Научная статья на тему 'РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. С. ТУРГЕНЕВА'

РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. С. ТУРГЕНЕВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / МОРАЛЬНО - ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батова Елена Анатольевна, Крючков Александр Григорьевич

Данная статья посвящена изучению духовно - нравственного воспитания как одного из аспектов воспитания, выступающего ключевым звеном процесса формирования личности подрастающего поколения. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В своем исследовании авторы анализируют роль занятий физической культуры на духовно - нравственное воспитание студентов медицинского института. Раскрывается значение занятий физической культурой и спортом на укрепление и сохранение здоровья, а также на моральную, волевую и этическую стороны деятельности студентов медиков в обществе. Подчеркивается ведущая роль педагога в духовно - нравственном развитии личности студенческой молодежи как основы их образования. Проводится анализ опроса среди студентов, отражающий их внутреннюю нравственную позицию посредством занятий физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батова Елена Анатольевна, Крючков Александр Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE CLASSES IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS OF THE MEDICAL FACULTY OF THE MEDICAL INSTITUTE OF OREL STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I. S. TURGENEV

This article is devoted to the study of spiritual and moral education as one of the aspects of education, which is a key link in the process of forming the personality of the younger generation. The most important goal of modern Russian education and one of the priority tasks of society and the state is the education, social and pedagogical support for the formation and development of a highly moral, responsible, creative, initiative, competent citizen of Russia. In their study, the authors analyze the role of physical education classes on the spiritual and moral education of medical institute students. The article reveals the importance of physical education and sports for the strengthening and preservation of health, as well as the moral, strong - willed and ethical aspects of the activities of medical students in society. The leading role of the teacher in the spiritual and moral development of the personality of students as the basis of their education is emphasized. The analysis of the survey among students, reflecting their internal moral position through physical education and sports, is carried out.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. С. ТУРГЕНЕВА»

РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. С. ТУРГЕНЕВА

THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE CLASSES IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS OF THE MEDICAL FACULTY OF THE MEDICAL INSTITUTE OF OREL STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I. S. TURGENEV

Батова Елена Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Batova Elena Anatolyevna Ph. D., assistant professor department of physical education Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Крючков Александр Григорьевич

старший преподаватель кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Kryuchkov Alexander Grigorievich senior lecturer department of physical culture Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Данная статья посвящена изучению духовно-нравственного воспитания как одного из аспектов воспитания, выступающего ключевым звеном процесса формирования личности подрастающего поколения. Важнейшей целью современного оте-чественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В своем исследовании авторы анализируют роль занятий физи-ческой культуры на духовно-нравственное воспитание студентов медицинского института. Раскрывается значение занятий физической культурой и спортом на укреп -ление и сохранение здоровья, а также на моральную, волевую и этическую стороны дея-тельности студентов медиков в обществе. Подчеркивается ведущая роль педагога в духовно-нравственном развитии личности студенческой молодежи как основы их образования. Проводится анализ опроса среди студентов, отражающий их внутрен-нюю нравственную позицию посредством занятий физической культурой и спортом.

Abstract. This article is devoted to the study of spiritual and moral education as one of the aspects of education, which is a key link in the process of forming the personality of the younger generation. The most important goal of modern Russian education and one of the priority tasks of

society and the state is the education, social and pedagogical support for the formation and development of a highly moral, responsible, creative, initiative, competent citizen of Russia. In their study, the authors analyze the role of physical education classes on the spiritual and moral education of medical institute students. The article reveals the importance of physical education and sports for the strengthening and preservation of health, as well as the moral, strong-willed and ethical aspects of the activities of medical students in society. The leading role of the teacher in the spiritual and moral development of the personality of students as the basis of their education is emphasized. The analysis of the survey among students, reflecting their internal moral position through physical education and sports, is carried out.

Ключевые слова: физическая культура, духовно-нравственное воспитание, общественные ценности, морально-этические принципы, личностное развитие студентов.

Keywords: physical culture, spiritual and moral education, social values, moral and ethical principles, personal development of students.

В Федеральном законе Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в качестве первого из базовых принципов, на которых основывается законодательство о физической культуре и спорте, декларируется обеспечение права каждого гражданина на свободный доступ к физической куль-туре и спорту, как к необходимым условиям развития физических, интеллектуаль-ных и нравственных способностей личности, признавая, тем самым, важную роль физической культуры и спорта в духовно-нравственном и интеллектуальном совершенствовании человека.

Нравственное воспитание - это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения. Духовно-нравственное воспитание - это двухсторонний процесс, который заключается в воздействии преподавателей на обучающихся и в их ответ-ных действиях, а именно, в усвоении нравственных понятий, в переживании своего личного отношения к нравственному и безнравственному в поступках и поведении.

Нравственное воспитание это целостный педагогический процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали, а также организации всей жизни студентов: учебной и трудовой деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и личностных особенностей.

В медицинской деятельности духовность приобретает исключительное значение, поскольку именно духовность является базовой основой становления личности врача. Рассматривая в процессе нашей педагогической деятельности понятие «духовность», мы говорим о том, что подлинная духовность - это то, что пронизывает весь жизненный уклад врача, его деятельность не только как профессионала, но и че-ловека, личности и гражданина [1, с. 96-99].

Духовно-нравственное воспитание будущих медицинских работников имеет некоторые особенности. Медицинский работник - это не просто специальность, профессия. Это еще и призвание, которое требует особых качеств личности человека. В современной медицине все больше усиливается значение морального и этического факторов. Новейшие медицинские технологии ставят специалиста перед необходимостью делать нравственный выбор при решении каких-либо профессиональ-

ных задач, затрагивающих личность или здоровье больного. Поэтому перед преподавателями стоит важная задача воспитания не только компетентного специалиста, но также и духовно развитой личности с устойчивыми моральными взглядами и убеждениями.

За время своего обучения студенты медицинского института приобретают не только специальные медицинские знания, но также и соответствующую гуманитарную подготовку. Они овладевают знаниями о человеке, знанием проблем и принципов современной биомедицинской этики, умением правильно решить сложные медицинские проблемы, требующие этического выбора. Поэтому современное общество требует такого медицинского специалиста, который в трудовой деятельности будет сочетать не только профессиональные и нравственные составляющие своей личности, но и будет физически подготовленным и образованным человеком.

Физическая культура в вузах входит как в общую, так и в профессиональную культуру. Поэтому студент медик обязан быть и сам здоровым, и направлять свою профессиональную деятельность на поддержание и укрепление здоровья пациентов, что возможно только при наличии определенных знаний, умений, мотивации и воли. Преподаватели, читая лекции студентам медикам 1 курса, прежде всего, делают акцент на мотивацию, демонстрацию ярких примеров из жизни выдающихся людей в виде слайдов и фильмов, информируют о научных и практи-ческих фактах, которые подтверждают оздоровительный эффект применения средств физической культуры и спорта.

Общеизвестно, что физическое здоровье является важным связующим звеном интеллектуального, эмоционального и духовно-нравственного воспитания личности. Для того чтобы решать сложнейшие аналитические задачи, получать и усваивать огромное количество нового и трудного материала, необходимо уметь преодолевать эмоциональные и физические перегрузки. Именно физическая культура в высших учебных заведениях имеет разнообразный арсенал средств для воспитания у студентов силы воли и высокой самооценки, что помогает им период эмоциональных труд-ностей, а также в последующей жизни и профессиональной деятельности.

Физическая культура направлена на укрепление и сохранение здоровья человека, и представляет собой совокупность ценностей, знаний, умений, навыков и норм, используемых современным обществом для всестороннего развития физических, психических, нравственных качеств, а также физического развития личности.

Основной целью физического воспитания является всестороннее совершенствование физических качеств и способностей человека. Все это в единстве с духов-ным и нравственным воспитанием характеризует общественно активную личность.

Цель нашей работы - рассмотреть влияние занятий физической культуры на нравственное воспитание студентов и все сферы их жизни в обществе. Начнем с того, что в процессе обучения студенту необходимо овладеть средствами и методами укрепления и сохранения своего здоровья, а также повышать функциональ-ные возможности основных систем организма.

Для реализации поставленной нами цели в физическом воспитании с точки зрения влияния на духовно-нравственное содержание личности студента, можно выде-

лить на сегодняшнее время ряд актуальных задач:

- воспитание чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи;

- формирование у студентов потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также здоровому образу жизни;

- привитие навыков самоконтроля за состоянием своего здоровья, физического развития, уровнем физической и функциональной подготовленности;

- воспитание силы воли, смелости, самодисциплины и честности.

Так, в ходе учебных занятий, а также самостоятельных занятий физической культурой и спортом студенты лечебного факультета активно включаются в процесс самопознания и самосознания. Например, они проводят самооценку физического состояния до и после выполнения физических упражнений. По общему самочувствию и частоте сердечных сокращений (далеее - ЧСС) им представляется возможным определить реак-цию своего организма на предложенную физическую нагрузку. Все результаты записываются в дневник самоконтроля, проводится анализ и корректировка нагрузки.

Также нравственное воспитание студентов медиков посредством физической культуры и спорта осуществляется в процессе соревновательной деятельности, во время которой у них развиваются такие черты характера, как сила воли, смелость, выдержка, самообладание, дисциплинированность. Соревнования ставят студентов перед необходимостью максимально выкладываться, а также уметь владеть собой в сложных игровых моментах. Студенты медицинского института принимают активное участие во всех соревнованиях в рамках Спартакиады университета, занимая лидирующие позиции.

Фактор соперничества создает особый эмоциональный фон, который способствует максимальному проявлению возможностей организма [2].

Таким образом, соревновательный метод воспитывает способность к самообладанию, целеустремленности и решительности.

Кроме того, важным элементом в развитии личности студента на занятиях физической культурой и спортом является качество взаимоотношений преподавателя с обучающимися, которые построены на взаимном уважении и доверии.

Тренер в глазах обучающегося должен быть неким «эталоном» дисциплинированности и аккуратности. Положительного воспитательного эффекта стоит ожидать лишь в условиях педагогически нацеленной деятельности, например, когда преподаватель приводит нравственные примеры, или дает упражнения, требующие преодо-левать себя [5, с. 125-128].

Занятия физической культурой и спортом помогают студентам совершенствовать их личностные качества, что в дальнейшем приведет к формированию всесторонне развитой личности. Студенты должны уметь мыслить, обладать выдержкой и самоконтролем, и быть дисциплинированными.

Следует отметить, что результаты физического воспитания у студентов проявляются во всех областях жизни. В рамках исследования нами был проведен опрос, в котором приняли участие студенты 2 курса лечебного факультета медицинского института Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева в количестве 76 человек основной медицинской группы здоровья.

На вопрос «Какое влияние оказывают на Вас занятия физической культурой и спортом?» 56, 3 % студентов отмечают потребность в движении; влияние занятий физической культурой и спортом на мыслительные и психологические установки в решении различных проблем отметили 24,3 % опрошенных; трудолюбие и стремление добиваться своих целей - 18,7 %; проявление активности в общественной жизни - 13,1 %; учат ответственности и самоконтролю - 9,8 %; пунктуальность и внимательность - 7,2 %; общительность и уверенность в себе - 6,5 %.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что физическая культура является неотъемлемой и важной частью жизни любого человека, в особенности разви-вающегося молодого поколения.

На вопрос «В чем состоит гражданский долг?» 56,5 % студентов отметили, что в службе в армии; 24,2 % - в соблюдении законов; 11,6 % - в помощи людям; лишь 7,7 % опрошенных отметили создание благополучного будущего для своей страны.

На вопрос, «Какими качествами должен обладать врач - истинный гражданин своего Отечества?» ответы распределились следующим образом: 69,1 % указали храбростью, 68,0 % - патриотизмом, добротой и милосердием - 54,8 %.

Также респондентам был задан вопрос, отражающий внутреннюю нравственную позицию человека, а именно, «В чем Вы видите смысл жизни?». По мнению студентов, смысл жизни заключается: в любви - 62,7 %; успешной карьере - 53,6 %; семье - 32,5 %.

Таким образом, все вышеуказанное определяет необходимость системной работы по идеологическому воспитанию студенческой молодежи.

Нравственное отношение к пациенту является важным аспектом воспитания студентов медиков. К сожалению, очень часто встречаются примеры равнодушного, пренебрежительного и даже грубого отношения к больному человеку. Так, М. А. Нурматова пишет, что «необходимо понимать, что становление этого отношения может быть обеспечено лишь в случае, когда в содержание и методику преподавания соответствующих учебных дисциплин будут введены представления о гуманистической сущности профессии врача, а врачебная практика будет основываться на ценностном отношении к человеку, то есть на принятии больного чело-века, как уникаль-ной духовной сущности» [4].

Во время прохождения практики студенты лечебного факультета медицинского института Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева осуществляют уход за больными, выполняют различные практические манипуляции. Кроме того, участвуют в мероприятиях ЛПУ, демонстрируя внимательность, вежливость и милосердие. На базе университета проходят заседания кружков и научных секций по актуальным проблемам медицины, этики и деонтологии, адаптивной физической культуре, где студенты занимаются научно-исследовательской деятельностью, а результаты своих работ успешно представляют на Всероссийских и международных конференциях.

Кроме того, в университете уделяется большое внимание волонтерскому движению студентов медиков. Для молодых людей, будущих врачей, очень важно проявление инициативы, повышение собственной самооценки и значимости.

Понятие «волонтерская деятельность» обозначает добровольную деятельность

людей на безвозмездной основе, направленную на достижение социально значимых целей и решение проблем общества [3, с. 15-22].

Студенты волонтеры проводят активную работу по вопросам пропаганды здорового образа жизни в разных учебных заведениях г. Орла, оказывают помощь с доставкой лекарств в поликлиники. Также, волонтеры медики направления «Обучение первой помощи и сопровождение мероприятий» принимали участие в медицинском сопровождении лыжной гонки «Лыжня России-2021», проходившей 27 февраля 2021 года в Медведевском лесу, организатором которой стало управление физической культуры и спорта в Орловской области. А 16-17 апреля 2021 года они же обеспечивали медицинское сопровождение соревнований по самбо, при необходимости оказывали помощь.

В настоящее время волонтеры готовятся к медицинскому сопровождению массового мероприятия «Диктант Победы» в ОРЦОКО, который состоится 29 апреля 2021 года.

Таким образом, занятия физической культурой и спортом, обеспечивая сочетание знаний, физкультурно-оздоровительной деятельности, общечеловеческих ценностей и культуры, способствуют духовно-нравственному развитию молодого поколения будущих медицинских работников. Студенты медики, как будущие врачи формируются как личности с высокой нравственностью. Все их поступки и действия должны соответствовать положениям общественной морали, соблюдая интересы и благополучие пациентов.

Литература

1. Загрекова Л. В. Духовно-нравственное воспитание - базовая основа современного образования детей и молодежи // Наука и школа. 2011. № 5. С. 96-99.

2. Ильин Е. П. Психодиагностика спорта : монография. СПб. : Питер, 2008. 352 с.

3. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социологические исследования. 2006. № 5. - С. 15-22.

4. Некоторые особенности духовно-нравственного воспитания студентов медицинских вузов / М. А. Нурматова [и др.] // Молодой ученый. 2014. № 6. С. 868-870.

5. Паначев В. Д. Спорт и личность: опыт социологического анализа // СОЦИС. 2007. № 11. С. 125-128.

References

1. Zagrekova, L. V. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie - bazovaya osnova sovre-mennogo obrazovaniya detey i molodezhi [Spiritual and moral education - the basic basis of modern education of children and youth]. Nauka i shkola - Science and school, 2011, no. 5, pp. 96-99.

2. Il'in E. P. Psikhodiagnostika sporta [Psychodiagnostics of sports]. St. Petersburg, Piter Pabl., 2008, 352 p.

3. Kudrinskaya L. A. Dobrovol'cheskiy trud: sushchnost', funktsii, specifika [Voluntary labor: essence, functions, specifics]. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2006, no. 5, pp. 15-22.

4. Nurmatova M. A. [et al.]. Nekotorye osobennosti dukhovno-nravstvennogo vospitaniya studentov meditsinskikh vuzov [Some features of spiritual and moral education of students of medical universities]. Molodoy uchenyy - A young scientist, 2014, no. 6, рр. 868-870.

5. Panachev V. D. Sport i lichnost': opyt sotsiologicheskogo analiza [Sport and personality: the experience of sociological analysis]. SOTsIS - SOCIS, 2007, no. 11, pp. 125-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.