Уголовное право
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАКОВА Илона Борисовна,
соискатель кафедры уголовного процесса Военного университета Министерства обороны РФ. E-mail: [email protected];
ГАЛУЗО Василий Николаевич,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье обращено внимание на особенности уголовно-процессуальной деятельности командира воинской части в Вооруженных Силах Российской Федерации.
In the article the attention is drawn to peculiarities of criminal-procedural activity of commander of military unit in the Armed Forces jn the Russian Federation.
Ключевые слова: Конституция РФ; Вооруженные Силы РФ; Министерство обороны РФ; военный округ; воинская часть; командир воинской части; уголовно-процессуальная деятельность; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; предварительное расследование; судебное разбирательство; дознание; органы дознания; начальник подразделения дознания; предварительное следствие; органы предварительного следствия; руководитель следственного органа; прокурор.
The Constitution of the Russian Federation; the military-administrative division of the Russian Federation; the Ministry of defence of the Russian Federation; military district; military unit; military unit commander; criminal activity; Criminal procedure code; inquiry; body of inquiry; the chief of division of inquiry; preliminary investigation; preliminary investigation bodies; the head of the investigative body; Prosecutor.
К подготовке данной статьи нас побудило от 20 сентября 2010 г. № 1144 «основной военно-ад-
обращение заместителя Главного военного прокурора РФ (от 24 декабря 2015 г. № 3у-2101/15/6457) в Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный университет» Министерства обороны РФ (ФГКВОУ ВПО «Военный университет» МО РФ).
Так как предметом данной статьи является деятельность командира воинской части, мы, первоначально, обращаем внимание на военно-административное деление Российской Федерации1.
Военно-административное деление урегулировано в подзаконном нормативном правовом акте2 - Указе Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1144 «О военно-администра-тивном делении Российской Федерации»3.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ
1 Мы полагаем, что с 25 декабря 1991 г. для наименования государства необходимо использовать исключительно термин «Российская Федерация» («РФ») (Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).
2 О системе нормативных правовых актов в Российской Федерации подробнее см.: Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.
3 СЗ РФ. 2010. № 39. Ст. 4929; 2014. № 14. Ст. 1613.
министративной единицей Российской Федерации является военный округ Российской Федерации». Таковых ныне четыре: Западный военный округ; Южный военный округ; Центральный военный округ; Восточный военный округ. Положение о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 27 июля 1998 г. № 9014 В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 27 июля 1998 г. № 901 военный округ является «основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил Российской Федерации ... и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности. Границы ответственности военного округа устанавливаются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации ...».
Положение о Генеральном штабе Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 23 июля 2013 г. № 631 «Вопросы Генерального штаба
' СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3840; ...; 2015. № 14. Ст. 2107.
Российской Федерации»1. В соответствии с п. 1 Положения о Генеральном штабе Российской Федерации «1. Генеральный штаб ... Вооруженных Сил Российской Федерации ... является центральным органом военного управления Министерства обороны Российской Федерации . и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации ... В соответствии с решениями Президента Российской Федерации - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации Генеральный штаб осуществляет управление Вооруженными Силами, организует планирование обороны Российской Федерации, мобилизационную подготовку и мобилизацию в Российской Федерации ..., а также координирует деятельность других войск, воинских и специальных формирований в области обороны».
Положение о Министерстве обороны Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации»2. В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации «1. Министерство обороны ... Российской Федерации ... является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций».
Приказом Министра обороны РФ от 29 июля 2011 г. № 1290 утверждено «Типовое положение» о «воинской части» («1. Утвердить: Типовое общее положение о федеральном казенном учреждении «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации» (приложение № 1 к настоящему Приказу); Типовое положение о филиале «Войсковая часть 00000» федерального казенного учреждения «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Феде-
1 СЗ РФ. 2013. № 30 (ч. 1). Ст. 4085; 2014. № 27. Ст. 3754.
2 СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3538; ...; 2015. № 25. Ст. 3644.
рации» (приложение № 2 к настоящему Приказу)»3.
В соответствии с п. 33 Типового общего положения о федеральном казенном учреждении «Управления объединения (управление соединения, воинская часть)» руководителем «Учреждения является соответствующий командир (начальник)».
Формирование и деятельность воинских частей Вооруженных Сил РФ не столь часто избирается в качестве предмета научных изысканий.
Так, еще в советской России специальная гражданская правоспособность воинской части определялась следующим образом: «... хозяйственная деятельность воинской части регулируется различными отраслями советского права. При этом решающую роль играют те формы и методы, которые применяются в административном праве. Гражданско-правовые методы в регулировании имущественных отношений с участием воинских частей имеют вспо-
4
могательное значение» .
В первом монографическом исследовании, посвященном «анализу гражданской правоспособности воинской части и ее имущественной ответственности», обосновано следующее суждение: «... организационное единство воинской части - юридического лица основывается на следующих элементах: наличие у воинской части собственного наименования и органов управления; правомочие ее командира на издание приказов и ведение переписки; наличие у воинской части самостоятельного финансового и войскового хозяйства, а также деятельность воинских частей на основе общих для них уставов и положений. Воинская часть, обладая названными признаками, имеет возможность самостоятельного участия в гражданских правоотношениях, решений вопросов, связанных с расходованием денежных средств, предназначенных для заключения различных договоров, обусловленных потребностями ее деятельности»5.
Предметом научного изыскания Д.М. Павлова «выступают теоретические и нормативно-право-вые основы административно-правового положения воинской части как юридического лица, а также судебная практика, связанная с их функционированием»6. По-
3 В официальных источниках данный приказ не публиковался.
4 Беспалов А.А. Воинская часть как участник гражданских правоотношений: Лекция. М., 1972. С. 6.
5 Беспалов А.А. Воинская часть как юридическое лицо (понятие и признаки): Автореф. дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. М., 1973. С. 5, 6.
6 Павлов Д.М. Воинская часть как юридическое лицо (административно-правовой аспект): Автореф. дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. М., 2013. С. 5.
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2016. № 1(133)
именованным исследователем воинская часть Вооруженных Сил РФ определена как «организация, которая создана во исполнение закона для реализации общественно значимых целей - обеспечения жизнедеятельности воинского коллектива посредством участия в гражданском обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет ограниченную правоспособность, интегрирована в систему военного управления и действует от своего имени в установленной организационно-правовой форме в рамках правового режима, определенного
как нормами гражданского, так и административного
1
права» .
Теперь непосредственно об уголовно-процессуальной деятельности командира воинской части.
Как известно, уголовно-процессуальная деятельность2 урегулирована уголовно-процессуальным законодательством3 и, в первую очередь, в Уголовно-процессуальном кодексе РФ от 22 ноября 2001 г.4, введенном в действие с 1 июля 2002 г.5.
Уголовно-процессуальная деятельность может быть представлена в виде двух разновидностей: предварительное расследование и судебное разбирательство. В свою очередь, предварительное расследование состоит из дознания и предварительного следствия. Соответственно, дознание осуществляют органы дознания6 и органы предварительного следствия7.
Командир воинской части при вовлечении в уголовно-процессуальные правоотношения непременно приобретает статус субъекта уголовного процесса: он становится процессуальным органом.
1 Павлов Д.М. Воинская часть как юридическое лицо (административно-правовой аспект): Автореф. дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. М., 2013. С. 8; Он же. Воинская часть как юридическое лицо публичного права (административно-правовые основы создания и деятельности): Монография. М.: РУДН, 2015. С. 129-136.
2 О содержании уголовно-процессуальной деятельности подробнее см.: Галузо В.Н., Якупов Р.Х. Уголовный процесс: Учебник. 7-е изд., перераб. М.: ТЕИС, 2013.
3 Об уголовно-процессуальном законодательстве подробнее см.: Эриашвили Н.Д., Галузо В.Н. О системе уголовно-процессуального законодательства в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 2. С. 80-82.
4 СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921; ...; РГ. 2016. 11 января.
5 О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 22 ноября 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.
6 О понятии и видах органов дознания подробнее см., например: Олимпиев А.Ю. О субъектах дознания в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1. С. 231-233.
7 Об органах предварительного следствия подробнее см.: Галузо В.Н., Канафин Н.А. Органы предварительного следствия в Российской Федерации (состояние и перспективы развития) //
Таврический научный обозреватель. 2015. № 2. С. 58-61.
Детализация статуса процессуального органа дана в УПК РФ. Ввиду того, что органы дознания осуществляют дознание, процессуальным органом могут быть: орган дознания (ст. 40 УПК РФ); «начальник подразделения дознания» (ст. 401 УПК РФ); «дознаватель» (ст. 41 УПК РФ).
Нам представляется, что использование в п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ термина «командиры воинских частей» является несовершенным. В наименовании же статьи 401 УПК РФ допущено смешение разных предметов правового регулирования.
Полномочия процессуальных органов, осуществляющих исключительно дознание, регламентированы в нескольких статьях УПК РФ (ч. 2 ст. 40; ст. 401; ч. 3 ст. 41 и др.). Надзор за деятельностью процессуальных органов, осуществляющих исключительно дознание, возложен на прокурора (ст. 37 УПК РФ).
В заключение, нам остается лишь не только проанализировать содержание обращения заместителя Главного военного прокурора РФ8 (от 24 декабря 2015 г. № 3у-2101/15/6457) в Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный университет» Министерства обороны РФ (ФГКВОУ ВПО «Военный университет» МО РФ), но и предложить собственные рекомендации.
В обращении заместителя Главного военного прокурора РФ речь идет об уголовно-процессуальной деятельности командира воинской части, проводившего проверку сообщения о преступлении. В соответствии со ст. 40, 401, 41 УПК РФ «командир воинской части» или лицо, им же управомоченное, вправе
8 Об организации и деятельности прокуратуры, а также о разграничении понятий «прокуратура» и «должность прокурора» подробнее см.: Галузо В.Н. Проблемы институционализации власти прокурора в Российской Федерации // Закон и право. 2009. № 11. С. 21-23; Он же. Институт власти прокурора в России // Государство и право. 2011. № 2. С. 81-85; Он же. От надзора представителей «должности прокурора» в Российской Империи к многофункциональной деятельности прокуратуры в Российской Федерации // Закон и право. 2011. № 10. С. 43-44; Он же. «Присутственное место» или «государственный орган»: допустимо ли отождествление? // Вестник Московского университета МВД РФ. 2011. № 6. С. 77-79; Он же. О возрождении «должности прокурора» в Российской Федерации: pro et contra // Закон и право. 2012. № 7. С. 26-27; Он же. История прокуратуры или история должности прокурора в России: допустимо ли отождествление? // Закон и право. 2014. № 8. С. 43-46; Он же. Истоки регулирования должности прокурора в России (юридический аспект) // Образование и право. 2015. № 1-2. С. 192-201; Прокурорский надзор: Учебник для студентов вузов. 8-е изд., перераб. и доп. / Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольцевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015; Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. 10-е изд., перераб. и доп. / Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольцевой, О.Д. Жука. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. С. 163-187.
осуществлять процессуальные действия1. Иначе говоря, командир воинской части вправе осуществлять дознание. В последующем прокурор осуществил надзор за процессуальной деятельностью командира воинской части. После передачи материалов возбужденного уголовного дела по подследственности в орган предварительного следствия, то руководитель следственного органа в соответствии со ст. 39 УПК РФ принял иное процессуальное решение - отменил постановление о возбуждении уголовного дела, составленное командиром воинской части.
Возникла правовая коллизия2 между положениями одного и того же нормативного правового акта (УПК РФ) о правомочиях разных органов предварительного расследования: органа дознания («командир воинской части») и органа предварительного следствия («руководитель следственного органа»). Суть этой правовой коллизии можно представить в виде вопроса: правомочен ли руководитель следственного органа отменить процессуальное решение органа дознания (командира воинской части)?
Несовершенство целого ряда положений упоминавшихся выше статей УПК РФ не позволяет однозначно ответить на сформулированный вопрос.
Это же относится и к Федеральному закону РФ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения полномочий начальника органа дознания и дознавателя» от 18 декабря 2015 г.3. Именно поэтому возможны варианты ответов на сформулированный вопрос.
Может быть принято во внимание суждение о допустимости применения аналогии законодательства при соотношении полномочий органа дознания
(«командира воинской части») и органа предварительного следствия («руководителя следственного органа»).
В связи с наметившейся тенденцией на ограничение уголовно-процессуальных полномочий прокурора4 представляется также обоснованным суждение о том, что исключительным полномочием на отмену решений органа дознания обладает прокурор.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, всякую воинскую часть необходимо рассматривать в качестве юридического лица.
Во-вторых, воинская часть возглавляется командиром, который ее и представляет.
В-третьих, содержание деятельности командира воинской части многоаспектно.
В-четвертых, одной из разновидностей деятельности командира воинской части является уголовно-процессуальная деятельность, которая регулируется исключительно уголовно-процессуальным законодательством. При этом, уголовно-процессуальная деятельность командира воинской части не является основной разновидностью его деятельности.
В-пятых, вовлечение командира воинской части в уголовно-процессуальные правоотношения влечет безусловное изменение его статуса. В этой связи положения отдельных статей УПК РФ (40, 401, 41) необходимо признать несовершенными.
В-шестых, соотношение полномочий органа дознания («командира воинской части») и органа предварительного следствия («руководителя следственного органа») может быть разрешено или по правилам аналогии законодательства, или посредством правовой коллизии.
1 О процессуальных действиях подробнее см.: Доказывание в уголовном процессе Российской Федерации (теория и правоприменительная практика): Монография / Под ред. В.С. Афанасьева. М.: ТЕИС, 2012. С. 49-76, 164; Доказывание в уголовном процессе Российской Федерации (теория и правоприменительная практика): Монография. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. В.Н. Галузо. М.: ТЕИС, 2014. С. 54-84, 224.
2 О разновидностях противоречий (конкуренция, коллизия и др.) и о способах их разрешения подробнее см.: Якупов Р.Х. Правоприменение в уголовном процессе России (юридические проблемы): Монография. М.: МВШМ МВД РФ, 1993; Якупов Р.Х. Правоприменение в уголовном процессе России (юридические проблемы): Автореф. дисс. ... на соиск. докт. юрид. наук. М.: ЮИ МВД РФ, 1993.
3 Росс. газ. 2016. 11 января.
4 Галузо В.Н. Правовое регулирование деятельности прокурора в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Вестник Московского университета МВД РФ. 2008. № 4. С. 36-37; Он же. Правовое регулирование уголовного преследования прокуратурой в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2010. № 6. С. 45-47; Он же. «Органы уголовного расследования» в системе правоохранительных органов Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД РФ. 2011. № 8. С. 100-102; Он же. Соотношение надзора представителей «должности прокурора» с иными направлениями их деятельности // Актуальные проблемы современной науки. Секция «Право и правоприменение»: Сборник материалов международной научно-практической конференции 16 мая 2013 г. / Науч. ред. С.Л. Никонович. Тамбов-Липецк: Изд-во Першина Р.В., 2013. С. 43-62.