Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА-МЕДИКА В СВЕТЕ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА-МЕДИКА В СВЕТЕ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / НРАВСТВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / НОВОЕ ЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Станиславова Ирина Леонидовна, Соловьева Галина Васильевна

Целью данной статьи является анализ проблем воспитания специалиста в медицинском вузе. Актуальность данной проблематики определяется не только самим смыслом воспитания, суть которого заключается в целенаправленном формировании личности, но также ситуацией духовно-нравственной дезориентации молодежи в условиях отсутствия внятной идеологии государства. Особенности современного образовательного процесса, обусловленные мощным ростом объемов научной, профессиональной, технологической информации, заставляют преподавателей находить особые подходы к разрешению проблем, в том числе духовно-нравственного характера, обретающих сегодня наиболее актуальное звучание. Новые формы работы (кураторство, волонтерство и др.) помогают будущим врачам сформировать новое этическое мышление, необходимое для ориентации в стремительно меняющемся мире. На основании данного исследования сделаны выводы, позволяющие осознать значимость воспитания в деле формирования и совершенствования личности специалиста-медика в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Станиславова Ирина Леонидовна, Соловьева Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF EDUCATING THE PERSONALITY OF A MEDICAL SPECIALIST IN THE LIGHT OF MODERN CHALLENGES

The purpose of this article is to analyze the problems of educating a specialist at a medical university. The relevance of this issue is determined not only by the very meaning of education, the essence of which lies in the purposeful formation of personality, but also by the situation of spiritual and moral disorientation of young people in the absence of a coherent ideology of the state. The features of the modern educational process, due to the powerful growth in the volume of scientific, professional, and technological information, force teachers to find special approaches to solving problems, including those of a spiritual and moral nature, which are becoming the most relevant today. New forms of work (curatorship, volunteering, etc.) help future doctors to form a new ethical thinking, which is necessary for orientation in a rapidly changing world. On the basis of this study, conclusions were drawn that make it possible to realize the importance of education in the formation and improvement of the personality of a medical specialist in the process of studying at university.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА-МЕДИКА В СВЕТЕ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ»

тематики имени М. В. Келдыша РАН, директор Центра синергетики и гуманитарно-технологической революции Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: GMalin@Keldysh.ru

Новикова Галина Викторовна — кандидат психологических наук, доцент факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова. Адрес: 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 52, факультет педагогического образования. Тел.: +7 (499) 939-42-80. Эл. адрес: novikg@rambler.ru

Malinetskiy Malinetskiy Georgiy Gennadyevich, DrSci in physics and mathematics, professor, head of Nonlinear Processes Modeling Department of RAS Keldysh Institute of Applied Mathematics, Director, the Center for Synergetics and the Humanitarian and Technological Revolution of the Institute of Fundamental and Applied Research of the Moscow State University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: GMalin@Keldysh.ru

Novikova Galina Viktorovna, Candidate of Psychology, Associate Professor, Faculty of Pedagogical Education, Lomonosov Moscow State University. Postal address: 1, Bldg. 52, GSP-1, Leninskie Gory, Moscow, Russian Federation, 119991. Tel.: +7 (499) 939-42-80. E-mail: novikg@rambler.ru

РО!: 10.17805^ри.2022.1.4

Проблемы воспитания личности специалиста-медика в свете вызовов современности

И. Л. Станиславова Санкт-Петербургский государственный педиатрический

медицинский университет Минздрава России,

Г. В. Соловьева Санкт-Петербургский государственный педиатрический

медицинский университет Минздрава России

Целью данной статьи является анализ проблем воспитания специалиста в медицинском вузе. Актуальность данной проблематики определяется не только самим смыслом воспитания, суть которого заключается в целенаправленном формировании личности, но также ситуацией духовно-нравственной дезориентации молодежи в условиях отсутствия внятной идеологии государства. Особенности современного образовательного процесса, обусловленные мощным ростом объемов научной, профессиональной, технологической информации, заставляют преподавателей находить особые подходы к разрешению проблем, в том числе духовно-нравственного характера, обретающих сегодня наиболее актуальное звучание. Новые формы работы (кураторство, волонтер-ство и др.) помогают будущим врачам сформировать новое этическое мышление, необходимое для ориентации в стремительно меняющемся мире. На основании данного исследования сделаны выводы, позволяющие осознать значимость воспитания в деле формирования и совершенствования личности специалиста-медика в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова: воспитание; образование; личность; духовная культура; нравственное совершенствование; новое этическое мышление

ВВЕДЕНИЕ

В условиях стремительного развития технологического прогресса, цифровиза-ции, новых биомедицинских технологий необходимо особое внимание к проблемам нравственного развития личности специалиста-медика. В настоящее время, когда естественные, технические и гуманитарные науки соединяются в единый комплекс, крайне важной становится задача выработки понимания тесной взаимосвязи духовно-нравственных ценностей и научно-теоретических медицинских знаний. Подобного рода ценностно-теоретический союз, несомненно, способен повысить эффективность медицинской деятельности в будущем. Особой приметой сегодняшнего дня становится медикализация всей современной культуры, и в обозримом будущем медицина, очевидно, сохранит свои культуроцентристские позиции, что возлагает на врача высокую нравственную ответственность.

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ МЕСТО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Российское образование на современном этапе своего развития подвергается радикальным преобразованиям и модификациям. Большое место в реализации новых образовательных программ принадлежит медицинским вузам, которые осуществляют подготовку молодых специалистов-медиков. Очень непросто воспитать высококлассного специалиста в области современной медицины. Достижение этой благородной цели требует больших трудов от наставников-преподавателей на протяжении всего долгого периода обучения студентов-медиков. Огромное значение в профессиональном становлении имеет собственно образование, дающее целый комплекс научно-медицинских знаний и практических навыков, однако не меньшую роль в этом процессе играет воспитание, направленное на формирование высоконравственной личности специалиста-медика. Должное и правильное воспитание врача — это уникальное социально значимое явление, которое возникает в результате тесной интеграции различных форм и методов образовательного и воспитательного процессов. Процесс воспитания в медицинском вузе должен представлять собой создание особого духовно-нравственного пространства, возникающего в результате плодотворной совместной творческой работы преподавателей и студентов. Организовать такой процесс сложно, однако, последовательно реализуя творческие методы и нетривиальные способы воспитательного характера, можно добиться хороших результатов в подготовке современного профессионала и высоконравственной личности. Последнее для врача, в руках которого скоро окажется жизнь и здоровье пациентов, особенно важно. Развитие определенных (гуманистических) личностных качеств специалиста-медика становится актуальным моментом образовательного процесса в вузе.

Необходимость заботы о создании гармоничного внутреннего мира обусловлена тем, что на фоне его развития своевременно формируются фундаментальные (мировоззренческие) основы научно-практической деятельности и духовно-нравственной жизни личности, целенаправленно культивируются важные для успешной профессиональной самореализации современного врача личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, честь, достоинство.

Культивируемое массовой культурой низменное отождествление добра с выгодой, счастья — с накоплением и обладанием дезориентирует молодого человека, лишенного должного воспитания, «содействует опустошенности его судьбы» (Станисла-вова, 2020: 122). Нравственное сознание формируется на пути изживания эгоизма, безответственности, лицемерия и лжи. Чем меньше человек озабочен собственными корыстными интересами, тем более он нравственно развит. Гениальный психоаналитик Э. Фромм писал: «Быть эгоистом — значит, что я хочу всего для себя; что мне доставляет удовольствие владеть самому, а не делиться с другими» (Фромм, 1990: 11). Поэтому убеждение «не брать, а давать» должно стать у молодого поколения врачей отправной точкой их нравственного совершенствования.

Одной из главных задач воспитания вообще и специалиста-медика в частности является формирование духовно-нравственных качеств свободной и ответственной личности. Свобода человека является одной из фундаментальных ценностей человеческого существования. Она есть смысл его развития и «нескончаемая потребность собственного совершенствования» (Соловьева, 2019: 130). Хороший врач, живя для себя, одновременно живет для других, воплощая свои теоретические знания и практические навыки в спасение жизни людей, облегчение их мук и страданий. В этом заключается его истинное предназначение, его свобода выбора. Целью воспитания специалиста-медика сегодня должно быть развитие таких духовных ценностей личности, как совесть, доброта, честность, порядочность, гуманная мораль, милосердие.

Опорой воспитания может стать новое этическое мышление, новый гуманизм. В отношении воспитания специалиста-медика принцип нового гуманизма базируется на «здравомыслии как интеллектуально-нравственной системе в организации ответственной жизни и деятельности личности, на сохранении и укреплении человеческого здоровья» — ценности, которая в настоящее время пандемий и биологической опасности выходит на первый план (Хрусталев, 2013: 3). Новая гуманистическая этика создается сознательными и целенаправленными усилиями самой личности, а задачей педагога является воспитание заинтересованного в постоянном саморазвитии человека — «процессуального, креативного, импровизирующего, доверяющего самому себе, отважного и автономного» (Маслоу, 1999: 113). Формирование у специалиста-медика нового гуманистического этического мышления в процессе воспитания и разностороннего гуманитарного образования (через изучение основ философии, религии, искусства) наилучшим образом, ненавязчиво и деликатно, способствует развитию самосознания будущего специалиста, которое позволит ему взять на себя всю полноту ответственности за свою жизнь и жизнь своих пациентов.

НОВАЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА КАК ГЛАВНЫЙ ВЕКТОР В ВОСПИТАНИИ СПЕЦИАЛИСТА-МЕДИКА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

В едином образовательно-воспитательном процессе подготовки специалиста-медика велика роль гуманитарных дисциплин, способствующих формированию активной гражданской позиции будущего врача. Через научные конференции по гуманитарным дисциплинам (философии, истории, экономике, социологии, истории, биоэтике), написание творческих работ на актуальные темы (в нашем вузе студенты второго курса пишут философские эссе), встречи с ведущими учеными, ветеранами, прочие интересные для молодежи социально-культурные мероприятия студенты Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского уни-

верситета (СПбГПМУ) приобщаются к активному участию в общественной жизни вуза, истории страны, развивают способность самостоятельно мыслить и защищать свои идейные и научные позиции. Но, к сожалению, большинство этих мероприятий осуществимо в нормальных условиях организации учебного процесса.

В сложных современных реалиях жизни, обусловленных влиянием пандемии СОУШ-19, перед преподавателями вузов возник ряд проблем, которые не могли не оказать негативного влияния на воспитательный процесс. В сложившейся эпидемиологической ситуации, безусловно, очень важна самоизоляция, но она создала и создает большие трудности именно в процессе общения преподавателей со студентами. Все чаще обучение студентов ведется дистанционно, но данная новая форма обучения имеет свои плюсы и свои минусы. Из минусов прежде всего следует отметить, что отсутствие непосредственного контакта преподавателя со студентом обезличивает как процесс обучения, так и процесс воспитания. В момент общения очень важно видеть и ощущать непосредственную реакцию студента, его глаза, его внимание и реагирование на те моменты, которые заметны только в процессе непосредственного контакта и могут оказать влияние на активизацию сознания обучающегося. Опосредованное, безличное общение, которое возникает в ходе прослушивания уже записанных лекций, не дает тех результатов, которые возможны при чтении лекций в аудитории. Сколько бесценного опыта можно передать «между строк» лекции, ориентируясь на интерес и реплики слушателей, или в жарком споре на животрепещущие темы, глядя друг другу в глаза! Разобщение в условиях самоизоляции приводит к ослаблению социальных связей, к утрате социальных навыков в отсутствие непосредственных контактов студентов и преподавателей. Не следует игнорировать фактор значимости личности преподавателя, его авторитета, популярности и уважения со стороны студентов, в котором они могут видеть образец, пример для подражания. Живое общение стимулирует и преподавателей к саморазвитию и самосовершенствованию. Формирование у студентов нового гуманистического этического мышления зависит от заинтересованности в этом преподавателя, его эрудированности, информированности, гражданской и духовно-нравственной позиции, активно демонстрируемой в «живой» лекции.

На практических занятиях в классах студенты имеют возможность свободно выражать свою точку зрения, но важно в такой ситуации оценить высказывание и дать своевременный исчерпывающий ответ на вопросы, во множестве возникающие в ходе «живых» обсуждений, показать студенту содержательную сторону той или иной позиции. В живом общении нет мелочей, все имеет значение. Очень важно в воспитательном процессе обратить внимание студентов на этикет. Их надо учить не только правильно мыслить, выражать чувства и контролировать эмоции, но и быть аккуратно и уместно одетыми, соблюдать внешнюю и внутреннюю опрятность. Заботиться надо не только о внешнем виде, но и о чистоте помыслов, душевном расположении к людям, милосердии и тех качествах, которые указывают на возвышенный духовно-нравственный мир врача. Способствуя становлению гуманистического этического мышления у студентов, следует помнить, что эта задача сложна, но вполне осуществима, так как в каждом человеке кроется способность к самосовершенствованию, надо только ее активизировать.

Возрастающее значение в воспитательном процессе приобретает социальный институт кураторства. Преподаватель-куратор становится наставником студентов, руководителем студенческих объединений, организатором общевузовских ме-

роприятий. В нашем вузе кураторство особенно развито и востребовано на младших курсах. Студенты приходят в университет и образуют новый коллектив, которому нужен наставник и помощник. Кураторы, как правило, молодые преподаватели, близки студентам по возрасту и хорошо понимают их нужды. Кураторы посещают общежития, общаются со студентами в обыденной обстановке, помогают им в решении бытовых проблем и адаптации к самостоятельной жизни вдали от семьи в незнакомом большом городе.

Молодые преподаватели-кураторы внедряют новые формы работы, способные заинтересовать современную молодежь культурой и историей Санкт-Петербурга. Вместе они ходят в музеи, театры, на выставки. Особой популярностью пользуются квесты, создаваемые историками на кафедре гуманитарных дисциплин и биоэтики. Технология «Образовательное путешествие» соединяет реальное передвижение в пространстве с освоением культурно-исторических пространств. В ходе работы на маршруте обучающиеся знакомятся с городом и его историей, выполняя задания рабочего листа. В качестве объектов образовательного путешествия могут выступать разнообразные элементы городской среды: улицы, здания, памятники, мемориальные доски, вывески и т. д. Образовательное путешествие проводится в игровой форме, в стиле «квест». Технология «Образовательное путешествие» дает возможность значительно повысить интерес студентов к культурно-историческому наследию города, развивать их самостоятельность и умение работать с различными источниками информации. Под руководством преподавателей-кураторов студенты принимают активное участие в общественной жизни города и вуза.

Волонтерство, оказание посильной социальной помощи ветеранам войны и труда, проведение благотворительных акций в клиниках вуза для больных детей, организация мероприятий, направленных на расширение общения с представителями различных возрастов, — вот далеко не полный список общественно полезных дел. Эффективная работа кураторов помогает будущим специалистам-медикам войти в современное информационное и общественное пространство, проявить собственную инициативу, которая в своей основе есть «сущность того, что побуждает дать начало чему-то» (Карпов, 2020: 106).

Недостатками в кураторской работе нашего вуза является отсутствие четкого планирования этой деятельности, эпизодичность и зависимость успеха от личных качеств организаторов процесса. Эти недостатки делают кураторство в большой степени спонтанным и импровизационным процессом, лишенным стабильности. В этой важной работе пока еще очень много проблем, на что часто обращают внимание коллеги других вузов. Очевидно, что кураторство — важная часть воспитательной работы, и печально, когда деятельность куратора сводится лишь к учебно-организационной работе, носит формальный характер либо вообще отсутствует (Рогалева, 2016: 274). Если медицинское образование подготавливает студента к определенному виду профессиональной деятельности, то его участие в общественно полезных мероприятиях формирует у него такие универсальные качества, как стремление к взаимопомощи и состраданию, добропорядочность и уважение к людям, искренность в выражении чувств, милосердие, душевная теплота и отзывчивость, заинтересованность в постоянном профессиональном и личностном росте, т. е. те качества, которые способствуют духовно-нравственному совершенствованию, развитию интеллектуального потенциала и стремления к научному творчеству будущего специалиста-медика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенному исследованию, можно констатировать следующее:

— в ходе учебного процесса в медицинском вузе, по-прежнему, остается актуальным воспитательное воздействие на студента с целью формирования высоконравственной личности специалиста-медика;

— различные воспитательные методы в процессе изучения гуманитарных дисциплин (конференции, диспуты, выполнение творческих работ, посещение музеев, выставок, встречи с видными учеными, ветеранами Великой Отечественной войны и др.) способствуют формированию у будущих врачей представления о приоритетности духовно-нравственных ценностей по отношению к материальным;

— воспитание будущих врачей в духе гуманистических идеалов является одним из основополагающих путей создания нового этического мышления, которое в ближайшем будущем сможет разрешить ряд назревших проблем отечественного здравоохранения (халатность, коррупция и др.);

— воспитательный процесс, совмещенный с успешной кураторской деятельностью преподавателей, формирует у будущих врачей живую связь времен и поколений, инициативность, ответственность и нравственные качества личности, необходимые в профессии.

список литературы

Карпов, А. О. (2020) Знания, способные порождать новые знания: ракурс науки и образования // Вопросы философии. № 5. С. 103-115.

Маслоу, А. (1999) Новые рубежи человеческой природы / пер. с англ. Г. А. Болл, А. П. По-погребский. 2-е изд., испр. М. : Смысл : Альпина нон-фикшн. 425 с.

Рогалева, Г. И. (2016) Кураторство — профессиональная функция вузовского преподавателя // Молодой ученый. № 20 (124). С. 723-726.

Соловьева, Г. В. (2019) Духовные ценности человека как ключ к пониманию его внутреннего мира // Вопросы педагогики. № 6 (1). С. 128-132.

Станиславова, И. Л. (2020) Э. Фромм о здоровье общества и реалии современности // На-у-ка и образование. Т. 3. №1. С. 122-125.

Тейяр де Шарден, Пьер (1987) Феномен человека / пер. с фр. Н.А.Садовского. М. : Наука. 239 с.

Фромм, Э. (1990) Иметь или быть? / пер. Э. М. Телятникова. М. : Прогресс. 330 с.

Хрусталев, Ю. М. (2013) Моральная ответственность: стратегия гуманной философии // Теория и практика общественного развития. № 9. С. 1-6.

Дата поступления: 30.10.2021 г.

problems of educating the personality of A medical specialist in the light of modern challenges I. L. Stanislavova

St. Petersburg State Pediatric Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, G. V. Solovyova

St. Petersburg State Pediatric Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation

The purpose of this article is to analyze the problems of educating a specialist at a medical university. The relevance of this issue is determined not only by the very meaning of education, the essence of which lies in the purposeful formation of personality, but also by the situation of spiritual and moral disorientation of young people in the absence of a coherent ideology of the state.

The features of the modern educational process, due to the powerful growth in the volume of scientific, professional, and technological information, force teachers to find special approaches to solving problems, including those of a spiritual and moral nature, which are becoming the most relevant today. New forms of work (curatorship, volunteering, etc.) help future doctors to form a new ethical thinking, which is necessary for orientation in a rapidly changing world. On the basis of this study, conclusions were drawn that make it possible to realize the importance of education in the formation and improvement of the personality of a medical specialist in the process of studying at university.

Keywords: upbringing; education; personality; spiritual culture; spiritual and moral perfection; new ethical thinking

references

Karpov, A. O. (2020) Znaniya sposobnye porozhdat' novye znaniya: rakurs nauki i obrazo-vaniya. Voprosy filosofii, no. 5, pp. 103-115. (In Russ).

Maslou, A. (1999) Novye rubezhi chelovecheskoy prirody / transl. from English by G. A. Boll and A. P. Popogrebskij. Moscow, Smysl; Al'pina non-fikshn. 425 p. (In Russ).

Rogaleva, G. I. (2016) Kuratorstvo — professional'naya funktsiya vuzovskogo prepodavatelya. Molodoy uchenyy, no. 20 (124), pp. 723-726. (In Russ).

Solov'eva, G. V. (2019) Dukhovnye tsennosti cheloveka kak klyuch k ponimaniyu ego vnut-rennego mira. Voprosy pedagogiki, no. 6 (1), pp. 128-132. (In Russ).

Stanislavova, I. L. (2020) E. Fromm o zdorov'e obshchestva i realii sovremennosti. Nauka i obrazovanie, vol. 3, no. 1, pp. 122-125. (In Russ).

Teyyar de Sharden, Pierre (1987) Fenomen cheloveka/ transl. from French by N. A. Sadovskij. Moscow, Nauka. 239 p. (In Russ).

Fromm, E. (1990) Imet' ili byt? / transl. from German by E. M. Teliatnikov. Moscow, Progress. 330 р. (In Russ).

Khrustalev, Yu. M. (2013) Moral'naya otvetstvennost': strategiya gumannoy filosofii. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, no. 9, pp. 1-6. (In Russ).

Submission date: 30.10.2021.

Станиславова Ирина Леонидовна — кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Адрес: 194100, Россия, Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2. Тел.: +7 (812) 416-52-64. Эл. адрес: ira.stanislavova@mail.ru

Соловьева Галина Васильевна — кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Адрес: 194100, Россия, Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2. Тел.: +7 (812) 416-52-64. Эл. адрес: galeina40@mail.ru

Stanislavova Irina Leonidovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Humanities and Bioethics, St. Petersburg State Pediatric Medical University. Postal address: 2, Litovskaya St., St. Petersburg, Russian Federation, 194100. Tel.: +7 (812) 416-52-64. E-mail: ira.stanislavova@mail.ru

Solovyova Galina Vasilyevna, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Humanities and Bioethics, St. Petersburg State Pediatric Medical University. Postal address: 2, Litovskaya St., St. Petersburg, Russian Federation, 194100. Tel.: +7 (812) 416-52-64. E-mail: galeina40@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.