Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность
О ДОПУСТИМОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ В СИСТЕМУ ПРАВООХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГАЛУЗО Василий Николаевич,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки. E-mail: [email protected];
КАНАФИН Наиль Ахметович,
доцент кафедры экономики культуры и правоведения Московского государственного института культуры. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье на основе анализа литературы и законодательства относительно допустимости включения военной полиции в систему правоохраны Российской Федерации высказано несколько обобщающих суждений: термин «военная полиция» несовершенен; в качестве альтернативы целесообразно использовать иной термин - «полиция в Вооруженных Силах РФ»; отождествление терминов «полиция» и «орган внутренних дел» недопустимо; целесообразно принятие Федерального закона «О полиции в Российской Федерации», в котором предусмотреть главы о полиции в органах внутренних дел, в Вооруженных Силах РФ; обособление в системе права отдельной отрасли права - «полицейское право» признать несовершенным; полицию в Вооруженных Силах РФ (нынешняя военная полиция) необходимо включать в систему органов государственной безопасности.
Abstract: the article based on the analysis of literature and legislation on the admissibility of the inclusion of military police in the system of law enforcement of the Russian Federation made several generalizing judgments: the term «military police» is imperfect; as an alternative it is advisable to use a different term - «police in the Armed Forces of the Russian Federation»; the identification of the terms «police» and «on internal Affairs» is unacceptable; it is advisable the adoption of the Federal law «On police in the Russian Federation», which provide the head of the police internal Affairs bodies, in the Armed Forces of the Russian Federation; the separation in the system of law a separate branch of law -«police law» to recognize the imperfect; the police and Armed Forces of the Russian Federation (the military police) must be included in the system of state security bodies.
Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, федеральный закон, Федеральный закон «О полиции в Российской Федерации», теория правоохраны, система правоохраны, правоохранительный орган, орган внутренних дел, органы государственной безопасности, полиция, военная полиция, полиция в Вооруженных Силах РФ, полицейское право.
Keywords: The Russian Federation legislation, regulatory legal act, the Constitution of the Russian Federation, Federal law, Federal law «On police in the Russian Federation», the theory of law enforcement, law enforcement, law enforcement Agency, a body of internal Affairs, state security bodies, police, military police, police and Armed Forces of the Russian Federation, police law.
Предметом данной статьи является военная полиция и ее место в системе правоохраны Российской Федерации. Ранее нами на отдельные аспекты военной полиции уже обращалось внимание [13; 14].
Поводом к подготовке данной статьи послужил выход в свет авторского учебника по учебному курсу «Правоохранительные органы», в котором, к сожалению, помещены лишь фрагментарные сведения об одном из элементов системы органов государственной безопасности [7]. Тем самым, нами устраняется пробел в теории правоохраны относительно системы правоохранительных органов Российской Федерации [9; 10].
Первоначально о литературе относительно военной
полиции.
Так, В.С. Коробков проанализировал «актуальность создания военной полиции и ее влияние на эффективность проведения дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации» («Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, следует подчеркнуть, что эффективная модель организации дознания в Вооруженных Силах может сводиться к созданию специализированного органа дознания - военной полиции, наделенной полномочиями на производство дознания и осуществление оперативно-розыскной деятельности. Создание военной полиции позволит: во-первых, повысить эффективность производства самого дознания; во-вторых, улучшить негативную ситуацию, связанную с тем, что сегодня собранные военными дознавателями доказательства на первоначальных этапах расследования, как правило, признаются недопустимы-
ми; в-третьих, сосредоточивать усилия военному командованию на выполнении ими основных функций, в том числе и боевых задач; в-четвертых, устранить имеющие место сегодня противоречия между интересами военного командования и назначением уголовного судопроизводства») [15]. Здесь лишь обратим внимание на то, что устранение противоречий между нормативными правовыми актами является сложнейшей проблемой комплексного правоприменения [1; 2; 5; 11].
С.А. Минтягов провел анализ «правового статуса военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации» («Таким образом, содержание правового статуса военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации представляет собой основанную на профессиональной компетенции деятельность, направленную на реализацию требований нормативных правовых актов Российской Федерации, в целях успешного решения возложенных на нее задач по защите жизни и здоровья, прав, свобод и законных интересов военнослужащих и лиц гражданского персонала, укреплению правопорядка, воинской дисциплины. Следовательно, правовой статус военной полиции - это правовое положение ее органов, воинских частей и подразделений, наделенных совокупностью полномочий для осуществления ими своих функций по обеспечению и поддержанию законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации. В связи с изложенным рассмотренный правовой статус военной полиции в последующем позволит наиболее полно раскрыть содержание правового статуса как военнослужащего военной полиции в целом, так и отдельных ее должно-
стных лиц. Исследование правового статуса военнослужащих военной полиции требует отдельного научного анализа в рамках других научных работ. Также заслуживает отдельного внимания и научного исследования правовой статус военной полиции и военнослужащих военной полиции при выполнении специальных задач в условиях вооруженного конфликта на территории иностранного государства») [17].
И.А. Мясников попытался определить «эффективную модель организации дознания в Вооруженных Силах»: «...эффективная модель организации дознания в Вооруженных Силах может сводиться к созданию специализированного органа дознания - военной полиции, наделенной полномочиями на производство дознания и осуществление оперативно-розыскной деятельности. Создание военной полиции позволит: во-первых, повысить эффективность производства самого дознания; во-вторых, улучшить негативную ситуацию, связанную с тем, что сегодня собранные военными дознавателями доказательства на первоначальных этапах расследования, как правило, признаются недопустимыми; в-третьих, сосредотачивать усилия военному командованию на выполнении ими основных функций, в том числе и боевых задач; в-четвертых, устранить имеющие место сегодня противоречия между интересами военного командования и назначением уголовного судопроизводства» [18].
В.М. Корякин представил «обзорный комментарий к Федеральному закону от 3 февраля 2014 года № 7-ФЗ)» («Проблема создания военной полиции в Российской Федерации с разной степенью активности перманентно обсуждалась начиная с конца 80-х гг. прошлого столетия. Однако в свою практическую стадию решение данной задачи вступило лишь в 2011 г., когда в структуре Минобороны России был образован специальный центральный орган военного управления - Главное управление военной полиции, которое в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. « 350, предназначено для решения следующих задач: ...») [16].
Предмет данной статьи предполагает и отзыв относительно обособления в системе права Российской Федерации так называемого полицейского права.
Так, в одном учебном издании группой «видных уче-ных-полицеистов» полицейское право фактически отождествляется с административным правом [21].
Еще в одной аналогичной учебной публикации представлен исторический очерк развития полиции в Российской Империи [20].
Предметом научного исследования Ю.Н. Овсянникова явились «комплекс социальных, политико-правовых, юридических факторов, обуславливающих предпосылки возникновения и эволюцию представлений, идей, концепций о сущности и содержании полицейского права как науки и отрасли законода-
тельства» [19].
К.С. Бельский в научном исследовании, посвященном «полицейскому праву» [3, с. 799 - 803], установил «объекты полицейской охраны» [3, с. 190 - 255; 4]; «субъекты полицейской деятельности» [3, с. 379 - 438]; «методы полицейской деятельности» [3, с. 583 - 798].
С.А. Шапиро на основании проведенного «ретроспективного анализа» сумел выделить несколько «качественных этапов» развития «концепций административного (полицейского) права в России» [22].
Необходимо признать, что и в отдельных публикациях ученых Российской Империи использовался термин «полицейское право», правда, предопределенный «соображениями исключительно формального характера» [12], что фактически не принимается во внимание исследователями в Российской Федерации.
Всякий правоохранительный орган предполагает наличие нормативных правовых актов об организации и предназначении таковых.
Относительно регулирования организации и деятельности военной полиции обособление соответствующих нормативных правовых актов представляется достаточно трудоемким.
Так, принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации» от 24 января 2014 г.1 повлекло дополнения в Федеральный закон «Об обороне» от 24 апреля 1996 г.2 и соответственно выделение еще одной разновидности органов государственной безопасности - органов военной полиции.
Речь идет о статье 251 «Военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации» Федерального закона от 24 апреля 1996 г.
Военная полиция Вооруженных Сил РФ предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих Вооруженных Сил РФ, лиц гражданского персонала, граждан, проходящих военные сборы в Вооруженных Силах РФ, обеспечения в Вооруженных Силах РФ законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил РФ, а также в пределах своей компетенции противодействия преступности и защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны.
Основные направления деятельности, функции и полномочия военной полиции определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [6; 8].
Руководство военной полицией осуществляет Ми-
1 См.: СЗ РФ. 2014. № 6. Ст. 558.
2 См.: СЗ РФ.
. № 23. Ст. 2750.
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2019. № 11(179)
нистр обороны РФ1.
Военная полиция входит в состав Вооруженных Сил РФ2. Организационная структура, состав и штатная численность органов и подразделений военной полиции определяются Министром обороны РФ в пределах установленной штатной численности военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил РФ3.
Военнослужащие военной полиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, специальные средства, огнестрельное оружие, боевую и специальную технику в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
Указом Президента РФ № 161 от 25 марта 2015 г.4 утвержден Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации («Настоящий Устав определяет основные направления деятельности, функции, полномочия и организацию службы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации..., применение военной полицией некоторых мер государственного принуждения, права и обязанности должностных лиц военной полиции, порядок участия органов военного управления, соединений, воинских частей (кораблей) в служебной деятельности военной полиции и порядок выполнения военной полицией ряда задач гарнизонной службы, а также случаи и порядок применения военнослужащими военной полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия»).
Отдельные полномочия военной полиции урегулированы в приказе Министра обороны РФ «О деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации» № 1111 от 7 мая 2012 г.5 («4. Командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и начальникам гарнизонов: незамедлительно информировать дежурного по военной комендатуре гарнизона о совершенных преступлениях и происшествиях; поручать производство дознания дознавателям соединений и воинских частей только в случае невозможности прибытия дознавателей военной полиции на место совершения преступления. О невозможности прибытия дознавателей военной полиции дежурный по военной комендатуре гарнизона незамедлительно информирует лицо, сообщившее о преступлении или происшествии»).
В приказе Министра обороны РФ «Об утверждении
См.: Указ Президента РФ «О Министре обороны Российской Федерации» № 233 от 18.05.2018 г. // СЗ РФ. 2018. № 21. Ст. 2996.
2 См.: Указ Президента РФ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» № 466 от 07.05.1992 г. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 9. Ст. 1077.
3 См.: Указа Президента РФ «Об установлении штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации» № 555 от 17.11.2017 г. // СЗ РФ. 2017. № 47. Ст. 6969.
4 См.: СЗ РФ. 2015. № 13. Ст. 1909; ...; 2018. № 44. Ст. 6711.
5 В официальных источниках не публиковался.
Перечня должностных лиц военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» № 629 от 8 ноября 2018 г.6 регламентирован перечень должностных лиц военной полиции, правомочных осуществлять административно-процессуальную деятельность («1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 6.8, частью 1 статьи 6.9, частью 1 статьи 6.16.1, статьей 6.24, статьей 17.7, статьей 17.9, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе составлять: 1) должностные лица центрального органа военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации: начальник Главного управления военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, его заместители и помощники; начальник Военной автомобильной инспекции Министерства обороны Российской Федерации, его заместитель; начальник управления и его заместители; начальник отдела и его заместители; начальник группы и его заместители; главный эксперт отдела; главный инспектор; старший офицер отдела; 2) должностные лица региональных органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации: начальник управления и его заместители; начальник инспекции и его заместители; заместитель начальника инспекции - начальник отдела; начальник отдела (отделения) и его заместители; старший офицер (офицер) отдела (отделения); старший дознаватель отдела (отделения); оперативный дежурный; 3) должностные лица территориальных органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации: военные коменданты военных комендатур городов Москвы и Санкт-Петербурга, военных комендатур гарнизонов и их заместители; начальник инспекции и его заместители; заместитель военного коменданта -начальник отдела; заместитель начальника инспекции - начальник отделения; начальник отдела и его заместитель; заместитель начальника отдела - начальник отделения; комендант (района) - начальник отделения; начальник отделения, его старший помощник и помощник; старший дознаватель (дознаватель) отдела (отделения); командир роты и его заместитель; командир взвода; начальник гауптвахты и его заместитель; оперативный дежурный; 4) должностные лица Управления коменданта охраны Министерства обороны Российской Федерации: начальник Управления коменданта охраны - комендант охраны Министерства обороны Российской Федерации и его заместители; начальник отдела - заместитель начальника Управления; начальник отдела (отделения) и его заместитель; заместитель начальника отдела - начальник группы; начальник группы - заместитель начальника отдела; начальник группы; старший офицер (офицер) отдела (отделения, группы)» - пункт 1 Перечня).
См.: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.12.2018.
В упоминавшимся выше КоАП РФ от 20 декабря 2001 г., введенном в действие с 1 июля 2002 г. (О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: ФЗ от 20.12.2001 г. // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 2), ошибочно допущено отождествление терминов «орган внутренних дел» и «полиция» (ст. 23.3 «Органы внутренних дел (полиция)»).
А вот в Федеральном законе «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 20 февраля 2015 г. (СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1392; ...; 2018. № 53 (часть I). Ст. 8488), введенном в действие с 15 сентября 2015 г. (О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: ФЗ РФ от 20.02.2015 г. // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1392.), использован исключительно термин «орган внутренних дел»).
Таким образом, научные изыскания относительно системы правоохраны в Российской Федерации, в том числе и посредством заимствования позитивного опыта зарубежных правовых государств, необходимо продолжить и в первую оче-
кона «О полиции в Российской Федерации», в котором предусмотреть главы о полиции в органах внутренних дел, в Вооруженных Силах РФ.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, термин «военная полиция» несовершенен;
в качестве альтернативы целесообразно использовать иной термин - «полиция в Вооруженных Силах РФ».
отрасли права - «полицейское право» признать несовершенным.
редь в связи с динамизмом законодательства и фактическим отсутствием фундаментальных разработок.
Во-вторых, отождествление терминов «полиция» и «орган внутренних дел» недопустимо.
В-третьих, целесообразно принятие Федерального за-
няя военная полиция) необходимо включать в систему органов государственной безопасности.
В-четвертых, обособление в системе права отдельной
В-пятых, полицию в Вооруженных Силах РФ (нынеш-
Библиография:
1. Батюк В.И., Галузо В.Н. Правоприменение в Российской Федерации (на примере распоряжения Правительства РФ № 98-р от 27 января 2015 г.) // Право и государство: теория и практика. 2016. № 8. С. 37-41.
2. Батюк В.И., Галузо В.Н. «Прикладная юриспруденция» или комплексное правоприменение в Российской Федерации // Право и госу-дарство: теория и практика. 2018. № 9. С. 47-53.
3. Бельский К.С. Полицейское право: Монография. М.: Дело и Сервис, 2004. С. 2, 190-255, 379 - 438, 583 - 803.
4. Бельский К.С., Кроткова Н.В. Общественный порядок как категория полицейского права // Актуальные проблемы правопорядка: сб. науч. ст. Вып. 2. М.: Юридический институт МГУПС, 2000. С. 70 - 76.
5. Галузо В.Н. О некоторых проблемах комплексного правоприменения в сфере образования в Российской Федерации // Научно-практический журнал «Диалог». 2017. № 2. С. 28-37.
6. Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.
7. Галузо В.Н. Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. С. 12-28, 200-201.
8. Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30.
9. Галузо В.Н. Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Государство и право. 2012. № 11. С. 110-113.
10. Галузо В.Н. Теория правоохраны - новое направление в юридической науке? // Закон и право. 2009. № 12. С. 15-16.
11. Галузо В.Н., Канафин Н.А. Теория правоохраны как подтверждение приоритета юридической науки над правоприменением в Российской Федерации // Образование и право. 2018. № 3. С. 40-48.
12. Дерюжинский В.В. Полицейское право: Пособие для студентов. Издание четвертое. Петроград: Сенатская типография, 1917. С. 15.
13. Казакова И.Б., Галузо В.Н. Военная полиция в Российской Федерации: нонсенс или реальная необходимость? // Право и государство: теория и практика. 2016. № 1. С. 121-125.
14. Казакова И.Б., Галузо В.Н. О некоторых аспектах уголовно-процессуальной деятельности командира воинской части в Вооруженных Силах Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2016. № 1. С. 126-129.
15. Коробков В.С. Создание военной полиции как перспективное направление совершенствования дознания в войсках: организационные и правовые вопросы // Российская юстиция. 2013. № 11. С. 63-65.
16. Корякин В.М. Деятельность военной полиции в Российской Федерации узаконена (обзорный комментарий к Федеральному закону от 3 февраля 2014 года N 7-ФЗ) // Право в Вооруженных Силах. 2014. № 3. С. 2-5.
17. Минтягов С.А. Правовой статус военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2018. № 8. С. 11-18.
18. Мясников И.А. Военная полиция в Вооруженных Силах РФ: к вопросу о постановке проблем функционального предназначения // Военно-юридический журнал. 2010. № 2. С. 2-5.
19. Овсянников Ю.Н. «Полицейское право» в истории правовой смысли Западной Европы и России: Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. С.-Пб., 2002. С. 7.
20. Полицейское право: Хрестоматия / Под общ. ред. Ф.М. Рудинского. Волгоград: Волгоградская академия МВД РФ, 2001.
21. Российское полицейское (административное) право: Хрестоматия / Сост. Ю.Н. Старилов. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 1999. С. 2, 48-62.
22. Шапиро С.А. Полицейское право (теория и практика): Методическое пособие. Новосибирск: Новосибирская государственная академия водного транспорта,
2010. С. 2, 80-84.