Научная статья на тему 'ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НОНСЕНС ИЛИ РЕАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ?'

ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НОНСЕНС ИЛИ РЕАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
388
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / ПРАВООХРАНА / LAW ENFORCEMENT / ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ / MILITARY POLICE / МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ / MINISTRY OF DEFENSE / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОЗНАНИЕ / INQUIRY / ПОЛИЦИЯ / POLICE / ОРГАН ДОЗНАНИЯ / BODY OF INQUIRY / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ / CRIMINAL PROCEDURE CODE / CRIMINAL PROCEDURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казакова Илона Борисовна, Галузо Василий Николаевич

В статье обращено внимание на неопределенность статуса военной полиции в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military police in the Russian Federation: nonsense or a real need?

The article drew attention to the uncertainty of the status of the military police in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НОНСЕНС ИЛИ РЕАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ?»

ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НОНСЕНС ИЛИ РЕАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ?

КАЗАКОВА Илона Борисовна,

соискатель кафедры уголовного процесса Военного университета Министерства обороны РФ. E-mail: edviga@mail.ru;

ГАЛУЗО Василий Николаевич,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки. E-mail: vgrmn@yandex.ru

Краткая аннотация: в статье обращено внимание на неопределенность статуса военной полиции в Российской Федерации.

The article drew attention to the uncertainty of the status of the military police in the Russian Federation.

Ключевые слова: Российская Федерация; правоохрана; военная полиция; Министерство обороны РФ; правоохранительный орган; уголовно-процессуальная деятельность; дознание; полиция; орган дознания; Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Russian Federation; law enforcement; Military Police; Ministry of Defense; the police; criminal procedure; the inquiry; the police; the body of inquiry; the Criminal Procedure Code.

К подготовке данной статьи нас побудило принятие нескольких нормативных правовых актов (Федеральный закон РФ от 24 января 2014 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации»1; Указ Президента РФ от 25 марта 2015 г. № 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»2), позволившим некоторым ученым (А.А. Горлов3) и авторским коллективам (И.И. Сыдорук, А.В. Ендоль-цева и О.Д. Жук)4 выделить еще один правоохранительный орган5 - военную полиции.

А.А. Горлов, при обосновании суждения о военной полиции, как о «новом правоохранительном органе» использовал несколько подзаконных нормативных правовых актов («1. Об учреждении Положения о Главном управлении военной полиции Министерства обороны Российской Федерации: приказ Министерства обороны от 24 февраля 2012 г. № 350»; «4. О руководителе Главного Управления военной полиции Министерства обороны Российской Феде-

СЗ РФ. 2014. № 6. Ст. 558. СЗ РФ. 2015. № 13. Ст. 1909.

3 Горлов А.А. Военная полиция (вчера, сегодня, завтра): Сборник. Международная научная конференция. Новосибирск, 27-28 марта 2014 г. / Отв. ред. М.Г. Потапов. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. С. 72-80.

4 Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. 10-е изд., перераб. и доп. / Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольце-вой, О.Д. Жука. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. С. 256-265.

5 О системе правоохранительных органов в Российской Федерации подробнее см.: Галузо В.Н. Теория правоохраны - новое направление в юридической науке? // Закон и право. 2009. № 12. С. 15-16; Он же. Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Государство и право. 2012. № 11. С. 110-113.

рации: Указ Президента РФ от 25 июня 2013 г. № 643)6, которые нам ни в официальных источниках опубликования, ни в справочно-правовых системах (например, «КонсультантП-люс») обнаружить не удалось.

И.И. Сыдорук, А.В. Ендольцева и О.Д. Жук оперируют термином «система органов военной полиции», правда, без его разъяснения7.

Другой авторский коллектив (руководитель В.М. Бозров) «военную полицию Вооруженных Сил Российской Федерации» включил в «органы безопасности Российской Федерации»8. Подобный подход, не принимая во внимание допущенных редакционных неточностей, представляется заслуживающим внимания.

Авторский коллектив (руководитель Ю.К. Орлов), традиционно рассматривающий «усеченный» перечень правоохранительных органов, не только не упоминает военную полицию, но и оперирует недействующим уголовно-процессуальным законодательством при приведении перечня органов дознания («Дознание производится органами дознания (в лице дознавателей). К этим органам относятся: ... командиры воинских частей, соединений, начальники воинских учреждений или гарнизонов»)9. К сведению поименованного авторского коллектива, редакция пункта 3 ч. 1

6 Горлов А.А. Военная полиция (вчера, сегодня, завтра): Сборник. С. 79.

7 Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. 10-е изд., перераб. и доп. / Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольцевой, О.Д. Жука. С. 256-265.

8 Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.М. Бозрова. М.: Юрайт, 2015. С. 310-334.

9 Судоустройство и правоохранительные органы: Учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Ю.К. Орлов. М.: Проспект, 2016. С. 279.

ст. 40 УПК РФ видоизменена: «3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов»1.

Этот же недостаток обнаружен и еще в одном учебнике, автора которого уже несколько лет как нет в жи-вых2. Кроме того, в этом же учебнике рассматриваются полномочия уже упраздненного судебного органа - Высшего Арбитражного Суда РФ3. Подобная издательская деятельность лишь вульгаризирует юридическое образование в Российской Федерации. Да и знак охраны авторского права («... Гуценко К.Ф., 2016»)4, по меньшей мере, здесь неуместен, ввиду несоответствия положениям ст. 1271, 1257, 17, 18, 19 ГК РФ.

Еще одна публикация с аналогичным недостатком не привлекла бы нашего внимания, если бы ее автор (А.В. Годованный)5 не допустил неправомерного заимствования (относительно истории развития прокуратуры в России) из ранее вышедших в свет публикаций одного из авторов данной статьи (В.Н. Галузо)6, что, вероятно, в будущем явится предметом судебного разбирательства.

На основе обобщенных статистических данных совершения преступлений в Вооруженных Силах РФ Н. Карпов высказал несколько суждений: «правоохранительная деятельность по реализации конституционных прав и свобод граждан в войсках РФ нуждается в совершенствовании»; «один из реальных путей решения проблемы - создание в России органов военной полиции, организационно объединенных в Федеральную службу военной полиции, подчиненную Президенту России»7.

И.А. Мясников, для обоснования суждения о том, что «эффективная модель организации дознания в Вооруженных Силах может сводиться к созданию специализиро-

1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 24 января 2014 г. // СЗ РФ. 2014. № 6. Ст. 558.

2 Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: Учебник. 5-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2016. С. 332.

3 Там же. С. 171-172.

4 Там же. С. 2.

5 Годованный А.В. Правоохранительные органы: Уч. пособие. Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления, 2015. С. 52, 7-16.

6 Галузо В.Н. Институт власти прокурора в системе российского права // Вестник Московского университета МВД РФ. 2008. № 10. С. 130-132; Он же. Институт власти прокурора в России (исторический очерк) // Образование. Наука. Научные кадры. 2010. № 3. С. 21-26; История прокуратуры России (историко-правовой анализ): Уч. пособие для студентов вузов / Под ред. А.Г. Звягинцева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010; Прокурорский надзор: Учебник для студентов вузов. 8-е изд., перераб. и доп. / Под ред. И.И. Сыдо-рука, А.В. Ендольцевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. С. 20-69.

7 Карпов Н. Необходима ли нам военная полиция? // Законность.

2005. № 9.

ванного органа дознания - военной полиции, наделенной полномочиями на производство дознания и осуществление оперативно-розыскной деятельности», привел несколько доводов: «во-первых, повысить эффективность производства самого дознания; во-вторых, улучшить негативную ситуацию, связанную с тем, что сегодня собранные военными дознавателями доказательства на первоначальных этапах расследования, как правило, признаются недопустимыми; в-третьих, сосредотачивать усилия военному командованию на выполнении ими основных функций, в том числе и боевых задач; в-четвертых, устранить имеющие место сегодня противоречия между интересами военного командования и назначением уголовного судопроизводства»8.

По существу аналогичное суждение высказано В.С. Коробковым: «эффективная модель организации дознания в Вооруженных Силах может сводиться к созданию специализированного органа дознания - военной полиции, наделенной полномочиями на производство дознания и осуществление оперативно-розыскной деятельности. Создание военной полиции позволит: во-первых, повысить эффективность производства самого дознания; во-вторых, улучшить негативную ситуацию, связанную с тем, что сегодня собранные военными дознавателями доказательства на первоначальных этапах расследования, как правило, признаются недопустимыми; в-третьих, сосредоточивать усилия военному командованию на выполнении ими основных функций, в том числе и боевых задач; в-четвертых, устранить имеющие место сегодня противоречия между интересами военного командования и назначением уголовного судопроизводства»9.

Н.А. Савченко обращает внимание на «дискуссию о том, нужна ли армии военная полиция с учетом наличия военной прокуратуры и военно-следственных органов»10.

По мнению А.Б. Лободы, «в организационном плане структура военной полиции могла бы включать криминальную военную полицию и военную полицию общественной безопасности. Задачей первой должна быть в первую очередь борьба с преступностью (оперативно-розыскные и следственные функции); второй - обеспечение общественного порядка: несение патрульно-постовой службы, контроль безопасности дорожного движения с участием военной техники, охрана и досмотр военных грузов, охрана и

8 Мясников И.А. Военная полиция в Вооруженных Силах РФ: к вопросу о постановке проблем функционального предназначения // Военно-юридический журнал. 2010. № 2. С. 2-5.

9 Коробков В.С. Создание военной полиции как перспективное направление совершенствования дознания в войсках: организационные и правовые вопросы // Российская юстиция. 2013. № 11. С. 63-65.

10 Савченко Н.А. К вопросу об истории и правовом обеспечении формирования института военной полиции в России // Военно-юридический журнал. 2014. № 6. С. 9-13.

конвоирование военнослужащих, содержащихся под стражей, и выполнение иных подобных функций»1.

С.И. Калинин отмечает следующее: «В научной литературе выделяются три основных вида правоохранительной деятельности: 1) судебная деятельность; 2) прокурорская деятельность; 3) полицейская деятельность. Последняя, в свою очередь, включает в себя охрану общественного порядка; выявление, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений; раскрытие и расследование преступлений; рассмотрение административных правонарушений несудебными органами. И на внутренние войска МВД России, и на органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации согласно действующему законодательству возлагаются указанные полицейские функции. Данное обстоятельство предопределяет необходимость осуществления взаимодействия между ними»2.

По мнению А.В. Быкова, «в демократическом государстве применение вооруженных сил, как элемента его полицейской системы, при решении внутригосударственных задач носит чрезвычайный характер и детально регламентировано в законах страны, что практически исключает возможность узурпации власти со стороны военных или иных политических сил в стране антиконституционным путем»3.

Теперь непосредственно о правовой основе для противоречивых суждений приведенных выше авторов и авторских коллективов относительно определения статуса военной полиции.

Нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования организации и деятельности органов военной полиции, является Указ Президента РФ от 25 марта 2015 г. № 161 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», которым утвержден Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации4.

В Уставе военной полиции ВС РФ определены «основные направления деятельности, функции, полномо-

1 Лобода А.Б. О необходимости создания военной полиции как субъекта реализации функции российского государства по охране правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации // Военно-юридический журнал. 2006. № 9.

2 Калинин С.И. Взаимодействие внутренних войск МВД России с органами военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации при выполнении задач по охране общественного порядка // Право в Вооруженных Силах. 2015. № 6. С. 19-22.

3 Быков А.В. Место и роль вооруженных сил в полицейской системе современного демократического государства // Военно-юридический журнал. 2007. № 10.

4 Некоторые ученые уже осуществили анализ положений данного подзаконного нормативного правового акта (см. об этом, например: Туганов Ю.Н. Административно-юрисдикционная деятельность военной полиции: анализ нормативных актов // Право в Вооруженных Силах. 2015. № 6. С. 14-19).

чия и организацию службы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации ..., применение военной полицией некоторых мер государственного принуждения, права и обязанности должностных лиц военной полиции, а также случаи и порядок применения военнослужащими военной полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» (п. 1).

Военная полиция входит в состав Вооруженных Сил РФ (п. 6). Военная полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персонала, обеспечения в Вооруженных Силах законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил РФ, а также в пределах своей компетенции для противодействия преступности и защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны (п. 7). Руководство военной полицией осуществляет непосредственно Министр обороны РФ. Управление военной полицией осуществляет начальник центрального органа военной полиции (п. 8).

Органом военной полиции является «военная автомобильная инспекция Вооруженных Сил Российской Федерации» - это «органы и подразделения военной полиции, предназначенные для планирования, строительства, развития системы обеспечения безопасности дорожного движения и реализации государственной политики в этой области в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях и осуществляющие федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах, организующие в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации выполнение специальных разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения и осуществляющие их непосредственно, а также организующие и осуществляющие специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах» (п/п. 1 п. 13)

Основные направления деятельности органов военной полиции определены в п. 19: «1) обеспечение правопорядка и воинской дисциплины, участие в обеспечении законности, а также осуществление в пределах своей компетенции противодействия преступности; 2) осуществление полномочий органа дознания в Вооруженных Силах; 3) производство в соответствии с компетенцией по делам об административных правонарушениях и проведение разбирательств по дисциплинарным проступкам; 4) организация в Вооруженных Силах розыска и задержания военнослужащих, уклоняющихся от военной службы; содействие в пределах своих полномочий органам внутренних дел Россий-

ской Федерации в розыске военнослужащих и лиц гражданского персонала, совершивших преступление, а также военного имущества Вооруженных Сил; 5) исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, дисциплинарного ареста, содержание под стражей подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых и задержанных военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований; 6) охрана и конвоирование военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований; 7) обеспечение охраны объектов Вооруженных Сил, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации, служебных помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов; 8) обеспечение в пределах своей компетенции государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства из числа военнослужащих, судей военных судов, прокурорских работников органов военной прокуратуры, руководителей и следователей военных следственных органов, а также других защищаемых лиц; 9) обеспечение безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах, координация деятельности других войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения».

Анализ положений п. 29 позволяет утверждать о трех звеньях военной полиции: 1) центральный орган военной полиции; 2) региональные органы военной полиции; 3) территориальные органы военной полиции.

В п. 181-186 речь идет о полномочиях начальников органов военной полиции при осуществлении дознания, как одной из разновидностей уголовно-процессуальной деятельности1.

Нормативным правовым актом с большей юридической силой, принятие которого, вероятно, предопределялось в большей мере политическими решениями по юридическому закреплению процесса формирования органов военной полиции2, является Федеральный закон РФ от 24 января 2014 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам

1 Об уголовно-процессуальной деятельности подробнее см.: Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность: Учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Мирзоева, В.Н. Григорьева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010; Галузо В.Н., Якупов Р.Х. Уголовный процесс: Учебник. 7-е изд., перераб. М.: ТЕИС, 2013. С. 301-424.

2 На это же обратил внимание и В.М. Корякин (см.: Корякин В.М.

Деятельность военной полиции в Российской Федерации узаконена (обзорный комментарий к Федеральному закону от 3 февраля 2014 года N 7-ФЗ) // Право в Вооруженных Силах. 2014. №

3. С. 2-5; Он же. Разграничение полномочий командиров (на-

чальников) и органов военной полиции в работе по обеспечению правопорядка и воинской дисциплины // Право в Вооруженных

Силах. 2015. № 6. С. 2-8).

деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации». Этим Федеральным законом РФ вносились изменения и дополнения в четырнадцать нормативных правовых актов с равной юридической силой: в Федеральный закон РФ от 18 октября 1995 г. «О прокуратуре»3; в Федеральный закон РФ от 22 марта 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»4; в Федеральный закон РФ от 21 июня 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»5; в Федеральный закон РФ от 24 апреля 1996 г. «Об обороне»6 («Статья 251. Военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации 1. Военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации ... предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, лиц гражданского персонала, граждан, проходящих военные сборы в Вооруженных Силах Российской Федерации, обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в пределах своей компетенции противодействия преступности и защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны. 2. Основные направления деятельности, функции и полномочия военной полиции определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 3. Руководство военной полицией осуществляет министр обороны Российской Федерации. 4. Военная полиция входит в состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Организационная структура, состав и штатная численность органов и подразделений военной полиции определяются министром обороны Российской Федерации в пределах установленной штатной численности военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. 5. Военнослужащие военной полиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, специальные средства, огнестрельное оружие, боевую и специальную технику в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.»); в Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 18

! СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472

1 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455 5 СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759 5 СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750

2015. № 41 (ч. 2). Ст. 5639. 2014. № 6. Ст. 558.

2014. № 52 (ч. 1). Ст. 7557.

2015. № 7. Ст. 1019.

декабря 1996 г.1; в Федеральный закон РФ «О судебных приставах» от 4 июня 1997 г.2; в Федеральный закон РФ от 6 марта 1998 г. «О статусе военнослужащих»3; в Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 22 ноября 2001 г.4; в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 20 декабря 2001 г.5; в Федеральный закон РФ от 31 июля 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»6; в Федеральный закон РФ от 15 ноября 2006 г. «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста»7; в Федеральный закон РФ от 22 декабря 2010 г. «О Следственном комитете Российской Федерации»8; в Федеральный закон РФ от 28 января 2011 г «О полиции»9; в Федеральный закон РФ от 15 ноября 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих»10.

Нами обнаружен и ведомственный нормативный правовой акт, специально предназначенный для регулирования организации и деятельности органов военной полиции. Речь идет о Приказе Министра обороны РФ от 7 мая 2012 г. № 1111 «О деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации»11. В этом подзаконном нормативном правовом акте содержались нормы различных отраслей права, в том числе и уголовно-процессуального права, отсутствовавшие в УПК РФ (до вступления в юридическую силу Федерального закона РФ от 24 января 2014 г.). Иначе говоря, уголовно-процессуальная деятельность органов военной полиции регулировалась не УПК РФ,

а приказом Министра обороны РФ, что не соответствовало

12

правилам комплексного правоприменения12.

Таким образом, имеется правовая основа для выделения военной полиции. Ввиду ее вхождения в состав Вооруженных Сил РФ, представляется возможным наделения военной полиции статусом «орган государственной безопасности», с включением в систему органов государственной безопасности в качестве одного из самостоятельных видов - «органы военной полиции». Соответственно, мы приводим видоизмененный исчерпывающий перечень органов государственной безопасности: Совет безопасности РФ; органы федеральной службы безопасности; органы внешней разведки; федеральные органы государственной охраны; органы федеральной фельдегерской связи; органы пожарной безопасности; органы военной полиции.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, военная полиция, как составная часть Вооруженных Сил РФ, может быть включена в систему органов государственной безопасности.

Во-вторых, термин «военная полиция» необходимо признать несовершенным, ввиду многозначности термина «полиция».

В-третьих, военные подразделения, наделенные правом на осуществление уголовно-процессуальной деятельности, целесообразно именовать органами военной безопасности.

В-четвертых, организацию и деятельность органов военной безопасности целесообразно урегулировать в Федеральном законе РФ «О военной безопасности».

1 СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198; ...; 2015. № 29 (ч. 1). Ст. 4386.

2 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590; ...; 2015. № 10. Ст. 1427.

3 СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331; ...; 2015. № 29 (ч. 1). Ст. 4356.

4 СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4921; ...; 2015. № 29 (ч. 1). Ст. 4391.

5 СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1; ...; 2015. № 45. Ст. 6205.

6 СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3534; ...; 2015. № 10. Ст. 1393.

7 СЗ РФ. 2006. № 49. Ст. 5089; ...; 2014. № 6. Ст. 558.

8 СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 15; ...; 2015. № 41 (ч. 2). Ст. 5639.

9 СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900; ...; 2015. № 29 (ч. 1). Ст. 4374.

10 СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5281; 2007. № 45. Ст. 5431; 2011. № 46. Ст. 6407.

11 В официальных источниках не публиковался.

12 Подробнее о правилах комплексного правоприменения см.: Якупов Р.Х. Проблемы уголовно-процессуального правоприменения в условиях гуманизации законодательства и правоприменительной практики / Проблемы обеспечения прав личности в современных условиях: Тезисы докладов. Волгоград: ВСШ МВД РФ, 1992. С. 90-94; Он же. Правоприменение в уголовном процессе России (юридические проблемы): Монография. М.: МВШМ МВД РФ, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.