Научная статья на тему 'О древнейшем этнокультурном компоненте в этногенезе башкирского народа'

О древнейшем этнокультурном компоненте в этногенезе башкирского народа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
269
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПОНИМИКА / ЮЖНЫЙ УРАЛ / «-КАЛА-» / НАЗВАНИЕ / ГОРОДИЩЕ / ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК / АНАЛОГИЯ / ХОРЕЗМ / ПЛЕМЕНА ДАИ (ДАИК) / ЭПОС "УРАЛ-БАТЫР" / ПРЕДКИ / БАШКИРСКИЙ НАРОД / “-CALLA” / “URALS-BATYR” / TOPONYMICS / SOUTHERN URALS / NAME / SITES OF ANCIENT SETTLEMENT / THE IRON AGE / KHORESM / TRIBES / ANCESTORS / BASHKIR PEOPLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мажитов Н. А.

Объектом анализа данной статьи являются топонимические названия, в которых присутствует слово «кала» (например, «кала-тау» = «город-гора», «хан-кала» = «ханский город»). У древнего населения Урало-Поволжья ими обозначались городища-крепости эпохи железа. В статье излагается мысль о том, что эти топонимические названия имеют хорезмийско-иранское происхождение, и распространителями их в урало-поволжском регионе были племена даи, саки, массагеты, генетически связанные с населением Южного Приаралья. Автор полагает, что в раннежелезном веке Южный Урал мог являться северной окраиной хорезмийской цивилизации, и она оказывала мощное политическое, культурно-хозяйственное влияние на местные племена. Тогда же на Южном Урале сложился героический эпос башкирского народа «Урал-батыр», прямыми создателями которого были племена даи (даик = йайык) в широком смысле слова. Таким образом, автор имеет основание для вывода о том, что к рубежу нашей эры здесь сложилось ядро древнебашкирского этноса, сыгравшего важную роль в дальнейшем развитии башкирского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOST ANCIENT ETHNIC AND CULTURAL COMPONENT IN ETNOGENESIS OF BASHKIR PEOPLE

The object of the analysis are toponymic names where a word “calla” (for example, “kala-tau” = “city mountain”, “Khankala” = “the khan city”). In the article the thought that these toponymic names obtain the Iranian origin is stated. The author believes that in the early Iron Age the Southern Urals could be the northern suburb of a horezmiysky civilization, and it made a powerful political, cultural and economic impact on some local tribes. It gives to it the grounds for a conclusion that in our era there was a kernel of ancient Bashkir ethnos which has played an important role in further development of Bashkir people.

Текст научной работы на тему «О древнейшем этнокультурном компоненте в этногенезе башкирского народа»

УДК 930.26(470)

раздел ИСТОРИЯ

О ДРЕВНЕЙШЕМ ЭТНОКУЛЬТУРНОМ КОМПОНЕНТЕ В ЭТНОГЕНЕЗЕ БАШКИРСКОГО НАРОДА

© Н. А. Мажитов

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./Факс: + 7 (347) 272 52 31.

E-mail: [email protected]

Объектом анализа данной статьи являются топонимические названия, в которых присутствует слово «кала» (например, «кала-тау» = «город-гора», «хан-кала» = «ханский город»). У древнего населения Урало-Поволжья ими обозначались городища-крепости эпохи железа. В статье излагается мысль о том, что эти топонимические названия имеют хорезмий-ско-иранское происхождение, и распространителями их в урало-поволжском регионе были племена даи, саки, массагеты, генетически связанные с населением Южного Приаралья. Автор полагает, что в раннежелезном веке Южный Урал мог являться северной окраиной хо-резмийской цивилизации, и она оказывала мощное политическое, культурно-хозяйственное влияние на местные племена. Тогда же на Южном Урале сложился героический эпос башкирского народа «Урал-батыр», прямыми создателями которого были племена даи (даик = йайык) в широком смысле слова. Таким образом, автор имеет основание для вывода о том, что к рубежу нашей эры здесь сложилось ядро древнебашкирского этноса, сыгравшего важную роль в дальнейшем развитии башкирского народа.

Ключевые слова: топонимика, Южный Урал, «-кала-», название, городище, железный век, аналогия, Хорезм, племена даи (даик), эпос «Урал-батыр», предки, башкирский народ.

Происхождение башкирского народа, как и любого этноса - одна из сложных тем исторической науки, которая требует комплексного исследования с привлечением письменных, археологических, этнографических, антропологических и лингвистических источников. Каждая из названных наук эту тему изучает в соответствии с общепринятым в ней приемом анализа; общая истина может быть установлена, когда конечные общеисторические выводы представителей наук точно или приблизительно совпадают. Отрадно отметить, в плане сказанного предыдущие поколения ученых и наши современники оставили богатое наследие, где присутствуют ценные замечания и предложения по вопросу о происхождении башкирского народа.

Башкирский язык принадлежит к тюркской системе языков и вместе с киргизским, казахским, татарским, ногайским и каракалпакскими языками входит в кыпчакскую группу [1, 2]. Его отличает от других тюркских языков изобилие таких звуков как с вместо ч, ш и др. Что касается объяснения происхождения специфических согласных Ь., с и з в башкирском языке, то мнения ученых здесь разходятся. Например, Н. К. Дмитриев склонен был связывать его с влиянием иранского языка [3], а Дж. Г. Киек-баев - туркменского языка [4]. В этом вопросе возможность монгольского и тюркско-угорского языкового влияния предусмотрели Т. Г. Баишев и Б. А. Серебренников [5, 6].

К другой важной особенности башкирского языка относится наличие в нем диссимилятивных звукосочетаний ЛТ, МТ, НТ, МК, НК, НК, они отсутствуют теперь почти во всех других тюркских языках. В объяснении данного явления башкирского языка мнения лингвистов полностью совпадают: оно восходит к языку орхоно-енисейских памятников УП-УШ вв., которые являются общим достоянием тюркских народов раннего средневековья [7, 8, 9].

Лингвистами создается интересная, а с точки зрения историков-археологов, заманчивая схема

формирования и развития башкирского языка. Одним из первых эту тему затронул С. Е. Малов. Учитывая наличие в башкирском языке многих реликтовых явлений, он полагал, что башкирский язык очень рано, не позднее У в. до н.э., оторвался от основы-языка и развивался самостоятельно [10]. Данное мнение С. Е. Малова решительно поддержал Дж. Г. Киекбаев. В своей книге «Введение в урало-алтайское языкознание», применив одним из первых среди лингвистов России метод лексико-статистики, он пришел к выводу, что башкирский язык от основы тюркского языка обособился примерно 4000 лет назад [11]. Один из авторитетных отечественных тюркологов Н. А. Баскаков этот процесс отнес к гуннскому времени [12].

Важно, что лингвисты уделили серьезное внимание изучению топонимики Южного Урала. В сборе, систематизации и интерпретации источниковых материалов по этой проблеме серьезных успехов добились А. А. Камалов [13], Р. З. Шакуров [13], М. Г. Усманова [13]. Заслуга в начинании этих исследований принадлежит аксакалу башкирского языкознания Дж. Г. Киекбаеву. Указанными авторами выявлены целые топонимические пласты, происхождение которых связано с пребыванием на Южном Урале и участием в этногенезе башкирского народа многочисленных известных в далеком прошлом этнических объединений таких как: кипчаки, канлы, ногаи, а также представители иранской, финно-угорской, монгольской языковых систем. Нельзя не отметить и тот факт, что исследования башкирских лингвистов по древним и средневековым этапам формирования и развития башкир -ского языка и, в целом, по проблеме происхождения башкирского народа в настоящее время практически приостановлены. Это сильно беспокоит научную общественность Республики, ибо от полноты и квалифицированной интерпретации данных языка во многом зависит объективная картина формирования и развития самого народа.

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №З

1441

Рис. 1. Схематическая карта распространения городищ-крепостей, известных башкирскому населению как «Кала-тау», «Хан-кала» или «Имэн-кала»: 1 - Юлдашевское (Петр-Тау); 2 - Юлдузовское; 3 - Старокалмашевское; 4 - Усть-Бельское; 5 - Бачки-Тауское; 6 - Бустанаевкое; 7 - Чишминское; 8 -Исхаковское; 9 - Югомашевское I; 10-Югомашевское II; 11 - Ку-дашевское; 12 - Чоркильдииское; 13 - Кансиярское; 14 - Юмакаевское; 15 - Месягутовское; 16 - Камеевское; 17 - Хан-Кала (Караякуповское); 18 - Старо-Халиловское; 19 - Торналинское; 20 - Имэн-Кала (на территории г. Уфы); 21 - Охлебинин-

ское; 22 - Хан-Кала (Имендяшевское); 23 - Калабар.

Сложившаяся ситуация в башкирском историческом языкознании подтолкнула меня, историка-археолога, предложить к вниманию коллег свои многолетние наблюдения о широком распространении в далеком прошлом в Урало-Поволжском регионе топонимических пластов со словом «кала». Под данными названиями башкирам - коренному населению Южного Урала - известны археологические памятники городища-крепости, окруженные мощными земляными валами и глубокими и широкими рвами. В массовом порядке эти памятники здесь возникли в раннем железном веке (У11-11 в. до н.э.) и практически существовали на протяжении всего раннего средневековья. В годы своей археологической юности я обратил внимание на то, что пришлое население Исторического Башкортостана (русские, украинцы, чуваши и др.) никакой информацией об этих памятниках не располагают, а башкирам их местонахождение известно как «кала-тау» («город-гора») и «хан-кала» («ханский город»), но подлинное значение этих названий ими уже утеряно. Любопытно, что при беседе с местным населением я, как правило, спрашивал о том, нет ли поблизости места с названиями «кала-тау» или «хан-кала», в ответ мне показывали места, расположенные даже на далеком расстоянии. Я непременно посещал эти места и находил там городища-крепости эпохи раннего железа или средневековья. Всего мною зафик-

сировано 23 городища, в состав названий которых входит слово «кала» (рис. 1).

На Южном Урале (Башкортостан, Челябинская, Курганская, Оренбургская области, юг Свердловской области, юг Пермского края и Удмуртии) сейчас известно более тысячи городищ-крепостей, и у меня есть основания предполагать, что в древности и, вероятно, до недавнего прошлого (ХУІ-ХІХ вв.) в состав названий этих объектов также входило слово «кала». Это подлинное их название, скорее всего, из-за отсутствия контактов у первооткрывателей с местным населением осталось незафиксированным. В связи с вышесказанным нельзя пройти мимо известных случаев сохранения, например, в Татарстане топонимических названий «кала-тау», «кала-юлы», происхождение которых, возможно, связано с городищами-крепостями. В этом меня уверяют единичные примеры сохранения этих названий с бесспорно археологическими памятниками. Таковыми являются раннеболгарский город Чаллы близ Набережных Челнов и Утернясское городище, расположенные в местностях с названиями «кала-тау» [14]. Малочисленность сохранившихся в Среднем Поволжье топонимических названий со словом «кала», вероятно, следует объяснять теми же причинами, что на Южном Урале, т.е. неоднократной полной сменой населения и отстутствием контактов первооткрывателей с коренным татарским населением.

Вопрос о происхождении и характере распространения топонимов со словом «кала» в УралоПоволжском регионе до сих пор не привлекал внимание лингвистов, но вышеприведенные единичные случаи сохранения их до настоящего времени позволяют ставить вопрос о массовом их распространении здесь в раннежелезном веке и раннем средневековье. В историко-лингвистическом плане эта тема приобретает важное значение, если учесть, что первоначально они возникли и получили распространение на территории Южного Приаралья (Хорезмийский оазис), Ирана, где с раннего железного века вплоть до У11-У111 вв. существовала развитая государственная культура с крупными монументальными городами (Кой-Карыпак-Кала, Джан-бас-кала). Как известно, в окружении этих городов существовали тысячи мелких крепостей, и в их названии присутствует слово «кала» [15, 16]. Политическое и культурное влияние этого хорезмийского государства распространялось на территорию Ирана, Бактрии, то есть на весь Средний Восток, а также на регионы Степной Евразии, в том числе Ура-ло-Поволжья. Десятки тысяч топонимических названий юга Средней Азии и Ирана являются единственными аналогиями урало-поволжским топонимическим названиям со словом «кала». Не подлежит сомнению, что возникновение и распространение этих понятий в нашем регионе следует связывать с всесторонним влиянием Хорезма на жизнь племен Урало-Поволжья.

Современный уровень источниковых материалов позволяет нам вести конкретное рассуждение о вкладе групп племен, сыгравших роль распространителей культурного влияния Древнего Хорезма на население южно-уральского региона. Это были сако-массагетские и даевские (даи, дайк, йайык) племена в широком смысле слова.

Пребывание даев и сако-массагетов на Южном Урале в У в. до н.э. подтверждается свидетельством Геродота [17]. Эти племена (особенно даи) на южном Урале были пришлыми, они перекочевали из районов юга Средней Азии, что подтверждается сведениями античных авторов, согласно которым даи (даик=йайык), саки, массагеты и другие родственные племена являлись основным населением Южного Урала.

Богатейшие материалы Филипповских (У-1У вв. до н.э.) и других близких к нему курганов края этого времени несут ярко выраженный среднеазиатско-иранский налет и подтверждают тезис о нахождении Южного Урала под активным этнокультурным влиянием Хорезма.

Согласно сведениям китайских авторов, около III в. до н.э. в казахстано-среднеазиатском регионе возникло государство Кангюй, и жители Южного Урала («страна Янь») платили ему дань в виде «шкуры зверей мышиной породы». Судя по известным письменным и археологическим материалам, эти даннические отношения являлись продолжением тех этнокультурных связей, которые сложились в ранние века и стали уже традиционными. Следовательно, на южно-уральский регион тогда могла распространяться власть Кангюя-Хорезмийского государства.

В Урало-Поволжье в раннежелезном веке в массовом порядке появляются укрепленные высокими земляными стенами и рвами городища-крепости, известные местному башкирскому населению под названием кала. Время их появления и смысловое значение термина «кала» полностью совпадают с аналогичным явлением юга Средней Азии (Хорезмийский оазис), это позволяет заключить, что появление городищ-крепостей в Урало-Поволжье тесно связано с культурным влиянием Хорезма. Начало строительства городищ-крепостей в нашем регионе привело впоследствии к коренным изменениям в образе жизни, культуре населения; его проведение требовало колоссальных материальных затрат, привлечения людских ресурсов, поэтому, надо полагать, эта политика проводилась при активном участии властей Хорезма и группы населения хорезмийского (среднеазиатского) происхождения. Такие соображения наводят на мысль, что Южный Урал тогда представлял хотя окраинную, но составную часть Хорезма.

Своеобразным итогом вхождения племен региона Южного Урала в мир южно-казахстанских и среднеазиатских цивилизаций раннежелезного века явилось сложение среди них уникального по содержанию героического эпоса башкирского народа «Урал-батыр». Он свидетельствует, что уже на рубеже нашей эры на Южном Урале сложилось ядро башкирского этноса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баскаков Н. А. Тюркские языки. М.: изд-во АН СССР, 1960. С. 155-164.

2. Киекбаев Дж. Г. Введение в урало-алтайское языкознание. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1972. 151 с.

3. Дмитриев Н. К. Грамматика башкирского языка. М.: Наука, 2007. 232 с.

4. Киекбаев Дж. Г. О звуках 5, 3, Ь и их развитии в башкирском, туркменском и якутском языках // УЗБГУ. Вып. 6. Филологическая серия. №5. Уфа, 1958. С. 89-145.

5. Баишев Т. Г. Башкирские диалекты в их отношении к башкирскому литературному языку. Уфа, 2006. 132 с.

6. Серебренников Б. А. К вопросу о связи башкирского языка с венгерскими. Уфа, 1963. С. 12-14.

7. Ахметов М. А. Глагол в языке орхоно-енисейских памятников (в сравнительном плане с современным башкирским языком). Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1978 131 с.

8. Тенишев Э. Р. Отражение диалектов в тюркских рунических и уйгурских памятниках // Советская Тюркология. 1976. №1. С. 27-33.

9. Тенишев Э. Р. Язык древне- и среднетюркских письменных памятников в функциональном аспекте // Вопросы языкознания. 1979. №2. С. 80-90.

10. Малов С. Е. Древние и новые тюркские языки // Известия АН СССР. 1952. Т. IX. Вып. 2. С. 137.

11. Киекбаев Дж. Г. Введение в урало-алтайское языкознание. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1972. 151 с.

12. Баскаков Н. А. Введение в изучение тюркских языков. М., 1962. С. 212.

13. История башкирского народа. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2009. 330 с.

14. Гарипова Ф. Г. Татарстан микротопонимдары сYзлеге. Казан. 1992. б. 60.

15. Толстов С. П. Древний Хорезм. М.: издание МГУ, 1948. 352.

16. Розенфельд А. З. 0а1а (Кала) - тип укрепленного иранского поселения // Советская этнография. №. 1. 1951. С. 22-38.

17. Геродот. История. Л.: Наука, 1972. С. 125, 201, 202.

18. Хужин Ф. Болгар иле Ьэм аньщ шэЬэрлэре. Казан. 2005. б. 165175.

19. Хужин Ф. Города Казанского ханства. Казань. 2008. с. 52.

Поступила в редакцию 04.06.2012 г. После доработки -19.07.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.