Научная статья на тему 'О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕВОЧЕК СРЕДСТВАМИ НОГАЙСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ'

О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕВОЧЕК СРЕДСТВАМИ НОГАЙСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧЕК / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / НОГАЙСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карасова Н.А.

В статье рассматривается роль семьи в духовно-нравственном становлении личности; обосновывается необходимость изучения и использования в духовно-нравственном воспитании девочек средств и методов подготовки к семейной жизни ногайской народной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕВОЧЕК СРЕДСТВАМИ НОГАЙСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕВОЧЕК СРЕДСТВАМИ НОГАЙСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

© Карасова Н.А.*

Карачаево-Черкесский государственный университет, г. Карачаевск

В статье рассматривается роль семьи в духовно-нравственном становлении личности; обосновывается необходимость изучения и использования в духовно-нравственном воспитании девочек средств и методов подготовки к семейной жизни ногайской народной педагогики.

Ключевые слова семья, духовно-нравственное воспитание девочек, преемственность, трудовое воспитание, ногайская народная педагогика.

Последствия экономических и социально-политических преобразований нашего общества привели к кризису института семьи в стране. Общество столкнулось с целым рядом важных и острых проблем, таких как снижение престижа семьи, неблагоприятная демографическая ситуация, рост разводов, снижение нравственности в молодежной среде и др. Между тем хорошо известно, что стабильность общества определяется стабильностью семьи и наоборот. Семья играет важную роль в духовно-нравственном становлении личности будущего гражданина и семьянина. Именно в семье закладываются и формируются характер человека и его нравственные качества и ценностные ориентиры. В семье получает каждый человек свои первые представления о внутрисемейных отношениях, о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, о воспитании детей и др. Значение семейного воспитания в настоящее время значительно возрастает еще и потому, что там, семья не справляется со своей воспитательной функцией, там, где родители не осознают свою ответственность за нравственное воспитание своих детей, происходит отчуждение личности от семьи. Логическим следствием ослабления духовных связей родителей и детей является то, что взгляды молодежи на мир, на все многообразие явлений природы и общества, на общественные и личные отношения, на свое место в этом мире часто формируются только под воздействием средств массовой информации, а также опыта ближайшего окружения сверстников, которые нередко оказывают негативное влияние, подменяя истинные ценности, основанные на вековых гуманистических традициях народа, ложными. Духовно-нравственное воспитание возможно только при условии преемственности поколений, тесной духовной связи с культурным наследием прошлого. Такую связь обеспечивает полноценная семья.

Поэтому в настоящее время особенно остро и актуально ставится вопрос о духовно-нравственном воспитании молодых людей, об их подготовке

* Соискатель кафедры Педагогики и педтехнологий.

к будущей семейной жизни. Для успешного решения данной проблемы необходимо изучение и использование духовно-нравственного опыта народной педагогики, в котором отражается национальное своеобразие системы воспитания каждого народа, и который составляет основу традиционного семейного воспитания. Ведь именно семья является хранительницей и главным ретранслятором педагогических идей и опыта народа, нашедших отражение в фольклоре, самобытных традициях, обычаях, песенно-музыкаль-ном, декоративно-прикладном искусстве, а также в художественных произведениях и исторических материалах. Эти идеи и воспитательный опыт являются составной частью культурного наследия народа. Гуманистический, общечеловеческий характер народной педагогики, богатейший запас методов и приемов воспитания могут оказать неоценимую помощь в духовно-нравственном воспитании молодого поколения, и в частности, девочек.

Духовно-нравственному воспитанию девочек у ногайцев, как и у других народов, уделялось особое внимание, обусловленное пониманием исключительной роли женщины-матери в воспитании и развитии личности ребенка, а значит, и будущего народа. Как отмечает А.Э. Измайлов, «в народной педагогике материнство рассматривается как высшая социальная ценность, как естественная потребность в продолжении человеческого рода. Все народы заслуженно возвеличивают женщину-мать, создают культ матери. ... Мать -единственный человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности» [2, с. 123].

Именно женщина-мать, рождая и воспитывая детей, закладывает основы духовно-нравственных ценностей в своих детях, сохраняет и передает следующему поколению проверенные временем нравственно-этические традиции и нормы морали, обеспечивая тем самым не только физическое продолжение человеческого рода, но и духовно-нравственную преемственность. Именно поэтому воспитание девочек заключалось в формировании в них качеств, необходимых для будущей семейной жизни, для выполнения ими социальных ролей дочери, жены, матери. К ним относились такие качества как скромность, трудолюбие, уважение к старшим, отзывчивость, доброта, женственность, веселый нрав и др. О великом предназначении матери в жизни человека, ее решающей роли в его воспитании, народ говорил языком пословиц и поговорок. «Атасыз оьксиз - ярты оьксиз, анасыз оьксиз - керти оьксиз»(«Потерявший отца - сирота наполовину, потерявший мать - полный сирота») - гласит народная мудрость.

Следует отметить, что духовно-нравственную подготовку юноши или девушки в традиционной системе воспитания у ногайцев невозможно рассматривать вне контекста трудового воспитания. Именно поэтому среди основных качеств семьянина особое место занимает трудолюбие, способность и желание трудиться на благо семьи. Формированию трудолюбия и уважительного отношения к труду способствовало раннее включение детей в тру-

довую жизнь семьи. «Балады ястан, келинди бастан тербиялав», - говорили ногайцы («Ребенка воспитывай с малых лет, а невестку - с первых дней»).

В многовековом опыте трудового воспитания ногайцев достаточно четко прослеживается возрастной и дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек, что имеет принципиальное значение, т.к. оно не ограничивается рамками трудового воспитания, а распространяется на воспитание в целом, а значит и на общую подготовку к семейной жизни юношей и девушек. Следует отметить, что у ногайцев, как и у других народов, взрослая полноценная жизнь предполагала создание семьи. Это являлось нравственным долгом каждого достигшего брачного возраста человека. Поэтому главной целью семейного воспитания было формирование качеств, необходимых в будущей семейной жизни.

Первые годы жизни дети воспитывались под присмотром матери и бабушки, но уже с 4-5 лет начиналось дифференцированное обучение и воспитание мальчиков и девочек. Уже с 4-5 лет мальчиков обучали верховой езде, а в конных состязаниях участвовали мальчики 11-14 лет. Их учили ухаживать за скотом, выделывать шкуры и т.д. Девочек же с раннего возраста приучали работать по дому, помогать по хозяйству, шить, вязать и пр. Уже с 10-12 лет девочек не выпускали из дома без сопровождения. В них воспитывали скромность, мягкость, а в мальчиках - мужество, ловкость, силу. И тем и другим передавались знания норм поведения в семье и обществе [3, с. 339]. И тех и других готовили к выполнению будущих социальных ролей: мальчиков к роли отца - главы семьи, мужа, защитника семьи и Родины, а девочек соответственно к роли матери, жены, хозяйки дома. Находясь, как правило, в женском обществе, включающем мать, бабушку, других женщин семьи, девочки с раннего возраста приучались к выполнению посильных работ по дому, обучались тем видам трудовой деятельности, которыми им придется заниматься в будущем, в замужестве. Помимо хозяйственных работ девочек учили прясть шерсть, ткать, валять войлок, вязать и т.д. Большое внимание уделяли умению аккуратно и чисто убирать жилое помещение. За девочкой закреплялись определенные обязанности по выполнению конкретных поручений. И всегда мать или бабушка контролировали качество выполнения. По словам нашего информатора Майи М. (62 г.) из а. Кызыл-Юрт, во времена ее детства, когда жили в селе, там не было электричества и водопровода. В ее обязанности в семь лет входило приносить воду. Специально для этого ей были приготовлены маленькие ведерки. Также ей поручалось чистить стекло керосиновой лампы от копоти, и бабушка каждый вечер давала ее работе оценку. При этом широко применялись такие приемы поощрения как похвала, одобрение, добрые слова, подчеркивающие значимость ее труда. По ее же словам, ее мама и бабушка вспоминали, что в их времена девочкам давалось такое воспитание, чтобы, входя в дом мужа, она могла с первых дней вести хозяйство, уметь готовить еду, шить, изготавливать шерстяные из-

делия, ухаживать за ребенком и др. (ногайские семьи тогда, как правило, были многодетными, и опыт старших детей за младшими был обычным занятием).

Придавая большое значение воспитанию трудолюбия, ногайцы исходили из того, что только в труде можно сформировать полноценную личность и достойного члена общества. «Аьдаемди аьдем куллык эткен» («Труд делает человека человеком») - гласит ногайская народная мудрость.

То, что трудолюбие рассматривалось в ногайской народной педагогике как мерило нравственности и достоинства человека, своего рода гарантия счастливой и благополучной жизни, способ самоутверждения и самореализации, проходит красной нитью через устное народное творчество. Наиболее кратко, но ярко отражена эта идея в пословицах. Например, «Оьнерли оьлмес, оьнерсиз куьн коьрмес» («Трудолюбивый не пропадет, а ленивый не увидит счастливого дня») [6, с. 61-62]. «Оьнерли оьлмес, оьнерсиз кун коьр-мес» («Владеющий искусством не умрет с голоду, а не владеющий не увидит достатка»).

В настоящее время, в свете компетентностного подхода в педагогике, этот опыт ценен тем, что ребенок, вовлеченный с ранних лет в посильный домашний труд, приученный к работе, к выполнению каких-либо видов деятельности, вырастает полноценной личностью, креативной и способной принимать самостоятельные решения, т.е. владеющей определенным набором компетенций. Он приобретает социальный опыт, который затем переносит в свою взрослую жизнь. Его подготовили ко взрослой жизни, к тому, чтобы уметь обеспечить себя и свою будущую семью, быть психологически готовым к воспитанию собственных детей. К сожалению, у современных детей, и девочек, в частности, такой опыт зачастую отсутствует. Они стремятся создать семью, будучи неподготовленными ни к супружеству, ни к родительству. В результате непонимание, материальные и бытовые проблемы, и, как следствие, развод, от которого страдают и взрослые, и дети.

В пользу того, что традиционный опыт трудового воспитания девочек востребован и в современных условиях, свидетельствует наш полевой материал. Так, М.А. Булгарова из г. Черкесска рассказала нам, что десять лет назад ей довелось принимать участие в телепередаче «На золотом крыльце», посвященной трудовому воспитанию девочек в современной ногайской семье. Мнения участников круглого стола тогда разделились: одна группа выступала за активное трудовое воспитание, основанное на народных традициях, другая группа была категорически против приобщения девочек к домашним делам, мотивируя свою позицию тем, что домашний труд автоматизирован, и что все можно купить. А девочкам дополнительно надо давать музыкальное образование, обучать иностранным языкам и т.д. Наш информатор, исходя из личного жизненного опыта, доказывала, что приобретенные ею в родительском доме умения и навыки помогли ей потом в личной семейной жизни. «Меня в моей семье приучали с 6-7 лет принимать посильное уча-

стие в домашней работе. Я постепенно обретала опыт, который мне очень пригодился во взрослой самостоятельной жизни. Если в молодых семьях зачастую возникают проблемы из-за отсутствия такого опыта, то у меня их не было. Я с удовольствием готовила, создавала уют в доме. Мне не было тяжело вести дом и одновременно работать. Успевала себе сшить платье, юбку или подшить брюки мужу, связать дочке шапку, нарядное платье. Исходя из своего опыта, я пришла к выводу. Что девочку в семье надо готовить к взрослой жизни, помогать обретать навыки, необходимы женщине, будущей матери, хозяйке дома». Встретившись через 10 лет, оппонент М.А. Булгаро-вой признала ее правоту.

Наряду с трудовым воспитанием девочек приучали к личной гигиене, к уходу за собой, своей внешностью. Об этом поется в детской песенке:

Аьруьв кызлар эртенъ мен турар, Аьрув кызлар бет пен колларын ювар, Аьруьв кызлар шашларын тарар, Шашларыннынъ ушына сылтыратып пул кадар, Аьруьв кызлар эртенъ минен уьй йыстырар, Аьруьв кызлар эртенъ минен сув аькелер...

Хорошие девочки рано утром встают, Хорошие девочки лицо и руки моют, Хорошие девочки расчесывают волосы, Хорошие девочки монисты в косы вплетают, Хорошие девочки с утра дом убирают, Хорошие девочки рано утром по воду идут...

В девушке, конечно же, высоко ценились физическая красота и здоровье, которые воспевались народом в устном народном творчестве. Так, в лиро-эпической поэме «Карагайдар и Кызыл-Гуль» в песне главного героя Ка-рагайдара, посредством которой он извещает любимую о своем появлении, мы видим эстетический идеал ногайцев о красоте девушки:

«Бел зимою белый снег -Кызыл-Гуль того белей; Поздним летом ал гранат -Губы Кызыл-Гуль алей, Словно мед ее слова -Слаще всех других сластей...»

(Перевод Н. Капиевой) [4, с. 199].

Отметим, что и в имени девушки отражено представление народа о женской красоте: Кызыл-Гуль в переводе означает красная роза. Это значит, что девушка должна быть так же красива и прекрасна, как цветок. А цветы, как известно, своей красотой доставляют радость и эстетическое наслаждение.

Если же девушке не посчастливилось родиться красивой, то народ советует: «Кызынъ яман болса, кызыл кийгист» («Если твоя дочь некрасивая, наряжай ее во все красное»).

Особое место девочки в ногайской семье отмечает С.Ш. Гаджиева: «Девочка в ногайской семье занимала привилегированное положение, ей, по возможности, поручались легкие, «чистые» работы. С 11-12 лет как невесте ей отводили отдельное помещение, а если семья такой возможности не имела, то угол, который отделяли занавеской. Девочку с ранних лет одевали лучше, чем мальчика, учили кроить, шить, вышивать. В богатых семьях ее учили и золотошвейному искусству» [1, с. 115].

Однако, придавая большое значение природным физическим данным девушки, народ в большей степени ценил ее духовную красоту, ее поведение, определяемое ее нравственными качествами, такими как скромность и трудолюбие, хозяйственные умения и навыки, а также знание народных обычаев и этикета. Духовно-нравственную основу воспитания девушек также составляли такие умения, как петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах, слагать лирические куплеты, рассказывать поучительные сказки и др., что составляло «весь комплекс явлений традиционной духовной культуры, реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях» [5, с. 218]. В народе говорили: «Кыз кылыгы ман суйдирер» («Девушка заставляет полюбить себя своим поведением»). И именно этим руководствовались при выборе невесты.

Сегодня крайне важно изучение и приведение в научную систему этого опыта и разработка научно-теоретических основ его использования в воспитании девочек. Мы считаем, что необходимо учитывать предписания народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания современных девочек.

Список литературы:

1. Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев XIX - начало XX в. - М.: Наука, 1979.

2. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана / А.Э.Измайлов. - М.: Педагогика, 1991.

3. Керейтов Р.Х. Ногайцы. Особенности этнической истории и бытовой культуры: монография / Под науч.ред. Ю.Ю. Клычникова; Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований. - Ставрополь, 2009.

4. Литература народов Карачаево-Черкесии. Учебник-хрестоматия для общих средних и профессиональных учебных заведений КЧР / Под ред. проф. В.Б. Тугова. - Черкесск, 1999.

5. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

6. Сикалиев А.И.-М. Устное народное творчество ногайцев // Фольклор народов Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.