Научная статья на тему 'Средневековый башкортостан - страна городов'

Средневековый башкортостан - страна городов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1674
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ / IX-XVI ВВ. / БАШКИРСКИЕ ГОРОДА / КРЕПОСТЬ УФА-II / РАСКОПКИ / НАХОДКИ / ВОЗРАСТ V-XVI ВВ. / ГОРОД БАШКОРТ / СТОЛИЦА / СРЕДНЕВЕКОВЫЙ БАШКОРТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мажитов Н. А.

В трудах арабских (IX-XII вв) и западноевропейских (XIV-XVI вв.) авторов упомянуто и описано шесть башкирских городов на Южном Урале. В настоящее время с 2006 г. стационарно исследуется городище Уфа-II в центре города Уфы. Оно уверенно отождествляется с городом Башкорт XIV-XVI вв. Городище было основано не позднее V в. н.э. и непрерывно существовало как цитадель средневековой столицы Башкортостана. В статье дана краткая характеристика исследованным объектам монументальной архитектуры и вещевому материалу памятника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средневековый башкортостан - страна городов»

УДК 930.26(470)

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ БАШКОРТОСТАН - СТРАНА ГОРОДОВ © Н. А. Мажитов

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 272 52 31.

E-mail: [email protected]

В трудах арабских (IX-XII вв) и западноевропейских (XIV-XVI вв.) авторов упомянуто и описано шесть башкирских городов на Южном Урале. В настоящее время с 2006 г. стационарно исследуется городище Уфа-II в центре города Уфы. Оно уверенно отождествляется с городом Башкорт XIV—XVI вв. Городище было основано не позднее V в. н.э. и непрерывно существовало как цитадель средневековой столицы Башкортостана. В статье дана краткая характеристика исследованныгм объектам монументальной архитектурыг и вещевому материалу памятника.

Ключевые слова: письменныге источники, IX—XVI вв., башкирские города, крепость Уфа-II, раскопки, находки, возраст V—XVI вв., город Башкорт, столица, Средневековыгй Башкорт.

Башкортостан - историческая родина формирования и развития башкирского народа и полностью вписывается в горно-лесные районы Южного Урала с обширными прилегающими степями с юга, востока, запада. Для этого региона тема о древних и средневековых городах - новая и малоизученная, что объясняется сравнительно поздним началом систематических полевых археологических исследований (с конца 50-х гг. ХХ в.). Примечательно, что средневековые арабские авторы 1Х-Х11 вв. оставили ценные сведения о нахождении в стране башкир таких крупных городов, как Намджан, Г ур-хан, Карукийа, Кастр, Мастр, и активных торговоэкономических связях жителей этих городов с народами Средней Азии. В частности, там говорится, что более тысячи жителей города Намджан разрабатывают расположенные вблизи медные рудники, а выплавленную медь вывозят в земли Хорезма, Чаш. В источниках жители города Гурхан характеризуются как мастера высочайшего класса по изготовлению таких «великолепных и совершенных» седел и оружия, «какие не делают ни в одной другой стране тюрок» [1, с. 122-124, 128]. Такие сведения не оставляют сомнения в том, что эти названные башкирские города являлись крупными торгово-ремесленными и культурно-политическими центрами.

Серьезной проблемой для археологии Башкортостана является отыскание археологических следов средневековых городов, подробно описанных в письменных источниках. Здесь для нас имеются обнадеживающие факторы. Например, в результате проведенных за последние 70-60 лет сплошных разведочных работ обнаружены более тысячи городищ-крепостей эпохи раннего железа и средневековья, среди которых есть величественные по размерам экземпляры с мощными культурными отложениями. Среди археологов региона сложилось обоснованное мнение о том, что многие эти городища в древности и особенно в средневековье существовали в ранге городов. Такую перспективу решения данного важного для науки вопроса обнадеживает

пример с городом Башкерти (Башкорт), расположенным в центре г. Уфы - современной столицы Башкортостана. Этот башкирский город впервые упоминается Ибн-Халдуном (XIV в.) [2, с. 169], нашел свое отражение в картографических работах западноевропейских авторов XIV-XVI вв., среди которых самой точной является карта Меркатора 1554 г., где город Башкерти (Башкорт) нанесен в устье р. Уфы, т.е. на территории современного города Уфы [3, с. 17-23] (рис. 1).

Археологами Башкортостана город Башкорт отождествляется с комплексом одновременных средневековых памятников (6 городищ, более 10 аулов и крупных некрополей), сосредоточенных вокруг самого крупного и долговременного городища Уфа-11 (рис. 2-4). Этот памятник уже 6 лет является объектом масштабных археологических раскопок, в результате которых выявлены такие объекты монументальной архитектуры, как мощная крепостная стена, наземные жилища, возведенные путем широкого применения растворов жидкой глины в опалубках и сырцовых кирпичах. Оригинальны взаимно пересекающие уличные деревянные настилы шириной 2-2,50 м, длиной более 60 м, большая ювелирная мастерская по изготовлению украшений из золота и много других. Ранняя дата городища Уфа-11 датируется золотой византийской монетой V в. (рис.5), а существование его в XV-XVI вв. четко зафиксировано, кроме названных карт, русскими письменными источниками [4, с. 174-189].

Сенсационные результаты раскопок на городище Уфа-П были критически оценены официально приглашенным Экспертным Советом Института археологии РАН (г. Москва), в составе которого были авторитетные специалисты по изучению городов Китая, Киргизии, Узбекистана, Сирии, Ирака, Российской Федерации. Эксперты пришли к выводу, что городище Уфа-П и расположенные вокруг него одновременные памятники представляли поселенческий комплекс городского типа, являвшийся важным торгово-ремесленным и культурно-политическим центром на юге Урало-Поволжья [4-5; 7-8]. По на-

шему мнению, городище Уфа-П являлось цитаделью (Кремлем) города Башкорт.

Важно подчеркнуть, что особенности происходящих на Южном Урале этнокультурных процессов в средневековье трудно понять без учета сложившихся еще в глубокой древности активных этнокультурных и торгово-экономических связей с народами Казахстана, Средней Азии и особенно Южного Приаралья (Хорезмийский оазис). Археологические, письменные, топонимические и фольклорные источники указывают, что в скифо-сакское время Южный Урал являлся регионом активного культурнополитического влияния Хорезма. Они же дают знать, что здесь тогда оседали пришлые, примерно, из Южного Приаралья кочевые племена, среди которых самую многочисленную группу составили даи (даик=йайык), сыгравшие важную роль в сложении древнейшего ядра башкирского этногенеза. Именно они являются основными создателями башкирского героического эпоса «Урал-батыр», в содержании которого четко прослеживается влияние зароастрий-ской религиозно-философской литературы.

В заключение подчеркнем, что выдающемуся востоковеду ХХ в. А. З. Валиди Тогану - сыну башкирского народа - принадлежит мысль, что в формировании башкирского народа важную роль сыграли собственно-башкирские племена с самоназванием «башкорт», которые примерно до VII-VIII вв. проживали на юге Средней Азии и оставили здесь яркий след в топонимике региона в виде таких названий как, «Башкурдские горы», местность «Башкурт», город «Вашгирд» [9, с. 21-23]. Вслед за ним мы полагаем, что племена «башкорт» из юга Средней Азии могли переселиться около V-VIII вв.; видимо, по их инициативе в центре нынешнего города Уфы был основан город Башкорт, что нашло свое отражение в исторических источниках XIV-XVI вв. Этнокультурные связи ранних уральских башкир с народами юга Средней Азии только этим не исчерпываются. Они ярко представлены в таких массовых привезенных с юга материалах, как согдийские шелковые ткани, ювелирные изделия, керамика, в строительном деле городов и другое.

Не менее интересной представляется следующая мысль ученого. Он, комментируя упоминание в древнетюркском предании «Огузе» башкир, пришел к выводу, что там имелись в виду башкирские племена, проживавшие уже на Южном Урале до VIII в н.э. В качестве аргумента этому тезису А. З. Валиди Тоган ссылается на отсутствие в окружении башкир болгар и сувар, которые, как известно, пришли в Среднее Поволжье не ранее рубежа VIII-IX вв. Это, в свою очередь, дало ему основание с уральскими башкирами увязать сведения китайских авторов середины VII в. о племенах ба-шу-ки-ли, под которыми современные китайские историки подразумевают башкир.

В этом вопросе А. З. Валиди Тогана решительно поддержал академик Р. Г. Кузеев. Он убежден,

что в ^-УШ вв. башкирские племена проживали в приаральских и сырдарьинских степях, а в IX в. переселились на Южный Урал [10, с. 126-157].

Кратко остановимся на вопросе о ранней дате городища Уфа-П. Богатые материалы из археологических раскопок позволяют четко выделить хронологически последовательные этапы в более тысячелетней истории городища Уфа-П. Ранний его этап охватывает V-VI вв., когда основным населением бассейна среднего течения р. Белой были племена турбаслинской и бахмутинской культур, резко различающиеся между собой как по происхождению, так и образу жизни. Так, например, турбаслинцы являются пришельцами из южных (приаральских, южноказахстанских) степей и принесли сюда характерную для этих южных районов материальную культуру. Основная масса бахмутинцев, наоборот, принадлежит к потомкам древнего оседлого населения бассейна рек Белой и Средней Камы.

Своеобразным центром расселения турбаслин-ских племен был уфимский полуостров: здесь и вокруг него компактно расположены десятки городищ, селищ (аулы) и некрополи, к числу которых относятся находки из нижних слоев городища Уфа-II и тесно связанные с ними другие памятники вокруг него [6]. Среди последних особо следует выделить некрополь, расположенный на территории городских кварталов по улицам Тукая, Заки Вали-ди, Пушкина от улиц Новомостовая до мусульманского кладбища. Этот некрополь состоял из многочисленных (сотен) курганов, разрушеных и грабительски раскопаны в XVII-XIX вв. Судя по свидетельствам тогдашней краеведческой литературы, они содержат очень много драгоценностей из золота, серебра, бронзы, стекла и других материалов; в одном разрушенном кургане в 1827 г. вместе с золотыми украшениями в несколько килограмм найдена золотая византийская монета V в. н.э. [11]. Вместе с другими надежно датированными находками из турбаслинских памятников эта монета служит бесспорным доказательством существования городища Уфа-П в V-VI вв.

Археологические раскопки 2011 г. на городище Уфа-П дали находки, несколько уточняющие эту дату. В частности, из основания крепостной стены (вал) были взяты образцы почвы для определения их абсолютного возраста по радиоуглеродному методу и были официально отправлены специалистам в Австралию. Проведенные исследования дали следующие результаты: самый нижний слой датируется III в., вышележащий - серединой VI в. [12]. Эти данные показывают, что городище Уфа-П было основано еще в III в. н.э.

Следующим этапом существования городища Уфа-П и во всем южно-уральском регионе был рубеж VI-VП вв., когда снова из южных степей (Южная Сибирь, Казахстан, Средняя Азия) вторгаются сюда многочисленные племена, оставившие археологические памятники так называемой кушнарен-

ковской культуры. Примечательно, если турбас-линские племена компактно жили в бассейне среднего течения р. Белой с центром в устье р. Уфы, то кушнаренковцы расселились по всему Южному Уралу, включая восточные и западные его склоны; притом они вошли в активные контакты с племенами турбаслинской и бахмутинской культуры. В таком сильно смешанном состоянии они жили вплоть до VIII в. н.э.

На Южном Урале в V-VIII вв. жили другие племенные объединения, но здесь нами названы самые многочисленные, сыгравшие ведущую роль в этнокультурной и политической истории края и оставившие глубокий след в дальнейшем развитии культуры населения последующих веков. С вв. во всех письменных источниках (труды арабских авторов) широкий регион Южного Урала известен как страна тюркоязычных башкир. Отсюда логически вытекает вывод о том, что возникновение и утверждение понятий «башкорттар» («башкиры»), «башкорт иле» («страна башкир») по всему этому широкому региону, а также близких и дальних соседей охватывали ранние, по нашему убеждению, VI-VIII вв. С археологической точки зрения, носителями и энергичными распространителями этих понятий могли быть племена турбаслинской и кушнарен-ковской культуры, которым удалось создать на Южном Урале свою политическую организацию в виде государства со столицей в городе Башкорт на территории современного города Уфы. Эту концептуальную идею о ранних этапах этногенеза башкирского

народа автор последовательно излагал в своих работах начиная с 60-х гг. XX в. [13].

ЛИТЕРАТУРА

1. Коновалова И. Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы. М., 2006. С. 122-124, 128.

2. Золотая Орда в источниках. Т I. Арабские и персидские сочинения. М., 2003. С. 169.

3. Псянчин А. В. Мопб е1 ИЯВК: Уральские горы и город Уфа в европейской средневековой картографической традиции // Архивы Башкортостана. №1. Уфа, 2007. С. 17-23.

4. Мажитов Н. А., Султанова А. Н., Сунгатов Ф. А. Сокровища Древней Уфы. Уфа, 2008. С. 64-70.

5. Они же. О средневековом этапе истории г. Уфы - столицы Башкортостана // Архивы Башкортостана. №1. Уфа, 2007. С. 24-34.

6. Мажитов Н. А., Султанова А. Н. История Башкортостана. Древность. Средневековье. Уфа, 2010. С. 174-189.

7. Мажитов Н. А., Султанова А. Н., Сунгатов Ф. А. Еще раз о городе Башкорт - столице средневекового Башкортостана // Вестник АН РБ. 2007. Т. 12. №4. С. 33-37.

8. Мажитов Н. А. Средневековые города Башкортостана // Материалы Международной научной конференции «Древняя и средневековая урбанизация Евразии и развитие города Алма-Аты». Алма-Аты, 2010 и др.

9. Валиди Тоган А-З. История башкир. Уфа, 2010. С. 21-23.

10. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Уфа, 2010. С. 126-157.

11. Труды и летописи общества истории и древностей российских. Часть 8. М., 1837.

12. Сунгатов Ф. А. Отчет о научно-исследовательской работе по ГНТП РБ «Актуальные вопросы социальноэкономического, политико-правового, этнокультурного развития Республики Башкортостан на современном этапе» за 2011 г. Тема «Архитектурный облик средневековой Уфы». Уфа, 2011.

13. Мажитов Н. А., Султанова А. Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI в. Уфа, 1994. С. 138-199.

Поступила в редакцию 04.04.2012 г.

Рис. 1. Карта Г. Меркатора 1554 г. с обозначением города Башкерти (г. Башкорт) в устье р. Уфы.

Рис. 3 Реконструкция жилищ и уличных деревянных настилов. Городища Уфа-П. Аксонометрия 3Э.

Рис. 5. Образец монеты византийского императора Феодосия II (405-450 гг.). Подобная монета найдена вблизи городища

Уфа-П в 1828 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.