ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Лаптева Валерия Игоревна
аспирант кафедры фармакологии Воронежской государственной медицинской
академии имени Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
E-mail: vista. [email protected] Астапенко Екатерина Федоровна студент 4-го курса лечебного факультета Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
E-mail: vista. [email protected] Коваленко Ирина Викторовна аспирант кафедры фармакологии Воронежской государственной медицинской
академии имени Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
E-mail: vista. [email protected]
PROBLEMS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION MEDICAL
STUDENTS
Valeriya Lapteva
postgraduate of Pharmacology department of Voronezh State Medical Academy
named after N.N. Burdenko, Russia Voronezh
Ekaterina Astapenko
student of 4th year of Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko,
Russian Voronezh Irina Kovalenko
postgraduate of Pharmacology department of Voronezh State Medical Academy
named after N.N. Burdenko, Russia Voronezh
АННОТАЦИЯ
Духовно-нравственное воспитание студентов является одной из приоритетных задач современного Российского государства. Становление личности будущего врача невозможно без формирования у него нравственного облика и поведения. Потому целью нашего исследования явилась оценка процесса духовно-нравственного воспитания студентов в ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Выявлено, что за три года обучения в медицинском ВУЗе мировоззрение молодежи меняется, происходит формирование духовно-нравственной доминанты личности, способной помогать людям и оказывать высококвалифицированную помощь.
ABSTRACT
Spiritual and moral education of students is one of the priority tasks of the modern Russian state. Formation of a future doctor is impossible without forming his moral character and behavior. Because the purpose of our study was to evaluate the process of spiritual and moral education of students in VGMA t named after N.N. Burdenko. Found that in the three years of training in a medical Institution changing young people's worldview is the formation of spiritual and moral dominant personality, able to help people and provide highly skilled assistance.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; студенты; медицинские ВУЗы.
Keywords: spiritual and moral education; students; medical universities.
Духовно-нравственное воспитание студентов является одной из приоритетных задач современного Российского государства [1, с. 24]. В Концепции модернизации образования на период до 2010 года говорится, что «воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания — формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности». Духовное воспитание остается приоритетом в образовании и после 2010 года. В связи с этим в последние годы в высшей школе активно внедряется переход педагогической направленности на духовно-нравственное развитие студентов [1; 3; 4].
Студенты медицинского ВУЗа представляют собой особую группу студентов в силу специфики медицинской науки. Воспитание будущих врачей является социально значимой задачей, поскольку только глубоко нравственный, духовный, специалист сможет в полной мере оказывать помощь людям, заботиться об их здоровье, создавать благоприятную психологическую
обстановку для пациентов, способствовать скорейшему восстановлению трудоспособности и профилактике заболеваний.
При определении задач по духовно-нравственному воспитанию студентов важно понимать среду, в которой эти задачи будут решаться. Средовые факторы влияют на успешность воспитания, дают возможность для реализации потенциала студентов. Таким образом, создание благоприятной среды в ВУЗе позволяет максимально эффективно взаимодействовать с молодежью.
Процесс содействия духовно-нравственному становлению будущего врача заключается в формировании у него нравственных чувств (совести, долга, ответственности), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Основная цель духовного развития студентов медицинского ВУЗа заключается в определении смысла профессии врача, ее целей и задач. Только глубокое понимание важности и ценности человеческой жизни, необходимость заботы о ней, потребность в сохранении здоровья позволит молодому специалисту реализоваться в полной мере.
Специфической особенностью нравственного воспитания студентов медицинского ВУЗа является то, что его нельзя обособить от процесса обучения и медицинской практики. Формирование морального облика будущего врача возможно только в непосредственном контакте с педагогами и в процессе практической деятельности, общении с пациентами. При этом не стоит забывать, что направлять и показывать пример должен именно педагог, а процесс духовного воспитания должен гармонично сочетаться с основными целями и задачами образовательных программ и осуществляться под его контролем [2, с. 40].
Процесс духовно-нравственного воспитания студентов в ВГМА им. Н.Н. Бурденко осуществляется посредством двух основных методик:
1. организация оптимальных условий для усвоения духовно-нравственных идеалов в формировании личности будущего врача, умении их применять в повседневной практической деятельности;
2. общение с людьми, являющимися примером духовной жизни, которые могут стать примером для молодежи.
Реализация данных методик осуществляется путем выбора способа подачи материала, построением разнообразных занятий, вовлечением в процесс обучения преподавателя, который являлся бы источником ценностно-ориентационного общения. Особое место в воспитании студентов медицинского ВУЗа является развитие способности осознавать себя личностями, способными определять для себя духовно-нравственные ценности, грамотно ставить приоритеты и решать проблемы, возникающие в повседневной практике с точки зрения совести.
Подтверждением того, что данный подход позволяет осуществлять воспитание молодежи, служит проведенное анкетирование в октябре 2013 года в ВГМА им. Н.Н. Бурденко. В нем участвовали 120 человек (60 первокурсников и 60 студентов 3 курса). Студентам предлагалось ответить на 3 вопроса:
1. Почему Вы решили поступать в медицинский ВУЗ?
2. Какими чертами должен обладать настоящий врач?
3. На чем Вы будете основываться в выбранной профессии?
В результате анкетирования были получены достоверные данные о том, что первокурсники стремятся стать врачами с целью укрепления своего положения в обществе (45 %), получением достаточного материального содержания (40 %), реализацией собственный амбиций (15 %). В своей деятельности они предполагают опираться на стандартные нормы оказания медицинской помощи (100 %), а настоящий врач должен обладать расчетливостью и холодным умом (70 %).
Студенты третьего курса отвечали иначе: поступать в медицинский ВУЗ 70 % студентов решили с целью помогать людям, 25 % для реализации себя в обществе, 5 % с целью получения достаточного материального содержания.
Настоящий врач, по их мнению, должен обладать терпением (40 %), человеколюбием (25 %), чувством долга (15 %), чувством сострадания (10 %), расчетливостью и холодным умом (5 %). В профессии основываться на морально-этических и нравственных нормах будут 75 % опрошенных, 25 % — на стандартные нормы оказания медицинской помощи.
Результатом исследования можно считать то, что за три года обучения в медицинском ВУЗе мировоззрение молодежи меняется, происходит формирование духовно-нравственной доминанты в повседневной деятельности. Причиной этого является грамотное преподавание, так и ориентированность на духовно-нравственное воспитание молодых специалистов.
Обучение в медицинском ВУЗе представляет собой многокомпонентную систему, направленную на формирование профессиональных навыков будущих врачей, так и на их духовно-нравственное воспитание. Данное условие позволяет сформировать полноценную личность, способную помогать людям, оказывать высококвалифицированную помощь и осуществлять профилактику как физических, так и духовных болезней.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание должно быть неотъемлемой частью учебного процесса в высшей школе. Приоритетным направлением необходимо считать развитие у студентов духовности, ориентированности на доброту, помощь людям, сострадание, милосердие и терпимость [1, с. 27].
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Духовно-нравственное воспитание является необходимым компонентом формирования грамотного специалиста, способного оказывать медицинскую помощь людям, с пониманием самой природы человека.
2. Основной направленностью высшего образования считать формирование профессиональных навыков в неразрывной связи с моральными принципами и духовно-нравственными приоритетами.
3. Определяющим значением для успешного духовно-нравственного
воспитания студентов считать личность педагога, его профессионализм и
нравственные качества.
Список литературы:
1. Бородаева Л.Г. Проблема духовно-нравственного воспитания студентов в социокультурных условиях современной России // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». — 2012. — № 3(17). — с. 24—28. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1348482562.pdf (дата обращения 11.04.2014).
2. Дёмкина Е.В. Педагогические принципы и закономерности как основные методологические ориентиры в профессиональном воспитании будущего специалиста // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». — 2012. — № 3(17). — с. 39—42. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1352378312.pdf (дата обращения 12.04.2014).
3. Есауленко И.Э. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе: учебное пособие / И.Э. Есауленко, А.Н. Пашков, И.Е. Плотникова; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Воронежская гос. мед. акад. им. Н.Н. Бурденко». Воронеж, 2011 .(2-е изд.) — 384 с.
4. Мережко М.Е. Анализ проблем духовно-нравственного воспитания студентов вузов // Общество: философия, история, культура. — 2011. — № 3—4. — с. 118—120.