Научная статья на тему 'О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное воспитание в медицинском вузе / процесс формирования духовнонравственных качеств будущих медиков / education at a medical university / process of forming the spiritual and moral qualities of future doctors

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Статинова Елена Анатольевна, Джоджуа Андзор Георгиевич, Фоминова Наталья Владимировна, Фоминов Виталий Михайлович

Духовнонравственное воспитание в процессе обучения студентов медицинского вуза является одной из приоритетных задач современного образования. Формирование гражданских, духовных и нравственных качеств будущего врача, без которых невозможно становление личности молодого специалиста, рассматривается нами как одно из направлений профессионального воспитания. Без формирования нравственного поведения и облика невозможно становление личности будущего врача. За последние 30 лет усилилось влияние многих негативных факторов, в том числе, соци альноэко но ми чес ких и политических, изменивших мировоззрение молодежи. Это определяет актуальность задач воспитательного процесса в вузе. Свои коррективы вносят военные действия в Донец ком регионе и необходимость применения дистанционного обучения. Целью работы явилось обоснование значимости нравственного воспитания студентов в медицинском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Статинова Елена Анатольевна, Джоджуа Андзор Георгиевич, Фоминова Наталья Владимировна, Фоминов Виталий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS AT A MEDICAL UNIVERSITY

Spiritual and moral education in the learning process of medical university students is one of the priorities of modern education. The formation of the civil, spiritual and moral qualities of a future doctor, without which the formation of the personality of a young specialist is impossible, is considered by us as one of the areas of professional education. Without the formation of moral behavior and appearance, the formation of the personality of a future doctor is impossible. Over the past 30 years, the infl uence of many negative factors, including socioeconomic and political ones, has increased, changing the worldview of young people. This determines the relevance of the tasks of the educational process at the university. Military actions in the Donetsk region and the need to use distance learning make their own adjustments. The purpose of the work was to substantiate the importance of moral education of students in a medical university.

Текст научной работы на тему «О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

УДК /UDC 37.034+61:378.096 EDN MRMOYQ

Статинова Елена Анатольевна

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии и медицинской генетики, ФГБОУ ВО «Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Донецк

Джоджуа Андзор Георгиевич

кандидат медицинских наук, профессор кафедры неврологии и медицинской генетики, ФГБОУ ВО «Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Донецк

Фоминова Наталья Владимировна

кандидат медицинских наук, ассистент кафедры неврологии и медицинской генетики, ФГБОУ ВО «Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Донецк

Фоминов Виталий Михайлович

кандидат медицинских наук, доцент кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии, ФГБОУ ВО «Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Донецк

Statinova Elena A.

Doctor of Medical Sciences, Full Professor, Head of the Department of Neurology and Medical Genetics, Federal state budgetary educational institution of higher education M. Gorky Donetsk State Medical University of the Ministry of Health of Russian Federation, Donetsk

Jojua Andzor G.

Candidate of Medical Sciences, Professor of the Department of Neurology and Medical Genetics, Federal state budgetary educational institution of higher education M. Gorky Donetsk State Medical University of the Ministry of Health of Russian Federation, Donetsk

Fominova Natalia V.

Candidate of Medical Sciences, Assistant of the Department of Neurology and Medical Genetics, Federal state budgetary educational institution of higher education M. Gorky Donetsk State Medical University of the Ministry of Health of Russian Federation, Donetsk

Fominov Vitaliy M.

Candidate of Medical Sciences, Docent of the Department of Radial diagnostics and radial therapy, Federal state budgetary educational institution of higher education M. Gorky Donetsk State Medical University of the Ministry of Health of Russian Federation, Donetsk

О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

ABOUT SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS AT A MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация. Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения студентов медицинского вуза является одной из приоритетных задач современного образования. Формирование гражданских, духовных и нравственных качеств будущего врача, без которых невозможно становление личности молодого специалиста, рассматривается нами как одно из направлений профессионального воспитания. Без формирования нравственного поведения и облика невозможно становление личности будущего врача. За последние 30 лет усилилось влияние многих негативных факторов, в том числе, социально-экономических и политических, изменивших мировоззрение молодежи. Это определяет актуальность задач воспитательного процесса в вузе. Свои коррективы вносят военные дей-

ствия в Донецком регионе и необходимость применения дистанционного обучения.

Целью работы явилось обоснование значимости нравственного воспитания студентов в медицинском вузе.

Abstract. Spiritual and moral education in the learning process of medical university students is one of the priorities of modern education. The formation of the civil, spiritual and moral qualities of a future doctor, without which the formation of the personality of a young specialist is impossible, is considered by us as one of the areas of professional education. Without the formation of moral behavior and appearance, the formation of the personality of a future doctor is impossible. Over the past 30 years, the influence of many negative factors, including socio-economic and political ones, has increased, changing the worldview of young people. This determines the

relevance of the tasks of the educational process at the university. Military actions in the Donetsk region and the need to use distance learning make their own adjustments.

The purpose of the work was to substantiate the importance of moral education of students in a medical university.

Ключевые слова: профессиональное воспитание в медицинском вузе, процесс формирования духовно-нравственных качеств будущих медиков.

Keywords: education at a medical university, process of forming the spiritual and moral qualities of future doctors.

Введение

В настоящее время молодежь подвержена большому влиянию массовой культуры, которая нередко действует агрессивно на не сформировавшуюся личность. На фоне успехов цивилизации заметно обостряется духовно-нравственный кризис. Возникает дисгармония в человеческих отношениях. Подмена воспитания «образованием», «обучением», «компетентностью» не была успешной. Без воспитания путь к свободе приводит к падению морали, росту преступности, системному кризису культуры, наркомании, деформации семейных отношений, другими словами - к деградации общества. На современном этапе воспитание имеет конечной целью формирование личности, полезной и нужной обществу. Целью духовно-нравственного воспитания является формирование представлений и нравственных эталонов-ориентиров в отношениях с людьми [1, с. 8]. «Динамика социально-культурных изменений современного общества и необходимость следования им в процессе подготовки будущего выпускника стали главным педагогическом вызовом, стоящим перед образованием и воспитанием в наших вузах. Важным в организации образовательного процесса должно быть сохранение и укрепление традиционной иерархии российских гражданских ценностей с учетом условий динамики изменений в обществе» [2, с. 62]. Студенты на первый курс обучения приходят незнающими жизнь, незнакомыми друг для друга. Они постепенно усваивают этический кодекс обучающихся и постепенно становятся более собранными и уверенными. Глубокое и серьезное изучение всех предметов в медицинском вузе - обязанность каждого студента. Ведь, когда получен диплом врача, возлагается ответственность и перед обществом в целом, а не только перед отдельным больным и его родными.

Нравственное воспитание студентов в медицинском вузе - одна из приоритетных задач современного образования. К другим важным задачам относятся: формирование правового самосознания, гражданской ответственности, самостоятельности, толерантности.

Воспитание будущих врачей - это социально значимая задача, так как глубоко нравственный специалист сможет в полной мере создавать благоприятную психологическую обстановку для больных, оказывать помощь людям, заботиться об их здоровье, способствовать восстановлению трудоспособности и профилактике заболеваний [3, с. 4].

Вузы должны ориентировать студентов, как будущих специалистов, на постоянное совершенствование и самообразование, так как полученные сейчас знания в современном информационном сообществе быстро устаревают.

На современном этапе в основе воспитания студентов медицинских вузов находится формирование духовно-нравственной культуры. У некоторых людей материальные ценности преобладают над духовными, а доброта, сострадание, милосердие не находятся на первом плане у медицинского работника [4, с. 70].

Это важно понять особенно в студенческие годы, в период интенсивного процесса формирования и развития личности. На этом этапе важна роль преподавателя, чтобы выработать у студентов нравственные нормы поведения в обществе, активную жизненную позицию, развить профессиональные навыки и творческие способности. Высокий уровень духовности поможет найти правильный подход к пациентам и коллегам. Учебный процесс находится в неразрывной связи с воспитательным. Студент получает специальное образование и одновременно формирует человеческие качества - доброту, сострадание, милосердие, ведь без них человек не сможет работать в медицине [5, с. 180].

Создание благоприятной среды в ВУЗе позволяет более эффективно взаимодействовать со студентами. При духовно-нравственном воспитании у студента формируется чувство совести, долга, нравственного облика, ответственности, терпения, милосердия, готовности служения людям и Отечеству. Глубокое понимание смысла профессии врача, важности и ценности человеческой жизни, необходимость заботы о ней и сохранении здоровья позволит будущему врачу раскрыть себя в полной мере [6, с. 62].

Особенность нравственного воспитания студентов медицинского вуза состоит в том, что его нельзя отделить от процесса обучения и медицинской практики. Моральный облик студента формируется только в непосредственном контакте с преподавателями и в общении с пациентами. Для успешного воспитания духовно-нравственной личности студента одним из средств является личный пример поведения преподавателя и его отношения к студентам, коллегам, его нравственные качества и профессионализм. Проблемам этики

и деонтологии должно уделяться особое внимание на практических занятиях и лекциях, заседаниях студенческого научного кружка. Процесс нравственного воспитания должен гармонично сочетаться с целями и задачами программ обучения [6, с. 62]. В настоящее время, когда идут военные действия в Донецком регионе и обучение в основном дистанционное, это делать затруднительно.

Наше поколение по праву гордится отечественными великими историческими личностями и корифеями медицины. Историческая память помогает строить наше будущее и воспитывать гармонично развитую личность. Одной из главных задач является выявление среди студентов достойных продолжателей начинаний наших великих медиков. Труды выдающихся корифеев медицины приобщают подрастающее поколение к высоким идеям, воспитанию студентов в духе уважения к нашей богатой истории.

Методология и результаты

Анализ трудов исследователей [3, с. 4; 5, с. 180; 6, с. 62 и др.] позволил выделить 6 главных направлений в воспитательном процессе образовательного учреждения:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к свободам, правам и обязанностям человека;

- воспитание ценностного отношения к окружающей среде, природе;

- воспитание этического сознания и нравственных чувств;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к жизни, труду;

- формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и здоровью;

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических ценностях и идеалах.

Готовых рецептов воспитания духовно-нравственной культуры не существует. Непрерывное пробуждение в студентах «разумного, доброго, вечного» составляет сущность духовности и нравственности.

Этический кодекс учит уважительно относиться к профессорско-преподавательскому составу, работникам среднего и младшего медицинского звена, обычаям, традициям и языкам разных национальностей. Во время обучения студенты активно наблюдают за врачебной деятельностью преподавателей, как они общаются с пациентами, учатся приобретать мануальные навыки, развивать клиническое мышление, обучаясь в кружках и семинарах. Сила слова врача определяет успех лечения.

В ФГБОУ ВО ДонГМУ Минздрава России процесс духовно-нравственного воспитания студентов осуществляется с помощью 2 основных методик:

1. Организация оптимальных условий для формирования личности будущего врача, усвоения духовно-нравственных идеалов и умение их применять в повседневной практике.

2. Построение модели делового общения и диалога с людьми как пример и возможность формирования духовно-нравственных ценностей субъектов образовательного процесса.

Итогом этой работы явилась разработка матрицы оценивания личностных достижений обучающихся (табл. 1).

Анкетирование студентов показало, что они стремятся стать достойными врачами, чтобы получить достаточное материальное содержание, укрепить свое положение в обществе и реализовать свои амбиции.

Основные задачи идейного воспитания студентов -формирование у них научного мировоззрения, совершенствование духовного мира, обогащение их знаний, развитие идейно-нравственных качеств, созна-

Таблица 1

Матрица оценивания личностных достижений обучающихся

Категория оценивания Кластер индикаторов

Гражданский и патриотический аспекты • выражает гражданскую позицию в соответствии с нормами и правилами социального и политического формирования своего государства; • выстраивает корректное общение с представителями других культур и конфессий; • готов отстаивать патриотические позиции, выражать свои ценностные установки; • не допускает (в поступках и общении) проявлений экстремизма в своем окружении и форм насилия

Профессиональное самоопределение • определяет точки роста профессионального развития; • оценивает собственные достижения в соответствии с требованиями рынка; • планирует профессиональную деятельность с позиций «учение сквозь всю жизнь»

Аналитическое мышление • анализирует проблему; выявляет причину; • проводит поиск необходимой информации, систематизирует информацию; • оценивает ситуацию; • приводит аргументы своей точки зрения; • предлагает пути решения выявленной проблемы

тельное отношение к труду, воспитание в духе патриотизма, национальной независимости, межнационального согласия. Не подлежит сомнению, что в сотрудничестве преподавателей, наставников и студентов состоит фактор успеха идеологического и духовно-нравственного воспитания молодежи.

Любое образование всегда осуществляется с определенных взглядов, позиций преподавателей. Л. Н. Толстой писал: «... И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Особенно трудно представить нейтральное преподавание в сфере гуманитарных наук, когда они по своему характеру неоднозначны и субъективны, порой допускают существование противоположных точек зрения на одни и те же процессы и явления [7, с. 28].

Цель гуманитаризации высшего медицинского образования - формирование духовно и нравственно развитого человека, будущего врача, который должен гармонично сочетать профессионализм, образованность, нравственную воспитанность, высокую духовность, усвоить гуманитарную культуру. Нравственная культура врача - не только свойство его личности, которое заслуживает уважения, но и качество, определяющее уровень его профессионализма. Духовно-нравственное воспитание личности возможно только в результате личных усилий, духовной работы каждого преподавателя, врача-практика, среднего медицинского персонала.

При достойном воспитании студенты развивают способность осознавать себя личностями, определяющими для себя духовно-нравственные ценности, грамотно ставящими приоритеты и решающими повседневные проблемы с точки зрения совести [6, с. 63; 8, с. 869].

Студенты всегда должны помнить о том, что клиника - это медицинское учреждение, в котором лечение больных сочетается с педагогической и научно-исследовательской работой. Клиника - важнейший этап обучения студента врачебному искусству; это школа воспитания высокой нравственности и гуманизма -неотъемлемых качеств врача. Занятия студента в клинике - это своеобразное введение в его практическую деятельность. Студент обязан быть образцом высокой морали и культуры и воспитывать эти качества у других. Вежливость, чувство такта, соблюдение деонтоло-гических принципов, предупредительность, снисходительность, простота и скромность - это, прежде всего, необходимые черты личности врача [9, с. 236; 10, с. 32].

И сегодня не потеряли своего значения слова протоиерея Андрея Ткачева: «Есть профессии, требующие невозможного, а именно любви. Любить должен учитель, врач, священник. Если эти трое не любят, то они

не лечат, не учат и не священствуют. Профессиональные навыки нужны им не более, чем лопата землекопу. Всему остальному учит любовь и ее дети: сострадание, внимание и жертвенность».

Молодое поколение имеет право гордиться нашими великими предками, обогащая это наследие, чтобы внести достойный вклад в его преумножение. Неоценима роль вуза в формировании активной гражданской позиции в жизни и соответствующего стиля общественного поведения. У немецкого философа Гегеля есть известная фраза: «Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей». Духовно-нравственное воспитание должно быть неотъемлемой частью образования в медицинском вузе. Формирование профессиональных навыков должно быть в неразрывной связи с духовно-нравственными приоритетами и моральными принципами.

Литература

1. Гуськов А. В., Митин Н. Е., Васильева Т. А. Влияние соблюдения Этического Кодекса, обучающегося РязГМУ на межличностные отношения / Современная система воспитания студента медицинского вуза: состояние и направление развития: материалы научно-практ. конф. ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России. Рязань: РИО РязГМУ 2016. С. 7-8.

2. Зникина Л. С., Боровцов В. А. К вопросу о реализации воспитательного потенциала вуза в процессе подготовки будущих специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 4 (95). С. 60-62.

3. Бахрамова З. С. Духовно-нравственное воспитание студента-стоматолога / Современная система воспитания студента медицинского вуза: состояние и направление развития: материалы научно-практ. конф. ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России. - Рязань: РИО РязГМУ 2016. С. 4-5.

4. Журавлева О. В., Меркурьев В. В. О некоторых ресурсах подготовки молодежи к социально-профессиональной самореализации в условиях вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 3 (51). С. 68-76.

5. Кульбах О. С., Зинкевич Е. Р. К проблеме воспитания студентов медицинских вузов как неотъемлемой части профессионального образования / Мир науки, культуры, образования. 2012. № 4. С. 178-181.

6. Лаптева В. И., Астапенко Е. Ф., Коваленко И. В. Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов медицинского ВУЗа / Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 3. С. 60-64.

7. Блохина Т. А., Диндяев С. В., Кулигин О. В. Культурно-нравственное образование студентов-медиков в системе внеучебной воспитательной работы / Воспитательный процесс в медицинском вузе: теория и практика: сборник научн. трудов по материалам заочной межрегиональной науч.-практ. конференции 29-31.01.2018 г. [Текстовое электронное издание]. Иваново, 2018. С. 27-30.

8. Нурматова Н. А., Жабборова Ю. Д., Умарова Н. Х., Худайбер-диев А. К. Некоторые особенности духовно-нравственного воспитания студентов медицинских вузов / Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 868-870.

9. Ряполова Т. Л., Бойченко А. А. Коуч-наставничество как технология работы с молодыми учеными / Университетская клиника. 2022. Приложение. Т. 2. С. 236.

10. Горюшкин Е. И. Влияние волонтерства на профессионально-личностные качества студентов КГМУ / Профессионально ориентированное волонтерство: актуальное состояние и перспективы : сб. науч. трудов по материалам V Всероссийского форума (18-19 апреля 2018 г., г. Курск) [Электронный ресурс] под ред. В. А. Лазаренко, Т. А. Шульгина, Н. А. Кетова, Е. П. Непочатых. Курск: Изд-во КГМУ 2018. 3,0 Мб. Электрон. опт. диск (CD/R).

References

1. Gus'kov A. V., Mitin N. E., Vasil'eva T. A. Vliyanie soblyudeniya Ehticheskogo Kodeksa obuchayushchegosya RyaZGMU na mezh-lichnostnye otnosheniya [The influence of compliance with the Ethical Code of a student of Ryazan State Medical University on interpersonal relations]. Modern system of education of a medical university student: state and direction of development: materials of the scientific and practical conf. of the Ryazan State Medical University of the Ministry of Health of Russia. Ryazan: RIO Ryazan State Medical University, 2016, pp. 7-8. (In Russian).

2. Znikina L. S., Borovtsov V. A. K voprosu o realizacii vospitatel'nogo potenciala vuza v processe podgotovki budushhix specialistov [To the question of the realization of the educational potential of the university in the process of training future specialists]. Mir nauki, kul'tury', obrazovaniya, 2022, no. 4 (95), pp. 60-62. (In Russian).

3. Bakhramova Z. S. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie studenta-stomatologa [Spiritual and moral education of a dental student]. Modern system of education of a medical university student: state and direction of development: materials of scientific and practical conf. GBOU VPO Ryazan State Medical University of the Ministry of Health of Russia. Ryazan: RIO Ryazan State Medical University, 2016, pp. 4-5. (In Russian).

4. Zhuravleva O. V., Merkur'ev V. V. O nekotorykh resursakh podgotovki molodezhi k social'no-professional'noj samorealizacii v usloviyakh vuza [About some resources for preparing young people for socio-professional self-realization in the conditions of a university] / Professional education in Russia and abroad. 2023, no. 3 (51). pp. 68-76. (In Russian).

5. Kul'bakh O. S., Zinkevich E. R. K probleme vospitaniya studentov medicinskikh vuzov kak neot"emlemoj chasti professional'nogo obrazovaniya [On the problem of educating medical university students as an integral part of professional education]. World of Science, culture, education, 2012, no. 4, pp. 178-181. (In Russian).

6. Lapteva V. I., Astapenko E. F., Kovalenko I. V. Problemy dukhovno-nravstvennogo vospitaniya studentov medicinskogo VUZa [Problems of spiritual and moral education of medical university students]. Personality, family and society: questions of pedagogy and psychology, 2014, no. 3, pp. 60-64. (In Russian).

7. Blokhina T. A., Dindyaev S. V., Kuligin O. V. Kul'turno-nravstvennoe obrazovanie studentov-medikov v sisteme vneuchebnoj vospitatel'noj raboty [Cultural and moral education of medical students in the system of extracurricular educational work]. Educational process in a medical university: theory and practice: collection of scientific papers based on materials of the correspondence interregional scientific and practical conference 29-31.01.2018. Ivanovo, 2018, pp. 27-30. (In Russian).

8. Nurmatova N. A., Zhabborova YU. D., Umarova N. KH., Khudajber-diev A. K. Nekotorye osobennosti dukhovno-nravstvennogo vos-pitaniya studentov medicinskikh vuzov [Some features of spiritual and moral education of medical university students]. Young Scientist, 2014, no. 6 (65), pp. 868-870. (In Russian).

9. Ryapolova T. L., Bojchenko A. A. Kouch-nastavnichestvo kak tekhnologiya raboty s molodymi uchyonymi [Coach-mentoring as a technology for working with young scientists]. University Clinic, 2022, Prilozhenie, vol. 2, pp. 236. (In Russian).

10. Goryushkin E. I. Vliyanie volontyorstva na professional'no-lichnostnye kachestva studentov KGMU [The influence of volunteering on the professional and personal qualities of KSMU students]. Professionally oriented volunteering: current state and prospects: sat. sci. proceedings based on the materials of the V All-Russian Forum (April 18-19, 2018, Kursk) edited by V. A. Lazarenko, T. A. Shulgin, N. A. Ketova, E. P. Nepochatykh. Kursk: Publishing House of KSMU. 2018. 3,0 Mb. Ehlektron. opt. disk (CD/R). (In Russian).

УДК /UDC 377:371.12 EDNFFVYUM

Дмитриева Ирина Анатольевна

заместитель директора по научно-методической работе, ГАПОУ «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства», г. Кемерово

■rarfwWfb.'i

Dmitrieva Irina A.

Deputy Director for Scientific and Methodological Work, Kuzbass College of Architecture, Geodesy and Construction, Kemerovo

ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ASSESSMENT THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT LEVEL OF A NOVICE TEACHER OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация. В статье представлены результаты изучения уровня профессионального развития разных групп педагогов техникума: это молодые специалисты, получившие педагогическое образование и впервые

трудоустроенные в профессиональную образовательную организацию; специалисты, пришедшие с производства, не имеющие педагогического образования и опыта педагогической деятельности; выпускники

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.