, всех членов общества. Сказанное является одной из важных панацей гармонизации и гуманизации межличностных отношений на улице, в школе, вузе, семье, трудовых коллективах, а также во всём обществе. При таком исходе дела в стране будут минимизированы случаи наркомании и алкоголизации молодежи, смертности из-за неё, суицидов, подростковой преступности, межнациональных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Перечисленные асоциальные явления по живому раздирают общественный организм, вносят в него элементы разложения, деградации, смуты, недовольства и конфликтности. Ключ к решению обозначенных в публикации проблем - в проведении сознательных и целенаправленных мероприятий семьями, школами, вузами и другими учреждениями воспитания и образования, направленных на привитие молодёжи нравственной и правовой культуры, сущностного изменения их индивидуального и массового общественного нравственного и правового сознания. Будет величайшей ошибкой при решении таких проблем уповать на силу и авторитет одних только права, закона и подзаконных актов. Нужна реальная воздействующая регулятивная роль морали в решении таких проблем. Нужен синкретизм морали и права, должного правового и нравственного поведения, общественно одобряемых нравственных и правовых поступков. Для достижения такого состояния нужно постоянно и систематически, не жалея сил и энергии, работать над морально-нравственным, правовым воспитанием современной молодёжи, без которой мы не сможем реально обеспечить процесс строительства правового государства и адекватного ему гражданского общества.

Гасанов Н.Н., Даибов Ю.Х., Магаррамов М.Д. О нравственном и правовом воспитании. В статье рассматриваются вопросы, связанные с нравственным и правовым воспитанием в нашем обществе, анализируются причины сохранения негативных явлений в сфере нравственных и правовых отношений.

Ключевые слова: нравственность, правовая культура, нравственная культура, воспитание, культура общения.

Gasanov N.N., Daibov Yu.Kh., Magarramov M.D. On Moral and Law Education. The article deals witch the problems of moral and law education in our society. The reasons of lasting negative phenomena in the sphere of moral and legal relations are analyzed.

Key words: morality, law culture, moral culture, education, culture of interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.