Научная статья на тему 'Воспитательная работа студентов-медиков в современных условиях'

Воспитательная работа студентов-медиков в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
881
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Духовно-нравственная культура / наставничество / нравственное мировоззрение / личностные качества / нравственность / студент / врач / общество / высшая школа / медицинский вуз / профессиональная компетентность / гуманистические ценности / патриотизм / национального самосознание / эстетическая культура / гражданско-патриотическое воспитание. / Spiritual and moral culture / mentoring / moral world view / personal character / morality / student / doctor / society / high school / medical high school / professional competence / humanistic values / patriotism / national self-awareness / esthetic culture / civil and patriotic education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З.А. Датхаева, С.Ш. Исенова, Н.М. Сагандыкова, Д.О. Карибаева, Э.К. Шукенова

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного высшего медицинского образования – развитию духовно-нравственной культуры студентов-медиков. Воспитание в период обучения в вузе является существенным этапом социализации личности. Современный студент во все большей степени становится суверенным как личность. Он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом. С другой стороны, стартовые условия вхождения студентов в самостоятельную жизнь значительно ухудшились. Для молодежи все более характерным становится негативное отношение к действительности, неготовность к профессиональному и жизненному выбору. Это обусловливает необходимость усиления воспитательной работы с молодежью, повышения ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — З.А. Датхаева, С.Ш. Исенова, Н.М. Сагандыкова, Д.О. Карибаева, Э.К. Шукенова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL WORK OF MEDICAL STUDENTS IN THE CURRENT CONDITIONS

The article is devoted to one of the actual problems of the current high-school medical education – to development of the spiritual and moral culture of medical students. Education during a high-school study is the essential stage of socialization of individual. The up-to-date student becomes more and more sovereign as a person. He/she is able to choose the type of behavior by himself/herself, lifestyle, correlating them with his/her interests, receiving profession, own life experience. On the other hand, starting conditions of students’ entrance into the independent life worsened significantly. A negative attitude to present-day reality, un-readiness to professional choice and course of life becomes more and more typical for the young people. It demands a need to enhance an educational work with youth, increase of its efficiency.

Текст научной работы на тему «Воспитательная работа студентов-медиков в современных условиях»

УДК 61-057.875:37.034.009

З.А. ДАТХАЕВА, С.Ш. ИСЕНОВА, Н.М. САГАНДЫКОВА, Д.О. КАРИБАЕВА, Э.К. ШУКЕНОВА, А.Ж. АКИМБАЕВА, , У.Б. БУГИБАЕВА, А. ПАРХАТКЫЗЫ

Казахский Национальный Медицинский Университет имени С.Д.Асфендиярова Кафедра акушерства и гинекологи №2

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного высшего медицинского образования - развитию духовно-нравственной культуры студентов-медиков. Воспитание в период обучения в вузе является существенным этапом социализации личности. Современный студент во все большей степени становится суверенным как личность. Он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом. С другой стороны, стартовые условия вхождения студентов в самостоятельную жизнь значительно ухудшились. Для молодежи все более характерным становится негативное отношение к действительности, неготовность к профессиональному и жизненному выбору. Это обусловливает необходимость усиления воспитательной работы с молодежью, повышения ее эффективности.

Ключевые слова: Духовно-нравственная культура, наставничество, нравственное мировоззрение, личностные качества, нравственность, студент, врач, общество, высшая школа, медицинский вуз, профессиональная компетентность, гуманистические ценности, патриотизм, национального самосознание, эстетическая культура, гражданско-патриотическое воспитание.

Подготовка квалифицированных врачей-специалистов, отвечающих современным запросам практического здравоохранения, является весьма непростой задачей, так как предполагает выпуск не только теоретически и практически подготовленных врачей-клиницистов, но и творчески мыслящего, уверенного в себе практика, стремящегося к оптимальности, результативности, совершенствованию, познанию нового, неизведанного, передового [1, 2]. Глобальные изменения, происходящие в современном обществе отражаются, не только на социально-экономической сфере жизни, но и на иерархии нравственных ценностей, где материальные блага предпочтительнее духовных ценностей. Подобные трансформации отражаются в первую очередь на молодежи, в частности на студенчестве. Возрастает роль высшей школы, которая призвана развивать не только профессиональные знания, умения и навыки, но и содействовать формированию духовно-нравственной личности, что имеет особое значение для медицинского вуза. Итогом обучения в университете должна стать профессиональная компетентность, в которой будут интегрированы личностная, духовная и нравственная позиции, а так же профессиональные знания, умения и навыки. Именно сочетание данных качеств позволит врачу реализовать гуманистические ценности, нести ответственность за свои действия и участвовать в позитивных переменах. Сложно переоценить значимость духовно-нравственной культуры врача. На протяжении всей истории медицины бесспорным остается тот факт, что «нравственная культура врача - это не просто заслуживающее уважения свойство его личности, но и качество, определяющее его профессионализм»[1, 3, 4].

Воспитание в период обучения в вузе - существенный этап социализации личности. В это время человек в целом завершает выработку своей жизненной позиции, т.е. определяет отношение к миру и собственной жизни в этом мире, переходит к осознанному саморазвитию и самовоспитанию. Анализ современного духовного состояния и образа жизни молодежи свидетельствует об очевидной социальной дезориентация. Для молодежи все более характерным становится негативное отношение к действительности, неготовность к профессиональному и жизненному выбору. Это обусловливает необходимость усиления воспитательной работы с молодежью, повышения ее эффективности. »[3, 4, 6].

Цель воспитательной работы заключается в создании условий для становления профессионально и социально компетентной личности студента, способного к творчеству, обладающего научным мировоззрением, высокой культурой и гражданской ответственностью.

Основными направлениями воспитательной работы среди современных студентов являются: формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; подготовка к самостоятельной жизни и труду, развитие

лидерских качеств;формирование нравственно-этической и эстетической культуры; овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;формирование культуры семейных отношений. »[3, 4, 5].

Воспитание будущих медицинских работников имеет свои особенности. Медицинский работник - это не только специальность, но и призвание, требующее особых качеств личности. Формирование требуемой духовно-нравственной культуры лежит в основе воспитательной деятельности в подготовке специалистов в образовательном учреждении медицинского профиля. В современной медицине усиливается значение морально-этического фактора. Это связано с тем, что медицинские технологии ставят специалиста перед необходимостью делать нравственный выбор при решении профессиональных задач, затрагивающих личность или здоровье больного.

Кафедрой акушерства и гинекологии № 2 КаЗНМУ курируются 12 групп, всего охвачено 92 студента 5 курса факультета общей медицины.

Воспитательная работа на кафедре отражает общую политику воспитательной системы нашего вуза с учетом региональных особенностей Казахстана, которые находят отражение в многонациональном и многоконфессиональном составе населения; богатом культурном наследии, национальных традициях, уникальной природе и необходимости ее защиты и др.

Целью, задачей и направлением воспитательной работы на кафедре является создание условий для становления профессиональной и социально компетентной личности студента, способного к творчеству, обладающего научным мировоззрением, высокой культурой и гражданской ответственностью.

Во внеучебной деятельности профессиональное воспитание обеспечивается через развитие научной деятельности студентов путем привлечения и участия студентов в научных студенческих кружках, конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня, чтения просветительных лекций для студентов других вузов и школ г. Алматы и др. Гражданско-патриотическое воспитание достигается через организацию и проведение совместно с преподавателями и студентами различных круглых столов, встреч по разъяснению государственной политики, государственного курса, различных государственных программ, таких как «Гендерная политика», «Антикоррупционная политика» и актуальные в наши дни темы, касающиеся терроризма, экстремизма. В целях патриотического

воспитания будущих врачей организуются и проводятся встречи, праздничные мероприятия с ветеранами ВОВ с участием центра ВПП им. Момыш-улы при военной кафедре. Большое внимание должно уделяться развитию волонтерского движения. Особенно значимо волонтерство среди студентов медиков. Волонтерство помимо практических результатов помогает формировать у будущих врачей такие духовные

качества как милосердие, сострадание. Для молодых людей очень важно проявление инициативы, повышение собственной самооценки, значимости, понимание того, что от них что-то зависит в этом мире. Волонтерство - та возможность, которая позволяет сделать этот процесс максимально эффективным. Студенты-волонтеры проводят активную работу по вопросам пропаганды здорового образа жизни не только в своем вузе, но и в других учебных заведениях города. Кафедрой акушерства и гинекологии № 2 в течение последнего учебного года с участием 21 студента V курса ежемесячно проводится волонтерская работа в спец-школе интернат № 6 для детей с интеллектуальными нарушениями, Алматинском городском доме-интернат для детей-инвалидов с психоневрологическими патологиями, школе- интернат № 5 для детей с нарушениями слуха. Работа проводится под патронажем благотворительного фонда Kinder dorf «Бобек»: посещение детей в праздничные дни, раздача подарков, одежды и обуви. В школе-интернат № 9 для детей с тяжелыми нарушениями речи с участием студентов проводится уход: купание, кормление и прогулка. В стимулировании и организации культурно-массовой и творческой деятельности субъектов учебно-воспитательного пространства большое значение имеют совместные с преподавателем посещение театров, концертных программ и других культурных мероприятий нашего города. Таким образом, перед нашими преподавателями стоит важная задача воспитания не только компетентного специалиста, но и духовно развитой личности с устойчивыми моральными взглядами и убеждениями.

За время обучения студенты медики должны не только приобрести специальные знания, но и получить соответствующую гуманитарную подготовку. Овладеть совокупными знаниями о человеке, как существе биопсихосоциальном, знанием проблем и принципов современной биомедицинской этики, умением правильно решить сложные медицинские проблемы, требующие морально-этического выбора. Современное общество требует специалиста, который в своей деятельности будет сочетать профессиональные и нравственные составляющие своей личности. Современный студент во все большей степени становится суверенным как личность. Он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом. С другой стороны, стартовые условия вхождения студентов в самостоятельную жизнь значительно ухудшились. Процесс адаптации выпускника медицинского вуза в современных условиях проходит крайне сложно. Это связано с низким престижем профессии медицинского работника;низким уровнем заработной платы; плохой организацией рабочего места; отсутствием социальной защиты и т.д. Поэтому у части выпускников возникает неудовлетворенность,

разочарованность и даже уход из профессии. Не у всех студентов есть собственные убеждения и взгляды на окружающую жизнь, те или иные социальные явления. Это

может привести к росту асоциальных и противоправных форм молодёжной активности в студенческой среде. Поэтому учебно-воспитательный процесс должен быть так организован, чтобы он развивал у студентов самопознание и самоанализ, выявлял, развивал и укреплял их интересы и склонности, их самодеятельность, чувства личной ответственности за свое поведение, за свою учебную и общественную деятельность.

Одним из средств, которым располагает педагог для воспитания своих студентов в нравственном духе, является его личный пример поведения и отношения к студентам. Преподаватель является для студентов той личностью, с мнением которой все они, как правило, считаются и дорожат им. Если педагог в своем поведении на учебных занятиях, вне занятий, в своих отношениях со студентами и другими людьми создает для них нравственный образец, то он тем самым осуществляет нравственное воспитание своих студентов. Преподавание клинической дисциплины - акушерства и гинекологии осуществляется преподавателями, имеющими высшую категорию. Это прежде врачи с большим опытом и стажем работы, которые помимо формирования

профессиональных компетенций, способствуют развитию у студентов коммуникабельности, пониманию сути и значения выбранной специальности, ее важности для укрепления здоровья, желанию дальнейшего самообразования. Личным примером преподаватели мотивируют будущих специалистов на профессиональную карьеру.

Ни для кого не секрет, что в последнее время возросла угроза экстремизма. Во многих мировых державах борьба с экстремизмом, терроризмом возведена в ранг общенациональных программ. К тому же, в последние годы возникло большое количество сектантских течений. Активизировалась борьба за души молодых людей. И поэтому очень важно давать студентам понятие о культуре в историческом аспекте. С точки зрения толерантности, важно рассказывать студентам об общечеловеческих ценностях, чтобы жить в нашей многонациональной республике в полной терпимости друг к другу и соблюдать коллективные права. Конечно, и молодые люди сегодня осознают, что им в жизни нужны какие-то нравственные ориентиры. Но чтобы знания о правилах нравственности и морали стали поведенческими нормами, для этого человеку нужны не только теоретические знания, но и понимание неких универсальных законов мироздания. Без соблюдения их человек перестает быть человеком в полном смысле этого слова. Врачей, наверное, это касается еще больше, чем людей других профессий.

Таким образом, воспитательная работа на кафедре отражает общую политику воспитательной системы нашего вуза, имеет направление, способствующее созданию условий для становления не только профессиональной личности студента, но и социально компетентной, способной к творчеству, обладающей высокой культурой и гражданской

ответственностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Кудрявая Н.В. Педагогика в медицине. - М.: Академия, 2006.

2 Магометов А.А., Тахохов Б.А. Воспитательная работа в современном вузе. - Владикавказ: СОГУ, 2009.

3 Силуянов И.В. Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты личности врача // Вестник РАМН. - 1997. - №8.

4 Хубиева З.А. Духовно-нравственные ценности и их влияние на формирование современной личности: автореф. дис. ... канд. филос. наук - Ставрополь, 2006.

5 Копылова Л.Н. Проблемы культуры и воспитания. Участие куратора студенческой группы в формировании гуманитарной среды в вузе // Интеграция образования. - 1999. - №2.

6 Титова Г.Ю. Роль куратора студенческой группы в организации воспитательной работы в вузе // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2011. -№10.

З.А. ДАТХАЕВА, С.Ш. ИСЕНОВА, Н.М. САГАНДЫКОВА, Д.О. КАРИБАЕВА, Э.К. ШУКЕНОВА, А.Ж. АКИМБАЕВА, , У.Б. БУГИБАЕВА, А. ПАРХАТКЫЗЫ

С. Д. Асфендияров атындагы ^аза% ¥лттын; медицина университет/' №2 акушерия жэне гинекология кафедрасы

ЗАМАНАУИ Т¥РГЫДА МЕДИЦИНА ТЭЛ1МГЕРЛЕР1Н ТЭРБИЕЛЕУ Ж¥МЫСЫ

ТYйiн: Макала заманауи жогарты медицинальщ б^мнщ eзектi мэселелершН бiрi - медицина тэлмгерлершН рухани-eнегелiк мэдениетiн дамытуга багытталган. ЖОО-да студенттердi о^ыту барысында тэрбиелеу жеке тулгалы^ элеуметтенуЫщ мацызды кезе^ болып табылады. Заманауи студент одан эрi тэуелсiз жеке тулга бола бастайды. Ол eзiнiц ^ызыгушылыгымен, о^ып жат^ан мамандыымен, eзiндiк eмiр тэжiрибесiмен байланыстыра отырып тэртiп улпан, eмiр суру стилiн тацдай алады. Бiр жагынан, 1^рп тацда студенттердН дербес eмiрге ^адамыныц бастап^ы шарттары бiрталай нашарлаган. ^азiргi жастарта №бшесе а^и^аттыда терiс ^з^арас, кэсiби жэне eмiрлiк талгамга дайын еместiк тэн. Бул 1^рп жастармен тэлiм-тэрбиелiк жумыстар жургiзуге, олардыц тиiмдiлiгiн арттыруга ^ажетплжт кeрсетедi. ТYйiндi свздер: Рухани-eнегелiк мэдениет, тэлiмгерлiк, адамды^ дуниетаным, жеке тулгалы^ сапа, адамгершiлiк, студент, дэрiгер, ^огам, жогарты мектеп, медициналы^ ЖОО, кэаби бiлiктiлiк, гуманистiк бэстер, отаншылды^, улпыщ сана, эстетикалы^ мэдениет, азаматты^-отаншылды^ тэрбие.

Z.A. DATKHAYEVA, S.SH. ISENOVA, N. M. SAGANDYKOVA, D. O. KARIBAYEVA, E.K. SHUKENOVA, A.ZH. AKIMBAYEVA, U.B. BUGIBAYEVA, A. PARKHATKYZA

Kazakh National Medical University by name after S.D.Asfendiyarova

EDUCATIONAL WORK OF MEDICAL STUDENTS IN THE CURRENT CONDITIONS

Resume: The article is devoted to one of the actual problems of the current high-school medical education - to development of the spiritual and moral culture of medical students. Education during a high-school study is the essential stage of socialization of individual. The up-to-date student becomes more and more sovereign as a person. He/she is able to choose the type of behavior by himself/herself, lifestyle, correlating them with his/her interests, receiving profession, own life experience. On the other hand, starting conditions of students' entrance into the independent life worsened significantly. A negative attitude to present-day reality, un-readiness to professional choice and course of life becomes more and more typical for the young people. It demands a need to enhance an educational work with youth, increase of its efficiency.

Keywords: Spiritual and moral culture, mentoring, moral world view, personal character, morality, student, doctor, society, high school, medical high school, professional competence, humanistic values, patriotism, national self-awareness, esthetic culture, civil and patriotic education.

УДК 616-057.2:658.342 (574.5)

Э. С. ХУСНУТДИНОВА, Г. Б. КАМЗИНА, А. Д. КУТТЫБАЕВ

Жетку ауданды;мемлекетт'ш санитарлы; - эпидемиологиялы; ;адагалау бас;армасы С. Ж. Асфендияров атындагы Щаза; ¥лтты; Медицина Университетi

АЛМАТЫ КАЛАСЫ ЖЕТ1СУ АУДАНЫ БОЙЫНША 0НД1Р1СПК МЕКЕМЕЛЕРДЕ Ж¥МЫС 1СТЕЙТ1Н Ж¥МЫСШЫЛАРДЫН

АУРУШАНДЫЛЫК К0РСЕТК1ШТЕР1

Алматы ;аласыньщ Жетсу ауданы бойынша вндiрiстiк мекемелер':ндег'1 жумыс ктейт'!н адамдардыц денсаулыгыньщ кврсеткiштерi туралы мэл'теттер берлген. Ма;аланыц соцында берлген кестеде жыл бойына тiркелген аурушацдылы; саны мен ауырган кундер т 'з 'т '! кврсетлген.

Туй1нд1свздер: аурушацдылы^, кэаптж анамнез.

Жумысшылардыц денсаулыгын ныгайту жэне са^тау - бул отанды^ медицинаныц алдына ^ойган ма^саты.Энд^сте жумысшылардыц аурушацдылыгыныц тeмендеуi 6ip жагынан денсаулы^тарыныц ныгайганын бiлдiрсе,екiншi жагынан eндiрiсте ецбек ресурстарын са^тауга болады.Сонымен ^атар аурушацдылы^ eндiрiске экономикалы^ шыгын экеледк 1^аз1рп кезде eндiрiс аясында кебЫесе эйел адамдар жумыс ^ейдкСоцгы он жыл Ынде эр салада eндiрiсте,ауыл шаруашылыгында ^¡рп жаца технологияга байланысты техниканыц ^олданыс^а енуше байланысты,адам денсаулыгына ^олайсыз жагдай тугызуда.Буган жумыс кезiнде улкен куш механизмiн ^олодану, eндiрiстiк жуйеш кешендi автоматизациялау,аспаптарды герметизациялау, жабы^ жэне ^айтымды технологияларды химиялы^ ^айта eцдеу мекемелерiнде дистанционды^ бас^ару эсер еттi. Аурушацды^ - буладам денсаулыгыныц ^алыпты уйлесiмдiлiriнiцтепе-тецдiк жагдайын жогалтуы.

Аурушацдылы^тыц дамуында неriзiнен эртурлi eнеркэсiп факторлары жэне жумысшылардыц кэсттж мамандыы мацызды фактор болып табылады. Сол себептен олардыц

кэсттж анамнезiн бiлу мацызды. Кэсттж анамнезiнде жумысшы eндiрiстiц ^ай саласында, кiм болып iстейдi, ягни мамандыгы, ^андай зиянды заттармен жумыс жасайды, зиянды заттардыц шектелiп ру^сат еттген концентрациясы (ШРЕК) жэне ^анша уа^ыт ^атынаста болатынын, ол заттыц физикалы^ жэне химиялы^ жагдайын, агзаларта ^ай жолмен тусiп, ^ай жолмен шыгатынын, ^ай агзаларга жиналып эсер ететшЫ бiлу кэсiптiк ауруды табуда жэне профилактикалы^ жумысты журriзуде мацызы зор.

^аза^стан Республикасыныц «Халы^ денсаулыгы жэне денсаулы^ са^тау жуйесi туралы» кодексiнiц 25-тарау, 155-бабы eндiрiстiк ^ызметп жузеге асыратын эрбiр азаматты медициналы^ тексерiп ^арауды ^амтамасыз ету болып табылады.Алдын ала медициналы^ ба^ылау жумыс^а туруда, зиянды eндiрiспен байланысты жумыстарда, денсаулыда 1^аут тeнетiн жумыстарда журriзiледi. Тeменде Алматы паласы Жетiсу ауданы бойынша eндiрiстiк мекемелерде ^олайсыз ецбек жагдайында жумыс ^ейтЫ жумысшыларда 2013 жыл бойынша ^ркелген ауру турлерiмен, ауырган кундерiнiц уза^тыны берiлrен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.